ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6090
Скачиваний: 56
Личность
61
обладаем и знанием о самих себе —
яконцепци
ей,
иногда называющейся ясхемой (см., напри
мер: Kihlstrom et al., 1988; Markus, 1977). Вы то
же «объект», который вы сами должны понять
(James, 1890).
Разные образы «я».
Так же как и наши представ
ления о «выдающихся лидерах» включают много
численные примеры, наши представления о себе
содержат разные образы «я». Некоторые наши «я»
связаны с теми ролями, которые мы играем (см.,
например: Gergen, 1971; Markus & Wurf, 1987).
Так, Мартин Лютер Кингмладший, вероятно, счи
тал себя мужем, отцом, лидером и проповедником.
Другие наши «я» связаны с будущим: они представ
ляют тех, кем мы в идеале надеемся стать, кем, как
мы считаем, мы будем, и кем мы стать боимся (см.,
например: Higgins, 1987; Markus & Nurius, 1986;
Ogilvie, 1987). Кинг хотел быть сильным и эффек
тивно действующим борцом за гражданские права,
он считал, что должен быть более хорошим мужем
для своей жены и лучше исполнять свою роль отца
для детей, и боялся, что он станет лидером, го
няющимся за славой и далеким от людей. Будущие
«я» очень важны, потому что они помогают опре
делить наши цели и направляют наши действия.
Например, когда нам становится ясно, что наши
настоящие «я» — те, кем мы, как нам кажется, яв
ляемся на самом деле, — не дотягивают до наших
идеальных «я» — тех, кем мы должны быть, — мы
начинаем тревожиться и эта тревога может мо
тивировать нас прилагать больше усилий для до
стижения наших целей (Higgins, 1996). Будущие
«я» Кинга заставили его сильнее бороться за пра
ва афроамериканцев и других меньшинств, про
водить больше времени с семьей и не заражаться
ядом власти. Наконец, большинство из нас в неко
торой степени обладает групповым или коллек
тивным «я». Так же как и Кинг считал себя чер
нокожим американцем, вы можете рассматривать
себя жителем НьюЙорка или республиканцем,
женщиной или членом какойто другой группы
(см., например: Deaux, Reid, Mizrahi & Ethier, 1995;
Markus & Kitayama, 1991; Triandus, 1989). Далее мы
увидим, что тот, кем вы являетесь в любой данный
момент — то есть какое из ваших «я» доминирует, —
часто зависит от того, какой именно аспект ваше
го «я» проявляется в определенной ситуации.
Источники самопознания.
Один из способов
понять других — это наблюдать за их поведением
и делать выводы о том, что это поведение гово
рит о человеке. Например, если вы видите, как
сосед жестоко ругает ребенка, вы можете дога
даться, что он нечуток и груб. Мы иногда узнаем
о самих себе точно так же, «выходя за пределы
самих себя» и наблюдая как бы со стороны за
своими собственными действиями (Bem, 1967,
1972). Когда мы погружаемся в этот
процесс са
мовосприятия
— процесс, при котором люди на
блюдают за своим собственным поведением, что
бы сделать вывод о своих собственных внутрен
них характеристиках, — то и сосед тоже может
согласиться с тем, что он не очень хороший отец.
Порой мы узнаем о самих себе в
процессе
отраженной оценки
— наблюдая или вообра
жая, что думают о нас другие (Cooley, 1902; Mead,
1934; Sullivan, 1953). В этом процессе ребенок, ко
торый считает, что родители находят его талант
ливым, обаятельным или толстым, скорее всего
будет думать о себе так же. В главе 4 мы увидим,
что люди создают общественное представление
о себе, не только влияя на то, как другие к ним
относятся, но и в процессе самовосприятия и от
раженной оценки, — чтобы влиять на то, кем они
кажутся.
Процесс самовосприятия (Selfperception pro
cess)
— процесс, при котором люди наблюдают за
своим собственным поведением и создают внутрен
ние характеристики, такие как черты характера, спо
собности и установки.
Процесс отраженной оценки (Reflected appraisal
process)
— процесс, при котором люди начинают
понимать себя, наблюдая за тем или воображая, как
относятся к ним другие.
Наконец, люди начинают узнавать себя в про
цессе
социального сравнения
— сравнения своих
собственных способностей, установок и представ
Понимание себя —
как мы формируем нашу яконцепцию?
Наблюдая за самими собой, наблюдая за тем, как относятся
к нам другие, и сравнивая себя с другими, мы начинаем по
нимать самих себя.
62
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ
лений с представлениями окружающих (Festinger,
1954). Например, когда вы видите оценки сво
его соседа по общежитию, вы можете узнать что
то новое и о своих способностях. Мы исследуем
процессы сравнения в главах 3 и 7.
Социальное сравнение (Social comparison)
—
процесс, при котором люди начинают понимать са!
мих себя, сравнивая свои способности, установки и
представления со способностями, установками и
представлениями других людей.
В целом, когда мы узнаем много о других, мы
повышаем и свое знание о себе. Мы увидим в
этой книге, что знание себя, других и социаль
ных ситуаций оказывает значительное влияние
на наше социальное поведение.
Чувства: установки,
эмоции и настроения
Отвратительного вида хулиган на пустынной
улице вселяет в нас страх. Смерть любимого че
ловека глубоко печалит. Волшебная первая встре
ча с «особым» человеком побуждает завести ро
ман и вселяет в нас желание. И страстный бари
тон Мартина Лютера Кинга резонирует в нас и
вызывает печаль и надежду. Чувства — это музы
ка жизни. Социальные психологи рассматрива
ют три общих типа чувств — установки, эмоции
и настроения. Установки — благоприятные или
неблагоприятные оценки определенных людей,
предметов, событий или идей (Eagly & Chaiken,
1998; Petty & Wegener, 1998).
Вы можете испытывать отвращение к полити
кам, любить мороженое и одобрять смертную
казнь.
Установки
— это более или менее базовые
чувства, простые оценки в позитивнонегативном
континууме — мы испытываем позитивные или
негативные чувства, благоприятные или неблаго
приятные, одобряем или не одобряем чтото.
Конкретная установка по отношению к са
мим себе —
самооценка.
Люди, благосклонно от
носящиеся к самим себе, обладают высокой са
мооценкой; люди с негативным отношением к
себе обладают низкой самооценкой. Подобно
яконцепции, самооценка сильно влияет на соци
альное поведение, как мы дальше увидим в этой
книге.
Установка (Attitude)
— благоприятная или небла!
гоприятная оценка отдельного человека, предмета,
события или идеи.
Эмоции
— ощущения, такие как страх, гнев,
печаль, радость и вина, — богаче, сложнее и ин
тенсивнее установок. Кроме компонента пози
тивности/негативности они также обладают
компонентом физиологического возбуждения.
Например, когда люди пугаются, их сердце на
чинает колотиться, дыхание убыстряется, выра
жение лица меняется, а их тела вырабатывают
определенные химические вещества. Более то
го, эмоции зачастую сопровождаются сложными
мыслями, подобно тому как ощущение стыда вы
зывает у людей чувство неадекватности и отвра
щения к себе.
Наконец,
настроения
— это чувства, менее
сосредоточенные и длящиеся дольше эмоций.
Когда мы в плохом настроении, все нам кажет
ся серым; когда мы в хорошем настроении, то
видим все в розовом свете; испытывая тревогу,
мы в ужасе отшатываемся от своей собственной
тени. Настроение окрашивает все наши пережи
вания, а не только отдельное событие, первона
чально вызвавшее его.
Так как социальное поведение в значительной
степени обусловлено чувствами, то определение
этих чувств имеет решающее значение. Хотя труд
но выяснить, что происходит внутри человека,
психологи разработали техники, оказавшиеся, как
мы в дальнейшем увидим, достаточно успешными.
Самооценка (Selfesteem)
— наша установка по
отношению к самим себе.
Эмоция (Emotion)
— относительно интенсивное
чувство, характеризующееся физиологическим воз!
буждением и комплексными знаниями.
Настроение (Mood)
— относительно длительное
чувство, размытое и не направленное на достиже!
ние какой!то определенной цели.
«Порой мы узнаем о самих себе
в
процессе отраженной оценки
—
наблюдая или воображая, что думают о нас другие»
Личность
63
Внимание: метод
ОЦЕНКА УСТАНОВОК,
ЭМОЦИЙ И НАСТРОЕНИЯ
Если вы хотите узнать, что думает ваша подру
га о смертной казни или что она чувствовала, ко
гда смотрела голливудскую мелодраму, то как вы
поступите? Сначала вы можете просто спросить
ее. Исследователи часто так и поступают, хотя
действуют более систематическим и изощренным
способом.
Критерий самоотчета
может быть непо
средственным, если мы задаем серию вопросов.
Порой людей просят высказаться и ответить,
считают ли они утверждения верными/невер
ными или ложными/ошибочными (например,
«я благосклонно отношусь к смертной казни»).
В других случаях вопросы задают так, чтобы мож
но было оценить ответы более точно. Например
«Оцените по 9балльной шкале, где 1 = совершен
но расстроен(а), а 9 = совершенно счастлив(а) —
как вы себя чувствуете сейчас?»
Часто имеет смысл просто попросить людей
рассказать о своих чувствах. В конце концов, все
чувства — это личные переживания, и человек, ис
пытывающий их, обычно осознает их лучше всех.
Однако когда мы применяем этот метод, у нас мо
гут возникнуть проблемы. Например, люди могут
испытывать замешательство, рассказывая о сво
их чувствах, если они считают их социально не
приемлемыми или нежелательными. Как показал
один пример, придерживающиеся консерватив
ных политических взглядов студенты либераль
ного колледжа редко одобряют смертную казнь.
Что может сделать социальный психолог, что
бы ослабить это предубеждение? Вопервых, ис
следователь может вселить в участников ощуще
ние анонимности, дав им кодовые номера вместо
имен или попросив вместе с другими положить
анкеты в конверт. Если участники считают, что
отвечают анонимно, то им не нужно тревожиться
за свой имидж. Вовторых, исследователь может
скрыть истинную цель исследования, перемешав
интересующую его тему с другими или придумав
легенду о том, что в эксперименте исследуется
совсем посторонний вопрос, а не тот, который ин
тересует ученых. Если участники не считают, что
в эксперименте требуется подтвердить свои спо
собности и проявить себя с лучшей стороны, то
они вряд ли изменят свои позиции по этому во
просу (см. главу 1 «Введение в социальную психо
логию» — в ней обсуждаются все за и против об
мана в исследовании). Наконец, психологи могут
обмануть участников эксперимента и заставить
поверить, что знают их истинные чувства, напри
мер, поймав испытуемых на лжи или лишь показав
«детектор лжи» (Jones & Sigall, 1971; Roese & Jami
eson, 1993; Sigall & Page, 1971). В такой ситуации
участник исследования не выигрывает, если начи
нает лгать. Таким образом, несмотря на потенци
альную слабость техники самоотчета, исследова
тели могут делать ее более эффективной.
Так как у людей иногда есть причины скрывать
свои истинные чувства или им трудно выразить их
словами, социальные психологи стремятся най
ти объяснение чувств в поведении. Это, разумеет
ся, напоминает технику, применяемую обычными
людьми, когда они не доверяют тому, что говорят
другие. Например, если мы видим, что человек улы
бается каждый раз, когда читает о том, что осуж
денный приговорен к смертной казни, мы можем
предположить, что он одобряет ее, а если у чело
века горят глаза, сжимаются зубы и кулаки — то он
злится. Действительно, детальный анализ выраже
ния лица открывает окно в мир чувств человека
(Ekman, 1982; Keltner & Ekman, 1994). Исследова
тели также могут узнать о чувствах людей, тайком
наблюдая за тем, как они относятся к окружающе
му. Например, плитки на полу в различных поме
щениях Чикагского Музея науки и промышленно
сти показывали, насколько люди любят выставки:
плитки в зале с цыплятами приходилось менять
каждые шесть недель, а плитки в других залах не
стирались на протяжении нескольких лет (Webb,
Campbell, Schwartz & Sechrest, 1966).
Разумеется, не любое скрытое наблюдение
помогает выяснить истинные чувства людей. По
большей части поведение подвергается влиянию
множества факторов. Только некоторые из них не
посредственно связаны с чувствами. Более того,
«Детальный
анализ выражения
лица открывает
окно в мир чувств
человека»
64
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ
различные люди могут поразному реагировать на
одни и те же чувства (см., например: Gross, John, &
Richards, 2000). Так, некоторые впадают в ярость,
когда злятся, а другие, наоборот, остаются спо
койными, холодными и расчетливыми. Тем не ме
нее психологов интересует оценка чувств людей,
и они могут получить очень полезную информа
цию, наблюдая за их поведением.
Наконец, у социальных психологов есть в рас
поряжении несколько инструментов, которых
нет у обычных людей. Позже мы исследуем
тест
имлпицитных ассоциаций
, компьютерный метод
оценки времени реакции людей, определяющий
чувства, которые люди испытывают по отноше
нию к самим себе и другим (Farham, Greenwald &
Banaji, 1999; Greenwald, McGhee & Schwartz,
1998). Кроме того социальные психологи исполь
зуют инструменты, оценивающие
физиологические
параметры
артериального давления, сердцебие
ния, дыхания, потоотделения и биохимии орга
низма. Тревожные люди, например, обычно силь
нее потеют, у них учащается сердцебиение, и с
помощью специальных инструментов это можно
измерить (Blascovich & Kelsey, 1990). Подобно
этому такие эмоции, как гнев, страх, отвращение
и радость, характеризуются особыми выраже
ниями лица, которые зачастую можно оценить,
используя контактные электроды, чувствитель
ные даже к малейшим изменениям активности
мышц (Cacioppo, Klein, Berntson & Hatfield, 1993).
Активность мозга, связанная с эмоциями, также
может наблюдаться при помощи современных
технологий, таких как позитронная эмиссионная
томография. Так было выяснено, что активность
мозга, связанная с ощущением счастья, возника
ет не в тех же областях, что и активность, связан
ная с отвращением (Davidson et al., 1990).
У измерения физиологических параметров
есть и свои недостатки. Разные люди часто про
являют неодинаковые биологические реакции на
одни и те же эмоциональные состояния; в возбу
жденном состоянии у некоторых людей усилива
ется сердцебиение, а у других увеличивается элек
трическая проводимость кожи. Более того, на
физиологические параметры влияют не только
эмоции. Например, сердцебиение усиливается и
при выполнении физического упражнения и ко
гда человек чувствует гнев. А самое важное, что
исследователям еще предстоит раскрыть, — это
физиологический паттерн каждой отдельной эмо
ции. Эта проблема добавляет противоречия по
поводу эффективности «детектора лжи», и дан
ную тему мы исследуем в главе 4.
Тем не менее физиологические методики мо
гут принести большую пользу, в особенности ко
гда используются вместе с другими средствами из
мерения. Если женщина говорит, что она боит
ся, ее выражение лица и соответствующая поза
также указывают на это чувство, у нее сильно
бьется сердце и потеют руки, она и в самом де
ле, вероятно, боится («если это похоже на утку,
ходит как утка и крякает как утка, то скорее все
го, это — утка!»). Наиболее важный урок из выше
сказанного можно сформулировать так: в какой
степени самоотчеты, указатели поведения и фи
зиологические параметры дают нам
конвергентные
доказательства
, в такой мы можем быть уверены
в том, что чувствует человек.
Откуда возникают наши чувства?
Чувства подвергаются влиянию множества
факторов, причем некоторые из них действуют
постоянно или продолжительное время, а другие
оказывают влияние сразу и мгновенно исчезают.
Мы начнем с исследования генетического и куль
турного влияния на наши чувства, а затем рассмот
рим физиологические и когнитивные процессы.
Генетические и культурные факторы.
Есть
ли у наших чувств и их проявлений генетическая
база? Как мы можем это выяснить? Вопервых,
мы можем предполагать, что во многом чувства
людей универсальны изза сходства общего ге
Томография эмоций.
Как психологи узнают, что чувствуют другие люди? В пози$
тронной эмиссионной томографии внизу паттерны активации
мозга различались в зависимости от того, просили ли участ$
ников вспомнить о пережитых ими событиях, связанных с
чувством злости или счастья. Вместе с параметрами, о кото$
рых сообщали сами участники, и наблюдениями за поведе$
нием, такие физиологические параметры, как позитронно$
эмиссионная томография, помогают исследователям иденти$
фицировать эмоции других людей.
Источник
: Damasio et al. 2000, Figure 3, p. 1051
Гнев
Счастье
Личность
65
нотипа. Подтверждением этой гипотезы служит
то, что люди из разных культур поразительно
сходно выражают и испытывают эмоции (см., на
пример: Ekman & Friesen, 1969, 1971; Hejmadi,
Davidson & Rozin, 2000; Izard, 1971; Mauro, Sato &
Tucker, 1992; Russell, 1991, 1995). Например, в
культурах, где нет письменности и где влияние
Запада никак не проявляется, счастье, грусть и
страх, отвращение и гнев выражаются людьми в
целом так же. По данным опросов, они испыты
вают очень похожие чувства, проявляют те же
связанные с эмоциями физиологические симпто
мы и их поведение существенно не отличается
от нашего (Scherer & Walbott, 1994). Вовторых,
если существует сильный генетический компо
нент в некоторых чувствах, то их должны пере
живать и выражать даже те люди, у кого нет воз
можности узнать, как и когда испытывать и про
являть их. Эта гипотеза подтверждается работой
ЭйблЭбесфельдт (EbleEbesfeldt, 1973), писав
шей, что даже дети, от рождения глухие, сле
пые и с повреждениями мозга — неспособные нау
читься эмоционально реагировать на свой со
циальный мир, — проявляют много нормальных
эмоциональных реакций, они улыбаются, сме
ются, злятся и удивляются. Наконец, если гены
влияют на наши чувства, то и люди с генетиче
скими отличиями должны испытывать разные
чувства. Дело также и в том (см., например: Gab
bay, 1992), что гены влияют на наши эмоции и на
строение (Lykken & Tellegen, 1996; Plomin, DeFri
es & McClearn, 1990; Tellegen et al., 1988), а также
на некоторые из наших повседневных установок
(см., например: Martin et al., 1986; Tesser, 1993;
Waller et al., 1990). Очевидно, гены играют суще
ственную роль в наших чувствах.
Также очевидно, что культура и обучение вно
сят свою лепту в наши переживания. Так, наш
способ переживаний и выражения чувств может
быть не только одинаков, но и отличен (см., на
пример: Ekman, 1994; Kitayama & Marcus, 1994;
Russell, 1994, 1995). Например, хотя эскимосы
племени утку редко выражают гнев, даже если их
спровоцировать (Briggs, 1970), мужчины из пле
мени бедуинов Авлад Али из Западного Египта
быстро и зло реагируют даже на слабый признак
оскорбления (AbuLughod, 1986). Это явление
объясняется тем, что в культуре существуют пра
вила, когда и как переживать и выражать свои
чувства (см., например: Lewis, 1993; Saarni, 1993).
Существуют три основных процесса научения,
посредством которых люди узнают о чувствах, —
классическое обусловливание
,
инструментальное науче
ние (или оперантное обусловливание
) и
научение через
наблюдение
. Мы расскажем о том, как люди узна
ют о своих установках.
Вы, вероятно, знаете о русском физиологе
Иване Павлове, собаки которого учились ассоции
ровать звон колокольчика и присутствие еды, и та
ким образом у них вырабатывалась слюна, когда
они слышали звон колокольчика. Наши установ
ки формируют сложный процесс, включающий
классическое обусловливание
(Staats, Staats &
Crawford, 1962). Например, когда человек ассо
циируется у нас с неудобными обстоятельства
ми — например, с жаркой, душной комнатой, —
то он нам меньше нравится (Griffitt, 1970). Наши
установки могут формироваться даже ассоциа
циями, о которых мы не подозреваем (см., напри
мер: Cacioppo, Priester & Berntson, 1993; Nieden
thal, 1990). В одном исследовании студенты про
сматривали серию слайдов с изображениями
женщины, занимающейся повседневными делами.
Студентов попросили рассказать о произведенном
ею впечатлении. Перед каждым слайдом испытуе
мым на доли секунды экспонировали фотографии
или позитивных или негативных объектов (напри
мер, жениха и невесту или акулу с окровавленной
пастью), которые они воспринимали на подсозна
тельном уровне. Как и ожидалось, студенты, ви
девшие позитивные фотографии, формировали
более позитивные установки по отношению к жен
щине на слайдах (Krosnick, Betz, Jussim & Lynn,
1992). Процессы классического обусловливания
играют важную роль в формировании установок.
Они могут увеличить вероятность того, что мы
влюбимся во время поездки в свой любимый го
род, что у нас возникнет антипатия к людям, кото
рых мы встретим в облачные дни, и т. д.
Классическое обусловливание (Classical conditi
oning)
— процесс, при котором люди связывают
новые объекты или события с чувствами к событи
ям, которые произошли до того.
«Когда мы видим, как других вознаграждают,
мы перенимаем их поведение»