Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5625

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ

Инструментальное научение

, называющееся

также 

оперантным обусловливанием

, усваивает

ся в процессе вознаграждений и наказаний (Skin
ner, 1938). В одном эксперименте интервьюеры
провели опрос студентов в университете на
Гавайях. Они интересовались, как студенты от
носятся к организации весеннего праздника. По
ловину студентов подкрепляли, когда они выска
зывались одобрительно; интервьюеры говорили
«хорошо» каждый раз, как студенты подтвержда
ли благоприятное отношение к событию. Осталь
ных студентов подкрепляли «хорошо» каждый
раз, когда они выражали неблагоприятное отно
шение. Через неделю все студенты заполнили ан
кету, в которой содержались вопросы на местную
тему, и среди них были включены вопросы об
их отношении к празднику. Как и ожидалось, сту
денты, чью благоприятную оценку события до
этого подкрепляли, выражали более позитивные
установки по отношению к нему, чем студенты,
которых подкрепляли негативно (Insko, 1965).

Инструментальное научение (оперантное обу
словливание) (Instrumental learning (operant
conditioning)

— процесс, посредством которого лю

ди учатся на примере наказаний и вознаграждений.

Наконец, мы формируем установки с помощью

научения через наблюдение

. Нам не нужно

сначала переживать вознаграждения и наказания,
чтобы усвоить из них уроки, напротив, мы час
то учимся, наблюдая за другими (Bandura, 1965,
1986). Когда мы видим, как других наказывают,
мы избегаем вести себя так же как они и при
держиваться таких же установок. Когда мы видим,
как других вознаграждают, мы перенимаем их по

ведение и усваиваем установки, которые они пред
ставляют. Молодой Мартин Лютер Кингмладший
наблюдал за тем, как его отец завоевал уважение
в обществе за свои усилия в борьбе против сегре
гации и расовой дискриминации, и эти наблюде
ния помогли Кингу сформировать свою собствен
ную неприязнь к расизму и дискриминации.

Научение через наблюдение (Observational lear
ning)

— процесс, при котором люди учатся, наблю

дая, как других вознаграждают или наказывают.

Факторы, оказывающие наиболее сильное

влияние на чувства. 

Гены дают нам возмож

ность переживать некоторые эмоции, настроения
и установки, и эти способности модифицируют
ся, дифференцируются и развиваются в результа
те обучения и культурных процессов. Что все же
определяет чувства человека в каждый отдельный
момент? Отчасти ответ на этот вопрос относи
тельно прост — некоторые чувства автоматически
провоцируются восприятием отдельного события
(см., например: Zajonc, 1980). Например, простое
восприятие осы, которая быстро летит к голове,
уже вызывает страх. Мы исследуем здесь две дру
гие составляющих чувства: текущие физиологиче
ские состояния и постоянное знание.

Попробуйте сделать следующее: 

осторожно

зажмите конец авторучки зубами, так чтобы она
не касалась ваших губ, как на рис. 2.4, 

а

; что

вы чувствуете? Спустя некоторое время выньте
авторучку изо рта и снова поместите ее, теперь
твердо сжав ее конец губами, как на рис. 2.4, 

б,

и убедившись, что он не наклоняется вниз; на
что похоже это ощущение?

Рис. 2.4. Эксперимент со сжиманием авторучки

Держите авторучку во рту, как делает модель на фото 

а

. Что вы чувствуете? Теперь держите авторучку, как делает модель на

фото 

б

. Что вы чувствуете? Вы заметили разницу между этими двумя фотографиями? Как могли различные выражения лица

повлиять на наши чувства?

а)

б)


background image

Личность

67

Фриц Страк, Леонард Мартин и Сабин Степпер

(Strak, Martin & Stepper, 1988) использовали это
задание в эксперименте со студентамидоброволь
цами. Студентов (считавших, что это исследова
ние проводится для того, чтобы помочь физи
чески неполноценным людям выполнять повсе
дневные задачи — например, писать или набирать
номер телефона) попросили держать авторучку зу
бами, губами или в руке. Студенты, придерживая
таким образом ручку, выполняли упражнение на
соединение точек и подчеркивание. Наконец, сту
дентов попросили оценить, насколько смешными
были несколько карикатур, и обвести число в шка
ле рейтинга, при этом держа авторучку указанным
выше образом. Как раз выполнение этого послед
него задания больше всего интересовало исследо
вателей. Они хотели найти различия в оценках
смешных моментов для трех ситуаций с авторучка
ми. Взгляните снова на фотографии рис. 2.4. Когда
испытуемые держали авторучку между зубами, их
мышцы сжимались и образовывали нечто наподо
бие улыбки; зато когда человек прочно держит ав
торучку между губ, у него возникает выражение на
лице, не похожее на улыбку и сравнимое с серди
той гримасой. Страк и его коллеги предположи
ли следующее: поскольку различные выражения
лица ассоциировались с разными эмоциональны
ми состояниями — например, мы часто улыбаемся,
когда мы счастливы или нас чтото забавляет, —
то студенты, зажав авторучку зубами (так легче
улыбаться), должны оценить карикатуры как очень
смешные, а студенты, державшие авторучку губами
(сдерживая улыбку), должны счесть их менее за
бавными. Такими в действительности и оказались
реакции испытуемых. Другие студенты показали
в эксперименте похожие паттерны (McCanne &
Anderson, 1987), и исследователи теперь считают,
что сжатие и расслабление некоторых лицевых
мышц может повлиять на эмоции, испытываемые
людьми (Cacioppo et al., 1993; Izard, 1990; Kleck et
al., 1976; Laird, 1974).

Так же как и изменения в мускулатуре, на чув

ства могут повлиять перемены в других аспек
тах нашей физиологии — например, в нейрохи
мии и автономной нервной системе (например,
в сердце, внутренних органах и эндокринных
железах) (Lewis, 2000; Plutchick, 1994). Измене
ния в постоянном мышлении также влияют на
наши чувства. Стенли Шахтер и Джером Син
гер (Shakhter & Singer, 1962) провели сложный
эксперимент, причем в ходе исследования не
которым испытуемым вводили эпинефрин, воз
буждающий наркотик. Затем этих испытуемых
помещали в комнату с помощником, который вел
себя или слишком весело, или слишком сердито.
Результаты показали, что возбужденные испытуе

мые вместе с веселым помощником веселились,
а находившиеся рядом с сердитым помощником
ощущали некоторую злобу. Исследователи при
шли к выводу, что чувства испытуемых подверга
лись влиянию как физического возбуждения,
так и собственной 

интерпретации 

обстоятельств.

В данном случае поведение помощника, повиди
мому, давало испытуемым полезную информа
цию для понимания собственных чувств.

Исследования Шахтера и Сингера облада

ло серьезными методическими недостатками, и
другие исследования в целом не показали те же
результаты (Reisenzein, 1983). Тем не менее это
исследование указало на один существенный
момент: наши чувства подвергаются сильному
влиянию того, как мы их интерпретируем — или

оцениваем 

нашу ситуацию (см., например: Averill,

1980; Lazarus & Folkman, 1984; Neumann, 2000;
Sinclair et al., 1994; Smith, Heynes, Lazarus & Pope,
1993; Tesser, 1990). Чувство вины, например, воз
никает из ощущения, что мы причинили вред че
ловеку, который нам дорог и кому дороги мы
(Baumeister, Stillwell & Heatherton, 1994; Tangney,
1992). То есть мы скорее всего будем себя чувст
вовать виноватыми, когда нам не удается отве
тить на телефонный звонок матери, но вряд ли
будем ощущать угрызения совести, когда не отве
тим на звонок настырного торгового представи
теля, который пытался в течение прошедших
трех недель продать подписку на ненужный нам
журнал. Хотя наши действия одинаковы в обоих
случаях — мы не отвечаем на телефонный звонок,
мы поразному оцениваем эти две ситуации и по
этому испытываем совершенно разные чувства.

Виктория Медвек, Скотт Мэдей и Томас Гило

вич (Medvec, Madey & Gilovich, 1995) остроумно
показали, как постоянное мышление может воз
действовать на чувства. Прежде чем прочесть
об их исследовании, все же попытайтесь отве
тить на следующие вопросы: кто чувствовал себя
счастливее после своего выступления на Олим
пийских играх: серебряные медалисты, занявшие
второе место, или бронзовые медалисты, заняв
шие третье место? Исследователи проанализиро
вали фильм про атлетов с летних Олимпийских
игр 1992 года и обнаружили, что бронзовые ме
далисты были счастливее, чем серебряные, хотя
серебряные медалисты выступили лучше! Поче
му? Серебряным медалистам легко вообразить,
что они могли выступить лучше и получить зо
лотую медаль и все что с ней связано — блеск
и славу полной победы. В результате они были
несколько разочарованы своим выступлением.
Зато бронзовым медалистам легко вообразить,
что они могли допустить незначительную ошиб
ку, изза которой заняли бы четвертое место или


background image

68

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ

даже хуже и остались бы вообще без медали. В ре
зультате они почувствовали облегчение и сча
стье, что завоевали бронзу.

Этот тип мышления о «том, что могло бы быть»,

называется 

мышлением, противоречащим фак

там

, и также влияет на наши эмоциональные реак

ции на повседневные события (см., например: Bo
ninger, Gleicher & Scrathman, 1994; Roese & Olson,
1995). Чувствуем ли мы себя грустными, счастли
выми, испытываем сожаление или чувство вины
после свершившегося факта, зависит от того, на
сколько более счастливыми, грустными или гор
дыми мы могли бы чувствовать себя при ином ис
ходе событий (см., например: Gilovich & Medvec,
1995; Niedenthal, Tangney & Gavanski, 1994).

Мышление, противоречащее фактам (Сounter
factual thinking)

— процесс, при котором мы пред

ставляем альтернативную версию реальных собы
тий — «как могло бы быть».

В целом, основа наших чувств предопределя

ется генами и культурой, а наши непосредствен
ные реакции в значительной степени подвержены
влиянию текущих физиологических состояний
и тому, как мы интерпретируем наше окружение
и называем свои чувства.

Почему чувства так важны для нас

Когда вы идете по улице после занятия и думае

те о предстоящей свадьбе вашего друга, вы вдруг
замечаете краем глаза быстро надвигающийся объ
ект. Еще прежде чем вы осознаете, что это автомо

биль (и конечно, прежде чем вы оказываетесь в
состоянии идентифицировать его номер и модель
для того, чтобы сообщить в полицию), ваше тело
напрягается, вы отпрыгиваете назад, ваше сердце
бешено колотится и ход мыслей меняется со сва
дебного марша на надвигающуюся опасность. Под
стегиваемые страхом, вы отскакиваете от дороги.

Такой случай показывает, что одна из основных

функций эмоций — встревожить нас, когда что
то не в порядке. Когда наша постоянная деятель
ность нарушается — и когда автомобиль вмешива
ется в мысли о свадьбе друга, — мы возбуждаемся
физиологически, и это возбуждение дает нам сиг
нал, что нужно отвлечься и обратить внимание
на новые тревоги (Berscheid, 1983; Frijda, 1986;
Mandler, 1975; Simon, 1967; Tomkins, 1970, 1980).

Разумеется, когда мы замечаем надвигающую

ся гору железа, мы не радуемся, не печалимся
и не забавляемся; ни одно из этих состояний не
помогает нам предпринять действие, которое да
ло бы возможность избежать опасности. Скорее,
мы чувствуем страх — состояние, когда организм
насыщен адреналином, подобно тому как бывает
в момент быстрого движения. Поэтому важно
отметить: нет смысла стараться понять одну и
ту же эмоцию тревоги каждый раз, когда случает
ся чтото неожиданное. Скорее, различные эмо
ции сопровождают различные обстоятельства
(Brehm, 1999; Carver & Scheier, 1998; Frijda, 1988;
Gonnerman et al., 2000; Higgins, 1996). Когда на
шей безопасности угрожают, мы пугаемся; когда
узнаем о непредвиденно низкой оценке — огорча
емся; когда совершаем социальную ошибку, то
чувствуем раздражение; когда мы горюем о люби
мом, то ощущаем вину или стыд; когда получаем
больше денег, чем ожидали, радуемся.

Восторг бронзы, муки серебра

Кто должен чувствовать себя более счастливым — спортсме
ны, выступившие вторыми, или те, кто выступил третьим? Ис
следование Виктории Медвек, Скотта Мэдея и Томаса Гило
вича (1995) обнаружило, что бронзовые медалисты, такие как
Мидари Ито слева, в целом счастливее, чем более успешные
серебряные медалисты, такие как Нэнси Керриган справа.
Почему так может быть?


background image

Ситуация

69

Установки и настроения тоже приносят пользу.

Установки позволяют нам принимать быстрые ре
шения о приближении/избежании и при этом не
затрачивать слишком много усилий (Cacioppo, Gar
dner & Bernston, 1999; Chen & Bargh, 1999). Когда
мы видим подругу, то приближаемся к ней; встре
тив грузного незнакомца в коже и цепях, мы от
ворачиваемся и пытаемся пройти незамеченны
ми. Настроения, зачастую являющиеся быстрой
сменой чувств после эмоциональных реакций,
подготавливают нас к новым обстоятельствам
(Schwarz & Clore, 1988, 1996). Если мы слышим об
увольнениях с работы, то с тревогой ждем знаков,
что и нас могут уволить; если нас недавно похва
лил начальник, мы радуемся и ждем других возна
граждений от компании; если мы недавно потеря
ли работу, то печалимся и остерегаемся, что поте
ряем другие важные средства к существованию.

В целом чувства — существенный компонент

человеческой психики (см., например: Carver,
Sutton & Scheier, 2000; Larsen, 2000). Они сооб
щают нам, когда мы правильно движемся к на
шим целям, а когда — нет. Они помогают спра
виться с обстоятельствами и приспособиться к
ним. Вопреки популярному представлению, со
гласно которому чувства — иррациональные ис
точники человеческих ошибок и несчастий, мы,
напротив, видим, что они вполне функциональ
ны и необходимы (Zajonc, 1998).

Резюме

Личность — это динамичное сочетание мотива

ций, знания и чувств, все они взаимодействуют
друг с другом и приводят к тому, что человек ве
дет себя с другими так или иначе. Мотивация —
это энергия, которая направляет людей к их це
лям. Достижение целей порой требует значитель
ного внимания. По мере накопления практики
стратегии для достижения некоторых целей мо
гут стать автоматическими, они позволяют нам
уделять наше ограниченное количество внима
ния другим задачам. Некоторых целей можно
достичь, только если человек прилагает большую
силу воли. Но когда нам нужна сила воли, чтобы
достичь одной цели, у нас на какойто короткий
срок ее остается меньше, чтобы достичь следую
щих целей. Может быть особенно трудно пытать
ся чегото 

не 

делать, так как мысли, которые мы

подавляем, могут позднее прийти в сознание и
стать еще чаще и интенсивнее.

Знание — это информация, которую мы при

обретаем из жизненного опыта и храним в нашей
памяти. Мы преобразуем эту информацию в пси
хические структуры, такие как образцы и схемы.

Яконцепция — это знание, которое мы имеем
о самих себе. Мы начинаем понимать самих се
бя, наблюдая за собственным поведением (само
восприятие), наблюдаем или представляем, как
другие представляют нас (отраженная оценка) и
сравниваем себя с другими (социальная оценка).

Чувства включают установки, эмоции и на

строения. Социальные психологи обладают раз
личными способами определения чувств чело
века, в их числе самоотчеты, наблюдения за по
ведением и физиологические техники. То, как
мы переживаем и выражаем чувства, обусловлено
генетикой и культурой, а чувства, которые мы
испытываем в каждый данный момент, вызваны
непосредственными физиологическими измене
ниями и интерпретацией обстоятельств нашей
жизни. Одна из основных функций эмоций — дать
нам тревожный сигнал, что не все в порядке, что
бы мы могли сместить наше внимание с текущей
деятельности к новой возникшей тревоге. Уста
новки позволяют быстро принимать решения о
приближении/избежании вещей, с которыми мы
сталкиваемся, а настроение заставляет нас вновь
обращаться к текущим обстоятельствам.

СИТУАЦИЯ

Что с вами случится сегодня? Поругаетесь ли

вы с водителем автомобиля, который бросил в ва
шу сторону окурок из окна своей машины, столк
нетесь с бездомным бродягой, слоняющимся в
поисках бесплатной еды, или вы будете смотреть
по телевизору фильм о любви? Будет ли погода
жаркой, а ваши соседи — шумными? Нахамит ли
вам продавец в магазине? Сделает ли комплимент
однокурсник? Отправитесь ли на интервью по
приему на работу, посетите богослужение или бу
дете слушать, как музыканты играют в кафе или
клубе? Испытываете ли вы недостаток времени,
так как хотите закончить диплом или курсовую?
По мере того как вы думаете о вашем дне, вы
замечаете, что включаетесь в ваш физический и
социальный мир. Вы также обратите внимание,
что этот мир незаметно (а иногда и очень даже
заметно) влияет на вас. Вы 

оказываетесь в опреде

ленной ситуации

, и ситуации оказывают сильное

воздействие на ваши мысли, чувства и поведение.

Возьмем, к примеру, физическую среду, кото

рая вас окружает. Она может быть шумной или
тихой, чистой или грязной, тесной или простор
ной, безобразной или эстетически приятной.
И эти черты влияют на вас. Шум, например, вы
зывает стресс. Длительное влияние шумов авто
мобильного транспорта, самолетов или пребыва


background image

70

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ

ние в зданиях с плохим дизайном может повре
дить вашему здоровью, ухудшить навыки чтения
и ослабить мотивацию к выполнению трудных
задач (см., например: Cohen et al., 1980; Evans,
Hygge & Bullinger, 1995; Maxwell & Evans, 2000).
Рассмотрим внутренний дизайн вашего дома. Ес
ли его планировка легко позволяет вашим сосе
дям врываться к вам без спроса, то скорее всего
вы впадете в психологический дистресс и будете
склонны к социальному уходу, чем если вы буде
те жить в доме с хорошей планировкой (Evans,
Lepore & Schroeder, 1996). В одном интересном
эксперименте Эндрю Баум и Гленн Дэвис (Baum &
Davis 1980) повысили активность жителей обще
жития в колледже и увеличили количество их
друзей, когда просто изменили студентам жизнен
ное пространство (рис. 2.5).

Как и физическое окружение, социальные си

туации сильно влияют на наши мысли, чувства
и поведение. Люди — существа высокосоциаль
ные и по большей части они находятся рядом с
другими. Во время работы над этой главой один
из нас подумал, что будет интересно сосчитать
количество людей, с которыми он столкнулся в
тот день. Эта задача вскоре оказалась непосиль
ной: жена и три ребенка с утра; пять человек в
телефонных разговорах перед тем, как выйти из
дома (не считая голоса торгового агента в ком

пьютере, предлагающего купить автомобильную
страховку!), сотни людей, проезжающих утром
по дороге; сто или более студентов и служащих,
встретившихся ему по дороге с автостоянки в
офис; четырнадцать писем и три телефонных по
слания ждали его на работе; дюжина или боль
ше работников кафедры и коллег встретилась
ему по дороге в кабинет; сорок людей прошло
мимо, пока он шел в библиотеку, пятьдесят или
более людей встретилось ему в библиотеке и три
дцать — по пути обратно. К 10 часам утра он по
говорил и тесно взаимодействовал более чем
с 30 людьми, и на него могли влиять или под
вернуться его влиянию еще сотни людей. Все
это к 10 утра! Попробуйте завтра провести этот
эксперимент, и вы будете поражены.

На первый взгляд, многие социальные столк

новения представляются малозначимыми. Кроме
того, из сотен людей, которые встретились авто
ру этой книги утром, сколько человек действи
тельно оказали на него влияние? Гораздо больше,
чем вы можете себе представить. В самом деле,
мы увидим, что даже незаметные, краткосрочные
социальные столкновения могут иметь мощные
последствия. Люди могут влиять на нас даже то
гда, когда они сами отсутствуют, как, например,
в том случае, когда мы представляем разговор с
родителями или другом, и эта мысленная беседа
побуждает нас «поступить правильно», или, на
пример, когда статуя диктатора вызывает страх
у жителей тоталитарного государства.

Ситуации во многом отличаются одна от дру

гой. Некоторые быстро исчезают, как, например,
когда мы проезжем на автомобиле и слышим
пронзительные призывы, приглашающие нас от
ведать цыплят быстрого приготовления. Другие
ситуации длятся дольше, например, обучение в
школьном классе или супружеская жизнь. Неко

Рис. 2.5 Внутренняя планировка и жизнь
в студенческом общежитии

Добавив всего две двери в длинный коридор на этаже и пре#
вратив две спальни в комнаты для отдыха, Эндрю Баум и
Гленн Дэвис (1980) изменили социальную жизнь студентов
в общежитии. Хотя обитатели на этих двух этажах первона#
чально ничем не отличались друг от друга, те, кто жил на пе#
репланированном этаже, завели больше друзей, были более
социальны и у них возникало меньше проблем с соседями.

1

1

1

1

2

1

1

1

3

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

3

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1 — комнаты 2 — лестница 3 — ванна

Комната
отдыха

Комната
отдыха

Комната
отдыха

Первоначальный

длинный коридор,

этаж в общежитии

Измененный этаж

в общежитии

«Ситуации оказывают сильное воздействие

на ваши мысли, чувства и поведение»