ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6248
Скачиваний: 56
76
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ
• Люди обращают друг на друга внимание.
• Они смотрят друг на друга и улыбаются.
• Они узнают друг о друге через общих знакомых.
• Они пытаются «случайно» снова встретиться.
• У них появляется общий друг, который их и
знакомит.
• Они начинают разговор и ищут общие инте
ресы.
• Один из них спрашивает телефонный номер и,
наконец, приглашает другого сходить кудани
будь вместе.
Существуют также сценарии того, что и ко
гда делать на свидании (см., например: Rose &
Frieze, 1993). Существуют даже сценарии для
разрыва романтических отношений (Battaglia,
Richard, Datteri & Lord, 1998). Сценарии в неко
торых ситуациях имеют настолько большое зна
чение, что люди знают их довольно хорошо и
они прочно отпечатываются в их памяти. Эти
психические сценарии помогают нам координи
ровать наше поведение с поведением других и
не нарушать запретов в той или иной ситуации
(Abelson, 1981; Forgas, 1979; Schank & Abelson,
1977). В самом деле, чтобы понять, насколь
ко часто мы опираемся на наши психические
сценарии, рассмотрим, как быстро и легко вы за
мечаете нарушения. Например, разве вас не уди
вит, если официантка в ресторане сядет с вами
рядом и начнет отщипывать у вас кусок пиццы
с тарелки, а сосед появится на похоронах в шор
тах и футболке?
В целом инъюнктивные нормы и сценарии ука
зывают людям на приемлемое и ожидаемое пове
дение.
Сценарий (Script)
— список событий, происходя
щих в определенной ситуации в определенном по
рядке. Сценарий помогает человеку координировать
свое поведение с поведением других и не нарушать
запретов в той или иной ситуации.
Сильные и слабые ситуации
Основываясь на том, что вы знаете, вы можете
представить себе, что одни ситуации «сильнее»
других. В то время как некоторые ситуации (несу
щиеся автомобили, похороны) требуют того, что
бы люди вели себя определенным образом, другие
ситуации (ночные клубы, собственная пустая гос
тиная) позволяют людям вести себя поразному.
Давайте рассмотрим сначала характеристики
сильных ситуаций. Они, как правило, предостав
ляют меньше возможностей и угроз. Например,
стремительно несущиеся машины предоставляют
мало возможностей, — не считая разве что герой
ского падения под колеса — и одну совершенно
очевидную угрозу (физическому сохранению).
Сильные ситуации также, как правило, форми
руют инъюнктивные и дескриптивные нормы: на
пример, совершенно очевидно, какое поведение
приемлемо для похорон, а какое — нет, и когда че
ловек, присутствующий на похоронах, не может
отличить, какое поведение приемлемо, а какое —
нет, то суровые взгляды и тычки локтями испра
вят ошибки. Наконец, сильные ситуации зачастую
происходят по сценарию. На похоронах, напри
мер, есть заданная последовательность событий, и
эта последовательность обычно исключает какие
либо иные действия.
Для сравнения приведем примеры слабых си
туаций. В слабых ситуациях создается довольно
много возможностей и угроз. В ночных клубах,
например, вы можете не только познакомиться
с новыми друзьями, завести роман, потанцевать,
послушать музыку и залезть в Интернет, но у вас
есть возможность сказать какуюнибудь глупость
другу, оказаться проигнорированным другими по
сетителями клуба, получить отказ от интересую
щего вас человека, в которого вы влюблены, или
вы можете неловко растянуться на полу во вре
мя танцев. Ваша пустая гостиная в два часа ночи
предоставляет вам еще больше возможностей —
вы в ней можете делать практически все, что за
хотите. В слабых ситуациях нет четких дескрип
тивных норм, так как разные люди ведут себя
в них поразному. Например, в ночном клубе од
ни посетители могут вести интимный разговор,
другие — сильно напиваться, третьи бесстыдно
флиртовать и заигрывать, а ктото танцевать.
В такой ситуации социальная лицензия на ваше
поведение не слишком вас ограничивает. Слабые
ситуации создают мало запретов: в ночных клубах
меньше «правил» поведения, чем на похоронах,
а в вашей гостиной их еще меньше. Наконец, сла
бые ситуации, как правило, не такие, как пред
писанные, — в ночном клубе у вас гораздо больше
возможностей делать чтолибо, чем на похоронах.
Разумеется, большинство ситуаций предостав
ляют людям возможность гибкого поведения и со
ставляют среднее между сильными ситуациями —
такими как стремительно несущиеся навстречу ав
томобили, и слабыми — как пустые комнаты.
Культура
Если вы живете в Китае, то круг ваших дру
зей — это двоюродные братья, сестры, тети и дя
ди. То, что вы делаете, как правило, во многом
зависит от того, чего они хотят от вас. Зато если
вы живете в Южной Калифорнии, то у вас есть
Ситуация
77
много людей, которых вы вправе считать своими
друзьями. Большинство из них — члены вашей
семьи, но предпочтения ваших родственников
оказывают меньше влияния на жизненно важные
решения, которые вы принимаете самостоятель
но. Культура — представления, обычаи, привычки
и язык разделяются людьми, живущими в опре
деленное время и в определенном месте — они
могут влиять на обстоятельства, в которых мы
находимся (сколько времени мы проводим с род
ственниками), и на то, как эти обстоятельства
влияют на нас (сильно ли влияют наши родствен
ники на то, что мы делаем).
За последние годы социальных психологов ста
ло все больше интересовать то, как культура влия
ет на мышление, чувства и поведение людей (см.,
например, Adamopolous & Kashima, 1999; Fiske,
Kitayama, Markus & Nisbett, 1998; Smith & Bond,
1994). Причина этого проста: хотя представители
культур всего мира, очевидно, во многом похо
жи — в конце концов, у нас всех одинаковая био
логия и базовые человеческие потребности, — од
нако порой люди удивительно отличаются друг от
друга. На протяжении этой книги мы рассмотрим
эти сходства и различия по мере того, как будем
раскрывать тайны социального поведения.
По большей части исследования культуры по
священы различиям в индивидуалистических и
коллективистских культурах (табл. 2.1) (Chinese
Cultural Connection, 1987; Hofstede, 1980, 1983;
Triandis, 1989).
Индивидуалистические культу
ры
(например, Соединенные Штаты, Австралия,
Великобритания), как правило, способствуют то
му, чтобы люди в них рассматривали себя как
индивидуальность и ставили на первое место
свои личные цели. Зато в
коллективистских
культурах
(например, в Гватемале, Южной Ко
рее, на Тайване) люди рассматриваются как чле
ны более крупной социальной группы и отдается
предпочтение групповым интересам по сравне
нию с собственными. Хотя культуры варьиру
ются и в соответствии с другими параметрами,
большинство исследователей придают значение
этому параметру коллективизма/индивидуализ
ма, в особенности тому, как он воспринимается
в североамериканской и европейской культуре,
с одной стороны, и восточноазиатской культу
ре — с другой. Итак, чтобы проиллюстрировать,
как культуры предоставляют значительный ситуа
тивный контекст для своих членов, мы в этой
главе сосредоточимся на параметрах индивидуа
лизма/коллективизма.
Индивидуалистическая культура (Individualistic
culture)
— культура, которая способствует тому,
чтобы ее члены считали себя индивидуальностями
и ставили свои личные цели на первое место.
Коллективистская культура (Collectivistic cul
ture)
— культура, которая способствует тому, что
бы ее члены считали себя представителями более
крупной группы и ставили интересы группы выше
своих собственных.
Таблица 2.1
Индивидуалистические и коллективистские нации
Хофстед (Hofstede, 1980, 1983) опросил более 80 000 служащих в большой мультинациональной корпорации об их целях и ценностях, свя
занных с работой. Как показывает классификация, приведенная ниже, западные страны, как правило, в большей степени поощряют инди
видуализм, в особенности по сравнению со странами Латинской Америки и Азии.
Ранг индивидуализма
Отдельные культуры
Ранг индивидуализма
Отдельные культуры
# 1
США
# 32
Мексика
# 2
Австралия
#34
Португалия и Восточная Африка
# 3
Великобритания
#40
Сингапур, Таиланд и Западная Африка
#4
Канада и Нидерланды
# 43
Тайвань
#10
Франция
#44
Южная Корея
#15
Западная Германия
#45
Перу
#20
Испания
#49 Колумбия
#22
Япония
#50
Венесуэла
#25
Ямайка
#51
Панама
#26
Арабский регион и Бразилия
# 52
Эквадор
# 30
Греция
# 53
Гватемала
78
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ
Возможности культуры
В разных культурах людям предоставляются
различные возможности. Например, индивидуа
листические культуры предоставляют больше воз
можностей людям утвердить свою независимость
и личный контроль. Один из способов, при по
мощи которых это осуществляется в индивидуа
листических культурах, — они дают людям много
возможностей выбора (Fiske et al., 1998). Напри
мер, в Северной Америке широко распростране
но представление о том, что человек может стать
президентом (или космонавтом, профессиональ
ным спортсменом, знаменитым музыкантом
и т. д.): «просто приложи побольше усилий, и
ты станешь тем, кем решил стать, — перед тобой
открыты все пути». «Сделай это посвоему — вы
бор за тобой» — так звучит реклама в знаменитом
ресторане быстрой еды. Даже обыкновенная по
купка молока в местном молочном магазине пре
доставляет американцам богатый выбор: цельное
молоко, 2%, 1% или сливки? Обычное молоко,
пахта, ацидофилин? Молоко без лактозы? Соевое
молоко? Молоко, обогащенное кальцием? Шоко
ладное, клубничное? Галлон, полгаллона, кварта
или пинта? В бумажной коробке или в пластико
вом пакете? Поразительно, но средний супер
маркет в нашем родном городе Фениксе содер
жит более 20 000 различных наименований, тогда
как сама концепция супермаркета представляется
смешной и необязательной для многих коллекти
вистских наций. Предоставляя многочисленные
возможности выбора своим членам, индивидуали
стические культуры позволяют людям выражать
их индивидуальность и обеспечивать личный
контроль при удовлетворении потребностей.
Индивидуалистические культуры также пре
доставляют людям много возможностей усовер
шенствовать себя — поднять свой образ в собст
венных глазах и в глазах других людей. Шинобу
Китаяма и его коллеги (Kitayama, Markus, Ma
sumoto & Norasakkunkit, 1997) определили ситуа
ции успеха и неудачи в США и Японии. Затем
они попросили студентов из американского уни
верситета в Орегоне и японских студентов из
университета в Киото сообщить, как они себя
чувствовали в таких ситуациях. Американские
студенты, как правило, стремились повысить
свое самоуважение — мы подробнее расскажем
об этом в главе 3, — и они без труда осуществи
ли это в ситуациях «сделано в США», хотя оказа
лись более самокритичны в ситуациях «сделано
в Японии». А вот японские студенты, как прави
ло, были самокритичными в ситуациях «сделано
в Японии», но при этом менее самокритичными
в ситуациях «сделано в США». Так что в то время
как североамериканские ситуации способствуют
повышению самооценки, а не самокритики, япон
ские ситуации способствуют большей самокрити
ке и в них человеку труднее приобрести уважение
к себе (Heine, Takata & Lehman, 2000).
Наконец, в ситуациях «сделано в США» люди
имеют больше возможностей влиять на других и
контролировать их, эта практика вполне отвеча
ет индивидуалистической ориентации американ
ской культуры. Зато ситуации «сделано в Японии»
позволяют людям наладить более прочные отно
шения и приспособиться друг к другу — практика,
отвечающая в большей степени японскому кол
лективизму (Morling, Kitayama & Miyamoto, 1999).
Итак, мы видим, что разные культуры предостав
ляют неодинаковые возможности людям, живу
щим в пределах каждой из них.
Культура и нормы
«Будь тем, кем можешь, — поется в завлекатель
ной рекламе американской армии. — Не будь сла
баком». Люди насмехаются над теми, кто ведет се
бя непоследовательно. Нормы индивидуалистиче
ского общества передают отчетливое послание:
выделись из толпы! Будь независимым! Будь ве
рен себе!
С другой стороны, малайская поговорка пре
достерегает — «одна капля индиго портит ведро
молока». И китайский афоризм утверждает, что
«если один палец ноет, вся рука будет болеть».
Эти восточноазиатские пословицы создают пред
ставление о коллективистских культурах — члены
группы должны стремиться к гармонии и не от
деляться от других. И так же как индивидуалисти
ческие общества передают нормы, поощряющие
независимое поведение, коллективистские обще
ства передают нормы, поощряющие взаимозави
симость, и не одобряют самостоятельность. Так,
выражаясь словами японской поговорки, — «если
гвоздь торчит, забей его».
В соответствии с этой ориентацией на гармо
нию и взаимозависимость, люди в коллективист
ских культурах чаще всего приспосабливают свое
поведение к поведению окружающих, в особен
ности если это люди, которых они знают. Рас
смотрим знаменитые «оценки линий», в которых
участники выбирают из ряда, состоящего из трех
линий различной длины, одну линию соответ
ствующую длине заданной линии (см. главу 6), где
приводится обзор данного исследования). Сами
по себе эти задания на оценку длины очень лег
кие — участники почти никогда не ошибаются.
Однако испытуемые часто поддаются влиянию ок
ружающих и делают неверный выбор (Ash, 1956).
Этот паттерн конформности возникает в Соеди
Ситуация
79
ненных Штатах и других индивидуалистических
культурах, но в коллективистских обществах он
преобладает (Smith & Bond, 1994).
Культуры могут также различаться в том, как
они принуждают следовать определенным нор
мам. Например, американские родители часто
наказывают непослушных детей тем, что лиша
ют их какоголибо права или привилегии — «Ты
наказан: всю неделю — без телевизора!». А вот
японские и китайские родители чаще всего угро
жают положению ребенка и его социальным свя
зям: «Я не люблю таких детей, как ты» или «Лю
ди будут смеяться над тобой, если ты себя будешь
так вести» (Miller, Fung & Mintz, 1996; Okimoto &
Rohlen, 1988). Эти различные стили наказания
значимы в культурах: люди в индивидуалистиче
ских культурах придают больше ценности личной
свободе, поэтому в них наиболее эффективными
наказаниями считаются те, которые лишают их
свободы; а вот в коллективистской культуре боль
ше ценятся взаимоотношения, так что наиболее
действенными оказываются наказания, угрожаю
щие социальным связям человека.
Культурные сценарии
Мы уже раньше видели, что наличие приемле
мых социальных сценариев позволяет людям луч
ше координировать свое поведение с другими
людьми (см., например: Forgas, 1979). Как может
культура повлиять на использование социальных
сценариев?
Вопервых, возможно, что социальные сцена
рии более устойчивы в одних культурах, нежели в
других. Например, как вы думаете, в каких культу
рах сценарии ситуаций более строги — в индиви
дуалистических или в коллективистских? Вы, веро
ятно, догадались, что коллективистская культура
будет сильнее навязывать определенные нормы по
ведения, потому что сценарии помогают коорди
нировать поведение людей, а это очень существен
ный факт в культурах, где ценится социальная гар
мония. Некоторые исследователи полагают, что
ваши догадки верны. Например, существуют фор
мальные и ритуализированные японские культур
ные сценарии для самых разных событий — от се
мейной трапезы до уроков фортепиано и социаль
ных приемов (Hendry, 1993), в то время как в США
эти события намного менее регламентированы.
Вовторых, даже когда культуры четко распи
сывают те же самые события, содержание этих
событий может значительно варьироваться. Возь
мем, например, похороны. Хотя похороны в
большинстве культур обладают одними и теми же
чертами — одинаково убирают мертвое тело от
живых и одинаково оплакивают усопшего, — они
удивительным образом отличаются (Matsunami,
1998). В Северной Америке, например, типичные
похороны — тихое, сдержанное мероприятие (хо
тя есть интересные вариации в разных этниче
ских группах, религиях и областях). Люди, как
правило, консервативно одеваются, говорят ти
хо, с уважением слушают тех, кто произносит
речь, и контролируют общественное проявление
печали. Мы можем противопоставить этот тип
церемонии похоронам у народности бераван с
острова Борнео (Metcalf & Huntington, 1991).
Представители народности бераван проводят две
церемонии, каждая из них длится несколько дней
и в ней участвует много людей. Эти две церемо
От Британии до Бали: сценарии похорон в разных культурах.
Культура, в которой мы живем, во многом определяет нормы, с которыми мы сталкиваемся. Культуры предписывают сценарии
наиболее значительных социальных событий в удивительно непохожих ритуалах в Великобритании и на Бали.
80
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ
нии разделены периодом по крайней мере в во
семь месяцев, а иногда и в целых пять лет. Пер
вая церемония начинается непосредственно по
сле смерти. Труп кладут на специальное место на
день или два, пока все близкие родственники не
смогут с ним попрощаться, а затем помещают его
в гроб или большой сосуд. На похоронах привет
ствуются выпивка и общение, так что шум от по
поек, музыки, игр и ружейных выстрелов можно
слышать на полмили в густом лесу. Мы привык
ли совсем не к таким похоронам!
Культура оказывает влияние не только в той
степени, в какой повседневные ситуации обуслов
ливаются социально приемлемыми сценариями,
но также и содержанием этих сценариев.
Резюме
Люди попадают в ситуации с определенной
физической и социальной средой, и эти ситуа
ции влияют на их мысли, чувства и поведение.
Само количество людей в нашем окружении мо
жет оказывать на нас сильное влияние, как про
демонстрировано исследованиями по ситуациям
с ограниченным количеством людей и большой
толпой. Кроме того, различные люди предос
тавляют нам разные возможности и опасности;
мы, как правило, без особых усилий хорошо
различаем эти возможности. Люди также ока
зывают друг на друга влияние, когда переда
ют дескриптивные нормы — информацию о том,
что большинство людей делает в определенной
ситуации. Дескриптивные нормы, как правило,
отражают то, что люди действительно чувствуют
или во что верят. Когда поведение людей отли
чается от того, во что они верят или что чувст
вуют, они могут создать ситуацию множествен
ного незнания, которая делает еще более опас
ным такое поведение, примером чего может
служить неумеренная выпивка.
Многие ситуации имеют свои «правила», гово
рящие о том, что нам позволено делать, а что —
нет. Эти правила называются инъюнктивными
нормами и определяют то, что действительно
одобряется и не одобряется в той или иной си
туации. Более того, некоторые ситуации распи
саны по сценарию, который предполагает общую
последовательность поведения, ожидаемого от
людей в этих ситуациях. Запреты и сценарии на
правляют людей к приемлемому и ожидаемому
поведению. Некоторые ситуации «сильнее» дру
гих. Сильные ситуации, как правило, предостав
ляют людям меньше возможностей; в них есть
очевидные запреты и нормы и они чаще прохо
дят по определенным сценариям.
Культура может влиять на обстоятельства, в ко
торых мы находимся, и эти обстоятельства влияют
на нас. Индивидуалистические культуры стремятся
внушить людям представление о себе как о инди
видуальностях и стремление к достижению лич
ных целей. В коллективистских культурах человек
формируется как представитель более крупной
социальной группы и поощряется стремление ста
вить групповые интересы выше своих собствен
ных. Различные культуры зачастую предлагают
неодинаковые возможности своим членам, они
предписывают разные нормы поведения и сцена
рии для определенных ситуаций.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ
И СИТУАЦИИ
До этого момента мы рассматривали личность и
ситуацию по отдельности. Как мы уже упоминали
в главе 1, если мы действительно хотим понять,
как люди думают, чувствуют и ведут себя, нам нуж
но учесть личность, ситуацию и то, как они взаимо
действуют друг с другом (см., например: Endler &
Magnusson, 1976; Kenrick & Funder, 1988; Lewin,
195: Mischel & Shoda, 1995; Ozer, 1986; Pervin, 1992;
Snyder & Ickes, 1985). Здесь мы рассмотрим шесть
типов взаимодействия личности и ситуации.
Разные люди
реагируют различным образом
на одну и ту же ситуацию
Представьте, что вы согласились участвовать в
эксперименте по изучению психологии спортив
ного выступления. Экспериментатор описывает
вам «Мичиганский тест атлетических способно
стей», задание, напоминающее игру в гольф, кор
релирующее с выполнением физических и психи
ческих заданий, необходимых для популярных
видов спорта, таких как баскетбол, бейсбол и хок
кей. В соответствии с заданием теста нужно про
катить мячик по ковру и загнать его в различные
лунки, помещенные в разных, зачастую трудно
доступных местах. Как вы бы поступили?
Как обнаружили Джефф Стоун, Кристиан
Линч, Майк Сьомелинг и Джон Дарли (Stone,
Lynch, Sjomeling & Darly, 1999), выполнение зада
ния зависит от вашей расы — чернокожий вы или
белый — и от того, что именно, как вам сказали,
оценивается в данном тестировании. Некоторым
участникам сказали, что тест оценивает естест
венную атлетическую способность — способность