Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6249

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Взаимодействие личности и ситуации

81

«выполнять комплексные задачи, требующие ко
ординации рук и глаз». Другим участникам сказа
ли, что тест оценивает спортивный интеллект —
способность «думать стратегически во время атле
тического выступления». В инструкциях для треть
ей группы испытуемых не упоминалось ничего о
естественных способностях или спортивном ин
теллекте. Как показывает график на рис. 2.7, эти
два описания обладали совершенно различными
воздействиями на чернокожих и белых участни
ков. Когда это задание описывалось как тест на
естественную атлетическую способность, белые
участники выступали хуже, чем они обычно это
делают, и хуже, чем чернокожие. Зато когда зада
ние описывалось как тест на спортивный интел
лект, чернокожие участники выполняли его хуже,
чем обычно, и хуже белых участников.

Эти данные иллюстрируют один важный тип

взаимодействия человека и ситуации: 

разные люди

различным образом реагируют на одну и ту же ситуа
цию

. Взаимодействие человека и ситуации возни

кает, поскольку люди поразному приспосабли
ваются к различным аспектам ситуации или изза
того, что та же самая ситуация означает для них

разные вещи. В этом эксперименте возможность
тестирования определить естественные способно
сти к спорту угрожала только белым участникам,
так как плохое выполнение задания могло только
поддержать существующее стереотипное пред
ставление о белых людях («белые люди не умеют
прыгать»), но не о чернокожих. Зато заявленная
способность теста измерять спортивный интел
лект угрожала только чернокожим участникам,
так как плохое выполнение задания могло укре
пить негативные стереотипы о неграх («черноко
жие не умеют думать»), но не о белых. Так как эти
две ситуации поразному интерпретировались бе
лыми и чернокожими участниками эксперимента,
то они различным образом на них реагировали.

Такие данные указывают на то, что люди луч

ше подходят к одним ситуациям, чем к другим.

Соответствие человека и ситуации 

характеризу

ет степень, в которой человек и ситуация совмес
тимы. Так же как и ключи не сработают, если
их не вставить в нужный замок, люди не достиг
нут своих целей, если ситуация не предоставит
им приемлемых возможностей (см., например:
Baron & Boudreau, 1987; Pervin, 1992). В самом
деле, люди, оказывающиеся плохо приспособ
ленными к ситуации, чаще всего будут чувство
вать себя неуспешными и неудовлетворенными.
Например, студенты, которые считают, что их
ценности вполне соответствуют ценностям окру
жения в колледже, как правило, чувствуют себя
более удовлетворенными, чем студенты, чувст
вующие, что не соответствуют колледжу (Pervin,
1967; Pervin & Rubin, 1967; Sagiv & Schwartz, 2000).
Мы увидим потом, что степень соответствия че
ловека и ситуации также имеет важные последст
вия для трудовой деятельности.

Соответствие человека и ситуации (Person
Situation fit)

— степень сочетаемости человека и

ситуации.

Внимание: применение

СООТВЕТСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА
И СИТУАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Майкл Овиц блестяще проводил сделки в сво

ей отрасли и был известен среди профессиона
лов. Выступая агентом таких мегазвезд, как Том
Круз, Барбара Стрейзанд и как председатель
правления агентства «Creative Artists», Овиц мог
создавать или срывать производство новых филь
мов, устраивая или убирая с работы звездрежис
серов и актеров. Он работал эффективно и был
заметной фигурой в Голливуде. Поэтому когда
компании Уолта Диснея понадобилось сменить
президента, Овица пригласили в качестве замес

Рис. 2.7. Разные люди поразному ведут себя в одной и
той же ситуации.

Студенты в исследовании «спортивной психологии» выполня
ли задание, напоминавшее игру в гольф. О задании говори
лось, что оно определяло «естественные спортивные способ
ности» или «спортивный интеллект». Участники эксперимента
из контрольной группы не получили описания. Как показыва
ют результаты справа, белые участники показали результаты
хуже, чем обычно, когда им сказали, что задание описывало
естественную способность, а чернокожие участники дейст
вовали хуже, когда им говорили, что задание оценивало спор
тивный интеллект. Разные люди различным образом реаги
ровали на одну и ту же ситуацию.

Источник

: Stone et al. (1999), Table 1, p. 1217.


background image

82

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ

тителя ее председателя, Майкла Эйснера, также
являющегося бизнесменом и суперзвездой. Сведя
Эйснера и Овица, компания Диснея создала
звездную исполнительную команду.

Но мечта вскоре обернулась кошмаром. Каче$

ства, делавшие Овица столь эффективным про$
давцом рабочей силы, — его практичность, спо$
собность командовать и контролировать тех, кто
находится рядом с ним, — не сослужили ему хоро$
шую службу, когда он стал исполнять роль корпо$
ративного администратора. Более того, он не
привык слушать приказы и не очень хорошо их
исполнял. Овиц чувствовал себя стесненно на но$
вой работе и был несчастлив. Эйснера не удовле$
творяла работа Овица. Итак, всего через 16 меся$
цев после того, как заголовки раструбили о его
вступлении в должность, Овиц ушел с работы —
с благословения компании Диснея (Ovitz & Out
at Disney, 1996; Ovitz, Hollywood Power Broker,
Resigns from No. 2 Job at Disney, 1996). Овиц ска$
зал: «Важно признать ошибку, когда что$то не по$
лучается». Несмотря на свою практичность, энер$
гию и талант, Майкл Овиц оказался неподходя$
щим человеком для этой работы.

Греческий философ Платон, писавший в IV ве$

ке до нашей эры, считал, что людей надо назна$
чать на работу в соответствии с их способностя$
ми и личностями. Поскольку различные работы
требуют неодинаковых навыков и личностных ха$
рактеристик, он делал вывод, что не каждый че$
ловек — подходящий кандидат для той или иной
работы. Современные теоретики соглашаются
с ним (см., например: Cadwell & O’Reilly, 1990;
Driskell, Hogan & Salas, 1987; Hackman & Oldham,
1980; Holland, 1997), и статистика подтверждает
это мнение: когда личностные характеристики
работников — их интересы, цели, способности,
черты — соответствуют требованиям и возможно$
стям их профессий, то работники более счастли$
вы и чаще остаются на своей работе (см., напри$
мер: Meir & Hasson, 1982; Mount & Muchinsky,
1978; Spokane, 1985). В одном исследовании пер$
вокурсники в бизнес$школе, чьи личностные ха$
рактеристики лучше соответствовали профилю
«успешного молодого менеджера», получили боль$
ше предложений о работе после окончания уче$
бы год спустя. Более того, через четыре года по$
сле окончания эти бывшие студенты получали
зарплату выше, чаще работали полную рабочую
неделю и реже меняли работу (см., например:
O’Reilly, Chatman & Caldwell, 1991).

Следовательно, есть очевидные преимущества,

когда работа, работник и рабочее место соответст$
вуют друг другу. Люди могут улучшить свое «соот$
ветствие» работе и удовлетворение ею, если будут
идентифицировать с ней свои личные качества и

искать соответствующие типы работы. На самих
рабочих местах работодатели могут проводить ин$
тервью с работниками и пытаться исключить тех,
чьи ценности не совпадают с ценностями компа$
нии. Организации могут попытаться усилить соот$
ветствие, если будут приобщать работников к цен$
ностям компании (Chatman, 1991).

Должны ли были Овиц и Эйснер увидеть на$

двигающуюся ошибку? Вероятно. В любом случае
эта ошибка обошлась дорого для всех сторон:
личные репутации людей понесли существенный
урон и компания Диснея была вынуждена выпла$
тить Овицу выходное пособие в размере почти
90 миллионов долларов! Все из$за того, что един$
ственный работник не соответствовал своей ра$
боте и рабочей среде.

Cитуации выбирают личность

Каждый год после конкурсного приема в желан$

ный колледж тысячи студентов по всему миру «бро$
саются» в студенческие братства, женские органи$
зации и клубы. Они пытаются получить роли в те$
атральных группах, занять места в студенческом
самоуправлении и стать членами спортивных ко$
манд. Они сражаются за то, чтобы попасть на семи$
нары и кафедры, куда они хотят. Они стремятся по$
лучить признание в обществе и попасть в списки
деканата. И когда они заканчивают колледж, они
борются за работу и допуск в университет.

Как заметил Мик Джаггер, великий ученый, изу$

чавший поведение: «Вы не всегда получаете то,
что хотите». Не каждый попадает в такую ситуа$
цию, куда хочет попасть. Для начала студентам от$
казывают в приеме в колледж, который они выбра$
ли, потом популярные студенческие организации
не допускают их и они обходят сотни мест в по$
исках работы. Все это происходит оттого, что 

си

туации выбирают человека

, а это еще один тип взаи$

модействия человека и ситуации. Так, например,
мы увидим в главе 8, что женщины на всем земном
шаре предпочитают романтического партнера
своего возраста или чуть старше (Kenrick & Keefe,
1992). В результате 14$летние мальчики редко уст$
раивают свидания с девушками двадцати одного
года. Как бы мальчики не хотели, чтобы такой
выбор происходил, женщины не собираются их
выбрать. И так же как маленькие мальчики не бы$
вают выбраны женщинами постарше, социально
неловкие женщины не бывают выбраны в женские
студенческие организации, новые работники не
оказываются выбранными ведущими корпорация$
ми, а ленивые студенты не попадают в лучшие про$
граммы последипломного обучения.


background image

Взаимодействие личности и ситуации

83

В самом деле, большинство ситуаций ограни

чивают «набор» — не каждый попадает туда, куда
хочет. Атлетические команды имеют места толь
ко для определенного количества игроков, и у вас
есть время и энергия только для определенного
количества друзей. Изза этих ограничений даже
обычные ситуации, как правило, содержат «тре
бования к допуску» того или иного типа. Чтобы
самим в этом убедиться, попробуйте не мыться и
не расчесываться две недели, а потом попытай
тесь завести новых друзей!

Люди выбирают свои ситуации

Так же как и ситуации выбирают людей, 

люди вы

бирают свои ситуации

. В следующую субботу вы мо

жете захотеть отправиться в кино; ваш сосед по
комнате может пойти в библиотеку. Я, например,
могу выбрать ланч в ресторане быстрой еды; вы
предпочтете взять ланч с собой и позавтракать в
парке. Вы можете жениться и завести семью; ваш
лучший друг детства не захочет вступать в брак.
Ситуации не всегда случаются с нами. Скорее, мы
сами по большей части определяем ту ситуацию, в
которой в конце концов окажемся.

Мы выбираем ситуации, основываясь на воз

можностях, которые они предоставляют. Если ва
ша цель — забыть о надвигающемся экзамене, то
кинотеатр окажется лучшим выбором, чем биб
лиотека. Если у вас голова раскалывается от миг
рени, то спокойный вечер дома лучше, чем толпа
на рокконцерте. Поскольку различные ситуации
предоставляют нам неодинаковые возможности,
мы, как правило, выбираем те возможности, кото
рые, как представляется, хорошо соответствуют на
шим желаниям и целям (Buss, 1987; Caspi & Bem,
1990; Emmons, Diener & Larsen, 1986; Snyder & Ickes,
1985). Кинотеатр позволяет отвлечься, так что че
ловек в надежде уклониться от мыслей о предстоя
щем экзамене предпочтет просмотр фильма по
сещению библиотеки. Рокконцерт опасен своим
шумом, поэтому женщина, желая облегчить голов
ную боль, не пойдет на него, а предпочтет поле
жать на кушетке в гостиной.

Различные ситуации стимулируют
различные компоненты личности

Мы предполагаем, что большинство из вас зна

ет когото, 

принадлежащего к двум культурам сразу

, —

человека, ставшего членом двух культур и чувст
вующего, что обе культуры живут внутри него.
Может быть, вы и сами относитесь к такому типу.

Люди, принадлежащие двум культурам, часто го
ворят, что эти две культуры «по очереди» влияют
на их действия (LaFromboise, Coleman & Gerton,
1993; Phinney & DevichNavarro, 1997): «в школе…
все были американцами, в том числе и я, затем я
возвращалась домой и снова становилась мекси
канкой» (цит. по: Padilla, 1994, 30).

ЮнгЙи Хонг и ее коллеги (Hong, Morris,

Chiu & BenetMartinez, 2000) предположили, что
черты ситуации стимулируют, или подготавлива
ют, у человека определенную культурную ориен
тацию. Что касается мексиканскоамериканской
школьницы из нашего примера, то язык, на кото
ром она говорила в разных ситуациях, вероятно,
стимулировал у нее различную культурную ориен
тацию — на испанском она говорила дома с роди
телями, бабушкой и дедушкой, и поэтому чувст
вовала себя с ними психологически мексиканкой,
а на английском, принятом в школе, она стано
вилась психологически американкой. Как пре
красно показали эксперименты по праймингу,
китайские студенты в Гонконге, обладавшие как
китайской, так и западной яконцепцией, после
просмотра китайских культурных символов дума
ли более коллективистски (например, после того
как видели китайского дракона или Великую сте
ну), а когда видели символы американской куль
туры (например, американский флаг и здание ва
шингтонского Капитолия), были настроены более
индивидуалистично (Hong, Chiu & Kung, 1997).

Такие данные иллюстрируют еще один тип

взаимодействия человека и ситуации: 

различные си

туации стимулируют различные компоненты лично
сти

. Например, если мы увидим, как привлекатель

ная девушка или молодой человек нам улыбается,
у нас могут возникнуть мысли о романе, а если мы
услышим, как тот же человек орет на нас, то мы
встревожимся за собственную безопасность. Си
туации, в которых мы находимся, способствуют
тому, что у нас возникают цели и представления,
влияющие на наши мысли, чувства и поведение, —
даже когда мы больше не находимся в той же са
мой ситуации (см., например: Higgins, 1996). Вы,
скорее всего, поразному отреагируете на незнако
мого человека, с которым столкнетесь у выхода из
кинотеатра после просмотра, например, комедии
(«Виноват, извините!») и триллера («Какой нахал!
Ну я ему покажу!»).

Даже черты ситуации, не осознаваемые нами,

могут сильно влиять на наши действия (Wegner &
Bargh, 1998). Студентам в эксперименте Джо
на Баргха, Марка Чена и Лары Берроуз (Bargh,
Chen & Burruows, 1996) давались ряды по пять
разрозненных слов, и они должны были приду
мать предложения из 4 слов. По плану экспери
мента, в некоторые ряды входили слова, ассоции


background image

84

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ

ровавшиеся с грубостью, другие включали слова,
ассоциировавшиеся с вежливостью, а в третьих
встречались слова, не связанные ни с грубостью,
ни с вежливостью. Выполнив задание, участники
вышли из лаборатории вместе с экспериментато
ром, чтобы подготовиться ко второму заданию.
Они увидели, что экспериментатор оживленно
беседовал с еще одним испытуемым и продолжал
разговаривать, пока его не прерывал участник
(или пока не проходило десяти минут). Какие
участники, скорее всего, прервут разговор в те
чение 10 минут: те, кого до этого стимулировали
грубыми словами, вежливыми словами или ней
тральными словами?

Если вы считаете, что те, кого стимулировали

грубыми словами, то вы правы. 63% этих участ
ников эксперимента прерывали экспериментато
ра по сравнению с 38% тех, кто находился в ней
тральном состоянии, и всего 17% участников, ко
торых стимулировали вежливыми словам. Даже
незначительные характеристики в наших ситуа
циях могут стимулировать достижение опреде
ленных целей, те или иные представления, чув
ства и привычки. Изза этого мы можем действо
вать вежливо в одной ситуации и грубо в другой.

Поэтому внешнее проявление того, «кто мы та

кие на самом деле», изменяется от ситуации к ситуа
ции. В аудитории ваше «готовое я» мотивировано
понимать и добиваться и вам в голову быстро при
ходят мысли и чувства о самом себе как об ученике.
Зато в общежитии ваше «готовое я» больше заинте
ресовано в дружбе и представлениях и чувствах о

себе как о друге или подруге, и это «я» будет в дан
ной ситуации доминировать. Различные ситуации
стимулируют различные стороны нашего «я».

Люди изменяют ситуацию

Если неуклюжий человек врезается в кирпич

ную стену, стена не меняется, меняется только че
ловек. Однако социальные ситуации редко пред
ставляют собой кирпичные стены, и каждый че
ловек, который входит в ту или иную ситуацию,
способен ее изменить. Поместите агрессивного
ребенка на спокойную площадку для игр, и на
площадке станет шумно. Стоит только человеку,
склонному к соперничеству, стать участником
игры в футбол на пикнике, и футбол вскоре пе
рейдет в регби. Поместите социально опытного
преподавателя в класс новичков, только что при
шедших из детского сада, и дети вскоре отбросят
застенчивость и начнут знакомиться.

Иногда люди изменяют ситуацию по тем же

причинам, по каким они могли ее выбрать: что
бы лучше достичь своих целей. Человек, желаю
щий навести порядок в грязном дворе, может уго
ворить других создать команду, а воспитатель в
детском саду, конечно, хочет, чтобы его малыши
хорошо ладили между собой.

Однако люди порой меняют свою ситуацию

непроизвольно. Депрессивные студенты коллед
жа не желают вводить в депрессию своих сосе
дей по комнате, но могут это сделать — и сосе
ди начнут избегать их (Joiner & Metalsky, 1996;
Strack & Coyne, 1983). Мальчик, который счита
ет, что другие люди его недолюбливают, не со
бирается отказываться от новых знакомств, но
и он сам и его новые знакомые могут испыты
вать враждебность (Dodge, 1986). Веселая сосед
ка по комнате не обязательно пытается поднять
настроение у других, но она это делает — и лю
ди будут ее искать, когда им понадобится под
держка. На протяжении этой книги мы увидим
много примеров людей, изменяющих свою ситуа
цию, — руководителей, увеличивающих эффек
тивность работы своей группы, одиноких людей,
создающих вокруг себя социальную изоляцию,
людей с непопулярными представлениями, изме
няющими сознание других, и тому подобное.

Ситуации меняют личность

Если родители улыбаются каждый день, когда

вы помогаете незнакомому человеку, или вы ви
дите, как их благодарят за добровольную помощь,
то у вас, скорее всего, выработается доброе отно

Меняется ситуация, меняется и личность.

Тот же ли человек азиатской внешности во время обеда с
друзьями, что и на занятиях? Вряд ли. По мере изменения
обстоятельств выступают некоторые отдельные черты, а дру+
гие отступают на задний план. Различные ситуации стиму+
лируют различные стороны личности.


background image

Взаимодействие личности и ситуации

85

шение к другим людям. Родители, склонные к
пренебрежению, могут превратить спокойных
детей в тревожных. Люди, с которыми мы всту
паем в брак, могут изменить наши представле
ния о политике и социальных темах. Просмотр
порнографии и насилия может привести к тому,
что вы спокойно станете воспринимать агрессию
против женщин. Так же как люди меняют свои
ситуации, 

ситуации меняют людей

.

Иногда эта перемена очевидна: мы были одни

тогда и мы другие сейчас. Младенец, на которо
го напал сердитый ирландский сеттер, внезапно
начинает бояться собак. Но иногда мы настоль
ко включены в ряд ситуаций, что они во многом
«делают» нас с самого начала, формируя наше ба
зовое человеческое и индивидуальное отношение
к целям, представлениям и чувствам, определяю
щим нас сегодня. Именно это психологи и социо
логи называют 

социализацией.

Социализация — это процесс, при помощи ко

торого культура передает живущим в ней людям
представления, обычаи, привычки и язык. В на
шем рассуждении о культуре мы увидели, что инди
видуалистические культуры превращают своих де
тей во взрослых, стремящихся к независимости,
личному успеху и высокой самооценке. Наоборот,
в коллективистских культурах молодые люди ста
новятся взрослыми, стремящимися к взаимозави
симости и хорошим отношениям, групповому успе
ху и гармонии со своими группами. Как это проис
ходит в культуре? В культурах есть основные идеи
о том, что хорошо, и эти ценности представлены
в обычаях, нормах, политике и институтах культу
ры. Например, индивидуалистическая ценность
личного успеха отражена в американском законо
дательстве (в нем подчеркивается право на лич
ную собственность), в образовании (как способ
дать каждому мотивированному ребенку реализо
вать его потенциал) и в массмедиа (изображаю
щих предпринимателей и их успехи). Эти силы
влияют на то, как люди ежедневно взаимодейству
ют друг с другом (например, американским детям
с самого раннего возраста отводят свою собствен
ную комнату и учат «отвечать за себя»).

Культуры существуют на многих «уровнях».

В США они отличаются в зависимости от облас
ти (например, «южная культура чести»). Культу
ры также отличаются в городе и деревне; круп
ные города, как правило, меньше поощряют
коллективизм, чем маленькие города и фермы.
Культуры тоже различаются по функции этниче
ской принадлежности (например, латиноамери
канская культура является более коллективист
ской, чем англоамериканская). Высшие учебные
заведения обладают своей собственной культу
рой — студент, который проводит четыре года в

морской академии, скорее всего, столкнется
с различными нормами, правилами и обычаями,
и их будет больше, чем если бы он, например,
учился в Калифорнийском университете в Берк
ли. А есть еще и культура семьи — уроки, полу
ченные в вашем доме, будут несколько отличать
ся от уроков, усвоенных у соседей. Так что даже
в самой индивидуалистической стране в мире су
ществует множество культурных влияний, помо
гающих нам сформироваться.

Ситуации, будь то кратковременные или дли

тельные, изолированные или связанные с други
ми ситуациями, меняют нас.

Социализация (Socialization)

— процесс, посред

ством которого культура преподает людям свои
убеждения, обычаи, привычки и язык.

Резюме

Личность и ситуация взаимодействуют разны

ми способами и влияют на наши мысли, чувства
и поступки (табл. 2.2). Разные люди неодинако
во реагируют на одну и ту же ситуацию. Ситуации
выбирают людей, которые в них попадают. Лю
ди выбирают, в какую ситуацию им войти. Различ
ные ситуации стимулируют у людей достижение
новых целей, способствуют развитию новых
представлений и чувств. Люди изменяют свои си
туации, и ситуации меняют людей.

Таблица 2.2

Различные типы взаимодействия личности и ситуации

Взаимодействие

Пример

Разные люди не
одинаково реаги
руют на одну и ту
же ситуацию.

Некоторые студенты в вашем колледже ду
мают, что это смешно и увлекательно; дру
гие считают это скучным и тупым.

Ситуации выби
рают личность.

Ваш колледж не принимает всех желаю
щих.

Люди выбирают
свои ситуации.

Вы можете выбрать — жить ли вам в сту
денческом братстве или состоять в жен
ской организации; ваш сосед по комнате
может предпочесть остаться в общежитии.

Различные ситуа
ции стимулируют
разные компо
ненты личности.

Вы можете считать себя старательным, но
будете любить развлечения на вечеринке.

Люди меняют
ситуацию.

Энергичный, знающий учитель может пре
вратить тихий пассивный класс в активный
и заинтересованный.

Ситуации меня
ют людей.

Если один студент отправляется на учебу в
морскую академию, в то время как перво
начально похожий на него друг поступает в
университет в Беркли, скорее всего, они
будут не очень похожи через четыре года.