Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5674

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

86

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ

Повторение

ЗАГАДКА ОБЫЧНОГО
И НЕЗАУРЯДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Действительно, будучи во многом заурядным,

доктор Мартин Лютер Кингмладший, когда прие
хал в город Монтгомери, штат Алабама, уже обла
дал некоторыми чертами характера, которые
позднее характеризовали его как лидера движе
ния за гражданские права. Он хотел, чтобы с афро
американцами обращались уважительно, это жела
ние внушил ему его отец, оставивший у сына неза
бываемое впечатление, когда вышел из обувного
магазина, потому что клерк отказался обслуживать
его в отделе «для белых». Юный Мартин хорошо
усвоил уроки отца и повторил их, когда ушел с ра
боты после того, как белый начальник постоянно
называл его «ниггером». Мы также видим, как в
юности проявилась еще одна черта Кинга. Уже то
гда он был признанный «сердцеед» и у него было
прозвище «пират», в колледже он хорошо писал
стихи, любовные письма и прекрасно владел дру
гими способами ухаживания.

Мотивация и представления Кинга сочетались

с мощными чувствами. Даже мальчиком он был
способен на страсть, он глубоко сочувствовал бед
ным, когда стоял в очередях за хлебом во время

депрессии. Он чувство
вал такую любовь и пре
данность к своей бабуш
ке, что дважды пытался
покончить с собой, вы
прыгнув со второго эта
жа в доме своих родите
лей — первый раз, когда
он по ошибке подумал,
что она умерла, а затем,

когда она действительно скончалась. Эта способ
ность к сильным эмоциям позже раскрылась в
преданности Кинга своим расовым истокам и в
убежденности и силе его речей. Если мы при
стальнее приглядимся к человеку — к мотиву Кин
га, его представлениям и чувствам, — то начнем
видеть те качества Мартина Лютера Кингамлад
шего, которые потом узнал весь мир.

Однако не только эти личные качества сами по

себе направили его на данный путь. Вопервых,
он оказался в нужном месте в нужное время. Ро
за Паркс была смелой женщиной, подвергавшей
ся сильному риску, нарушая закон Монтгомери о
сегрегации, когда работала секретарем местного
отделения национальной ассоциации содействия
прогрессу цветного населения, в правление кото
рой входил и Мартин Лютер Кинг. Она помог
ла ему понять суть местных проблем. Более того,

поскольку Кинг был новичком в городе, ему,
должно быть, польстила просьба руководить бой
котом. И ему было трудно отказаться, учитывая
ожидания населения, видевшего в проповедни
ках общественных лидеров.

Однако эта ситуация только поставила его в по

ложение лидерства. Она, конечно, не гарантиро
вала успеха. В самом деле, Кинг не взлетел стреми
тельно на вершину славы, даже свою знаменитую
речь, объявление бойкота — речь, ставшую камер
тоном дальнейших актов протеста, — Кинг начал в
довольно спокойном тоне. Аудитория, заряжен
ная годами неравенства и дискриминации, ждала
другого. Она не позволила бы Кингу так провес
ти все выступление и нарушить ее высокие ожи
дания. Аудитории нужен был сильный порыв, и
Кинг, подхваченный ответственностью и страстью,
передал его толпе:

«Да, вы знаете, мои друзья, что наступает вре

мя, когда люди устали находиться под железной
пятой угнетения… Наступает время, друзья мои,
когда люди устают от того, что висят над пропа
стью унижения, в холодном унынии отчаяния…
наступает время, когда люди устают от того, что их
выталкивают из солнечной жизни в июле и застав
ляют стоять среди альпийского холода ноября…»

Его слова утонули в раскатах рева толпы. Си

туация потребовала от Кинга проявить свои луч
шие стороны. Сыграл свою роль и его оратор
ский дар, еще больше зарядивший толпу. Между
Кингом и наэлектризованными им слушателями
установилась энергетическая связь, Кинг вдохно
вил толпу, и у толпы и у самого Кинга создалась
уверенность в том, что он способен руководить.
Ситуация его выбрала. Уверенный человек с силь
ными убеждениями, Кинг принял предложение.
Он превратился в лидера и в свою очередь укре
пил у людей надежду.

На протяжении автобусного бойкота человек

и ситуация продолжали взаимодействовать. Энту
зиазм людей и одобрение поддержали Кинга, ко
гда его вера и убежденность начали колебаться.
Департамент полиции принял решение посадить
его в тюрьму якобы за нарушение скорости, и
это, и поджог его дома еще больше усилили изве
стность и общественный авторитет Кинга. А го
товность обычных людей жертвовать собой сде
лала бойкот успешным, и поэтому журнал 

Time

рассказал о Кинге, и его имя узнала вся нация.

Доктор Мартин Лютер Кинг привнес в свою

ситуацию сильную преданность принципам ра
венства, стиль мирного протеста, провозглашае
мого Ганди, и великолепный талант оратора. Си
туация дала ему уверенность в себе, энергию и да
ровала множество возможностей. Его поистине
неординарные достижения были следствием не


background image

Итоги главы

87

только силы его личности, но и взаимодействия
этой личности с силами ситуации. Как и у всех
нас, у него были свои сила и слабости. Как и у
всех, его поступки и характер сформировала си
туация, в которой он оказался. И как и все мы,
он в свою очередь тоже формировал мир. В этом
сущность социальной психологии.

Мы, таким образом, предприняли первый шаг

в нашем путешествии к пониманию удивительно
го мира социального поведения. Следующие гла
вы покажут нам, где этот мир заканчивается — мы
детальнее исследуем мыслительные процессы и
поведение, которые применяют люди, чтобы пе
ресекать свой социальный ландшафт.

ИТОГИ ГЛАВЫ

ЛИЧНОСТЬ

1. Личность — это динамичное сочетание мотива

ций, знания и чувств, которые соединяются и
формируют социальное поведение.

2. Мотивация — это энергия, направляющая лю

дей к их целям.

3. Достижение целей иногда требует значитель

ного внимания. По мере накопления опыта,
однако, стратегии достижения некоторых це
лей становятся автоматическими и позволяют
нам посвящать наше ограниченное количест
во внимания решению других задач.

4. Цели могут быть труднодоступны. Для дости

жения некоторых из них требуется приложить
большую силу воли. Когда нам нужна сила воли
для достижения одной цели, у нас на короткое
время становится ее меньше для достижения
более далеких целей. Не делать чтото может
быть особенно трудно, потому что мысли, ко
торые мы подавляем, могут позднее еще чаще
и интенсивнее приходить в сознание.

5. Знание — это информация, которую мы полу

чаем из нашего жизненного опыта и храним
в памяти. Мы организуем эту информацию
в психические структуры, такие как образцы
и схемы.

6. Яконцепция — это наше знание о самих себе.

Мы начинаем понимать себя, наблюдая за соб
ственным поведением (самовосприятие), на
блюдая или воображая, что видят в нас другие
(отраженная оценка), и сравнивая себя с дру
гими (социальное сравнение).

7. Чувства включают установки, эмоции и на

строения. Социальные психологи разработа
ли различные способы определения челове
ческих чувств, в том числе — самоотчет, на
блюдение за поведением и физиологические
техники.

8. Наши переживания и выражения чувств под

вержены влиянию генетической и культурной
наследственности. Мы отчасти узнаем, как пе

реживать и выражать свои чувства в процессе
классического обусловливания, инструменталь
ного обучения (оперантного обусловливания)
и научения через наблюдение. Чувства, кото
рые мы испытываем в любой данный момент,
определяются непосредственными физиологи
ческими изменениями (например, обратная
связь с выражением лица) и интерпретацией
наших обстоятельств.

9. Чувства в высшей степени функциональны.

Эмоции подают нам сигнал, что чтото не в по
рядке, поэтому мы можем сместить наше вни
мание с текущей деятельности к вновь возни
кающим интересам. Установки позволяют нам
быстро формировать мнение о предметах, с
которыми мы сталкиваемся при помощи прие
ма приближения/избежания. А настроения го
товят нас к тому, чтобы справиться с обстоя
тельствами в недавнем прошлом и настоящем.

СИТУАЦИЯ

1. Люди оказываются в определенной физиче

ской и эмоциональной среде, которая влияет
на их мысли, чувства и поведение.

2. Люди, окружающие нас, могут оказывать на

нас сильное воздействие. Например, учащиеся
в маленькой недоукомплектованной школе мо
гут быть сильно мотивированными, участво
вать в большем количестве разных занятий,
у них будет больше ответственности и им при
дется чаще применять свои способности.

3. Различные ситуации предоставляют нам раз

личные возможности и угрозы. Все это назы
вается допустимыми возможностями, и мы
часто эффективно и без особых усилий их
различаем.

4. Люди передают друг другу дескриптивные нор

мы — информацию о том, что большинство лю
дей, как правило, делают в данной ситуации, —
и эти нормы помогают нам сделать правильный


background image

88

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ

выбор и соответствующе вести себя в новой
ситуации. Дескриптивные нормы обычно отра
жают подлинные представления и чувства лю
дей. Когда люди ведут себя не так, как они дей
ствительно верят и чувствуют, у них формиру
ется состояние множественного незнания, спо
собствующего такому поведению, как излишняя
выпивка.

5. У многих ситуаций есть свои «правила», говоря

щие о том, что нам позволено делать, а что —
нет. Эти правила называются инъюнктивными
нормами, и они определяют, что обычно одоб
ряется и не одобряется в данной ситуации.
Более того, некоторые ситуации расписаны по
сценариям и существует общая последователь
ность поведения, ожидаемого от людей. Запре
ты и сценарии направляют людей и делают их
поведение приемлемым и ожидаемым.

6. Некоторые ситуации «сильнее» других. Силь

ные ситуации предоставляют людям меньше
возможностей, в них более четкие запреты и
описания и они чаще происходят по сцена
рию. Слабые ситуации предоставляют много
возможностей, в них меньше очевидных норм
и они реже происходят по сценарию.

7. Культура может влиять на обстоятельства, в ко

торых мы находимся, и на то, как эти обстоя
тельства влияют на нас. Индивидуалистические
культуры стремятся социализировать своих чле
нов, чтобы те считали себя личностями и как
приоритет выбирали свои личные цели. Кол
лективистские культуры социализируют своих

членов так, чтобы они считали себя представи
телями больших социальных групп и ставили
групповые интересы выше своих собственных.

8. Различные культуры часто предоставляют

своим членам неодинаковые возможности.
В них также могут быть различные нормы и
для тех же ситуаций они предписывают другие
сценарии.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ И СИТУАЦИИ

1. Личность и ситуация взаимодействуют и это

взаимодействие влияет на наши мысли, чувст
ва и поступки.

2. Различные люди неодинаково реагируют на од

ну и ту же ситуацию. Когда личность соответ
ствует ситуации, то она скорее всего будет чув
ствовать больше удовлетворения и действовать
эффективнее.

3. Ситуации выбирают людей, которые в них по

падают; не каждый может оказаться в ситуации
по своему выбору.

4. Люди могут часто выбирать, в какую ситуацию

им вступать, и выбирают такие ситуации, ко
торые, как им кажется, предоставляют наилуч
шие возможности для достижения поставлен
ных ими целей.

5. Различные ситуации стимулируют различные

цели, убеждения и чувства у каждого человека.

6. Люди изменяют свою ситуацию.
7. Ситуации меняют людей.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Автоматизм (Automaticity)

— свойство поведения или

когнитивного процесса происходить без контроля со$
знания, как только он начался.

Внимание (Attention)

— процесс сознательной сосре$

доточенности на отдельных аспектах нашего окружения
или самих себе.

Дескриптивная норма (Descriptive norm)

— норма,

которая определяет, что, как правило, делается в дан$
ной ситуации.

Допустимые возможности (Affordance)

— возможно$

сти или угрозы, предоставляемые ситуацией.

Инъюнктивная норма (Injunctive norm)

— норма,

описывающая то, что, как правило, одобряется или не
одобряется в какой$либо ситуации.

Индивидуалистическая культура (Individualistic cul/
ture

) — культура, которая социализирует своих пред$

ставителей воспринимать себя как индивидуальности
и отдавать личным целям приорит.

Инструментальное научение (оперантное обуслов/
ливание) (Instrumental learning (operant condition/
ing)

— процесс, посредством которого люди учатся на

примерах вознаграждений и наказаний.

Классическое обусловливание (Classical condition/
ing)

— процесс, при котором люди связывают новые

предметы или события с чувствами, относящимися к
уже пережитым событиям.

Коллективистская культура (Collectivistic culture)

культура, которая социализирует своих представителей
считать себя членами бо

´

льшей группы и ставить инте$

ресы группы выше своих собственных.


background image

Ключевые термины

89

Множественное незнание (Pluralistic ignorance)

феномен, при котором люди в группе неправильно
интерпретируют мнения других, потому что каждый
действует вопреки собственным мнениям.

Мотив (Motive)

— цель высокого уровня, главная для

социального выживания.

Мотивация (Motivation)

— сила, движущая людей к

желаемому результату.

Мышление, противоречащее фактам (Counterfactual
thinking)

— процесс воображения альтернативы на

стоящих событий, как это «могло бы быть».

Настроение (Mood)

— довольно длительное чувст

во, размытое и не направленное на конкретную отдель
ную цель.

Научение через наблюдение (Observational learn
ing)

— процесс, при котором люди учатся на приме

ре других людей, получающих наказание или возна
граждение.

Образец (Exemplar)

— психическое представление о

конкретном эпизоде, событии и личности.

Процесс отраженной оценки (Reflected appraisal
process)

— процесс, при котором люди начинают се

бя узнавать, наблюдая или воображая, какими видят их
другие.

Процесс самовосприятия (Selfperception process)

процесс наблюдения людьми за собственным поведе
нием и формулировки выводов о внутренних характе
ристиках, таких как черты характера, способности и
установки.

Самооценка (Selfesteem)

— наша установка по отно

шению к самим себе.

Сила воли (Willpower)

— сила самоконтроля, исполь

зующаяся для того, чтобы преодолеть непродуктивные
импульсы и достичь трудных целей.

Ситуация, расписанная по сценарию (Scripted si
tuation)

— ситуация, при которой ожидается, что

события происходят в определенной последователь
ности.

Соответствие личности и ситуации (Personsituation
fit)

— степень сочетаемости личности и ситуации.

Социализация (Socialization)

— процесс, посредством

которого культура преподает людям свои убеждения,
обычаи, привычки и язык.

Социальное сравнение (Social comparison)

— про

цесс узнавания людьми самих себя, путем сравне
ния своих способностей, установок и убеждений с
установками, способностями и убеждениями других
людей.

Схема (Schema)

— психическое представление, вклю

чающее общие характеристики отдельного класса эпи
зодов, событий или людей.

Сценарий (Script)

— список событий, происходящих в

определенной ситуации в определенном порядке. Сце
нарий помогает человеку координировать свое поведе
ние с поведением других и не нарушать запретов в той
или иной ситуации.

Установка (Attitude)

— благоприятная или неблаго

приятная оценка отдельного человека, предмета, собы
тия или идеи.

Цель (Goal)

— желаемый результат; чтото, чего чело

век желает достичь или сделать.

Эмоция (Emotion)

— относительно интенсивное чув

ство, характеризующееся физиологическим возбужде
нием и комплексными знаниями.

Яконцепция (Selfconcept)

— психическое представ

ление, включающее наши мнения и взгляды относитель
но себя.


background image

3

   
 

     
 

 

   

:  
!  

 
     

:
  "#  ! $

!"    
# $  
% "    
 
 
&     $

%   

&   $   «»

:
    #


'  
&  
(    "   ?

   

(  "  )
(  " « »
*  "
   
+  
% "  
!  ,      - ?
( "
 
.$    


   

 #:
   "