Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6105

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

Потребность в структуре

Ошибочно полагать, что упрощение мира —

это нечто такое, чем занимаются только другие
(возможно, менее умные?) люди. Все люди, когда
они возбуждены или в хорошем настроении, ста
новятся более склонными к упрощению, и ко
нечно, все мы иногда бываем возбужденными или
счастливыми. Тем не менее существует и одна ста
бильная черта личности, которая также влияет
на то, используем мы простые или более слож
ные стратегии мышления. Эта черта называется

потребностью в структуре (need for structure) 

и отра

жает то, насколько сильно человек мотивирован
организовывать свой психический и физический
мир в простые структуры. Чтобы оценивать силу
этой мотивации, Мэган Томпсон, Майкл Накка
рато и Кевин Паркер (Thompson, Naccarato &
Parker, 1989) разработали 

Шкалу личной потребно

сти в структуре (Personal Need for Structure Scale). 

Лю

ди, у которых потребность в структуре высока,
охотно соглашаются с заявлениями типа: «Мне
нравится вести размеренный и упорядоченный
образ жизни» и «Я не люблю неопределенных
ситуаций». Такие люди часто пользуются всеми
видами когнитивных методов упрощения. В част
ности, они полагаются на заранее существую
щие ожидания, составляя свое мнение об окру
жающих, легко формируют у себя стереотипы
и объясняют поведение других их личными ка
чествами (Moskowitz, 1993; Neuberg & Newsom,
1993; Schaller, Boyd, Yohannes & O’Brien, 1995;
Thompson et al., 1994; Webster, 1993).

Итак, физиологическое возбуждение, хорошее

настроение и потребность в структуре как свой
ства личности увеличивают желание сэкономить
мыслительные усилия и, таким образом, побуж
дают человека использовать когнитивные методы
упрощения.

Как показано в следующих разделах, некото

рые 

ситуации 

также могут стать причиной упро

щенного мышления.

Сложные ситуации

Наступает экзаменационная неделя, и в вашей

жизни воцаряется хаос. У вас четыре экзамена и
курсовая работа, к тому же вам нужно срочно пере
езжать на другую квартиру. В довершение всего ди
ректор ресторана, где вы работаете, требует, что
бы вы провели собеседование с восемнадцатью
кандидатами на две открывшиеся вакансии офи
циантов. Со всеми этими проблемами в голове
станете ли вы тщательно исследовать прошлый
опыт, характер и биографию каждого претенден
та, вдумчиво сопоставляя их сильные и слабые сто
роны? Или, может быть, вы, наоборот, более чем
обычно будете полагаться на «быстрые и грубые»
упрощенные суждения? Результаты научных ис
следований говорят в пользу второго варианта: по
скольку каждая дополнительная забота отвлекает
на себя часть ограниченных резервов внимания,
нам становится все труднее мыслить аккуратно, по
мере того как ситуация становится более сложной
(Baumeister, Hutton & Tice, 1989; Biesanz et al., 2001;
Bodenhausen & Lichtenstein, 1987; Pratto & Bargh,
1991; Rothbart et al., 1978; Stangor & Duan, 1991).

Такой эффект умственной перегрузки хоро

шо иллюстрируется следующим экспериментом
(Gilbert, Pelham, Krull, 1988). Участникистуденты
слушали, как другой студент произносит речь о
проблеме легальных абортов. Хотя руководитель
эксперимента подчеркивал, что у докладчика 

не

было выбора

, на какой стороне выступать, слушате

ли все равно считали, что студент, защищавший
право на аборт, действительно стоит «за свобод
ный выбор», а студент, выступавший против абор
тов, действительно считает недопустимым «пре
рывать жизнь». То есть имела место предвзятость
в сопоставлении причин. Для следующей группы
участников был повторен тот же лабораторный
сценарий, за исключением одного момента: ожи
далось, что после оценки позиции оратора они са
ми будут произносить речь. Возможно, вы уже до
гадались, что произошло в этом случае: участники

«Чем сложнее наша ситуация, тем

более мы полагаемся

на когнитивные методы упрощения»


background image

Сбережение умственных усилий

107

из последней группы продемонстрировали 

еще бо

лее 

сильную предвзятость в сопоставлении при

чин. Очевидно, обдумывание предстоящего собст
венного выступления оставляло им слишком мало
ресурсов внимания для того, чтобы проанализиро
вать обстоятельства докладчика более полно. Чем
сложнее наша ситуация, тем более мы полагаемся
на когнитивные методы упрощения.

Давление времени

Мы также чаще полагаемся на упрощающие

стратегии, когда находимся в состоянии цейтнота
(Bechtold, Naccarato & Zanna, 1986). В самом деле,
представьте, что у вас завтра два экзамена и сдача
курсовой работы, и вам еще нужно коечто доделать
и позаниматься. Повлияет ли это на вашу склон
ность использовать методы когнитивного упроще
ния при оценке претендентов на место официанта?

В одном из экспериментов израильские учителя

читали сочинение, которое было представлено
как написанное учеником, принадлежащим либо к
ашкенази (группа, обладающая в Израиле высо
ким статусом), либо к потомкам сефардов (группа
относительно низкого статуса). Некоторым учи
телям давался час на оценку работы (сравнитель
но низкое давление времени), тогда как другим —
только десять минут (высокое давление времени).
Мало того, что студент из ашкенази получил более
высокую оценку за ту же самую работу, когда давле
ние времени было низким (73% против 64%), но
этот стереотип оказался еще более действенным
в условиях, когда учителя спешили (80% против
64%), — под давлением времени учителя давали
студенту ашкенази еще большую «фору» (Kruglan
ski & Freund, 1983).

Итак, люди чаще склоняются к использованию

когнитивных стратегий упрощения, когда ситуа
ция сложная и когда у них мало времени. Это,
возможно, поможет нам объяснить, почему Ник
сон, политик с большим стажем и опытом, был

так удивлен возмущением общества, последовав
шим за его решением уволить Арчибальда Кокса.
Как писал Никсон в своих воспоминаниях, ок
тябрь 1973 года был месяцем хаоса. На Ближнем
Востоке вспыхнула война, вицепрезидент стоял
перед необходимостью подать в отставку, а Кон
гресс пытался ограничить полномочия президен
та в области внешней политики. И ко всему про
чему Никсону еще пришлось иметь дело с требо
ванием Арчибальда Кокса быстро передать суду
важные президентские документы и аудиозаписи.
Обстоятельства для Никсона были чрезвычайно
сложными, давление времени — очень высоким, и
неудивительно, что он, по его собственным сло
вам, проглядел перспективу Уотергейтского скан
дала и разрушительные последствия своего реше
ния уволить Кокса, а в связи с этим зарождающее
ся у многих американцев чувство разочарования.

Когда мир не соответствует
нашим ожиданиям

Из предшествующего обсуждения можно выне

сти впечатление, будто люди являются на социаль
ную сцену с набором излюбленных когнитивных
методов упрощения и редко используют чтото бо
лее сложное. Действительно, мы владеем многими
стратегиями упрощения и часто их применяем.
Но верно также и то, что существует реальный
мир, и для выживания в этом мире мы должны об
ладать достаточной гибкостью, чтобы отказывать
ся от этих стратегий, когда того требует ситуация.
Например, когда мы чувствуем себя ответственны
ми за свои выводы или знаем, что нам придется
доказывать их другим людям, то мы менее склон
ны полагаться на простые способы суждения о со
циальном мире (см., например: Bodenhausen et al.,
1994; Pendry & Macrae, 1996; Schaller et al., 1995;
Webster, Richter & Kruglanski, 1996). Далее в этой
главе мы рассмотрим подробнее обстоятельства,
побуждающие нас отказываться от использования
когнитивных методов упрощения. А пока просто
приведем пример того, что если необходимо, лю
ди действительно способны отодвигать в сторону
свои упрощенные представления.

Представьте, что ваша подруга за чашечкой ко

фе описывает вам своего нового знакомого, Дево
на, художника. Вы немедленно рисуете себе образ
творческого и немного идеалистичного нонкон
формиста и ничуть не удивитесь, услышав рассказ
подруги о странном образе жизни, который он ве
дет, и его необычной манере одеваться. Девон со
ответствует вашим ожиданиям, поэтому вы пред
ставляете его себе так же, как и многих других
художников. Но вообразите, что вместо этого

Дни суматохи и хаоса.

Решение президента Никсона
уволить Арчибальда Кокса было,
возможно, его самым большим
политическим промахом. Как мог
столь опытный, умудренный поли
тик допустить такую поразитель
ную ошибку? Может быть, дело в
том, что Никсон в тот момент был
занят надвигающейся отставкой
своего вицепрезидента, войной
на Ближнем Востоке и другими
важными, требующими срочного
решения проблемами.


background image

108

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

подруга описывает вам Девона как до мелочей ак
куратного человека, с научным складом ума и кон
сервативными политическими взглядами. Это
противоречит вашим ожиданиям. 

Художник с науч

ным складом ума? До мелочей аккуратный? 

Будете ли

вы цепляться за ваши первоначальные ожидания
и продолжать видеть его как типичного художни
ка? Иногда да, — если ваши первоначальные ожи
дания и убеждения очень важны для вас (см., на
пример: Biek, Wood & Chaiken, 1996; Edwards &
Smith, 1996; Fiske & Neuberg, 1990). В ином случае,
однако, вы, скорее всего, поищете более правиль
ный способ воспринимать Девона, лучше подходя
щий для объяснения обнаружившейся сложности
его личности (Asch & Zukier, 1984; Fiske, Neuberg,
Beattie & Milberg, 1987; Locksley, Borgida, Brekke &
Hepburn, 1980).

Таким образом, мы не всегда занимаемся толь

ко подтверждением наших ожиданий способами,
описанными выше. Вместо этого наши ожида
ния взаимодействуют с доступной информацией,
определяя, будем мы стремиться подтвердить
свои ожидания или, напротив, добиваться боль
шей точности. Когда наши ожидания явно не со
ответствуют тому, что происходит в мире, мы
часто отказываемся от них (McNulty & Swann,
1994; Swann & Ely, 1984).

Резюме

Когда люди не хотят тратить много усилий на

формирование суждений и принятие решений и
готовы удовлетвориться «достаточно хорошими»
суждениями, они могут воспользоваться какимни
будь инструментом из своего набора когнитивных
стратегий упрощения. Они могут использовать су
ществующие у них мнения о предметах как ожида
ния, что облегчит им понимание новых событий.
По крайней мере в западных, индивидуалистиче
ских культурах люди ссылаются на свойства лич
ности, упрощая свое понимание действий других.
Используются и другие когнитивные методы упро
щения, включая эвристики репрезентативности,
доступности, «зацепки и подгонки». Стремление
упрощать проявляется у людей сильнее, когда они
возбуждены или пребывают в хорошем настрое
нии, когда они, по складу своей личности, испыты
вают сильную потребность в структуре, находятся
под давлением времени или в сложной ситуации.
Все вместе эти условия охватывают значительную
часть нашей повседневной жизни, так что мы долж
ны довольно часто обращаться к методам упроще
ния. Однако бывают случаи, когда мы отказываем
ся применять эти методы, например, когда реаль
ная ситуация не соответствует нашим ожиданиям.

УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕБЕ

Как протекает ваша жизнь в колледже? Хоро

шие ли у вас оценки? Так ли они хороши, как вы
надеялись? Налаживаются ли у вас отношения с
другими людьми? Если нет, то кто в этом вино
ват? Когда мы задаемся подобными вопросами,
быстрых и простых ответов, подобных тем, что
мы ищем, стараясь сэкономить усилия, может
быть недостаточно. Вместо этого мы часто ищем
ответы, которые помогут нам думать хорошо о
самих себе, убедят нас в том, что мы — ценные
и талантливые люди. «Да, мои оценки не очень
то хороши, — думаем мы, — но этот курс слишком
скучный, чтобы принимать его всерьез». «Мои
отношения настолько хороши, насколько я этого
хочу, — говорим мы себе, — в любом случае с ней
просто 

невозможно 

ладить нормально».

Если такие мысли приходят в вашу голову, то

вы не одиноки. Немногие из нас могут с полным
правом заявить, что они никогда не поддаются же
ланию рассматривать себя с положительной сто
роны, думать о себе с одобрением (James, 1890;
McDougall, 1932). Большинство людей сообщают
о том, что они обладают высоким самоуважением,
оптимистически видят свои перспективы на бу
дущее и что у них больше благоприятных харак
теристик и способностей, чем у среднего челове
ка (см., например: Alicke, 1985; Dunning, Meyero
witz & Holzberg, 1989; Regan, Snyder & Kassin, 1995;
Weinstein, 1980). Проще говоря, почти все люди
хотят думать о себе хорошо.

Мы хотим видеть себя в положительном све

те по крайней мере по двум причинам. Вопер

«Если вы найдете способ повысить свое мнение о себе,

то это улучшит в какой)то мере вашу способность

справляться с важными задачами»


background image

Управление представлениями о себе

109

вых, положительное мнение о себе приносит ве
ру в то, что мы эффективны — то есть можем
достигать своих целей, — и эта вера помогает
нам аккумулировать энергию, необходимую для
того, чтобы этих целей достигнуть (Bandura,
1977; Greenwald, 1980). С этой точки зрения
позитивный взгляд на себя ведет нас к успеху.
Таким образом, если вы найдете способ повы
сить свое мнение о себе, то это улучшит в ка
който мере вашу способность справляться с важ
ными задачами (McFarlin, Baumeister & Blasco
vitch, 1984). Вовторых, отношение к самим себе
показывает, насколько хорошо идут дела в нашей
социальной жизни. Не очень высокое мнение о
себе часто говорит нам о том, что мы должны
пересмотреть и исправить свои отношения с
другими людьми (Leary, Tambor, Terdal & Downs,
1995). В результате, когда мы находим способ
улучшить свое самоуважение, это должно также
снижать нашу тревогу по поводу социальных
взаимоотношений.

Это не значит, что люди хотят слепо вводить

самих себя в заблуждение. Конечно, считать, что
все идет прекрасно, когда на самом деле все от
вратительно, было бы совершенно неадаптивным
способом поведения (см., напр.: Colvin, Block &
Funder, 1995). Однако несколько более слабая
форма такого самообмана может помочь нам ра
ботать, добиваясь своих целей и в то же время об
легчить обычные в повседневной жизни мелкие
огорчения. В этой части главы мы обсудим неко
торые из когнитивных стратегий, которые люди
используют для того, чтобы улучшить или защи
тить свой 

образ Я (selfimage), 

а затем рассмотрим

характеристики личности и ситуации, заставляю
щие людей применять такие стратегии.

Когнитивные стратегии улучшения
и защиты «Я»

В других главах мы увидим, что люди иногда

ведут себя так, чтобы утвердить желательные для
себя представления о самих себе. Например, ес
ли человек приходит на помощь другому, это мо
жет помочь ему думать о себе лучше. В этом раз
деле мы остановимся на некоторых когнитивных
стратегиях, которые люди используют для того,
чтобы улучшить или защитить свой образ «Я»
(рис. 3.4).

Социальное сравнение

Умный ли вы человек? Как вы можете это

узнать? Разумны ли ваши политические взгляды?
Опять, как вы можете это узнать? В своей зна

менитой статье 1954 года Леон Фестингер (Leon
Festinger) доказывал, что у людей есть фунда
ментальное побуждение оценивать свои способ
ности и суждения и что часто они делают это
путем сравнения себя с другими. Желая оценить
свой интеллект, вы могли бы посмотреть, как
ваши результаты теста академических способно
стей выглядят на фоне результатов ваших одно
курсников; чтобы вынести оценку своему мне
нию о президенте, вы можете сравнить свои
взгляды со взглядами соседей. Действительно,
как мы видели в главе 2, социальное сравнение —
это один из способов формирования и развития

яконцепции (selfconcept). 

Теория социального срав

нения Фестингера (Festinger, 1954) сосредоточи
вается на побуждении 

правильно 

оценивать свои

способности и соответствие своего мнения мне
нию других людей. Мы подробно рассмотрим эту
часть теории в главе 7, когда будем заниматься
вопросам о том, кого люди выбирают себе в
друзья, и о том, почему они вступают в группы.
Но люди сравнивают себя с другими и по иным
причинам (Wood, 1989). В частности, они неред
ко производят такие сравнения с целью предста
вить самих себя в лучшем свете. Как бы вы могли

Рис. 3.4. Как мы поддерживаем
желаемое представление о себе

Выживание в социальном мире часто требует от нас уверен
ности и самоутверждения. Мы должны 

входить в контакт

с нашим социальным окружением, чтобы получить от него
то, что нам нужно. Убежденность в том, что мы можем дей
ствовать эффективно и поддерживать хорошие отношения
с другими людьми, дает нам уверенность в себе, необходи
мую для такого контакта. По этой причине люди используют
различные когнитивные стратегии, чтобы улучшить и защи
тить свой внутренний образ себя.


background image

110

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

использовать социальное сравнение, чтобы при
украсить свой образ «Я»?

Вопервых, вы могли бы применить 

нисходя

щее социальное сравнение

, то есть могли бы

сравнить себя с кемто, кто менее удачлив, чем
вы, менее способен и т. д. (Wills, 1981). Напри
мер, исследование пациенток, страдающих раком
груди, выявило, что большинство больных жен
щин спонтанно сравнивают себя с теми, кто на
ходится в еще худшем положении (Wood, Taylor &
Lichtman, 1985). Как говорила одна из них: «Я пе
ренесла сравнительно небольшую операцию на
груди, и мне было очень плохо, потому что
это было крайне болезненно. Как ужасно должно
быть для женщины, когда ей приходится удалять
всю грудь» (р. 1178). Поскольку нисходящее срав
нение способно повысить наше уважение к себе
и уменьшить стресс, возможно, оно помогало
этим пациенткам справиться со своей собствен
ной трудной судьбой (Gibbons & Gerrard, 1989;
Lemyre & Smith, 1985).

Нисходящее сравнение только тогда может под

нять нас в собственных глазах, когда мы видим дру
гого человека в положении явно менее благопо
лучном, чем наше. Поэтому мы часто ищем спосо
бы принизить других людей или поставить себя
выше их. В одном эксперименте самоуважение не
которых студентов из Государственного Универси
тета Аризоны было поставлено под угрозу их пло
хими результатами в выполнении творческой зада
чи; именно эти студенты в результате проявляли
особенную склонность принижать конкурирую
щее учебное заведение, Университет штата Аризо
на, оценивая его сравнительно неблагоприятно в
интервью (Cialdini & Richardson, 1980). В другом
исследовании студенты демонстрировали страте
гию «повышения собственной ценности», преуве
личивая свою склонность к «здоровому» поведе
нию, чтобы убедить себя в том, что они действи
тельно находятся в лучшей физической форме,

чем остальные (Klein & Kunda, 1993). Таким обра
зом, чтобы думать лучше о самих себе, мы можем
не только фокусировать внимание на тех, кто в
чемто хуже нас, но и принижать других людей или
повышать собственную «ценность», подчеркивая
свое относительное благополучие.

Вовторых, люди иногда могут формировать по

ложительный взгляд на 

себя с помощью восходя

щего социального сравнения

— сравнивая себя с

теми, кто находится в относительно лучшем поло
жении (Collins, 1996). Эта стратегия может быть и
опасной для человека. С одной стороны, сравне
ние себя с самыми сообразительными в математи
ке однокурсниками может принести пользу, побу
ждая вас улучшать собственные достижения (Blan
ton, Buunk, Gibbons & Kuyper, 1999; Helgeson &
Taylor, 1993; Major, Testa & Bylsma, 1991). С другой
стороны, такая стратегия несет в себе риск, по
скольку вы можете обнаружить, что не так умны,
как другой человек. Действительно, если выбирать
ориентиры для восходящего сравнения случай
ным образом, эта стратегия может дать отрица
тельный эффект. Фокус в том, чтобы убедить себя,
что вы, 

в общем, примерно на том же уровне

, что и те,

кто в чемто лучше вас, — и если вы преуспеете, то
можете сосредоточить свое внимание на этом най
денном соответствии, повышая тем самым свое
мнение о себе (Wheeler, 1996).

Нисходящее социальное сравнение (Downward
social comparison)

— сравнение себя с теми, кто

находится в худшем положении.

Восходящее социальное сравнение (Upward
social comparison)

— сравнение себя с теми, кто

находится в лучшем положении.

Существует несколько свидетельств, подтвер

ждающих гипотезу о том, что люди испытывают
желание связать себя с теми, кто кажется им бо
лее состоятельным. Вопервых, люди часто под

«Фокус в том, чтобы убедить

себя, что вы, 

в общем, пример

но на том же уровне…»