Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6108

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

116

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

ванных тестов интеллекта, студентам предлагали
решить серию задач, которые были обозначены
как ключевые для выявления творческого и ин
теллектуального потенциала (Greenberg, Pyszc
zynski & Solomon, 1982). О самом тесте было ска
зано, что он является отличным предсказателем
будущих академических и финансовых успехов.
Некоторым из участников внушили уверенность
в том, что они плохо справились с заданием, дру
гим — что они выполнили его достаточно хоро
шо. Когда позже испытуемых просили оценить
тест, мнения этих двух групп категорически раз
делились: студенты, которые думали, что плохо
справились с заданием, не только преуменьша
ли, насколько возможно, важность хороших ре
зультатов при тестировании, но и объясняли
свои низкие очки невезением, нечеткими инст
рукциями и ненадежностью теста — чем угод
но, кроме собственных способностей! Этот вид
предвзятости, направленной на самозащиту, про
является не только в лабораторных эксперимен
тах. Например, студенты Университета штата
Флорида чаще оценивали стандартный тест ака
демических способностей (SAT) как недостовер
ный, когда их показатели по этому тесту были
не очень хорошими (Shepperd, 1993).

В действительности подобные открытия —

вещь вполне обычная: ситуационные угрозы
внутреннему образу «Я» часто вызывают попыт
ки восстановить этот образ (см., например: Beau
regard & Dunning, 1998; Pyszczynski, Greenberg &
Holt, 1985; Shepperd, Arkin & Slaughter, 1995).
В описанных выше случаях угрозой был собст
венный неуспех в выполнении задания, и по
пытки восстановления хороших представлений
о себе включали принижение важности задачи
и постановку под сомнение надежности теста.
Образу «Я» могут угрожать также отрицательные
отзывы со стороны других людей («Тебе, кажет
ся, не помешало бы сбросить пару килограм
мов?»), серьезное заболевание, такое как рак,
или даже наши собственные действия, как в слу
чае, когда мы ругаем себя за то, что не про
явили достаточной чуткости по отношению к лю
бимому человеку. Чтобы справиться с такими
угрозами, мы можем применять те самые стра
тегии, которые описаны выше: сравнивать себя
с другими, в чемто менее успешными людьми,
принижать тех, кто отзывался о нас плохо, и т. д.
(см., например: Aspinwall & Taylor, 1993; Dunning,
Leuenberger & Sherman, 1995; Hakmiller, 1966;
Kernis, Cornell, Sun, Berry & Harlow, 1993; Wood,
GiordanoBeech & Ducharme, 1999).

Особенно интересным видом угрозы образу

«Я» являются 

мысли о смерти

— осознание того,

что каждый из нас когданибудь умрет. Ученые

предполагают, что мысли о возможности собст
венной кончины — это серьезная угроза образу
«Я» (Pyszczynski, Greenberg, Solomon, 1999). Так
как широкие духовные и культурные концепции
существуют, может быть, отчасти и для того, что
бы защитить нас от беспокойства, связанного со
смертью, люди, осознающие свою смертность,
могут предпринимать попытки возвысить в сво
их глазах тех, кто разделяет и поддерживает их
заветные ценности, и принизить тех, кто эти цен
ности оспаривает.

В одном из исследований студентыхристиане

отвечали на вопросы анкеты, заставляющие серь
езно задуматься о собственной смерти: их проси
ли написать о том, что произойдет с ними, когда
они умрут, и что они чувствуют, думая о своей
смерти. Другие студенты, также христиане, за
полняли во всех остальных отношениях идентич
ную анкету, где не было никаких упоминаний о
смерти. Позже все они должны были высказать
свои впечатления о прежде незнакомом им че
ловеке, который был представлен либо как хри
стианин, либо как иудей. В соответствии с выше
приведенной гипотезой этот человек удостоился
более благоприятных отзывов, когда он был «хри
стианином» и тем самым подтверждал религиоз
ные взгляды испытуемых, — но только со стороны
тех, которые думали о своей смерти (Greenberg et
al., 1990). Другие исследования продемонстриро
вали аналогичный эффект. Например, размышле
ния о собственной смерти побуждали американ
ских студентов с симпатией относиться к тем, кто
хвалил Соединенные Штаты, и испытывать анти
патию к тем, кто критиковал их страну, а также
обращаться с людьми, которые подтверждают на
ши моральные ценности, лучше, чем с теми, кто
нарушает какието моральные запреты (Green
berg et al., 1990; Rosenblatt et al., 1989).

«Особенно интересным видом угрозы

образу „Я“ являются мысли о смерти»


background image

Управление представлениями о себе

117

Итак, ситуационные угрозы в форме очевид

ной неудачи, негативных отзывов других людей,
серьезной болезни или мыслей о смерти ставят
под удар тот образ «Я», который вырабатывает
человек, и приводят к усилению активности, на
правленной на его самозащиту.

Когда самоуважение неустойчиво

Стабильность 

представлений о себе вместе с

самоуважением и угрозами оказывает влияние
на то, как люди видят себя и других. Вероятно,
некоторые из ваших друзей производят впечатле
ние людей, хорошо знающих, кто они такие, то
гда как другие кажутся менее уверенными (Baum
gardner, 1990; Campbell et al., 1996; Pelham, 1991).
Более того, самоуважение у некоторых из ваших
друзей, вероятно, вполне стабильно — они дума
ют о себе хорошо сегодня, они думали о себе хо
рошо вчера, и они будут думать о себе хорошо
завтра, у других же самоуважение очень сильно
колеблется в течение коротких периодов време
ни (Kernis, Grannemann & Barclay, 1989).

В целом люди с нестабильным самоуважени

ем очень обеспокоены тем, какой смысл несут
для них события повседневной жизни, и особен
но склонны отвечать на эти события попытка
ми улучшить или защитить свое «Я». Например,
в ходе одного из исследований студенты с не
стабильным самоуважением более активно, чем
их товарищи со стабильным отношением к се

бе, изобретали извинения, чтобы объяснить
свои оценки, полученные на экзамене по психо
логии («Я недостаточно думал о том, чтобы хо
рошо подготовиться к этому экзамену»). Очевид
но, что тенденция использовать извинения для
приукрашивания образа «Я» у студентов с высо
ким самоуважением и для защиты образа «Я»
у студентов с низким самоуважением проявлялась
в наибольшей степени у тех, чье самоуважение
было нестабильным (Kernis, Grannemann & Bar
clay, 1992). Мы видим, таким образом, что не
стабильность самоуважения взаимодействует с
уровнем самоуважения, влияя на то, как человек
создает у себя положительное впечатление о са
мом себе.

И наконец, эти два фактора взаимодействуют

с ситуационными угрозами, определяя, как лю
ди формируют и поддерживают позитивную са
мооценку. А именно влияние уровня самоуваже
ния и нестабильности самоуважения особенно
отчетливо проявляется, когда человек ощущает,
что его самоуважение по той или иной причине
находится под угрозой. В ходе одного экспе
римента участникам приходилось встречаться
либо с положительной, либо с отрицательной
реакцией на произнесенную ими речь. Испы
туемые, которые отличались нестабильным само
уважением, чаще других приводили извинения
за свое неудачное выступление после получения
негативных отзывов («Я не очень старался»)
и меньше, чем все прочие, извинялись после
положительных отзывов (Kernis et al., 1993).
Уровень самоуважения, нестабильность самоува
жения и угрозы совместно воздействуют на то,
как мы видим себя.

Насколько универсальна потребность
в положительной самооценке?

Желание оценивать себя положительно тради

ционно считалось универсальной потребно
стью — каждый хочет видеть себя в хорошем све
те, по крайней мере такое создается впечатление.
Но так ли это на самом деле? Ясно, что результа
ты экспериментов, которые мы рассматривали до
сих пор, подтверждают это мнение: люди сравни
вают себя с другими, регулируют свое отношение
к собственным успехам и неудачам, преувеличи
вают значение своих сильных сторон и преумень
шают важность слабых, создают иллюзию контро
ля — и все это обычно для того, чтобы думать о
себе хорошо. Однако вы, возможно, обратили
внимание, что в большинстве исследований, рас
смотренных нами в этом разделе, участниками
были американцы, канадцы и жители северной

Угроза смерти.

После того как им приходится подумать о смерти, люди бла
госклонно относятся к тем, кто подтверждает их заветные
ценности, и стараются принизить тех, кто этого не делает,
стремятся найти поддержку своим социальным отношениям
и убеждениям, а также применяют другие когнитивные стра
тегии, желая подтвердить правильность своих взглядов на
мир, — и все это для того, чтобы защитить себя от угрожаю
щих мыслей о собственной смертности.


background image

118

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

Европы. Может быть, люди из других культур не
испытывают столь сильного побуждения поддер
живать свое личное самоуважение?

Вспомним, что люди индивидуалистических

культур приучены сосредоточиваться на понятии

«Я»

— отстаивать собственные интересы и стре

миться к собственным целям. Их самоуважение
коренится главным образом в их личной или 

не

зависимой 

концепции «Я», в их взгляде на себя

как на автономных индивидуумов. Люди коллек
тивистских культур, напротив, приучены фоку
сироваться на понятии 

«мы»

— соответствовать

своей группе и стремиться к гармоничным от
ношениям с ее членами. Их самоуважение берет
начало в первую очередь в социальной или 

взаи

мозависимой 

концепции «Я», в их взгляде на се

бя в связи с другими (Markus & Kitayama, 1991).
Люди со взаимозависимым и «Я» должны быть
в меньшей степени мотивированы улучшать и
защищать личный образ «Я» по двум причинам.
Вопервых, выделение себя из всех остальных
может нанести вред гармоничным отношениям
с другими людьми, а улучшение собственного
образа способствует такому «самовыделению»
(вспомним японскую пословицу, приведенную в
главе 2: «Если гвоздь торчит, забейте его»). Во
вторых, люди из коллективистских культур боль
ше нуждаются в одобрении окружающих. Вслед
ствие этого они могут быть особенно мотивиро
ваны улучшать свой образ в глазах других людей.
В этом случае наиболее полезной стратегией бу
дет 

самокритика

, а не самовозвеличивание.

И в самом деле, представители коллективист

ских культур менее склонны демонстрировать
предрасположения, подобные тем, что мы об
суждали выше (Brockner & Chen, 1996; Heine,
Lehman, Markus & Kitayama, 1999). Возьмем, на
пример, японцев. В то время как американ
цы обычно винят в своих неудачах ситуацию,
японцы объясняют постигшие их неудачи свои
ми личными недостатками (Kitayama, Takagi &
Matsumoto, 1995). Если североамериканцы склон
ны возвеличивать себя и считать себя лучше дру
гих, то японцы предпочитают критиковать себя
и считать себя хуже других (Heine, Takata & Leh
man, 2000; Kitayama, Markus, Matsumoto & Nora
sakkunkit, 1997). Кроме того, выяснилось, что
канадцы чаще проявляют нереалистичный опти
мизм, чем японцы (Heine & Lehman, 1995).

Выводы кажутся вполне ясными. Желание бла

госклонно оценивать себя лично и когнитив
ные упражнения, к которым люди прибегают
для того, чтобы добиться этого, характеризуют
в большей степени тех, кто принадлежит к ин
дивидуалистическим, а не к коллективистским
культурам.

Резюме

Люди хотят создавать и поддерживать положи

тельные представления о самих себе, и это жела
ние отражается на том, как они думают о себе и
о других. Стратегии, которые мы используем для
улучшения и защиты собственных представлений
о себе, включают как нисходящее, так и восходя
щее социальное сравнение, толкование в свою
пользу собственных успехов и снятие с себя от
ветственности за неудачи, преувеличение важно
сти тех вещей, которые мы делаем хорошо, и
преуменьшение важности того, что мы делаем
плохо, а также создание у себя ощущения контро
ля. Ситуационные угрозы, такие как негативные
отзывы других людей, собственные неудачи и
мысли о смерти, пробуждают в нас желание за
щитить наш образ «Я». Люди с разным уровнем
самоуважения и стабильности самоуважения
отвечают на эти угрозы несколько отличными
способами. Интересно, что сильная потребность
в позитивной самооценке, повидимому, наиболее
характерна для представителей индивидуалисти
ческих культур. Люди из коллективистских куль
тур, таких как японская, склонны скорее к само
критике, чем к приукрашиванию себя.

СТРЕМЛЕНИЕ К ТОЧНОСТИ

Ранним утром 15 апреля 1969 года недавно из

бранный президент Никсон встретил свой пер
вый международный кризис. Северокорейский
истребитель сбил американский самолет, выпол
нявший обычный разведывательный полет вдоль
корейского берега. Первоначальные сведения
были отрывочными, оставляя многие вопросы
без ответа. Убиты ли люди, находившиеся на бор
ту самолета, или захвачены в плен? Почему са
молет был сбит? Не вторгся ли он по ошибке на
северокорейскую территорию? Был ли это от
дельный инцидент или сознательный вызов аме
риканскому военному присутствию со стороны
Северной Кореи? Спровоцируют ли ответные
действия США атаку Северной Кореи на Южную
Корею, поставив, таким образом, Соединенные
Штаты, Советский Союз и Китайскую Народную
Республику в условия чрезвычайно опасной кон
фронтации? Если Соединенные Штаты не сдела
ют ничего, повредит ли это их престижу и стату
су во всем мире, повысив тем самым вероятность
подобных инцидентов в будущем? Ставки очень
высоки, и Никсону нужно было понять, что про
изошло этой ночью, чтобы предсказать, что мо
жет случиться дальше. Требовался непредвзятый,
всесторонний анализ.


background image

Стремление к точности

119

Такой анализ может показаться невозможным

при всем том, что мы узнали о человеческих су
ждениях, — суждениях, затемненных всевозмож
ными способами упрощения и самоподдерживаю
щими стратегиями. Но как бы ни были полезны
эти стратегии для экономии умственных усилий
и создания положительного образа себя, они едва
ли представляют весь диапазон возможностей че
ловеческого мышления. Ведь на самом деле люди
способны вполне правильно воспринимать свое
социальное окружение и самих себя (Ambady &
Rosenthal, 1992; Funder, 1999; Hastie & Rasinski,
1988; John & Robbins, 1994; Kenny, 1994; Wright &
Dawson, 1988). Как ни смешно, иногда наши ме
тоды упрощения сами по себе приводят к пра
вильному пониманию. Например, упрощающее
применение социального стереотипа даст доста
точно хорошее суждение, если этот стереотип со
держит существенное «зерно истины» (см., на
пример: Berry, 1990; Lee, Jussim & McCauley, 1995;
Oakes, Haslam & Turner, 1994; Swim, 1994).

Тем не менее слишком сильная склонность

к упрощениям и поддержанию позитивной са
мооценки может стать препятствием точным
социальным суждениям. К счастью, мы не все
гда без разбора упрощаем мир и возвеличиваем
себя. В конце концов, чтобы отвечать на вызо
вы социального окружения, нам нужна нема
лая доля 

действительного 

понимания (Fiske, 1993;

McArthur & Baron, 1983; Swann, 1984). И подоб
но тому как мы под воздействием определенных
обстоятельств стремимся к упрощению и приук
рашиванию образа себя, другие обстоятельства
побуждают нас стремиться к точности в воспри
ятии себя и своего социального окружения. Так

что сейчас мы приступим к изучению стратегий,
которые люди используют для того, чтобы дос
тичь более точного понимания социального ми
ра (рис. 3.6).

Непредвзятый сбор информации

Столкнувшись с таким событием, как нападе

ние на американский разведывательный самолет,
Никсон начал собирать точные сведения, моби
лизовав службы разведки и обращаясь за инфор
мацией к дружественным государствам. Более то
го, он обратился с запросом к своим советникам
и получил несколько различных мнений: Кис
синджер и Агнью стояли за вооруженное возмез
дие, тогда как остальные призывали к осторож
ности и сдержанности. Никсону необходимо бы
ло принять правильное решение, и ему нужна
была надежная, объективная информация.

Точно так же и мы в нашей повседневной

жизни, когда у нас есть причины стремиться к точ
ности, собираем больше информации, чем обыч
но. Например, если мы хотим сформировать точ
ное и правильное впечатление о другом человеке,
мы, как правило, больше слушаем и задаем больше
вопросов (Darley, Fleming, Hilton & Swann, 1988;
Neuberg, 1989). В данной ситуации мы также, по
видимому, ищем и ценим информацию, которая
может помочь нам выйти за пределы своих перво
начальных предубеждений. В эксперименте Раль
фа Эрбера и Сьюзен Фиске (Erber & Fiske, 1984)
участникистуденты считали, что они будут рабо
тать вместе со студенткой педагогического отде
ления над созданием новых игр для детей и полу
чат денежную награду, если придумают хорошую
игру. Перед началом работы испытуемые написа
ли краткие характеристики самих себя и обменя
лись этими характеристиками с предполагаемой
напарницей. Половине участников студентка педа
гогического отделения (на самом деле ассистентка
экспериментатора) представила себя как творче
скую личность, другой половине она описала себя
как человека совершенно нетворческого. И нако
нец, испытуемые получали возможность прочи
тать учебные характеристики своей будущей на
парницы. Половина из этих характеристик была
благоприятна, другая половина — неблагоприят
на, и руководители эксперимента тайно от участ
ников замечали время, в течение которого те чи
тали характеристики каждого типа.

На чем сосредоточивали свое внимание ис

пытуемые? Самым полезным было бы посмотреть,
какие оценки 

не 

соответствуют нашим первона

чальным ожиданиям — в конце концов, только они
содержат новую информацию (Jones & McGillis,

Рис. 3.6. Стремление к точности

Если люди испытывают сильное желание взять под контроль
свою жизнь или хотят избежать ошибок, они иногда могут
отказаться от излюбленных стратегий упрощения и приукра
шивания себя в надежде достичь более точного понимания
себя и других.


background image

120

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

1976). И действительно, когда ассистентка пред
ставляла себя в положительном свете, участни
ки эксперимента уделяли больше внимания небла
гоприятным характеристикам, а когда она пред
ставляла себя негативно, то сосредоточивали свое
внимание на благоприятных оценках. Когда у лю
дей есть причины стремиться к точному пони
манию — как в описанном эксперименте, где сту
денты должны были полагаться друг на друга, если
хотели выиграть денежную премию, — они обра
щают особое внимание на ту информацию, кото
рая позволяет расширить первоначальные взгля
ды (Fiske & Neuberg, 1990).

Назначение самого себя
«адвокатом дьявола»

Даже с полным набором информации в руках

люди могут принимать неправильные решения,
потому что не оценивают серьезно возможные
альтернативы. Вот почему группы, работающие
над трудным решением, иногда назначают одного
из своих членов на роль «адвоката дьявола». Зада
ча этого человека — выступать 

против 

популярной

точки зрения, какой бы она ни была. Такая по
зиция имеет смысл, поскольку повышает вероят
ность того, что все альтернативы будут рассмотре
ны и все слабые места обнаружены. Хотя мы зна
ем, что официально никто не назначался на эту
роль, когда Никсон и его советники обсуждали се
верокорейский кризис, в разные моменты разные
советники в действительности выполняли эту
функцию, не соглашаясь с другими в вопросах о
том, что может означать нападение и какие дейст
вия следует предпринять. Такое разногласие обес
печивало всесторонний анализ ситуации.

Мы тоже можем применять подобную стратегию

в наших собственных размышлениях — сами иг
рать для себя роль «адвоката дьявола». Экспери

мент, поставленный Чарльзом Лордом, Марком
Леппером и Элизабет Престон (Lord, Lepper &
Preston, 1984), служит хорошей иллюстрацией
работы этой методики. Испытуемым давали про
честь отчеты о двух научных исследованиях: одно
доказывало, что угроза смертной казни сдерживает
потенциальных убийц, в другом приводились сви
детельства того, что смертная казнь не является эф
фективной сдерживающей мерой. В полном соот
ветствии с тем, что известно психологам о предвзя
тых ожиданиях, участники эксперимента считали
исследование, поддерживающее их собственную
точку зрения, более сильным методологически и
более убедительным, чем то исследование, которое
выражало противоположные взгляды: сторонники
смертной казни одобряли работу, иллюстрирую
щую ее сдерживающий эффект, противники отдава
ли предпочтение исследованию, показывавшему
отсутствие сдерживающего эффекта.

Вторая группа испытуемых занималась тем же са

мым, но с одним важным отличием. Прежде чем
дать испытуемым научные статьи, экспериментато
ры объясняли им, что люди часто интерпретируют
вещи соответственно своим ожиданиям и желани
ям и проинструктировали, как противостоять этой
естественной тенденции, принимая во внимание
противоположную позицию: «Спрашивайте себя
на каждом шагу, была бы ваша оценка столь же вы
сока или низка, если бы исследование, которое вы
читаете, давало результаты, подтверждающие пра
воту 

другой 

стороны» (Lord, Lepper & Preston, 1984,

p. 1233). По существу им предлагали быть для самих
себя «адвокатами дьявола». Как и предполагали уче
ные, такая стратегия эффективно снизила необъек
тивность: эта группа участников эксперимента оце
нивала оба исследования как одинаково достойные
доверия и убедительные. Если вы хотите быть бес
пристрастными, данная методика поможет вам
выйти изпод давления своих первоначальных
взглядов и объективно рассмотреть альтернатив
ные возможности (Hirt & Markman, 1995).

Логика атрибуции

Тщательное обдумывание причин действий

других людей также повышает точность сужде
ний. Для Никсона точное понимание того, 

поче

му 

Северная Корея сбила американский самолет,

было критически важным, поскольку от этого за
висела реакция США. Как мы выяснили ранее,
люди ищут причины поведения либо во 

внутрен

них 

побуждениях действующего лица (например,

агрессивность северокорейского руководства),
либо во 

внешних 

по отношению к действующему

лицу силах (например, позиция военной угрозы,