Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5688

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Управление представлениями о себе

111

черкивают, что они имеют какоето отношение к
тем, кто уже добился успеха и уважения (см., на
пример: Campbell & Tesser, 1985). Например, мы
чаще склонны 

наслаждаться отраженной славой

спортивных команд после победы любимой ко
манды, чем после ее поражения. Мы носим цве
та победителей и говорим о «наших» успехах и
«их» неудачах (Cialdini et al., 1976; Hirt, Zillman,
Erickson & Kennedy, 1992) и 

отсекаем отраженные

неудачи

, отделяя себя от тех людей и событий, ко

торые видятся нам в неприглядном свете (Schi
mel, Pyszczynski, Greenberg, O’Mahen & Arndt,
2000; Snyder, Lassegard & Ford, 1986).

Вовторых, если мы ощущаем себя прочно свя

занными с кемто или с чемто, то мы делаем все
возможное, чтобы повысить статус этого челове
ка или предмета. Например, мы обычно видим
в выгодном свете своих друзей, родственников
и социальные группы, к которым принадлежим
(Brewer, 1979; Brown, 1986; Crocker, Thompson,
McGraw & Ingerman, 1987; Tajfel & Turner, 1986).
Даже если то, что связывает нас с другим чело
веком, очевидно незначительно, — например, у
нас день рождения в один и тот же день, — мы
склонны оценивать этого человека выше (Finch &
Cialdini, 1989). Как ни поразительно, мы даже бу
квы, которыми пишется наше имя, ценим боль
ше, чем все остальные (Hoorens & Nuttin, 1993;
Nuttin, 1985). Повидимому мы в самом деле по
вышаем нашу оценку чего бы то ни было, что, как
мы считаем, «имеет к нам отношение».

Итак, желание улучшить и защитить собствен

ный внутренний образ влияет на то, к кому об
ращается наше внимание и что мы о них думаем.
Применяя стратегию нисходящего сравнения,
мы фокусируем внимание на тех, кто в чемто
хуже нас, и думаем о них как об отличающихся
от нас и менее достойных уважения людях. Ино
гда мы используем также стратегию восходяще
го сравнения, сосредоточивая свое внимание на
тех, кто в чемто лучше нас, в надежде, что нам
удастся «прицепить свой вагон к их поезду».

Атрибуции в пользу своего «Я»

Люди могут приукрашивать образ своего «Я»

и с помощью атрибуций в пользу своего «Я». Объ
яснение Ричардом Никсоном своих политиче
ских успехов и неудач — прекрасная тому иллюст
рация. В ходе своей первой кампании Никсон
был избран в Палату Представителей, победив
известного политика, долгое время занимавшего
этот пост. Никсон приписал победу своим поли
тическим взглядам и собственным сильным сто
ронам: твердости позиции, энергичности пред
выборной кампании и своему умению вести деба

ты. Напротив, когда он потерпел поражение от
Джона Ф. Кеннеди на президентских выборах
1960 года, объяснения, данные Никсоном, сосре
доточивались на внешних факторах: жесткости
агитационной кампании соперника и необъектив
ности средств массовой информации, поддержи
вавших Кеннеди (Nixon, 1978, 225—226).

Такой контраст между объяснениями двух ис

ходов выборов обнаруживает воздействие 

пред

расположений в пользу своего «Я» (selfserving
bias)

: мы склонны записывать на собственный

счет свои успехи и обвинять в неудачах внешние
силы (Bradley, 1978; Miller & Ross, 1975; Zucker
man, 1979). Одна из причин предрасположения
в пользу своего «Я» лежит в наших ожиданиях от
носительно результатов собственной деятельно
сти. Поскольку мы, как правило, ожидаем добить
ся успеха, то склонны интерпретировать свои
достижения как следствие собственных усилий
и способностей; так как мы не ожидаем потер
петь неудачу, то обычно в этом случае начинаем
искать внешние события, которые «встали на на
шем пути» (Miller & Ross, 1975). Однако более
фундаментальная причина состоит в том, что
предрасположенность в пользу своего «Я»  улуч
шает наш образ «Я». Записывая на собствен
ный счет все свои успехи, мы можем поддержи
вать хорошее мнение о самих себе (Miller, 1976;
Sicoly & Ross, 1979; Snyder, Stephan & Rosenfield,
1976; Weary, 1980).

Предрасположение в пользу своего «Я» (Self
serving bias)

— тенденция записывать на свой счет

собственные успехи и обвинять внешние силы в соб
ственных неудачах.

Эта тенденция настолько распространена, что

часто выходит за пределы обслуживания собст
венной личности, заставляя нас искать объясне
ния, выгодные для социальных групп, к которым
мы принадлежим, и спортивных команд, за кото
рые «болеем» (Hewstone, 1989; Mullen & Riordan,
1988). Ричард Лоу и Дэн Рассел (Lau & Russell,
1980) собрали газетные статьи и заметки с целью
выяснить, как спортсмены, тренеры и местные
спортивные комментаторы объясняют победы и
поражения своих «домашних» команд. Как пока
зывает рис. 3.5, объяснения, основанные на внут
ренних факторах (мастерство нашей команды),
преобладали после побед, тогда как объяснения,
основанные на внешних факторах (удача другой
команды), чаще всплывали на поверхность после
поражений.

Итак, для того чтобы улучшить или защитить

наш образ «Я», мы можем записывать на свой
счет собственные успехи и стараться минимизи
ровать свою ответственность за неудачи. В иссле


background image

112

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

довании Питера Дитто и Дэвида Лопеца (Ditto &
Lopez, 1992) доказывается, что предрасположе
ние в пользу своего «Я» возникает изза того, что
мы с готовностью принимаем информацию, отве
чающую нашим желаниям, но энергично оспари
ваем ту информацию, которая нашим желаниям
не соответствует. Например, хотя мы считаем
«проницательными» комментарии, восхваляю
щие мастерство нашей любимой команды, ком
ментарии, объясняющие победу нашей команды
простым везением, мы рассматриваем как «оче
видно искаженные и неверные».

Преувеличение
значимости наших сильных сторон
и преуменьшение значимости слабых

Попробуйте выполнить упражнение (вы так

же можете проверить его на ваших друзьях): рас
ставьте шесть черт характера, приведенных ни
же, в порядке их важности. Если вы считаете са
мым главным, чтобы люди были умны, пометьте
номером 1 интеллект, если вы считаете наиме
нее важным то, чтобы люди проявляли чуткость,
пометьте чуткость номером 6, и т. п.

• Интеллект
• Чувство юмора
• Доброта
• Творческие способности
• Чуткость
• Трудолюбие

Теперь пронумеруйте эти же характеристики

опять, на этот раз руководствуясь тем, насколь
ко хорошо они представляют вас. Если вы, на
пример, считаете творческие способности сво
им главным коньком, пометьте эту черту номе
ром 1. Сравните два списка. Что вы видите?

Если вы таковы, как и большинство людей, то

ваши два рейтинга будут выглядеть очень похоже.
Если вы видите себя довольно умным человеком,
то будете выделять как важную характеристику
интеллект, если вы считаете себя остроумным,
то припишите большое значение чувству юмора.
В целом люди склонны ценить относительно вы
соко — как в себе самих, так и в других — те каче
ства, которыми им случилось обладать (Campbell,
1986; Dunning, Perie & Story, 1991; Fong & Markus,
1982; Harackiewicz, Sansone & Manderlink, 1985;
Schmader & Major, 1999). Точно так же люди про
являют тенденцию преуменьшать значение черт
и способностей, которых у них нет. Например,
в одном из экспериментов интеллектуально ода
ренные мальчики, думавшие, что их успехи в уче
бе недостаточно высоки, минимизировали важ
ность академических успехов и подчеркивали важ
ность достижений в других областях (Gibbons,
Benbow &  Gerrard, 1994).

С точки зрения самоуважения, причины этого

явления вполне понятны: манипулируя относи
тельной важностью различных черт и способно
стей, мы можем поднять себя в своих собствен
ных глазах. «То, что важно, у меня есть», — гово
рим мы, повышая таким образом  собственную
ценность. Более того, используя наши сильные
стороны для оценки других людей, мы скорее смо
жем добиться выгодного сравнения, также возвы
шая наш образ «Я».

Мы не только считаем самыми важными те по

ложительные качества и способности, которыми
сами обладаем, но и верим, что обладаем теми
чертами, о которых мы узнали, что они важны.
Аспиранты Принстонского университета, узнав
шие из специально сфабрикованной «научной
статьи», что экстраверсия ведет к успеху в карье
ре, впоследствии анонимно определяли себя как
экстравертов; те же, кто, напротив, узнал о том,
что к успеху ведет интроверсия, определяли себя
как интровертов (Kunda & Sanitioso, 1989). Таким
образом, оценивая наши положительные черты
как исключительно важные или включая в соб
ственное представление о себе характеристики,

Рис. 3.5. Предрасположение в пользу своего «Я»
на спортивных страницах

Проделав систематический анализ газетных статей, описы)
вающих 33 важнейших баскетбольных и футбольных матча
осени 1977 года, Ричард Лоу и Дэн Рассел (Lau & Russell,
1980) обнаружили доказательства существования предрас)
положения в пользу своего «Я». Комментарии со стороны
как игроков, так и тренеров в случае выигрыша и пораже)
ния их команды заметно отличались: объяснения, связанные
со свойствами самой команды, чаще всего появлялись после
победы, тогда как внешние объяснения становились более
вероятными после поражения.

Источник

: Lau & Russell, 1980, Table 1.


background image

Управление представлениями о себе

113

которые мы считаем положительными, мы мо
жем улучшить или защитить свой внутренний
свой образ «Я».

Вера в то, что мы контролируем ситуацию

Часто улучшение и защита собственного об

раза «Я» включает веру в то, что мы контроли
руем определенные важные ситуации и события
нашей жизни. Весной 1995 года максимальный
выигрыш в популярной общегосударственной ло
терее достиг 110 миллионов долларов. Один из
авторов этой книги, стоя в очереди за билетом,
случайно подслушал следующий разговор.

Первый собеседник: 

«Что ты собираешься де

лать? Будешь сам выбирать номера или предоста
вишь это компьютеру?»

Второй собеседник: 

«Сам. Я думаю, так у ме

ня будет больше шансов выиграть».

Больше шансов выиграть?! Наше «логическое»

мышление отвергает такое предположение. В кон
це концов, поскольку номера в лотерее выпада
ют случайным образом, все они имеют одинаково
неутешительные шансы на выигрыш. Тем не ме
нее позволить компьютеру заполнить свой билет
означает признать, что исход такого потенциаль

но важного события (110 миллионов долларов!)
находится совершенно вне нашего контроля. Что
же мы делаем? Подобно тому как мы предпочита
ем кидать свои собственные кости за игорным сто
лом или надеваем в важных случаях «счастливую»
футболку, мы собственной рукой выбираем номе
ра в лотерейном билете, создавая у себя 

ощущение

контроля ситуации (Biner, Angle, Park, Mellinger &
Barber, 1995; Langer, 1975; Thompson, 1999; Wort
man, 1975).

До некоторой степени ощущение контроля

адаптивно. Без него нам, возможно, не хватило
бы уверенности, необходимой для того, чтобы
работать ради достижения потенциально труд
ных целей. Например, если вы не думаете, что
способны убедить сотрудника отдела кадров взять
вас на работу, то можете вовсе не пойти на собе
седование, тем самым гарантируя, что эту рабо
ту не получите. В самом деле, некоторые ученые
доказывают, что для здоровой яконцепции и здо
рового самоуважения требуется, чтобы мы вери
ли в то, что способны контролировать важные
стороны своей жизни (см., например: Bandura,
1977). Однако ставка здесь может быть даже боль
ше, чем просто здоровая яконцепция. Как мы
увидим далее, речь может идти о здоровье 

тела

.

Внимание: практика

ВЕРА В КОНТРОЛЬ И ЗДОРОВЬЕ

Болезнь и другие значительные жизненные со

бытия могут спровоцировать чувство неуверенно
сти и потери контроля. Всего за несколько не
дель до того как она должна была выйти замуж,
Трейя Киллам Уилбер обнаружила в своей правой
груди маленькую опухоль. Биопсия, проведенная
вскоре после свадьбы, показала рак. В эту ночь
мысли ее были полны замешательства и ощуще
ния беспомощности:

Я не могу спать… только не с этим жутким страхом

перед неизвестным, поглощающим всю меня… Сколько
женщин слышали это слово РАК, стучавшее беско#
нечной барабанной дробью в их головах, безжалостное,
неумолимое. РАК. РАК. РАК. РАК… Эти голоса, и исто#
рии, и образы вокруг меня, полные страха, боли и беспо#
мощности… Это ужасно и больно, и не поддается кон#
тролю, и непонятно, и могущественно… Нет способов
остановить его, или управлять им, или с уверенностью
ограничить его… После пяти лет столько#то и столько#
то процентов выживают, столько#то и столько#то про#
центов умирают. Что будет со мной?… Я не могу выне#
сти это незнание, это движение на ощупь в темноте…

(Wilber, 1993, р. 38—39).

«До некоторой степени ощущение контроля адаптивно»


background image

114

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

А вот что думал Кен, недавно ставший ее му

жем:

Хотя все происходило мучительно замедленно, каж

дый новый кадр нес в себе столько впечатлений и ин
формации, что создавалось странное ощущение, будто
все идет както одновременно и очень быстро, и очень
медленно. Я чувствовал себя так, будто играю в бейс
бол: я стою со своей перчаткой, а несколько человек бро
сают мне мячи, которые я должен поймать. Но на ме
ня летит столько мячей, что они отскакивают от
моего лица и тела и падают на землю, пока я стою
там с дурацким выражением… 

(Wilber, 1993, р. 36).

Когда человек чувствует, что теряет контроль,

его способность эффективно справляться со
стрессом уменьшается и его здоровье страдает
(Thompson & Spacapan, 1991). Обитатели домов
престарелых, которые видят, что у них осталось
мало возможностей контролировать собственную
жизнь, как правило, чувствуют себя хуже, чем те,
кто считает, что обладает более полным контро
лем (Rodin, 1985). Раковые больные со слабым
чувством собственного контроля ситуации в це
лом хуже приспосабливаются к своей болезни
(Taylor, Lichtman & Wood, 1984; Thompson et al.,
1993).

Что же мы можем сделать, встречаясь с потен

циально стрессовыми событиями нашей жизни?
В первую очередь мы можем обеспечивать реаль
ный, 

первичный контроль 

неприятных для нас со

бытий (Heckhausen & Schulz, 1995; Rothbaum,
Weisz & Snyder, 1982). Например, женщина, узнав
шая о том, что у нее рак груди, может осуществ
лять 

поведенческий контроль

, уделяя особое внима

ние своей диете, физическим упражнениям и от
дыху, чтобы подготовить себя к предстоящим
рентгеновским процедурам и химиотерапии. Она
может также осуществлять 

когнитивный контроль

,

фокусируя внимание на положительных сторо
нах своей жизни, например на любимых детях,
и таким образом ослаблять воздействие болезни
на свое психическое состояние. Кроме того, она
может взять на себя 

информационный контроль

, со

бирая о побочных эффектах, связанных с таким
лечением, как химиотерапия, ту информацию,
которая позволила бы ей лучше справляться
с тошнотой и слабостью. Применяя эти фор
мы первичного контроля, мы можем уменьшить
влияние стрессовых событий на нашу жизнь.

Мы можем также добиться некоторого ощуще

ния собственного контроля с помощью 

вторич

ных

, косвенных методов (Thompson, Nanni &

Levine, 1994). Например, больной может при
менять 

опосредованный контроль 

через веру в то,

что другой могущественный человек, например

врач, контролирует болезнь от имени пациента.
Такое ощущение контроля также может быть по
лезно для здоровья и психического состояния
человека (Taylor et al., 1984).

Можно ли практически применить эти знания?

Возможно ли разработать программы, предназна
ченные для того, чтобы повысить у людей ощу
щение собственного контроля, помогающее им
справляться со стрессом? Очевидно, да. Напри
мер, по результатам нескольких исследований
обитатели домов престарелых, которым предо
ставляли возможность больше контролировать
их повседневную жизнь, как правило, оказыва
лись более счастливыми, более активными и бо
лее здоровыми физически, чем другие старики,
живущие в таких же домах (Langer & Rodin, 1976;
Rodin & Langer, 1977; Schulz, 1976). Опираясь
на эти идеи, врачи в больницах часто разрешают
послеоперационным больным самим регулиро
вать применение обезболивающих препаратов.
Возможность самостоятельно контролировать
применение этих лекарств обычно приводит
к уменьшению болей и даже может ускорять вы
здоровление, притом что больные, как правило,
принимают по собственной воле 

меньше 

обезбо

ливающих, чем прописывают врачи (Egan, 1990;
Ferrante, Ostheimer & Covino, 1990).

Но всем ли приносит пользу повышенное ощу

щение собственного контроля? Как выясняется,
нет. Ощущение собственного контроля помогает

интерналам (internals)

— людям, которым нравится

контролировать свою окружающую среду, — но в

Контроль и здоровье.

Ощущение собственного контроля может внести значитель*
ный вклад в поддержание физического и психического здо*
ровья. Например, обитатели домов престарелых, которые ви*
дят мало возможностей контролировать свою жизнь, в целом
чувствуют себя хуже тех, кто считает себя способным осу*
ществлять более полный контроль.


background image

Управление представлениями о себе

115

то же время может принести вред 

экстерналам

(externals)

— людям, которые хотят, чтобы кон

троль осуществляли другие. Принимавшие уча
стие в одном из исследований женщины«экстер
налы» среднего возраста, больные ревматоид
ным артритом, начинали 

чувствовать себя хуже

,

когда мужья побуждали их взять контроль на себя
(Reich & Zautra, 1995). Ощущение личного кон
троля полезно только тем, кто желает его. Тем,
кто предпочитает, чтобы главную роль играли
другие, чувство, что все находится под их собст
венным контролем, может принести вред.

И наконец, когда ощущение собственного кон

троля — только иллюзия, когда в действитель
ности некоторые важные события нашей жиз
ни не поддаются нашему контролю, такое вос
приятие может быть неадаптивным (Baumeister,
1989; Colvin & Block, 1994; Reid, 1984). Напри
мер, нереалистичное ощущение собственного
контроля у кардиологических пациентов и боль
ных ревматоидным артритом связано с плохой
приспособленностью (Affleck et al., 1987; Hel
geson, 1992). Может быть, однако, что мы спо
собны контролировать свое здоровье сильнее,
чем мы часто думаем. Например, даже люди, ин
фицированные вирусом СПИДа, могут продлить
свою жизнь, строго соблюдая сложный режим
принятия лекарств, приобретая полезные для
здоровья привычки, устанавливая дружеские,
дающие психологическую поддержку отношения
с окружающими и избегая стрессов. Недавние
исследования показывают, что вера в свою спо
собность контролировать ситуацию помогает лю
дям реально делать это (Taylor et al., 2000). Итак,
ощущение собственного контроля, повидимому,
может быть очень полезно для физического и
психического здоровья в тех случаях, когда этот
контроль на самом деле возможен, как часто и
бывает в действительности. Однако когда чело
век больше не способен влиять на ход событий,
для его психического состояния будет лучше, ес
ли он признает этот факт.

Мы видели, что люди владеют широким спек

тром когнитивных стратегий, помогающих им
думать о себе лучше: они сравнивают себя с дру
гими, без особых сомнений записывают на соб
ственный счет свои успехи, рассматривают свои
сильные стороны как наиболее важные челове
ческие качества, развивают чувство собственно
го контроля. Конечно, желание улучшать и за
щищать собственный образ у одних людей про
является сильнее, чем у других. Поэтому мы
обратимся к изучению факторов, относящихся
к личности и к ситуации, которые побуждают
людей стремиться к положительной самооценке.

Самоуважение

Люди с высоким самоуважением — те, кто при

держивается хорошего мнения о себе как о лич
ности — особенно склонны применять стратегии
приукрашивания собственного образа. Они более,
чем подобные им во всем остальном люди с низ
ким самоуважением, склонны возвышать себя с по
мощью социальных сравнений и умело пользуют
ся стратегиями как восходящего, так и нисходяще
го сравнения (Buunk, Collins, Taylor, Van Yperen &
Dakof, 1990). Они чаще пытаются принизить дру
гих, чтобы усилить ощущение собственной ценно
сти (Crocker et al., 1987; Gibbons & McCoy, 1991;
Wills, 1981) и чаще демонстрируют предрасполо
жение в пользу своего «Я» (Blaine & Crocker, 1993;
Tennen & Herzberger, 1987), раздувают значитель
ность собственных положительных черт и дости
жений (Harter, 1993) и преувеличивают собствен
ный контроль ситуации (Alloy & Abramson, 1979).
В общем, люди, которые отличаются высоким са
моуважением, используют множество когнитив
ных стратегий для того, чтобы улучшить свое мне
ние о себе.

А что же люди с не столь высоким самоува

жением? Обладают ли они иммунитетом к подоб
ным методам самовозвеличивания? Может быть,
они не заинтересованы в положительной са
мооценке? На самом деле большинство людей,
независимо от уровня их самоуважения, хотят
думать о себе хорошо (Baumeister, 1993; Pelham,
1993). Однако самоуважение влияет на то, какие
стратегии используют люди для создания у себя
позитивного образа «Я» личности. Люди, с вы
соким самоуважением делают это смело и склон
ны применять прямые, 

улучшающие 

собственный

образ стратегии. Люди, обладающие только уме
ренным или низким самоуважением, обычно бы
вают более осторожны в способах, какими они
достигают позитивного взгляда на себя (см., на
пример: Brown, Collins & Schmidt, 1988; Gibbons &
McCoy, 1991; Shepperd, Ouellette & Fernandez,
1996; Wood, GiordanoBeech, Taylor, Michela &
Gaus, 1994). Они сосредоточиваются на стра
тегиях, 

защищающих 

то уважение к себе, кото

рое уже имеют (Baumeister, Tice & Hutton, 1989;
Spencer, Josephs & Steele, 1993; Tice, 1993).

Угрозы самоуважению

Угрозы самоуважению побуждают людей улуч

шать или защищать свой образ «я» (Steele, 1988;
Tesser, 1988). В рамках исследования, измеряю
щего психологический эффект стандартизиро