Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5703

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Итоги главы

131

Уроки, извлеченные из этой главы, могут по

мочь лучше понять и образ мыслей самого Никсо
на. Мы видели, что его рассуждения были особен
но несовершенными в то время, когда ему прихо
дилось справляться с непрерывным потоком
домашних и внешнеполитических кризисов. По
его собственным словам, умственная перегрузка
явилась одной из причин тех просчетов, которые
привели к унизительному отстранению от власти.
Мы видели, что, как в случае победы, так и в случае
поражения, он часто использовал самоподдержи
вающие и эгоистические стратегии. Однако эти
попытки приукрасить и защитить свой образ «Я»
были, повидимому, вполне адаптивной линией по
ведения, позволив Никсону приобрести достаточ
но уверенности, чтобы после двух сокрушитель
ных поражений на выборах снова вступить в бой и
в конце концов возглавить самую сильную нацию в
мире. И мы видели также, что перед лицом неожи
данного и потенциально очень опасного кризиса в
отношениях с Северной Кореей он точно и доско
нально обдумывал ситуацию, и этот основатель

ный подход внес свой вклад в ту высокую оценку,
которую многие люди дали его политическим ре
шениям.

История о том, как Ричард Никсон видел окру

жавший его социальный мир и как социальный
мир видел Ричарда Никсона, — это история обо
всех нас. Хотя содержание может несколько отли
чаться — каждый из нас имеет собственные цели,
чувства и убеждения и каждый представляет их
на своей собственной «сцене», — процесс пони
мания всегда, по существу, один и тот же. Когда
нам нужно сэкономить мыслительные усилия, мы
обращаемся к набору когнитивных стратегий,
которые обычно обеспечивают нам «достаточно
хорошее» решение ценой минимальных усилий.
Когда мы заботимся о том, чтобы видеть себя в
хорошем свете, то обращаемся к стратегиям по
вышения и защиты нашего самоуважения. А ко
гда ситуация становится достаточно серьезной,
мы берем на вооружение те требующие больших
усилий стратегии, с помощью которых надеемся
достичь точного понимания.

ИТОГИ ГЛАВЫ

СОЦИАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ

Существенное влияние на действия челове
ка оказывает социальное познание — то, как че
ловек думает о социальных событиях и людях,
с которыми встречается. Четыре процесса со
циального познания являются фундаменталь
ными: внимание, интерпретация, суждение и
память.

ЭКОНОМИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ

1. Социальная среда очень сложна и многообраз

на, а человек обладает лишь ограниченными
резервами внимания. В результате люди час
то используют упрощающие стратегии, тре
бующие мало когнитивных ресурсов и позво
ляющие выносить суждения, которые в целом
«достаточно хороши».

2. Люди используют свои настоящие убеждения

как ожидания, облегчающие понимание новых
событий. Когда наши ожидания правильны, об
ращение к ним дает хорошие суждения «малой
ценой». Однако если они неправильны, то ис
пользование этих ожиданий может привести к
ошибочным суждениям и вызвать к действию
самоисполняющиеся пророчества.

3. Люди, по крайней мере в западных, индивидуа

листических культурах, ссылаются на свойства
личности, чтобы упростить себе задачу поиска
причин действий других. Делая так, они могут
недооценивать влияние ситуационных момен
тов (предвзятость в сопоставлении причин или
фундаментальная ошибка атрибуции), хотя ко
гда люди судят о собственном поведении, эта тен
денция проявляется не так сильно (различие ме
жду действующим лицом и наблюдателем).

4. Люди имеют в своем арсенале и другие ког

нитивные стратегии упрощения, включая эв
ристики репрезентативности, доступности и
«зацепки и подгонки».

5. Люди, которые возбуждены, находятся в хоро

шем настроении или по складу личности ис
пытывают сильную потребность в структуре,
особенно склонны использовать когнитивные
стратегии упрощения.

6. Когда ситуация особенно сложная или когда

действует давление времени, человек также на
чинает чаще прибегать к методам упрощения.

7. Иногда, однако, люди отказываются от сво

их упрощающих стратегий, например, когда
реальная ситуация не соответствует их ожи
даниям.


background image

132

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОМ «Я»

1. Положительная самооценка важна потому, что

она дает нам уверенность, необходимую для то
го, чтобы решать проблемы, и убеждает нас в
том, что наши социальные взаимоотношения
протекают нормально.

2. Стратегии, которые используются людьми для

улучшения и защиты своего образа «Я», вклю
чают нисходящее и восходящее социальные
сравнения, выгодное для себя объяснение соб
ственных успехов и минимизацию ответствен
ности за собственные неудачи, преувеличение
важности того, что они делают хорошо, и пре
уменьшение значимости того, что они делают
плохо, усиление чувства собственного контро
ля ситуации.

3. Люди с высоким самоуважением особенно

склонны предпринимать смелые и даже дерз
кие попытки возвысить свое самоуважение.
Люди с умеренным и низким самоуважением
также хотят оценивать себя положительно, но
проявляют большую осторожность в выборе
стратегий, — они сосредоточиваются на защи
те того уровня самоуважения, который у них
уже сформирован.

4. Ситуации, угрожающие самоуважению, усили

вают тенденцию улучшать или защищать свое
«Я». В число таких ситуаций входят неудачное
выполнение задачи, отрицательные отзывы ок
ружающих, серьезная болезнь и мысли о соб
ственной смерти.

5. Уровень самоуважения, нестабильность само

уважения и ситуационное угрозы самоуваже
нию совместно влияют на человека, подталки
вая его улучшать и защищать свое «Я».

6. Желание положительно оценивать себя, пови

димому, далеко не универсально. В некоторых

коллективистских культурах, например, люди
скорее демонстрируют желание быть самокри
тичными.

СТРЕМЛЕНИЕ К ТОЧНОСТИ

1. Стараясь добиться точности, люди собирают

более полную и разностороннюю информа
цию, пересматривают свои прежние впечатле
ния и суждения и играют роль «адвоката дья
вола», оспаривая собственные взгляды.

2. Желание быть точным заставляет человека

применять «рациональную» логику атрибуции
с целью понять, почему определенные собы
тия происходили так, а не иначе. Рассматривая
относительный вклад личностных и ситуаци
онных факторов, люди спрашивают, было ли
поведение действующего лица намеренным,
можно ли было предвидеть его последствия и
оставалась ли у действующего лица свобода вы
бора. Они также используют принципы дис
контирования и усиления и учитывают инфор
мацию, касающуюся сходства, исключительно
сти и постоянства.

3. Стратегии, направленные на достижение точ

ного понимания, чаще применяются людьми,
когда у них грустное настроение, а также если
у них высока потребность в контроле и в по
знании.

4. Когда происходят неожиданные события или

когда собственные дела человека зависят от
действий других людей, его стремление к точ
ному пониманию усиливается.

5. Поскольку стратегии, направленные на точ

ность, требуют затраты относительно больших
когнитивных усилий, людям хуже удается ис
пользовать эти стратегии, когда их мысли за
гружены посторонними проблемами.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Восходящее социальное сравнение (Upward social
cognition)

— сравнение себя с теми, кто находится в

лучшем положении.

Диспозиционное умозаключение (Dispositional infe/
rence)

— суждение о том, что причиной поведения че+

ловека являются свойства личности этого человека.

Ковариационная модель (Covariation model)

— тео+

рия, предполагающая, что человек определяет причи+
ну поведения действующего лица, выясняя, действуют

ли подобным образом другие люди (сходство), ведет ли
себя субъект так же в близких ситуациях (исключитель+
ность) и ведет ли он себя так же в той же самой си+
туации (постоянство).

Когнитивная эвристика (Cognitive heuristic)

— упро+

щенные методы вынесения суждений.

Нисходящее социальное сравнение (Downward social
comparison)

— сравнение себя с теми, кто находится

в худшем положении.


background image

Ключевые термины

133

Предвзятость в сопоставлении причин (фундамен
тальная ошибка атрибуции) [Correspondence bias
(fundamental attribution error)]

— тенденция сторон

них наблюдателей переоценивать роль личностных
факторов как причины поведения, и недооценивать
роль ситуационных факторов.

Принцип дисконтирования (discounting principle)

закон вынесения суждений, утверждающий, что с уве
личением числа возможных причин события, наша уве
ренность в истинности какойлибо одной из них умень
шается.

Принцип усиления (Augmenting principle)

— закон

вынесения суждений, утверждающий, что если собы
тие происходит вопреки сильным противодействую
щим факторам, мы придаем больше значения той воз
можной причине, которая способна вызвать данное
событие.

Различие между действующим лицом и наблюда
телем (actorobserver difference)

— тенденция рас

сматривать собственное поведение как обусловленное
воздействием ситуации, а поведение других людей —
как вызванное их личными свойствами.

Самоисполняющееся пророчество (Selffulfilling pro
phecy)

— изначально неправильное ожидание, приво

дящее к действиям, в результате которых ожидание
подтверждается.

Самоподдерживающая необъективность (selfser
ving bias)

— тенденция записывать на свой счет соб

ственные успехи и обвинять внешние силы в собствен
ных неудачах.

Социальное познание (Social cognition)

— процесс

размышления о себе и о других людях.

Теория соответствующего вывода (Correspondent
inference theory)

— теория, предполагающая, что че

ловек определяет, соответствует ли поведение внутрен
ней диспозиции действующего лица, задавая себе во
просы: (1) было ли поведение намеренным, (2) можно
ли было предвидеть последствия этого поведения, (3)
был ли этот тип поведения избран свободно и (4) мож
но ли сказать, что поведение имело место вопреки про
тиводействующим силам.

Эвристика доступности (Availability heuristic)

упрощенный способ мышления, при котором вероят
ность события оценивается по тому, насколько легко
примеры подобных событий приходят в голову.

Эвристика зацепки и подгонки (Anchoring and ad
justment heuristic)

— упрощенный способ мышления,

при котором человек использует в качестве исходной
точки некоторую грубую оценку и затем корректирует
ее, учитывая уникальные характеристики настоящей си
туации.

Эвристика репрезентативности (Representativeness
heuristic)

— упрощенный способ мышления, при кото

ром человек судит о принадлежности чеголибо к не
которой категории по тому, насколько оно похоже на
типичный случай из данной категории.

Эффект фальшивого консенсуса (False consensus
effect)

— тенденция переоценивать степень согласия

с нами других людей.


background image

4

     
   ?

      ?
 

  :
   
   

 

  :
  !"  #


   
 

     

 

  :   "
 «   »

 !  
"    !
" !  
#!  

 $  

 ! !  
$ !  
%        
& '  —  

 :
     

 


background image

Удивительные жизни Фреда Демары

135

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНИ
ФРЕДА ДЕМАРЫ

Холодным ветреным утром Дня святого Вален

тина 1956 года полицейские штата Мэн пересекли
залив Пенобскот, направляясь к маленькому ост
рову Норт Хэвен Айленд. Им нужен был Мартин
Годгарт. В свободное от преподавания в средней
школе английского, французского и латыни вре
мя Годгарт возглавлял отряд «Морских скаутов»,
заведовал воскресной школой при баптистской
церкви и представлял СантаКлауса для детей бед
няков. За то короткое время, что он жил на ост
рове, Годгарт сумел завоевать уважение и любовь
небольшого сообщества, обычно настороженно
относившегося к чужакам. В тот день его арест
стал огромным потрясением для всех соседей.

Он сдался без сопротивления — драться было

не в его стиле — и был доставлен на катере бе
реговой охраны на материк. В день суда над ним
зал был заполнен до отказа. Какое же ужасное
преступление он совершил? Убийство? Изнасило
вание? Нет. Ему было предъявлено обвинение в
«мошенничестве посредством ложных утвержде
ний», с максимальным наказанием, равным семи
годам тюрьмы. Человек, называвший себя Марти
ном Годгартом, на самом деле был таким же Мар
тином Годгартом, как вы или я. Это был Ферди
нанд (Фред) Уолдо Демарамладший, и в течение
предшествующих двадцати с лишним лет он яв
лялся Великим Самозванцем.

Рассмотрим лишь некоторые из его похожде

ний (Allen, 1989; Crichton, 1959, 1961; McCarthy,
1952). В качестве Роберта Линтона Френча, док
тора философии, Демара был преподавателем
естественных наук в Арканзасе, деканом школы
философии при Гэннонколледже, а также препо
давателем, главой центра психологии и замести
телем шерифа в колледже СентМартин. В каче
стве Сесила Бойса Хамана, доктора философии,
он поступил в юридическую школу СевероВос
точного университета, готовился стать священни
ком и помог основать колледж Ле Меннэс в шта
те Мэн. Как Джозеф Сир, доктор медицины, он
во время корейской войны пошел служить в Ка
надский королевский флот и там героически спа
сал жизни, проводя хирургические операции, —
несмотря на то, что никогда раньше не видел, как
выглядит живое человеческое тело изнутри. Как
Бен У. Джонс, он устроился охранником в извест
ную своей опасностью тюрьму Хантсвилл в шта
те Техас, и меньше чем через месяц был назна
чен помощником главного надзирателя в наибо
лее строго охраняемом крыле, где его уважали и

ценили за умение мирно улаживать опасные кон
фликты. И все это, и многое другое проделывал
человек, не окончивший средней школы, не
имевший ни какойлибо специальной подготовки,
ни какихлибо законных свидетельств об образо
вании ни в одной из тех областей, в которых он
строил свои многочисленные карьеры.

Успехи Фреда Демары в качестве самозванца

поразительны по нескольким причинам. Вопер
вых, он обладал необычайной способностью убе
дительно представлять себя кемто, кем он в дей
ствительности не был. Вовторых, несмотря на
отсутствие специального образования, ему удава
лось избегать профессиональных ошибок. В са
мом деле, хотя его разоблачали много раз, это
происходило либо потому, что ктонибудь узнавал
его как Демару (как в случае, когда один из заклю
ченных в Хантсвилле опознал в нем героя статьи,
опубликованной журналом 

Лайф 

много лет на

зад), либо потому, что он так хорошо показы
вал себя в новой роли, что отголоски его славы
достигали ушей настоящего владельца имени,
которое он позаимствовал (так было, когда на
стоящий доктор Сир прочитал в газете о чудесах
хирургии, творимых им на войне). И наконец —
самое удивительное, — многие из одураченных
его ложью людей тем не менее хотели, чтобы он
вернулся. Его невеста заявила, что любит его,
независимо от того, кто он есть на самом деле.
Начальник тюрьмы Хантсвилл говорил, что с ра
достью опять взял бы его на работу, если бы толь
ко Демара имел хоть какиенибудь законные до

Фердинанд Демарамладший.

Великий Самозванец.