Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5618

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Основные принципы социального поведения

31

«Привет» или на откровенное предложение
о встрече, 75% полностью игнорировали муж
чину, который начинал с реплики «Вы когото
мне напоминаете…». Как мы увидим в главах об
аттракции и взаимоотношениях, поведение муж
чин и женщин в подобной парной игре имеет
ряд общих черт (см., например: Regan, 1998).

Для представителей того и другого пола пер

воначальный флирт часто ведет к появлению
влечения, романтической любви и, возможно,
даже установлению прочных семейных уз. С эво
люционной точки зрения, все это взаимосвя
зано. В самом деле, эволюционисты уверены в
том, что цель продолжения рода определяет все
остальные социальные цели. Мы устанавлива
ем связи, получаем социальную информацию,
боремся за статус, используем агрессию или са
мозащиту, чтобы в конечном итоге репродуци
ровать собственные гены.

Мотивы, цели и социальное поведение

Маловероятно, что просыпаясь утром, человек

начинает думать так: «Сегодня я хорошенько по
работаю, чтобы достичь статуса и найти хоро
шего партнера, так что смогу репродуцировать
свои гены». Базовые мотивы, определяющие на
ше поведение, не обязательно являются осознан
ными. Человеческая психика устроена так, что
мы чувствуем себя плохо, когда оказываемся в со
циальной изоляции, когда над нами смеются или
отвергают, и нам хорошо, когда нас тепло привет
ствуют друзья, сослуживцы говорят нам компли
менты, а любовные партнеры целуют. На поверх
ностном уровне люди зачастую осознают свои
сиюминутные цели (назначить свидание на суб
ботний вечер); иногда, но не всегда, они осозна
ют и более общие цели (развитие романтических
отношений); однако крайне редко люди способ
ны осознавать базовые мотивы или основные
функции, определяющие их социальное поведе
ние (привлечь и сохранить любовного партнера).

Более того, связи между мотивами и социаль

ным поведением иногда бывают комплексными.
Например, агрессия может возникать с целью за
щиты. Однако победа в схватке одновременно по
могает подростку достичь некоторого статуса или
получить о себе определенную информацию. На
самом деле такое поведение порой выражает сразу
несколько мотивов. Например, когда мы назнача
ем свидание, то в конце концов можем установить
длительные отношения, удовлетворить свои по
требности в привязанности, социальной информа
ции, статусе, любовном партнере и даже защите.

Конечно, не все мотивы, определяющие со

циальное поведение, сами по себе «социальны».
Например, люди могут вести себя дружелюбно,
чтобы приобрести материальные выгоды (для
увеличения чаевых или комиссионных) или что
бы получить полезную информацию (когда хо
тят узнать, например, где расположен ближай
ший ресторан).

В силу таких сложных обстоятельств поиск мо

тивов социального поведения порой представля
ется затруднительным и напоминает детективное
расследование, проводящееся в условиях полной
конспирации. Как и в работе детектива, исследо
вание основных мотивов — это интересный и по
знавательный путь к разрешению секретов соци
ального поведения.

Взаимодействие личности и ситуации

Если симпатичная незнакомка или незнакомец

слева от вас начинает флиртовать с вами, вы от
влечетесь и не станете пытаться произвести впе
чатление на босса, стоящего от вас справа. Если
чуть позже вы заметите, как третий человек в
черном кожаном костюме с ухмылкой смотрит на
вас и на правах собственника придвинулся близ
ко к флиртующей незнакомке, ваши мысли изме
нятся и вы будете думать о том, как защититься.
В то же время ваш коллега по работе, больше ду
мающий о карьере и продвижении по служебной

Таблица 1.2

Процент положительных ответов

Женщины

Мужчины

Мне неловко

69

81

Привет

71

100

Вы когото мне напоминаете

25

90

Источник

: Cunningham, 1989. Реакция на гетеросексуальное

заигрывание: женская избирательность и мужская отзывчивость.

Бюллетень «Личность и Социальная Психология», 15, 27—41.

Социальное
поведение может
удовлетворять
несколько мотивов

Брак может непосредствен
но удовлетворять мотив при
влекать к себе и поддержи
вать связь с партнером, но
может вести и к удовлетво
рению других мотивов, таких
как приобретение привязан
ности, информации, защиты
и статуса.


background image

32

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

лестнице, будет выбиваться из сил, чтобы произ
вести впечатление на босса, и не заметит ни де
вушки, ни угрожающего незнакомца.

Другими словами, основные мотивы и конкрет

ные цели отражают постоянное взаимодействие
между факторами, внутренними и внешними по
отношению к личности. Поскольку далее мы де
тальнее изучим эти взаимодействия, давайте опре
делим, что мы подразумеваем под словами «лич
ность» и «ситуация» и как эти два понятия связаны
во «взаимодействии личности и ситуации».

Личность

Когда мы говорим о личности, то обычно под

разумеваем те особенности и характеристики,
которые привносит индивидуум в социальные
ситуации. Если вас попросят описать себя, вы,
возможно, перечислите физические характери
стики (свой рост или пол, например), ваши по
стоянные установки и пристрастия (имеете ли
вы обыкновение голосовать за республиканцев,
демократов или либералов), а также ваши пси
хологические черты (экстраверт вы или интро
верт, настойчивы или беззаботны, эмоциональ
ны или сдержанны и т. д.).

Эти характеристики могут быть основаны на

генетических или физиологических факторах,
отличающих вас от других людей, либо они мо
гут исходить из опыта, усвоенного вами в про
шлом, или из того, каким образом вы думаете о
себе, о других людях или социальном окружении,
с которым вам приходится ежедневно сталкивать
ся. Другие аспекты личности могут быть подвер
жены временным изменениям, как, например, ва
ше нынешнее настроение или самочувствие.

Ситуация

Говоря о социальной 

ситуации

, мы обычно под

разумеваем окружающие события или обстоятель
ства, внешние для личности. Это ситуации и собы
тия непосредственного социального контекста:
например, телевизионное шоу, которое вы сейчас
смотрите, или взгляд другого человека рядом с ва
ми. Ситуация включает также более постоянные
аспекты социального окружения, такие как ваше
семейное происхождение или нормы, установлен
ные культурой, в которой вы живете.

Хотя зачастую бывает удобно различать фак

торы ситуации и факторы личности, однако ни
те ни другие невозможно полностью отделить
друг от друга. Рассмотрим, например, гендерную
роль человека: отчасти ее определяет биологи
ческий пол (он в свою очередь оказывает влия
ние на физические характеристики, распределе

ние мускулов, форму тела, способность к дето
рождению и т. д.). Но еще гендерную роль фор
мирует социальное окружение (культура, в кото
рой человек вырос, нормы нынешней ситуации,
пол других людей рядом с ним) (Eagly, 1997;
Kenrick, 1987). Так что, хотя порой имеет смысл
разграничивать черты личности и особенности
человека и ситуации, важно понимать, как эти
два фактора влияют друг на друга в постоянном
взаимодействии.

Личность (Person)

— черты или характеристики, ко

торые индивиды привносят в социальные ситуации.

Ситуация (Situation)

— внешние события или об

стоятельства.

Взаимодействие личности и ситуации

Ни личность, ни ситуация не являются фикси

рованным целым. Как заметил Уильям Джеймс,
«многие молодые люди, достаточно сдержанные
в присутствии родителей и учителей, бранятся
и хвастаются, как пираты, в компании своих «гру
бых» юных друзей» (James, 1890, p. 294). Различ
ные социальные ситуации позволяют нам до

Выбранные

Некоторых людей выбирают для участия в ситуациях, недо
ступных для других. Если 14летний мальчик семи футов рос
та, как Лью Алсиндор, то перед ним открываются совсем дру
гие возможности и образ жизни, чем для его сверстников
и друзей ростом поменьше. Алсиндор позднее согласился
играть в баскетбол за ведущую команду колледжа, потом он
стал профессиональным баскетболистом, появлялся в кино
и опубликовал свою автобиографию (через несколько лет
после того, как сделали эту фотографию, Алсиндор изменил
имя на Карим АбдулДжаббар).


background image

Как психологи изучают социальное поведение

33

стичь разных целей: порой мы хотим нравиться,
иногда мы хотим, чтобы нас боялись, и так далее.
Поскольку в конкретной ситуации часто действу
ет довольно много факторов, ваша цель в любой
момент может зависеть от того, на что вы об
ращаете внимание. И в зависимости от ваших
сиюминутных или долговременных целей вы мо
жете иначе реагировать на ситуацию, чем другие
люди. Так и происходит, например, на вечерин
ке, где одни люди танцуют, другие ведут философ
ский спор, а третьи слушают анекдот.

В главе 2 мы подробно расскажем о том, как

люди и ситуации могут изменять друг друга. Ко
гда агрессивного ребенка отпускают на тихую
площадку поиграть, то за пять минут детская пло
щадка может превратиться в поле битвы (Rausch,
1977). И с другой стороны, несколько лет, про
веденных в колледже, могут изменить челове
ка на всю жизнь (Newcomb, Koenig, Flacks & War
wick, 1967).

Разумеется, наша ситуация не просто «проис

ходит» с нами. То, что привлекает одного чело
века (например, прыжки с высоты на резиновом
тросе, посещение музея), для другого — все равно
что находиться в комнате с людьми, заражен
ными вирусом лихорадки Эбола. Таким образом,
мы выбираем ситуацию, и этот выбор отражает
ся на нашей личности (Caspi & Herbener, 1990;
Snyder & Ickes, 1985). Есть большая разница между
студентом, выбравшим для учебы военное учи
лище в Уэст Пойнте или Аннаполисе, и другим
студентом, выбравшим университет Британской
Колумбии или Беркли.

Также как люди выбирают свои ситуации, так

и ситуации могут выбирать определенный тип
людей. Первоклассник выше среднего роста в
средней школе может попасть в баскетбольную
команду, а его друг, обладающий недюжинными
математическими способностями и показавший
хорошие результаты в естественных науках, мо
жет попасть в класс одаренных детей. И незначи
тельные отличия между людьми могут возрасти
по мере того, как ситуации (такие, как трениров
ки по баскетболу и математические олимпиады)
усиливают их. В старших классах различия меж
ду школьниками будут еще больше, чем в началь
ных. Таким образом, ситуация и человек взаим
но формируют и выбирают друг друга в постоян
но продолжающемся цикле.

Резюме

Обращаясь к различным теоретическим на

правлениям, мы получаем два общих принципа,
которые будем применять для понимания соци

ального поведения. Вопервых, социальное пове
дение ориентировано на цели. Люди имеют крат
ковременные непосредственные цели, например
получения согласия от определенного человека
прийти на свидание в субботу вечером, более об
щие долговременные цели — хорошее настрое
ние, и основные мотивы — приобретение статуса
и привлечение партнеров. Вовторых, мотивы и
другие аспекты человека постоянно взаимодейст
вуют с особенностями ситуации. Чтобы полно
стью понять, почему мы поступаем именно так, а
не иначе, важно учесть сложный способ выбора
людей и ситуаций, реагирование и взаимное из
менение человека и ситуации в течение времени.

КАК ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Научное исследование в чемто похоже на рабо

ту детектива. Детектив должен раскрыть секрет, и
у него есть набор процедур для разгадки: показа
ния свидетелей, поиск мотива, попытки исклю
чить возможных подозреваемых, осмотр матери
альных улик и так далее. На каждом шагу его под
стерегает опасность: свидетели могут лгать или
основывать свои показания на надуманных пред
положениях, некоторые мотивы могут быть скры
ты, а свидетелей можно подкупить. Как и другие
ученые, социальные психологи тоже пытаются
раскрыть секреты. Мы начали эту главу с некото
рых из них: что заставляет человека цепляться за
свою веру в другого, даже когда он или она, как
Нансук Хонг, сталкиваются с очевидными доказа
тельствами противоположного? Что может заста

«В зависимости от ваших сиюминутных

и долговременных целей вы можете иначе реагировать

на ситуацию, чем другие люди.»


background image

34

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

вить людей изменить представления и поведение,
основанное на расовых предрассудках, как это
произошло, в частности, после появления Джеки
Робинсона в Высшей Лиге? Как и у детективов, у
социальных психологов есть ряд методов для раз$
решения таких тайн, и как детективы, они должны
осознавать некоторые потенциальные трудности,
связанные с их применением.

Методы, применяемые социальными психоло$

гами, можно приблизительно разделить на две
категории: описательные и экспериментальные.

Описательные методы 

включают попытки из$

мерить или зафиксировать поведение, мысли,
чувства в их естественном проявлении. Когда
психологи применяют описательные методы,
они хотят зафиксировать поведение, никак его
не меняя. 

Экспериментальные методы

— это

попытки раскрыть причины поведения при по$
мощи систематического изменения какого$либо
аспекта ситуации.

Описательный метод (Descriptive method)

 

про

цедура для измерения или регистрации поведения,
мыслей и чувств в их естественном состоянии (в том
числе естественное наблюдение, исследование от
дельных случаев, архивные исследования и обзоры).

Экспериментальный метод (Experimental me
thod)

— процедура обнаружения причинных про

цессов посредством систематического манипу
лирования с некоторыми аспектами ситуации.

Описательные методы

Как мы можем точно описать социальное по$

ведение? Социальные психологи применяют пять
основных описательных методов: естественное
наблюдение, изучение отдельных случаев, изуче$
ние архивов, опросы и психологические тесты.

Естественное наблюдение

Вероятно, самый непосредственный описатель$

ный метод — это 

естественное наблюдение. 

Он

состоит из простого наблюдения за поведением,

так, как оно проявляется в естественной обстанов$
ке. Например, Иренаус Эйбл$Эйбесфельт путе$
шествовал по всему миру, проводя наблюдения в
разных культурах (Eibl$Eiblesfelt, 1975). Эйбл$Эй$
бесфельт снимал скрытой камерой, как женщины
флиртуют с мужчинами. В другом исследовании
исследовательница невербальной коммуникации
между полами психолог Моника Мур (Moore, 1985)
отправилась в бар для одиночек — туда, где, как она
полагала, женщины в естественной обстановке де$
монстрируют разные виды невербального флир$
та. Там она обнаружила некоторые паттерны пове$
дения, редко проявляющиеся в других ситуациях
(например, в библиотеке или на собрании женско$
го центра). Например, женщина в баре, как прави$
ло, в течение нескольких секунд часто взглядывала
на мужчину, улыбалась, откидывала волосы, вски$
дывала голову под углом в 45 градусов, так что ока$
зывалась видна ее шея.

Метод естественного наблюдения имеет ряд

преимуществ. Поведение в естественной обста$
новке спонтанно, не притворно. Зато представь$
те теперь, как трудно просить студентов проде$
монстрировать в лаборатории флиртующие жес$
ты. Во$первых, люди могут не осознавать, как они
себя ведут, когда флиртуют. Во$вторых, они могут
чувствовать себя слишком неловко, чтобы флир$
товать, когда знают, что за ними наблюдают.

Несмотря на очевидные преимущества, у это$

го метода есть свои недостатки. Исследователям
нужно убедиться, что их испытуемые не подоз$
ревают о наблюдении. В противном случае они
не будут себя вести естественно. Как мы рас$
скажем в главе 6, исследователи нашли несколь$
ко хитроумных способов наблюдения за пове$
дением людей, не вызывая у них чувства не$
ловкости.

Еще одна проблема с естественным наблюде$

нием состоит в том, что некоторые типы соци$
ального поведения редко встречаются. Пред$
ставьте, что вы стоите на углу улицы и ждете,
пока произойдет убийство. Даже если вы живе$
те в самом опасном районе города, вам придет$
ся затратить много времени, прежде чем вы
дождетесь своего первого наблюдения.

«Люди могут не осознавать,

как они себя ведут,

когда флиртуют»


background image

Как психологи изучают социальное поведение

35

Последняя проблема состоит в том, что когда

исследователь перестает систематически и тща
тельно наблюдать за поведением, то предвзя
тые ожидания могут побудить его не обращать
внимания на одни факторы, обусловливающие
поведение, и преувеличивать значимость других.

Гипотеза

— это предположение или догадка ис

следователя, указывающая на то, что он или она
собирается обнаружить. Гипотеза может привес
ти к тому, что исследователь будет искать под
тверждающую информацию и не заметит проти
воречащие гипотезе данные. Эта проблема назы
вается 

предубеждение наблюдателя. 

Например,

если вы ожидали увидеть флирт в баре, вы може
те неправильно интерпретировать жест женщи
ны, вскидывающей волосы, как флирт, в то вре
мя как на самом деле она просто поправляет во
лосы, чтобы они не попали в кружку с пивом.

Естественное наблюдение (Naturalistic observa
tion)

— фиксация повседневного поведения в

той мере, как оно раскрывается в естественной
ситуации.

Гипотеза (Hypothesis)

— предсказание того, что

может обнаружить исследователь.

Предубеждение наблюдателя (Observer bias)

ошибка, возникающая при измерениях, когда на!

блюдатель придает слишком большое внимание
ожидаемому поведению и не замечает неожидан!
ного поведения.

Изучение отдельных случаев

Еще один метод наблюдения — это 

изучение

отдельных случаев, 

когда изучается поведение

отдельного человека или группы. Исследователь

может взять совершенно нормального человека
или группу людей, но зачастую выбирает от
дельный случай, потому что он представляет
некий необычный паттерн поведения. Пред
ставьте, что вас интересуют насилие и убийст
ва, возникающие в результате «ярости на доро
гах». Вы понимаете, что будет совершенно на
прасно кружить на машине по городу и ждать,
пока такой случай произойдет гдето рядом в
естественной обстановке, но вы можете изу
чить людей, уже попадавших в подобную ситуа
цию. Вы можете допросить убийцу и других при
сутствующих на месте преступления, прочитать
отчеты полиции и так далее. Как мы увидим
дальше, этот подход имеет свои преимущества
и недостатки.

Изучение отдельных случаев (Case study)

— ин!

тенсивное исследование человека или группы.

Внимание: социальная дисфункция

МАССОВЫЙ УБИЙЦА И ЕГО СЕМЬЯ

В конце 1960х годов молодой человек по име

ни Чарльз Мэнсон отправился в район Хейт
Эшбери в СанФранциско — туда, где начинала
возникать субкультура «хиппи». Этот слой людей
считал традиционное американское общество
устаревшим и даже порочным (хиппи иронично
называли его «истеблишментом»). Хиппи полага
ли, что это общество несло ответственность за
расовую дискриминацию и войну во Вьетнаме.
Поскольку вся жизнь Мэнсона состояла из отси
док в тюрьме и кратких периодов пребывания
на свободе, он с легкостью усвоил установку ан
тиистеблишмента. Кроме того, Мэнсон был обая
тельным молодым человеком и умел манипули
ровать людьми, он легко собрал вокруг себя
группу молодых людей. Молодежь жила комму
ной, и Мэнсон называл ее «семьей». Опираясь
на нормы «свободной любви» и наркотики и ис
пользуя свой авторитет и страх этих молодых
людей, Мэнсон успешно манипулировал ими в

«Научное исследование

в чемто похоже на работу детектива»

Социальное расстройство —
случай Чарльза Мэнсона

Необычное уголовное преступление
зачастую помогает объяснить процес!
сы, в других отношениях нормаль!
ные. Массовые убийства, совершен!
ные Чарльзом Мэнсоном и нескольки!
ми членами его «семьи», помогают
нам понять более нормальные про!
цессы агрессии и межгрупповой вра!
ждебности. Однако выводы о причин!
но!следственных связях в исследова!
ниях конкретных случаев ограничены.