Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 3419
Скачиваний: 41
146
А
:
Почему вы спрашиваете
?
[П
:
Если да
,
то я не приду сюда больше
,
если нет
,
то я подумаю
.]
А
:
В таком случае
,
если бы я захотел удержать вас как пациента
,
я
должен был бы сказать что я не агент ФБР
.
А если я захотел бы избавиться от
вас
,
я должен был бы сказать вам что я агент ФБР
.
[П
:
Вы действительно так думаете
?]
А
:
Вы полагаете я должен вам лгать
?
[П
:
Да
,
я думаю вы солжете
.
Я не доверяю вам
.
Полагаю здесь не место
задавать вопросы
.]
В другое время
,
когда пациент вербализует подобные подозрения
,
ему задают
вопросы для достижения дальнейшего результата
:
Что если я работаю на ФБР
?
Почему вы думаете что я это делаю
?
Что я должен был бы выведать
,
работая на
ФБР
?
Допустим что вы правы
,
зачем я работаю на ФБР
?
Зачем бы я захотел
сообщать о вас
?
Какую информацию о себе вы хотите утаить
?
НАРЦИССИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР
(
ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ
)
Нарциссически-трансферное сопротивление
,
очень сильное в этот период
,
первично разрешается посредством присоединения к нему
.
Отражаются любые
паттерны
,
которые проявляет пациент
.
Например
,
если он говорит что чувствует ужас и что ему становится хуже
,
аналитик может сказать
: "
Вы знаете
,
я начинаю чувствовать ужас
.
Мне кажется что я
хуже себя чувствую
".
Личности
,
которая говорит что не может больше лежать на кушетке
,
можно
будет сказать
: "
Со временем вы найдете кушетку невыносимой и захотите встать с
неё
".
Когда он повторяет что безнадежен и неизлечим
,
аналитик может сказать
:"
Вы
правильно делаете
.
Вы говорите мне только то
,
что вы чувствуете
.
Вопрос
заключается в том
,
являюсь ли я безнадежным и неспособным вылечить вас
.
Пока
вы говорите мне о том что вы чувствуете
,
думаете и вспоминаете
,
единственный
выход состоит в том
,
способен ли я работать с вашими чувствами
.
Может быть я
безнадежен может быть я неспособен вылечить вас
".
Различные процедуры присоединения
,
подобные тем что уже были
проиллюстрированы
,
высвечивают повторяющееся поведение
.
Подобные типы
ответов могут использоваться повторно
,
или же различные серии могут чередоваться
до тех пор
,
пока бессознательный эмоциональный заряд
,
мотивирующий
повторяющуюся коммуникацию
,
не освободится в речи
.
КОЛЕБАНИЯ ТРАНСФЕРНЫХ СОСТОЯНИЙ
Поглощенность аналитиком становится все более важной темой в
повторяющихся коммуникациях пациента
.
Например
,
после того как он сказал что
чувствует себя несчастным
,
он может продолжать
: "
Нет
,
это вы несчастный
.
Вы
заставляете меня чувствовать себя таким
".
Аналитик может сказать
: "
Предположим
что я оказываю несчастливое влияние на вас
,
но как я вызываю его
?
Что я могу
сделать чтобы облегчить это
?"
Характерно
,
пациент отвечает что он не хочет думать
147
о вас
;
он только хочет сказать вам что он чувствует ужас
.
Тогда аналитик может
спросить
: "
Почему я должен помогать вам чувствовать себя лучше
,
если вы не
хотите помочь мне
?
Почему вы не хотите сказать мне что я такого делаю или
говорю
,
что заставляет вас чувствовать себя таким несчастным
?"
Поскольку аналитик продолжает фокусировать большее внимание на себе
самом
,
пациент начинает больше осознавать и поглощаться им
.
Он сообщает это
осознание и высказывает все больше чувств к аналитику как к отдельной персоне
.
К
этому времени
,
повторяющийся паттерн
,
который предварительно отражался
,
может
быть объяснен
.
Вместо того чтобы продолжать исследовать искаженные восприятия
пациента в уклончивой манере
,
аналитик теперь может работать с ним на реальной
основе
.
Он может заявить
,
возвращаясь к приведенной ранее иллюстрации
: "
Нет
никакого смысла сообщать о вас в ФБР
".
В конце концов
,
пациент устает от ощущения связанности своими незрелыми
отношениями
.
Пресытившись конфронтациями со своим старым образом мыслей и
чувств
,
он склонен коммуницировать более прогрессивно
.
Так как он
поворачивается к новым мыслям и опыту
,
он хочет слышать что-нибудь новое
.
Аналитик все чаще и чаще предоставляет зрелые интерпретации на протяжении
этого периода
.
В состоянии объектного трансфера
,
шизофренический пациент начинает все
чаще осознавать позитивные чувства
.
Если он стесняется выражать их
,
аналитик
может сказать
: "
Почему я не даю вам почувствовать себя непринужденно
?"
На такое
сопротивление обычно отвечают стандартными подходами
.
Стадия лицемерия
:
В процессе оставления старых эго-состояний и приучения
себя к новым способам функционирования
,
шизофренический пациент характерно
описывает что точно не знает как он хочет себя вести
.
Он чувствует себя подобно
актеру
,
которому предложили выбор ролей
,
и может сказать что
,
с целью понять
которая из них является более естественной для него
,
он должен попробовать их все
.
Он может приравнять подлинность к полному неповиновению и неконтролируемому
поведению
,
и склоняется к мысли что он лицемерит
,
когда ведет себя иначе
.
Присоединяясь к этому сопротивлению
,
аналитик может сказать
: "
Вы
определенно должны чувствовать себя лицемером
,
если ваше поведение не
совпадает с вашими чувствами
".
Он может заметить
: "
Все люди лицемеры
.
Кто-то
учится выглядеть хорошим
,
ведя себя определенным образом в социальных
ситуациях
,
независимо от того
,
что он чувствует
".
Повторяющиеся жалобы на то
,
что
трудно стать подлинной личностью часто приводят к напоминаниям о том
,
что
Шекспир рассматривал весь мир как сцену
,
а всех мужчин и женщин как
"
просто
актеров
ОБЪЕКТНЫЙ ТРАНСФЕР
Исследование является основным тоном заключительной стадии лечения
.
Большинство вопросов задаются для того чтобы помочь пациенту ангажироваться в
самоанализе и вербализовать его собственные мысли о его проблемах
.
22
Пациент может сообщать о новом или усилившемся интересе к одежде и общественным приличиям в этот период
.
Некоторые индивиды записываются на различные курсы умений или присоединяются к любителям драматических или
танцевальных групп
;
другие постоянно читают книги по этикету
.
148
Дополнительного понимания
,
которого он хочет
,
сообщается столько
,
сколько он
способен ассимилировать
.
Отвечая на очевидность прогресса в этом занятии
похвалой и восхищением
,
аналитик
,
в результате
,
представляет парадигму истинно
любящего родителя
.
Пациент часто оказывается крайне заинтересованным в исследовании своей
жизненной истории и каждого аспекта своего текущего поведения
,
он даже может
захотеть узнать как проводилось лечение
.
Любые объяснения
,
которых он может
просить об изначальной терапевтической стратегии или краткого изложения того
,
как та или иная гипотеза применялась к его собственному лечению
,
предоставляются только после того
,
как разрешится проблема фрустрационной
агрессии
.
Но
,
даже когда он понимает себя
,
временами он проявляет старые
резистивные отношения
.
Когда они признаются
,
аналитик использует процедуры
присоединения
,
к которым пациент был наиболее восприимчив на ранних стадиях
лечения
.
Объяснения инфантильных паттернов
,
которые появляются снова
,
редко
бывают полезными
;
пациент обычно осознаёт их и обескураживается их
появлением
.
Он может подумать
,
почему это не обескураживает аналитика также
,
как и меня
. "
Я не изменилась
,
так почему вы так упорно работаете чтобы вылечить
меня
?" —
сказала одна женщина
.
Я ответил что её собственный фантазийный мир
был более хорош
,
чем тот
,
в который она входит
.
Она хотела знать почему тогда она
должна жить в нем
.
Я ответил
: "
Потому что я хочу чтобы вы составили мне
компанию в этом несчастном мире
".
Токсоидный ответ
:
В процессе стабилизации более зрелых паттернов
реагирования
,
которые пациент сформировал во взаимоотношениях
,
аналитик
пытается также иммунизировать его от любых тенденций вернуться к
шизофренической реакции
,
при столкновении с очень стрессовыми ситуациями в
будущем
.
В подходящих ситуациях
,
чувства
,
реально индуцированные трансферным
поведением пациента
,
скармливаются ему обратно постепенными дозами
.
Эти так
называемые токсоидные ответы
[107],
проводимые с большой осторожностью чтобы
предотвратить нежелательные реакции
,
продолжаются до тех пор
,
пока пациент
отвечает на эти инъекции индуцированных чувств эксплозивным путем
,
молчанием
или демонстрирует какие-либо другие регрессивные тенденции
.
После того
,
когда
он принял терапевтическое намерение этих интервенций и указывает что у него
имеется еще достаточно
"
старой дряни
"
можно считать
,
что серии этих маневров
достигли своей цели
.
Упорное сопротивление в случае юноши
,
который проходил лечение после
психотического распада заключалось в том
,
что сам он называл так
: "
Я жестоко
пытаю себя за то
,
что я пытаю себя
" [105].
Паттерн был оставлен
,
а другие
регрессивные тенденции были разрешены после длительного периода анализа
.
Когда анализ близился к завершению
,
в то время как пациент удачно женился и
начинал наслаждаться жизнью
,
он однажды пришел в офис в мрачном состоянии
.
Юноша пожаловался
,
что его настойчивые попытки убедить своего работодателя
модернизировать методы его бизнеса ни к чему не привели
.
Это было его огромной
ошибкой и собственным недостатком не иметь достаточной самостоятельности и
149
позволить боссу доставить ему столько
"
неприятностей
".
Он ругал себя снова и
снова за попытку поправить дела
.
Когда старый паттерн самоистязания был признан
,
пациент был присоединен
к этой идее
:
А
:
Зачем вы мучаете себя если ваши усилия не оцениваются
?
[П
:
Почему вы так думаете
?]
А
:
Разве вы не говорили что вы неспособны реализовать ваши идеи
?
[П
: (
после паузы
);
Что вы задумали
?]
А
:
Не думаете ли вы что ваш босс должен принять ваши предложения
,
если вы представите их достаточно убедительно
?
[П
:
Бросьте
.
Вы мучаете меня таким же образом
,
каким я привык
истязать себя
.
С меня достаточно ваших обвинений
.]
А
:
Вы действительно так думаете
?
[П
:
Абсолютно
.
Мне больше но требуется никаких уроков по
самоистязанию
,
потому что я больше не намерен мучить себя
.]
А
:
Если вы захотите начать снова
,
я готов помочь вам
.
[П
:
Не беспокойтесь
.
Я никогда не дам вам такого шанса
.]
КАК МОЖНО ВЛИЯТЬ НА РЕЗИСТИВНЫЙ ПАТТЕРН
Разные подходы к одному повторяющемуся паттерну коммуникаций
облегчают
переход
пациента
от
деструктивной
самопоглощенности
к
поглощенности аналитиком и
,
в конечном итоге
,
к желанию понять как развивалась
его личность
,
Маленький отрывок
,
который приведен ниже
,
раскрывает основную
природу интервенций на каждой стадии лечения
,
когда пациент увяз в
самообвинениях
.
НАРЦИССИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР
(
РАННЯЯ СТАДИЯ
)
Пациент снова и снова говорит что ему очень плохо
.
Он не понимает
“
что не
так
”,
но раздражается и досаждает самому себе
.
Он подавлен и расстроен
.
Ничего
кроме этого
.
Аналитик отвечает на его вопросы об этих чувствах объект-ориентированными
вопросами
.
Например
:
когда впервые появились эти чувства
?
Кто заставляет вас
чувствовать себя таким образом
?
Могут ли эти чувства сделать что-нибудь со мной
?
Один или два таких вопроса могут быть заданы в сессии
,
если пациент не
предоставляет никакой информации
.
Пациент характерно отвечает что он не знает
,
или
"
не имеет значения
",
когда
эти чувства стали развиваться
.
Он просто чувствует ужас
.
Эти чувства ничего не
могут сделать с аналитиком
.
Почему вы задаете мне такие вопросы
?
Они не
помогают мне
.
НАРЦИССИЧЕСКИЙ ТРНСФЕР
(
ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ
)
Пациент жалуется что ему стало хуже
.
Он продолжает досаждать и
раздражаться на самого себя
.
Он ненавидит себя более чем когда-либо и не может
чувствовать большей безнадежности чем он чувствует
.
Он целый день продолжает
думать о том
,
что ничего нельзя сделать для него
.
150
Он не может выносить самого себя
.
Нельзя ли что-нибудь сделать для того
чтобы помочь ему
?
А
:
Что я могу сделать чтобы помочь вам
?
[П:Я не знаю
.
Я только знаю что мне плохой
.
Я ненавижу себя за это
.
Не
могли бы вы что-нибудь сделать для меня
?]
А
:
Что вы хотите чтобы я сделал
?
[П
:
Скажите мне что-нибудь
.]
А
:
Что я должен вам сказать
?
[П
:
Я не знаю
.
Но не могли бы вы что-нибудь сказать
,
чтобы успокоить
меня
?]
А
:
Поможет ли это вам
,
если я скажу что я чувствую себя несчастным и
безнадежным
,
что я ненавижу себя
?
[П
:
Нет
,
это не поможет
.
Вы совсем не помогаете мне
.
Я просто не могу
выносить этого
.
Я так ненавижу себя
.
Я не могу выносить того
,
что я думаю и
чувствую
.]
А
:
Я скажу вам
,
что я начинаю чувствовать то же самое
.
И вы знаете
,
я
не могу выносить того
,
что я чувствую
.
[П
:
не верю вам
.
Вы так не думаете
.
Вы просто говорите и имитируете
меня
.
Это ужасное состояние страха
.
Я чувствую себя хуже всегда
,
когда
прихожу сюда
.
Никто не помогает мне
.
Ничего не произойдет такого
,
что
уменьшило бы мое ужасное уныние и пытку
.]
А
:
Я охвачен унынием и
,
даже
,
несчастьем
.
Я думаю вы не поможете мне
.
[П
:
Почему я должен беспокоиться о вас
?
Вы должны сами беспокоиться
о своих проблемах
.]
А
:
Тогда почему я должен беспокоиться о ваших проблемах
?
[П
(
усмехаясь
):
Когда вы задаете мне такой вопрос
,
я чувствую себя
лучше
.
Не спрашивайте меня почему
.
Я не знаю
.]
КОЛЕБАНИЯ ТРАНСФЕРНЫХ СОСТОЯНИЙ
[
П
:
Я чувствую ужас
.
Мне бы хотелось убежать от самого себя
.
Я говорю
вам
,
как сильно я ненавижу самого себя
,
а вы просто сидите там
,
подобно
мумии
,
и ничего не делаете чтобы помочь мне
.
Все что вы делаете является
имитацией
,
передразниванием меня и понтификацией
.
Кажется
,
вы все время
думаете только о себе
–
как вы несчастны
.
Вы ни в малейшей степени не
заинтересованы во мне
.
Я здесь нахожусь в этом несчастном состоянии
,
а вы
даже не пытаетесь сказать мне
,
почему я чувствую себя таким несчастным
.]
А
:
Почему я должен говорить вам это
?
Чем это вам поможет
?
[П
:
Вы должны делать что-нибудь
,
чтобы получать ваши деньги
.
По
крайней мере объяснить мне что-нибудь
.]
А
:
Что это даст
?
Вы нисколько не почувствуете себя
лучше
,
чем вы
чувствуете себя сейчас
.
[П
:
Может быть это и верно
,
но я хочу знать как это происходит
.
Вы
должны удовлетворить мое любопытство
.
Если я погряз в этом несчастье
,
должен же я по крайней мере знать что-нибудь обо всем этом
.]