Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 3335

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

146

А

Почему вы спрашиваете

?

Если да

то я не приду сюда больше

если нет

то я подумаю

.]

А

В  таком  случае

если  бы  я  захотел  удержать  вас  как  пациента

я

должен был бы сказать что я не агент ФБР

А если я захотел бы избавиться от

вас

я должен был бы сказать вам что я агент ФБР

.

Вы действительно так думаете

?]

А

Вы полагаете я должен вам лгать

?

Да

я  думаю  вы  солжете

Я  не  доверяю  вам

Полагаю  здесь  не  место

задавать вопросы

.]

В другое время

когда пациент вербализует подобные подозрения

ему задают

вопросы  для  достижения  дальнейшего  результата

Что  если  я  работаю  на  ФБР

?

Почему  вы  думаете  что  я  это  делаю

Что  я  должен  был  бы  выведать

работая  на

ФБР

Допустим  что  вы  правы

зачем  я  работаю  на  ФБР

Зачем  бы  я  захотел

сообщать о вас

Какую информацию о себе вы хотите утаить

?

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР

 (

ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ

)

Нарциссически-трансферное  сопротивление

очень  сильное  в  этот  период

,

первично  разрешается  посредством  присоединения  к  нему

Отражаются  любые

паттерны

которые проявляет пациент

.

Например

если  он  говорит  что  чувствует  ужас  и  что  ему  становится  хуже

,

аналитик может сказать

: "

Вы знаете

я начинаю чувствовать ужас

Мне кажется что я

хуже себя чувствую

".

Личности

которая  говорит  что  не  может  больше  лежать  на  кушетке

можно

будет сказать

: "

Со  временем вы найдете кушетку  невыносимой и захотите  встать  с

неё

".

Когда он повторяет что безнадежен и неизлечим

аналитик может сказать

:" 

Вы

правильно  делаете

Вы  говорите  мне  только  то

что  вы  чувствуете

Вопрос

заключается  в  том

являюсь  ли  я  безнадежным  и неспособным  вылечить  вас

Пока

вы  говорите  мне  о  том  что  вы  чувствуете

думаете  и  вспоминаете

единственный

выход  состоит  в  том

способен  ли  я  работать  с  вашими  чувствами

Может  быть  я

безнадежен может быть я неспособен вылечить вас

".

Различные  процедуры  присоединения

подобные  тем  что  уже  были

проиллюстрированы

высвечивают  повторяющееся  поведение

Подобные  типы

ответов могут использоваться повторно

или же различные серии могут чередоваться

до  тех  пор

пока  бессознательный  эмоциональный  заряд

мотивирующий

повторяющуюся коммуникацию

не освободится в речи

.

КОЛЕБАНИЯ ТРАНСФЕРНЫХ СОСТОЯНИЙ

Поглощенность  аналитиком  становится  все  более  важной  темой  в

повторяющихся  коммуникациях  пациента

Например

после  того  как  он  сказал  что

чувствует  себя  несчастным

он  может  продолжать

: " 

Нет

это  вы  несчастный

Вы

заставляете меня чувствовать себя таким

". 

Аналитик может сказать

: "

Предположим

что  я  оказываю  несчастливое  влияние  на  вас

но  как  я  вызываю  его

 ? 

Что  я  могу

сделать чтобы облегчить это

?" 

Характерно

пациент отвечает что он не хочет думать


background image

147

о  вас

он  только  хочет  сказать  вам  что  он  чувствует  ужас

Тогда  аналитик  может

спросить

: " 

Почему  я  должен  помогать  вам  чувствовать  себя  лучше

если  вы  не

хотите  помочь  мне

Почему  вы  не  хотите  сказать  мне  что  я  такого  делаю  или

говорю

что заставляет вас чувствовать себя таким несчастным

?"

Поскольку  аналитик  продолжает  фокусировать  большее  внимание  на  себе

самом

пациент  начинает  больше  осознавать  и  поглощаться  им

Он  сообщает  это

осознание и высказывает все больше чувств к аналитику как к отдельной персоне

К

этому времени

повторяющийся паттерн

который предварительно отражался

может

быть объяснен

Вместо того чтобы продолжать исследовать искаженные восприятия

пациента в уклончивой манере

аналитик теперь может работать с ним на реальной

основе

Он  может  заявить

возвращаясь  к  приведенной  ранее  иллюстрации

: "

Нет

никакого смысла сообщать о вас в ФБР

".

В конце концов

пациент устает от ощущения связанности своими незрелыми

отношениями

Пресытившись конфронтациями  со  своим старым образом мыслей и

чувств

он  склонен  коммуницировать  более  прогрессивно

Так  как  он

поворачивается  к  новым  мыслям  и  опыту

он  хочет  слышать  что-нибудь  новое

.

Аналитик  все  чаще  и  чаще  предоставляет  зрелые  интерпретации  на  протяжении
этого периода

.

В  состоянии  объектного  трансфера

шизофренический  пациент  начинает  все

чаще  осознавать  позитивные  чувства

Если  он  стесняется  выражать  их

аналитик

может сказать

: "

Почему я не даю вам почувствовать себя непринужденно

?" 

На такое

сопротивление обычно отвечают стандартными подходами

.

Стадия лицемерия

В процессе оставления старых эго-состояний и приучения

себя  к  новым  способам  функционирования

шизофренический  пациент  характерно

описывает  что  точно  не  знает  как  он  хочет  себя  вести

Он чувствует себя  подобно

актеру

которому  предложили  выбор  ролей

и  может  сказать  что

с  целью  понять

которая из них является более естественной для него

он должен попробовать их все

.

Он может приравнять подлинность к полному неповиновению и неконтролируемому
поведению

и склоняется к мысли что он лицемерит

когда ведет себя иначе

.

Присоединяясь  к  этому  сопротивлению

аналитик  может  сказать

: "

Вы

определенно  должны  чувствовать  себя  лицемером

если  ваше  поведение  не

совпадает  с  вашими  чувствами

". 

Он  может  заметить

: "

Все  люди  лицемеры

Кто-то

учится  выглядеть  хорошим

ведя  себя  определенным  образом  в  социальных

ситуациях

независимо от того

,

что он чувствует

". 

Повторяющиеся жалобы на то

что

трудно  стать  подлинной  личностью  часто  приводят  к  напоминаниям  о  том

что

Шекспир  рассматривал  весь  мир  как  сцену

а  всех  мужчин  и  женщин  как

 "

просто

актеров

".

22

ОБЪЕКТНЫЙ ТРАНСФЕР

Исследование  является  основным  тоном  заключительной  стадии  лечения

.

Большинство вопросов задаются для того чтобы помочь пациенту ангажироваться в
самоанализе  и  вербализовать  его  собственные  мысли  о  его  проблемах

.

22

 Пациент может сообщать о новом или усилившемся интересе к одежде и общественным приличиям в этот период

.

Некоторые индивиды записываются на различные курсы умений или присоединяются к любителям драматических или
танцевальных групп

другие постоянно читают книги по этикету

.


background image

148

Дополнительного  понимания

которого  он  хочет

сообщается  столько

сколько  он

способен  ассимилировать

Отвечая  на  очевидность  прогресса  в  этом  занятии

похвалой  и  восхищением

аналитик

в  результате

представляет парадигму истинно

любящего родителя

.

Пациент  часто  оказывается  крайне  заинтересованным  в  исследовании  своей

жизненной  истории  и  каждого  аспекта  своего  текущего  поведения

он  даже  может

захотеть  узнать  как  проводилось  лечение

Любые  объяснения

которых  он  может

просить  об  изначальной  терапевтической  стратегии  или  краткого  изложения  того

,

как  та  или  иная  гипотеза  применялась  к  его  собственному  лечению

,

предоставляются  только  после  того

как  разрешится  проблема  фрустрационной

агрессии

.

Но

даже  когда  он  понимает  себя

временами  он  проявляет  старые

резистивные  отношения

Когда  они  признаются

аналитик  использует  процедуры

присоединения

к  которым  пациент  был  наиболее  восприимчив  на  ранних  стадиях

лечения

Объяснения  инфантильных  паттернов

которые  появляются  снова

редко

бывают  полезными

пациент  обычно  осознаёт  их  и  обескураживается  их

появлением

Он  может  подумать

почему  это  не  обескураживает  аналитика  также

,

как и меня

. "

Я не изменилась

так почему вы так упорно работаете чтобы вылечить

меня

?" — 

сказала  одна  женщина

Я  ответил  что её  собственный фантазийный мир

был более хорош

чем тот

в который она входит

Она хотела знать почему тогда она

должна  жить  в  нем

Я  ответил

: "

Потому  что  я  хочу  чтобы  вы  составили  мне

компанию в этом несчастном мире

".

Токсоидный  ответ

В  процессе  стабилизации  более  зрелых  паттернов

реагирования

которые  пациент  сформировал  во  взаимоотношениях

аналитик

пытается  также  иммунизировать  его  от  любых  тенденций  вернуться  к
шизофренической  реакции

при  столкновении  с  очень  стрессовыми  ситуациями  в

будущем

В подходящих ситуациях

чувства

реально индуцированные трансферным

поведением  пациента

скармливаются  ему  обратно  постепенными  дозами

Эти  так

называемые токсоидные ответы

 [107], 

проводимые с большой осторожностью чтобы

предотвратить  нежелательные  реакции

продолжаются  до  тех  пор

пока  пациент

отвечает на эти инъекции индуцированных чувств эксплозивным путем

молчанием

или  демонстрирует  какие-либо  другие  регрессивные  тенденции

После  того

когда

он  принял  терапевтическое  намерение  этих  интервенций  и  указывает  что  у  него
имеется  еще  достаточно

 "

старой  дряни

можно  считать

что  серии  этих  маневров

достигли своей цели

.

Упорное  сопротивление  в  случае  юноши

который  проходил  лечение  после

психотического  распада  заключалось  в  том

что  сам  он  называл  так

: "

Я  жестоко

пытаю  себя  за  то

что  я  пытаю  себя

" [105]. 

Паттерн  был  оставлен

а  другие

регрессивные  тенденции  были  разрешены  после  длительного  периода  анализа

.

Когда  анализ  близился  к  завершению

в  то  время  как  пациент  удачно  женился  и

начинал  наслаждаться  жизнью

он  однажды  пришел  в  офис  в  мрачном  состоянии

.

Юноша  пожаловался

что  его  настойчивые  попытки  убедить  своего  работодателя

модернизировать методы его бизнеса ни к чему не привели

Это было его огромной

ошибкой  и  собственным  недостатком  не  иметь  достаточной  самостоятельности  и


background image

149

позволить  боссу  доставить  ему  столько

 "

неприятностей

". 

Он  ругал  себя  снова  и

снова за попытку поправить дела

.

Когда старый паттерн самоистязания был признан

пациент был присоединен

к этой идее

:

А

Зачем вы мучаете себя если ваши усилия не оцениваются

?

Почему вы так думаете

 ?]

А

Разве вы не говорили что вы неспособны реализовать ваши идеи

?

: (

после паузы

); 

Что вы задумали

 ?]

А

Не  думаете  ли  вы  что  ваш  босс  должен  принять  ваши  предложения

,

если вы представите их достаточно убедительно

 ?

Бросьте

Вы  мучаете  меня  таким  же  образом

каким  я  привык

истязать себя

С меня достаточно ваших обвинений

.]

А

Вы действительно так думаете

 ?

Абсолютно

Мне  больше  но  требуется  никаких  уроков  по

самоистязанию

потому что я больше не намерен мучить себя

.]

А

Если вы захотите начать снова

я готов помочь вам

.

Не беспокойтесь

Я никогда не дам вам такого шанса

.]

КАК МОЖНО ВЛИЯТЬ НА РЕЗИСТИВНЫЙ ПАТТЕРН

Разные  подходы  к  одному  повторяющемуся  паттерну  коммуникаций

облегчают 

переход 

пациента 

от 

деструктивной 

самопоглощенности 

к

поглощенности аналитиком и

в конечном итоге

к желанию понять как развивалась

его  личность

Маленький  отрывок

который  приведен  ниже

раскрывает  основную

природу  интервенций  на  каждой  стадии  лечения

когда  пациент  увяз  в

самообвинениях

.

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР

 (

РАННЯЯ СТАДИЯ

)

Пациент снова и снова говорит что ему очень плохо

Он не понимает

 “

что не

так

”, 

но  раздражается  и  досаждает  самому  себе

Он  подавлен  и  расстроен

Ничего

кроме этого

.

Аналитик отвечает на его вопросы об этих чувствах объект-ориентированными

вопросами

Например

когда  впервые  появились  эти  чувства

Кто  заставляет  вас

чувствовать себя таким образом

Могут ли эти чувства сделать что-нибудь со мной

?

Один  или  два  таких  вопроса  могут  быть  заданы  в  сессии

если  пациент  не

предоставляет никакой информации

.

Пациент характерно отвечает что он не знает

или

 "

не имеет значения

", 

когда

эти  чувства  стали  развиваться

Он  просто  чувствует  ужас

Эти  чувства  ничего  не

могут  сделать  с  аналитиком

Почему  вы  задаете  мне  такие  вопросы

Они  не

помогают мне

.

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ТРНСФЕР

 (

ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ

)

Пациент  жалуется  что  ему  стало  хуже

Он  продолжает  досаждать  и

раздражаться  на самого  себя

Он ненавидит  себя  более  чем когда-либо и не может

чувствовать  большей  безнадежности  чем  он  чувствует

Он  целый  день продолжает

думать о том

что ничего нельзя сделать для него

.


background image

150

Он  не  может  выносить  самого  себя

Нельзя  ли  что-нибудь  сделать  для  того

чтобы помочь ему

?

А

Что я могу сделать чтобы помочь вам

?

[П:Я не знаю

Я только знаю что мне плохой

Я ненавижу себя за это

Не

могли бы вы что-нибудь сделать для меня

?]

А

Что вы хотите чтобы я сделал

?

Скажите мне что-нибудь

.]

А

Что я должен вам сказать

?

Я  не  знаю

Но  не  могли  бы  вы  что-нибудь  сказать

чтобы  успокоить

меня

?]

А

Поможет ли это вам

если я скажу что я чувствую себя несчастным и

безнадежным

что я ненавижу себя

?

Нет

это не поможет

Вы совсем не помогаете мне

Я просто не могу

выносить этого

Я так ненавижу себя

Я не могу выносить того

что я думаю и

чувствую

.]

А

Я скажу вам

что я начинаю чувствовать то же самое

И вы знаете

я

не могу выносить того

что я чувствую

.

не верю вам

Вы так  не думаете

Вы просто говорите и имитируете

меня

Это  ужасное  состояние  страха

Я  чувствую  себя  хуже  всегда

когда

прихожу  сюда

Никто  не  помогает  мне

Ничего  не  произойдет  такого

что

уменьшило бы мое ужасное уныние и пытку

.]

А

Я охвачен унынием и

даже

несчастьем

Я думаю вы не поможете мне

.

Почему я должен беспокоиться о вас

Вы должны сами беспокоиться

о своих проблемах

.]

А

Тогда почему я должен беспокоиться о ваших проблемах

?

 (

усмехаясь

): 

Когда  вы  задаете  мне  такой  вопрос

я  чувствую  себя

лучше

Не спрашивайте меня почему

Я не знаю

.]

КОЛЕБАНИЯ ТРАНСФЕРНЫХ СОСТОЯНИЙ

 [

П

Я чувствую ужас

Мне бы хотелось убежать от самого себя

Я говорю

вам

как  сильно  я  ненавижу  самого  себя

а  вы  просто  сидите  там

подобно

мумии

и  ничего  не  делаете  чтобы  помочь  мне

Все  что  вы  делаете  является

имитацией

передразниванием  меня  и  понтификацией

Кажется

вы  все  время

думаете  только  о  себе

 – 

как  вы  несчастны

Вы  ни  в  малейшей  степени  не

заинтересованы  во  мне

Я  здесь  нахожусь  в этом  несчастном состоянии

а вы

даже не пытаетесь сказать мне

почему я чувствую себя таким несчастным

.]

А

Почему я должен говорить вам это

Чем это вам поможет

?

Вы  должны  делать  что-нибудь

чтобы  получать  ваши  деньги

По

крайней мере объяснить мне что-нибудь

.]

А

Что  это  даст

Вы  нисколько  не  почувствуете  себя

  

лучше

чем  вы

чувствуете себя сейчас

.

Может  быть  это  и  верно

но  я  хочу  знать  как  это  происходит

Вы

должны  удовлетворить  мое  любопытство

Если  я  погряз  в  этом  несчастье

,

должен же я по крайней мере знать что-нибудь обо всем этом

.]