Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 3337

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

141

А

Почему  вы  не  можете  стать  сумасшедшей  и  приходить  снова

Даже

если  у  меня  есть  недостатки

все  это  можно  изменить

Я  могу  начать

понимать вас

если вы будете помогать мне

.

: (

крича

): 

Это  будет  слишком  дешевый способ для вас

ведь  если вы не

помогли мне сейчас

вы никогда не поможете

Кроме того

с каких это пор

моей

работой  стало  помогать  вам

 ? 

Если

вам

  требуется  помощь

то  идите  и

покажитесь вашему аналитику

.]

А

Вы  свободно  говорили  здесь

однако  не  пытались  помочь  мне  сделать

вас  такой  популярной

какой  вы  хотите  быть

Мы  должны  работать  вместе

для того

чтобы достичь этого

если вы будете проявлять больше инициативы

.

: ... 

Я  слишком  сильно  ненавижу  вас

чтобы  помогать  вам

О

нет

Я

буду помогать вам в могиле

Если я позволю опуститься в то

что вы называете

моим лечением

я сойду с ума

закричу и перережу себе горло

Нет

Вы тот

кого

следует  посадить  в  тюрьму

за  то

что  вы  привели  меня  в  такое  состояние

.

Мне было слишком хорошо говорить вам о том

что я думала о вас вначале

но

сейчас  я  настолько  больна

что  мне  все  равно

Мне  следует  пожаловаться  на

вас  и  судить  вас  за  мои  деньги

Если  я  разорву  вас  на  части

я  смогу  доказать

свою болезнь и останусь безнаказанной

Вы завели меня в беду и теперь должны

вывести меня из неё

.]

А

Почему вы не выводите

меня

 из неё

 ?

Я  не  пошевелю  даже  мизинцем  чтобы  помочь  вам

 (

усмехаясь

). 

Вы

видите как я ненавижу вас

когда вы не позволяете делать мне то

что я хочу

.

Если вы не позволите мне победить

я не позволю вам тоже

даже если всё моё

лечение пойдет на смарку

Теперь вы видите какой свирепой я могу стать

когда

я себе это позволяю

И внутри меня имеется достаточно много гнева

.]

"

Более  сумасшедший

пациент

Терапевт

говоря  в  серьёзной  манере

может

придерживаться пункта абсурдности опрометчивого проекта или нереальной мысли

,

занимающей пациента

,

Мужчину

застрявшего  на  своей  цели  публиковать  книги  на  микрокартах

,

спросили

рассматривал ли он

также

возможность публикования газет

банковских

чеков  и  персональных  писем  на  микрокартах

Другому  мужчине

постоянно

хваставшемуся  своей  способностью  нарисовать  кинопроектор

который  сделал  бы

его  богатым

было  предложено  попытаться  изобрести  проектор

который  бы

показывал картины на экране в отдаленном месте

. “

Вы действительно странный

", —

воскликнул он

.

Посредством таких  взаимодействий появляется мнение  что если аналитик

со

всеми  его  безумными  идеями

может  жить  в  реальном мире

пациент тоже должен

быть способен справляться с ним

.

Самоубийство  или  убийство  пациента

:

  Когда  пациент  высказывает

самоненавистнические  или  суицидальные  мысли

аналитик  может  сказать

: "

Я

ненавижу самого себя

Я чувствую что тоже могу покончить с жизнью

".

Вы не сделаете этого

Почему вы должны захотеть убить себя

?]

А

Вы  думаете  мне  нравится  сидеть  в  этой  мрачной  комнате

час  за

часом выслушивая ненавистных личностей

подобных вам

?


background image

142

Тогда идите и утопитесь

!]

20

Эго-ориентированный подход к подобному повторяющемуся паттерну в конце

концов может быть использован когда врач может спокойно сообщать смертоносные
чувства  пациенту

который  привычно  говорит  о  желании  разрушить  себя

Ниже

приведены  серии  взаимодействий

 (

в  течении  многих  сессий

), 

которые  привели  к

экстернализации импульсов пациента убивать

.

:ß 

ненавижу себя

Я хочу убить себя

.]

А

Иногда я ненавижу вас и хотел бы убить вас

.

Вы не можете этого

 c

делать

Вы не ненавидите меня

.]

А

Почему  я  не  могу  ненавидеть  вас

Почему  я  не  могу  чувствовать

желания убить вас

?

Может  быть  у  вас есть  желание убить меня

но лучше мне сделать

это самому

.]

А

Если ваша

  

жизнь действительно ничего не стоит

зачем лишать меня

удовольствия  положить  конец  вашим  невзгодам

Вы  будете  благодарны  за

убийство

.

Вы действительно так думаете

?]

А

Почему  я  не  должен  так  думать

Некоторые  врачи  рекомендуют

эфтаназию  чтобы  облегчить  невыносимые и нескончаемые страдания

Был бы

рад сотрудничать с ними

.

Каким образам вы собираетесь это сделать

?]

А

Есть множество способов

Я опишу вам их

а вы сможете сделать свой

выбор

Вы хотите оставить суицидный тон

 ?

Я  начинаю  думать  что  вы  можете  действительно  получить

удовольствие

убивая меня

.]

А

А почему бы это не доставило мне огромного наслаждения

?

Идите  к  черту

Я  не  заинтересован  в  том

чтобы  доставлять  вам

удовольствие

Лучше я убью вас первого

.]

Успех

!

ЭГО-СИНТОННОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Теплое  согласие

Аналитик  может  вербально  присоединяться  к  негативным

взглядам  пациента  на членов  его  семьи или человечество в целом

Например

если

пациент  говорит  что  его  родители

 "

невыносимые  люди

", 

терапевт  может  выразить

согласие

Если  пациент  выражает мнение  что аналитики плохие

ответ может быть

таким

: " 

Я  согласен  с  вами

Иногда  даже  я  бываю плохим

." 

Если он снова и снова

говорит  что  мир

 - 

это  страшное  место

наполненное  отвратительными  людьми

,

аналитик может ответить

: " 

Вы правы

Мы все катимся в ад

!"

Он  может  потворствовать  эмоциональному  взрыву  против  того

о  ком

рассказывает  пациент

Студентка

описывающая  опыт  унижения

сказала  что  один

из  её  инструкторов  насмехался  над  ней  перед  всем  классом  и  не  оставил  ей

20

 Если он выражает симпатию

интервенция безуспешна

.


background image

143

возможности  защитить  себя  от  его  несправедливой  критики

Терапевт  воскликнул

:

"Какой  ужасный  инструктор

Он  был  абсолютно  не  прав

угрожая  вам  таким

образом

."

Когда мужчина

покидавший офис

бранил себя за то

что использовал сессию

скорее  для  отдыха

чем  для  работы

аналитик  заметил

: " 

Вы  имеете  право  тратить

время

". "

О

.K. 

Это мой потраченный час

", — 

добавил он

На что ему ответили

: " 

А я

плохой аналитик

который позволяет и помогает вам тратить его

".

Аналитик  может  ответить  похвалой  и  одобрением

 , 

когда  пациент  ссылается

на желаемое направление поведения или сказать что другие находятся в

 "

подобном

положении

". 

Если

например

он  цепляется  за  мысль

что  ему  требуется

 "

хороший

ночной сон

", 

ему можно будет сказать

что аналитику он также требуется

Студенту

,

который описывал посещение поздней вечеринки со своей подругой

было сказано

:

"Она

вероятно

тоже  хотела  спать

". 

Далее

ответ  на  сообщение  мог  быть  таким

:

"Хороший ночной сон предоставит вам мир доброты

".

Моделирование  нового  поведения

Директивно  или  недирективно  аналитик

может моделировать соответствующий паттерн поведения

.

21

Он может сказать

отражая эмоциональное отношения пациента

: "

Вы похожи

на абсолютно никчемное человеческое существо

".

Это то

о чем я вам уже говорил

.]

А

Вы  не  должны  соглашаться  со  мной

Вы  должны  сказать  чтобы  я

замолчал

.

Действительно

Вы слишком много говорите

Вы не должны говорить

мне такие вещи

.]

Юношу

который  повторно  высказывал  свои  фантазии  о  том

чтобы  отрезать

свои  тестикулы  и  мелодраматически  предложить  их  своей  матери

спросили

не

кастрирует  ли  он  самого  себя  для  аналитика

Эта идея  ужаснула  его

он ничего не

мог  сказать

Аналитик  спросил

: " 

Почему  вы  не  разозлились  на  меня  за  то

что  я

задал  вам такой вопрос

Любой человек

которому задали бы такой вопрос

послал

бы  меня  к  черту

". 

В  течение  пяти  минут  юноша  громко  смеялся

Интервенция

разрешила его поглощенность ужасающими кастрационными фантазиями

 [105].

Вспомогательное эго

:

 время от времени

когда пациент повторно сомневается

в  своей  способности  что-нибудь  сделать

что  по  его  мнению

было  бы  в  его

интересах

аналитик может предложить ему помощь или сделать это за него

. (

Тем не

менее

интервенции

которые  должны  заставить  замолчать  пациента

сюда  не

включаются

). 

В  роли  дополнительного  эго  врач вносит  особого  рода  предложение

,

которое должно мобилизовать пациента говорить

затрачивая собственные усилия

.

Юноша

затаивший  глубокие  опасения  по  поводу  готовящейся  карьеры

,

сомневался

говорить  ли  ему  по  этому  поводу  со  своим  отцом

Аналитик  спросил

:

"Вы хотите  чтобы я  поговорил  с вашим отцом

 ?"

После того как были исследованы

все  за  и  против  подобного  заступничества

пациент  решил  дать  объяснение

самостоятельно

.

21

 Эти интервенции незаметно переходят в парадигматические подходы

описанные

 Marie Coleman Nelson [83]


background image

144

3P

ЕЛЫ

ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Препятствия к прогрессивной коммуникации не концептуализируются как эго

-

деффекты

Аналитик объясняет их в терминах причины и следствия

как нормальные

личностные  тенденции

чрезмерное  развитие  которых  было  неизбежным  в  данных

обстоятельствах

другая  альтернатива  была  невозможной

Пациенту

который

спрашивает

например

почему он так нарциссичен

можно будет сказать

: "

Вы были

очень  депривированы  в  ранней  жизни  и  у  вас  развились  достаточно  сложные
проблемы

Как результат этого

вы часто становитесь самопоглощенным

". 

Ситуация

объясняется  в  этой  эго-синтонной  манере

когда  пациент  хочет  получить

интерпретацию  и  когда

по  мнению  аналитика

нужно  будет  помочь  пациенту

ответить  дополнительными  мыслями

чувствами  и  воспоминаниями

В  конце

концов

он  получает  общее  объяснение  значимых  паттернов  трансферного

сопротивления

.

Интерпретации представляются в той же последовательности

что и вопросы

.

Повторяющийся  паттерн  вначале  описывается  в  терминах  общего  опыта

Позднее

,

используя доказательства своей позиции

аналитик даёт свои объяснения в терминах

собственных 

объектов 

пациента

Эго-ориентированные 

интерпретации

представляются  последовательно

когда  пациент  требует  их  и  уже  может

переваривать и ассимилировать их

.

Если

например

пациент  спрашивает  почему  он  ненавидит  себя

аналитик

может  указать

что  многие  люди  так  поступают

потому  что  в  их  детстве  они

предпочитали  ненавидеть  самих  себя

чем  ненавидеть  своих  родителей

Чувства

самоненавистничества интерпретируются тогда в контексте ранних взаимодействий
пациента  с  его  собственными  родителями  и  другими  значимыми  объектами

В

интерпретациях

представленных на поздних стадиях лечения

может доминировать

тема

вы ненавидите себя

потому что ненавидите способ вашего поведения

.

Пациент

с сильным чувством вины по поводу мастурбации

часто спрашивает

сможет  ли  он  отделаться  от  этого

Аналитик  не  выражает  ни  одобрения

ни

неодобрения

Он  может  сказать  что  мастурбация  приносит  людям  удовольствие

,

потому  что  она  уменьшает  сексуальное  напряжение

с  другой  стороны

она  имеет

тенденцию изолировать их

Следовательно

когда кто-то хочет быть социабельным

,

желательно  ограничить  такое  занятие

и

наоборот

когда  кто-то  не  хочет  быть

социабельным

хорошей мыслью будет мастурбировать больше

.

Если  пациент  продолжает  поднимать  эту  тему

терапевт  может  оказать  ему

,

что  другие  пациенты  описывали  свое  мастурбаторную  активность  и  свой  опыт
отказа  от  неё

Стандартные  интерпретации  предлагаются  позднее

если  пациент

действительно  заинтересован  в  понимании  своих  собственных  мастурбаторных
побуждений

.

Плач

 (Crying) 

и  другие  превербальные  резистивные  паттерны  могут  быть

интерпретированы шизофреническому индивиду после того как будет показано что
они  временно  обратимы

До  этого  времени

на  вопросы  о  паттернах  отвечают

контрвопросами и отражающими интервенциями

.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ТРАНСФЕРНЫЕ СОСТОЯНИЯ

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР

 (

РАННЯЯ СТАДИЯ

)


background image

145

Указания

 (

обычно  произносимые  как  команды

и  вопросы

чередующиеся  с

утверждениями

отражающими  повторяющиеся  утверждения  пациента

являются

доминирующими  типами  интервенций  на  протяжении  этой  стадии

Аналитик

,

задавая  несколько  вопросов  пациенту

который  не  пытается  установить  контакт  на

протяжении  сессии

приучает  его

 (

посредством  идентификации

к  мысли

что  он

может  задавать  их  и  обеспечивает  скрытую  форму  вербального  питания

Пациенту

говорят  что  он  кооперативен

когда  он  свободно  говорит  на  любую  тему

и  ему

помогают артикулировать свои неприятные мысли и чувства

.

Если  он  часто  повторяет  что  он  несчастен

ему  можно  будет  сказать

: " 

Вы

имеете  право  быть  несчастным

". 

Если  он  говорит  что  очень  расстроен

аналитик

может сказать

: "

Вы можете расстраиваться до тех пор

пока не захотите описать это

.

Важно  не  само  чувство

а  то

что  вы  говорите  о  нём

". 

Пациента

который  стал

беспокойным  и  сообщил

что  он  хочет  подняться  с  кушетки

вначале  можно будет

спросить  почему  он  себя  так  чувствует  однако

если  он  начинает  настаивать

,

аналитик может спросить

: " 

Почему вы не встаёте с кушетки

если вам так плохо

?"

Пациенту

который говорит что не хочет разговаривать

можно будет сказать что ему

предлагается  говорить  независимо  от  того

хочет  он  этого  или  же  нет

Если  он

жалуется  что  не  получает  какую-либо  информацию

терапевт  может  спросить

: "

Почему  я  должен  её  вам  давать

?" 

или

 "

Почему  я  не  даю  вам  какую-либо

информацию

?" 

Ответы  пациента  на  такие  вопросы  извлекаются  и  обсуждаются

чтобы  помочь  ему  высвобождать  враждебность  в  постепенно  возрастающих  дозах

,

уменьшая  таким  образом  опасность

что  он  будет  реагировать  эксплозивно

,

поскольку  его  неудовольствие  лечебной  ситуацией  возрастает

. (

Даже  когда  его

возражения повторно исследованы

пациент может крикнуть

: "

Будьте вы прокляты

я

не предполагал только лежать здесь и говорить

".)

Вопросы

сфокусированные  на  себе  самом

также  помогают  аналитику

признавать  и  понимать  любое  искушение  обеспечить  большую  вербальную
поддержку

чем  это  необходимо  для  того

чтобы  овладеть  сопротивлением

Он

обычно  начинает  осознавать  сильное  желание  облегчить дискомфорт или смягчить
ненависть

Чем  действовать  в  терминах  этих  чувств

лучше  ограничить  себя

интервенциями

которые облегчат разворачивание нарциссического трансфера

.

Так  долго

как  это  необходимо  для  терапевтических  целей

он  также

удерживается  от  того  чтобы  утверждать  себя  каким-либо  образом

который

разрешил бы его

Например

он не говорит пациенту

который спрыгивает с кушетки

и  угрожает  насилием

: "

Успокойтесь

я  не  ваша  мать

 (

или  отец

)". 

Когда  такие

инциденты  описываются  в  супервизии

я  обычно  указываю  два  способа  работы  с

ними

Можно  объяснить  пациенту  быстро  и  твердо  чтобы  он  лег  на  кушетку

для

него  гораздо  предпочтительнее  почувствовать  как  он  делает

а  не  вести  себя

соответствующим образом

С другой стороны

аналитик может дать интерпретацию

,

указывающую значение своего собственного поведения

такую как

 "

Вы спрыгнули с

кушетки потому что я вызвал так много эмоций

". 

В процессе исследования просьбы

пациента  об  информации

без  предоставления  её

аналитик  почувствовал

искаженные восприятия самого себя

Подозрительному пациенту

который спросил

:

"Вы не агент ФБР

?" 

был дан ответ

: