Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6719

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

предполагается на основании их следствий, которые чаще всего вы-
ражаются в кажущейся бессвязности некоторых сознательных пси-
хических явлений. Если эти бессознательные ("скрытые") связи об-
наружатся, то кажущаяся бессвязность этим разрешается.

Уровни  психики:

сознание, предсознание  и  бессознательное.

Эти три главных уровня психического всегда можно различить в це-
лостной психике человека.

Сознание является относительно небольшой частью психики и

включает лишь то, что мы сознаем в каждый данный момент време-
ни. Определенное содержание осознается лишь на короткое время, а
затем быстро погружается на уровни неосознаваемые по мере того,
как внимание человека перемещается на другие объекты.

Предсознание формально является частью бессознательного, но

его содержание легко становится осознаваемым. Это запасы доступ-
ной памяти, в которых постоянно нуждается сознание. В топографи-
ческой модели личностной организации 3. Фрейда предсознатель-
ное  служит "мостом" между  осознаваемыми  и  неосознаваемыми
областями психического.

Бессознательное — основная  часть  психики, из  которой  про-

изошло и формируется все в психике. Само оно состоит из двух
групп элементов. Во-первых, это различные примитивные инстинк-
тивные  побуждения, которые  никогда  не  были  сознательными  и
осознанию вообще недоступны. Во-вторых, там находится материал
(эмоции, воспоминания), который  когда-то  являлся  содержанием
сознания, но он как бы "забыт" и удален (вытеснен) из сознания осо-
бым личностно-защитным механизмом — цензурой, которая нахо-
дится на границе между сознанием и бессознательным. Примерами
того, что можно обнаружить в бессознательном, служат забытые
детские психотравмы, скрытые враждебные чувства и подавленные
сексуальные желания.

Цензура и сопротивление.

Цензура выполняет не только функции

вытеснения из сознания нежелательных его содержаний, но и недо-
пущения (запрета) перехода  в  психическую  систему "предсозна-
ние—сознание" всех других нежелательных для сознания бессозна-
тельных  инстинктивных  импульсов. Обычно  из  сознания  в
бессознательное вытесняются и не допускаются те переживания и
импульсы, которые могли бы причинить моральные страдания чело-
веку. Все вытесненное в бессознательное никуда не исчезает и дли-
тельно сохраняется, но к прямому воспоминанию оно не допускает-
ся, испытывая "сопротивление" со стороны цензуры.

Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных.

хотя и  недоступны  для  осознавания,  но  могут  значительно влиять

17


background image

на отдельные поступки и целостное поведение человека, так как
они, как и бессознательные инстинктивные побуждения, облада-
ют значительным "энергетическим потенциалом". Если они и по-
являются в сознании, то только косвенно (в "обход" цензуры) в
замаскированной или  символической форме. Например, в виде
тех психических явлений, которые  и кажутся  нам возникшими
беспричинно, или же они проявляются в продуктах фантазии и в
сновидениях.

Вытесненные в бессознательное различные комплексы неприят-

ных мыслей и чувствований могут служить источником длительного
патогенного психического напряжения и тревоги, лежать в основе
неврозов и других болезней человека. Как метод их лечения психо-
анализ использовался Фрейдом для поиска таких очагов скрытого
бессознательного напряжения и их ликвидации через специальные
техники осознания — "вспоминание".

Инстинкты — движущие  силы  личности.

Согласно теории

Фрейда, мотивация человека полностью обусловлена энергией его
телесных потребностей. Психические образы этих телесных потреб-
ностей выражаются в виде желаний. Потребность (физический ас-
пект) в соединении с желанием (психический аспект) и является в
понимании Фрейда инстинктом. Отсюда они очень многочисленны
и их нельзя отождествлять с таковыми у животных, речь идет лишь об
их эквивалентах у людей. Инстинкт—это именно те силы и напряже-
ния, которые побуждают человека к тому или иному действию, на-
правляют его к определенным целям.

Каждый инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель,

объект и стимул (импульс).

Источник инстинкта — состояние организма или потребность

(типа голода или жажды), вызывающая это состояние. Источником
может быть все тело или часть тела, где возникает потребность.

Цель инстинкта заключается в его удовлетворении, т.е. уменьше-

нии до исходного как физического, так и психического его компонен-
тов (принцип равновесия).

Объектом инстинкта являются не только различные предметы

потребностей во внешней среде или что-то в собственном теле, но и
сами действия, направленные  к  удовлетворению  первоначальной
цели. Объекты  инстинкта  обычно  взаимозаменяемы: если  один
объект недостижим, то энергия инстинкта может быть направлена на
другой объект ("смещение активности").

Стимул (импетус) представляет собой то количество силы, давле-

ния или напряжения (т.е. энергии), которое затрачивается на удовлет-
ворение инстинкта. Этот первоначальный энергетический импульс

18


background image

определяется выраженностью и настоятельностью физического ас-
пекта инстинкта — потребности.

За  любым  психическим  процессом  или  поведенческим  актом

стоят их источники — инстинкты с их потребностями и желаниями.
Когда инстинкты не находят своего прямого и адекватного удовлетво-
рения в конкретных объектах (мыслях или поведении), тогда у челове-
ка накапливается их энергия в виде внутренней напряженности и
тревоги. Причина тревожности и напряжения может даже не осозна-
ваться человеком, и это обычно связано с блокадой прямого выра-
жения потребности механизмами цензуры и других внутриличност-
ных "ограничителей" морально-этического плана.

Основные (обобщенные) инстинкты.

Потребностей и желаний,

лежащих в основе поведения человека, очень много. Все это разно-
образие конкретных инстинктов-побудителей 3. Фрейд попытался
свести к двум основным группам, введя понятие обобщенного ин-
стинкта.

К первой группе он отнес все побудители, которые дают физичес-

кое удовлетворение организму и направлены на поддержание жиз-
ни, а также обеспечивающие размножение вида ("инстинкты жиз-
ни"), или обобщенно — сексуальный инстинкт (Эрос).

Вторая группа, напротив, объединяет все деструктивные побуж-

дения ("инстинкты смерти"); обобщенно — агрессивный инстинкт
(Танатос). Он лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии
и самоубийств.

3. Фрейд группу инстинктов смерти считал так же биологически

обусловленной и такой же важной в регуляции поведения, как и инстин-

кты жизни. Согласно принципу энтропии (закон термодинамики), любая

энергетическая система стремится к сохранению динамического равно-

весия. Отсюда и вера 3. Фрейда в то, что и живые существа, как энерге-

тические системы, стремятся вернуться в то неопределенное состояние,

из которого они вышли. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждает,

что "целью жизни является смерть". Этот бессознательный фундамен-

тальный антагонизм основных обобщенных инстинктов малозаметен в

повседневной психической жизни человека, т.к. любые формы поведе-

ния индуцируются одновременным действием инстинктов обеих групп.

Либидо и агрессивная энергия.

Психоаналитическая теория осно-

вывается на представлении, что человек является сложной энергетичес-
кой системой и все его составляющие, в том числе и психическое, под-
чиняются фундаментальному закону  сохранения  и превращения
энергии. 3. Фрейд выдвигает гипотетическое предположение о нали-
чии некой "психической энергии" как разновидности энергии физи-
ологической. Последняя, как известно, используется для работы

19


background image

мышц и органов тела. Именно бессознательное является местом вза-
имодействия психики с физиологическими процессами, из которых
черпается и формируется энергия, идущая на обеспечение психи-
ческой деятельности, а инстинкты являются своеобразными "канала-
ми", по которым эта энергия протекает.

Каждый из обобщенных инстинктов имеет свой, независимый от

другого источник энергии. Энергия, которая доступна "инстинктам
жизни", названа

либидо

(сексуальное влечение), а энергия агрессив-

ного инстинкта у Фрейда не получила специального названия, но
предполагается, что она имеет те же свойства, что и либидо.

Энергию танато-инстинкта, в противовес сексуальному влечению,

иногда называют влечением к смерти. Однако между обеими этими ин-

стинктами-влечениями имеется определенная, хотя и сложная, связь. Ее

можно уже уловить в выделенном 3. Фрейдом эдиповом комплексе —

ревность  к  родителю  своего пола может  выражаться в желании  его

смерти, а в конечном итоге — и к собственной.

Динамизмы. Запасы психической энергии, так же как и физиоло-

гические резервы, у человека небезграничны. Энергия количествен-
но измерима и подвижна. Фрейд предположил наличие особых ме-
ханизмов энергетических перемещений в психике, которые называл

динамизмами.

Катексис.

Практически любой поведенческий  процесс  может

быть рассмотрен с точки зрения двух взаимосвязанных энергетичес-
ких процессов: привязки, или направления энергии на объект (катек-
сис), и препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антика-
тексис).

Примерами  катексиса  являются  эмоциональная  привязан-

ность к другому человеку (перенос на него энергии) или увлечен-
ность идеями, идеалами. Антикатексис в психоаналитической си-
стеме мотивации проявляется во внешних и внутренних барьерах,
препятствующих немедленному  удовлетворению  инстинктивных
потребностей.

Гиперкатексис.

Катексис — наиболее  универсальный  дина-

мизм, посредством  которого  психическая  энергия  перемещается
("привязывается") к  различным  психическим  явлениям (мыслям,
чувствованиям или деятельности). Перемещенная туда энергия да-
лее уже не может использоваться для других текущих потребностей,
и общего резерва психической энергии, соответственно, становится
меньше. Ряд состояний патологической сосредоточенности челове-
ка на каких-либо переживаниях и мыслях с потерей интереса к обыч-
ным, повседневным делам, что часто бывает при реактивных (психо-
генных) депрессиях или меланхолическом настроении вследствие

20


background image

каких либо утрат (смерть близких, финансовый крах), может объяс-
няться гиперкатексисом либидо в область утраченного.

При любой психоаналитической личностной коррекции всегда

стремятся найти и высвободить гиперкатексированную энергию с
целью  ее  более  оптимального  перераспределения. Аналогичные
представления о рациональной "канализации" психической энергии
существуют и в ряде других концепций личности (Роджерс К., Мас-
лоу А.), а также в буддизме и суфизме.

Сублимация

— другой психический динамизм, посредством ко-

торого первоначальная энергия обобщенных инстинктов перемеща-
ется на приемлемые для личности и общества цели — творческую,
религиозную, политическую или иную культурно и социально зна-
чимую  деятельность. Сублимацию  иногда  называют  механизмом
"успешной личностной защиты", т.к. она подобна отводным кана-
лам, которые в социально приемлемой форме нейтрализуют излиш-
ки энергии сексуального и агрессивного инстинктов (художник в ис-
кусстве  сублимирует  сексуальные  импульсы, политическая
активность — сублимированная агрессия). В медицинской практике
механизмы  сублимации  широко  используются  в  психотерапии
творческим самовыражением.

Конверсия

— психический  динамизм, посредством  которого

энергия какого-либо психического содержания (внутриличностного
конфликта) смещается в соматическую сферу и способствует воз-
никновению и сохранению определенных болезненных симптомов.
Эти симптомы никак не связаны с какими-либо деструктивно-орга-
ническими или патологическими физиологическими процессами в
организме и имеют психологическое происхождение они есть сим-
волическое телесное выражение вытесненных психических  пред-
ставлений и переживаний.

Наиболее часто конверсионные симптомы встречаются в клини-

ке истерии. В ряде случаев они представляют большую диагности-
ческую проблему, т.к. успешно имитируют многие соматические и
неврологические заболевания. Обычно проявляются в чувствитель-
ной сфере (симптомы анестезии или локальные боли, утрата обоня-
ния, вкуса, зрения или слуха), а также в моторной сфере (парезы и
параличи конечностей).

Диссоциация

— динамизм, который в психоаналитическом по-

нимании приводит к "автономизации", т.е. своеобразному энергети-
ческому отделению (отщеплению) и самостоятельному функциони-
рованию  каких-либо  аспектов  целостной  психики, что  в  итоге
приводит к ее диссоциации (расщеплению). В клинике (чаще при
истерии) это проявляется диссоциативными симптомами—различ-

21