Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6719
Скачиваний: 24
предполагается на основании их следствий, которые чаще всего вы-
ражаются в кажущейся бессвязности некоторых сознательных пси-
хических явлений. Если эти бессознательные ("скрытые") связи об-
наружатся, то кажущаяся бессвязность этим разрешается.
Уровни психики:
сознание, предсознание и бессознательное.
Эти три главных уровня психического всегда можно различить в це-
лостной психике человека.
Сознание является относительно небольшой частью психики и
включает лишь то, что мы сознаем в каждый данный момент време-
ни. Определенное содержание осознается лишь на короткое время, а
затем быстро погружается на уровни неосознаваемые по мере того,
как внимание человека перемещается на другие объекты.
Предсознание формально является частью бессознательного, но
его содержание легко становится осознаваемым. Это запасы доступ-
ной памяти, в которых постоянно нуждается сознание. В топографи-
ческой модели личностной организации 3. Фрейда предсознатель-
ное служит "мостом" между осознаваемыми и неосознаваемыми
областями психического.
Бессознательное — основная часть психики, из которой про-
изошло и формируется все в психике. Само оно состоит из двух
групп элементов. Во-первых, это различные примитивные инстинк-
тивные побуждения, которые никогда не были сознательными и
осознанию вообще недоступны. Во-вторых, там находится материал
(эмоции, воспоминания), который когда-то являлся содержанием
сознания, но он как бы "забыт" и удален (вытеснен) из сознания осо-
бым личностно-защитным механизмом — цензурой, которая нахо-
дится на границе между сознанием и бессознательным. Примерами
того, что можно обнаружить в бессознательном, служат забытые
детские психотравмы, скрытые враждебные чувства и подавленные
сексуальные желания.
Цензура и сопротивление.
Цензура выполняет не только функции
вытеснения из сознания нежелательных его содержаний, но и недо-
пущения (запрета) перехода в психическую систему "предсозна-
ние—сознание" всех других нежелательных для сознания бессозна-
тельных инстинктивных импульсов. Обычно из сознания в
бессознательное вытесняются и не допускаются те переживания и
импульсы, которые могли бы причинить моральные страдания чело-
веку. Все вытесненное в бессознательное никуда не исчезает и дли-
тельно сохраняется, но к прямому воспоминанию оно не допускает-
ся, испытывая "сопротивление" со стороны цензуры.
Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных.
хотя и недоступны для осознавания, но могут значительно влиять
17
на отдельные поступки и целостное поведение человека, так как
они, как и бессознательные инстинктивные побуждения, облада-
ют значительным "энергетическим потенциалом". Если они и по-
являются в сознании, то только косвенно (в "обход" цензуры) в
замаскированной или символической форме. Например, в виде
тех психических явлений, которые и кажутся нам возникшими
беспричинно, или же они проявляются в продуктах фантазии и в
сновидениях.
Вытесненные в бессознательное различные комплексы неприят-
ных мыслей и чувствований могут служить источником длительного
патогенного психического напряжения и тревоги, лежать в основе
неврозов и других болезней человека. Как метод их лечения психо-
анализ использовался Фрейдом для поиска таких очагов скрытого
бессознательного напряжения и их ликвидации через специальные
техники осознания — "вспоминание".
Инстинкты — движущие силы личности.
Согласно теории
Фрейда, мотивация человека полностью обусловлена энергией его
телесных потребностей. Психические образы этих телесных потреб-
ностей выражаются в виде желаний. Потребность (физический ас-
пект) в соединении с желанием (психический аспект) и является в
понимании Фрейда инстинктом. Отсюда они очень многочисленны
и их нельзя отождествлять с таковыми у животных, речь идет лишь об
их эквивалентах у людей. Инстинкт—это именно те силы и напряже-
ния, которые побуждают человека к тому или иному действию, на-
правляют его к определенным целям.
Каждый инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель,
объект и стимул (импульс).
Источник инстинкта — состояние организма или потребность
(типа голода или жажды), вызывающая это состояние. Источником
может быть все тело или часть тела, где возникает потребность.
Цель инстинкта заключается в его удовлетворении, т.е. уменьше-
нии до исходного как физического, так и психического его компонен-
тов (принцип равновесия).
Объектом инстинкта являются не только различные предметы
потребностей во внешней среде или что-то в собственном теле, но и
сами действия, направленные к удовлетворению первоначальной
цели. Объекты инстинкта обычно взаимозаменяемы: если один
объект недостижим, то энергия инстинкта может быть направлена на
другой объект ("смещение активности").
Стимул (импетус) представляет собой то количество силы, давле-
ния или напряжения (т.е. энергии), которое затрачивается на удовлет-
ворение инстинкта. Этот первоначальный энергетический импульс
18
определяется выраженностью и настоятельностью физического ас-
пекта инстинкта — потребности.
За любым психическим процессом или поведенческим актом
стоят их источники — инстинкты с их потребностями и желаниями.
Когда инстинкты не находят своего прямого и адекватного удовлетво-
рения в конкретных объектах (мыслях или поведении), тогда у челове-
ка накапливается их энергия в виде внутренней напряженности и
тревоги. Причина тревожности и напряжения может даже не осозна-
ваться человеком, и это обычно связано с блокадой прямого выра-
жения потребности механизмами цензуры и других внутриличност-
ных "ограничителей" морально-этического плана.
Основные (обобщенные) инстинкты.
Потребностей и желаний,
лежащих в основе поведения человека, очень много. Все это разно-
образие конкретных инстинктов-побудителей 3. Фрейд попытался
свести к двум основным группам, введя понятие обобщенного ин-
стинкта.
К первой группе он отнес все побудители, которые дают физичес-
кое удовлетворение организму и направлены на поддержание жиз-
ни, а также обеспечивающие размножение вида ("инстинкты жиз-
ни"), или обобщенно — сексуальный инстинкт (Эрос).
Вторая группа, напротив, объединяет все деструктивные побуж-
дения ("инстинкты смерти"); обобщенно — агрессивный инстинкт
(Танатос). Он лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии
и самоубийств.
3. Фрейд группу инстинктов смерти считал так же биологически
обусловленной и такой же важной в регуляции поведения, как и инстин-
кты жизни. Согласно принципу энтропии (закон термодинамики), любая
энергетическая система стремится к сохранению динамического равно-
весия. Отсюда и вера 3. Фрейда в то, что и живые существа, как энерге-
тические системы, стремятся вернуться в то неопределенное состояние,
из которого они вышли. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждает,
что "целью жизни является смерть". Этот бессознательный фундамен-
тальный антагонизм основных обобщенных инстинктов малозаметен в
повседневной психической жизни человека, т.к. любые формы поведе-
ния индуцируются одновременным действием инстинктов обеих групп.
Либидо и агрессивная энергия.
Психоаналитическая теория осно-
вывается на представлении, что человек является сложной энергетичес-
кой системой и все его составляющие, в том числе и психическое, под-
чиняются фундаментальному закону сохранения и превращения
энергии. 3. Фрейд выдвигает гипотетическое предположение о нали-
чии некой "психической энергии" как разновидности энергии физи-
ологической. Последняя, как известно, используется для работы
19
мышц и органов тела. Именно бессознательное является местом вза-
имодействия психики с физиологическими процессами, из которых
черпается и формируется энергия, идущая на обеспечение психи-
ческой деятельности, а инстинкты являются своеобразными "канала-
ми", по которым эта энергия протекает.
Каждый из обобщенных инстинктов имеет свой, независимый от
другого источник энергии. Энергия, которая доступна "инстинктам
жизни", названа
либидо
(сексуальное влечение), а энергия агрессив-
ного инстинкта у Фрейда не получила специального названия, но
предполагается, что она имеет те же свойства, что и либидо.
Энергию танато-инстинкта, в противовес сексуальному влечению,
иногда называют влечением к смерти. Однако между обеими этими ин-
стинктами-влечениями имеется определенная, хотя и сложная, связь. Ее
можно уже уловить в выделенном 3. Фрейдом эдиповом комплексе —
ревность к родителю своего пола может выражаться в желании его
смерти, а в конечном итоге — и к собственной.
Динамизмы. Запасы психической энергии, так же как и физиоло-
гические резервы, у человека небезграничны. Энергия количествен-
но измерима и подвижна. Фрейд предположил наличие особых ме-
ханизмов энергетических перемещений в психике, которые называл
динамизмами.
Катексис.
Практически любой поведенческий процесс может
быть рассмотрен с точки зрения двух взаимосвязанных энергетичес-
ких процессов: привязки, или направления энергии на объект (катек-
сис), и препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антика-
тексис).
Примерами катексиса являются эмоциональная привязан-
ность к другому человеку (перенос на него энергии) или увлечен-
ность идеями, идеалами. Антикатексис в психоаналитической си-
стеме мотивации проявляется во внешних и внутренних барьерах,
препятствующих немедленному удовлетворению инстинктивных
потребностей.
Гиперкатексис.
Катексис — наиболее универсальный дина-
мизм, посредством которого психическая энергия перемещается
("привязывается") к различным психическим явлениям (мыслям,
чувствованиям или деятельности). Перемещенная туда энергия да-
лее уже не может использоваться для других текущих потребностей,
и общего резерва психической энергии, соответственно, становится
меньше. Ряд состояний патологической сосредоточенности челове-
ка на каких-либо переживаниях и мыслях с потерей интереса к обыч-
ным, повседневным делам, что часто бывает при реактивных (психо-
генных) депрессиях или меланхолическом настроении вследствие
20
каких либо утрат (смерть близких, финансовый крах), может объяс-
няться гиперкатексисом либидо в область утраченного.
При любой психоаналитической личностной коррекции всегда
стремятся найти и высвободить гиперкатексированную энергию с
целью ее более оптимального перераспределения. Аналогичные
представления о рациональной "канализации" психической энергии
существуют и в ряде других концепций личности (Роджерс К., Мас-
лоу А.), а также в буддизме и суфизме.
Сублимация
— другой психический динамизм, посредством ко-
торого первоначальная энергия обобщенных инстинктов перемеща-
ется на приемлемые для личности и общества цели — творческую,
религиозную, политическую или иную культурно и социально зна-
чимую деятельность. Сублимацию иногда называют механизмом
"успешной личностной защиты", т.к. она подобна отводным кана-
лам, которые в социально приемлемой форме нейтрализуют излиш-
ки энергии сексуального и агрессивного инстинктов (художник в ис-
кусстве сублимирует сексуальные импульсы, политическая
активность — сублимированная агрессия). В медицинской практике
механизмы сублимации широко используются в психотерапии
творческим самовыражением.
Конверсия
— психический динамизм, посредством которого
энергия какого-либо психического содержания (внутриличностного
конфликта) смещается в соматическую сферу и способствует воз-
никновению и сохранению определенных болезненных симптомов.
Эти симптомы никак не связаны с какими-либо деструктивно-орга-
ническими или патологическими физиологическими процессами в
организме и имеют психологическое происхождение они есть сим-
волическое телесное выражение вытесненных психических пред-
ставлений и переживаний.
Наиболее часто конверсионные симптомы встречаются в клини-
ке истерии. В ряде случаев они представляют большую диагности-
ческую проблему, т.к. успешно имитируют многие соматические и
неврологические заболевания. Обычно проявляются в чувствитель-
ной сфере (симптомы анестезии или локальные боли, утрата обоня-
ния, вкуса, зрения или слуха), а также в моторной сфере (парезы и
параличи конечностей).
Диссоциация
— динамизм, который в психоаналитическом по-
нимании приводит к "автономизации", т.е. своеобразному энергети-
ческому отделению (отщеплению) и самостоятельному функциони-
рованию каких-либо аспектов целостной психики, что в итоге
приводит к ее диссоциации (расщеплению). В клинике (чаще при
истерии) это проявляется диссоциативными симптомами—различ-
21