Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5758

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?
45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?
46. Быстро ли Вы читаете беллетристику?
47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникает препятствие?
48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства?
49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро, без труда?
50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реакции?
51. Трудно ли Вам работать при шуме?
52. Умеете ли Вы, когда это необходимо, воздерживаться от того, чтобы "резать правду-матку"?
53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, встречей с начальством?
54. Любите ли Вы частые перемены?
55. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?
56. Восстанавливаете  ли  Вы  силы  полностью  после  ночного  отдыха, тяжело  проработав  весь

предыдущий день?

57. Избегаете  ли  Вы  занятий, требующих  выполнения  в  непродолжительный  срок  разнородных

действий?

58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?
59. Перебиваете ли Вы собеседника?
60. Прыгнули бы Вы в воду, не умея плавать, чтобы спасти утопающего?
61. В состоянии ли Вы напряженно работать, заниматься?
62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?
63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции?
64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?
65. Взвешиваете ли Вы все "за" и "против", прежде чем принять важное решение?
66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия?
67. Заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?
68. Скучно ли Вам во время стереотипных (всегда одинаково протекающих) действий, занятий?
69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах?
70. Воздерживаетесь ли Вы во  время разговора, выступления или ответа от лишних движений и

жестикуляции?

71. Любите ли Вы оживленную обстановку?
72. Любите ли Вы деятельность, требующую больших усилий?
73. В состоянии ли Вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении определенной

задачи?

74. Любите ли Вы работу, требующую быстрых движений?
75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?
76. Встаете ли Вы, если нужно, сразу же после того, как проснулись?
77.  Способны  ли  Вы,  если  требуется,  окончив  полученную  работу,  терпеливо  ждать,  пока  не

окончат свою работу другие?

78. Способны ли Вы после того, как увидели что-то неприятное, действовать столь же четко, как и

обычно?

79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?
80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?
81. Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать?
82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва?
83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.?
84. В состоянии ли Вы спокойно окончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются и ждут

Вас?

85. Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?
86. Говорите ли Вы обычно быстро?
87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?
88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов?
89. Терпеливы ли Вы?
90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медлительного человека?
91. Умеете ли Вы спланировать работу, чтобы выполнить несколько совместных действий?
92. Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение?


background image

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнить несколько действий одновременно?
94. Сохраняете  ли  Вы  психологическое  равновесие, когда  являетесь  свидетелем  несчастного

случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?
96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей?
97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях?
98. Свободно ли Вы себя чувствуете в большой или незнакомой компании? 99.Можете ли Вы сразу

прервать разговор, если это требуется (например, начало сеанса, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?
101. Любите ли Вы часто менять род работы?
102.  Склонны  ли  Вы  брать  инициативу  в  свои  руки,  если  случается  что-нибудь  из  ряда  вон

выходящее?

103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок?
104. Начинаете ли Вы работать сразу интенсивно?
105. Решаетесь ли Вы выступить против общепринятого мнения, если Вам кажется, что Вы правы?
106. В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию?
107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственной работы?
108. В состоянии ли Вы долго ждать (например, в очереди)?
109. Воздерживаетесь  ли  Вы  от  вмешательства, если  заранее  известно, что  оно  ни  к  чему  не

приведет?

110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать свое мнение во время резкого разговора?
111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в неожиданном положении?
112. Ведете ли Вы себя тихо, если об этом попросят?
113. Соглашаетесь  ли  Вы  без  особых  внутренних  колебаний  на  болезненные  врачебные

процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно работать?
115. Охотно ли Вы меняете места отдыха, развлечения?
116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?
117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях?
118. Воздерживаетесь ли Вы от выкриков, жестов на спортивных матчах, в цирке?
119. Любите ли Вы работу, занятия, требующие частых разговоров с разными людьми?
120. Владеете ли Вы своей мимикой (гримасы, иронические усмешки и т.п.)?
121. Любите ли Вы работу, требующую четких, энергичных действий?
122. Считаете ли Вы себя смелым?
123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?
124. Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?
125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы долгое время стоять (сидеть) спокойно?
126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?
128. Легко ли Вас вывести из себя?
129. Соблюдаете ли Вы без особого труда обязательные в Вашей среде правила поведения?
130. Любите ли Вы выступать публично?
131. Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без длительной подготовки?
132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?
133. Энергичны ли Ваши движения?
134. Охотно ли Вы выполняете общественную работу?

Обработка результатов: совпадение ответа с кодом ключа оценивается в 2 балла, несовпадение —

0 баллов, неопределенный ответ — 1 балл.

Ключ.

Сипа по возбуждению (реактивность).

Ответы "+": 3,4,7,13,15,17,19,21,23,24.32,37,39,45,46,56,58, 60, 61,66, 72, 73, 78, 81, 82, 83,94, 97, 98,

102. 105, 106,113, 114,117, 121,122,124,130,132,133,134.


background image

Ответы " — ": 47, 51,107,123.

Сила по торможению.

Ответы "+": 2,5,8,10,12,16,27,30,35,38,42,48,50,52,53,59,62, 65,67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89,90,96, 99,

103, 108,109, ПО, 112, 118, 120,125,126,129.

Ответы " — ": 18,34,36,128.

Подвижность.

Ответы "+": 1,6,9,11,14,20,22,26,28,29,31,33,40,41,43,44,49, 54, 55,64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86,

88,91,92, 93,95,100, 101, 104, 111,115,119,127,131.

Ответы " — ": 25, 57,63,116.

Интерпретация:

Высокий балл по первой шкале свидетельствует о низкой реактивности (среднее 37, стандартное

отклонение 12); по второй — о высоком уровне процессов торможения (32,11); по третьей — о высоком
уровне  подвижности  нервных  процессов (36,12). Уравновешенность  нервных  процессов=сила  по
возбуждению / сила по торможению. Чем ближе к 1, тем более высока уравновешенность; меньше 1 —
неуравновешенность в сторону возбуждения; больше 1 — неуравновешенность в сторону торможения.

374

Глава 14
ХАРАКТЕР

Определение характера

Если  темперамент  обусловлен  природно-наследственными  особенностями  функционирования

центральной  нервной  системы  человека, то  характер — социальное  приобретение. Он  формируется  у
человека с раннего возраста в процессе воспитания, обучения и действия множества других социальных
факторов егоокружения.

Характер  в  переводе  с  греческого  языка  означает "печать, чеканка, особенность  или  примета".

Действительно, характер — это  совокупность  особых  примет (черт), которые  приобретает  человек,
живя в обществе. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть
его  поведение  и  отношение  к  работе, окружающим  людям, самому  себе. Отсюда  ясно, что


background image

характерологическими являются не любые особенности (черты) личности, а только те, которые даже в
различных  жизненных  ситуациях  закономерно  проявляются  одинаковыми  способами  поведения  и
отношения  к  действительности. Характер  складывается  и  проявляется  в  деятельности  и  общении  и
включает в себя то, что придает своеобразие психическому облику человека.

Характер — это совокупность (подсистема) устойчивых индивидуальных свойств (черт) личности,

которая проявляется в типичных для данного человека способах поведения и определяет его отношение
к окружающей действительности и самому себе.

Все  черты  характера  одновременно  являются  и  чертами  личности. Однако  понятие "личность"

шире  понятия "характер", как  и  понятие "индивидуальность" не  исчерпывается  только  характером.
Каждый  человек  отличается  от  других  огромным  числом  индивидуальных  особенностей, т.е.
особенностей, присущих  только  ему  как  индивидууму. В  понятие "индивидуальные  особенности"
входят не только психологические, но и соматические особенности человека: цвет глаз и волос, рост и
фигура, развитие скелета и мышц и т.д.

Важная  индивидуальная  особенность  человека — черты  его  лица. В  ней  проявляются  не  только

соматические, но и психологические особенности. Когда говорят о человеке, что у него "осмысленное
выражение  лица",  или  "у  него  хитрые  глаза",  или  "упрямый  рот",  то  подразумевают,  понятно,  не
анатомическую особенность, а выражение в мимике свойственных данному человеку психологических
особенностей.

375

Одного  человека  от  другого  отличают  индивидуально-психологические  особенности, а  отрасль

психологической  науки, изучающая  индивидуальные  особенности  различных  сторон  личности  и
психических процессов, называется дифференциальной психологией.

Соотношение социального и биологического в характере

Индивидуально-психологические  особенности, образующие  характер  человека, выражаются  в

отношениях  личности  к  соответствующим  типичным  жизненным  обстоятельствам (Лазурский  А.Ф.,
1923; Ковалев  А.Г., МясищевВ.Н., 1957; Мерлин B.C., 1959). Если  проявления  темперамента
относительно независимы от содержания и ситуации деятельности (формальны), то свойства характера
проявляются  лишь  в  соответствующих  ситуациях. Например, отношение  к  труду  действительно
проявляется лишь в процессе труда.

Становление  характера  происходит  в  условиях  включения  личности  в  различные  по  уровню

развития  социальные  группы (в  семье, дружеской  компании, трудовом  или  учебном  коллективе,
асоциальной  группе  и  т.д.). В  зависимости  оттого, как  осуществляется  индивидуализация  личности  в
референтной (значимой) для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у
человека  могут, например, формироваться  в  одном  случае  такие  черты  характера, как  открытость,
прямота, принципиальность, а в другом случае — скрытность, лживость, трусость, слабохарактерность.
Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта с формированием
определенной  системы  отношений  человека  к  действительности  и  самому  себе. Типические  черты


background image

характера  определяются  типическими  обстоятельствами  жизненного  пути  человека  в  конкретных
исторических условиях.

Характер, как  и  темперамент, обнаруживает  зависимость  от  физиологических  особенностей

человека, и  прежде  всего  от  типа  нервной  системы. Темперамент, конечно, не  может  определять
отношений личности, ее  стремлений  и  интересов, однако  то, насколько  человек  проявляет  энергию  и
неутомимость, уравновешенность в поведении, гибкость или способность страстно увлекаться, говорит
о  качественном  своеобразии  личности. Таким  образом, свойства  темперамента  накладывают  свой
отпечаток  на  проявления  характера, определяя  динамические  особенности  их  возникновения  и
протекания. Темперамент — это  динамическая  сторона  характера. Особенности  темперамента  могут
противодействовать  или  способствовать  развитию  определенных  сторон  характера. Флегматику,
например, труднее, чем  холерику  или  сангвинику, сформировать  у  себя  решительность  и
инициативность, а  для  меланхолика  серьезной  проблемой  становится  преодоление  в  себе  робости  и
тревожности.

376

Социальной  зрелости  человек  достигает, уже  располагая  системой  сложившихся  черт  характера.

Процесс  формирования  характера  протекает  незаметно. Так  возникает  мнение, что  черты  характера
даются  человеку  от  природы,  являются  врожденными.  Кроме  того,  хорошо  известно,  что  даже  в
сходных  условиях воспитания  и обучения  у детей  могут  формироваться разные характеры. Главными
причинами  того, что  одни  и  те  же  воздействия  на  детей  могут  вызывать  разный  психологический
эффект  объясняются  различиями  в  функционировании  центральной  нервной  системы, особенностями
их темперамента. Надо иметь также в виду и  то, что "сходные жизненные  условия" (даже для детей в
одной  семье) — понятие  весьма  относительное. Например, психологические  ситуации  старшего  и
младшего  братьев  в  семье  совершенно  различны, как  и  различен  их  жизненный  путь  в  ближайшем
социальном  окружении. Изучение  однояйцевых  близнецов, у  которых  наследственный  фонд  анатомо-
физиологических  свойств  идентичен, свидетельствуют  о  ярко  выраженной  тождественности  их
темпераментов, но не характеров.

Характер — прижизненное  приобретение  личности, он  аккумулирует  в  себе  также  привычки

человека  и  во  многом  является  результатом  самовоспитания. Каждый  человек  ответственен  за  все
проявления  своего  характера, и  каждый  человек  в  состоянии  заняться  самовоспитанием. Даже
темперамент  не  односторонне  и  тем  более  не  фатально  определяет  путь  развития  специфических
особенностей  характера, темперамент  сам  в  определенных  пределах  преобразуется  под  влиянием
качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле являются взаимообусловленными
процессами (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., 1957).

Структура характера

Характер  не  является  простой  совокупностью, случайным  набором  изолированных  черт. Он

представляет  собой  сложное  психическое  образование, состоящее  из  системы  многочисленных
устойчивых  свойств  личности, которые  выражают  отношение  человека  к  окружающему  миру, труду,
другим людям и самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения,
деятельности и общения. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера  выражают