ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5507
Скачиваний: 11
Глава 8 + 321
Фенилпировиноградная олигофрения
(болезнь Феллинга, фенил-
кетонурия). распространенность носителя гена в популяции 1:50, забо-
левают 1:10000 новорожденных.
В основе этого заболевания — врожденная аномалия обмена ве-
ществ, нарушение окисления фенилаланина вследствие отсутствия
фермента фенилаланингидроксилазы. Фенилаланин не превращается в
тирозин, накапливается фенилпировиноградная кислота, которая выде-
ляется с мочой, и ее можно обнаружить с помощью пробы Феллинга
(реакция с 10% раствором хлористого железа). Эта форма сопровожда-
ется глубокой степенью психического недоразвития чаще в виде идио-
тии или имбецильности. На фоне вялости бывают вспышки раздражи-
тельности, гнева, явления эхолалии и эхопраксии. Возникают мышеч-
ная
иногда судорожные припадки, гиперкинезы. Вслед-
ствие недостаточности меланина у больных, как правило, светлые воло-
сы и глаза, тонкая белая кожа. Следует отметить, что ранняя диагности-
ка и строгая диета (резкое ограничение натурального белка и замена его
гидролизатом казеина, серосодержащими аминокислотами) обеспечи-
вают нормальное развитие детей.
Болезнь Дауна
относится к хромосомным заболеваниям и является
следствием трисомии
хромосомы. Нейрохимические и гистологи-
ческие изменения сходны с таковыми при болезни Альцгеймера. Боль-
ные имеют характерный внешний вид: маленький рост, общая гипотен-
зия, уменьшенный в размерах плоский череп, скошенный затылок, выс-
тупающие скуловые дуги, раскосые глаза с эпикантусом, уплощенная
переносица, готическое небо, толстый большой язык. Грудная клетка
воронкообразная, конечности короткие, ладони толстые с единой попе-
речной бороздой, пальцы укорочены, мизинец искривлен внутрь. В по-
ловине случаев отмечаются врожденные пороки сердца, гипоплазия по-
ловых органов, эндокринные нарушения. Больные обычно не доживают
до 40 лет в связи с врожденными соматическими аномалиями. Интел-
лектуальное развитие — на уровне глубокой дебильности или имби-
К олигофрениям, обусловленным хромосомной аберрацией, отно-
сятся также синдром Клайнфельтера (наблюдается у мужчин и харак-
теризуется умственной отсталостью, атрофией семенных канатиков,
чрезмерно длинными конечностями) и Шерешевского-Тернера
(встречается у женщин, характеризуется умственной отсталостью,
бесплодием, низким ростом, диспластичным туловищем с короткой
шеей).
Рубеолярная эмбриопатия развивается вследствие заболевания
краснухой в первые 2-3 месяца беременности. Наряду с глубоким сла-
Психиатрия
322
Психиатрия
боумием при этой форме олигофрении может быть порок сердца, глухо-
та, врожденная катаракта, возможны и другие поражения глаз.
Для внутриутробного поражения токсоплазмой Гондии характерны
поражения глаз и
— очаги обызвествления в головном
мозге. Диагноз ставят на основании триады Себина — гидроцефалия,
хориоретинит и кальцификаты в мозге. Олигофрения может быть лег-
ких степеней, что зависит от множественности и распространенности
кальцификатов в мозге.
Олигофрения может развиваться на почве врожденного сифилиса,
различные признаки которого служат основанием для диагноза. Как
правило, наблюдаются симптомы поражения центральной нервной сис-
темы: параличи, парезы, расстройство чувствительности. Характерны
седловидный нос, гетчинсоновские зубы, саблевидные голени, кератит.
Степень слабоумия бывает различной — от легкой и умеренной до глу-
бокой
К олигофрениям нередко ведут эндокринопатии. Наиболее часто
встречается кретинизм- заболевание, развивающееся в результате недо-
развития или отсутствия щитовидной железы. Признаками болезни яв-
ляются: карликовый рост, круглая, уплощенная в
разме-
ре голова, отечное тестообразное лицо, полуоткрытый рот, толстый
язык. Интеллект — на уровне дебильности или имбецильности.
В профилактике
важное место занимает медико-гене-
тическое консультирование для выявления наследственных форм.
В этом плане также важна борьба с инфекциями, родовым травматиз-
мом, охрана здоровья беременной женщины.
Лечебное воздействие при олигофрении должно проводиться в двух
направлениях: медико-педагогические меры, медикаментозная и дието-
терапия. Ведущими бесспорно являются медико-педагогические мероп-
риятия. Медикаментозное воздействие делят на специфическое лече-
ние, применяемое при определенных формах олигофрении, и общие ме-
роприятия. Последние направлены на улучшение общего состояния:
повышение тонуса, активности, а при необходимости — на снятие пси-
хических расстройств.
Глава 9
Психические расстройства детского
и подросткового возраста
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ
И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Важнейшую особенность детского и подросткового возраста состав-
ляет непрерывный, но вместе с тем и неравномерный процесс развития
и созревания структур и функций всего организма, в том числе и цент-
ральной нервной системы. Наиболее интенсивное психическое разви-
тие (психический онтогенез) приходится на детский и подростковый
возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и
личность в целом.
Психическое развитие происходит в результате непосредственного
контакта ребенка и подростка с окружающей средой. В связи с этим
симптомы психических расстройств, возникающие при психических за-
болеваниях, представляют собой интегративное выражение нарушений
биологического и психического (социального) созревания.
Методологическую основу изучения возрастных особенностей пси-
хических заболеваний у детей и подростков составляет онтогенетичес-
кий подход в сочетании с принципом единства биологического и соци-
ального.
Психическое развитие протекает не равномерно, поступательно, а
поэтапно и скачкообразно. Отдельные этапы разграничены временны-
ми рамками, когда происходят наиболее бурные, качественные измене-
ния в психике. Эти периоды получили название
возрастных кризов.
Различают первый (2-4 года), второй (6-8 лет) детские возрастные
кризы и подростковый (12-18 лет) криз. В эти периоды в связи с нару-
шением физиологического и психологического равновесия часто возни-
кают различные психопатологические симптомы, т.е. нарушения пси-
хического развития. Эти нарушения могут быть вызваны как биологи-
ческими, так и средовыми факторами или их сочетаниями.
Психический дизонтогенез (нарушение психического развития)
проявляется в нарушении темпов, сроков развития психики в целом и
отдельных функциональных систем. Основные типы нарушений
п*
324
Психиатрия
ческого развития проявляются
ретардацией, асипхронией развития
и
высвобождением
и
фиксацией ранних форм реагирования.
Ретардация
— запаздывание или остановка развития отдельных
психических функций. Она может быть тотальной и парциальной (на-
рушение темпа и сроков созревания отдельных функциональных сис-
тем). Клиническим выражением тотальной психической ретардации
является общее психическое недоразвитие (олигофрения). Парциаль-
ная ретардация — незрелость отдельных психических процессов — ре-
чи, внимания, школьных навыков, сюда же относятся проявления ин-
фантилизма и невропатии. В этих случаях запаздывает переход от более
простых, преимущественно природно-психических свойств к более
сложным — социально-психическим, познавательным.
развития
— диспропорциональное, искаженное разви-
тие психики. Характеризуется выраженным опережением развития
одних психических функций и запаздыванием других. Искаженное
развитие проявляется в синдроме детского аутизма и гебоидном синд-
роме в подростковом возрасте. Случаи, при которых одна или нес-
колько функциональных систем развиваются, значительно обгоняя
типичную для них хронологию, обозначаются термином акселерация.
Иллюстрацией могут служить дети с чрезвычайно ранним развитием
психики (вундеркинды) либо с односторонним развитием отдельных
качеств психической деятельности (музыка, поэзия, спортивные дос-
тижения).
Высвобождение и фиксация более ранних форм
нервно-психичес-
кого реагирования на более поздних этапах развития проявляются нару-
шением навыков опрятности, патологическими привычными действия-
ми, мутизмом, патологическими страхами и фантазиями.
Детскому возрасту свойственны продолжающееся развитие и созре-
вание физиологических систем и морфологических структур мозга, по-
этому наряду с негативными и продуктивными симптомами, обуслов-
ленными механизмами выпадения или возбуждения относительно зре-
лых систем, большое место в клинической картине психических заболе-
ваний принадлежит негативным и продуктивным дизонтогенетическим
симптомам.
В основе негативных дизонтогенетических симптомов лежит заде-
ржка или искажение развития нервно-психических функций: в первую
очередь симптомы приостановки и задержки темпа познавательных
функций и мышления, что клинически проявляется синдромами
умственной отсталости и пограничных состояний интеллектуальной
недостаточности, симптомами недоразвития и задержки развития речи
и моторики.
Глава 9 + 325
Продуктивные дизонтогенетические симптомы имеют в своей осно-
ве явление «дисфункции созревания» или «относительной возрастной
незрелости» физиологической системы и клинически проявляются сте-
реотипиями, эхолалиями, некоторыми видами страхов, патологически-
ми фантазиями, ипохондрическими и дисморфофобическими пережи-
ваниями, а также синдромом сверхценных интересов и увлечений.
В отличие от обычных психопатологических симптомов негативные
дизонтогенетические симптомы у детей и подростков малоспецифичны
в нозологическом плане и больше характеризуют период онтогенеза, в
котором возникло повреждение структуры или функции мозга.
Продуктивные дизонтогенетические симптомы подобно обычным
продуктивным психопатологическим симптомам отличаются малой но-
зологической специфичностью, но для них характерен возрастной изо-
морфоз. Имеется в виду преобладание психопатологического сходства,
связанного с возрастом, над психопатологическими различиями, обус-
ловленными спецификой того или иного заболевания.
У детей младшего возраста продуктивные дизонтогенетические
симптомы преобладают в клинической картине психических заболева-
ний, в то время как продуктивные симптомы обычного типа имеют ру-
диментарный, стертый и эпизодический характер.
Ввиду незавершенности, рудиментарности в детском возрасте пси-
хопатологических синдромов, свойственных психическим заболевани-
ям взрослых, термин «синдром» в детской психиатрии часто использу-
ется для условного обозначения более или менее определенных сочета-
ний психических нарушений, характерных преимущественно для детс-
кого и подросткового возраста. Их основу составляют негативные и
продуктивные дизонтогенетические симптомы и их комбинации.
Одним из факторов, играющих важнейшую роль в этиологии и па-
тогенезе психических расстройств в детском и подростковом возрас-
те, является
возрастной фактор.
Этот фактор в виде изменений об-
щей и нервной реактивности в определенные критические периоды
онтогенетического развития может иметь определенное этиологичес-
кое значение как способствующий возникновению тех или иных пси-
хических заболеваний. Такие периоды называют периодами повы-
шенной восприимчивости к различным вредностям. В «критические
периоды» не только имеются условия, облегчающие возникновение
психических заболеваний, но и наблюдается их более тяжелое, неред-
ко злокачественное течение. В то же время психические заболевания,
возникающие в интервалах между периодами возрастных кризов, от-
личаются более благоприятным течением и менее тяжелыми прояв-
лениями.