Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11328
Скачиваний: 396
146
имеются у данного человека. Это должны быть качества личности, нужные для других людей.
И та и другая точки зрения являются отчасти правильными, так как для лидера важны и
особенные качества, и подходящая для их проявления жизненная ситуация. Но, взятая в
отдельности, каждая из этих точек зрения ограничена как в теоретическом, так и в практическом
плане. Из признания этого мы и будем исходить, предлагая различные решения проблемы
лидерства.
Прежде всего выясним, кто и когда обращается по этому поводу в психологическую
консультацию. Проблема неспособности быть лидером не является актуальной для человека до
тех пор, пока ему наделе не приходится исполнять роль лидера. До подросткового возраста
проблема лидерства обычно не возникает, и младший школьник редко переживает по данному
поводу.
Люди старшего возраста могут обращаться в психологическую консультацию по этому вопросу
тогда, когда они фактически уже выступают в роли лидеров-организаторов какого-либо дела или
руководителей определенного коллектива. Поводом для их обращения в психологическую
консультацию обычно служат трудности, возникающие в процессе руководства людьми. В любом
из этих случаев человек, имея выраженную потребность быть лидером, вместе с тем ощущает
свою неспособность успешно справляться с этой ролью. Ему кажется, что у него не все
получается, но он не в состоянии точно и определенно сказать, почему это происходит.
Среди всех возможных случаев обращения в психологическую консультацию по поводу
лидерства (руководства) можно, как типичные, выделить следующие:
Случай 1. Человеку еще никогда не приходилось, но предстоит выступить в роли лидера. Он,
однако, опасается, что у него не все получится так, как надо, и одновременно не знает точно, как
себя следует вести в этом случае. Он обращается в психологическую консультацию для того,
чтобы получить от психолога-консультанта дельные советы по данному поводу.
Случай 2. Человек однажды уже побывал в роли лидера, но это был для него не вполне удачный
опыт жизни. В данный момент времени человек находится в состоянии растерянности. Он не
знает, почему у него не все получается, и плохо представляет себе, что делать дальше, как
исправить сложившееся положение дел.
Случай 3. Человек уже имеет достаточно большой опыт исполнения роли лидера в различных
коллективах. Когда он только еще приступал к исполнению роли лидера, ему казалось, что все
будет хорошо. И, действительно, сначала все шло прекрасно. Однако со временем он начал
понимать, что далеко не все у него идет так гладко, как хотелось бы и как казалось раньше. Он
пытался самостоятельно анализировать свой опыт и ошибки. Но не на все вопросы нашел
удовлетворяющие его ответы. В связи с этим он и обратился в психологическую консультацию.
Случай 4. Человек уже имеет большой и в общем достаточно удачный опыт лидерства. Во
многих, связанных с этим, проблемах он разобрался вполне самостоятельно. Однако некоторые
вопросы, касающиеся повышения эффективности лидерства, у него все же остались, и для их
решения он обратился к психологу-консультанту. Он хотел бы обсудить их с консультантом,
рассчитывая на его профессиональную помощь.
Рассмотрим, как должен вести себя психолог-консультант, какие рекомендации он может дать
клиенту в каждом из этих случаев в отдельности.
В первом случае в результате более глубокого изучения проблемы, с которой столкнулся
клиент, нередко обнаруживается, что его опасения по поводу того, что с лидерством у него не все
получается, не полностью являются обоснованными. Реальное включение клиента в процесс
исполнения роли лидера, получение им первого опыта лидерства убеждает как его самого, так и
психолога-консультанта в том, что многие из личностных качеств и форм поведения,
необходимые хорошему лидеру, у него имеются. Поэтому задача консультанта в данном случае
сводится к тому, чтобы убедить с фактами в руках клиента в том, что у него уже есть многое из
того, что необходимо хорошему лидеру.
Но этого недостаточно. Важно еще подсказать клиенту, как избежать возможных ошибок,
связанных с лидерством, в будущем и выработать у себя личностные качества, освоить формы
поведения, которых ему в данный момент недостает.
Отметим в этой связи типичные ошибки, которые может совершать начинающий лидер и о
которых психологу-консультанту следует его заранее предупредить.
Первая такая ошибка состоит в том, что начинающий лидер или берет на себя слишком много,
147
несвойственных ему по лидерской роли, обязанностей, или, напротив, все передает другим, в том
числе и свои прямые, лидерские обязанности. Он или начинает сам делать то, что должны делать
подчиненные, или только командует, полностью отстранившись от дел, только требуя, но реально
не помогая своим подчиненным.
В действительности роль хорошего лидера заключается в том, чтобы максимум того, что и без
него могут делать подчиненные, передавать им, оставляя за собой только те функции, с которыми
они сами не в состоянии справиться. Кроме того, хороший лидер в любом деле и в любой момент
времени должен быть готов придти на помощь своим подчиненным, в том числе в той работе,
которой они непосредственно заняты. А для этого он должен быть компетентным практически во
всех вопросах, которые могут возникнуть в работе его подчиненных.
Вторая типичная ошибка, которую нередко совершают начинающие лидеры, заключается в
том, что они устанавливают или слишком тесные, почти запанибратские, отношения со своими
подчиненными, или, напротив, совершенно отстраняются от них, устанавливая между ними и
собой большую психологическую дистанцию, непроходимый психологический барьер, вообще не
вступая с ними ни в какие другие отношения, кроме деловых.
Ни та, ни другая крайности во взаимоотношениях лидера и подчиненных не являются
разумными и оправданными. С одной стороны, лидер действительно не должен настолько
сближаться со своими подчиненными, чтобы оказаться не в состоянии повлиять на них мерами
данной ему власти. С другой стороны, хороший лидер не должен настолько психологически
отдаляться от руководимых им людей, чтобы между ним и подчиненными возник
психологический барьер непонимания и отчуждения.
Третья типичная ошибка, совершаемая начинающими лидерами, это такое исполнение своей
роли, при которой человек, став лидером, как бы перестает быть самим собой, начинает вести себя
неестественно, в несвойственной ему манере. Хороший лидер тот, кто, став лидером, остается
самим собой и не меняет ни своей психологии, ни своего поведения, ни своего отношения к
людям.
Во втором из обсуждаемых случаев ощущение неудачности первого опыта исполнения роли
лидера чаще всего лишь частично является оправданным. Изначально переживая по поводу своей
возможной неудачи в будущем, предвосхищая ее в эмоционально отрицательных переживаниях и
соответствующих ожиданиях, человек болезненно и обостренно воспринимает все, происходящее
с ним и вокруг него, замечая и явно преувеличивая мелкие свои ошибки. Он в своем восприятии
происходящего выделяет в основном то, что ему не удается, и не обращает должного внимание на
то, что у него на самом деле хорошо получается.
Поэтому первая задача психолога-консультанта в этом случае состоит в том, чтобы успокоить
клиента, и далее вместе с ним спокойно разобраться в том, что происходит или уже произошло.
Данная задача считается решенной тогда, когда клиент признает не только свои ошибки, но и
очевидные удачи.
Далее консультанту-психологу вместе с клиентом можно будет непосредственно приступить к
поиску путей исправления допущенных ошибок, к разумной и взвешенной коррекции своего
лидерского поведения.
В третьем из обсуждаемых случаев реальная проблема, возникшая у клиента, состоит в том,
что он бессознательно совершает такие ошибки, смысл которых им самим недостаточно
осознается. В этой связи клиенту требуется помощь от психолога-консультанта, и эта помощь
необходима прежде всего для правильной постановки диагноза возникшей проблемы. Для этого
желательно получить от клиента нужную информацию, задав ему, например, следующую серию
вопросов:
• Что конкретно вас беспокоит в вашей работе, когда вы выступаете в роли руководителя
(лидера)?
• Когда, при каких условиях и в каких обстоятельствах у вас чаще всего возникают те
проблемы, о которых вы только что говорили?
• Каковы, на ваш взгляд, причины возникновения этих проблем?
• Каким образом вы пытались практически решать свои проблемы?
• Каковы были результаты ваших попыток самостоятельного решения этих проблем?
• Как сами вы объясняете ваши прошлые неудачи в решении этих проблем?
Получив от клиента развернутые ответы на все эти вопросы (их содержание, смысл и
148
количество определяются консультантом и могут меняться в ходе его беседы с клиентом),
консультант-психолог вместе с клиентом намечает пути устранения допущенных ранее ошибок,
вырабатывает план и программу реализации соответствующих рекомендаций.
В четвертом из обсуждаемых случаев роль психолога-консультанта является в основном
пассивной и сводится к четкому и своевременному реагированию на действия клиента. Сам
клиент здесь предлагает возможные решения своей проблемы, а консультант-психолог лишь
высказывает мнение по поводу того, что предлагает клиент. Разговор консультанта и клиента
ведется на равных, и от себя лично психолог-консультант что-то предлагает клиенту лишь в том
случае, если клиент просит его об этом.
Неспособность клиента подчиняться другим
В жизни неспособность человека подчиняться другим людям очень часто сочетается с
неумением руководить людьми. И, напротив, этот недостаток довольно редко встречается у тех
людей, которые сами являются хорошими лидерами. Это связано с тем, что, став хорошим
лидером, человек начинает лучше понимать, как должен вести себя подчиненный и исполнитель,
начинает больше ценить в других людях умение подчиняться. Соответствующие ценностные
ориентации он, естественно, переносит и на себя.
В связи с этим консультант-психолог, столкнувшись со случаем проявления клиентом неумения
подчиняться другим людям, должен в первую очередь обратить свое внимание на способность
клиента быть лидером. И если у клиента обнаружатся недостатки и в этом плане, то нужно будет
одновременно учить его быть хорошим лидером и подчиненным.
В чем же конкретно у человека может проявляться неумение подчиняться другим? Во-первых, в
том, что он вольно или невольно сопротивляется тому, чтобы кто-то им руководил вообще. Во-
вторых, в том, что данный человек всегда стремится все делать по-своему, даже если это у него
получается хуже, чем могло бы получиться, если бы он последовал советам других людей. В-
третьих, в том, что человек почти всегда подвергает сомнению то, что говорят другие
люди. В-четвертых, в любом деле, где имеется свобода выбора, он старается взять на себя роль
лидера, руководить людьми, направлять их, поучать, командовать.
Если в работе с клиентом психолог-консультант обнаруживает у него один или несколько из
указанных выше признаков, то это свидетельствует о том, что у данного человека могут быть
проблемы, связанные с неумением подчиняться другим людям.
Для того чтобы далее успешно работать над решением этих проблем, психологу-консультанту
необходимо уточнить, почему клиент ведет себя так, какие чувства он испытывает в тех случаях,
когда им пытаются руководить другие люди, каким образом он оправдывает свое непокорное и
непокладистое поведение.
Иногда для этого бывает достаточно задать клиенту следующую серию вопросов:
• Как часто вами пытаются руководить другие люди?
• Пытаются ли они вами манипулировать?
• В каких ситуациях это происходит чаще всего?
• Что конкретно эти люди делают для того, чтобы оказать на вас влияние?
• Какие ощущения при этом возникают у вас?
• Каким образом вы сопротивляетесь оказанию на вас психологического давления?
• Что вам удается или не удается реально сделать в этом плане?
• Можете ли вы объяснить, почему вам не нравится, когда вами пытаются руководить другие
люди?
Если неспособность клиента подчиняться другим людям проявляется в том, что он просто
сопротивляется оказанию на него психологического давления, то клиенту необходимо предложить
подумать над тем, насколько разумным на самом деле является такое поведение, не приведет ли
оно к неблагоприятным последствиям прежде всего для него самого.
В качестве доказательства неразумности такой негативистской установки можно привести
следующие аргументы:
Во-первых, все люди в жизни, коль скоро они вынуждены жить сообществом, должны уметь не
только руководить, но и подчиняться. Без этого нормальная человеческая жизнь невозможна.
Во-вторых, определенные выгоды есть не только в том, чтобы руководить людьми, но и в том,
149
чтобы исполнять роль подчиненного. С последней из ролей связана меньшая ответственность за
происходящее и гораздо меньшая напряженность труда.
В-третьих, отказ от подчинения другим противопоставляет, изолирует данного человека,
лишает его поддержки, ограничивает возможности его роста и развития в психологическом плане.
Если неумение человека подчиняться другим проявляется в том, что он слишком часто и
необоснованно подвергает сомнению, оспаривает мнения других людей, то самый эффективный
способ избавить его от этого недостатка состоит в следующем.
Клиенту желательно предложить некоторое время побыть лидером, и в отношении его самого,
как лидера, начать вести себя так, как он обычно себя ведет по отношению к другим лидерам.
Подобный психологический эксперимент, проведенный с клиентом в консультации, где роль
непокладистого подчиненного исполняет психолог-консультант, обычно убеждает клиента в
неправильности его поведения.
В иных случаях можно обратиться и к другим методам психокоррекции данного недостатка.
Среди таких методов можно назвать, например, следующие:
• Вместо поведения, которое проявляется в критике и в сопротивлении другим людям,
предложить и продемонстрировать иную форму поведения, направленную на соглашение и поиск
компромисса, одновременно объяснив, почему вновь предложенная форма поведения лучше, чем
прежняя.
• Предложить клиенту выслушать по этому же поводу мнение других людей, которым он лично
доверяет.
• Предложить клиенту выслушать возражения тех людей, чье мнение он сам подвергает
сомнению и чьему влиянию активно сопротивляется.
• Предложить клиенту самому выявить и объективно оценить как положительные, так и
отрицательные последствия того, что предлагает он сам, и что советуют ему сделать другие люди.
В том случае если клиент, не прислушиваясь к мнению других людей, почти всегда стремится
делать все по-своему, с клиентом в психологической консультации нужно поработать иначе. Во-
первых, следует попросить клиента разумно объяснить, почему он столь часто отвергает
предложения других людей. Во-вторых, желательно, чтобы клиент доказал, что то, что он
предлагает сам, лучше, чем то, что предлагают другие люди. При этом клиент должен
продемонстрировать умение видеть рациональное зерно в том, что предлагается другими людьми.
Если он только критикует их предложения, то это означает, что он подходит к оценке мнений
других людей явно предвзято.
Если обнаружится, что во всех ситуациях клиент предпочитает брать на себя роль лидера и
избегает подчиняться другим, то, прежде всего, желательно будет внимательно разобраться в том,
почему он это делает. Вполне вероятно, что суть дела заключается в его законлексованности или в
чрезмерно завышенной самооценке. В таком случае необходимо будет заняться коррекцией
личности клиента.
Вполне может оказаться, что у клиента просто не хватает нужных специальных умений и
навыков, необходимых для подчинения
другим людям.
Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты
Проблемы этого типа распространены достаточно широко. Человек сталкивается с ними:
1. Когда он сам является источником частых конфликтов, возникающих в процессе его
общения с окружающими людьми. При этом он может:
а) не осознавать данного факта и даже не подозревать, что это на самом деле так (он в данном
случае просто не владеет полной информацией, но, в принципе, готов признать и принять на себя
вину за происходящее);
б) он может иметь достаточную информацию об этом, поступающую со стороны других людей,
но сам себя виновником конфликтов не признает.
2. Когда человек не является источником конфликтов, однако другие люди, с которыми он
общается, нередко провоцируют его на конфликты. Сам же человек не знает, как выйти из этой
затруднительной ситуации, как предупредить возможное возникновение конфликтов между ним и
окружающими людьми.
150
3. Когда человек сам не является участником межличностных конфликтов, но его лично очень
беспокоят конфликты, возникающие между значимыми для него другими людьми. При этом:
а) проблемы других людей могут быть как-то связаны с ним лично, и он, в той или иной
степени считая себя виновным в их возникновении, хотел бы не быть причиной конфликтов;
б) возникшие межличностные проблемы других людей его беспокоят, но он не является и не
считает себя их причиной, однако хотел бы помочь этим людям.
Все описанные случаи имеют нечто общее между собой, но каждый из них требует
специального анализа и отдельного решения. Рассмотрим кратко возможные рекомендации
психолога-консультанта клиенту в каждом из описанных случаев.
Случай 1, а. Этот случай практически идентифицируется следующим образом. Клиент обычно
жалуется на то, что в процессе его личного общения со значимыми для него людьми между ним и
этими людьми нередко возникают конфликты, но сам он не знает, почему это происходит и как от
этих конфликтов избавиться.
Если же клиента просят рассказать о предполагаемых причинах соответствующих конфликтов,
то он чаще всего ссылается на объективные жизненные обстоятельства и почти никогда не винит
людей в возникновении конфликтов. Он, в принципе, готов принять на себя ответственность за
эти конфликты.
Если же консультант-психолог высказывает предположение, что в возникающих конфликтах,
возможно, виновны другие люди, то сам клиент это, как правило, отрицает. Если психолог-
консультант просит клиента дать персональные характеристики людям, вовлеченным в конфликт,
то такие характеристики в основном являются положительными. Наконец, если психолог-
консультант высказывает предположение о том, что в возникновении соответствующих
конфликтных ситуаций, возможно, виноват сам клиент, то он обычно допускает такую
возможность.
В данном случае психолог-консультант может предложить клиенту внимательно понаблюдать
за тем, как люди, с которыми клиент общается, реагируют на его действия и высказывания. Если
при этом обнаружится, что конфликтогенные действия других людей часто выступают как
реакции на собственное поведение клиента, то можно сделать вывод о том, что именно сам клиент
в определенной степени повинен в возникновении конфликтных ситуаций.
В данном случае психологу-консультанту вместе с клиентом следует точнее установить, что в
поведении самого клиента вызывает негативные реакции со стороны людей, с которыми он
общается. Затем
желательно
предложить
клиенту
некоторое
время
внимательно
проконтролировать свое поведение в общении с другими людьми, с тем чтобы исключить то, что
провоцирует других на конфликты.
Случай 1,
б.
Одна из главных задач психолога-консультанта состоит в том, чтобы убедить
клиента, что он сам является причиной тех конфликтов, которые у него возникают с
окружающими людьми.
Сделать это непросто, так как чаще всего те люди, которые провоцируют конфликты с
окружающими людьми, сами активно сопротивляются тому, чтобы их признавали виновниками
конфликтов. Их сопротивление признанию обычно усиливается за счет включения в действие
защитных психологических реакций. Это связано с тем, что признание того, что человек является
первопричиной межличностных конфликтов, снижает его самооценку, самоуважение и авторитет
в глазах окружающих людей.
В этой связи неосторожные высказывания психолога-консультанта, открыто обвиняющего
клиента в том, что он виновен в возникновении конфликтов между ним и окружающими людьми,
как правило, не приносят пользы, а только усиливают защитные реакции с его стороны.
В этом случае психолог-консультант, несомненно, должен действовать тоньше и деликатнее.
Рекомендуется, например, предложить клиенту подробно описать те межличностные конфликты,
по поводу которых он обратился в психологическую консультацию, охарактеризовав их
источники и причины.
Если психолог-консультант, выслушав соответствующий рассказ клиента, заметит, что в нем
содержатся нелестные оценки других участников конфликта, а также прямые обвинения в том,
что они спровоцировали конфликт, значит и сам клиент сыграл в его возникновении не
последнюю роль.
Если, кроме того, клиент, рассказывая о межличностных конфликтах, ничего не говорит о себе,