Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11328

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

146

имеются у данного человека. Это должны быть качества личности, нужные для других людей.

И  та  и  другая  точки  зрения  являются  отчасти  правильными,  так  как  для  лидера  важны  и

особенные  качества, и  подходящая  для  их  проявления  жизненная  ситуация. Но, взятая  в
отдельности, каждая из этих точек зрения ограничена как в теоретическом, так и в практическом
плане. Из  признания  этого  мы  и  будем  исходить, предлагая  различные  решения  проблемы
лидерства.

Прежде  всего  выясним,  кто  и  когда  обращается  по  этому  поводу  в  психологическую

консультацию. Проблема  неспособности  быть  лидером  не  является  актуальной  для  человека  до
тех  пор, пока  ему  наделе  не  приходится  исполнять  роль  лидера. До  подросткового  возраста
проблема  лидерства  обычно  не  возникает, и  младший  школьник  редко  переживает  по  данному
поводу.

Люди старшего возраста могут обращаться в психологическую консультацию по этому вопросу

тогда, когда они фактически уже выступают в роли лидеров-организаторов какого-либо дела или
руководителей  определенного  коллектива. Поводом  для  их  обращения  в  психологическую
консультацию обычно служат трудности, возникающие в процессе руководства людьми. В любом
из  этих  случаев  человек, имея  выраженную  потребность  быть  лидером, вместе  с  тем  ощущает
свою  неспособность  успешно  справляться  с  этой  ролью. Ему  кажется, что  у  него  не  все
получается, но он не в состоянии точно и определенно сказать, почему это происходит.

Среди  всех  возможных  случаев  обращения  в  психологическую  консультацию  по  поводу

лидерства (руководства) можно, как типичные, выделить следующие:

Случай 1. Человеку еще никогда не приходилось, но предстоит выступить в роли лидера. Он,

однако, опасается, что у него не все получится так, как надо, и одновременно не знает точно, как
себя  следует  вести  в  этом  случае. Он  обращается  в  психологическую  консультацию  для  того,
чтобы получить от психолога-консультанта дельные советы по данному поводу.

Случай 2. Человек однажды уже побывал в роли лидера, но это был для него не вполне удачный

опыт  жизни. В  данный  момент  времени  человек  находится  в  состоянии  растерянности. Он  не
знает, почему  у  него  не  все  получается, и  плохо  представляет  себе, что  делать  дальше, как
исправить сложившееся положение дел.

Случай 3. Человек уже имеет достаточно большой опыт исполнения роли лидера в различных

коллективах. Когда  он  только  еще  приступал  к  исполнению  роли  лидера, ему  казалось, что  все
будет  хорошо. И, действительно, сначала  все  шло  прекрасно. Однако  со  временем  он  начал
понимать, что далеко не все  у него идет так гладко, как хотелось бы и как казалось раньше. Он
пытался  самостоятельно  анализировать  свой  опыт  и  ошибки. Но  не  на  все  вопросы  нашел
удовлетворяющие его ответы. В связи с этим он и обратился в психологическую консультацию.

Случай 4. Человек  уже  имеет  большой  и  в  общем  достаточно  удачный  опыт  лидерства. Во

многих, связанных  с  этим, проблемах  он  разобрался  вполне  самостоятельно. Однако  некоторые
вопросы, касающиеся  повышения  эффективности  лидерства, у  него  все  же  остались, и  для  их
решения  он  обратился  к  психологу-консультанту. Он  хотел  бы  обсудить  их  с  консультантом,
рассчитывая на его профессиональную помощь.

Рассмотрим, как должен вести себя психолог-консультант, какие рекомендации он может дать

клиенту в каждом из этих случаев в отдельности.

В  первом  случае  в  результате  более  глубокого  изучения  проблемы, с  которой  столкнулся

клиент, нередко обнаруживается, что его опасения по поводу того, что с лидерством у него не все
получается, не  полностью  являются  обоснованными. Реальное  включение  клиента  в  процесс
исполнения роли лидера, получение им первого опыта лидерства  убеждает как его самого, так и
психолога-консультанта  в  том, что  многие  из  личностных  качеств  и  форм  поведения,
необходимые  хорошему  лидеру, у  него  имеются. Поэтому  задача  консультанта  в  данном  случае
сводится к тому, чтобы убедить с фактами в руках клиента в том, что у него уже есть многое из
того, что необходимо хорошему лидеру.

Но  этого  недостаточно. Важно  еще  подсказать  клиенту, как  избежать  возможных  ошибок,

связанных  с  лидерством, в  будущем  и  выработать  у  себя  личностные  качества, освоить  формы
поведения, которых ему в данный момент недостает.

Отметим  в  этой  связи  типичные  ошибки,  которые  может  совершать  начинающий  лидер  и  о

которых психологу-консультанту следует его заранее предупредить.

Первая такая ошибка состоит в том, что начинающий лидер или берет на себя слишком много,


background image

147

несвойственных ему по лидерской роли, обязанностей, или, напротив, все передает другим, в том
числе и свои прямые, лидерские обязанности. Он или начинает сам делать то, что должны делать
подчиненные, или только командует, полностью отстранившись от дел, только требуя, но реально
не помогая своим подчиненным.

В действительности роль хорошего лидера заключается в том, чтобы максимум того, что и без

него могут делать подчиненные, передавать им, оставляя за собой только те функции, с которыми
они сами не в состоянии справиться. Кроме того, хороший лидер в любом деле и в любой момент
времени  должен  быть  готов  придти  на  помощь  своим  подчиненным,  в  том  числе  в  той  работе,
которой они непосредственно заняты. А для этого он должен быть компетентным практически во
всех вопросах, которые могут возникнуть в работе его подчиненных.

Вторая  типичная  ошибка, которую  нередко  совершают  начинающие  лидеры, заключается  в

том, что  они  устанавливают  или  слишком  тесные, почти  запанибратские, отношения  со  своими
подчиненными, или, напротив, совершенно  отстраняются  от  них, устанавливая  между  ними  и
собой большую психологическую дистанцию, непроходимый психологический барьер, вообще не
вступая с ними ни в какие другие отношения, кроме деловых.

Ни  та, ни  другая  крайности  во  взаимоотношениях  лидера  и  подчиненных  не  являются

разумными  и  оправданными.  С  одной  стороны,  лидер  действительно  не  должен  настолько
сближаться  со  своими  подчиненными, чтобы  оказаться  не  в  состоянии  повлиять  на  них  мерами
данной  ему  власти. С  другой  стороны, хороший  лидер  не  должен  настолько  психологически
отдаляться  от  руководимых  им  людей, чтобы  между  ним  и  подчиненными  возник
психологический барьер непонимания и отчуждения.

Третья  типичная  ошибка, совершаемая  начинающими  лидерами, это  такое  исполнение  своей

роли, при которой человек, став лидером, как бы перестает быть самим собой, начинает вести себя
неестественно, в  несвойственной  ему  манере. Хороший  лидер  тот, кто, став  лидером, остается
самим  собой  и  не  меняет  ни  своей  психологии, ни  своего  поведения, ни  своего  отношения  к
людям.

Во  втором  из  обсуждаемых  случаев  ощущение  неудачности  первого  опыта  исполнения  роли

лидера чаще всего лишь частично является оправданным. Изначально переживая по поводу своей
возможной неудачи в будущем, предвосхищая ее в эмоционально отрицательных переживаниях и
соответствующих ожиданиях, человек болезненно и обостренно воспринимает все, происходящее
с ним и вокруг него, замечая и явно преувеличивая мелкие свои ошибки. Он в своем восприятии
происходящего выделяет в основном то, что ему не удается, и не обращает должного внимание на
то, что у него на самом деле хорошо получается.

Поэтому первая задача психолога-консультанта в этом случае состоит в том, чтобы успокоить

клиента, и далее вместе  с ним  спокойно разобраться в  том, что  происходит или  уже  произошло.
Данная  задача  считается  решенной  тогда, когда  клиент  признает  не  только  свои  ошибки, но  и
очевидные удачи.

Далее консультанту-психологу вместе с клиентом можно будет непосредственно приступить к

поиску  путей  исправления  допущенных  ошибок, к  разумной  и  взвешенной  коррекции  своего
лидерского поведения.

В третьем из обсуждаемых случаев  реальная  проблема, возникшая  у клиента, состоит в том,

что  он  бессознательно  совершает  такие  ошибки, смысл  которых  им  самим  недостаточно
осознается. В  этой  связи  клиенту  требуется  помощь  от  психолога-консультанта, и  эта  помощь
необходима  прежде  всего  для  правильной  постановки  диагноза  возникшей  проблемы.  Для  этого
желательно  получить  от  клиента  нужную информацию, задав ему, например, следующую серию
вопросов:

•  Что  конкретно  вас  беспокоит  в  вашей  работе,  когда  вы  выступаете  в  роли  руководителя

(лидера)?

• Когда, при  каких  условиях  и  в  каких  обстоятельствах  у  вас  чаще  всего  возникают  те

проблемы, о которых вы только что говорили?

• Каковы, на ваш взгляд, причины возникновения этих проблем?
• Каким образом вы пытались практически решать свои проблемы?
• Каковы были результаты ваших попыток самостоятельного решения этих проблем?
• Как сами вы объясняете ваши прошлые неудачи в решении этих проблем?

Получив  от  клиента  развернутые  ответы  на  все  эти  вопросы (их  содержание, смысл  и


background image

148

количество  определяются  консультантом  и  могут  меняться  в  ходе  его  беседы  с  клиентом),
консультант-психолог  вместе  с  клиентом  намечает  пути  устранения  допущенных  ранее  ошибок,
вырабатывает план и программу реализации соответствующих рекомендаций.

В  четвертом  из  обсуждаемых  случаев  роль  психолога-консультанта  является  в  основном

пассивной  и  сводится  к  четкому  и  своевременному  реагированию  на  действия  клиента. Сам
клиент  здесь  предлагает  возможные  решения  своей  проблемы, а  консультант-психолог  лишь
высказывает  мнение  по  поводу  того, что  предлагает  клиент. Разговор  консультанта  и  клиента
ведется на равных, и от себя лично психолог-консультант что-то предлагает клиенту лишь в том
случае, если клиент просит его об этом.

Неспособность клиента подчиняться другим

В  жизни  неспособность  человека  подчиняться  другим  людям  очень  часто  сочетается  с

неумением  руководить  людьми. И, напротив, этот  недостаток  довольно  редко  встречается  у  тех
людей, которые  сами  являются  хорошими  лидерами. Это  связано  с  тем, что, став  хорошим
лидером, человек начинает лучше понимать, как должен вести себя подчиненный и исполнитель,
начинает  больше  ценить  в  других  людях  умение  подчиняться. Соответствующие  ценностные
ориентации он, естественно, переносит и на себя.

В связи с этим консультант-психолог, столкнувшись со случаем проявления клиентом неумения

подчиняться  другим  людям, должен  в  первую  очередь  обратить  свое  внимание  на  способность
клиента быть лидером. И если у клиента обнаружатся недостатки и в этом плане, то нужно будет
одновременно учить его быть хорошим лидером и подчиненным.

В чем же конкретно у человека может проявляться неумение подчиняться другим? Во-первых, в

том,  что он  вольно  или  невольно  сопротивляется  тому,  чтобы  кто-то им  руководил  вообще.  Во-
вторых, в том, что данный человек всегда стремится  все  делать по-своему, даже  если  это  у  него
получается  хуже, чем  могло  бы  получиться, если  бы  он  последовал  советам  других  людей. В-
третьих, в том, что человек почти всегда подвергает сомнению то, что говорят другие
люди. В-четвертых, в  любом  деле, где  имеется  свобода  выбора, он  старается  взять  на  себя роль
лидера, руководить людьми, направлять их, поучать, командовать.

Если  в  работе  с  клиентом  психолог-консультант обнаруживает  у  него  один  или  несколько из

указанных  выше  признаков, то  это  свидетельствует  о  том, что  у  данного  человека  могут  быть
проблемы, связанные с неумением подчиняться другим людям.

Для того чтобы далее успешно работать над решением этих проблем, психологу-консультанту

необходимо уточнить, почему клиент ведет себя так, какие чувства он испытывает в тех случаях,
когда  им  пытаются  руководить  другие  люди, каким  образом он оправдывает  свое  непокорное  и
непокладистое поведение.

Иногда для этого бывает достаточно задать клиенту следующую серию вопросов:

• Как часто вами пытаются руководить другие люди?
• Пытаются ли они вами манипулировать?
• В каких ситуациях это происходит чаще всего?
• Что конкретно эти люди делают для того, чтобы оказать на вас влияние?
• Какие ощущения при этом возникают у вас?
• Каким образом вы сопротивляетесь оказанию на вас психологического давления?
• Что вам удается или не удается реально сделать в этом плане?

• Можете ли вы объяснить, почему вам не нравится, когда вами пытаются руководить другие
люди?

Если  неспособность  клиента  подчиняться  другим  людям  проявляется  в  том, что  он  просто

сопротивляется оказанию на него психологического давления, то клиенту необходимо предложить
подумать над тем, насколько разумным на самом деле является такое поведение, не приведет ли
оно к неблагоприятным последствиям прежде всего для него самого.

В  качестве  доказательства  неразумности  такой  негативистской  установки  можно  привести

следующие аргументы:

Во-первых, все люди в жизни, коль скоро они вынуждены жить сообществом, должны уметь не

только руководить, но и подчиняться. Без этого нормальная человеческая жизнь невозможна.

Во-вторых, определенные выгоды есть не только в том, чтобы руководить людьми, но и в том,


background image

149

чтобы  исполнять  роль подчиненного. С последней  из ролей  связана меньшая ответственность  за
происходящее и гораздо меньшая напряженность труда.

В-третьих, отказ  от  подчинения  другим  противопоставляет, изолирует  данного  человека,

лишает его поддержки, ограничивает возможности его роста и развития в психологическом плане.

Если  неумение  человека  подчиняться  другим  проявляется  в  том, что  он  слишком  часто  и

необоснованно  подвергает  сомнению, оспаривает  мнения  других  людей, то  самый  эффективный
способ избавить его от этого недостатка состоит в следующем.

Клиенту желательно предложить некоторое время побыть лидером, и в отношении его самого,

как  лидера, начать  вести  себя  так, как  он  обычно  себя  ведет  по  отношению  к  другим  лидерам.
Подобный  психологический  эксперимент, проведенный  с  клиентом  в  консультации, где  роль
непокладистого  подчиненного  исполняет  психолог-консультант, обычно  убеждает  клиента  в
неправильности его поведения.

В  иных  случаях  можно  обратиться  и  к  другим  методам  психокоррекции  данного  недостатка.

Среди таких методов можно назвать, например, следующие:

•  Вместо  поведения,  которое  проявляется  в  критике  и  в  сопротивлении  другим  людям,

предложить и продемонстрировать иную форму поведения, направленную на соглашение и поиск
компромисса, одновременно объяснив, почему вновь предложенная форма поведения лучше, чем
прежняя.

• Предложить клиенту выслушать по этому же поводу мнение других людей, которым он лично

доверяет.

• Предложить  клиенту  выслушать  возражения  тех  людей, чье  мнение  он  сам  подвергает

сомнению и чьему влиянию активно сопротивляется.

•  Предложить  клиенту  самому  выявить  и  объективно  оценить  как  положительные,  так  и

отрицательные последствия того, что предлагает он сам, и что советуют ему сделать другие люди.

В том случае если клиент, не прислушиваясь к мнению других людей, почти всегда стремится

делать все по-своему, с клиентом в психологической консультации нужно поработать иначе. Во-
первых, следует  попросить  клиента  разумно  объяснить, почему  он  столь  часто  отвергает
предложения  других  людей. Во-вторых, желательно, чтобы  клиент  доказал, что  то, что  он
предлагает  сам, лучше, чем  то, что  предлагают  другие  люди. При  этом  клиент  должен
продемонстрировать умение видеть рациональное зерно в том, что предлагается другими людьми.
Если  он  только  критикует  их  предложения, то  это  означает, что  он  подходит  к  оценке  мнений
других людей явно предвзято.

Если  обнаружится, что  во  всех  ситуациях  клиент  предпочитает  брать  на  себя  роль  лидера  и

избегает подчиняться другим, то, прежде всего, желательно будет внимательно разобраться в том,
почему он это делает. Вполне вероятно, что суть дела заключается в его законлексованности или в
чрезмерно  завышенной  самооценке. В  таком  случае  необходимо  будет  заняться  коррекцией
личности клиента.

Вполне  может  оказаться, что  у  клиента  просто  не  хватает  нужных  специальных  умений  и

навыков, необходимых для подчинения

другим людям.

Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты

Проблемы этого типа распространены достаточно широко. Человек сталкивается с ними:
1. Когда  он  сам  является  источником  частых  конфликтов, возникающих  в  процессе  его

общения с окружающими людьми. При этом он может:

а) не осознавать данного факта и даже не подозревать, что это на самом деле так (он в данном

случае просто не владеет полной информацией, но, в принципе, готов признать и принять на себя
вину за происходящее);

б) он может иметь достаточную информацию об этом, поступающую со стороны других людей,

но сам себя виновником конфликтов не признает.

2. Когда  человек  не  является  источником  конфликтов, однако  другие  люди, с  которыми  он

общается, нередко провоцируют его на конфликты. Сам же человек не знает, как выйти из этой
затруднительной ситуации, как предупредить возможное возникновение конфликтов между ним и
окружающими людьми.


background image

150

3. Когда человек сам не является участником межличностных конфликтов, но его лично очень

беспокоят конфликты, возникающие между значимыми для него другими людьми. При этом:

а)  проблемы  других  людей  могут  быть  как-то  связаны  с  ним  лично,  и  он,  в  той  или  иной

степени считая себя виновным в их возникновении, хотел бы не быть причиной конфликтов;

б) возникшие  межличностные проблемы  других  людей  его  беспокоят, но он не  является  и не

считает себя их причиной, однако хотел бы помочь этим людям.

Все  описанные  случаи  имеют  нечто  общее  между  собой, но  каждый  из  них  требует

специального  анализа  и  отдельного  решения. Рассмотрим  кратко  возможные  рекомендации
психолога-консультанта клиенту в каждом из описанных случаев.

Случай 1, а. Этот случай практически идентифицируется следующим образом. Клиент обычно

жалуется на то, что в процессе его личного общения со значимыми для него людьми между ним и
этими людьми нередко возникают конфликты, но сам он не знает, почему это происходит и как от
этих конфликтов избавиться.

Если же клиента просят рассказать о предполагаемых причинах соответствующих конфликтов,

то он чаще всего ссылается на объективные жизненные обстоятельства и почти никогда не винит
людей  в  возникновении  конфликтов. Он, в  принципе, готов  принять  на  себя  ответственность  за
эти конфликты.

Если  же  консультант-психолог  высказывает  предположение, что  в  возникающих  конфликтах,

возможно, виновны  другие  люди, то  сам  клиент  это, как  правило, отрицает. Если  психолог-
консультант просит клиента дать персональные характеристики людям, вовлеченным в конфликт,
то  такие  характеристики  в  основном  являются  положительными. Наконец, если  психолог-
консультант  высказывает  предположение  о  том, что  в  возникновении  соответствующих
конфликтных  ситуаций, возможно, виноват  сам  клиент, то  он  обычно  допускает  такую
возможность.

В данном случае психолог-консультант может предложить клиенту внимательно понаблюдать

за тем, как люди, с которыми клиент общается, реагируют на его действия и высказывания. Если
при  этом  обнаружится, что  конфликтогенные  действия  других  людей  часто  выступают  как
реакции на собственное поведение клиента, то можно сделать вывод о том, что именно сам клиент
в определенной степени повинен в возникновении конфликтных ситуаций.

В данном случае психологу-консультанту вместе с клиентом следует точнее  установить, что в

поведении  самого  клиента  вызывает  негативные  реакции  со  стороны  людей, с  которыми  он
общается. Затем 

желательно 

предложить 

клиенту 

некоторое 

время 

внимательно

проконтролировать свое поведение в общении с другими людьми, с тем чтобы исключить то, что
провоцирует других на конфликты.

Случай 1,

б.

  Одна  из  главных  задач  психолога-консультанта  состоит  в  том, чтобы  убедить

клиента, что  он  сам  является  причиной  тех  конфликтов, которые  у  него  возникают  с
окружающими людьми.

Сделать  это  непросто, так  как  чаще  всего  те  люди, которые  провоцируют  конфликты  с

окружающими  людьми, сами  активно  сопротивляются  тому, чтобы  их  признавали  виновниками
конфликтов. Их  сопротивление  признанию  обычно  усиливается  за  счет  включения  в  действие
защитных психологических реакций. Это связано с тем, что признание того, что человек является
первопричиной межличностных конфликтов, снижает его самооценку, самоуважение и авторитет
в глазах окружающих людей.

В  этой  связи  неосторожные  высказывания  психолога-консультанта, открыто  обвиняющего

клиента в том, что он виновен в возникновении конфликтов между ним и окружающими людьми,
как правило, не приносят пользы, а только усиливают защитные реакции с его стороны.

В  этом  случае  психолог-консультант, несомненно, должен  действовать  тоньше  и  деликатнее.

Рекомендуется, например, предложить клиенту подробно описать те межличностные конфликты,
по  поводу  которых  он  обратился  в  психологическую  консультацию, охарактеризовав  их
источники и причины.

Если  психолог-консультант, выслушав  соответствующий  рассказ  клиента, заметит, что в  нем

содержатся  нелестные  оценки  других  участников  конфликта, а  также  прямые  обвинения  в  том,
что  они  спровоцировали  конфликт, значит  и  сам  клиент  сыграл  в  его  возникновении  не
последнюю роль.

Если, кроме того, клиент, рассказывая о межличностных конфликтах, ничего не говорит о себе,