Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11329

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

141

4. Обладание какими-либо качествами, личными особенностями, которые, по мнению клиента,

несовместимы с принятыми им нормами морали.

5. Распространение  некоторым  человеком  ложных  слухов, порочащих  честь  и  достоинство

клиента.

Если  одна  или  несколько  из  указанных  выше  причин  действительно  имеют  место, то

соответствующий человек объективно может и должен вызывать антипатию со стороны клиента.

Однако  далеко  не  всегда  очевидно, что  некто, на  кого  жалуется  клиент, действительно

проявляет антипатию по отношению к нему или вполне сознательно ведет себя так, чтобы вызвать
аналогичное чувство со стороны клиента.

В  любой  ситуации  сначала  необходимо  тщательно  разобраться, чтобы  точно  определить

действительные  причины  и  следствия  происходящего. Без  этого  вряд  ли  удастся  изменить
ситуацию и нейтрализовать антипатии, тем более заменить их симпатиями.

В связи с этим имеет смысл определить и обсудить способы диагностики, а также практические

пути  устранения  антипатий, основанных  на  недопонимании  или  недоразумениях, нередко
возникающих в сфере человеческих взаимоотношений.

Практически  установить, каковы  подлинные  причины  антипатий  между  клиентом  и  другими

людьми можно, поставив перед клиентом следующие вопросы:

1. Есть  ли  какое-либо  дело, в  ходе  которого  человек, относящийся  к  вам  с  явно  выраженной

антипатией, выступает как ваш потенциальный конкурент?

2. Как он обычно реагирует на ваши успехи в этом деле?
3. Известно ли вам о человеке, к которому вы сами относитесь с явно выраженной антипатией,

что-либо  такое, что  определенно  свидетельствует  об  унижении  им  вашего  человеческого
достоинства или же достоинства близких, значимых для вас людей?

4. Имеется  ли  у  данного  человека, вызывающего  антипатию, склонность  сознательно  делать

что-либо такое, что вам доставляет неприятности?

5. Испытывает ли этот человек удовольствие от причинения вам неприятностей?
6. Проявляется  ли  у  данного  человека  общее  отрицательное  отношение  к  людям,

характеризующее его как личность?

7. Обладает ли данный человек такими чертами характера, которые лично для вас неприятны?
8. Есть  ли  что-либо  такое  в  поведении, поступках  данного  человека, что  вызывает  у  вас

неприязнь?

9. Занимается  ли  этот  человек  распространением  слухов, унижающих  вас  или  порочащих

достоинство других, значимых для вас людей?

Отвечая  на  каждый  из  сформулированных  выше  вопросов, клиент  обязательно  должен

аргументировать  свой  ответ, приводя  конкретные, подтверждающие  его  правильность
доказательства, реальные факты из жизни.

В том случае если клиент дает определенный ответ на тот или иной вопрос, но не в состоянии

его  аргументировать, у  психолога-консультанта  могут  возникнуть  обоснованные  сомнения  в
правильности ответов клиента.

В  том  случае  если  клиент  подтверждает  свой  ответ  убедительными  аргументами  и  фактами,

этому ответу вполне можно доверять. Неубедительность и неуверенность клиента тогда, когда он
приводит аргументы в подтверждение правильности своего ответа, скорее всего, свидетельствует
о том, что причины антипатий носят у него субъективный характер.

В случае если выяснится, что причина антипатии состоит в том, что один человек – клиент или

его  партнер – воспринимает  другого  как  конкурента  в  каком-либо  важном  деле, для  устранения
антипатии можно рекомендовать сделать следующее:

Во-первых, выяснить, действительно  ли  поведение  потенциального  конкурента  препятствует

клиенту в достижении его важных целей (вполне может быть, что такое мнение ошибочно).

Во-вторых, клиенту необходимо подумать о том (и в этом ему может оказать помощь психолог-

консультант),  можно  ли  сделать  так,  чтобы  все  же  добиться  своей цели  без  противодействия  со
стороны конкурента.

В-третьих, желательно  определить, насколько  обоснованы  ответные  действия  самого

конкурента на поведение клиента, и имеет ли клиент моральное право вести себя именно так, как
он на самом деле ведет себя в общении со своим потенциальным конкурентом.

Наконец, в-четвертых, желательно  определить, нет  ли  возможности  просто  договориться  с


background image

142

конкурентом  о  совместных, согласованных  действиях – таких, которые  сведут  конкуренцию  к
минимуму и позволят каждому из участников добиться своих целей без помех со стороны другого
человека и при минимальных потерях.

Поиск  ответов  на  все  эти  вопросы  и  сам  по  себе  способен  значительно  прояснить  ситуацию,

существенно уменьшить или же вовсе устранить проявление антипатии между соответствующими
людьми.

В  случае  если  выяснится, что  причина  антипатии  состоит  в  том, что  один  человек  унижает

достоинство  другого  и  делает  это  сознательно, получая  удовольствие  от  подобных  действий,
следует предложить клиенту ответить дополнительно на такие вопросы:

• Почему тот  человек, который унижает достоинство другого, делает  это и  ведет  себя именно

так?

• Что следовало бы предпринять для того, чтобы изменить его поведение?
Ответ  на  первый  из  этих  вопросов  позволяет  психологически  глубже  понять  поведение

соответствующего  человека, а  ответ  на  второй  вопрос – определить  и  продумать  конкретные
действия, направленные  на  то, чтобы  действительно  в  лучшую  сторону  изменить  поведение
соответствующего человека.

Несколько  сложнее  обстоит  дело  тогда, когда  человеку, вызывающему  антипатию,

приписывается  общая  отрицательная  установка  на  людей, относительно  независимая  от  их
индивидуальных особенностей. Эта  установка, кроме  того, довольно часто может  выступать  как
результат  действия  психологического  механизма  проекции, который  проявляется  в
необоснованном  приписывании  другому  человеку  того  качества  личности  –  как  правило,
отрицательного, – которым на самом деле обладает сам этот человек.

В  данном  случае  убедить  клиента  в  том, что  он  проецирует  свой  недостаток  на  личность

другого  человека, бывает  довольно  трудно, так  как  здесь, помимо  прочего, срабатывает  еще  и
механизм  так  называемой  психологической  защиты. Но  все  же  можно  попытаться  это  сделать,
действую  не  прямо, а  косвенно, предложив, например, клиенту  последовательно  ответить  на
следующую серию вопросов:

• Как  вы  считаете, проявляет  ли  кто-либо  еще, кроме  человека, на  которого  вы  жалуетесь  и

который  у  вас  вызывает  антипатию, такие  же  черты  характера, на  которые  вы  реагируете
эмоционально отрицательно?

• Не  случалось  ли  в  вашей  личной  жизни  такого, что  вы  по  ошибке  считали  кого-либо

враждебно настроенным по отношению к вам, а потом оказывалось, что это не так?

• Как  вы  думаете, бывает  ли  так, что  некоторые  обстоятельства  жизни  помимо  воли  самих

людей, случайно  оказавшихся  в  соответствующих  жизненных  обстоятельствах, вынуждают  их
вести себя не так, как им хотелось бы?

• Были  ли  в  вашей  жизни  случаи, когда  вас  лично  обвиняли  в  том, в  чем  вы  сами  сейчас

обвиняете другого человека, т.е. в провоцировании антипатии?

Задумываясь  над  этими  вопросами  и  ища  на  них  ответы, клиент  сможет  в  конечном  счете

понять и признать, что он не вполне прав, обвиняя другого человека в порождении эмоционально
отрицательных взаимоотношений, в данном случае – антипатии.

Если  обнаружится, что причина  антипатии  кроется  в  том, что  ее объект  обладает  качествами

личности или формами поведения, несовместимыми с принятыми среди людей нормами морали,
то в этом случае психологу-консультанту рекомендуется действовать следующим образом.

Во-первых, желательно спросить клиента о том, всегда ли и везде ли тот человек, на поведение

которого  он  жалуется, ведет  себя  именно  так  и  проявляет  соответствующие  отрицательные
личностные  качества. Во-вторых, необходимо  выяснить, можно  ли  найти  причины,
оправдывающие  поведение  данного  человека  в  некоторых  жизненных  ситуациях. В-третьих,
важно  задать  клиенту  вопрос  следующего  характера: все  ли  окружающие  люди  воспринимают
человека, о котором  идет  речь, так, как его воспринимает клиент? Наконец, в-четвертых, нужно
узнать  у  клиента,  смог  бы  он  лично  изменить  свое  поведение  и  повлиять  на  поведение  другого
человека, если бы оказался его близким другом.

В том случае если антипатия к человеку связана с тем, что, по мнению клиента, его конкурент

занимается  распространением  ложных  слухов  и  сплетен, порочащих  человеческое  достоинство
клиента, психологу-консультанту рекомендуется выяснить прежде всего, есть ли в этих слухах и
сплетнях хотя бы какая-то доля правды. Затем нужно выяснить, имеет ли тот человек, который эти


background image

143

слухи  распространяет, право  открыто  говорить  то, что  думает, и  без  согласия  других  людей
публично выражать свое мнение.

После этого клиенту можно задать следующий вопрос: «А вы сами могли бы открыто сказать

другому  человеку  что-либо  неприятное  о  каком-либо  третьем  человеке, если  бы  считали  себя
правым и были убеждены в том, что говорите правду?» Полезно также спросить клиента о том,
почему, по его мнению, некоторые люди занимаются распространением слухов, и есть ли какое-
либо оправдание их подобным действиям.

Наконец, положительную роль в осознании причин поведения другого человека и уменьшении

антипатии к нему мог бы сыграть и такой вопрос: «Если бы распространением слухов занимался
какой-то другой, очень близкий для вас человек, как бы вы отреагировали на его поведение?»

В  заключение  клиенту  следует  рекомендовать  еще  раз  подумать  над  всеми  этими  вопросами

наедине и принять разумное решение о
том, стоит  ли  продолжать  испытывать  столь  выраженную  антипатию  по  отношению  к  данному
человеку.

Неспособность клиента быть самим собой

Если  клиент  жалуется  на  то, что  неудовлетворен  самим  собой, что  его  не  вполне  устраивает

собственное поведение, а также на то, что принимая решение о том, как следует вести себя в той
или иной жизненной ситуации, он тем не менее ведет себя совсем по-другому, это означает, что
клиент не вполне способен быть самим собой.

В  этом  случае  для  того,  чтобы  помочь  клиенту,  психологу-консультанту  необходимо,  во-

первых, уточнить, где, когда  и  при  каких  обстоятельствах  у  клиента  появляется
неудовлетворенность  собой. Во-вторых, определить, в  чем  конкретно  проявляется
неестественность  его  поведения. В-третьих, постараться  помочь  клиенту  самому  разобраться  в
том, каков он на самом деле, в чем состоит естественное для него поведение. В-четвертых, помочь
клиенту  определить  и  выработать  у  себя  новые  формы  более  естественного  поведения,
позволяющие ему быть самим собой.

Рассмотрим последовательно и подробнее все эти шаги в психологическом консультировании.

На  психодиагностическом  этапе  консультационной  работы  рекомендуется  задать  клиенту
следующие частные вопросы:

• Где, когда и при каких обстоятельствах вы чаще всего и острее всего ощущаете (переживаете)

свою неспособность быть самим собой?

• В каких действиях и поступках обычно проявляется ваша неспособность быть самим собой?

• Что конкретно мешает вам оставаться самим собой в соответствующих жизненных ситуациях?
Выслушав  внимательно  ответы  клиента  на  все  эти  вопросы, психолог-консультант  должен

определить  и  далее  согласовать  с  самим  клиентом  то, что  клиенту  следует  изменить  в  себе, в
своем собственном поведении.

Для  того  чтобы  установить, что  для  клиента  является  естественным  и  неестественным,

требуется  дополнительная  работа  с ним. Часть  этой  работы заключается  в  том, чтобы выяснить,
где, когда  и  при  каких  обстоятельствах, после  совершения  каких  поступков  и  действий  клиент
чувствует себя лучше всего и чаще всего бывает довольным собой. Это и есть те моменты в его
жизни, когда он ведет себя вполне естественно.

Задача  совместной  работы  психолога-консультанта  с  клиентом  на  данном  этапе

консультирования состоит в том, чтобы определить формы естественного поведения клиента. Это
необходимо для того,
чтобы  впоследствии  закрепить  их  в  индивидуальном  жизненном  опыте  клиента, сделать  эти
формы поведения привычными для него.

Следующий  этап  работы  с  клиентом  заключается  в  том, чтобы  провести  психодиагностику

клиента. Цель психодиагностики – точно определить те  персональные психологические качества
клиента, которые естественно присущи ему и о существовании которых он знает очень мало. Речь,
в частности, идет об осознании клиентом тех своих индивидуальных особенностей, знать которые
ему необходимо для того, чтобы быть самим собой и вести себя естественно.

Итогом  этой  части  работы  психолога-консультанта  с  клиентом  должен  явиться  адекватный

образ  Я-клиента, согласованный  с  психологом-консультантом. Исходя  из  этого  образа,


background image

144

консультант  и  клиент  далее  должны  будут  установить, что  означает  для  самого  клиента  быть
собой, вести себя естественным образом с учетом особенностей его образа Я.

Заключительный  этап  работы  над  решением  обсуждаемой  проблемы  должен  состоять  в  том,

что психолог-консультант вместе с клиентом намечают и реализуют план конкретных действий по
выработке и закреплению в опыте клиента новых, более естественных для него форм поведения и
реагирования на разнообразные жизненные ситуации.

В самом конце совместной работы психолог-консультант и клиент договариваются о том, как

они  в  дальнейшем  будут  контактировать  и  обсуждать  текущие  результаты  выполнения
выработанных практических рекомендаций.

Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми

Для  решения  проблем  делового  взаимодействия  с  людьми  в  психологическую  консультацию

обращаются  обычно  деловые  люди  и  руководители  учреждений. Соответствующие  проблемы
чаще всего возникают у них на начальных этапах своей деловой жизни, в особенности тогда, когда
им  приходится  самостоятельно  организовывать  работу  других  людей, руководить  ими  и  их
деловыми и личными взаимоотношениями.

Здесь  мы  остановимся  на  особенностях  проведения  психологического  консультирования  в

сфере  деловых  отношений, касающихся  психологической  совместимости  людей  и  их
взаимодействия в работе, а также способности быть хорошим лидером – организатором дела.

Суть проблемы, которую мы обсудим в первую очередь, состоит в следующем: люди, вступая в

деловые контакты друг с  другом, часто обнаруживают, что не могут  успешно их наладить. Это,
например, проявляется в  том, что они оказываются не в  состоянии бесконфликтно распределить
между собой обязанности таким образом,
чтобы  это  их  полностью  устраивало, не  могут  договориться  о  согласованных  совместных
действиях, связанных с теми или иными вопросами, ожидают друг от друга того, что не вполне
соответствует их возможностям, претендуют на большие права, но сами не желают брать на себя
дополнительные обязанности.

Обсудим  типичные  причины  такого  состояния  дел, а  затем  и  возможные  пути  решения

соответствующих вопросов в практике психологического консультирования.

Возможных  причин  возникновения  трудноразрешимых  проблем  в  сфере  деловых

взаимоотношений может быть довольно много. Это и отсутствие у человека достаточного личного
опыта  участия  в  соответствующем  деле, и  наличие  у  него  отрицательных  черт  характера,
препятствующих нормальным деловым взаимоотношениям с людьми, и дефицит способностей, и
большие индивидуальные  различия, порождающие психологическую несовместимость, и особые
обстоятельства, складывающиеся во время совместной работы.

Поэтому прежде чем  приступать к выработке практических рекомендаций клиенту по  поводу

решения  проблемы  деловых  отношений, необходимо точно  выяснить  суть  самой  проблемы  и  ее
причины. При этом с самого начала проведения психологического консультирования надо уметь
четко различать то, что рассказывает о причинах возникновения своей проблемы сам клиент, и то,
что есть на самом деле. Как правило, собственная версия клиента о сути его деловой проблемы не
всегда полностью совпадает с действительностью, т.е. с результатами точной психодиагностики.

Отсутствие у клиента необходимого опыта организации дела является проблемой, преодолимой

сравнительно  легко, по  мере  приобретения  самого  такого  опыта. Однако  дефицит  собственного
опыта деловых взаимоотношений вряд ли можно стопроцентно заменить даже самыми разумными
психологическими рекомендациями. Это связано с тем, что в ходе накопления жизненного опыта
человек  приобретает  знания, умения  и  навыки, которые  сразу  и  в  готовом  виде  усвоить
невозможно. Человек  также  не  в  состоянии  контролировать  процесс  приобретения
соответствующих знаний, умений и навыков по той причине, что ни он сам, ни кто-либо другой не
знает точно, каким образом эти знания, умения и навыки действительно формируются.

Что  же  касается  наличия  отрицательных  черт  характера, препятствующих  установлению

нормальных деловых отношений с людьми, то с этой проблемой дело обстоит намного труднее,
чем  с  приобретением  необходимого  опыта  жизни. Изменить  черты  характера  в  том  возрасте, в
каком человек обычно вступает в активную деловую жизнь, весьма сложно, так как большинство
таких черт характера формируется и закрепляется в раннем детстве. Однако внешние про


background image

145

явления  и  формы  поведения, функционально  связанные  с  чертами  характера, изменить  можно,
хотя и не всегда сделать это легко.

Для  того  чтобы  это  стало  действительно  возможно,  клиент  прежде  всего  должен осознать  то,

что  ему  необходимо  поменять  в  самом  себе,  в  своем  характере.  Убедить  в  этом  клиента  только
одними словами довольно сложно. Но, даже если это удастся сделать, сильного желания изменить
себя у него сразу же не возникнет.

Это,  в  частности,  связано  с  тем,  что  клиент,  как  правило,  не  видит  своих  недостатков  так

хорошо,  как  их  видят  другие  люди.  Он  знает  о  них  только  со  слов  окружающих  людей,  с
которыми ему приходится вступать в общение. До тех пор пока его личное стремление изменить
себя не  будет  подкрепляться  соответствующими  реакциями окружающих людей, вряд  ли  можно
будет рассчитывать на успех.

В данном случае желательно дать клиенту понять, как он на самом деле выглядит со стороны,

т.е. предоставить  ему  возможность  увидеть  себя  в  реальных  деловых  взаимоотношениях  с
людьми. Значительную  пользу  в  этом  может  принести  техника  видеозаписи, просмотр  и
комментирование  сделанных  видеозаписей  психологом-консультантом (видеозапись  может
включать  в  себя  серию  фрагментов  из  деловых  контактов  клиента  с  разными  людьми). Важно
подобрать для сравнения для видеозаписей такие моменты из деловой жизни клиента, в которых
он проявляет себя с лучшей и с худшей стороны.

Для практического изменения характера клиента можно использовать прием, основанный на так

называемом  анонимном  систематическом  получении  обратной  информации (связи). Под  ней  в
данном  случае  понимается  регулярный, целенаправленный  сбор  человеком  из  самых  разных,
анонимных источников информации о том, как на самом деле окружающие люди воспринимают и
оценивают деловые черты характера клиента. Весьма полезной и, пожалуй, наиболее эффективной
в  данном  случае  может  оказаться  рекомендация  клиенту  пройти  специальный  тренинг  делового
общения под руководством опытного практического психолога.

При  больших  индивидуальных  различиях, порождающих  психологическую  несовместимость

людей, проблема  обеспечения  нормального  делового  взаимодействия  между  ними  решается
следующим  образом: выясняется, в  чем  эти  люди  отличаются  друг  от  Друга  и  что  им  мешает
нормально  взаимодействовать  друг  с  другом. Все  это  должен  осознать  каждый  из  участников
делового общения. Самого факта осознания имеющихся индивидуальных различий в большинстве
случаев  бывает  достаточно  для  того, чтобы  каждый  из  участников  учел  их  и  приспособился  к
другим участникам.

Если это не поможет, то психолог-консультант должен будет подсказать клиенту, как разумнее

всего вести себя в деловом общении с теми людьми, которые существенно отличаются от него по
психологии  и поведению. При этом желательно предложить клиенту не один, а сразу несколько
различных  вариантов  социально-адаптивного  поведения  и  опробовать  каждый  их  них  во  время
психологической консультации. Затем клиент должен будет применить все эти способы поведения
в  жизни  и  определить  оптимальный  для  себя  вариант. Таким  обычно  становится  способ
поведения, который  позволяет  людям  успешно  решать  деловые  проблемы  и  сохранять  при  этом
хорошие взаимоотношения с деловыми партнерами.

На  заключительном  этапе  психологического  консультирования  сам  клиент  делится  с

психологом-консультантом  своими  впечатлениями  и  далее, по  совету  психолога-консультанта,
выбирает  и  закрепляет  в  своем  жизненном  опыте  наиболее  целесообразные  формы  делового
межличностного поведения.

Неспособность клиента быть лидером

Существует  два  разных  теоретических  объяснения  способности  или  неспособности  человека

быть лидером для других людей: харизматическое и ситуационное.

Харизматическое  объяснение  лидерства  основано  на  убеждении, что  лидером  среди  людей

может стать далеко не каждый человек, а только тот, кто обладает особенными, данными ему от
природы, психологическими  качествами  лидера. Суть  второго  объяснения – ситуационного –
составляет идея о том, что для того, чтобы стать лидером, не обязательно обладать какими-либо
особенными  качествами. Для  этого  вполне  достаточно  оказаться  в  подходящей  жизненной
ситуации, в обстановке, благоприятной для проявления обычных положительных качеств, которые