Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11318
Скачиваний: 396
136
7. Как осуществлять психодиагностику, связанную с отсутствием взаимных симпатий между
людьми?
8. Какие рекомендации психолог-консультант может дать клиенту, жалующемуся на
отсутствие между ним и другими людьми взаимных симпатий?
9. Каковы типичные случаи и основные причины возникновения антипатий между людьми?
10. Как должен практически действовать психолог-консультант в каждом конкретном случае
антипатии?
11. Что означает неспособность клиента быть самим собой?
12. В чем проявляется эта проблема в психологии и поведении клиента?
13. По каким признакам можно судить о существовании у него данной проблемы?
14. Какие действия следует предпринять психологу-консультанту в связи с неспособностью
клиента быть самим собой?
15. Каковы основные этапы практической работы психолога-консультанта с клиентом,
жалующимся на неспособность быть самим собой?
16. Что может практически рекомендовать психолог-консультант клиенту, чья проблема
состоит в неспособности быть самим собой?
17. Каковы типичные проблемы, которые возникают у клиентов в области деловых
взаимоотношений?
18. В чем конкретно эти проблемы проявляются?
19. Что может сделать психолог-консультант для клиента в том случае, если у клиента
обнаружатся проблемы, касающиеся сферы его деловых взаимоотношений с людьми?
20. Как проявляется и каким образом объясняется неспособность человека быть хорошим
лидером (руководителем) для людей?
21. Каковы типичные случаи и способы психодиагностики проблем, касающихся неспособности
человека быть лидером среди людей?
22. Что может рекомендовать психолог-консультант клиенту в каждом отдельном случае,
связанном с неспособностью быть хорошим лидером (руководителем) для людей?
23. В чем проявляется и как практически решается проблема неумения клиента подчиняться
другим людям?
24. Каковы типичные случаи возникновения проблем, связанных с неспособностью клиента
предупреждать возникновение и разрешать уже возникшие межличностные конфликты?
25. Какие общие и специальные рекомендации психолог-консультант мог бы предложить
клиенту, у которого имеется проблема неспособности предупреждать и разрешать
межличностные конфликты?
Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их
возникновения
Проблемы, обозначенные в названии данной главы, встречаются довольно часто в практике
проведения психологического консультирования, и если клиент прямо не говорит о них,
высказывая жалобы лишь на другие проблемы личностного плана, то это не означает, что на
самом деле у него нет проблем межличностных отношений.
Справедливо в большинстве случаев жизни и обратное: если клиента беспокоит состояние дел в
области межличностных отношений, то почти всегда у него же можно обнаружить и проблемы
личностного плана, касающиеся его характера. Кроме того, методы практического решения тех и
других проблем во многом сходны между собой.
Тем не менее данные проблемы стоит рассмотреть отдельно, так как они практически всегда
решаются несколько по-иному, чем проблемы личностного плана, – путем регуляции
взаимоотношений данного человека с другими людьми. В отличие от этого, персональные
проблемы каждый человек может решать индивидуально и не обязательно в непосредственных
контактах с другими людьми.
Кроме того, имеется существенная разница в способах решения проблем личностного и
межличностного планов. Если личностные проблемы обычно связаны с необходимостью
радикального изменения внутреннего мира человека, то межличностные проблемы – с
необходимостью изменения в основном только внешних форм поведения человека, которые
137
касаются окружающих людей.
Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотношениям человека с окружающими
людьми, могут быть разными по характеру. Они могут оказаться связанными с личными и
деловыми взаимоотношениями человека с окружающими его людьми, касаться взаимоотношений
с близкими и достаточно далекими от него людьми, например с родными и посторонними.
Эти проблемы могут также иметь выраженный возрастной оттенок, например возникать во
взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения, более младшего
или более старшего возраста, чем он сам.
Проблематика межличностных отношений также может касаться людей разного пола: женщин
и мужчин, как в монополовых (одинаковых), так и в гетерополовых (различных по половому
составу) социальных группах.
Многоаспектность названных проблем отражает сложность реально существующей системы
человеческих взаимоотношений. Хотя многие из названных проблем мы будем здесь обсуждать
отдельно, следует, однако, помнить и о том, что все эти проблемы практически взаимосвязаны и в
большинстве случаев жизни должны решаться комплексно.
Есть, например, некоторые общие причины возникновения типичных затруднений в сфере
человеческих взаимоотношений. Обсудив эти причины, мы более не будем к ним возвращаться и
далее ограничимся только ссылками на соответствующие места в тексте. Однако есть и частные,
специфические причины затруднений, характерные для отдельных видов человеческих
взаимоотношений. На них в основном и будет сконцентрировано наше внимание в дальнейшем.
Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми
К группе этих проблем прежде всего относятся те, которые касаются взаимоотношений клиента
с теми людьми, которые примерно одного с ним возраста и отличаются по возрасту друг от друга
не более чем на два-три года.
Заметим вместе с тем, что понятия «сверстник» или «люди одного поколения» в данном случае
охватывают разные диапазоны возрастов для детей и для взрослых людей. Если, например,
сверстники ребенка дошкольного возраста, как правило, не отличаются от него самого более чем
на один год, то в школьном возрасте разница между сверстниками может доходить до двух лет.
Соответственно, сверстниками можно называть юношей и девушек в возрасте от двадцати до
двадцати пяти лет, т.е. людей, разница в годах между которыми доходит уже до пяти лет.
Применительно к взрослым людям в диапазоне возрастов от тридцати до шестидесяти лет
понятие «сверстник» охватывает уже интервал до десяти лет. Если же речь идет о пожилых людях
старше шестидесяти лет, то здесь допустимо считать представителями одного поколения или –
условно – сверстниками тех, чья разница в возрасте доходит даже до пятнадцати лет.
Психологическое развитие человека с возрастом постепенно замедляется, и общность
жизненного опыта, психологии и поведения людей становится главным критерием для их
оценивания как сверстников.
Наблюдения показывают, что чаще всего в психологическую консультацию по поводу проблем
взаимоотношений с окружающими людьми обращаются те, кому больше пятнадцати и меньше
шестидесяти лет. Что же касается взаимоотношений дошкольников, младших школьников и
людей пожилого возраста друг с другом, то они реже вызывают беспокойство у их участников и,
кроме того, имеют свои, специфические особенности.
В дошкольном и в младшем школьном возрасте обычно еще нет серьезных проблем во
взаимоотношениях детей со сверстниками, которые требовали бы повышенного внимания и
проведения психологического консультирования. В пожилом возрасте взаимоотношения людей
ограничиваются обычно узким кругом родственников, знакомых и друзей, с которыми эти
взаимоотношения установились давно и более или менее отрегулированы. Кроме того,
взаимоотношения пожилых людей с окружающими сравнительно легко улаживаются за счет
большого жизненного опыта, накопленного такими людьми, и, следовательно, возникающие у них
проблемы также сравнительно просто решаются без обращения в психологическую консультацию.
Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях
138
Отсутствие взаимности в личных человеческих симпатиях – довольно распространенное
явление. На него как на жизненно волнующую их проблему чаще всего жалуются сравнительно
молодые люди.
При проведении консультирования на данную тему важно иметь в виду следующие
обстоятельства:
Во-первых, далеко не всегда эту проблему можно практически решить только за счет советов,
которые психолог-консультант может дать клиенту. Дело в том, что причинами отсутствия
межличностных симпатий людей могут быть весьма трудноустранимые факторы, например,
подсознательные, недостаточно осознаваемые и, следовательно, плохо контролируемые.
Во-вторых, таких причин обычно бывает несколько, и, устранив одну из них, можно не
добиться желаемого результата в устранении других причин, так как реально действующими при
этом останутся иные, не менее весомые факторы.
В-третьих, прежде чем приступить к проведению психологического консультирования на тему
отсутствия взаимных человеческих симпатий, желательно знать типичный перечень причин
возникновения подобной проблемы. Такое знание поможет правильно поставить диагноз и,
следовательно, быстрее выявить и устранить возможные причины.
Обсудим подробнее обозначенные проблемы, но сделаем это несколько в ином порядке, чем
они были поставлены. Начнем с выяснения возможных причин отсутствия взаимных симпатий
между людьми.
Прежде всего необходимо отметить, что по вполне естественным законам люди
противоположного пола испытывают симпатии друг к другу чаще, чем люди одного и того же
пола. Поэтому полностью решить проблему обеспечения взаимных симпатий между людьми
одного и того же пола труднее, чем решить аналогичную проблему для людей разного пола.
Есть немало индивидуальных психологических особенностей, в силу которых люди,
независимо от того, с кем конкретно они общаются, могут не испытывать особых симпатий друг к
другу. Это может быть, например, постоянная неудовлетворенность человека самим собой, при
которой, будучи недовольным собой, данный человек вряд ли с выраженной симпатией будет
относиться и к другим людям.
В свою очередь, те люди, к которым он, находясь в состоянии хронического недовольства
собой, не будет проявлять особых симпатий, могут воспринимать это как признак плохого
личного к ним отношения. Они будут склонны считать, что данный человек плохо относится
именно к ним, и в ответ будут платить ему тем же.
У многих людей имеются устойчивые негативные черты характера, такие, например, как
недоверие к людям, подозрительность, замкнутость, агрессивность. Обладая такими, как правило,
недостаточно осознаваемыми и плохо контролируемыми чертами характера, эти люди будут
невольно проявлять их в общении с другими людьми и тем самым осложнять свои личные
взаимоотношения с ними.
К этому же случаю можно отнести наличие у человека потребностей и интересов по разным
причинам несовместимых с потребностями и интересами других людей. В силу данного
обстоятельства между такими людьми довольно часто будут возникать конфликты и, конечно,
будут отсутствовать взаимные симпатии.
Сюда же можно отнести и случаи, когда люди просто не умеют культурно вести себя, чем и
вызывают антипатию окружающих людей.
Можно определенно утверждать, что значительная доля причин отсутствия межличностных
симпатий людей заложена в самом человеке, в его личной психологии, а не во взаимоотношениях
или в обстоятельствах жизни. Тем не менее ряд причин связан именно с этими обстоятельствами.
Рассмотрим их подробнее.
Одной из довольно часто встречающихся в жизни причин человеческих антипатий является
следующая причина. Какой-либо человек, сам того не замечая, невольно, своими
непродуманными действиями может существенно затронуть жизненно важные интересы других
людей, задеть их самолюбие, уронить престиж, нарушить принятые в обществе или группе
правила поведения, очень важные для соответствующих людей. В любом из названных случаев
следствием происходящего, скорее всего, станет отсутствие симпатий к человеку, нарушающему
сложившиеся нормы поведения, со стороны окружающих людей.
Вторая причина связана со следующими обстоятельствами. Люди случайно могут оказаться в
139
такой ситуации, которая вынудит их вести себя в отношении друг к другу далеко не лучшим
образом. В силу этого они невольно произведут друг на друга не вполне благоприятное
впечатление и поэтому не смогут рассчитывать на взаимные симпатии.
Третье обстоятельство можно охарактеризовать так. Допустим, что в вашей личной жизни кто-
либо раньше причинил вам немало неприятностей, и в результате этого к данному человеку с
вашей стороны сложилось устойчивое негативное отношение. Предположим далее, что на вашем
жизненном пути случайно встретился другой человек, внешне похожий на того, кто доставил вам
немало неприятных минут. Он не вызовет к себе симпатии с вашей стороны по той простой
причине, что он внешне похож на неприятного вам человека.
Еще одной вероятной внешней причиной отсутствия взаимных симпатий между людьми может
оказаться невольно сформировавшаяся отрицательная социальная установка одного человека на
личность другого человека.
Известно, что любая социальная установка в качестве главных ее компонентов включает
когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Первая из них относится к
знаниям человека об объекте социальной установки. Вторая содержит связанные с этим объектом
эмоциональные переживания. Третья касается практических действий, предпринимаемых в
отношении соответствующего объекта. Знания и переживания, в свою очередь, формируются под
влиянием жизненного опыта, накапливаемого человеком, в частности опыта познания других
людей. У каждого конкретного человека этот опыт всегда ограниченный, так как любой человек
не в состоянии исчерпывающим образом знать окружающих его людей.
Если в силу случайно сложившихся обстоятельств наши знания о людях будут в основном
негативными, то и в последующем люди не будут вызывать к себе наших симпатий. В данном
случае вряд ли можно будет рассчитывать и на ответные симпатии к нам со стороны окружающих
нас людей.
Как проводить в психологической консультации диагностику, направленную на выяснение
причин отсутствия симпатий к клиенту со стороны значимых для него людей?
Проще всего попытаться это сделать путем подробного, целенаправленного расспроса самого
клиента. Для того чтобы получить от него не случайную, а целенаправленную и необходимую
информацию, желательно последовательно задать клиенту следующие вопросы:
• Какие взаимоотношения и с кем конкретно в связи с отсутствием взаимных симпатий
больше всего вас беспокоят?
• Когда, в каких ситуациях и в чем проявляется отсутствие взаимных симпатий между вами и
соответствующими людьми?
• Чем, по вашему мнению, это вызвано?
Если клиент легко и вполне конкретно отвечает на эти вопросы, и в том, что он говорит, уже
фактически содержатся ответы на один или несколько следующих вопросов, то они клиенту не
задаются. В противном случае следует получить определенные ответы от клиента и на следующие
вопросы.
• Есть ли какие-либо причины, связанные с вами лично или с вашим поведением, в силу
которых вы не можете рассчитывать на взаимные симпатии со стороны людей, о которых шла
речь в ваших ответах на предыдущие вопросы?
• Есть ли в поведении данных лиц что-либо такое, что вызывает отсутствие к ним симпатий с
вашей стороны?
• Есть ли какие-либо жизненные обстоятельства, не зависящие от вас или какого-либо другого
человека и помимо вашего желания осложняющие отношения между вами и другими людьми?
• Что вы предпринимали уже для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
• Какими оказались результаты предпринятых вами усилий?
Внимательно выслушав ответы клиента на все эти вопросы, психолог-консультант в результате
анализа этих ответов и личного наблюдения за поведением клиента во время беседы с ним делает
определенные выводы относительно сути проблемы клиента, намечает возможные пути ее
решения, которые затем обсуждаются им совместно с клиентом.
Следует помнить о том, что клиент вряд ли сможет сразу же дать точные, полные и
исчерпывающие ответы на все задаваемые ему вопросы. Если бы это было так, то клиент и сам
смог бы решить свою проблему, не обращаясь за помощью в психологическую консультацию.
После того как поставлен правильный психологический диагноз проблемы клиента,
140
консультант непосредственно может приступить к выработке совместно с клиентом рекомендаций
по практическому решению его проблемы.
Существуют общие советы, которыми можно воспользоваться в типичных случаях проведения
психологического консультирования на обсуждаемую тему. Эти советы, даваемые клиенту,
следующие.
Внимательно анализировать собственное поведение, выясняя, нет ли в нем чего-либо такого,
что само по себе может вызывать отрицательную реакцию со стороны других людей. Если это так,
то следует изменить свое собственное поведение, сделав его таким, чтобы оно не вызывало
антипатий.
Наблюдать за реакциями другого человека и одновременно экспериментировать над своим
собственным коммуникативным поведением, устанавливая и закрепляя в собственном опыте
общения с
людьми те его формы, которые вызывают положительные реакции со стороны людей.
Попытаться оказать влияние на обстоятельства жизни с расчетом на то, чтобы изменить в
лучшую сторону сложившуюся жизненную ситуацию.
Убедить клиента в том, что если ему не удастся решить свою проблему, то ему необходимо
будет принять сложившуюся жизненную ситуацию такой, какая она есть, и просто смириться с
ней.
Если, проанализировав коммуникативные действия клиента, психолог-консультант придет к
выводу, что клиент действительно сделал все от него зависящее, чтобы решить свою проблему, то
ее причина, вероятнее всего, кроется не в личности клиента, а в независящих от него
обстоятельствах.
Наличие антипатий в общении клиента с людьми
Хотя антипатия фактически представляет собой нечто противоположное симпатии, однако,
практически решать проблему исключения антипатий из сферы межличностных отношений
клиента только с помощью их замены симпатиями невозможно. Редко или почти никогда не
бывает так, чтобы одно из этих, противоположных друг другу эмоциональных проявлений сразу
же сменилось на другое, т.е. почти никогда антипатия сразу не переходит в симпатию, и наоборот.
Между этими двумя крайностями в человеческих взаимоотношениях чаще всего лежит
относительно нейтральное или двойственное (амбивалентное) отношение одного человека к
другому. Такое отношение включает в себя как элементы симпатии, так и элементы антипатии в
их довольно противоречивом сочетании друг с другом.
Как позиции крайние – симпатия или антипатия переходят друг в друга в сложной динамике
человеческих, эмоционально окрашенных взаимоотношений, сменяются относительно
нейтральными, нормальными и внешне спокойными взаимоотношениями.
Следовательно, первая задача, которую перед собой должен поставить и постараться решить
психолог-консультант, оказывая практическую помощь клиенту, состоит в том, чтобы избавить
его от эмоциональных крайностей во взаимоотношениях с людьми – в данном случае от их явно
выраженной антипатичности.
Для этого сначала необходимо выяснить причины отрицательного отношения одного человека к
другому. Среди этих, типичных причин могут оказаться, например, следующие:
1. Восприятие одним человеком другого человека как достаточно серьезного конкурента в
каком-либо важном для него деле, при
условии, что этот, другой человек, преследуя свои личные интересы, сознательно создает
препятствия на пути достижения своих целей для конкурента. Так, например, клиент может
явиться конкурентом для другого лица, со стороны которого он испытывает выраженную
антипатию к себе, или, наоборот, этот человек может оказаться сильным конкурентом для
клиента.
2. Получение клиентом достоверной информации о том, что какой-то другой человек унижает
его личное достоинство, причем делает это целенаправленно и вполне осознанно, с расчетом на
то, чтобы доставить как можно больше неприятностей клиенту.
3. Наличие общей отрицательной установки на людей у какого-либо человека, с которым
клиент часто вступает в контакты.