Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11342
Скачиваний: 396
26
В-третьих, деловое поведение психолога-консультанта, несомненно, повысит доверие к нему со
стороны клиента, который сам является деловым человеком и ценит соответствующие качества у
других людей.
Наконец, в-четвертых, деловой подход к проведению психологического консультирования
означает, что еще до начала консультации с клиентом должны быть полностью оговорены ее
условия: время, место, ожидаемые результаты, стоимость и т.п.
Упражнения
1. Попробуйте определить, есть ли у вас персональные, личностные качества, которые
необходимы хорошо профессионально подготовленному психологу-консультанту.
2. Дайте своему ответу на предыдущий вопрос развернутое аргументированное объяснение,
обратив особое внимание на то, чего вам в данный момент еще не хватает для того, чтобы стать
хорошим психологом-консультантом.
Практические задания
1. Если у вас имеется такая возможность, то внимательно понаблюдайте за работой какого-либо
хорошо вам знакомого психолога-консультанта. Определите, в какой степени он сам в процессе
консультирования соблюдает основные положения этического кодекса практического психолога.
2. Сообщите ему о своих наблюдениях и обсудите с ним результаты этих наблюдений.
3. Сформулируйте для себя самого практические выводы из результатов проведенного
наблюдения.
Ключевые слова
Общее высшее образование. Специальное высшее психологическое научное и практическое
образование. Профессиональные качества психолога-консультанта. Персональные (личностные)
качества психолога-консультанта.
Профессиональные требования, предъявляемые к работе психолога-консультанта. Моральные
требования, предъявляемые к поведению психолога-консультанта. Кодекс профессиональной
этики практического психолога. Ответственность психолога-консультанта перед клиентом.
Стратегия психологического консультирования (в рекомендациях психолога-консультанта
клиенту). Исповедь клиента. Теоретическая ориентация психолога-консультанта. Ограниченность
возможностей
психолога-консультанта. Мотивация (собственные
интересы) клиента.
Альтернативные способы поведения клиента. Различные (альтернативные) психотерапевтические
подходы. Интерперсональные личностные качества. Эмпатия. Открытость. Доброжелательность.
Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту. Психологическая дистанция между
психологом-консультантом и клиентом. Конструктивный подход к консультированию.
Обстановка (ситуация) консультирования. Оптимальные условия консультирования.
Специальные
требования, предъявляемые
к
психологическому
консультированию.
Психологическая травма. Законы формирования семьи и семейной жизни. Правила проведения
психологического консультирования по семейным вопросам. Психологическая совместимость
членов семьи. Психолого-педагогическое консультирование. Системное (многоканальное)
консультирование. Принцип «здесь и теперь». Деловой подход к психологическому
консультированию.
ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-
КОНСУЛЬТАНТА
Контрольные вопросы
1. Какие знания желательно иметь психологу-консультанту?
2. Какими умениями и навыками должен обладать современный консультант-психолог?
3. Что включает в себя практическая подготовка психологической консультации к работе?
4. Каково содержание общей профессиональной подготовки психолога-консультанта?
5. В чем состоит специальная профессиональная подготовка психолога-консультанта?
6. Каковы психологические дисциплины, которые психолог-консультант должен достаточно
глубоко изучить?
7. Для чего, кроме знаний и умений, психологу-консультанту необходим достаточно большой
опыт практической работы?
27
8. Что представляет собой та научно-практическая база, на которой строится
профессиональная подготовка психолога-консультанта?
9. Чем отличается практическая работа психолога-консультанта от научно-исследовательской
работы ученого-психолога и учебной деятельности преподавателя психологии?
10. Каким образом повышается профессиональная квалификация психолога-консультанта и для
чего это необходимо делать?
11. Каковы основные направления повышения квалификации консультанта-психолога?
Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта
Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, кроме обязательной
для любого психолога общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных
знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда
разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной
области, в данном случае – в области психологического консультирования. Эти специальные
направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:
1. Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.
2. Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.
3. Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.
4. Ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в
следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование,
психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.
5. Работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта–
супервизора.
Изучение процесса подготовки работы психологической консультации включает в себя
внимательное ознакомление с комплексом организационных вопросов, включая выбор области
консультирования, начала работы консультации и т.д.
Среди тех конкретных задач, которые в практическом плане должен уметь решать психолог-
консультант, могут быть названы следующие:
• Определение круга потенциальных клиентов – посетителей психологической консультации,
их возможных проблем в зависимости от содержания работы психологической консультации и от
тех профессиональных требований, которые могут быть предъявлены к работающим в
консультации психологам.
• Подбор кадров психологов и обслуживающего персонала для работы в психологической
консультации. Проведение с кадрами специальной подготовительной работы по ознакомлению с
условиями работы и обязанностями, с организацией взаимодействия друг с другом, с правилами
работы консультации.
• Подготовка материальной базы и документации для начала практической работы
консультации.
• Подготовка и распространение информации о работе консультации среди потенциальных
клиентов.
Знакомство с организацией работы психологической консультации включает в себя также
освоение того, как создается психологическая консультация, что входит в минимум необходимого
для нее оборудования, каков оптимальный режим работы психологической консультации и
психолога-консультанта, какой должна быть обстановка в психологической консультации во
время ее работы и ряд других вопросов.
Знакомство начинающего специалиста с содержанием работы психолога-консультанта в свою
очередь предполагает следующее. Во-первых, ознакомление с тем, что представляет собой
психологическое консультирование, в чем заключается его отличие от других видов практической
деятельности психолога. Во-вторых, выяснение того, что должен знать и уметь делать психолог-
консультант, чтобы на достаточно высоком уровне справляться со своими профессиональными
обязанностями. В-третьих, ознакомление
с
основными
видами
психологического
консультирования, с главными требованиями, предъявляемыми к ним. В-четвертых, знание
условий работы психолога-консультанта.
Освоение методов работы психолога-консультанта предполагает овладение начинающим
28
психологом-консультантом приемами общения с клиентами, методами психодиагностики,
используемыми в практике психологического консультирования. Эти приемы и методы должны
быть освоены будущим психологом-консультантом практически, в ходе соответствующих
специальных занятий. В число таких приемов и методов входят, в частности, методы прямого
психотерапевтического воздействия психолога-консультанта на клиента.
Необходимость изучения особенностей проведения психологического консультирования в
разных областях связана с тем что, во-первых, интимно-личностное, семейное, деловое и
психолого-педагогическое консультирование – это разные вещи, во-вторых, психолог-консультант
не в одинаковой степени занимается данными видами консультирования и, обращаясь к ним время
от времени, должен, тем не менее, сохранять свою профессиональную квалификацию во всех
указанных областях. К тому же в этих сферах психологического консультирования существует
множество частных, довольно тонких и сложных специфических вопросов, познание которых
требует долгого времени, а успешное практическое решение – твердых умений и навыков.
Работа в роли практикующего психолога-консультанта под руководством более опытного
специалиста необходима психологу-консультанту для приобретения профессионального опыта и
овладения на практике необходимыми умениями и навыками. Этому всему гораздо легче
научиться на опыте других, чем в результате прослушивания лекций и чтения книг. Кроме того, в
практической работе психолога-консультанта нередко возникает множество неожиданных
вопросов, которые невозможно заранее предусмотреть и в ходе учебной деятельности получить на
них удовлетворительные ответы. Умения вырабатываются практически в ходе подражания
профессиональной работе других, это же сводит к минимуму возможные ошибки, которые в своей
работе может допустить начинающий психолог-консультант. Функция супервизора, которую
выполняет более опытный психолог-консультант, в данном случае заключается в том, чтобы не
только подготовить малоопытного психолога к самостоятельной работе, но и квалифицированно
оценить степень его готовности к такой работе.
С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-
консультанта
Профессиональная подготовка психолога-консультанта обычно начинается с получения им
общего высшего психологического образования. Такое образование включает в себя знание общей
психологии, социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии,
специальной психологии, психофизиологии, истории психологии. Далее следует ряд дисциплин,
связанных с познанием психологических аспектов тех видов деятельности, в которых психологу
практически придется вести консультирование. Это, в частности, медицинская психология,
психология семьи, психология управления, детская психология, экономическая психология и ряд
других специальных дисциплин.
Вслед за этим психолог-консультант получает знания, необходимые для выработки
практических умений и навыков по проведению консультирования. Это умения, связанные с
пользованием психологическими тестами (психодиагностика), самим психологическим
консультированием и, наконец, с психокоррекцией. Учебные дисциплины, связанные со всем
этим, обычно преподаются в достаточно большом объеме, и их изучение включает в себя не
только лекционные, но также семинарские и практические занятия.
Все это в целом обеспечивает фундаментальную, или базовую, профессиональную подготовку
психолога-консультанта и входит в содержание начального этапа обучения. По его завершении
будущий психолог-консультант уже может приступать к началу самостоятельной практической
работы, связанной с освоением практики психологического консультирования. Поначалу, однако,
уровень такой работы бывает недостаточно высоким, так как кроме общих и специальных знаний
для достижения профессионализма в работе необходимо приобретение опыта.
Жизнь показывает, что примерно половину всего того, что крайне необходимо психологу-
консультанту для хорошей профессиональной работы, он фактически приобретает не в стенах
учебного заведения, а только в практической деятельности. На это требуется обычно не меньше
того времени, которое будущий психолог-консультант провел в стенах высшего учебного
заведения. Поэтому, чтобы действительно со временем стать профессионалом высокого класса,
психолог-консультант должен достаточно долго проработать под патронажем супервизора. На это
29
обычно тратится один-два года уже после окончания учебного заведения.
Профессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении им комплекса
знаний, умений, навыков. Он должен обладать:
• необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней
наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на
высоком уровне;
• знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;
• развитыми умениями в области практического общения с клиентами;
• достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным
вопросам и с разными людьми.
Отличие работы психолога-консультанта от деятельности ученого-психолога и преподавателя
психологии заключается в следующем. Психологу-консультанту не обязательно знать все, что
накоплено к настоящему времени в науке даже в тех областях, где он проводит психологическое
консультирование. Однако ему желательно знать все, что может оказаться полезным в
практической работе с людьми в психологической консультации. Психолог-консультант не
обязательно должен уметь правильно определять научные тер-
мины, организовывать и проводить научные исследования. Но ему важно научиться связывать
практические проблемы, с которыми к нему обращаются люди, с научными теоретическими
знаниями и эффективно использовать эти знания для решения соответствующих проблем.
Консультант-психолог не обязан уметь на высоком научном и методическом уровне преподавать
психологию, но ему важно научиться передавать клиентам полезные им психологические знания и
убедительно и в доступной форме излагать их непосвященным людям.
Психолог-консультант – не только практик, но и организатор дела. Поэтому ему желательно
научиться всему, что касается создания и организации работы психологической консультации как
учреждения. Сюда, в частности, относятся знания определенных социальных, правовых,
финансово-экономических вопросов и того, что необходимо начинающему бизнесмену для
создания и организации начала работы нового учреждения. Сюда же относится подбор,
расстановка кадров, распределение между ними обязанностей, организация их взаимодействия.
В практике общения с клиентами от психолога-консультанта требуется уметь правильно
воспринимать и верно оценивать людей, добиваться взаимопонимания, устанавливать хорошие
взаимоотношения и убеждать.
Личный опыт проведения психологического консультирования необходим психологу-
консультанту потому, что без такого опыта он будет не в состоянии узнать то, что касается
частных вопросов, а главное – не сможет приобрести нужные ему практические умения и навыки.
Дело в том, что абсолютно все в процессе профессиональной вузовской подготовки предусмотреть
невозможно, и такая подготовка по сложившимся традициям скорее ориентирована на получение
знаний, чем на выработку умений и навыков. Они-то и вырабатываются в практическом опыте
проведения психологического консультирования.
Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта
Систематическое повышение профессиональной квалификации – это такое же обязательное
требование к профессиональной подготовке психолога-консультанта, как и его общее и
специальное высшее психологическое образование. Необходимость постоянного повышения
квалификации вызывается следующими основными причинами. Во-
первых, знания, полученные в вузе, со временем устаревают, и возникает необходимость в их
обновлении. Во-вторых, каждая психологическая консультация, каждый консультант-психолог
накапливает полезный для других опыт практической работы, и обмен им обычно производится во
время повышения квалификации.
В соответствии с основными областями и направлениями профессиональной подготовки
психологов-консультантов и с предъявляемыми к работе психолога-консультанта требованиями
можно назвать следующие главные направления повышения его профессиональной
квалификации:
1. Получение новейших научных и практически полезных знаний в тех областях современной
психологии, которые лежат в основе деятельности психолога-консультанта. Эти знания могут
30
приобретаться различным путем: на специальных факультетах повышения квалификации, курсах,
семинарах, а также самостоятельно за счет постоянного знакомства с новейшими научными и
научно-практическими публикациями.
2. Подготовка и защита диссертаций, сдача квалификационных экзаменов для получения более
высокого профессионального разряда. Это направление обычно контролируется со стороны
государственных или общественных организаций, официально наделенных соответствующими
полномочиями.
3. Освоение психологом-консультантом новых методов психотерапии или психокоррекции.
Хотя в обязанности психолога-консультанта обычно не входит оказание прямого
психотерапевтического или психокоррекционного воздействия на клиента, ему надо знать и при
необходимости уметь пользоваться соответствующими методами. Чем лучше психолог-
консультант будет знать эти методы, тем выше будет уровень его профессионального мастерства.
4. Прохождение стажировки в других психологических консультациях и под руководством
более опытных психологов-консультантов. Эта форма повышения квалификации связана с
обменом опытом работы, а такой постоянный обмен необходим для поддержания и развития
собственного профессионального мастерства любому психологу-консультанту.
5. Прохождение психологического консультирования в роли клиента, знакомство с
консультированием, методами психокоррекции и психотерапии на самом себе. Данная форма
повышения квалификации играет вдвойне положительную роль в работе психолога-консультанта.
Во-первых, благодаря ей он имеет возможность решить собственные психологические проблемы,
которые у него, как и у любого живого человека, наверняка есть. Не решив для себя эти проблемы,
не избавившись от них, он вряд ли сможет успешно консультировать других людей. Во-вторых,
выступая в роли клиента, психолог-консультант может научиться глубже понимать и чувствовать
своих будущих клиентов, лучше овладеет соответствующими методами психокоррекции и
психотерапии.
Упражнения
1. Определите, есть ли у вас те знания и умения, которые необходимы психологу-консультанту
в работе.
2. Установите, каких психологических качеств, знаний и умений вам не хватает для того, чтобы
стать высококвалифицированным консультантом-психологом.
3. С учетом ответов на сформулированные выше вопросы наметьте конкретный план
повышения своей профессиональной квалификации в качестве психолога-консультанта.
Практические задания
1. Определите для себя перечень психологических дисциплин, которые необходимо изучить для
того, чтобы стать высококвалифицированным консультантом-психологом.
2. Установите совокупность методов практического психологического воздействия на клиентов,
которые вам как будущему психологу-консультанту желательно освоить.
Ключевые слова
Супервизор.
Профессиональная подготовка психолога-консультанта. Общая психология. Психология
развития. Социальная психология. Психофизиология. История психологии. Медицинская
психология. Психология семьи. Психология управления. Экономическая психология.
Психодиагностика. Психокорреция. Психотерапия.
ГЛАВА IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Контрольные вопросы
1
.
При каких условиях возникает необходимость создания и начала практической работы
психологической консультации?
2. Каковы основные типы существующих психологических консультаций?
3. Каково содержание общих вопросов по организации работы психологической консультации?
4. Как правильно выбрать место для размещения психологической консультации?
5. Как подобрать кадры для работы в психологической консультации?