Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10221

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

201

– убежденность  человека  в  том, что  все  без  исключения  люди  враждебно  настроены  по

отношению друг к другу;

– утверждение, что доброты как положительного качества личности, не существует вообще, что

за соответствующей формой поведения человека на самом деле лежит не что иное, как просто его
неспособность быть сильной личностью и доминировать над другими людьми;

–  вера  в  то,  что  только  враждебными,  или  агрессивными,  действиями  в  отношении  людей

можно добиться нужного результата;

– уверенность  человека  в  том, что  все  люди  вокруг  него  настроены  по  отношению  к  нему

враждебно и только ждут повода для того, чтобы причинить ему неприятности.

К внешним стимулам агрессивности можно отнести;

– наличие рядом с данным человеком немалого числа других, значимых для него и агрессивно в

целом  настроенных  людей, кому  он  подражает  и  чье  агрессивное  поведение  рассматривает  как
вполне нормальное;

– многократное наблюдение положительных следствий агрессивного поведения;
– действия человека, выполняемые в условиях чрезмерной эмоциональной напряженности;

– преобладание среди социальных ценностей людей, окружающих данного человека, культа так

называемой грубой силы.

Все  это  вместе  взятое  способствует  возникновению  в  психологии  и  поведении  людей

агрессивных  тенденций  и  превращению  их  в  стойкие  дурные  привычки, которые  с
психологической точки зрения представляют собой комплексы.

Для  того  чтобы  устранить  тенденции  агрессивного  поведения  человека, необходимо  сделать

следующее. Во-первых, исключить  внешние  условия  проявления  агрессивности  или  хотя  бы
выработать у человека иммунитет к их отрицательному психологическому влиянию на него. Этого
можно  добиться  путем  воспитания  у  человека  такого  мировоззрения, такой  культуры, которые
несовместимы  с  агрессивным  поведением. То  же  самое  касается  выработки  у  человека
своеобразного  внутреннего  сопротивления, личной  неспособности  к  совершению  агрессивных
актов по отношению к другим людям. Для этого необходимо, чтобы с детства человека окружали
люди, способные  на  своем  примере  показать, что  практически  всего  и  гораздо  легче  можно
добиться в жизни, исключив из практики поведения агрессивные действия.

Чрезмерная  склонность  к  защитным  реакциям  как  комплекс  может  быть  устранена  при

обязательном соблюдении следующих условий:

• осознание  человеком  того, что  его  защитные  реакции  на  самом  деле  малоэффективны, не

решают тех проблем, которые его волнуют;

• создание для человека психологически безопасной ситуации общения с людьми;

• выработка  у  человека  целесообразных, разумных  форм  приспособительного  поведения,

отличных от защитных реакций. Обращаясь к ним, человек мог бы успешнее решать волнующие
его проблемы, чем при помощи защитных реакций.

Поясним  сказанное  на  конкретных  примерах. К  использованию  защитных  реакций  человек

обычно  обращается  тогда, когда  реально  в  жизни  или  только  в  его  воображении  создается
ситуация, представляющая  собой  угрозу  для  его «Я». Речь  идет  о  такой  ситуации, которая
унижает  его  человеческое  достоинство, отрицательно  влияет  на  самооценку, порождает
неприятные  переживания, связанные  с  его  собственным  поведением  и  психологическими
качествами. Часто, однако, реальной  угрозы  Я-человека  не  возникает, или  на  самом  деле  она
оказывается  не  столь  значительной, какой  представлялась  в  начале, в  воображении  клиента.
Поэтому первая из задач психолога-консультанта  будет состоять  в том, чтобы выяснить, почему
клиент использует защитные реакции, когда он обращается к ним и в чем конкретно эти реакции
заключаются. Определить это можно, поставив перед клиентом следующие вопросы:

• Какими своими поступками, действиями, реакциями на поведение других людей вы не вполне

удовлетворены и почему?

•  Считаете  ли  вы,  что  соответствующие  ситуации  и  поведение  в  них  других  людей

действительно  создают  для  вас  угрозу  и  ставят  вас  в  неловкое  положение, унижают  ваше
человеческое достоинство, вынуждают защищаться?

• Чем конкретно вам угрожают эти люди и ситуации?
• Что думают другие люди по поводу вашего поведения? Считают ли они его оправданным?
• Что, по-вашему, произойдет, если вы не будете защищаться? Опрос клиента с помощью этих


background image

202

вопросов преследует троякую цель:

• во-первых, выяснить, какие  ситуации  и  действия  людей  в  соответствующих  ситуациях

вызывают у клиента защитные реакции;

• во-вторых, определить, что конкретно представляют собой эти ситуации;

• в-третьих, как-то успокоить клиента, убедив его в том, что на самом деле серьезной  угрозы

его «Я» соответствующие люди и ситуации не представляют.

Если, выполнив всю эту работу, психолог-консультант все же не сможет успокоить клиента и

добиться того, чтобы он впредь не прибегал к использованию защитных реакций, то необходимо
будет перейти к следующему этапу психологического консультирования.

На  данном  этапе  психолог-консультант  должен  будет  объяснить  клиенту, что  его  защитные

реакции  в  действительности  малоэффективны, так  как  не  достигают  главной  цели: обеспечения
полной  личностной  безопасности  клиента  и  предупреждения  возникновения  ситуаций,
угрожающих  его «Я». Для  того  чтобы  этого  добиться, необходимо  заменить  защитные  реакции
другими, более разумными формами поведения, которые исключали бы или сводили к минимуму
действия других людей, несущих в себе угрозу Я-клиента. На заключительном этапе проведения
психологического  консультирования  желательно  подсказать  клиенту  соответствующие  формы
поведения  и  помочь  ему  выработать  их  у  себя  как  действенную  альтернативу  защитным
реакциям. Решение этой задачи, однако, требует проведения психокоррекции, иногда достаточно
длительной по времени.

Консультирование  по  поводу  комплекса  вины  проводится  следующим  образом. Вначале

выясняется, что  представляет  собой  этот  комплекс  и  в  чем  он  конкретно  проявляется  в
психологии и поведении клиента. Для этого клиенту задают следующие вопросы:

• Когда, в  каких  ситуациях  вы особенно  часто  чувствуете  себя  виноватым  за  происходящее  с

вами, с другими людьми и вокруг вас?

• В  чем  у  вас  это  чувство  вины  проявляется? Что  вы  при  этом  переживаете? Какие  мысли  и

чувства у вас возникают?

• Перед кем и за что вы чувствуете себя виновным?
• Когда и по каким причинам появилось у вас это чувство вины?
• Считают ли окружающие люди вас виновным в том, в чем вы сами вините себя?
• Считаете ли вы сами себя виновным и если да, то в чем конкретно и перед кем?
• Хотите ли вы избавиться от преследующего вас чувства вины? Прояснив для себя ситуацию

по  ответам  клиента  на  эти  вопросы, психолог-консультант  вместе  с  клиентом  должен  будет
объективно разобраться в том, виновен или не виновен на самом деле клиент в происходящем и
если да, то в какой мере. При этом очень важно определить объективные обстоятельства, знание
которых  клиентом  способно  снять  чувство вины. Конечная  цель  этой  процедуры  состоит в  том,
чтобы, непредвзято  разобравшись  в  ситуации, точно  выяснить, что  в  ней  зависит  и  что
практически не зависит от клиента, в чем он действительно виновен. Без этого невозможно будет
решать  проблему  дальше  и  пытаться  устранить  субъективное  чувство  вины, так  как  клиент
вынужден будет невольно лично отвечать за то, что от него практически не зависит.

На следующем этапе работы с клиентом по поводу комплекса вины необходимо выяснить, все

ли, что  от  него  действительно  зависит, практически  сделал  клиент  для  того, чтобы  снять  с  себя
чувство вины. Для этого клиенту можно задать такие, например, вопросы:

1. Что вы реально сделали уже для того, чтобы снять с себя чувство вины?

2. Что бы еще, по вашему мнению, можно было предпринять для того, чтобы полностью снять с

себя чувство вины за происходящее?

Акцент в разговоре с клиентом на эту тему должен быть сделан на последнем из вопросов, так

как в ходе беседы с клиентом обычно выясняется, что он в действительности не предпринял еще
все от него зависящее, чтобы снять с себя чувство вины. Если это окажется на самом деле так, то
психолог-консультант далее должен будет договориться с клиентом о том, чтобы тот в ближайшее
время попытался предпринять новые шаги, направленные на избавление от комплекса вины.

Задача  консультанта  здесь  состоит  в  том, чтобы  реально  помочь  клиенту  определить  все

возможные действия, которые он мог бы предпринять в сложившейся обстановке для устранения
не  оправданного  объективными  обстоятельствами  чувства  вины. После  выполнения  клиентом
соответствующих  действий  желательно, чтобы  психолог-консультант  оценил  их  последствия
вместе  с  клиентом. Как  правило, в  итоге  такой  совместной  акции  психолога-консультанта  с


background image

203

клиентом чувство вины у последнего исчезает полностью или значительно уменьшается.

Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми

Неудачи  в  установлении  хороших  личных  взаимоотношений  с  людьми  могут  быть  вызваны

различными  причинами, и, консультируя  клиента  по  этому  поводу, прежде  всего  необходимо
выяснить, каковы причины его неудач в этом плане. Такими причинами могут стать, в частности,
следующие:

• Наличие  у  клиента  отрицательных  черт  характера, отталкивающих  окружающих  людей  и

настраивающих их против него.

• Наличие у клиента форм поведения, которые невольно вызывают отрицательные реакции со

стороны окружающих людей.

• Неумение  клиента  вести  себя в определенных жизненных ситуациях таким образом, чтобы

сохранить и укрепить добрые человеческие взаимоотношения с окружающими людьми.

• Неумение  клиента  противостоять  тем, кто  провоцирует  его  на  конфликты, например  его

неспособность  привести  в  нормальное  состояние  эмоционально  возбужденного  человека, не
отвечать на его выпады и т.п.

• Неправильная интерпретация клиентом целей, намерений, мотивов поведения других людей,

а также ситуаций, в которых он оказывается.

• Неумение клиента правильно воспринимать и оценивать психологию людей.
• Неспособность  клиента  гибко  менять  свое  поведение  в  зависимости  от  сложившейся

ситуации и от действий партнера по общению.

Можно  достаточно  точно  определить  причины  неудач  клиента, касающихся  установления

добрых  человеческих  взаимоотношений  с  окружающими  людьми, задав  ему  ряд  специальных
вопросов.

• Замечали  ли  вы  у  самого  себя  какие-либо  черты  характера, которые  мешают  установлению

нормальных личных взаимоотношений с людьми?

•  Говорили  ли  вам  окружающие  люди  о  том,  что  у  вас  есть  такие  черты  характера,  которые

мешают им нормально общаться с вами?

• Замечали  ли  вы  в  своем  поведении  по  отношению  к  людям  нечто  такое, что  с  их  стороны

нередко вызывало явную отрицательную реакцию? Если замечали, то что это было?

•  Говорили  ли  вам  люди  о  том,  что  в  вашем  поведении  есть  что-то  отталкивающее?  Если

говорили, то на что конкретно они указывали?

• Были  ли  в  вашей  жизни  такие  ситуации, оказавшись  в  которых, вы  испытывали  трудности

установления с людьми добрых взаимоотношений? Если такие ситуации были, то что они собой
представляли?

•  Всегда  ли  вам  удавалось  не  вступать  в  конфликты  с  окружающими  людьми,  которые

провоцировали вас на конфликты и которые старались испортить ваши личные взаимоотношения
с другими людьми? Где, когда и как это чаще всего происходило?

• Бывало ли в вашей жизни так, что, оказавшись в какой-либо ситуации, вы попадали впросак

из-за  того, что  неправильно  понимали  смысл  происходящего? Если  такое  действительно
случалось, то что это была за ситуация и как все это происходило?

• Всегда ли вы правильно понимаете цели, намерения, мотивы поведения людей? Не возникали

ли у вас проблемы из-за того, что люди обижались на вас за то, что вы неверно интерпретировали
(объясняли) мотивы их поведения?

• Всегда ли вам удавалось правильно понимать и оценивать людей, с которыми вы общались?

Не  случалось  ли  так,  что  вы  принимали  какого-либо  человека  не  за  того,  кем  он  был  на  самом
деле? Если такое случалось, то как это происходило?

• Насколько  хорошо  вам  удавалось  общаться  с  разными  людьми, приспосабливаться  к  их

индивидуальным особенностям, устанавливать и сохранять с ними добрые взаимоотношения?

• Можете ли вы нормально, с искренним интересом разговаривать с человеком, который выше

или ниже вас по уровню интеллектуального развития?


background image

204

• Способны  ли  вы  поддерживать  разговор  с  человеком, который  выше  вас  по  положению,

занимаемому в обществе, например, является высокостоящим начальником?

• Удается  ли  вам вести  диалог, устанавливать добрые  отношения  с людьми, которые  намного

старше вас по возрасту?

• Способны  ли  вы  с  интересом  общаться  с  человеком, который  уступает  вам  по  уровню

образования и культуре?

• Нет ли у вас проблем при общении с людьми, занимающими гораздо более низкое положение

в обществе, чем вы сами?

•  Удается  ли  вам  поддерживать  хорошие  взаимоотношения,  нормально  общаться  с  детьми,

которым всего полтора–два года?

Поставив  точный  диагноз, определив  трудности, с  которыми  сталкивается  клиент, общаясь  с

разными  людьми, далее  можно  приступить  к  основной  части  проведения  психологического
консультирования. Перед ее началом клиенту сообщается о том, в чем состоит его действительная
проблема, и как ее решать.

Если  проблема  заключается  в  том, что  у  клиента  обнаруживаются  отрицательные  черты

характера, неадекватные  формы  коммуникативного  поведения, то  ему  необходимо  предложить,
во-первых, по  мере  возможности  стараться  сдерживать  себя, тщательно  контролировать  свое
поведение в процессе общения с людьми, во-вторых, стремиться проявлять по отношению к ним
свои лучшие черты.

Как  это  практически  сделать? На  данный  вопрос  должен  будет  ответить  клиенту  психолог-

консультант и подсказать ему (а если нужно – показать на собственном примере), как правильно
общаться  с  людьми. Хорошо, если  сам  клиент  прежде, чем  покинуть  психологическую
консультацию, продемонстрирует  консультанту, что  он  вполне  может  правильно  вести  себя  в
общении с людьми.

Если  суть  проблемы  клиента  состоит  в  том,  что  его  собственное,  неосознаваемое  или

неконтролируемое, поведение  невольно  вызывает  отрицательные  реакции  со  стороны
окружающих  людей, то  рекомендации  консультанта  должны  состоять  в  том, чтобы  полностью
исключить  подобное  поведение  из  практики  общения  клиента  с  людьми.  Здесь,  как  и  в
предыдущем случае, требуется, чтобы, находясь в консультации, клиент продемонстрировал свою
способность вести себя иначе, чем вел до сих пор. Желательно также, чтобы клиент лично смог
убедиться в том, что предложенные ему новые формы поведения действительно успешно решают
его проблему и делают его общение с людьми более эффективным.

Если  выясняется, что  причиной  неблагополучных  отношений  клиента  с  людьми  являются

специфические ситуации, оказавшись в которых, он теряется, не знает, как себя вести, или ведет
себя  так, что  в  результате  ухудшаются  его  взаимоотношения  с  людьми, то  клиенту  нужно, во-
первых, объяснить, как следует правильно себя вести, во-вторых, показать ему это на примере, в-
третьих, дать  возможность  клиенту  увидеть, оценить  себя  со  стороны  в  новой  для  него
коммуникативной роли.

Оценка  поведения  клиента  консультантом, оценки  других, значимых  для  него, людей,

демонстрация  аудио- или  видеозаписи  его  собственного  коммуникативного  поведения  могут
помочь клиенту оценить свои недостатки.

Если  обнаружится, что  проблема  клиента  состоит  в  том, что  он  просто  не  в  состоянии

правильно  воспринимать  и  оценивать  людей, что  он  неверно  понимает  или  ошибается  в
интерпретации  целей, мотивов  поведения  людей, вступающих  в  общение  с  ним, то  с  таким
клиентом  необходимо  будет  провести  специальные  занятия, направленные  на  развитие
соответствующих умений и навыков.

Полезным может оказаться участие клиента в групповом тренинге сензитивности или в каком-

либо  другом  виде  тренинга, где  у  его  участников  активно  вырабатываются  нужные
коммуникативные умения и навыки.

Неспособность человека гибко менять свое поведение в зависимости от сложившейся ситуации,

от партнеров по общению и от ряда других факторов также требует специальной коррекции. Она,
в частности, включает в себя создание такой обстановки, при которой клиент попадает в разные
жизненные  ситуации, где он вынужден  общаться  с различными  людьми по  различным  поводам,
брать на себя разные социальные роли.

Из  известных  видов  тренинга  клиенту  можно  порекомендовать  личное  участие, например, в


background image

205

психодраме  или в занятиях со специалистами по театральному искусству. Обязательной во всех
этих случаях является так называемая обратная связь между клиентом и окружающими людьми.
Он должен регулярно видеть себя со стороны и оценивать адекватность своего поведения.

Упражнения

1. Припомните, случались ли в вашей жизни неудачи личного характера. Если они случались,

то дайте им точное психологическое описание (определение).

2. Вспомните, какие  способности  в  детстве  вам  хотелось  иметь, но  не  удалось  развить.

Попробуйте  теперь, по  прошествии  многих  лет, определить, каким  образом  вам  или  вашим
родителям  нужно  было  поступить  для  того, чтобы  добиться  развития  у  вас  соответствующих
способностей.

3. Назовите  те  основные  факторы, которые  желательно  учитывать  в  процессе  проведения

психологического  консультирования  о  недостатках  в  развитии  у  человека  каких-либо
потребностей или интересов.

4. Определите, имеются  ли  лично  у  вас  какие-либо  проблемы  в  эмоциональной  сфере. Если

такие проблемы у вас есть, то в чем они проявляются.

5. Какие особенности своего темперамента или характера вы считаете недостатками и почему?
6. Скажите, были  ли  у  вас  какие-либо  психологические  комплексы. Если  были, то  дайте  им

развернутое описание и объясните, когда и почему они возникли.

7. Припомните случаи из вашей жизни, когда вы вели себя агрессивно по отношению к другим

людям. Проанализируйте  эти  случаи, определите  причины  своего  агрессивного  поведения  и
способы его устранения, чтобы исключить его повторение в будущем.

8. Вспомните  те  случаи  из  вашей  жизни, когда  вам  не  удавалось  устанавливать  хороших

личных  взаимоотношений  со  значимыми  для  вас  людьми. Попытайтесь  теперь  психологически
объяснить, почему это происходило.

Практические задания

1. Выберите  кого-либо  в  качестве  своего  потенциального  клиента. Проведите  с  ним

психологическую консультацию на тему о неудачах личного (персонального) характера.

2. Проведите психологическое консультирование кого-либо из знакомых родителей – того, кто

особенно озабочен проблемой раз

вития  у  ребенка  каких-либо  полезных  для  жизни  способностей.  Предложите  этому  родителю
практические рекомендации по развитию у ребенка соответствующих способностей.

3. Проведите  психологическое  консультирование  кого-нибудь  из  родителей  по  вопросу  о

развитии у детей ценных потребностей и интересов.

4. Найдите среди своих знакомых подростка или старшеклассника, у которого есть серьезные

проблемы  в  области  эмоций. Проведите  с  ним  психологическую  консультацию  и  дайте  ему
практические советы, как решить его эмоциональные проблемы.

5. Сделайте  то  же, что  в  предыдущем  случае, но  по  поводу  недостатков  темперамента  или

характера у клиента.

6. Проведите психологическое консультирование клиента, у которого есть комплекс вины.
7. Проконсультируйте клиента по поводу комплекса враждебности.
8. Проведите  психологическую консультацию человека, у которого в  явном виде проявляется

комплекс психологической защиты.

9. Проконсультируйте кого-либо, кто страдает комплексом неполноценности.
10. Проведите  с  кем-либо  психологическую  консультацию  на  тему  о  преодолении  комплекса

превосходства.

Ключевые слова

Регрессивные  изменения  личности  и  поведения  человека. Стресс. Душевные  болезни.

Органические заболевания. Задатки. Способности.

Базисная мотивация клиента. Психологическое подкрепление (стимул). Личностный смысл.
Безразличие (холодность) человека. Неадекватность  выражения  эмоций. Импульсивность.

Интимные  взаимоотношения. Жизненный  тонус. Депрессия. Эмоциональная  недостаточность.
Паралингвистические компоненты эмоциональных реакций.

Генотип. Максимализм. Актуальное сознание человека.
Цензура. Условно-рефлекторные  реакции. Обобщенность  условно-рефлекторных  реакций.

Личность. Подавление (вытеснение). Сублимация. Рационализация. Валидность