Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11283

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

206

психодиагностической  методики. Надежность  психодиагностической  методики. Социальные
действия. Комплекс  вины. Комплекс  враждебности. Комплекс  защиты. Комплекс
неполноценности. Комплекс превосходства. Социальная установка. Социокультурная среда.

Мотивы  поведения  человека. Неадекватные  формы  коммуникативного  поведения. Групповой

тренинг сензитивности. Психодрама.

ГЛАВА XVIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ

САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Контрольные вопросы

1. Что такое психогенные заболевания?
2. Каковы основные причины, по которым люди обращаются в психологическую консультацию по

поводу психогенных заболеваний?

3. Для  чего, проводя  психологическое  консультирование, желательно  знать  предысторию

психогенного заболевания клиента, а также ранние, не вполне удачные попытки его лечения?

4. По каким признакам (симптомам) можно судить о том, что клиент действительно страдает

каким-либо психогенным заболеванием?

5. Каковы типичные случаи появления у клиента психогенных заболеваний, требующих проведения

психологического консультирования?

6. Какими  могут  быть  действия  психолога-консультанта  в  каждом  из  конкретных  случаев

психогенных заболеваний?

7. Каким  образом  нарушения  пищеварения  могут  быть  связаны  с  нервно-психическими

расстройствами человека?

8. С  чего  следует  начинать  психологическое консультирование  в  случае  психогенных нарушений

работы желудочно -кишечного тракта?

9. Каковы  типичные  случаи  психогенных заболеваний  пищеварения  и  общие  рекомендации  по  их

лечению психологическими методами?

10. Какие  вопросы  психологу-консультанту  следует  задать  клиенту, выясняя  причины  и

определяя 

способы 

психотерапевтического 

лечения 

психогенных 

пищеварительных

расстройств?

11. Каким  образом  можно  практически  избавить  клиента  от  рефлекторных  болей  в  области

желудка?

12. Что  представляет  собой  изменчивость  настроения  клиента  как  проблема, требующая

проведения психотерапевтического психологического консультирования?

13. В чем состоят типичные причины непредсказуемых изменений настроения у человека?
14. Каковы возможные отрицательные следствия непредсказуемых изменений настроения?
15. Каким  образом, обращаясь  к  теории  когнитивного  диссонанса, можно  объяснить

изменчивость настроения у клиента?

16. Как  проводить  психологическое  консультирование  в  том  случае, если  непредсказуемая

изменчивость настроения клиента вызывает у него состояние подавленности?

17. Каковы  основные  признаки, по  которым  определенно  можно  судить  о  наличии  у  клиента

проблемы, непредсказуемой изменчивости настроения?

18. Что представляют собой депрессивные состояния?
19. Каковы признаки и отрицательные последствия депрессии?
20. При  каких  условиях  клиент  может  рассчитывать  на  результативную  помощь  со  стороны

психолога-консультанта в решении проблемы депрессивных состояний?

21. Как установить причины депрессии клиента?
22. Какие вопросы следует задавать клиенту, обнаружив у него депрессивное состояние?
23. Какова  типичная  процедура  проведения  психологического  консультирования  на  тему  о

депрессивных состояниях?

24. Какие советы консультант-психолог мог бы дать клиенту, чтобы устранить его депрессию?
25. Каковы, основные  физические  и  психологические  признаки  снижения  работоспособности

человека?

26. Каковы основные психологические причины, снижения работоспособности человека?


background image

207

27. Что  может  рекомендовать  психолог-консультант  клиенту  в  случае  его  повышенной

утомляемости?

28. Какие рекомендации консультант-психолог может предложить клиенту, если снижение его

работоспособности вызывается утомительной и однообразной работой ?

29. Как  повысить  интерес  клиента  к  определенной  деятельности  для  улучшения  его

работоспособности?

30. Каким образом можно рассчитать оптимальную мотивацию клиента?
31. Каким  может  быть  план  проведения  консультирования  по  вопросу  усиления  мотивации

деятельности клиента?

32. Как устранить причины снижения работоспособности • клиента, связанные с его тяжелыми

эмоциональными переживаниями ?

33. Что  представляет  собой  бессонница, вызываемая  психологическими  причинами? Каковы

индивидуальные различия людей в потребности сна и в проявлениях бессонницы ?

34. Как решить проблему бессонницы, если ею страдает мнительный клиент?
35. Каковы  общие  советы, которые  психолог-консультант  мог  бы  дать  разным  клиентам  по

решению проблемы бессонницы?

36. В  чем  проявляются  эмоциональные  расстройства  человека, требующие  проведения

психологического консультирования ?

37. Каковы типичные эмоциональные проблемы человека?
38. Какие сведения об эмоциях человека психологу-консультанту желательно сообщить клиенту?
39. Какими  могут  быть  практические  действия  клиента  в  том  случае, если  он  сам  не  в

состоянии  контролировать  свои  эмоции (что/ему  на  этот  счет  может  посоветовать
психолог-консультант)?

40. Каковы  причины, эмоционально  безразличного  отношения  человека  к  происходящему  вокруг

него и каковы способы практического решения этой проблемы?

Психогенные заболевания

Нередко  к  психологу-консультанту  обращаются  за  советом  люди, которые  почти  постоянно

неважно  чувствуют  себя  как  физически, так  и  психологически. Они  боятся  обращаться  к  врачу,
так как
им  мало  помогают  советы  медиков. В  этом  случае  люди  обычно  делают  вывод  о  том, что  их
проблемы  не медицинского, а скорее  психологического свойства, и предпочитают в  дальнейшем
обращаться за помощью к психологу.

Действительно, когда  человек  впервые  чувствует  себя  не  вполне  здоровым, он  по  привычке

приходит  на  прием  к  врачу. Тот  внимательно  выслушивает  больного  и  направляет  его  на
медицинское  обследование. Такое  обследование  обнаруживает  или  не  обнаруживает  у  человека
каких-либо  серьезных  отклонений  в  работе  организма.  В  первом  случае  врач  говорит  пациенту,
что он болен и, соответственно, назначает ему медикаментозное или какое-либо иное физическое
(физиологическое) лечение. Во  втором  случае  врач  чаще  всего  заявляет  пациенту, что  он
физически  здоров  и, ничего  не  назначая, если  клиент  продолжает  настаивать  на  своем
заболевании, направляет его к психоневрологу или к психиатру.

Однако  в  сознании  многих  людей – и  не  без  оснований – работа  врача  психиатра  или

психоневролога связывается  с серьезными нервными или  душевными заболеваниями. Поэтому к
предложению врача посетить психиатра многие люди относятся весьма настороженно, так как не
желают  признать  себя  психически  нездоровыми. Часто, к  сожалению, и  сам  врач-психиатр
подходит к решению проблем физического или психологического недомогания клиента со своих,
узкопрофессиональных  привычных  позиций, считая, что  все  заболевания  вызываются
органическими  факторами  или  какими-либо  серьезными  нарушениями  в  работе  организма.
Исследуя  состояние  организма  посетителя, предлагая  ему  свои  советы, которые, как  правило,
связаны только с лечением организма, врач-психиатр мало помогает больному в избавлении от его
психогенных заболеваний. Все это в конечном счете и приводит такого пациента к психологу, где
он  из  больного  превращается  в  физически  и  психологически  здорового  клиента. Эта  позиция  с
психологической  и  социальной  точки  зрения  гораздо  более  приемлема  для  большинства  людей,
чем перспектива стать посетителем психиатрической клиники.


background image

208

Психогенные сердечные заболевания

Первое, что следует сделать психологу-консультанту, если к нему обратился клиент с жалобами

на боли в области сердца или на иные недомогания, субъективно и объективно выражающиеся в
различных  нарушениях  в  работе  сердечно-сосудистой  системы (учащенный  или  неритмичный
пульс, сильные или, напротив, слишком слабые сердцебиения и т.п.), – это подробно расспросить
клиента о том, какова предыстория его заболевания и обращался ли он к врачу – терапевту или
неврологу. Это обязательно надо сделать в самом начале общения с клиентом по двум причинам.
Во-первых, потому, что клиент может быть действительно физически болен, и тогда ему в первую
очередь  необходимо  будет  поставить  точный  медицинский  диагноз  и  назначить  эффективное
лечение. Во-вторых, для  того чтобы  психотерапия (которая назначается, как правило, после или
вместе с медикаментозным лечением) прошла успешно, клиент должен быть уверен в том, что он
действительно  не  болен  физически. В  противном  случае, все  его  внимание  и  сознание  будут
сосредоточены  на  ощущениях, связанных  с  состояниями  организма, и  они  постоянно  будут
порождать  у  клиента  страх  и  тревогу, препятствуя  психотерапевтическому  лечению. В-третьих,
клиент должен на  собственном опыте убедиться  в  том, что  советы врачей, связанные с приемом
лекарств, ему  мало  помогают. В-четвертых, подобное  знание  истории  недомогания  клиента
поможет психологу-консультанту не повторять ошибок прошлого и не рекомендовать клиенту то,
что  уже  было  испробовано, но  не  дало  должного  результата. Наконец, в-пятых, выслушав
подробный  рассказ  клиента  об  истории  его  заболевания, психолог-консультант  сможет  оценить
клиента как личность, глубже понять его психологию и с учетом этого выбрать правильный метод
психотерапевтического воздействия на него.

После того  как история  недомогания клиента выяснена  подробно  и получены  сведения о  том,

как клиент пытался в прошлом решать свою проблему, психолог-консультант может приступить к
следующему этапу работы с клиентом. Этот  этап заключается в  том, чтобы точно  установить, в
чем, в  каких  ощущениях  проявляется  недомогание  клиента, когда  и  при  каких  условиях
соответствующие  ощущения  возникают. Подробно  разузнав  об  этом  у  клиента, психолог может
приступить к выработке и обсуждению с клиентом практических рекомендаций, касающихся того,
как предупредить возникновение в будущем подобных недомоганий и устранить их в настоящем.

В  ходе  консультирования  на  обсуждаемую  тему  могут  возникнуть  ситуации, требующие

некоторых общих, типичных практических решений. Выделим и обсудим эти ситуации для того,
чтобы 

психолог-консультант 

мог 

воспользоваться 

соответствующими 

советами 

и

рекомендациями, если  ему  придется  столкнуться  с  подобными  случаями  в  своей
профессиональной работе.

Случай 1.

 В ходе беседы консультанта с клиентом выясняется, что он чаще всего испытывает

неприятные, болезненные  ощущения  в  области  сердца  тогда, когда  физически  утомлен,
психологически  перенапряжен  или  когда  нарушается  длительно  и  надолго  привычный  для  него
режим  жизни. В  этом  случае  клиенту  надо  рекомендовать  научиться  расслабляться, отдыхать,
быстро перестраиваться с работы на хотя бы кратковременный отдых.

Для  профилактики  подобных  недомоганий  клиенту  можно  также  посоветовать  усвоить

некоторые  способы  эффективного  искусственного, физического  или  психологического
расслабления, используемые, например, в аутотренинге, а также в практике проведения телесной
психотерапии. Полезными  могут  оказаться  также  регулярные  прогулки  на  свежем  воздухе,
принятие душа, самомассаж и самовнушение.

Случай 2.

  Боли  и  другие  неприятные  ощущения, связанные  с  работой  сердечно-сосудистой

системы, возникают вследствие волнений, частых тяжелых эмоциональных переживаний клиента.
Здесь  могут  иметь  место  две  типичные  ситуации:  а)  сам  клиент  не  очень  хорошо  понимает,
почему у него возникают подобные ощущения;
6) клиент по  собственному опыту знает о том, что неприятные ощущения возникают вследствие
тяжелых  переживаний, но  не  в  состоянии  управлять  своими  эмоциями, особенно  в  стрессовых
условиях.

В  первой  ситуации  клиенту  необходимо  будет  разъяснить, убедить  его  в  том, что  реальной

причиной его недомогания являются отрицательные эмоции. Во второй  ситуации главная задача
психолога-консультанта  заключается  в  том, чтобы  научить  клиента  справляться  со  своими
эмоциями. Чаще  всего, однако, клиента  приходится  и  просвещать, и  учить  практическим


background image

209

действиям.

Психогенные нарушения пищеварения

Из  всех возможных заболеваний  психогенного характера  наиболее  типичными и  чаще  других

встречающимися  в  жизни  являются  те, которые  связаны  с  ненормальной  работой  желудочно-
кишечного  тракта, с  нарушениями  пищеварения. Замечено, что, несмотря  на  широко
распространенное среди профессиональных врачей мнение, что неприятные ощущения в области
желудка  почти  всегда  связаны  с  органическими  нарушениями  в  работе  желудочно-кишечного
тракта, с неправильным питанием человека, в действительности такие ощущения довольно часто
обусловлены первичными нарушениями на уровне психики, т.е. работы нервной системы. Но даже
тогда, когда  это  не  совсем  так, все  равно  практически  почти  всегда  аномалии  в  деятельности
пищеварительной 

системы 

или 

предваряются, или 

сопровождаются 

выраженными

эмоциональными расстройствами. Поэтому на консультацию к психологу нередко приходят люди,
страдающие прежде всего нервными и психическими расстройствами, а затем уже расстройствами
в работе желудочно-кишечной системы.

Консультант-психолог, приступая  к  практическому  консультированию  клиента  на

соответствующую тему, в первую очередь должен выяснить у клиента, когда, при каких условиях
и  в  какой  форме  у  него  чаще  всего  возникают  болезненные  ощущения  в  области  желудочно-
кишечного тракта. Если клиент сам не в состоянии подробно и точно ответить на этот вопрос, то
ему следует помочь наводящими вопросами. Они могут быть такими:

•  Обращались  ли  вы  по  поводу  неприятных  ощущений  в  области  желудка  к  врачу?  Какими

оказались результаты обследования желудка, проведенного по его рекомендациям?

• Выполняли ли вы советы врача? Если выполняли, то какими оказались результаты?
Если клиент отвечает утвердительно на эти вопросы, то можно будет сделать вывод о том, что у

него  действительно  есть  проблемы  сугубо  органического  характера, связанные  с  аномалиями  в
работе  желудочно-кишечной  системы, и  продолжить  расспрос  дальше, предложив  клиенту
следующую  серию  вопросов (они  направлены  на  выяснение  того, каковы  собственно
психологические причины возникшего недомогания):

• Часто ли у вас возникают подобные неприятные ощущения?
• Какие события в вашей жизни обычно предшествуют им или сопровождают их?
• В каких конкретных ощущениях проявляется ваше недомогание?
• Что, кроме  соблюдения  диеты  и  приема  лекарств, вы  пытались  делать  для  того, чтобы

избавиться от подобных неприятных ощущений?

• Есть  ли  у  вас  какие-либо  психологические  приемы  и  средства, которые  вам  помогают  и  с

помощью  которых  вам  иногда  удавалось  решить  свою  проблему (временно  избавиться  от
имеющихся болей или неприятных ощущений)? Если такие приемы и средства есть, то в чем они
заключаются?

Выслушав обстоятельные ответы клиента на все эти вопросы, психолог-консультант проясняет

для себя сложившуюся ситуацию и принимает решение о том, какие советы следует дать клиенту
с учетом уже накопившегося у него опыта жизни.

Рассмотрим  в  этой  связи  типичные  случаи  и  наиболее  разумные  рекомендации, которые

психолог-консультант мог бы предложить клиенту.

Случай 1.

  В  ответ  на  второй  из  сформулированных  выше  вопросов  клиент  говорит, что

возникновению  у  него  неприятных, болезненных  ощущений  в  области  желудочно-кишечного
тракта обычно предшествуют недосыпание, бессонные ночи.

Если  недомогание  сравнительно  легкое, то  достаточно  бывает  выполнить  ряд  простых,

сравнительно  легких  физических  упражнений, а  затем  принять  водные  процедуры  и  после
этого немного отдохнуть.

Если же описанные выше процедуры не помогают, то надо попробовать изменить режим дня и

заниматься  работой  в  то  время, когда  боли  в  области  желудка  отсутствуют, в  том  числе,
возможно, и в необычное время дня, например, ночью, если не спится.

Желательно  постараться  убедить  клиента  в  том, что  сама  по  себе  бессонница – это  еще  не

болезнь  и переживать  по  ее поводу особенно не  стоит. Время  сна  и  время  бодрствования, в том
числе и длительность сна, у каждого человека сугубо индивидуальные (кто к чему привыкает, то и


background image

210

хорошо для него). С возрастом человеку для сохранения работоспособности и восстановления сил
требуется обычно меньше времени для сна, чем в молодости.

Случай 2.

 Отвечая на второй вопрос, клиент говорит психологу-консультанту о том, что часто

у  него  перед  возникновением  недомогания  бывают  какие-то  личные  неприятности, и  обычно
после этого, спустя некоторое время, возникают боли в области желудка. В этом случае клиенту
необходимо  рекомендовать  приемы, пользуясь  которыми, он  мог  бы  избавить  себя  от  слишком
сильных  эмоциональных  переживаний, связанных  с  неприятностями, так  как, скорее  всего,
именно  эти  переживания  рефлекторным  путем  вызывают  боли  в  желудке  и  нарушают
пищеварение.

Следует  выработать  привычку  не  сидеть, сложа  руки, особенно  тогда, когда  возникает

какая-либо  неприятность, а  тут  же  активно  приступать  к  поиску  выхода  из  сложившейся
ситуации и не прекращать его, пока нужное решение не будет найдено.

Сразу же после того как принято решение о возможном выходе из сложившейся ситуации,

приступать, не  откладывая дела в  долгий ящик, к конкретным  действиям, направленным  на
практическую реализацию принятого решения.

Если  что-то  не  получилось, то  обратиться  к  другому  варианту  действий  и  продолжать

действовать так до тех пор, пока нужный результат не будет получен, и пока все возможные
варианты решения проблемы не будут исчерпаны.

Если  сразу  самостоятельно  не  удастся  справиться  с  эмоциями, если, находясь  в  таком
состоянии, клиент не сможет

трезво  размышлять  и  принимать  продуманные, разумные  решения, то  ему  следует
рекомендовать  обратиться  за  помощью  к  другим  людям,  которые  помогли  бы  ему  найти
нужное  решение  проблемы. Лучше  всего, если  это  будут  близкие  для  клиента  люди, к
которым  он  мог  бы  обратиться  в  любой  момент. В  крайнем  случае  таким  человеком  для
клиента  может  стать  и  психолог-консультант, хорошо  знающий  данного  клиента  и  его
проблему.

Случай 3.

 Клиент, отвечая на второй и третий вопросы, говорит, что обычно в то время, когда

он  испытывает  боли  или  другие  неприятные  ощущения  в  области  желудка, он  одновременно
чувствует и повышенную внутреннюю напряженность, нервозность, раздражение, беспокойство.

В  этой  ситуации  полезными  для  клиента  могут  оказаться  приемы, рекомендованные  для

случаев 1 и 2, а  также  параллельное  временное  обращение  к  некоторым, относительно  слабым
успокаивающим лекарствам (по рекомендации врача).

Случай 4.

  Отвечая  на  четвертый  и  следующие  вопросы, клиент  сообщает  психологу-

консультанту, что  в  некоторых  жизненных  ситуациях  при  решении  соответствующей  проблемы
ему  уже  помогали  такие  средства, как, например, прием  небольшого  количества  пищи, которая
временно  или  совсем  устраняла  боль, или  снижала  ее  остроту. Такой  же  эффект  мог  оказать  и
кратковременный  отдых  с  закрытыми  глазами, сон, отвлекающая  от  боли  активность  с
относительно небольшими или, напротив, со значительными нагрузками, а также массаж, тепло и
т.п.

В этом случае совместно с клиентом необходимо проанализировать сложившуюся практику его

жизни, уяснив  оптимальные  условия  обращения  к  использованию  подобных  процедур,
рекомендовать клиенту и в дальнейшем все делать именно так.

Вместе  с  тем  консультант  должен  посоветовать  клиенту  не  останавливаться  на  этом  и

продолжать 

внимательно 

наблюдать 

за 

собой 

во 

время 

подобных 

процедур,

поэкспериментировать  над  собой  и  определить, в  каких  случаях  эти  процедуры  лучше  всего
помогают.

Случай 5.

 Отвечая на четвертый и последующие вопросы, клиент утверждает, что то, что он до

сих пор пытался использовать при возникновении недомогания, не особенно помогало ему.

В этом случае вместе с клиентом необходимо точно определить, почему то, что он уже пытался

делать, оказалось  безрезультатно. Быть  может, дело  заключается  в  том, что  клиент  поступал
неправильно, и тогда ему необходимо посоветовать, как сделать то же самое лучше.

Возможно, что  клиенту  желательно  обратиться  к  использованию  совсем  других  приемов,

исходя  из  собственных  индивидуальных  особенностей. Их  психолог-консультант  может
определить, наблюдая за клиентом и слушая внимательно его рассказ о себе.

Не исключено также, что в конечном счете клиенту придется делать выбор самостоятельно. В