Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10224

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

196

полностью их изменить, особенно у взрослых людей, не представляется возможным.

Как следует поступить психологу-консультанту, если обратившийся к нему клиент жалуется на

то, что сам неоднократно предпринимал попытки как-то повлиять на свой темперамент или что-
либо изменить в своем характере, но все эти попытки оказались безрезультатными?

Прежде  всего  необходимо  уточнить,  что  конкретно  имеет  в  виду  клиент,  обратившийся  за

помощью  к  психологу,  о  каких  недостатках  в  темпераменте  и  характере  идет  речь.  Часто
оказывается, что  то, о  чем  говорит  сам  клиент, не  вполне  соответствует  действительности. Это
случается, во-первых, потому  что  в  жизни  да  и  в  научной  литературе  нередко  путают  понятия
«темперамент» и «характер» человека. Во-вторых, уточнение сути возникшей проблемы требуется
и по той причине, что научные и житейские определения свойств темперамента и черт характера
человека  обычно  не  вполне  совпадают. То, что  называют  темпераментом, может  относиться  к
характеру человека, и наоборот. В-третьих, даже при отсутствии двух указанных выше типичных
ошибок, клиент все же может серьезно заблуждаться в понимании собственной проблемы. Люди в
большинстве  своем  не  способны  реально  осознавать  многие  свойства  своего  темперамента  и
черты характера.

После  уточнения  проблемы  клиента  психологу-консультанту  нужно  осмыслить, почему

предыдущие  попытки, предпринятые  самим  клиентом  для  исправления  своего  темперамента  и
характера, закончились  неудачей. Причин  этого  может  быть  несколько, и  типичные  их  них  мы
кратко рассмотрим далее. Однако для этого сначала понадобится прояснить ситуацию, в которой
оказался клиент, задав ему следующие, например, вопросы:

Какие  из  особенностей  своего  темперамента  и  характера  вы  сами  пытались  уже  изменить  и

почему?

Когда  вы  впервые  предприняли  подобного  рода  попытки  и  в  течение  какого  времени  вы

старались самостоятельно решить вашу проблему?

В чем состояли ваши попытки изменить свой темперамент? Как вы пытались это сделать?
Каким образом вы старались изменить свой характер?
По  каким  признакам  вы  судили  о  том, что  ваш  темперамент  и  характер  действительно

изменяются или остаются прежними?

Что, по вашему мнению, вам удалось изменить в себе?
Как вы думаете, почему вас постигла неудача?
Анализ  ответов  клиента  на  все  эти  вопросы  позволит  психологу-консультанту  уточнить

проблему клиента, направить процесс консультирования на ее оптимальное решение. Кроме того,
такой  анализ  даст  возможность  клиенту  избежать  тех  ошибок,  которые  он  допускал,
самостоятельно пытаясь изменить свой темперамент или характер.

Каковы же  возможные и  вместе  с тем типичные причины  таких неудач? Часто – это одна  из

причин – клиент  ошибочно  оценивает  некоторые  свойства  своего  темперамента  и  некоторые
черты  характера  как  отрицательные  и  пытается  от  них  избавиться. Среди  таких  свойств  и  черт
нередко оказываются те, которые по указанным выше основаниям являются трудноизменяемыми.
Задача  психолога-консультанта  в  этом  случае  состоит  в  том, чтобы  убедительно  разъяснить
данное  обстоятельство  клиенту, побудить  его  отказаться  от  продолжения  дальнейших
непродуктивных  попыток  изменить  соответствующие  свойства  темперамента  и  черты  своего
характера. Если  все  же  окажется  так, что  клиенту  в  его жизни  эти  особенности  темперамента  и
характера  действительно  доставляют  немалые  неприятности, то  необходимо  будет  убедить
клиента  в  том, что  желательно  не  столько  пытаться  изменить  свой  характер  или  темперамент,
сколько постараться принять его таким, какой он есть, т.е. просто приспособиться к нему, найти
рациональные  способы  поведения, соответствующие  имеющимся  чертам  характера  и  свойствам
темперамента.

Вторая возможная причина неудач – это максимализм клиента, который выражается в том, что

клиент  не  довольствуется  умеренными  положительными  изменениями, которые  со  временем
действительно  происходят  в  его  темпераменте  или  характере, но  стремится  стать  почти
совершенной или идеальной личностью. Понятно, что это практически невозможно сделать.

Задача  консультанта  в  этом  случае  сводится  к  тому, чтобы  достаточно  аргументирование

доказать клиенту, что это не только не-
реально, но  и  нежелательно. То, что  человеком  в  детстве  уже  приобретено  и  стало  его
темпераментом  или  характером, остается  с  ним  на  всю  жизнь, практически  не  меняясь. Это


background image

197

нежелательно ломать и искусственно менять по той причине, что со свойствами темперамента, от
которых  человек  хочет  избавиться, в  его  личном  жизненном  опыте  обычно  связано  не  только
плохое, но  и  хорошее. Любое  свойство  темперамента  и  почти  каждая  черта  характера  человека
приносят ему в  жизни какую-то  пользу, и полное устранение их совершенно неожиданно может
обернуться весьма неприятными последствиями.

Если,  к  примеру,  взрослые  люди  –  родители,  столкнувшись  с  упрямством  ребенка,  с  его

непослушанием, начнут  систематически  наказывать  его  и  оказывать  на  него  психологическое
давление, то  в  конечном  счете  они, конечно, могут  добиться  послушания  от  своего  ребенка. Но
при  этом  он  сам  может  стать  безвольным  человеком, что  впоследствии  приведет  ко  многим
неудачам в его жизни.

Третья  причина  неудач  в  коррекции  темперамента  и  характера  человека – это  недостаточная

осознанность  самим  клиентом  тех  положительных  изменений, которые  могут  действительно
происходить  в  его  характере  и  в  темпераменте. Дело  в  том, что  изменения  в  характере  и
темпераменте человека на самом деле являются очень медленными и, как правило, незаметными
для самого человека. Это происходит примерно по тем же самым причинам, по которым человек
не  замечает, например, движения  часовой  стрелки  по  циферблату  часов: оно, как  мы  знаем,
существует, но медленнее, чем работают органы чувств, воспринимающие движения.

В  последнем  случае  неудача  в  коррекции  темперамента  и  характера  обусловлена  простым

незнанием, неспособностью человека реально оценивать происходящие в нем самом изменения. В
этом  случае  основная  задача  психолога-консультанта  состоит  в  том, чтобы  показать, доказать
клиенту, что  его  попытки  как-то  повлиять  на  свой  характер  и  темперамент  на  самом  деле
небезуспешные. Сделать это можно одним из трех способов:

• Предложить  клиенту  обратиться  к  кому-либо  из  близких  для  него  людей, которые  с  ним

часто общаются, и попросить этого человека сказать, изменилось ли что-либо в психологии и
поведении  клиента  за  то время,  когда  он  активно  пытался  себя  изменить.  Такой  разговор  с
близким  человеком  должен  быть  обстоятельным. Желательно, чтобы  сам  психолог-
консультант  подсказал  клиенту, как  его  лучше  организовать  и  провести, какие  вопросы
следует задать близкому человеку, чтобы убедиться в том, что собственные попытки оказать
воздействие на темперамент или характер можно считать успешными.
• Провести  тщательное  тестирование  тех  проявлений  темперамента  и  характера, на

невозможность  изменения  которых  жалуется  клиент. Здесь  особенно  важно  обратить
внимание  клиента  на  те  признаки, которые  свидетельствуют  об  изменениях  в  свойствах
темперамента и в чертах характера, от которых сам клиент хотел бы избавиться.

• По  завершении  коррекционной  работы  также  необходимо  провести  заключительное

психологическое  тестирование  и  сравнить  его  результаты  с  результатами  первоначального
тестирования. Путем такого сравнения можно будет практически доказать клиенту, что в его
психологии  и  поведении  действительно  происходят  значимые  положительные  изменения,
хотя он сам их не вполне осознает.

Неудачи в избавлении от комплексов

Прежде  всего  выясним, чем  могут  быть  обусловлены  неудачи  человека  в  избавлении  от

имеющихся  у  него  комплексов, так  как  от  знания  причин  зависят  и  рекомендации, которые
психолог-консультант может дать клиенту.

Первой  возможной  причиной  неудач  избавления  от  комплексов  может  стать  отсутствие  у

человека  сознания  того, что  он  на  самом  деле  обладает  комплексами. Это, кстати, одна  из
наиболее  часто  встречающихся  в  жизни  причин, и  связана  она  с  тем, что  значительная  часть
имеющихся  у  человека  комплексов  им  на  самом  деле  не  осознается. Кроме  того, комплексы
развиваются  и  сохраняются  у  человека, как  правило, на  подсознательном  уровне. Их  осознание
обычно порождает у человека весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая
цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека.

Второй  вероятной  причиной  неудач  человека  в  избавлении от  комплексов  становится  то,  что

сами комплексы представляют собой весьма стойкое психологическое явление – такое, полностью
избавиться от которого практически невозможно даже тогда, когда их существование осознается и
у человека имеется достаточно сильное желание избавиться от них.


background image

198

Есть  несколько  психофизиологических  объяснений  устойчивости  комплексов, причем  каждое

из  этих  объяснений, взятое  в  отдельности, вполне  достаточно  для  того, чтобы  понять, почему
комплекс  так  устойчив  и  живуч. Но  если  дополнительно  принять  во  внимание  тот  факт, что  в
жизни  человека  эти  причины  могут  действовать  вместе, то  становится  более  понятно, почему
комплексы чрезвычайно устойчивы и попытки их изменения вызывают сопротивление. Приведем
соответствующие объяснения.

Во-первых, комплексы  образуются  у  человека  обычно  в  раннем  детстве, в  тот  период  его

жизни, когда он был еще маленьким ребенком и когда его мозг еще был недостаточно зрелым для
того, чтобы  анализировать  и  дифференцировать  поступающую  в  него  информацию. Первое  из
указанных обстоятельств приводит к тому, что сложные системы условно-рефлекторных реакций,
связанных  с  возникновением  и  функционированием  комплекса, формируются  на  базе  еще
незрелого  мозга, а  такие  реакции, как  известно, обобщенные  и  весьма  устойчивые. Второе
обстоятельство ведет к тому, что человек, приобретший комплекс, на самом деле точно может не
знать, в чем этот комплекс в его психологии и поведении проявляется.

Следующее  объяснение  устойчивости  комплексов  таково: в  структуре  личности  большинство

комплексов взаимосвязаны друг с другом и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом
в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль. Соответственно, не
всегда желательно бывает избавляться от них. Если устранить такой комплекс, то одновременно с
этим  человек  может  стать  психологически  незащищенным, и  неизвестно, что  для  него  будет
лучше: оставаться с имеющимися комплексами, но быть психологически защищенной личностью,
или избавиться от комплекса, но стать психологически беззащитным.

К  примеру, комплекс  неполноценности  в  личности  человека  нередко  сочетается  с  такими

защитными механизмами, как рационализация, подавление (вытеснение), сублимация, проекция и
другие, без  которых  человек  не  мог  бы  чувствовать  себя  вполне  безопасно. За  счет  действия
защитных реакций личности бессознательное сопротивление попыткам избавиться от комплексов
обычно усиливается.

Наконец, следует иметь в виду чисто техническую, но весьма существенную проблему. Дело в

том, что до сих пор психологи не располагают полностью валидными и вместе с тем надежными
средствами  психодиагностики  комплексов. По  данной  причине  психолог-консультант, вполне
искренне  желая  помочь  клиенту, сам  зачастую  не  знает, как  это  сделать  и  с  чего  начинать
консультирование. А  начинать  его  почти  всегда  нужно  с  точной  психодиагностики  имеющихся
комплексов.

Тем не менее помочь клиенту в решении обсуждаемой проблемы психолог вполне в состоянии.

Во-первых, он  может  объяснить  клиенту, что  такое  комплекс, какую  роль  он  играет  в  жизни  и
какое место занимает в структуре личности. Далее консультант может убедить клиента в том, что
никакой  опасности  для  его  здоровья  комплексы  не  представляют. Во-вторых, можно  доказать
клиенту, что комплексы есть не только у него, но и у многих других людей, что в этом отношении
он  не  отличается  от  большинства  людей  ни  в  худшую, ни  в  лучшую  сторону. В-третьих,
желательно убедить клиента в том, что свои собственные комплексы ему лучше знать, а не делать
вид,  что  их  не  существует,  и  по  мере  возможности  пытаться  избавиться  от  них.  Наконец,  в-
четвертых, важно подсказать клиенту, что надо делать для того, чтобы избавиться от комплексов
или  хотя  бы  уменьшить  их  реальное  влияние  на  поведение  и  на  взаимоотношения  клиента  с
окружающими людьми.

О наличии комплексов у клиента можно, в частности, судить по следующим признакам:
– частые  и  сильные  переживания  клиента  из-за  собственного  поведения  и  собственных

неадекватных реакций на действия других людей;

– неадекватность  реакций  клиента  на  различные  жизненные  ситуации  и  на поведение  других

людей;

– чувство  психологической  и  физической  скованности  при  решении  задач, которые

оцениваются другими людьми;

– чувство страха или повышенное чувство беспокойства при ожидании предстоящих встреч  и

разговоров со значимыми людьми.

Клиент, наблюдая  за  самим  собой, или  же  психолог-консультант, наблюдая  за  поведением

клиента, могут  сделать  выводы  о  наличии  комплексов  на  основе  проявлений  одного  или
нескольких  из  перечисленных  выше  признаков. Чем  больше  таких  признаков, тем  сильнее


background image

199

закомплексован клиент и тем больше у него может быть разнообразных комплексов.

Следующий  шаг  в  психологической  консультационной  работе  по  преодолению  комплексов

состоит в том, чтобы выяснить, к каким комплексам относятся выявленные признаки, где, когда и
как  они  проявляются. Это  позволит  определить  характер  имеющихся  у  клиента  комплексов,
отнести  их  к  одной  из  известных  категорий (каждая  из  них  предполагает  свои  практически
рекомендации клиенту).

Комплексы могут быть следующих видов.

Комплекс неполноценности

 по поводу:

– внешних, физических  недостатков  человека, включая  его  фигуру, лицо, руки, недостатки

других частей тела;

– внутренних, психологических  недостатков, включая  ум, речь, память, внимание, знания,

способности, умения, навыки, черты характера.

Комплекс  превосходства

 (умеренное  проявление  так  называемой  мании  величия) в  одной  из

следующих областей:

– национально-родовая принадлежность к определенной, якобы лучшей, национальности или к

так  называемому «лучшему» роду (к  примеру, интеллигентское, дворянское, царское  и  иное
происхождение);

– принадлежность к определенной, якобы высшей, расе (например, к белой);
– принадлежность  к  определенной  социальной  группе, якобы  по  своему  положению

превосходящей другие социальные группы (например, банкиры, бизнесмены, политики и т.п.);

– обладание особыми, якобы высшими, качествами, культурой,

способностями, знаниями.

Комплекс враждебности.

 Он проявляется:

– в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в том,

что обладание ею дает ему право властвовать над другими людьми;

– в убежденности человека в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и злы, и,

следовательно, агрессивность – это  вынужденное  ответное  действие  одного  человека  на
коварство другого.

Комплекс  вины.

  Он  выражается  в  том, что  человек  с  сильно  развитой  совестью  и  чувством

ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других
людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что
происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.

Комплекс  защиты.

  Он  проявляется  в  уверенности  человека  в  том,  что  все  люди  вокруг  него

настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от
людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.

Уточнив  в  соответствии  с  предложенной  классификацией, какие  комплексы  на  самом  деле

проявляются в психологии и поведении клиента, консультант может предложить ему конкретные
рекомендации по избавлению от соответствующих комплексов. Рассмотрим эти рекомендации.

Комплекс  неполноценности  человека, возникший  по  поводу  его  физических  недостатков,

полностью не устраним, так как исправить сами недостатки далеко не всегда возможно. Вместе с
тем любой человек может убедиться в том, что отношение к нему людей и его популярность среди
людей определяются отнюдь не его внешностью. С годами этот фактор, как известно, становится
менее значимым, чем  в  детском  и  юношеском возрасте. Кроме того, внешность  человека можно
значительно  улучшить  за  счет  специальных  физических  упражнений, одежды, косметики  и  т.п.
Этого же можно добиться путем тренировки и отработки внешних форм поведения, экспрессивно-
выразительных движений, постановки голоса и др.

Психологу-консультанту  желательно  знать  и  уметь  использовать  нужную  информацию  из

соответствующих областей для того, чтобы быть в состоянии реально помочь клиенту.

Комплекс  неполноценности  устраняется  за  счет  выработки  у  человека  новых, полноценных

психических  качеств, которые  служат  хорошей  компенсацией  соответствующего  комплекса.
Важно  только, чтобы  эти  качества  были  достаточно  хорошим  противовесом  тем  качествам,
которых недостает клиенту.

Желательно также вести активную параллельную работу, направленную на избавление клиента

от  тех  качеств  личности, которые  он  считает  своими  недостатками. Некоторые  из  них, такие,
например, как  отрицательные  социальные  установки, незнание  чего-либо, неумение, можно
сравнительно легко устранить. Другие – такие, как недостатки в способностях, чертах характера,


background image

200

укоренившиеся  привычки  и  т.п.,  устраняются  с  большим  трудом.  Но,  и  в  том  и  другом  случае
необходима серьезная работа клиента над собой.

Задачи психолога-консультанта в связи с этим сводятся к следующему:

– уточнить вместе с клиентом, о каких конкретных недостатках идет речь;
– выяснить причины этих недостатков и наметить план их устранения;

– предложить клиенту соответствующие практические рекомендации.
Работа  над  ликвидацией  комплекса  превосходства  у  клиента  должна  проводиться  несколько

иначе. Прежде  всего  клиенту  необходимо  будет  доказать, что  у  него  действительно  имеется
соответствующий  комплекс. Это, кстати, далеко  не  всегда  легко  сделать. Но  вначале  сам
консультант должен будет точно определить наличие такого комплекса у клиента.

О его существовании можно, в частности, судить по следующим признакам:

– по  наблюдаемой  манере  поведения  клиента: тот  человек, у  которого  имеется  подобный

комплекс, обычно держится довольно высокомерно, старается сохранить между собой и другими
людьми физическую и психологическую дистанцию;

– по наблюдаемой манере разговора: клиент, обладающий комплексом превосходства, обычно

разговаривает  с  психологом-консультантом  в  назидательном, нравоучительном  тоне, часто
перебивает, не дослушав до конца, почти все утверждает в безапелляционной манере, делает вид,
что  все  знает  заранее  и  все  понимает  гораздо  лучше  или  так  же  хорошо, как  и  психолог-
консультант. Он обычно держится снисходительно по отношению к психологу-консультанту, не
терпит возражений и заявляет консультанту, что тот вряд ли сможет ему помочь.

Для  того  чтобы  такого  клиента  убедить  в  том, что  у  него  действительно  имеется  комплекс

превосходства и что от этого комплекса ему желательно избавиться, можно, вежливо спросив на
то  разрешение  клиента, провести  аудио- или  видеозапись  его  беседы  с  кем-либо, например, с
самим  психологом-консультантом. Далее  достаточно  иногда  бывает  просто  дать  возможность
клиенту послушать собственный голос или посмотреть в видеозаписи на себя со стороны, чтобы
он смог убедиться в том, что в его манере общения с людьми действительно что-то неладно.

Лишь в том случае имеет смысл предлагать клиенту какие-либо практические рекомендации по

поводу  избавления  его  от  комплекса  превосходства, когда  сам  клиент, во-первых, признает
наличие такого комплекса у себя, во-вторых, соглашается от него избавиться.

Есть  определенная  специфика  в  процедуре  устранения  у  клиента  комплекса  превосходства,

возникшего на национально-этнической или родовой почве или связанного с социокультурными
факторами. Обсудим эту специфику.

Комплекс  превосходства, имеющий  национально-родовую  основу, весьма  живучий  и, к

сожалению, нередко активно поддерживается той социальной средой, в которой родился и живет
человек. Устранить  этот  комплекс  можно  лишь  при  условии, что  соответствующий  человек  на
довольно длительный срок окажется в иной социокультурной среде, обычаи и традиции которой
существенно  отличаются  от  тех, которые  характерны  для  прежней  среды  его  обитания. В
результате  он  неизбежно  должен  будет  принять  новую  культуру, убедиться  в  том, что  эта
культура отнюдь не уступает той, в которой вырос он. Это приведет к тому, что данный человек
фактически  признает, что  культура, обычаи, традиции, личное  достоинство  людей  разных
национальностей, этносов, родов и т.п. примерно одинаковы, что они имеют свои, также примерно
равные, достоинства и недостатки.

Комплекс  превосходства  социокультурного  характера  устраним  за  счет  приобретения

человеком  нового, более  богатого  и  разнообразного  жизненного  опыта – такого, который
убеждает  человека  в  том, что  в  любой  социальной  группе (религиозной, экономической,
политической  и  т.п.) есть  немало  как  положительного, так  и  отрицательного. Это  не  позволяет
ставить одну социальную группу выше другой социальной группы.

Как  избавиться  от  комплекса  враждебности? В  большинстве  случаев  враждебность, или

агрессивность, это  приобретенное  человеком  качество, являющееся  следствием  его  не  вполне
удачного жизненного опыта. Исключение составляют только те случаи, когда агрессивность имеет
под собой органическую основу и связана с патологическим функционированием мозга человека,
в частности так называемого «центра агрессивности».

Агрессивность  поддерживается  специфическими  внутренними  и  внешними  стимулами,

устранив  действие  которых  можно  предупредить  возникновение  и  проявление  агрессивного
поведения у человека. К числу внутренних стимулов агрессивности относятся следующие: