Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11483
Скачиваний: 403
276
НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - такие черты характера, которые у
данного человека реально существуют, определенно влияют на его поведение, но им самим,
как свойственные ему, актуально не осознаются.
НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ПОДЧИНЕННЫХ -
разнообразные взаимоотношения между руководителем и подчиненными, складывающиеся
помимо и независимо от их профессиональных обязанностей, не регламентированные
какими-либо официально принятыми документами: законом, уставом, приказом,
положением и т.п.
НЕПРЕРЫВНОСТЬ КОНТАКТОВ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ –
постоянство или длительность непрерывного общения психолога-консультанта со своим
клиентом; отсутствие долгих перерывов во взаимодействии психолога-консультанта и
клиента, связанное с поиском решения проблемы клиента.
НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - такие личные отношения между
людьми, в которых они проявляют явную неприязнь по отношению друг к другу, очень
низко оценивают достоинства друг друга и преувеличивают недостатки.
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ХАРАКТЕРОВ ЛЮДЕЙ - ситуация, при которой люди, вступающие в
общение друг с другом, обнаруживают противоположные, несовместимые черты характера,
препятствующие установлению между ними нормальных человеческих отношений.
НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ - неумение человека вести себя в
точном соответствии со своими психологическими особенностями, настроением, желаниями,
его неумение открыто проявлять свои чувства.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ДЕТИ - такие дети, которые и психологически и своим поведением
существенно отличаются от большинства других детей, требуют к себе особого подхода.
НЕУВЕРЕННОСТЬ КЛИЕНТА В СЕБЕ - отсутствие у клиента уверенности в своих силах и
возможностях в том, что он в состоянии успешно справиться со своими жизненными
проблемами.
НЕУДАЧИ ЧЕЛОВЕКА В КОНКУРЕНЦИИ С ЛЮДЬМИ - неудачи, которые испытывает человек
тогда, когда ему приходится соревноваться, конкурировать с другими людьми.
НЕУДАЧИ В СОХРАНЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ - утрата человеком работоспособности,
снижение продуктивности и качества его работы, несмотря на попытки с его стороны
сохранить их на должном уровне.
НЕУДАЧИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОДВИЖЕНИИ ПО СЛУЖБЕ - неудачи, связанные со служебным
ростом человека, с получением им высокой должности, квалификации, зарплаты и т. п.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА ОБЩЕНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ
- такая обстановка, в которой психолог-консультант и клиент общаются друг с другом и
воспринимают друг друга как вполне равноправных во всех отношениях людей, достаточно
хорошо лично знакомых друг с другом, а не как официальных лиц.
ОБОБЩЕНИЕ – краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в
своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.
ОБОБЩЕННЫЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАКЦИИ -рефлекторные реакции, возникшие в
результате одновременного воздействия на организм некоторой целостной ситуации,
включающей в себя множество разнообразных стимулов, каждый из которых может служить
условным сигналом, порождающим независимо от других стимулов соответствующую
реакцию.
ОБРАЗ Я-КЛИЕНТА – представление клиента о самом себе, о своих психологических
особенностях.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА И КЛИЕНТА – общение психолога-
консультанта с клиентом после завершения психологической консультации, в процессе
выполнения клиентом рекомендаций, полученных в ходе консультации. Такая обратная связь
обеспечивает психолога-консультанта ценной информацией о том, как действуют его
рекомендации на клиента. Она также позволяет клиенту корректировать свое поведение,
связанное с решением его проблемы.
ОБСТАНОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – условия, в которых
организуется и проводится психологическое консультирование, включая место, время,
приемы и средства проведения консультирования, стиль общения психолога-консультанта с
277
клиентом и многое другое.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – основная отрасль психологической науки, содержащая в себе базовые
психологические знания, понятия и законы.
ОБЩЕЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, которое получает человек в начале обучения в
высшем учебном заведении: институте, университете, академии, колледже и т. п. О.в.о.
включает в себя знание общеобразовательных предметов, которые преподаются в любом
высшем учебном заведении.
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - способности, которые в той или иной степени развиты у
многих людей, оказывающие влияние на успешность выполнения ими многих различных
видов деятельности.
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА – уровень умственного
развития человека, оцениваемый по степени сформированности его общих способностей.
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К
СЕБЕ ВНИМАНИЕ -причины, из-за которых данный человек представляет мало интереса
для других людей и они обычно не обращают на него внимание.
ОБЪЕКТИВНЫЕ
ПРИЗНАКИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - реальные признаки, подтверждаемые результатами наблюдения и
окружающими людьми (помимо самого психолога-консультанта и клиента), благодаря им
можно вполне объективно судить о том, что психологическое консультирование прошло
успешно.
ОДНОСТОРОННИЕ СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ - конфликты в семье, в которые вовлечен
только один из супругов, а другой супруг занимает благожелательную или нейтральную
позицию.
ОДНОСТОРОННОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФАКТОВ НА СТАДИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА -
ошибка в интерпретации исповеди клиента, при которой психолог-консультант, оценивая
проблему, возникшую у клиента, и предлагая ее решение, ориентируется на какую-либо
частную научную теорию, не замечая ее неполноты или односторонности. В результате
неполными и односторонними оказываются выводы психолога-консультанта о проблеме
клиента и о путях ее решения.
ОКАЗАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ПОМОЩИ КЛИЕНТУ - помощь психолога-консультанта клиенту,
которую он оказывает, когда самостоятельно приступает к выполнению рекомендаций,
полученных во время консультации.
ОПЕРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ КЛИЕНТУ - срочная, текущая помощь, оказываемая психологом-
консультантом клиенту и рассчитанная на достижение быстрого эффекта от проведения
консультирования.
ОППОНЕНТ – человек, возражающий в чем-либо в споре другому человеку; человек,
придерживающийся иной, иногда противоположной, точки зрения по обсуждаемому
вопросу.
ОПТИМАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - мотивация, обеспечивающая наилучшие
результаты деятельности человека.
ОПТИМАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО РАБОТЕ - такие решения, которые в максимальной степени
улучшают работу человека, сводя к минимуму затраты на ее выполнение и ошибки,
связанные с ней.
ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – условия,
способствующие
наилучшему
проведению
психологического
консультирования,
повышающие его результативность.
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - создание таких условий для выполнения
деятельности, при которых человек может в максимальной степени при минимальных
затратах физических и психологических усилий удовлетворить свои потребности.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ - выработка человеком наилучших решений по
тому или иному вопросу;
достижение максимальных положительных результатов от реализации принятых решений,
сведение к минимуму возможных отрицательных их последствий.
ОПЫТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – общее количество времени,
в течение которого психолог работает консультантом; разнообразие проблем и клиентов, с
278
которыми ему, как психологу-консультанту, уже приходилось иметь дело; успехи и неудачи
при проведении психологического консультирования.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способности, связанные с организацией какого-либо
дела и с совместной деятельностью людей, направленной на его выполнение.
ОРГАНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ – заболевания, связанные с поражениями различных органов тела
человека.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – черта характера человека, выражающаяся в его готовности лично
отвечать за то, что происходит с ним и вокруг него.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - круг вопросов, связанных с
проведением психологического консультирования, за правильное решение которых несет
персональную ответственность психолог-консультант. Обычно о.п.к. добровольный акт,
однако в случаях нарушения закона или положений морального кодекса практического
психолога консультант несет персональную ответственность перед законом или перед
сообществом коллег-профессионалов.
ОТКРЫТОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТУ -готовность и способность
психолога-консультанта быть открытым и откровенным для клиента человеком, искренне и
честно обсуждающим с ним все вопросы, которые возникают в процессе проведения
психологического консультирования.
ОТСУТСТВИЕ ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЙ - психологическая проблема, суть которой состоит в
том, что один человек, симпатизируя другому человеку, не вызывает с его стороны
аналогичные ответные чувства к себе.
ОТЧУЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ОТ РОДИТЕЛЕЙ - возникновение психологического барьера
между родителями и подростком. О. п. от р. проявляется в том, что подросток начинает все
меньше общаться со своими родителями, все меньше рассказывать им о своей жизни, о том,
что его волнует; они все меньше начинают его понимать и одобрять его поведение.
ОЦЕНКА ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ - важный аспект восприятия и понимания людьми друг
друга. В результате о.п. по о. складывается его образ личности с теми его индивидуальными
психологическими особенностями, которые важны при целенаправленном общении и
взаимодействии с людьми.
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА – специальная измерительная шкала, используемая в психологических
тестах и предназначенная для количественной оценки тех психологических свойств, для
диагностики которых данный тест предназначается.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА СУБЪЕКТИВНОГО
ОТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К ДАННОМУ КЛИЕНТУ - ошибка в
психологическом
консультировании, довольно
часто
допускаемая
психологами-
консультантами, которые неправильно оценивают себя и свои возможности, пытаются судить
о клиенте по образу и подобию самих себя.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОГО ОПЫТА
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибка, которую в своей
работе чаще всего совершают начинающие психологи-консультанты. Она состоит в
неумении консультанта правильно интерпретировать исповедь клиента. Эта ошибка может
проявляться во многих других ошибках психологического консультирования, свидетельствуя
о недостаточном профессиональном опыте психолога-консультанта.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибка в
психологическом консультировании, вызываемая неполной общенаучной и специальной
теоретической подготовленностью консультанта, в частности – отсутствием у него
достаточно глубоких знаний в области современных психологических теорий личности и
межличностных отношений.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ,
ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ - ошибка в практике
психологического консультирования, проявляющаяся в том, что психолог-консультант, делая
свои выводы о проблеме клиента и предлагая ему практические рекомендации, направленные
на ее решение, не получил о клиенте достаточно полной информации.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА СКЛОННОСТИ ПСИХОЛОГА-
279
КОНСУЛЬТАНТА ДЕЛАТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ ВЫВОДЫ - ошибка в психологическом
консультировании, порождаемая склонностью психолога-консультанта спешить с выводами
о сути проблемы клиента и с рекомендациями по ее решению.
ОШИБКА НЕДОПОНИМАНИЯ КЛИЕНТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ
ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬ-
ТАНТА – ошибка в психологическом консультировании, проявляющаяся в том, что клиент не
полностью понимает суть и смысл рекомендаций, полученных от психолога-консультанта, но
открыто и прямо об этом не говорит.
ОШИБКА
НЕТОЧНОЙ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ
ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА – ошибка в психологическом
консультировании, проявляющаяся в том, что, выслушав исповедь клиента, психолог-
консультант делает неправильные выводы из того, о чем ему рассказал клиент.
ОШИБКА ОБЪЕКТИВНОЙ НЕВОЗМОЖНОСТИ КЛИЕНТА ВЫПОЛНИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ,
ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибка в психологическом
консультировании, при которой обнаруживается, что клиент по не зависящим от него
причинам не в состоянии полностью выполнить рекомендации, полученные от психолога-
консультанта.
ОШИБКА
ОДНОСТОРОННОСТИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ
КЛИЕНТУ
ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ – ошибка, суть которой состоит в том, что психолог-
консультант дает клиенту такие рекомендации, которые не в состоянии полностью решить
его проблему.
ОШИБКА ПОЛУЧЕНИЯ КЛИЕНТОМ ОТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ПРАКТИЧЕСКИ
НЕ ВЫПОЛНИМЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ – ошибка в психологическом консультировании,
состоящая в том, что клиенту даются такие рекомендации, которые он в силу различных, в
том числе объективных, причин не в состоянии выполнить.
ОШИБКА, СВЯЗАННАЯ С НЕЖЕЛАНИЕМ КЛИЕНТА ВЫПОЛНЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ,
ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибка в психологическом
консультировании, состоящая в том, что клиент, получив от психолога-консультанта
практические рекомендации по решению своей проблемы, по тем или иным причинам не
хочет следовать этим рекомендациям.
ОШИБКИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА - типичные ошибки, наиболее часто
встречающиеся в практике проведения психологического консультирования при
интерпретации психологом-консультантом исповеди клиента и приводящие или к неверной
оценке проблемы клиента, или к неправильным, практически не выполнимым
рекомендациям по ее решению.
ОШИБКИ НЕВЕРНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА О ПРОБЛЕМЕ
КЛИЕНТА - ошибки в психологическом консультировании, проявляющиеся в том, что
психолог-консультант, выслушав исповедь клиента, делает неправильные выводы о сути его
проблемы.
ОШИБКИ НЕВЕРНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ КЛИЕНТУ ПСИХОЛОГОМ-
КОНСУЛЬТАНТОМ - ошибки в психологическом консультировании, состоящие в том, что,
правильно оценив проблему клиента, психолог-консультант предлагает ему неправильные
советы по практическому ее решению.
ОШИБКИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КЛИЕНТА ПО РЕА-ЛИЗАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ,
ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибки в психологическом
консультировании, состоящие в том, что клиент, получив достаточно правильные
рекомендации от психолога-консультанта, действует неправильно, пытаясь выполнить эти
рекомендации.
ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ – неязыковые
характеристики речи человека, с помощью которых он выражает то, что не полностью может
быть выражено словами, например свое отношение к происходящему, свои переживания и
т.п. К п.к.э.р. относятся, например, интонация, ударение, громкость голоса, темп и паузы в
речи и другое.
ПАРАФРАЗА – см. перифраза.
ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ -тип внутрисемейного конфликта,
280
обусловленного устаревшим, патриархальным представлением о положении и правах мужа и
жены (мужчины и женщины) в семье. При п. в. к. муж (мужчина) в семье обычно наделяется
большими правами, чем женщина, и может вести себя более вольно, чем жена. Сам же п. в. к.
возникает тогда, когда одна из вовлеченных в него сторон – чаще всего жена (женщина) –
выражает протест против патриархальных семейных взаимоотношений, отстаиваемых
противоположной стороной.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологической науки, включающая в себя
знания и исследования, касающиеся образования, обучения и воспитания людей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ - новейшие, самые современные идеи и направления в
научной и практической педагогике.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое
консультирование по вопросам образования, прежде всего обучения и воспитания детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО - руководство людьми в учреждениях образования, в
частности детьми и учителями в школе.
ПЕРВИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА -деловые черты характера, которые
обычно первичными появляются у ребенка в процессе его индивидуального
психологического развития и на основе которых у ребенка формируются главные, вторичные
деловые качества, к которым, в частности, относятся аккуратность, дисциплинированность,
исполнительность и другие.
ПЕРИФРАЗА (ПЕРИФРАЗИРОВАНИЕ) - краткое, сокращенное, но достаточно точное по смыслу,
повторение психологом-консультантом того, что ему в процессе исповеди сказал клиент.
ПЕРМАНЕНТНАЯ ПРОБЛЕМА КЛИЕНТА - проблема, которая для данного клиента является
постоянной, типичной, существующей довольно'давно или время от времени периодически
возникающей в его жизни.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДЕЛА ПОДЧИНЕННЫХ - дела, которые лично касаются людей, находящихся
в подчинении данного руководителя и, как правило, не связаны с выполняемой ими работой.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ - отклонения в поведении человека от нормы.
ПОДАВЛЕНИЕ – вытеснение из сферы сознания человека влечений, потребностей, мотивов,
неприятных и неприемлемых для него по каким-либо соображениям морально-этического
или правового характера.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – первый,
начальный этап проведения психологического консультирования, во время которого
психолог-консультант предварительно знакомится с клиентом и вместе со своими
помощниками готовит все, что необходимо для успешного проведения психологической
консультации.
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ –
совокупность действий психолога-консультанта, связанных с обеспечением оптимальных
условий для проведения психологического консультирования. Работа на данном этапе
включает в себя выбор и оборудование помещения для консультации, подготовку
необходимых для консультирования документов и материалов, предварительное знакомство
психолога-консультанта с информацией, касающейся клиента и его проблемы.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТНОЙ КОНФЛИКТ С РОДИТЕЛЯМИ – конфликт между
родителями и подростками, возникающий в период перехода ребенка от детства к
взрослости, в возрасте от 12–13 до 14–15 лет. ПОКЛАДИСТОСТЬ – черта характера
человека, проявляющаяся в его способности предупреждать, избегать возникновения
конфликтных ситуаций, устранять уже возникшие конфликты с людьми.
ПОЛЕЗНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА - практическая ценность, реальная польза,
получаемая в результате применения данного психологического теста при проведении
психологического консультирования.
ПОСТКОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ -
общение психолога-консультанта с клиентом после того, как психологическое
консультирование в основном завершилось и клиент получил необходимые рекомендации по
практическому решению его проблемы.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО СЕМЕЙНЫМ
ВОПРОСАМ - некоторые, достаточно общие правила, которые следует соблюдать при