Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10174

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

271

КАРТОТЕКА  КЛИЕНТОВ  В  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОНСУЛЬТАЦИИ – специальная

картотека, создаваемая для служебного пользования в психологической консультации. В нее

заносятся  следующие  сведения  о  клиентах:  кто,  когда,  по  какому  поводу  обратился  в
консультацию, кто  проводил  консультирование, какой  оказалась  проблема  клиента, какие
рекомендации  по  ее  решению  были  предложены  клиенту, какой  оказалась  эффективность
выполнения клиентом соответствующих практических рекомендаций, и другие данные.

КАТАЛИЗАТОР  ВНУТРИСЕМЕЙНОГО  КОНФЛИКТА - какой-либо  объективный  или

субъективный  фактор, не  являющийся  первопричиной  или  первоисточником  конфликта,
возникшего  в  семье, но  способный  существенно  повлиять  на  него, усиливая  или
поддерживая данный конфликт.

КАЧЕСТВА  ХОРОШЕГО  РУКОВОДИТЕЛЯ (ОРГАНИЗАТОРА) – психологические  свойства,

характеризующие человека как умелого руководителя или организатора какого-либо дела.

КЛИЕНТ – человек, обратившийся  в  психологическую  консультацию  за  помощью

профессионального психолога для решения какой-либо проблемы.

КОГНИТИВНАЯ  ГОТОВНОСТЬ  РЕБЕНКА  К  ОБУЧЕНИЮ  В  ШКОЛЕ – уровень  развития

когнитивных (познавательных) процессов  у  ребенка  шести-семилетнего  возраста, включая
восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, достаточный  для  успешного
освоения учебной программы в начальных классах школы.

КОГНИТИВНОЕ 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое

консультирование, проводимое  по  вопросам  формирования  и  развития  познавательных
процессов у клиента.

КОГНИТИВНЫЕ  ПРОЦЕССЫ - познавательные  процессы  человека, включая  его  ощущения,

восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

КОДЕКС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ЭТИКИ  ПРАКТИЧЕСКОГО  ПСИХОЛОГА – свод основных

законов, положений, правил, которые  практический  психолог, в  том  числе  психолог-
консультант,  должен  неукоснительно  соблюдать,  работая  с  людьми.  К.  п.  э.  п.  п.
принимается  профессиональным  сообществом  психологов  и  действует  в  рамках  данного
сообщества.

КОЛИЧЕСТВО ВСТРЕЧ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ – общее число личных

встреч психолога-консультанта и клиента в течение определенного времени: недели, месяца
или  года, – необходимых  психологу-консультанту  и  клиенту  для  того, чтобы  полностью
решить проблему клиента.

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – уровень развития умений и

навыков общения с

людьми  ребенка шести-семилетнего возраста, достаточный  для  начала  успешного обучения
ребенка в школе.

КОММУНИКАТИВНЫЕ  СПОСОБНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА - способности  человека, которые

проявляются в его общении с людьми. К. с. ч. включают в себя умение слушать и понимать
людей,  оказывать  на  них  влияние,  устанавливать  с  ними  хорошие  личные  и  деловые
взаимоотношения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ  ЧЕРТЫ  ХАРАКТЕРА  ЧЕЛОВЕКА -черты  характера  человека,

проявляющиеся в его общении с людьми.

КОММУНИКАТИВНЫЙ  ИНТЕЛЛЕКТ - совокупность  умственных  способностей  человека,

проявляющихся  в  решении  тех  задач, которые  у  него  возникают  в  процессе  общения  с
людьми.

КОМПЛЕКС  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - ошибочное  представление  человека  о  своих  физических

или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся  глубокими  и, как
правило, скрываемыми от посторонних людей, переживаниями из-за этих недостатков.

КОМПЛЕКС  ВИНЫ – необоснованное, слишком  сильно  выраженное  у  человека  чувство  вины,

которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания.

КОМПЛЕКС  ВРАЖДЕБНОСТИ - психологическое  состояние, установка  человека, при  которой

он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям.

КОМПЛЕКС  ЗАЩИТЫ – психологическая  установка, настрой  человека  на  то, что  окружающие

люди представляют для него  угрозу, враждебно относятся к нему, и поэтому он вынужден
постоянно защищаться от их нападок.


background image

272

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в

чем-то  неполноценен, намного  хуже  других  людей  и  уступает  им, и  поэтому  заслуживает
недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.

КОМПЛЕКС  ПРЕВОСХОДСТВА  -  не  вполне  обоснованная  уверенность,  установка  человека  на

то, что  он  превосходит  окружающих  людей  и  что  это  якобы  дает  ему  право  пользоваться
среди них особыми привилегиями.

КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА – способ интерпретации

исповеди  клиента, основанный  на  совокупности  положений, вытекающих  из  нескольких
разных психологических теорий.

КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - такое поведение человека, при котором его

действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, со-

ответствуют  тем  словам, которые  он  в  это  время  произносит, высказывая  комплименты  в
адрес другого человека или выслушивая комплименты в свой собственный адрес.

КОМПРОМИСС – согласие  во  мнениях, достигаемое  между  людьми  в  чем-либо  за  счет  их

взаимных уступок.

КОНКУРЕНТНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ - поведение  человека  в  ситуации  соревнования  с  другими

людьми, рассчитанное на то, чтобы выиграть это соревнование, превзойти этих людей.

КОНКУРИРУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - психологически не совместимые друг с

другом, противоречащие  друг  другу  черты  характера  человека, порождающие
несогласованные, противоречивые формы его поведения в одних и тех же ситуациях.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА - такой ответ человека на действия или высказывания

другого человека, который в самом себе содержит полезные предложения о том, как решить
проблему, волнующую другого человека.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА – стремление психолога-

консультанта не столько избавить  клиента  от переживаний  по поводу проблемы, с которой
клиент  столкнулся, сколько, сохранив  или  умножив  энергию  клиента, направить  ее  на
решение данной проблемы (в конструктивное русло).

КОНСУЛЬТАНТ-ПСИХОЛОГ - профессионально  подготовленный  практический  психолог,

занимающийся психологическим консультированием.

КОНТРОЛЬ!! ОЦЕНКА  СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЛЮДЕЙ – текущее  управление

групповой  деятельностью  людей, предполагающее  ее  периодическое  оценивание  и
коррекцию, если в этом будет возникать необходимость.

КОНТРОЛЬНЫЙ 

ЭТАП 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – пятый,

завершающий  этап  психологического  консультирования, во  время  которого  психолог-
консультант и клиент договариваются о том, как будет в дальнейшем проходить оценивание
результатов  выполнения  клиентом  практических  рекомендаций  по  решению  его  проблемы,
полученных  во  время  консультации. Здесь  же, если  в  этом  есть  необходимость, психолог-
консультант и клиент договариваются о том, где и когда будут проходить их дополнительные
встречи друг с другом.

КОНТРОЛЬ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРИНЯТОГО  РЕШЕНИЯ - наблюдение  и  оценивание  того, как

практически  выполняется  решение, принятое  в  процессе  консультирования  относительно
проблемы клиента.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ  ИНФОРМАЦИЯ - сведения, которые  могут  стать  доступными  только

отдельным  людям  и  которые  должны  содержаться  в  тайне  от  других  людей.  К  к.  и.,  в
частности, относятся  все  сведения, касающиеся  клиента  и  его  проблемы, хранящиеся  в
психологической консультации.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ 

ОБСТАНОВКИ 

ПРОВЕДЕНИЯ 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОНСУЛЬТАЦИИ - характеристика  обстановки, складывающейся  во  время  проведения
психологической  консультации. Такая  обстановка  отличается  тем, что  все, что  происходит
во  время  консультации, включая  сам  факт  обращения  клиента  в  психологическую
консультацию, остается в тайне от посторонних лиц.

КОНФЛИКТ  МОТИВОВ  ЧЕЛОВЕКА - внутреннее, психологическое  состояние  человека,

характеризующееся несовместимостью его мотивов, потребностей, побуждений, стремлений,
порождающее  у  него  повышенную  эмоциональную  напряженность  и  противоречивые
действия.


background image

273

КОНФЛИКТ  ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ  ТИПА «СВЕКРОВЬ - НЕВЕСТКА» – типичный, часто

встречающийся  внутрисемейный  конфликт, в  который  персонально  вовлечены  мать
молодого мужа (свекровь) и его жена (невестка).

КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - психологическая особенность человека, проявляющаяся

в  том, что  он  выступает  как  реальный  или  потенциальный  источник  межличностных
конфликтов. К. ч. практически обнаруживается в том, что там, где он появляется, по его вине
часто возникают конфликты между людьми, и он сам своим поведением провоцирует людей
на конфликты.

КОНФЛИКТОГЕННЫЕ  ДЕЙСТВИЯ  ЧЕЛОВЕКА - действия  человека, которые  провоцируют

возникновение конфликтов между людьми.

КОНФЛИКТ  ТИПА «РАЗНОГЛАСИЕ  РОДИТЕЛЕЙ» - тип  внутрисемейного  конфликта, в

котором  родители  супругов  занимают  прямо  противоположные  позиции  по  какому-либо
значимому для молодой семьи вопросу.

КОНФЛИКТ  ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ  ТИПА «ТЕЩА-ЗЯТЬ» -типичный, довольно  часто

возникающий внутрисемейный конфликт, в который персонально вовлечены мать молодой
супруги (теща) и муж молодой супруги (зять).

КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ - согласование действий людей в какой-либо группе при

выполнении совместной, коллективной деятельности.

КОРРЕКЦИОННАЯ  РАБОТА (КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ) – профессиональная

деятельность психолога, рассчитанная на практическое решение психологических проблем, с
которыми в своей жизни столкнулся клиент.

КОРРЕКЦИЯ  ПРИНЯТОГО  РЕШЕНИЯ - исправление, изменение  какого-либо, уже  принятого

решения или процедуры его выполнения после того, как решение принято.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ -

основания, показатели, признаки, по  которым  можно  судить  об  успешности  проведения
психологического консультирования и решения психологических проблем клиента.

ЛАБОРАНТ - ПОМОЩНИК  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – работник  из  состава

вспомогательного  персонала  психологической  консультации, в  чьи  обязанности  входит
оказание  практической  помощи 

психологу-консультанту 

во 

время  проведения

психологической консультации.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ  СПОСОБНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА - специальные  способности  человека,

связанные  с  освоением  им  языков  и  с  их  практическим  использованием  в  различных
жизненных ситуациях.

ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ - общение между людьми, в результате которого между ними как

личностями устанавливаются прямые личные взаимоотношения.

ЛИЧНОСТНЫЕ  КАЧЕСТВА  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – совокупность  общих  и

специальных качеств личности, которыми обладает или должен обладать как профессионал
психолог-консультант для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека

как  личности, в  частности – для  удовлетворения  его  наиболее  важных, актуальных
потребностей.

ЛИЧНОСТЬ – психологическое  понятие, обозначающее  наиболее  устойчивые  индивидуальные

особенности человека, от которых зависят его поступки и поведение в обществе.

МАКСИМАЛИЗМ КЛИЕНТА – желание, стремление клиента добиться наиболее благоприятных

для  себя  результатов  психологического  консультирования, сделать  себя  почти  идеальным
человеком, избавиться  почти  от  всех  имеющихся  недостатков, при  минимальных  затратах
усилий и времени.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ  ЗНАНИЯ  И  УМЕНИЯ - специальные  знания  и  умения  человека,

составляющие основу его математических способностей.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ  СПОСОБНОСТИ - специальные  способности  человека, определяющие

успешность  освоения  и  практического  использования  им  разнообразных  математических
знаний.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ  ПООЩРЕНИЯ  -  вид  поощрения  человека,  связанный  с  получением  каких-

либо материальных благ.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ЭКСПЕРТИЗА - квалифицированный  медицинский  и


background image

274

одновременно  психологический  анализ  какого-либо  случая  специалистами – медиками  и
психологами (обычно, работающими в составе единых, медико-психологических комиссий) –
для  принятия  научно  обоснованных  решений о  том, связан  или  не  связан  данный  случай  с
каким-либо заболеванием или не вполне нормальным состоянием человека, по психологии и
поведению которого ставится диагноз.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологических исследований и знаний, связанных

с  диагностикой, профилактикой  и  лечением  различных  заболеваний, а  также  с  научным
описанием  психологических  и  поведенческих  нарушений, возникающих  у  человека  при
различных заболеваниях.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ -проблемы, возникающие  во

взаимоотношениях людей друг с другом.

МЕЖПОЛОВАЯ  СОЛИДАРНОСТЬ  В  СЕМЬЕ - совпадение  мнений, согласие  членов  семьи

противоположного  пола  друг  с  другом, например  мужа  и  жены, сына  и  дочери, матери  и
сына, дочери и отца, по каким-либо важным вопросам внутрисемейной жизни.

МЕЖСЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ - конфликт между двумя родственными семьями, родительской и

молодой, при  котором  члены  каждой  семьи  солидарны  друг  с  другом, но  одновременно,
вместе друг с другом противостоят членам иной семьи.

МЕСТО  ОРГАНИЗАЦИИ  И  ПРОВЕДЕНИЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОНСУЛЬТАЦИИ -

специально  оборудованное  место, помещение, где  проводится  психологическая
консультация.

МЕТОДИКИ  ПСИХОДИАГНОСТИКИ  ДИНАМИКИ  ЗАПОМИНАНИЯ – психодиагностические

методики, при  помощи  которых  можно  определить  динамические  характеристики  памяти
человека, в  частности  установить, насколько  быстро  он  запоминает  и  воспроизводит
информацию.

МЕТОДИКИ  ИЗУЧЕНИЯ  КРАТКОВРЕМЕННОЙ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  И  СЛУХОВОЙ  ПАМЯТИ

ЧЕЛОВЕКА - психодиагностические  методики, с  помощью  которых  оценивается  память
человека, рассчитанная  на  сохранение  информации  в  течение 20–30 с после  ее  восприятия.
По этим методикам, в частности, определяется объем кратковременной памяти человека.

МЕТОДИКИ  ИЗУЧЕНИЯ  ОПЕРАТИВНОЙ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  И  СЛУХОВОЙ  ПАМЯТИ

ЧЕЛОВЕКА - психодиагностические  методики, при  помощи  которых  можно  определить
свойства  памяти  человека, рассчитанной  на  сохранение  информации  в  течение  периода
времени, необходимого для решения какой-либо задачи.

МИМИКА – совокупность  экспрессивно-выразительных  движений  частей  лица  человека, по

которым можно судить о психологическом состоянии данного человека и о его отношении к
происходящему.

МНЕМИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ  ЧЕЛОВЕКА - психологические  проблемы, связанные  с

функционированием памяти человека.

МНЕМИЧЕСКИЕ  СПОСОБНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА - способности  человека, проявляющиеся  в

различных  видах  и  процессах  его  памяти, в  частности  в  скорости  их  протекания, в
продуктивности, точности запоминания и воспроизведения материала.

МНИТЕЛЬНОСТЬ – подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям

по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких
для него людей.

МНОГОКАНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – вид психологического

консультирования, при  котором  согласованные, направленные  на  решение  одной  и  той  же
проблемы, практические рекомендации получает не только непосредственно обратившийся в
психологическую консультацию клиент, но также и другие люди, в общении с которыми у
него возникают проблемы.

МОРАЛЬНАЯ  ПОДДЕРЖКА  КЛИЕНТА  СО  СТОРОНЫ  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА –

эмоциональная, словесная  поддержка  клиента  со  стороны  консультанта-психолога  в  форме
сочувствия, сопереживания ему, одобрения, похвалы и т.п.

МОРАЛЬНОЕ  ПООЩРЕНИЕ  ЧЕЛОВЕКА - поощрение, направленное  на  удовлетворение

нематериальных, например  социальных  или  духовных, потребностей  человека. Такое
поощрение выражается в оказании человеку повышенного внимания, признания, уважения, в
поднятии его авторитета и т.п.


background image

275

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ  ДИЛЕММА  В  МЕЖЛИЧНОСТНОМ  ПОВЕДЕНИИ – проблема

выбора  человеком  между  двумя, в  равной  степени  возможными  способами  социального
поведения. Предпочтение  любого  из  них  ведет  к  нарушению  человеком  каких-либо
моральных или этических норм.

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  РАБОТЕ  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА –

требования, предъявляемые  к  работе  психолога-консультанта  в  соответствии  с  морально-
этическим  кодексом  практического  психолога. При  расхождении  его  действий  с
положениями  данного  кодекса  психолог  несет  моральную, а  иногда  и  юридическую
ответственность перед обществом и коллегами по работе.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – наличие у ребенка,

поступающего в школу, системы мотивов, обеспечивающих высокий интерес  к обучению в
школе.

МОТИВАЦИОННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ  ЧЕЛОВЕКА - побуждения  к  деятельности, исходящие  из

потребностей, интересов и мотивов данного человека.

МОТИВАЦИЯ КЛИЕНТА – то, ради чего клиент обращается в психологическую консультацию.
МОТИВЫ  ПОВЕДЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА  -  основные  побудительные  причины,  в  силу  которых

данный человек ведет себя вполне определенным образом.

НАДЕЖНОСТЬ  ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  МЕТОДИКИ – качество  психодиагностической

методики, выражающееся  в  способности  данной  методики  давать  надежные  и  устойчивые
результаты независимо от того, кто, где и когда данную методику применяет.

НАСТРОЕЧНЫЙ  ЭТАП  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – второй  из  этапов

проведения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и
клиент  лично  встречаются  друг  с  другом  и  готовятся  к  началу  совместной  работы; клиент
при  этом  настраивается  на  исповедь, а  психолог-консультант – на  внимательное,
эмпатическое слушание клиента.

НАУЧЕНИЕ – процесс  и  результат  приобретения  человеком  каких-либо  знаний, умений  и

навыков.

НЕАДАПТИВНЫЕ  ФОРМЫ  КОММУНИКАТИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА – формы

поведения  человека, отклоняющиеся  от  установившихся  норм, препятствующие
нормальному  общению  данного  человека  с  людьми,  порождающие  проблемы  в  сфере
межличностных отношений.

НЕАДЕКВАТНОЕ  СОЦИАЛЬНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ  ПОДРОСТКА – такое  поведение  подростка,

которое  нарушает  принятые  среди  взрослых  людей  социальные  нормы, например  грубость,
небрежность, необязательность, безответственность, отказ  от  выполнения  своих  прямых
обязанностей.

НЕАДЕКВАТНОСТЬ  ВЫРАЖЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКОМ  ЭМОЦИЙ – несоответствие  между  теми

эмоциями, которые  возникают  и  которые  реально, в  данный  момент  времени  переживает
человек, и их внешним выражением в его поведении.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ  –  формы  коммуникативного  поведения  человека,  с  помощью

которых  неречевым (невербальным) путем  передается  информация  от  одного  человека  к
другому. Это, например, жесты, мимика, пантомимика.

НЕВРОЗ – нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными (временными,

обратимыми) расстройствами 

психики 

и 

поведения 

человека, вызванными

неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.

НЕВРОТИК – человек, страдающий неврозом.
НЕДОСТАТКИ  В  РАЗВИТИИ  КОММУНИКАТИВНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  ЧЕЛОВЕКА –

недостаточное  развитие  у  человека  знаний, умений  и  навыков, относящихся  к  сфере  его
общения  с людьми, в  частности – умения  слушать, убеждать людей, устанавливать  с ними
нормальные личные и деловые взаимоотношения, оказывать на них нужное влияние.

НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - такие взаимоотношения между людьми,

подлинная причина которых остается непонятной ни им самим, ни окружающим людям.

НЕОПРЕДЕЛИВШИЕСЯ  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ  ОТНОШЕНИЯ - неустоявшиеся, неустойчивые

взаимоотношения между людьми, при которых люди определенно не знают, правильно или
не  правильно  они  себя  ведут, и  точно  не  представляют  себе, как  следует  вести  себя  в
отношении друг друга.