Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11486
Скачиваний: 403
271
КАРТОТЕКА КЛИЕНТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ – специальная
картотека, создаваемая для служебного пользования в психологической консультации. В нее
заносятся следующие сведения о клиентах: кто, когда, по какому поводу обратился в
консультацию, кто проводил консультирование, какой оказалась проблема клиента, какие
рекомендации по ее решению были предложены клиенту, какой оказалась эффективность
выполнения клиентом соответствующих практических рекомендаций, и другие данные.
КАТАЛИЗАТОР ВНУТРИСЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА - какой-либо объективный или
субъективный фактор, не являющийся первопричиной или первоисточником конфликта,
возникшего в семье, но способный существенно повлиять на него, усиливая или
поддерживая данный конфликт.
КАЧЕСТВА ХОРОШЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ОРГАНИЗАТОРА) – психологические свойства,
характеризующие человека как умелого руководителя или организатора какого-либо дела.
КЛИЕНТ – человек, обратившийся в психологическую консультацию за помощью
профессионального психолога для решения какой-либо проблемы.
КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – уровень развития
когнитивных (познавательных) процессов у ребенка шести-семилетнего возраста, включая
восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, достаточный для успешного
освоения учебной программы в начальных классах школы.
КОГНИТИВНОЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое
консультирование, проводимое по вопросам формирования и развития познавательных
процессов у клиента.
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ - познавательные процессы человека, включая его ощущения,
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА – свод основных
законов, положений, правил, которые практический психолог, в том числе психолог-
консультант, должен неукоснительно соблюдать, работая с людьми. К. п. э. п. п.
принимается профессиональным сообществом психологов и действует в рамках данного
сообщества.
КОЛИЧЕСТВО ВСТРЕЧ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ – общее число личных
встреч психолога-консультанта и клиента в течение определенного времени: недели, месяца
или года, – необходимых психологу-консультанту и клиенту для того, чтобы полностью
решить проблему клиента.
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – уровень развития умений и
навыков общения с
людьми ребенка шести-семилетнего возраста, достаточный для начала успешного обучения
ребенка в школе.
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - способности человека, которые
проявляются в его общении с людьми. К. с. ч. включают в себя умение слушать и понимать
людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые
взаимоотношения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА -черты характера человека,
проявляющиеся в его общении с людьми.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - совокупность умственных способностей человека,
проявляющихся в решении тех задач, которые у него возникают в процессе общения с
людьми.
КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - ошибочное представление человека о своих физических
или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как
правило, скрываемыми от посторонних людей, переживаниями из-за этих недостатков.
КОМПЛЕКС ВИНЫ – необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины,
которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания.
КОМПЛЕКС ВРАЖДЕБНОСТИ - психологическое состояние, установка человека, при которой
он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям.
КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ – психологическая установка, настрой человека на то, что окружающие
люди представляют для него угрозу, враждебно относятся к нему, и поэтому он вынужден
постоянно защищаться от их нападок.
272
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в
чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает
недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.
КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА - не вполне обоснованная уверенность, установка человека на
то, что он превосходит окружающих людей и что это якобы дает ему право пользоваться
среди них особыми привилегиями.
КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА – способ интерпретации
исповеди клиента, основанный на совокупности положений, вытекающих из нескольких
разных психологических теорий.
КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - такое поведение человека, при котором его
действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, со-
ответствуют тем словам, которые он в это время произносит, высказывая комплименты в
адрес другого человека или выслушивая комплименты в свой собственный адрес.
КОМПРОМИСС – согласие во мнениях, достигаемое между людьми в чем-либо за счет их
взаимных уступок.
КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека в ситуации соревнования с другими
людьми, рассчитанное на то, чтобы выиграть это соревнование, превзойти этих людей.
КОНКУРИРУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - психологически не совместимые друг с
другом, противоречащие друг другу черты характера человека, порождающие
несогласованные, противоречивые формы его поведения в одних и тех же ситуациях.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА - такой ответ человека на действия или высказывания
другого человека, который в самом себе содержит полезные предложения о том, как решить
проблему, волнующую другого человека.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА – стремление психолога-
консультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой
клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, направить ее на
решение данной проблемы (в конструктивное русло).
КОНСУЛЬТАНТ-ПСИХОЛОГ - профессионально подготовленный практический психолог,
занимающийся психологическим консультированием.
КОНТРОЛЬ!! ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ – текущее управление
групповой деятельностью людей, предполагающее ее периодическое оценивание и
коррекцию, если в этом будет возникать необходимость.
КОНТРОЛЬНЫЙ
ЭТАП
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – пятый,
завершающий этап психологического консультирования, во время которого психолог-
консультант и клиент договариваются о том, как будет в дальнейшем проходить оценивание
результатов выполнения клиентом практических рекомендаций по решению его проблемы,
полученных во время консультации. Здесь же, если в этом есть необходимость, психолог-
консультант и клиент договариваются о том, где и когда будут проходить их дополнительные
встречи друг с другом.
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ - наблюдение и оценивание того, как
практически выполняется решение, принятое в процессе консультирования относительно
проблемы клиента.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сведения, которые могут стать доступными только
отдельным людям и которые должны содержаться в тайне от других людей. К к. и., в
частности, относятся все сведения, касающиеся клиента и его проблемы, хранящиеся в
психологической консультации.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
ОБСТАНОВКИ
ПРОВЕДЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ - характеристика обстановки, складывающейся во время проведения
психологической консультации. Такая обстановка отличается тем, что все, что происходит
во время консультации, включая сам факт обращения клиента в психологическую
консультацию, остается в тайне от посторонних лиц.
КОНФЛИКТ МОТИВОВ ЧЕЛОВЕКА - внутреннее, психологическое состояние человека,
характеризующееся несовместимостью его мотивов, потребностей, побуждений, стремлений,
порождающее у него повышенную эмоциональную напряженность и противоречивые
действия.
273
КОНФЛИКТ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ ТИПА «СВЕКРОВЬ - НЕВЕСТКА» – типичный, часто
встречающийся внутрисемейный конфликт, в который персонально вовлечены мать
молодого мужа (свекровь) и его жена (невестка).
КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - психологическая особенность человека, проявляющаяся
в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных
конфликтов. К. ч. практически обнаруживается в том, что там, где он появляется, по его вине
часто возникают конфликты между людьми, и он сам своим поведением провоцирует людей
на конфликты.
КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА - действия человека, которые провоцируют
возникновение конфликтов между людьми.
КОНФЛИКТ ТИПА «РАЗНОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЕЙ» - тип внутрисемейного конфликта, в
котором родители супругов занимают прямо противоположные позиции по какому-либо
значимому для молодой семьи вопросу.
КОНФЛИКТ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ ТИПА «ТЕЩА-ЗЯТЬ» -типичный, довольно часто
возникающий внутрисемейный конфликт, в который персонально вовлечены мать молодой
супруги (теща) и муж молодой супруги (зять).
КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ - согласование действий людей в какой-либо группе при
выполнении совместной, коллективной деятельности.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА (КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ) – профессиональная
деятельность психолога, рассчитанная на практическое решение психологических проблем, с
которыми в своей жизни столкнулся клиент.
КОРРЕКЦИЯ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ - исправление, изменение какого-либо, уже принятого
решения или процедуры его выполнения после того, как решение принято.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ -
основания, показатели, признаки, по которым можно судить об успешности проведения
психологического консультирования и решения психологических проблем клиента.
ЛАБОРАНТ - ПОМОЩНИК ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – работник из состава
вспомогательного персонала психологической консультации, в чьи обязанности входит
оказание практической помощи
психологу-консультанту
во
время проведения
психологической консультации.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - специальные способности человека,
связанные с освоением им языков и с их практическим использованием в различных
жизненных ситуациях.
ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ - общение между людьми, в результате которого между ними как
личностями устанавливаются прямые личные взаимоотношения.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – совокупность общих и
специальных качеств личности, которыми обладает или должен обладать как профессионал
психолог-консультант для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека
как личности, в частности – для удовлетворения его наиболее важных, актуальных
потребностей.
ЛИЧНОСТЬ – психологическое понятие, обозначающее наиболее устойчивые индивидуальные
особенности человека, от которых зависят его поступки и поведение в обществе.
МАКСИМАЛИЗМ КЛИЕНТА – желание, стремление клиента добиться наиболее благоприятных
для себя результатов психологического консультирования, сделать себя почти идеальным
человеком, избавиться почти от всех имеющихся недостатков, при минимальных затратах
усилий и времени.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ - специальные знания и умения человека,
составляющие основу его математических способностей.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - специальные способности человека, определяющие
успешность освоения и практического использования им разнообразных математических
знаний.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПООЩРЕНИЯ - вид поощрения человека, связанный с получением каких-
либо материальных благ.
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - квалифицированный медицинский и
274
одновременно психологический анализ какого-либо случая специалистами – медиками и
психологами (обычно, работающими в составе единых, медико-психологических комиссий) –
для принятия научно обоснованных решений о том, связан или не связан данный случай с
каким-либо заболеванием или не вполне нормальным состоянием человека, по психологии и
поведению которого ставится диагноз.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологических исследований и знаний, связанных
с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным
описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при
различных заболеваниях.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ -проблемы, возникающие во
взаимоотношениях людей друг с другом.
МЕЖПОЛОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ В СЕМЬЕ - совпадение мнений, согласие членов семьи
противоположного пола друг с другом, например мужа и жены, сына и дочери, матери и
сына, дочери и отца, по каким-либо важным вопросам внутрисемейной жизни.
МЕЖСЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ - конфликт между двумя родственными семьями, родительской и
молодой, при котором члены каждой семьи солидарны друг с другом, но одновременно,
вместе друг с другом противостоят членам иной семьи.
МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ -
специально оборудованное место, помещение, где проводится психологическая
консультация.
МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДИНАМИКИ ЗАПОМИНАНИЯ – психодиагностические
методики, при помощи которых можно определить динамические характеристики памяти
человека, в частности установить, насколько быстро он запоминает и воспроизводит
информацию.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
ЧЕЛОВЕКА - психодиагностические методики, с помощью которых оценивается память
человека, рассчитанная на сохранение информации в течение 20–30 с после ее восприятия.
По этим методикам, в частности, определяется объем кратковременной памяти человека.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
ЧЕЛОВЕКА - психодиагностические методики, при помощи которых можно определить
свойства памяти человека, рассчитанной на сохранение информации в течение периода
времени, необходимого для решения какой-либо задачи.
МИМИКА – совокупность экспрессивно-выразительных движений частей лица человека, по
которым можно судить о психологическом состоянии данного человека и о его отношении к
происходящему.
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА - психологические проблемы, связанные с
функционированием памяти человека.
МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - способности человека, проявляющиеся в
различных видах и процессах его памяти, в частности в скорости их протекания, в
продуктивности, точности запоминания и воспроизведения материала.
МНИТЕЛЬНОСТЬ – подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям
по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких
для него людей.
МНОГОКАНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – вид психологического
консультирования, при котором согласованные, направленные на решение одной и той же
проблемы, практические рекомендации получает не только непосредственно обратившийся в
психологическую консультацию клиент, но также и другие люди, в общении с которыми у
него возникают проблемы.
МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА –
эмоциональная, словесная поддержка клиента со стороны консультанта-психолога в форме
сочувствия, сопереживания ему, одобрения, похвалы и т.п.
МОРАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - поощрение, направленное на удовлетворение
нематериальных, например социальных или духовных, потребностей человека. Такое
поощрение выражается в оказании человеку повышенного внимания, признания, уважения, в
поднятии его авторитета и т.п.
275
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПОВЕДЕНИИ – проблема
выбора человеком между двумя, в равной степени возможными способами социального
поведения. Предпочтение любого из них ведет к нарушению человеком каких-либо
моральных или этических норм.
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА –
требования, предъявляемые к работе психолога-консультанта в соответствии с морально-
этическим кодексом практического психолога. При расхождении его действий с
положениями данного кодекса психолог несет моральную, а иногда и юридическую
ответственность перед обществом и коллегами по работе.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – наличие у ребенка,
поступающего в школу, системы мотивов, обеспечивающих высокий интерес к обучению в
школе.
МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧЕЛОВЕКА - побуждения к деятельности, исходящие из
потребностей, интересов и мотивов данного человека.
МОТИВАЦИЯ КЛИЕНТА – то, ради чего клиент обращается в психологическую консультацию.
МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - основные побудительные причины, в силу которых
данный человек ведет себя вполне определенным образом.
НАДЕЖНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ – качество психодиагностической
методики, выражающееся в способности данной методики давать надежные и устойчивые
результаты независимо от того, кто, где и когда данную методику применяет.
НАСТРОЕЧНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – второй из этапов
проведения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и
клиент лично встречаются друг с другом и готовятся к началу совместной работы; клиент
при этом настраивается на исповедь, а психолог-консультант – на внимательное,
эмпатическое слушание клиента.
НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения человеком каких-либо знаний, умений и
навыков.
НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА – формы
поведения человека, отклоняющиеся от установившихся норм, препятствующие
нормальному общению данного человека с людьми, порождающие проблемы в сфере
межличностных отношений.
НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА – такое поведение подростка,
которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость,
небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых
обязанностей.
НЕАДЕКВАТНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЭМОЦИЙ – несоответствие между теми
эмоциями, которые возникают и которые реально, в данный момент времени переживает
человек, и их внешним выражением в его поведении.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – формы коммуникативного поведения человека, с помощью
которых неречевым (невербальным) путем передается информация от одного человека к
другому. Это, например, жесты, мимика, пантомимика.
НЕВРОЗ – нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными (временными,
обратимыми) расстройствами
психики
и
поведения
человека, вызванными
неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.
НЕВРОТИК – человек, страдающий неврозом.
НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА –
недостаточное развитие у человека знаний, умений и навыков, относящихся к сфере его
общения с людьми, в частности – умения слушать, убеждать людей, устанавливать с ними
нормальные личные и деловые взаимоотношения, оказывать на них нужное влияние.
НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - такие взаимоотношения между людьми,
подлинная причина которых остается непонятной ни им самим, ни окружающим людям.
НЕОПРЕДЕЛИВШИЕСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - неустоявшиеся, неустойчивые
взаимоотношения между людьми, при которых люди определенно не знают, правильно или
не правильно они себя ведут, и точно не представляют себе, как следует вести себя в
отношении друг друга.