Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8227

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

становится  более  разнообразной  и  более  определенной. Появляются  не  только  фиксированные  выражения
удовольствия в виде улыбки и смеха, но и упреждающие выразительные мины:
настороженность, готовность к испугу, к капризу, к шалости и много Других, которые соединяются с экспрессией
телесных  реакций. Младенец  обретает  большую  выразительность  в  мимических  и  пантомимических  действиях,
которые носят как врожденный, так и приобретенный сигнальный характер.
Особое выражение обретает лицо младенца, когда ребенок пристально наблюдает за действиями взрослого и вдруг
вперяет пронизывающий взгляд в глаза смотрящего на него человека. Возникает
109


background image

 впечатление  неожиданно  мудрого, глубокого  проникновения, прево  ходящего  духовные  возможности  самого
младенца

2

. Это впечатлещ

0

' тут же снимает беззубая младенческая открытая улыбка.

е

Лицо  младенца, обладая  притягательной  силой  этологической  сиг  налистики  детеныша, обнаруживает
колоссальные возможности прел" стоящего духовного роста дитяти человека.

Развитие  движений  и  действий.

  На  протяжении  первого  года  жизни  ребенок  достигает  больших  успехов,

овладевая  передвижением  в  пространстве  и  простейшими  действиями  с  предметами. Он  научается  держать
головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько
шагов; начи-' нает  тянуться  к  предметам, схватывать  и  удерживать  их, наконец  манипулировать (действовать  с
предметами) ими - размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д. Все эти движения и действия являются как
бы  ступеньками, ведущими  к  постепенному  овладению  свойственными  человеку  формами  поведения. Наряду  с
такими

прогрессивными  движениями

  и  действиями  при  неблагоприятных  условиях  воспитания  у  ребенка  могут

складываться и закрепляться

тупиковые виды движения,

 которые не только не способствуют дальнейшему разви-

тию, но, наоборот, тормозят его. Это сосание пальцев, рассматривание руки, поднесенной к лицу, ощупывание рук,
раскачивание  на  четвереньках. Разница  между  прогрессивными  и  тупиковыми  движениями  состоит  в  том, что
первые способствуют получению новых впечатлений, ознакомлению с предметами и их свойствами, а вторые отго-
раживают  ребенка  от  внешнего  мира. Так, сосание  пальцев  вызывает  полное  и  длительное  торможение  всех
остальных  реакций. Ребенок  становится  неподвижным, ни  на  что  не  смотрит, ни  к  чему  не  прислушивается.
Отвлечь его от сосания бывает чрезвычайно трудно.
Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со
стороны взрослых, организующих его поведение, и имеют большое значение для психического развития. Вместе с
тем  они  служат  показателями  того  уровня  развития, которого  достиг  ребенок. Особенно  важную  роль  играет
овладение  активным  передвижением  в  пространстве (ползанием, а  затем  ходьбой), хватанием  предметов  и
манипулированием ими.

Ползание -

 первый вид самостоятельного перемещения ребенка. Как показывают наблюдения, у большинства детей

оно возникает к концу первого - началу второго полугодия жизни, когда дети пытаются достать привлекательную
игрушку. Ребенок  тянется  к  игрушке  то  одной, то  другой  рукой  и, пытаясь  ее  захватить, немного  продвигается
вперед. Постепенно  движения, ведущие  к  перемещению, закрепляются, превращаются  в  способ  передвижения.
Первоначально  возникающее  низкое  ползание  на  животе  постепенно  сменяется  высоким  ползанием  на
четвереньках.
110
нию самостоятельной ходьбой - собственно человеческим
^^^ передвижения - предшествует  сравнительно  длительный  спосооо    ^ g течение  которого  ребенок  учится
подниматься на период

р

^ держась за какую-либо опору, переступать, стоять без ножки,    p^gu^ ходить с опорой.

Поскольку ребенок уже владеет опоры,    ^ ^ нуждается в ходьбе, чтобы перемещаться с места на

полза

 В побуждении

ребенка к ходьбе и выработке у него необходи-"^'"'олготовительных движений решающую роль играет взрослый.

мь

Ребенок, который начал ходить, не сразу перестает ползать. Есть
иод  когда  ползать  ему  легче,  и,  чтобы  приблизиться  к  отдаленно-"^поедмету,  он  опускается  на  четвереньки  и
ползет. Но  поддержи-яемый  взрослыми  новый  вид  передвижения  скоро  окончательно  торжествует. Это
происходит, как правило, уже за порогом младенчества.

Хватание.

  Развитие  хватания  начинается  на  третьем-четвертом  месяце  жизни. Ребенок, лежа  в  кроватке  или

манеже, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает одной рукой другую, захватывает и перебирает пальчиками
попавший в руку угол пеленки. Кажется, что ребенок ощупывает то, на что натыкается его рука. (Но эти движения
только внешне похожи на ощупывание. Подлинное ощупывание, т.е. выяснение свойств предмета путем осязания,
как показывают исследования, становится возможным к концу дошкольного возраста.)
Если взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам
тянуться  к  висящей  игрушке, хотя  в  течение  некоторого  времени  он  часто  промахивается, а  если  и  достает
игрушку, то  лишь  задевает  ее, а  захватить  не  может. Только  в  четыре  с  половиной-пять  месяцев  дети  обычно
свободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а вскоре (к шести месяцам) уже могут достать ее
одной  рукой.  Но  это  не  значит,  что  ребенок  полностью  овладел  хватанием.  Оно  еще  очень  несовершенно.  Рука,
протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, по дуге, часто отклоняясь в сторону от
нужного направления. Все предметы ребенок пытается хватать одинаково, прижимая пальцами к ладони.
Во  втором  полугодии  первого  года  жизни  происходит  дальнейшее  совершенствование  хватания: во-первых,
уточняется  движение  руки  к  предмету  и, во-вторых, развивается  противопоставление  большого  пальца  всем
остальным, ребенок  переходит  к  удерживанию  предмета  пальцами. Последовательное  приближение  руки  к
предмету  складывайся  примерно  к  восьми  месяцам,  но  прямым,  без  отклонений,  оно  тановится  только  к  концу
года. Схватывание и удерживание предме-
пальцами формируется на седьмом-восьмом месяце жизни и про-
лжает совершенствоваться до конца года. Расположение пальцев на

редмете

 ^е больше зависит от того, какой предмет

берет ребенок:


background image

Ьерет растопыренными пальцами, шнурок - кончиками большо-


background image

 го, указательного и среднего пальцев, при удерживании кубика пальцы располагаются по его граням.

Манипулирование.

  Как  только  ребенок  оказывается  в  состоянии  удержать  в  руке  предмет,  он  начинает

манипулировать  им. Первые  манипуляции  очень  просты. Младенец  схватывает  предмет  и, подержав  некоторое
время, выпускает, затем снова схватывает. Если перед ним находятся два предмета, он может схватить один из них,
затем  выпустить  и  схватить  другой.  Этому  предшествует  перевод  взгляда  с  одного  предмета  на  другой.  Держа
предмет  в  руке,  ребенок  подносит  его  к  глазам,  смотрит  на  него,  тащит  в  рот,  размахивает  им.  Отличительной
особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.
Но вскоре манипуляции с предметом усложняются. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание
предмета) вызывают тот или иной результат - перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление,
бренчание  погремушкой, поиск  резиновой  куколки. Ребенок  начинает  замечать  этот  результат  и  активно  его
воспроизводить.
О, 3, 29. Лоран схватил нож для разрезания бумаги. Мгновение смотрел, затем начал раскачивать, держа в левой
руке.  В  ходе  этих  движений  предмет  случайно  коснулся  прутьев  колыбели.  Лоран  стал  энергично  махать  рукой,
ожидая воспроизведения звука. О, 4, 3. Лоран размахивает ножом и при этом смотрит на предмет. О, 4, 6. Движения
преднамеренные. Лоран проводит ножом по прутьям колыбели.

(Из наблюдений Ж. Пиаже.)

К концу первого - началу второго полугодия в манипуляциях ребенка проявляется устойчивая направленность на
результат, на те изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметом.
О, 6, 14. Мила, лежа на животике, держа в руке кольцо и глядя на него, многократно сгибала и разгибала руку  в
кисти. Отодвинула от себя кисть так, чтобы удобнее было смотреть на кольцо, которым продолжала двигать.
О, 6, 26. Юра, получив в обе руки по  одинаковой  с виду металлической погремушке, из которых одна бренчала,
помахал сначала обеими погремушками, а затем продолжал размахивать только той, которая бренчала. Как только
погремушку заменили другой, он перестал играть ею.

(Из наблюдений Р. Я. Лехтман-Абрамович.)

Дальнейшее  развитие  манипулирования  состоит  в  том, что  младенец  начинает  действовать  не  с  одним, а
одновременно  с  двумя  предметами. Простейший  пример  такого  действия- постукивание  одной  погремушкой  о
другую. Направленность  на результат при  этом становится  особенно явной: малыш упорно старается приблизить
один предмет к другому, положить, поставить  или нанизать один на другой, всунуть  или вложить  один в другой.
Таким  образом, результатом, к  которому  ведет  действие, теперь  становится  попадание  предмета  в  определенное
место  или  приведение  двух  предметов  в  определенное  взаимное  положение. Добившись  однажды  подобного
результата, ребенок, повторяя действие, получает его вновь и вновь.
112
К  концу  первого  года  жизни  в  манипуляциях  ребенка  с  предметами  появляется  новая  важная  особенность. По
внешнему  виду  действия  в  основном  остаются  такими  же, как  и  раньше. Это  укладывание, вкладывание,
нанизывание, открывание и т.п., только выполняются они более точно. Если раньше ребенок производил действие
одним  (как  правило,  показанным  ему  взрослым)  способом  и  на  данных  ему  для  этого  предметах,  то  теперь  он
пытается  повторить  знакомое  действие  на  всех  возможных  предметах, иногда  видоизменяя  само  действие  в
зависимости от особенностей этих предметов.
В этот же период развития дети начинают замечать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий и
пытаются, повторяя действия, снова их воспроизвести.
О, 9, 22- 0, 10, 0. Кирилка ухватил конец бельевой веревки. Случайно сильно дернув конец, он обратил внимание,
как подскочило белье  на веревке, натянутой под потолком. Смотрит на прыгающее белье, пока оно не перестало
колыхаться.
Играет  концом веревки. Снова случайно дернул. Все  белье  заколыхалось. И  тут-то  он начал непрерывно  с силой
дергать веревку, наслаждаясь результатом.
О, 10, О- 0, 11, О. Кирюша и Андрюша пускают в тазу с водой игрушечных рыбок. От воды на стену падает яркий
блик. Как только дети сунули ручки в воду, блик разбился на десятки солнечных зайчиков. Малыши вдруг увидели
на стене и потолке прыгающие световые пятна. Они недоуменно смотрят на движущиеся световые пятна, пока те
не останавливаются. Дети возвращаются к игре, суют ручки в воду, и опять их внимание привлекает движение на
стене и потолке. Они снова смотрят на движущиеся пятнышки. Как и в первый раз, пятнышки перестают двигаться,
и ребята теряют к ним интерес.
Когда малыши в третий раз вернулись к игре и дотронулись до поверхности воды ручками, то они снова обратили
внимание на начавших скакать солнечных зайчиков. На этот раз оба начали приводить в движение воду и, подняв
голову к потолку, радостно наблюдали прыжки солнечных зайчиков.

(Из дневника В. С. Мухиной.)

Итак, развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат
действия  и  в  дальнейшем  усложнении  достигаемых  результатов. Вначале  это  перемещение  или  изменение,
вызывающее проявление скрытого свойства (например, звучания) одного предмета, затем придание определенного
взаимного  положения  двум  предметам, наконец, получение  знакомых  изменений  на  новых  предметах  или
получение изменений, не прямо, а косвенно связанных с действием.

Развитие  ориентировки  в  окружающем  мире.

  По  мере  овладения  новыми  видами  движения  и  их

совершенствования  происходит  формирование  ориентировки  ребенка  в  свойствах  и  отношениях  предметов, в


background image

окружающем  пространстве. Ориентировка  ребенка  носит  не-расчленный  характер - в  ней  трудно  выделить
отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие, мышление, память и т.д.
Когда  описывают  поведение  младенца, часто  употребляют  выражения: «Ребенок  наблюдает»; «Ребенок  узнает»;
«Ребенок догадывается»; «Ребенок понимает». Но такие выражения можно употреблять
5 В С Мухина
113