Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8922

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

9 В С Мухина                               -^

лл


background image

 только в том качестве, которое  было  усвоено в- первые  годы детства, но  и  по-другому (чистый носовой  платок,
например, может заменить бинт или летнюю шапочку).
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития

рефлексивного мышления.

Рефлексия - это  способность  человека  анализировать  свои  собственные  действия, поступки, мотивы  и
соотносить их с  общечеловеческими ценностями, а также с  действиями, поступками, мотивами других людей.

Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как
выполняется  действие, входящее  в  процесс  общения. Так, играя  в  больницу, ребенок  плачет  и  страдает, как
пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего - исполнитель и контролер -
развивает  способность  соотносить  свое  поведение  с  поведением  некоего  образца. В  ролевой  игре  возникают
предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя
реакцию других людей.

Игрушка как средство психического развития ребенка.

 Игрушка возникает в истории человечества как средство

подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий
для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.
Как  уже  говорилось  выше, в  младенчестве  ребенок  получает

погремушки,

  которые  определяют  содержание  его

поведенческой  активности, его  манипулирования. Он  внимательно  разглядывает  подвешенные  перед  его  глазами
игрушки, что  упражняет  его  восприятие (происходит  запечатление  форм  и  цветов, возникает  ориентировка  на
новое,появляется предпочтение).
В раннем возрасте ребенок получает так называемые

автодидактические игрушки

 (матрешки, пирамидки и др.), в

которых  заложены  возможности  развития  ручных  и  зрительных  соотносящих  действий. Развлекаясь, ребенок
учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.
В этом же возрасте он получает множество

игрушек - заместителей

реальных предметов человеческой культуры:

орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок
осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.
Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном этапе
развития  человечества. Уменьшенные  лук  и  стрелы, бумеранги, ножи  и  т.д. имели  у  древних  народов  особое
назначение. Они обучали ребенка, готовяще-

242

гося  к  будущей  жизни, конкретным  орудийным  действиям. В  наше  время эти  предметы  превращены  в  игрушки,
которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу, стрела летит и
попадает в цель; бумеранг возвращается; нож режет и т.д.), но, с другой стороны, уже не служат настоящими ору-
диями (игрушечный лук не имеет достаточной  упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара;
игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы избежать несчастных случаев; бумеранг также превращен в забаву -
игрушку, вырабатывающую ловкость; игрушечный нож не имеет острого лезвия, не может резать предметы с плот-
ной фактурой). Игрушки - копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат
для  развития  у  ребенка  не  частных  профессиональных  качеств, а  некоторых  общих  качеств, например  меткости,
ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.).

Игрушки

 -

копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам.

 Он познает

их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.
Помимо  игрушек, созданных  специально  для  детской  игры,

в  качестве  игрушек  часто  используются  различные

бытовые  предметы

 (пустые  катушки, спичечные  коробки, карандаши, лоскутки, веревочки  и  др.) и  так

называемый  природный  материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие  корни  и  др.). Взрослый  подсказывает
ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.
Большинство из перечисленных предметов может быть использовано по-разному в зависимости от сюжета игры и
ситуативных задач;
в игре эти предметы  выступают  как полифункциональные. Выступая в качестве заместителей  многих  предметов,
они помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте  овладеть действиями замещения. Если ребенок, получая в руки
предмет  с  закрепленной  за  ним  функцией, действует  с  ним  в  соответствии  с  этой  функцией  и  затрудняется
использовать  этот  предмет  по  другому  назначению, то, получая  полифункциональный  предмет, он  легко
использует его в качестве множества других предметов, которые он замещает.
Игрушка - средство  воздействия  на  нравственную  сторону  личности  ребенка. Особое  место  среди  игрушек
занимают

куклы  и  мягкие  игрушки-

  изображения  мишки, зайца, обезьяны, собаки  и  др. Первоначально  ребенок

выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет
в  кроватку. Это  прежде  всего  подражательные  действия, а  не  изображение  отношений  взрослых. В  дальнейшем
взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального

243


background image

 общения. Ребенок  учится  покровительствовать, проявлять  заботу, сопереживать  игрушке  во  всех  ее  кукольных
перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Играя с куклой или
игрушечной зверюшкой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.
Кукла  имеет  особое  значение  для  эмоционального  и  нравственного  развития  ребенка. Благодаря  воле  и
воображению ребенка, она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна
и  послушна. Она  ласкова  и  весела. Она  строптива  и  упряма. Она  лгунья  и  неисправимая  неряха. Ребенок
переживает  со  своей  куклой  все  события  собственной  и  чужой  жизни  во  всех  эмоциональных  и  нравственных
проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заместитель идеального друга, который  все
понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у
девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла или мягкая игрушка - партнер в
общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зве-
рюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Куклы - копии человека, имеют разное предназначение в игре.
У  традиционной

«прекрасной» куклы

  большие  глаза, обрамленные  длинными  ресницами, короткий  носик,

маленький яркий рот, обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. «Прекрасная» кукла может
быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.
У

характерной  куклы

 (это  кукла-мальчик  или  кукла-девочка) выражены  определенные  человеческие  качества-

наивность,  глупость,  озорство  и  т.д.  Эти  куклы  несут  в  себе  характерологическую  задан-ность,  которая  часто
определяет разыгрывание сюжета. Этих кукол любят все дети.
Куклы  -  герои  народных  и  авторских  сказок,  мультфильмов  и  т.д.  -  также  имеют  характерную  внешность
(Буратино, Чебурашка, Белоснежка  и  др.), но  помимо  этого  они  несут  в  себе  заданность  образа  поведения,
стабильную  нравственную  характеристику, не  зависящую  от  меняющихся  сюжетных  линий  в  игре. Такие  куклы
как  бы требуют  от ребенка определенного поведения. Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка всегда хорошие,
добрые, справедливые  и  честные, а  Карабас  Барабас, Бармалей - плохие, злые, несправедливые  и  лживые.
Интересно,  что  в  самих  сказках  положительные  герои  не  несут  в  себе  всего  множества  положительных  черт,
которые  ребенок  затем  им  приписывает, а  отрицательные  герои  не  имеют  большого  набора  негативных  черт.
Благодаря тому что куклы - герои сказок являются для ребенка эталонами нравственного облика, он сосредо-

244

точивает  на  них  весь  свой  моральный  опыт  и  проигрывает  сюжеты  с  проблемными  ситуациями  межличностных
отношений. Характерные  куклы, куклы - герои  мультфильмов  любимы  не  только  девочками, но  и  мальчиками.
Любимая  игрушка  учит  ребенка  доброте, способности  идентифицироваться  с  куклой, с  природой, с  другими
людьми.

Изобразительная  деятельность.

  Игра - не  единственная  деятельность, которая  влияет  на  психическое  развитие

ребенка. Ребенок  рисует, лепит, строит, вырезает. Общим  для  всех  этих  видов  деятельности  является
направленность на создание того или иного продукта -рисунка, конструкции, аппликации. Но каждый из этих видов
деятельности  имеет  и  свои  особенности, требует  владения  особыми  способами  действия  и  оказывает  свое
специфическое влияние на развитие ребенка.
Развитие  графических  образов. Мы  уже  видели, что  истоки  изобразительной  деятельности  ребенка  относятся  к
раннему  детству. К  началу  дошкольного  возраста  ребенок, как  правило, уже  имеет  некоторый (хотя  и  очень
ограниченный) запас  графических  образов, позволяющих  ему  изображать  отдельные  предметы. Однако  эти
изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами.
Умение узнавать в рисунке предмет - один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка.
Это совершенствование имеет длительную историю. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который
ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности
и  обучения  со  стороны  взрослых. Рисунок  взрослого  отображает  исключительно  те  свойства  предмета, которые
можно воспринять зрительно. Ребенок же использует  весь  свой  опыт. Поэтому среди детских рисунков  наряду  с
изображениями, соответствующими  зрительному  восприятию, можно  встретить  такие, в  которых  выражается  то,
что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его. Так, нередко дети, ощупав плоскую
остроугольную  фигуру (например, треугольник), рисуют  ее  в  виде  овала  с  отходящими  в  стороны  коротенькими
черточками, которыми они  пытаются подчеркнуть  остроугольность изображаемого предмета. Такие изображения
остроугольных  фигур  объясняются  попытками  приспособить  для  этой  цели  сложившийся  раньше  графический
образ в виде замкнутой кругообразной линии.
Графическая  форма, в  которой  дети  изображают  предметы, обусловлена  прежде  всего  тремя  моментами:
имеющимися  в  распоряжении  ребенка  графическими  образами, зрительными  впечатлениями  от  предмета  и
двигательно-осязательным  опытом, приобретаемым  в  процессе  действия  с  предметом. Кроме  того, ребенок
передает в рисунке не только впечатление от предмета, но и свое понимание предмета, свое знание о нем. Так, один
маленький мальчик, наблюдавший, как

245


background image

 мать рисует женскую фигуру, настаивал, чтобы сперва были нарисованы ноги, а затем уже платье.
Едва намеченный рисунок ребенка показывает, что он не делает серьезной попытки точно и полно воспроизвести
изображаемый  предмет. Очень  часто, когда  ребенок  рисует  человека  без  волос, ушей, туловища  и  рук, его
«искусство» остается далеко позади его познаний.
Динамика  развития  содержания  детского  рисунка. Рисунки  детей  пестрят «головоногами», домами, деревьями,
цветочками  и  машинами. Это  содержание  дети  заимствуют  у  взрослых, которые  предлагают  некоторые
графические образцы, когда ребенок начинает увлеченно рисовать каракули.
Рисование  человека, безусловно, определяется  не  столько  направленностью  ребенка  на  себе  подобных, сколько
тем,  что  взрослые,  как  правило,  в  первую  очередь  знакомят  его  с  изображением  именно  человека.  Этот  факт
выступает  как  упрочившийся  среди  современных  людей  стереотип  начала  обучения  рисованию  в  условиях
семейного воспитания.
Что  касается  малышей, посещающих  детские  сады, то  содержание  их  рисунков  в  большей  мере  соответствует
принятой программе. Поэтому в основном содержание первых рисунков этих детей составляют ленточки, дорожки,
заборы, солнышко, шарики, баранки, снеговики, цветы,елки и пр.
Примерно  до  пяти  лет  ребенок  рисует  малое  число  объектов, заимствованных  у  взрослых, и  найденные  в
ориентировочном  черка-нии  графические  формы, которыми  он  пытается  изображать  реальные  предметы. В
возрасте от пяти до шести лет у ребенка появляется способность при поддержке взрослого преодолеть привычные
шаблоны и он начинает рисовать все, что вызывает интерес. Он готов не только рисовать отдельные предметы и
сюжетные картинки, но и иллюстрировать книжки и события своей жизни. В это время дети рисуют во много раз
больше, чем в предыдущие и в последующие годы. Содержанием рисунков становится все, что может происходить
в воздухе, на суше и на море, не оставляя без внимания и фантастические персонажи.
После шести лет рисунков становится меньше, но изобразительный репертуар также очень разнообразен.
Однако  нельзя  сказать, что  рисунки  всех  детей  в  возрасте  от  пяти  до  шести  лет  начинают  изобиловать
разнообразием тем и сюжетов. Дети, у которых не развивается  познавательный интерес  к окружающему, рисуют
только людей, дома, цветы и деревья. Реально тематическая  узость обусловлена как  общим развитием ребенка (у
него не развивается установка видеть все многообразие мира), так и

246

стереотипными графическими построениями, рабом которых он становится.
Реальное  и  воображаемое  в  детском  рисунке. Важным фактором, обусловливающим  направленность  содержания
детских  рисунков, является  степень  ориентации  ребенка  на  реальную  и  воображаемую  действительность. По
содержательной направленности рисунков мы можем условно разделить детей на реалистов и мечтателей: первые
изображают  предметы  и  явления  природы, реальные  события  обыденной  жизни  людей; вторые - свои
неосуществленные  желания, мечты  и  грезы. В  этой  связи  надо  специально  отметить, что  чем  старше  становятся
дети, тем чаще в их рисунках отражаются мечты и желания. Кроме этого, можно указать на интерес детей к совер-
шенно  особому  фантастическому  миру. Черти, водяные, лешие, русалки, колдуны, феи, сказочные  принцессы  и
многие другие персонажи детских рисунков отражают, так же как и реальные существа, работу души и внутреннее
самочувствие ребенка.
Индивидуальная  приверженность  в  рисовании. Содержание  изображаемого  обусловлено  фактором  половой
сензитивности  ребенка, ценностными  ориентациями  национальной  культуры  и  семьи, степенью  ориентации
ребенка  на  реальную  и  воображаемую  действительность. Наряду  с  этим  необходимо  отметить  индивидуальную
приверженность ребенка в определенный промежуток времени к одному и тому же предмету рисования.
Пятилетний  Кирилл  с  увлечением  рисовал  портреты  женщин, мужчин, принцев, волшебников  и  т.д. Из-под  его
руки  за  день  выходило  до 20-25 подобных  рисунков. При  этом  ему  нравилось  вводить  в  портреты  элементы
орнамента, украшающие, по  его  мнению, изображения  и  придающие  им «волшебность» и  необычность. Кроме
того, Кирилл увлеченно рисовал и сами орнаменты. Составление узора было его излюбленным занятием.
Брат  Кирилла  Андрей  предпочитал  рисовать  батальные  сцены. Бесконечное  число  муравьеподобных  воинов,
налеты, окружения, взрывы, атаки, разведки, бомбежки и т.п. Андрей рисовал войну в воздухе, на суше и на море.
Увлекаясь  взрывами,  грохотом  и  шумами,  он  давал  своим  рисункам  соответствующие  названия:  «Всюду  стреля-
ют», «Война на небе и на земле», «Всюду гремит». Еще одна излюбленная тема Анд-рюши - черти. Эти персонажи
постоянно гримасничают и совершают всевозможные каверзные поступки.
Другие  братья - Андрюша  и  Сережа  Щ. - в  течение  ряда  лет  увлекались  рисованием  машин. Их  рисунки - это
бесконечные «Волги», тягачи, самосвалы, троллейбусы  и  тому  подобный  транспорт, который  можно  увидеть
воочию, рассмотреть на иллюстрации или на фотографии.

(По материалам В. С. Мухиной.)

Содержание детских работ определенно показывает, что ребенок чутко реагирует на события жизни взрослых: если
взрослые помнят прошлое, то оно становится и достоянием ребенка; если взрослые взволнованы происходящим, то
ребенок  взволнован  тоже. Анализ  сотен  рисунков  детей  позволяет  утверждать: социальные  реакции  детей
адекватны  общественному  настроению  и интересам взрослых. Детские рисунки можно  оценивать  как подлинные
документы эпохи.

247


background image

 В  условиях  систематического  художественного  воспитания  количество  тем, которые  ребенок  выбирает  при
рисовании, становится значительно большим. Однако мы отчетливо наблюдаем общую тенденцию - в дошкольном
возрасте дети привязаны к содержанию, предложенному взрослыми.
Не  следует  думать,  что  ребенок  находится  в  «оковах»  влияния  взрослого.  Вне  усвоения  духовной  культуры  от
посредников, стоящих  между этой  культурой  и ребенком, нет развития  личности ребенка. Лишь  в рамках  общей
тенденции  следования  за  взрослым  ребенок  проявляет  свою  индивидуальность, причем  чем  старше  ребенок, тем
отчетливее эти проявления.
Тематика  детских  рисунков  обусловлена  многими  факторами. Один  их  них - принадлежность  ребенка  к
определенному полу и степень его сензитивности к половым различиям. Общая направленность на идентификацию
со  своим  полом  придает  определенное  содержание  и  рисункам  ребенка: мальчики, особенно  сензитивные  к
мужским  ролям,  рисуют  строительство  домов  и  городов,  дороги  с  мчащимися  автомобилями,  самолеты  в  небе,
корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки, сензитивные к женским ролям, рисуют «хорошеньких
девочек» и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.
В некоторых случаях в недрах продуктивной деятельности ребенка мы находим исключительную приверженность
к  ценностным  ориен-тациям  другого  пола, когда  вдруг  мальчики  начинают  увлекаться  рисованием  принцесс  и
цветочков, а  девочки  рисуют  батальные  сцены. Такая  идентификация  с  другими  в  норме  обусловлена  тем, что
ребенок  выбирает  своего  кумира  среди  представителей  другого  пола (чаще  это  старший  брат  или  сестра) и
бессознательно  следует  за  всеми  его  проявлениями. Постепенно, однако, в  условиях  нормальных  отношений  в
семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в культуре общественным ожиданиям.
Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального
социального  пространства: в  символических  действиях  и  замещениях  ребенок  проигрывает  коллизии  отношений
людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые
и изобразительные сюжеты.
Овладевая  действиями  игры  и  изобразительной  деятельности, ребенок  одновременно  осваивает  произвольные
стороны  психических  процессов, а  также  действия  замещения. Также  постепенно  ребенок  осваивает  собственно
человеческий знаково-символический мир -прежде всего вербально  очерченное пространство, которое стандарти-
зирует, социализирует  его, а  также  особое  знаково-символическое  пространство, где  доминируют  образы
воображения.

248

ГЛАВА VII. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка -
поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на
себя  ответственность  через  формы  различных  собеседований  определить  готовность  ребенка  к  начальному
обучению. Семья  принимает  решение  о  том, в  какую  начальную  школу  отдать  ребенка: государственную  или
частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.
Поступивший  в  школу  ребенок  автоматически  занимает  совершенно  новое  место  в  системе  отношений  людей: у
него появляются постоянные  обязанности, связанные  с  учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже
посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на
себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе  отчет в
том, какое  место  занимает  среди  людей (он, дошкольник) и  какое  место  ему  предстоит  занять  в  ближайшем
будущем  (он  пойдет  учиться  в  школу).  Одним  словом,  он

открывает  для  себя  новое  место  в  социальном

пространстве человеческих отношений.

 К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он

ориентируется  в  семейно-родственных  отношениях  и  умеет  занять  желаемое  и  соответствующее  своему  соци-
альному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет
навыки  самообладания, умеет  подчинить  себя  обстоятельствам, быть  непреклонным  в  своих  желаниях. Он  уже
понимает, что  оценка  его  поступков  и  мотивов  определяется  не  столько  его  собственным  отношением  к  самому
себе  («Я  хороший»),  но  прежде  всего  тем,  как  его  поступки  выглядят  в  глазах  окружающих  людей.  У  него  уже
достаточно

развиты рефлексивные способности.

 В этом возрасте существенным достижением в развитии личности

ребенка вы-ступает

преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Один  из важнейших  итогов психического развития  в период дошкольного детства -

психологическая  готовность

ребенка  к  школьному  обучению.

  И  заключается  она  в  том,  что  у  ребенка  к  моменту  поступления  в  школу

складываются  психологические  свойства, присущие  собственно  школьнику. Окончательно  эти  свойства  могут
сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Младший  школьный  возраст  обещает  ребенку  новые  достижения  в  новой  сфере  человеческой  деятельности -
учении. Ребенок в началь-

249