Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8264

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Если  главными  становятся  общественные  мотивы  поведения, соблюдение  нравственных  норм, ребенок  в
большинстве  случаев  будет  действовать  под  их  влиянием, не  поддаваясь  противоположным  побуждениям, тол-
кающим  его  на  то, чтобы, например, обидеть  другого  или  солгать. Напротив, преобладание  стремления  лично
получать удовольствие,

227


background image

 демонстрировать  свое  действительное  или  мнимое  превосходство  над  другими, может  привести  к  серьезным
нарушениям  в  поведении  ребенка. Возникновение  соподчинения  мотивов  не  говорит  о  том, что  ребенок  во  всех
случаях  руководствуется  одними  и  теми  же  социально  значимыми  мотивами. Такого  не  бывает  и  у  взрослых. В
поведении  любого  человека  обнаруживается  множество  разнообразных  мотивов. Но  соподчинение  приводит  к
тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.

Особенности развития самооценки.

 Мы видели, что одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном

возрасте  является  повышение  их  осознанности. Ребенок  начинает  отдавать  себе  все  более  ясный  отчет  в
побудительных  силах  и  последствиях  своих  поступков.  Это  становится  возможным  в  связи  с  тем,  что  у
дошкольника развивается самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает,
как  относятся  к  нему  окружающие  и чем вызывается  это  отношение. Наиболее явно  самосознание  проявляется  в
самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Предпосылка развития самосознания- отделение себя  от других людей, которое  происходит  уже в конце раннего
детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-
настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок трех-четырех лет не
учитывает  своих  реальных  возможностей. Он  попросту  приписывает  себе  все  положительные, одобряемые
взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей,
на которых он может  смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не  сразу. В этот
период, оценивая  сверстников, ребенок  просто  повторяет  мнения, высказанные  о  них  взрослыми. То  же  самое
происходит и при самооценке. («Я хороший, потому что мама так говорит».)
Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со
стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения
норм  поведения, следования  положительным  образцам. Вместе  с  тем  ребенок  начинает  намеренно  пользоваться
отношением  окружающих  к  тем  или  другим  его  качествам  и  поступкам. В  этом  возрасте  дети, как  правило,
прекрасно осознают, что упрямство есть нарушение норм поведения, но тем не менее и сознательно проявляют его,
но  только  по  отношению  к  тем  взрослым, которые  идут  на  уступки. Ребенок  может  подчеркивать  свои  детские
черты, вызывающие  любовь  и  умиление  взрослых, и  добиваться  таким  способом  удовлетворения  всех  своих
желаний.

228

Внешний  мир - мир  социальных  отношений - требует  от  ребенка  нравственного  развития, которое  определяется
следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным
нормам и внутренней позицией самого ребенка.
Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На
протяжении  раннего  и  дошкольного  возраста  ребенок  через  общение  с  окружающими  его  людьми (взрослыми,
сверстниками и детьми других  возрастов)

усваивает социальные  нормы поведения.

 Усвоение  норм предполагает,

что, во-первых, ребенок  постепенно

начинает  понимать  и  осмысливать  их  значение,

  во-вторых, у  ребенка

в

практике  общения  с  другими  людьми  вырабатываются  привычки  поведения.

 Если  ребенок  действует, выходя  за

рамки  привычного  поведения, у  него  возникает  ощущение

дискомфорта,

  в-третьих, ребенок

проникается

определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Эмоциональное и рассудочное  отношение к нравственным нормам и их выполнению развивается  у ребенка через
общение  со  взрослыми. Взрослый  своим  отношением  к  поступку  ребенка  санкционирует  определенный  тип
поведения, он  помогает  ребенку  осмыслить  рациональность  и  необходимость  определенного  нравственного
поступка. Именно  на  фоне  эмоциональной  зависимости  от  взрослого  у  ребенка  развивается  притязание  на
признание в сфере морального поведения.
Определяющее  значение  для  развития  детской  личности  имеют

чувства  и  воля.

  Обратимся  к  обсуждению

эмоционально-волевых качеств ребенка дошкольного возраста.

Динамика  развития  чувств.

  Чувства  дошкольников  трех-четырех  лет  хотя  и  ярки,  но  еще  очень  ситуативны  и

неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его целовать ее, обнимать,
произносить нежные слова, но еще не может служить более или менее постоянным источником поступков, которые
бы радовали мать, приносили ей  удовлетворение. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу  о
других, даже очень любимых людях.
4,  7.  Нездоровье  матери  вызвало  удвоенную  нежность  со  стороны  Гильды.  Она  часто  жалела  больную:  «Бедная
мама», спрашивала, не  принести  ли  ей  напиться, обнимала  и  целовала  ее  чаще, чем  обыкновенно... А  однажды
вечером сказала явно довольным и радостным тоном. «Мама, если ты завтра еще будешь больна, то я буду делать
тебе ломтики (бутерброды)».

(Из дневника К. Штерн.)

Здесь  нежность  к  заболевшей  матери  уступает  место  удовольствию  от  возможности  выполнять  роль  взрослой,
опекать больную.
Чувства младших дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимся членами семьи, обычно вообще не
бывают длительными.


background image

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость.
У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких

229


background image

 людях,  поступки,  которые  направлены  на  то,  чтобы  оградить  их  от  беспокойства,  огорчения.  Однако  чувства
ребенка  даже  шестисемилетнего  возраста  нельзя  сравнивать  с  чувствами  взрослого. Ребенок  прежде  всего
нуждается в любви взрослого, и его чувства зависят от этой любви.
Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном возрасте - увеличение их «разумности», связанное с
умственным  развитием  ребенка. Ребенок  начинает  познавать  окружающий  мир, знакомиться  с  последствиями
своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
«Разумность» распространяется  и  на  чувства, связанные  с  собственным  поведением  ребенка. Уже  ребенку
трехлетнего  возраста  приятна  похвала  взрослых, его  огорчает  порицание. Мы  знаем, что  у  ребенка  возникают

чувства  гордости  или  стыда

  в  зависимости  от  оценки, которую  дают  его  поведению  взрослые. Но  эти

переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. По мере усвоения норм, правил
поведения, формирования  самооценки  ребенок  начинает  переживать  по  поводу  выполнения  или  невыполнения
этих норм, подобные переживания могут вызывать у него радость, гордость или, наоборот, стыд даже в том случае,
когда ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.
Изменение  чувств  ребенка  в  зависимости  от  понимания  им  ситуации  хорошо  видно  на  примере  развития  у
дошкольников

чувства комического.

Это  чувство  возникает  у  ребенка, когда  он  сталкивается  с  чем-либо  несуразным, неожиданным, нарушающим
привычный  ход  вещей.  У  младших  дошкольников  чувство  комического  проявляется  в  веселом  смехе,  оно
возникает, когда  дети  видят  смешные  жесты  Петрушки, слышат  словесные  перевертыши, обнаруживают
несоответствия во внешности, одежде человека (например, детскую кепку на голове взрослого) и т.д. Они и сами
шутят, давая предметам другие названия, гримасничая, переворачивая слова.
Старшие  дошкольники  обнаруживают  чувство  комического  в  гораздо  более  сложных  ситуациях, отмечая
несоответствия  в  поведении  людей, недостатки  в  их  знаниях. Они  смеются  над  глупостью  волка, одураченного
хитрой лисой, над наивным Незнайкой, Мастером-ломастером и т.п. В шутках детей появляются скрытый смысл,
попытки «поймать» собеседника  на  ответе, не  соответствующем  действительности. Так, шестилетний  Андрюша
спрашивает маму: «Мама, ложка потонет?» - «Конечно». - «А деревянная?»
Аналогичный  путь  развития  проходит  в  дошкольном  детстве  и

чувство  прекрасного,

  вызываемое  у  ребенка

предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Для трех-четырехлетнего дошкольника красивое - это
яркая, блестящая игрушка, нарядный кос-

230

тюмчик и т.п. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии
красок  и  линий, в  развитии  музыкальной  мелодии, в  пластичности  танца. Сильные  переживания  вызывает  у
старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребенок  ориентируется в окружающем, тем более
разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.
Существенно  изменяются  в  дошкольном  детстве  и  внешние  проявления  чувств  ребенка. Во-первых, ребенок
постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от
трехлетнего  пяти-шестилетний  дошкольник  может  сдержать  слезы, скрыть  страх  и  т.п. Во-вторых, он  усваивает
«язык» чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов,
мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
Наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) хотя и связаны с работой врожденных механизмов мозга, но
только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается управлять ими, причем
не  только  подавлять  в  случае  надобности, но  и  сознательно  употреблять, информируя  окружающих  о  своих  пе-
реживаниях, воздействуя на эти переживания. Что же  касается всего богатства средств выражения чувств, то они
имеют социальное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

Развитие воли как способности к управлению поведением.

 Дошкольный возраст - возраст возникновения воли

как  способности  сознательно  управлять  своим  поведением, своими  внешними  и  внутренними  действиями. У
ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение
подчинять  свои  действия  той  или  другой  задаче, добиваться  достижения  цели, преодолевая  возникающие
трудности. Он  овладевает  умением  контролировать  свою  позу, например  сидеть  спокойно  на  занятиях  так, как
этого требует воспитатель, не  вертеться, не  вскакивать.

Управление собственным телом нелегко дается ребенку.

Вначале  это  особая  задача, которая  требует  внешнего  контроля  за  самим  собой, - ребенок  может  оставаться
относительно  неподвижным  только  в  то  время,  когда  смотрит  на  положение  своих  рук,  ног,  туловища,  следит,
чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на
основании мышечных ощущений.

Дошкольник  начинает  управлять  своим  восприятием, памятью, мышлением

  Когда  трехлетнему  ребенку

показывают картинку, изображающую детей на катке, и предлагают сказать, кто потерял варежку (варежка лежит
на  снегу, а  один  из  катающихся  изображен  без  варежки), он  не  может  этого  сделать. Для  выполнения  задания
необходимо последовательно осмотреть все фигуры, а взгляд ребенка беспорядоч-
231


background image

 но перескакивает с одной на другую Позднее ребенок с помощью взрослых овладевает произвольным восприятием
и начинает успешно решать подобные задачи, систематически рассматривая предметы и изображения.

Управление процессом запоминания и припоминания

 становится возможным, когда ребенку около четырех лет и он

начинает  ставить  перед  собой  специальную  цель: запомнить  поручение  взрослого, понравившийся  ему  стишок  и
т.п.
Управление  мыслительной  деятельностью  обнаруживается  уже  у  четырехлетних  детей, когда  они, пытаясь,
например, решить  головоломку, пробуют  разные  варианты  соединения  частей  в целое, последовательно переходя
от одного варианта к другому.

Сознательное  управление  поведением

  только  начинает  складываться  в  дошкольном  детстве. Волевые  действия

соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.
Обратимся  к  генезису  волевых  действий. На  протяжении  дошкольного  детства  меняются  как  сами  волевые
действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка
складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени
при  особо  благоприятных  обстоятельствах. У  дошкольника  четырех-пяти  лет  количество  таких  проявлений
возрастает, но  они  все  еще  не  занимают  сколько-нибудь  значительного  места  в  поведении. Только  в  старшем
дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно
уступает  в  этом  отношении детям  школьного возраста. Таким образом, для  дошкольника характерны

появление и

развитие волевых действий,

 но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

Развитие  воли  ребенка  тесно  связано  с  происходящим  в  дошкольном  возрасте  изменением  мотивов  поведения,
формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый
план  группы  мотивов, которые  становятся  для  ребенка  наиболее  важными, ведет  к  тому, что  он  сознательно
добивается  поставленной  цели, не  поддаваясь  отвлекающему  влиянию  побуждений, связанных  с  другими, менее
значимыми мотивами.
В  развитии  волевых  действий  дошкольника  можно  выделить  три  взаимосвязанные  стороны:

1) развитие

целенаправленности действий;
2) установление  взаимозависимости  между  целью  действий  и  их  мотивом; 3) возрастание  регулирующей  роли
речи в выполнении действий

Стремление  к  цели - феномен  развития  и  бытия  всего  живого. Выполнение  целенаправленных  действий
наблюдается  уже  в  младенческом  возрасте. Когда  ребенок  подползает, например, к  привлекшей  его  внимание
игрушке, она выступает в качестве цели, на нее направлено действие. Но такая целенаправленность еще не делает
действие

232

волевым.  Предмет  сам  как  бы  притягивает  ребенка,  вызывает  у  него  желание  действовать,  в  то  время  как  для
настоящего  волевого  действия  характерны  самостоятельная  постановка  цели  или  принятие  цели, поставленной
другим  человеком (матерью, воспитательницей, другим  ребенком). Целенаправленность, идущая  не  извне (от
предмета), а изнутри (от ребенка, его желаний  и интересов), начинает складываться  в раннем возрасте и, как мы
знаем, проявляется  больше  в  постановке  целей, чем  в  их  достижении, доведении  дела  до  конца: слишком  часто
внешние обстоятельства отвлекают ребенка.
В  дошкольном  детстве  постепенно

формируется  умение  удерживать  цель  в  центре  внимания.

  В  одном  из

экспериментов детям от двух до семи лет предлагали прокатить по узкой площадке мяч до указанной черты, слегка
подталкивая его двумя руками. Детям приходилось идти за мячом наклонившись, почти  не выпуская  его из рук.
Когда ребенок проходил половину дороги, навстречу ему пускали красивую игрушечную машину. Большая часть
детей  двухлетнего  возраста  переставали  катить  мяч  и  принимались  играть  с  машиной. Поиграв  с  ней  какое-то
время,  некоторые  дети  вспоминали  о  мяче  и  все-таки  доводили  его  до  черты,  остальные  к  мячу  больше  не
возвращались. Задание  выполнила  только  половина  детей, причем  почти  все  они  по  пути  отвлекались, чтобы
поиграть с машиной. Трехлетние дети проявили значительно большую устойчивость, они отвлекались значительно
реже, чем дети раннего возраста. Зато почти все дети пяти-семилетнего возраста доводили мяч до конца.
Это задание было сравнительно простым, и цель  достигалась быстро. Возможность  удерживать  цель  находится  у
дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения.
Большое  значение  для  формирования  целенаправленности  действий  имеют  в  дошкольном  возрасте  успехи  и
неудачи  при  выполнении  заданий. У  младших  дошкольников  успех  или  неудача  еще  не  влияет  существенно  на
преодоление  трудности  и  длительность  сохранения  цели. Неудача  в  достижении  цели  их  не  огорчает. Детей
четырех-пяти лет неудачи выбивают  из колеи; если же деятельность  успешна, дети стараются довести работу  до
конца. Так же ведут себя и большинство старших дошкольников, хотя некоторые начинают относиться к делу по-
другому- стремятся во что бы то ни стало преодолеть трудности, просят дать им возможность еще раз испробовать
свои силы, упорно отказываются сдаться.
На  протяжении  дошкольного  детства  ребенок  под  влиянием  воспитателя  постепенно

овладевает  умением

подчинять  свои  действия  мотивам, которые  значительно  удалены  от  цели  действий, в  частности  мотивам
общественного  характера

 (сделать  подарок  для  мамы). Однако  если  деятельность  сравнительно  сложна  и