Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 9080
Скачиваний: 155
Традиционная культура предъявляет к телу сложившиеся требования: ребенок должен усвоить «правильные»
позы, осанку, посадку головы - все то, что создает этнический, национальный тип физической представленности
человека. Так, жители европейской части России и народности Крайнего Севера, являясь жителями России, имеют
разные образы и стили телесных выразительных поз и движений, по которым можно «прочитать» исторически
обусловленную школу социальных ожиданий, обращенных к телесному образу человека. При этом культура
предъявляет и свои ожидания, связанные с половой идентификацией ребенка.
Образ тела^ -
сложное образование, сопряженное с индивидуальными телесными особенностями, полом и
традиционными культурными ожиданиями. Очень важно, чтобы ребенок мог себя чувствовать и принимать как
уникальное в физическом и психическом плане существо, как представитель своего пола и как представитель своей
культуры, своего этноса.
Специальное внимание следует уделять
развитию физической культуры ребенка. С
первых лет обучения в школе
именно на уроках физкультуры дети должны приобретать привычки и устойчивый интерес к систематическим
занятиям физическими упражнениями и спортом.
Овладение своим телом, ощущение тонуса, готовность к подвижным играм и соревнованию - все это должно
культивироваться в сознании ребенка как чистая радость бытия, как ответственность перед другими; ведь
быть красивым, ловким и сильным, быть чистым и опрятно одетым - значит радовать собой других.
Уроки физической культуры требуют от ребенка владения своим телом. Для этого разрабатываются комплексы
общеразвивающих упражнений, а также специальные виды занятий (гимнастика, лыжная подготовка, плавание,
подвижные игры). Названные виды занятий являются не только средством физического развития, но и умственного
и духовного формирования личности. В число подвижных игр следует включать и национальные игры, которые
приобщают ребенка к традиционным развлечениям, воспитывают ожидаемые черты характера (волю, мужество,
смелость, великодушие). В соревновательных играх с правилами развиваются воля, стремление реализовать притя-
зание на признание через физические усилия. Соревнуясь со своими сверстниками, ребенок осваивает множество
физических умений и развивает необходимые для жизни личностные качества. Соревнуясь непосредственно
в
тесном телесном взаимном общении,
ребенок учится рефлексии на других и на себя: он учится «читать» по
выразительным позам, движениям, мимике сверстника его намерения, что облегчается самой соревновательной
ситуацией; он учится диалогу жеста, мимики и взгляда; в то же время он учится «прятать» свои намерения, скрывая
свои мимику и телесные выразительные позы и движения и демонст-
294
рируя «обманные» мины, позы и движения. В соревновательных играх ребенок обретает способность не только к
тонкой внутренней рефлексии, но и к маскирующим истинные намерения внешним действиям. Обогащение
рефлексивного опыта ребенка в специальных соревновательных играх продвигает его в плане личностного
развития и формирования позитивного отношения к себе.
Соревновательные игры дают целый ряд возможностей для развития личности ребенка. В соревновании дети
ориентируются на достижения сверстников. Стремление «быть как все» стимулирует физическое развитие ребенка
и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время, соревнуясь, ребенок притязает и на то, чтобы «быть
лучше, чем другие». Он начинает борьбу за то, чтобы стать победителем. Стремление к победе стимулирует
соревнующегося. В случае успеха ребенок обретает позу победителя: плечи развернуты, голова высоко поднята,
лицо его румяно, глаза сияют.
В соревнование, однако, заложена возможность и неуспеха в сравнении с другими. В случае неуспеха ребенок
сразу ломается - поза его выражает удрученное состояние: плечи приподняты, голова опущена, взгляд наполнен
слезами и печалью.
Если подвижные игры включают командные соревнования, на ребенка, который подвел свою команду, могут
обрушиться обидные реплики сверстников. Обязанность учителя и психолога предупреждать подобные ситуации.
Здесь важно придать значимость духу командного сотрудничества и взаимной поддержки. Неуспешный ребенок и
так испытывает дискомфорт и чувство глубокого неудовлетворения собой.
Важно, чтобы нереализованное притязание ребенка на успех в физических упражнениях и играх не лишило его
стремления к успеху: ребенок может очень быстро отказаться от участия в физических упражнениях и
соревнованиях- ведь образ «Я» весьма хрупкое образование, обесценивание своего «Я» и изменение отношения к
себе происходят ситуативно. В то же время ребенок может вопреки неудачам стремиться во что бы то ни стало
взять реванш. Это может также привести к срыву. И в том и в другом случае ребенок младшего школьного возраста
должен пройти избранный им путь. Не следует оберегать его от возможных неудач. Ребенок должен научиться
владеть экспрессией лица и тела, а также не сдаваться в достижении избранной цели в телесных упражнениях,
овладевать телесными действиями и наслаждаться достижениями.
Совершенно справедливо писал по этому поводу Ж. Ж. Руссо: «Думают только о том, как бы уберечь своего
ребенка; этого недостаточно."
нужно научить, чтобы он умел сохранять себя...
Все дело... в том, чтобы заставить
его жить. А жить - это не значит дышать: это значит
действовать,
это значит
пользоваться нашими органами,
чувствами, способностями, всеми частями нашего существа, дающими нам сознание нашего бытия»
(курсив мой.
-
В.М.)
19
.
295
Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования.
Ребенок младшего школьного
возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным
ожиданиям.
В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным
содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со
взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности.
В этот период заново перестраивается
мотивационно-потреб-ностная сфера,
что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная
деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного
возраста. Это находит свое выражение в отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками.
Притязание на признание со стороны взрослых.
Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь
комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет
совесть,
и мы можем взывать к ней,
когда ребенок набедокурит. Он знает, что значит
должен, обязан.
У него пробуждается чувство
гордости или
стыда
в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослым, но и своими
положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо
осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости,
грубости, жадности и т.д.), которые он сам оценивает как недостойные. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на
развитие его личности. Но нужно помнить, что негативные чувства, возникнув у ребенка по определенному поводу,
вспыхнув, быстро исчезают. Ведь ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает
стремиться иметь положительную самооценку.
«Я хороший» - внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции - большие возможности
для воспитания. Притязая на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться подтвердить
свою потребность на это признание.
Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник в то же самое время
притязает на
признание со стороны взрослых и подростков.
Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы
поведения - старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания
становятся предметом постоянного интереса со стороны старших. (О притязаниях на признание в учебной
деятельности мы будем говорить отдельно.)
Стремление к самоутверждению
стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые
подтвердили его достоинст-
296
во. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то,
что от него ожидают (в первую очередь это его успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов.
Каприз- часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство
обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми примитивными, по существу асоциальными формами
поведения.
Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные своими
родителями дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, ослабленные, безынициативные
дети, которые отстали от сверстников. Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стремление к
самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя
внимание. Форму капризов обретает поведение ребенка со скрытыми еще акцентуациями в развитии личности, что
в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрасте в асоциальном поведении.
Никита (10, 10) отличается трудностями в поведении. Он хорошо успевает в школе, но его дисциплина вызывает
тревогу у учителя. Его мама испытывает постоянное напряжение.
Мальчик не по годам ориентируется в искусстве: Пушкинский музей для него «дом родной», он там рисует и
смотрит картины. Однако поражает отсутствие эмоций в связи с содержанием картин, вместо этого -
интеллектуальная оценка достоинств цвета, композиции, сюжета. Мальчик одарен - его картины неоднократно
получали призы на Международных детских выставках.
Никита играет на ударнике, на ксилофоне в ансамбле известной музыкальной школы.
Однако мальчик бросает живопись, не ходит в музей «потому что эти люди стоят около картин часами»; бросает
музыкальную школу потому что «эта учительница просто дура». В семье демонстрирует агрессию и наслаждается
тем, что его криков пугаются сестра и мать. Сестре угрожает: «Убью тебя обязательно!» Матери - спокойной,
интеллигентной женщине - часто кричит: «Пьянь! Водочки выпила!»
(мать не пьет).
В школе стремится не выделяться, всеми силами старается стандартизироваться, но срывается и выдает агрессию.
Угрожает убить свою учительницу и других учителей, которые начинают его увещевать.
Когда в школе его «прорабатывают», стоит молча. Вид отрешенный.
Учительница: Никита, почему ты выкрикиваешь, угрожаешь, дерешься? Что ты можешь сказать?
Учительница: Мы переведем тебя на индивидуальное обучение...
Никита молчит.
Дома матери говорит: «Я не могу дать обещание. Обещания дают, когда их можно выполнить. Эта тетка
(об
учительнице)
так плохо себя вела, что ребята сказали, что они бы ее хотели убить».
При этом говорит, рыдая, матери: «Меня никто не любит. Я никому не нужен». Мать разуверяет его, но он требует:
«Тогда возьми меня с собой спать. Сестре можно, а мне нельзя! Она же старше меня...» В юношеском возрасте
Никита попал в тюрьму.
(По материалам В. С. Мухиной.)
Выходящие за рамки капризов формы асоциального поведения ребенка младшего школьного возраста требуют
специального внимания психолога.
297
В норме притязания на признание со стороны взрослых поддаются социальным ожиданиям, подлежат коррекции
на уровне бытового общения ребенка с родителями и подвержены воздействию здравого смысла.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, меняющий в целом иерархию его притязаний на
признание. Поступление в школу - это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к
новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми. Меняются фактор места, социальные
условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок
переходит от существования, свободного от постоянных обязанностей, к обязательной, общественно значимой
деятельности: он обязан учиться.
Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и
связанных со школой общих социальных правил.
В школе между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений.
Учитель
не просто взрослый,
который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он -
посредник знаний,
в функции которого входит передача
достижений культуры, опыта человечества ребенку. Кроме того, учитель является реальным носителем общест-
венных требований к ребенку
как ученику.
Совместное участие в учебной деятельности порождает новый тип
взаимоотношений: учитель спрашивает- ученик отвечает, учитель объясняет- ученик должен понять и выполнить;
учитель оценивает- ученик принимает как должное. При этом ребенок ориентирован на то, чтобы соответствовать
ожиданиям учителя и быть им признанным.
По своему содержанию и по организации основная, ведущая деятельность младшего школьника - учебная
деятельность.
Усвоение знаний -
основная цель, которая выступает в чистом виде. Но в учебную деятельность
органически включена и вторая по счету, но не по значению цель - ребенок должен быть еще и
правильно
воспитан.
Основная форма организации учебной работы школьников - урок, на котором все рассчитано до минуты. На уроке
всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься
посторонним делом. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требо-
вания к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.
Школьник учится ответственно относиться к учебе, потому что он вынужден подчиняться требованиям и правилам
школьной жизни и оправдывать ожидания его семьи.
Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает ребенка к развитию
усидчивости,
навыков
самоконтроля
и
самооценки.
298
Смена места в системе общественных отношений - переход в позицию ученика, школьника - создает ситуацию
психологической открытости
ребенка. И без того доверяющий взрослому, в новой для него жизненной ситуации
ребенок с готовностью (или без сопротивления) принимает требования учителя; это касается и требований,
связанных с дисциплиной. При этом ребенок не присваивает бездумно и бесчувственно новые для него правила, а
испытывает меру допустимости, возможности нарушать эти правила, избегать их выполнения или вступать с
учителем в дискуссии. Приведем некоторые примеры рефлексий первоклассников на новые для них формы
наказаний за нарушение правил поведения в классе.
2 сентября.
Кирилл: Сегодня поставили (у парты, в знак замечания. -
В.М.)
мальчика и девочку. которые смотрели букварь,
когда надо было тихо сидеть и слушать! Учительница сказала:
«Ребята, посмотрите на них. Все видели, кто нарушает порядок?»
4 октября.
Кирилл: Тебе учительница говорила, какое у нас произошло неприятное происшествие?
- Что случилось? Кирилл: Я стоял у парты.
- За что же?
Кирилл: Я забыл. Но это самое нестыдное наказание. Вообще-то все наказания стыдные... А! Вспомнил! Я
взвизгнул! Ха-ха-ха...
(Смеется.)
Я не знаю сам, как вышло.
8 октября.
Андрей: Знаешь, какое наказание самое плохое? Когда прогоняют с урока... Женю так наказали. И еще одного...
30 октября.
Андрей: Меня сегодня наказали. Но я не виноват! У нас такие приличия: когда взрослый входит, надо встать. Я
увидел, что Лена не встает. Я ей говорил, говорил, потом потрепал за волосы. А Гоша говорит: «Не трогай
девочку!» Я ее еще раз потрепал. Гоша меня как ударит... Я его. Нас обоих поставили. А виновата во всем Лена.
Кирилл: Да, у нас правила такие- надо вставать... Андрей тоже виноват. Таисия Алексеевна
(учительница)
без него
бы разобралась. Гоша самый хороший.
Андрей: Да, конечно. Но Лена самая неправая. Если по-честному.
(Из материалов В. С. Мухиной.}
Отношения ребенка младшего школьного возраста к правилам поведения носят неоднозначный характер. Это для
него и интеллектуальная задача - разобраться, какие правила бывают, за какие провинности как наказывают, какие
наказания «стыдные», а какие «не так уж стыдные». Так что на первом этапе обучения в школе он может не столько
испытывать чувство стыда, сколько рассуждать по поводу правил. Ребенку еще предстоит узнать о нормах
поведения, усвоить эмоциональные отношения к этим нормам, сформировать потребность в дисциплине, в