Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8912

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

понимает, что это необратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка.
Мальчик  знает,  что  он  должен  быть  смелым,  не  плакать,  уступать  дорогу  всем  взрослым  и  девочкам.  Мальчик
присматривается к муж-

305


background image

 ским  профессиям. Он  знает, что  такое  мужская  работа. Сам  пытается  что-то  отпилить, что-то  забить. Очень
гордится, когда  эти  его  старания  замечены  и  одобрены. Мальчики  стараются  вести  себя, как  свойственно
мужчинам.
Девочка  знает,  что  она  должна  быть  приветливой,  доброй,  женственной,  не  драться,  не  плеваться,  не  лазать  по
заборам.  Она  приобщается  к  домашней  работе.  Когда  ее  хвалят  за  то,  что  она  рукодельница  и  хозяюшка,  она
вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.
В  классе  девочки  и  мальчики  при  общении  друг  с  другом  не  забывают  о  том, что  они  противоположны: когда
учитель  сажает  мальчика  и  девочку  за  одну  парту, дети  смущаются, особенно  если  окружающие  сверстники
реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование
в  связи  с  тем, что  они «мальчики» и «девочки». Однако  младший  школьный  возраст  является  относительно
спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.
Особое, подспудное  воздействие  на  половую  идентификацию  ребенка  младшего  школьного  возраста  начинает
оказывать

языковое пространство родного языка,

 в котором содержится бесконечное число значений и смыслов,

определяющее формирование психологических установок на половую идентификацию.
Исстари  отношения  мужчин  и  женщин  отличали  исконный  труд  и  социальные  роли. Собственно  в
дифференцированном  труде  и  распределении  других  социальных  обязанностей  мужчин  и  женщин  проходила
половая  идентификация. Традиционная  дифференциация  остается  в  самосознании  людей  как  некий  эквивалент
принадлежности  к  полу. Читая  книги, сравнивая  людей  в  их  реальных  отношениях, ребенок  исподволь
приобщается  к  создаваемой  в  культуре  человечества  половой  дифференциации. В  антонимах - парах  слов  с
противоположными  значениями - содержатся  множества  смысловых  и  эмоционально  окрашенных
противоположностей, которые позволяют «схватить» полярные проявления качеств, признаков свойств мужского и
женского  начала  в  человеке. Лексические  единицы  словарного  состава  языка  оказываются  тесно  связанными  не
только как  понятия, отражающие предметный и  социальный  мир, окружающий человека, не только как понятия,
отражающие психические действия человека, его действия и деятельность, но и как феноменологически значимые
константы, отражающие отношение традиционной культуры к явлениям социальной жизни людей. К числу таких
констант  можно  отнести  антонимы, выражающие  отношения  мужчин  и  женщин, сформированные  историей
развития человечества. Это антонимы, предлагающие воспринять мужское и женское начало как противоположно-
сти единой пары: мужчина-женщина, мужик-баба, юноша-девушка,

306

мальчик-девочка, старик-старуха. Сюда  присоединяются  антонимы, которые, в  свою  очередь, создают
своеобразный ряд, наполняющий понятия «мужчина»-«женщина», «мужской»-«женский» оценочным отношением
(мужественно-женственно, мужественность-женственность, мужественный-женственный). Сюда же можно отнести
антонимы: мужество-трусость, мужество-слабость и т.д., что тоже подспудно закладывает установки на оценочное
отношение к мужскому и женскому полу.
В пословицах и поговорках, составляющих художественную ткань народных сказок, беспрестанно подчеркивается
противоположность и единство мужского и женского начала - добрый молодец и красна девица, добрый (от добро -
имущество, достаток, стяжание) - хороший, надежный, дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный, добро
творящий, склонный к благу и др.; красна - красива, пригожа.
О достоинствах мужчины: «Великий муж», «Доблесть мужа», «Муж высокого рода»; о связи мужа и жены: «Где
муж, там и жена», «Без мужа - не жена», «Жена без мужа - вдовы хуже», «Жена без мужа - всего хуже».
О женщине: «Девкою полна  улица, женою полна печь», «Добрая жена дом  сбережет, плохая рукавом растрясет»,
«Счастлив игрой, да несчастлив женой», «Худо мужу тому, у кого жена большая в дому», «Силен хмель, сильнее
хмеля сон, сильнее сна злая жена», «Не муж в мужьях, кем жена владеет», «Бей жену до детей, а детей до людей»,
«Муж с женой ругайся, а третий не мешайся», «Не у всякого жена Марья...»

21

Народная  мифология, сказки  изобилуют  весьма  специфическими  оценками  мужчин  и  женщин, где  мужчина
представлен  в  высшей  степени  в  разнообразных  ипостасях, а  женщина- прежде  всего  как  хорошая  или  плохая
мужняя жена.
Особое значение и смысл приобретают слова, связанные с половой идентификацией мужчин: «мужать» - приходить
в  возмужалость,  расти,  крепнуть,  входить  в  возраст;  «мужаться»  -  крепиться  духом,  стоять  за  что-то  доблестно,
крепко, не  падая  духом, не  робеть; «мужевать» -рассуждать, раздумывать, соображать, толковать, обсуждать
здраво, как  должно  мужу; «мужество» - состояние  мужчины  или  пола  вообще (противоположность - женство),
стойкость в беде, борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасности;
терпение  и  постоянство (противоположность- робость, нерешимость, упадок  духа, уныние); «мужественный», о
внешности:
осанистый, видный, могучий, величавый, дюжий; о  духе: доблестный, стойкий, крепкий, храбрый, отважный,
спокойно-решительный.
Совсем  противоположный  образ  по  значению  и  смыслу - образ  женщин. Слова, связанные  с  половой
идентификацией женщин:
«женота» - женщины, бабы, женство, женский пол; «женовать» -


background image

307


background image

 быть женою, замужем; «женочка» - жена; «женский», принадлежащий, свойственный женщинам, женскому полу,
для  него  назначаемый, к  нему  относящийся; «женство» - совокупность  свойств  женщины; «женственность» -
нравственные качества женщины (сравнить по содержанию с мужеством: «Мужчину мужество красит, а женщину
женство, женственность»)

22

.

В современном языке «мужчина» и «женщина» стали более унифицированными антонимами, но все-таки за ними
тянется шлейф из родового и  феодального  самосознания предков, что реально  затрудняет объявленное  в законах
равенство.

При гражданском равенстве психологическое равенство полов не утверждено в пространстве языко-

вой культуры.

Сегодня «мужчина»: 1) лицо, противоположное по полу женщине; 2) взрослый человек мужского пола в отличие от
мальчика, юноши; 3) нравственная характеристика человека, отличающегося мужеством, твердостью. «Мужество»-
качество, присущее  мужчине (присутствие  духа  в  опасности, в  беде, храбрость, бесстрашие, душевная
стойкость,смелость).
Сегодня «женщина»: 1) лицо, противоположное по полу мужчине; 2) взрослый человек женского пола в отличие от
девочки, девушки; 3) лицо  женского  пола  как  воплощение  женственности. Женственность - качество, присущее
женщине (мягкость, нежность, слабость, миловидность).
Формирование значений и смыслов языковых единиц, несущих в себе не только обозначение, но и экспрессивное
отношение, отражает  истинное, глубинное  движение  человеческого  самосознания, которое  соответствует
естественноисторическому развертыванию отношений 'полов и половой идентификации.
Сложившиеся  в  языке  лексические  единицы  и  их  комплексы  дают  возможность  отыскать  в  легендах, мифах,
сказках некие сюжетные воплощения идей, сконцентрированных в отдельных понятиях, антонимах, пословицах и
поговорках. Таковы русские народные сказки (например, «Муж да жена», «Сказка о злой жене», «Жена-спорщица»,
«Жена-доказчица», «Охотник  и  его  жена» и  др.), где  мужчина  и  женщина  вступают  в  противоборство  друг  с
другом. В то же время в сказках присутствуют и романтические образы, в которых отражены чаяния об идеальных
отношениях, о  Премудрых  царицах, добрых  и  преданных  Сестрицах  и  мужественных  Царевичах. Так, сказки  и
легенды, собранные  А. Н. Афанасьевым 150 лет  тому  назад, сделались  неотъемлемой  частью  русской  культуры,
иллюстрируют жизненные отношения мужчин и женщин.
В языке есть не только нерасторжимые комплексы, но и обратимые взаимодействия образов, что дает возможность
«искать причины душевных явлений»

23

. В народных сказках, пословицах и поговорках

308

множество  понятий, антонимов, которые  переворачивают, казалось  бы, нерасторжимые  комплексы  сложившихся
значений и смыслов. Бездонность богатства родного языка и многозначность психологических явлений, связанных
непосредственно с образами мужчин и женщин, ребенку еще предстоит открывать в будущем.
Помимо  знаково-символической  среды  русского  языка  ребенок  может  получать  образцы  мужественности  и
женственности  в  культуре  графических, живописных  и  скульптурных  образов. Но  здесь  требуется  специальная
работа, так как детей не часто водят в музеи, а в школе на уроке учитель обычно не демонстрирует и не обсуждает
иллюстрации мужской и женской красоты и стати. Так же плохо  обстоит дело с образами, которые создаются на
театральных сценах. Современный ребенок мало бывает в театре.
Остается  искусство  кино. В  нашей  российской  кинокультуре  богатый  фонд  высокохудожественных  фильмов  по
мотивам  народных  сказок, по  классическим  литературным  произведениям, которые  могут  нести  в  себе  некие
идеальные образы мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.
Однако традиционные условия половой идентификации через «слово», графические и живописные образы, образы
кино  и  театральных  героев  и  подражание  отношениям  и  половым  ролям  мужчин  и  женщин  еще  не  охватывают
возможностей  воздействия  на  ребенка. Он  приобщается  и  к  квазикультуре  телевизионных «мыльных  опер»,
мультсериалов, боевиков, триллеров  и  другой  телепродукции, которая  демонстрирует  телесные  выражения
мужественности (поза «мачо» - демонстрация мужчиной своей половой принадлежности, специфическая агрессия;
«угроза  фаллосом» - жест  рукой, символизирующий  половое  насилие, агрессию; жест «фак» и  другие  действия,
сопровождаемые  словами, которые  представляют  человека  как  агрессивного  сексуального  объекта) и  новую
культуру  женской  агрессии. Именно  в  младшем  школьном  возрасте  ребенок  начинает  осваивать  лексику
выразительных движений мужчин и женщин распространенной в мире квазикультуры.
Современные младшие школьники не только читают народные сказки и хорошую художественную литературу. В
их руки попадают  многочисленные комиксы, дети  смотрят  бесчисленные «видики», которые  несут  особый заряд
установок  на  то, чтобы  рассматривать  мужчин  и  женщин  с  новых  позиций. Очевидно, этот «социальный  заказ»
времени  создает  новые  установки  на  самосознание  детей  и  по-своему  окрашивает  процесс  их  половой
идентификации.
Волнующие  пространства, созданные  человеческим  духом, - предметный  мир, знаковые  системы  и  прежде  всего
язык; реальные  социальные  отношения  мужчин  и  женщин - формируют  у  ребенка  множество  установок,
ассоциаций, образов, определяющих его ориентации на себя как мужчину или женщину.

309


background image

Психологическое  время  личности.

  Суждения  ребенка  младшего  школьного  возраста  о  своем  прошлом,

настоящем и  будущем еще  достаточно примитивны. Обычно  реально  ребенок  этого возраста живет сегодняшним
днем и ближайшим будущим.
Далекое  будущее  для  младшего  школьника  в  целом  абстрактно,  хотя,  когда  ему  рисуют  радужную  картину  его
будущих успехов, он сияет от удовольствия. Его намерения быть сильным, умным, мужественным мужчиной или
доброй, приветливой, женственной  женщиной, безусловно, похвальны, но  сегодняшний  ребенок  предпринимает
для этого лишь некие символические усилия, полагаясь на благие порывы.
В  специальном  исследовании  детям  первых-вторых  классов  предлагали  два  варианта  изображения  жизненного
пути  человека. В  первом  варианте  обозначались  этапы  жизненного  пути  от  рождения: игра - ученье - трудовая
деятельность - отдых в старости. Во втором обозначались этапы возрастных периодов в семейных отношениях от
рождения:  младенец  -  малыш  -  дошкольник  -  младший  школьник  -  старший  школьник  -  свадьба  -  семья  и
дальнейшее ее развитие до старости.
Ребенку предлагалась проективная ситуация: «Если к тебе придет волшебник и предложит перенести тебя в любой
возраст, где  бы  ты  хотел  оказаться?» После  чего  ребенок, рассмотрев  эти  изображения, должен  был  показать на
какое-нибудь  одно звено, обозначающее возраст и  деятельность, которые  он  видит для себя в будущем наиболее
привлекательными.
Оказалось, что  основной  интерес  детей  в  проективных  ситуациях  направлен  в  будущее, на  возраст  активной
деятельности  и  наивысшей  социальной  значимости. Подавляющее  число  мальчиков  хочет  активно  трудиться,
иметь профессию; девочек, кроме этого, интересует создание своей собственной семьи.
Личное  прошлое  имеет  для  младших  школьников  двоякое  значение. Во-первых, ребенок  уже  имеет  свои
собственные  воспоминания. Образы  его  памяти  ярки  и  эмоциональны. Ребенок 7-12 лет  в  норме  освободился  от
амнезии раннего возраста. Память хранит зрительные представления, которые воспроизводятся в виде обобщенных
воспоминаний, трансформирующихся  в  этом  возрасте  за  счет  обогащения  ребенка  жизненным  опытом  и
символической  культурой  языка. Ребенок  любит «возвращаться» в  детство  и  заново  переживать  дорогие  ему
истории. Эти  истории  сегодня  приносят  ему  удовлетворение  и  доставляют  открытую  радость. От  дурных
воспоминаний, как правило, ребенок стремится освободиться. Во-вторых, в период адаптации к школе в первом и
втором  классах  многие  дети  выражают  искреннее  сожаление  о  том,  что  стали  старше.  Эти  дети  хотели  бы
вернуться  в  прошлое, в  свое  дошкольное  детство  без  удручающих  и  утомляющих  их  обязательств  учиться  и
учиться. Желание стать маленькими и не ходить в школу может быть у учащихся и в третьем, четвертом классах. В
этом случае ребенок нуждается в психологическом сопровождении и поддержке.

Социальное пространство личности

 ребенка младшего школьного возраста определяется значениями и смыслами

обязанностей и прав, которые он по-прежнему усваивает в обыденной жизни, а также зна-
310
чениями и смыслами обязанностей и прав, которые открываются ему в школьной жизни.
Младший школьник реально еще не знает своих прав, тем более не может их отстаивать.
Дома взрослые лишь иногда, походя рассказывают детям о том, что человечество добилось таких прав для ребенка,
которые  предоставляют  ему  возможность  нормально  развиваться  в  физическом, умственном  и  нравственном
отношении, которые подтверждают его право на любовь и понимание, которые обосновывают его право на игры и
ученье в настоящем и будущем и подтверждают право на достоинство.
Конечно  же,  при  этом  ребенок  6-11-12  лет  не  может  осознать  все  значение  своих  прав,  но  понять,  что  он,  как
всякий человек, имеет права, он может. Это может поднять в нем чувство личности.
В  обыденной  жизни  ребенок  пользуется  правом  на  еду, сон, прогулки, игры  и  развлечения  и  многое  другое. Он
любит своих близких, особенно маму и папу, и это тоже его право - иметь и любить своих родителей. Он имеет и
другие  привязанности  и  отстаивает  свое  право  на  симпатию  к  конкретному  ребенку, может  даже  противостоять
взрослому, если тот не одобряет его выбор.
Взрослые много говорят ребенку о его обязанностях. Он рано узнает, что должен быть послушным, воспитанным,
хорошим  ребенком. Это, безусловно, верное  начало  воспитания  человека. «Надо» - мотив, который  превращает
несмышленыша в человека. Ребенок должен  осознавать свои человеческие  обязанности перед другими людьми и
перед самим собой. Понятие «надо» многообразно: от категорического табуирования до выражения пожелания.
Развитый  младший  школьник  знает  доступные  его  разумению  нормы  поведения. Эти  знания  усваиваются  в
практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и понимает
их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм
поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения со
взрослыми  и  сверстниками  должны  сложиться  привычки  правильного  поведения. В  привычке  представлена
эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него
возникает  чувство  тревоги, ощущение  дискомфорта. Сформированные  привычки  обеспечивают  то  поведение,
которое  мы  и  называем  хорошим  воспитанием. Школьник  уже  может  быть  вежливым, приветливым  и
доброжелательным в своих проявлениях.
Знание  норм  поведения  и  привычки  поведения  не  существуют  сами  по  себе. В  процессе  воспитания  у  ребенка