Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8858

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 нить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.
Особое  влияние  на  поведение  подростка  оказывает  его  семейное  положение. Мальчики  из  полных  семей  в
ситуациях  депривации  реализации  их  притязаний  на  признание  гораздо  чаще  проявляют  адекватно  нелояльное
поведение: агрессивное  и  игнорирующее. Мальчики, воспитываемые  матерью  без  отца, более  пассивны  по
сравнению  со  сверстниками  из  полных  семей - они  чаще  ведут  себя  лояльно. В  то  же  время  они  проявляют
большую лабильность поведения - они более ориентированы на поведение, направленное на преодоление ситуации
фрустрации. Эти отроческие особенности поведения в ситуациях депривации реализации притязания на признание
проявляются в отношении ко всем окружающим: взрослым и сверстникам.
Специально  следует  указать  на  зависимость  поведения  отрока  при  депривации  реализации  притязаний  на
признание от его самосознания, от его религиозности или сикулярности. В зависимости от семейных ориентации на
религию  идет  не  только  наполнение  структурных  звеньев  самосознания  и  его  эмоциональное  освещение, но  и
усвоение определенных стереотипов поведения. Так, отроки из семей с православной религиозной ориентацией при
депривации чаще, чем их сверстники из семей неверующих, ориентируются на поведение, направленное на снятие
ситуации  фрустрации (адекватные  и  неадекватные  лояльные  реакции). При  этом  отроки  из  религиозных  семей
проявляют  меньше  пассивных  реакций: при  видимом  внутреннем  напряжении  сил  предпринимаются  попытки  к
разрешению конфликтной ситуации мирным путем. Таким образом, социальная ситуация (состав семьи) и духовная
позиция (религиозность) в  большей  мере  определяют  самосознание  и  самооценку  отрока, что  ведет  к
формированию детерминированного этими обстоятельствами типа поведения.
Оценки могут также быть направлены не на личность подростка, а на долженствование. «Так надо», «Так принято»,
«Я  должен» - позиции, которые  могут  приниматься  без  критики  и  ложиться  в  основу  ценностных  ориентации  и
поведения подростка. Чувство исполненного долга, правильно выбранного поведения в соответствии с  усвоенной
нормативностью  может  приносить  удовлетворение  собой  и  быть  наградой  в  притязании  на  признание. Однако  в
отрочестве  по  большей  части  любая  самооценка  носит  неустойчивый  характер. Это  обстоятельство  оставляет
подростка мало защищенным от внешних воздействий.
Притязание  на  признание  в  отрочестве  распространяется  на  такие  ориентации  в  мире, как  приобретение
эмоциональной  независимости  от  родителей  и  других  взрослых; развитие  духовности  и  интеллектуального
потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости; выбор и подготовка к профессии; подготовка к браку и
412
семейной  жизни. В  последнее  время  в  России  стала  формироваться  еще  одна  ориентация  для  отроков -
приобретение  экономической  независимости. Человек  по  своей  природе - субъект  экономических  отношений.
Производство  и  потребление  как  экономические  категории  начинают  интересовать  подростков. Деньги  как
капитал, но  больше  как  средство  потребления  становятся  предметом  интереса  многих  подростков. Отроки
стремятся освоить доступное им пространство в сфере производства и потребления и реализовать свои притязания
в этой области. Названные ориентации будоражат ум и чувства отроков, мешают приобрести уверенность в себе.
В каждой культуре формируются преобладающие типы демонстрируемого поведения и притязаний на признание.
Так, среди  молодых  американцев  с  рано  определившейся  идентичностью  Э. Эриксон  выделил  тип  тинейджера
(мужского пола). Согласно Э. Эриксону, «он робок, особенно с женщинами, и скуп на эмоции, как будто бережет
себя для чего-то. Однако  его редкие  ухмылки показывают, что он  в основном доволен собой. Среди  сверстников
может  быть  шумным  и  неистовым;  с  младшими  детьми  -добр  и  осторожен.  Его  цели  не  четко  определены;  они
имеют  некоторое  отношение  к  действию  и  движению. Его  идеальные  прототипы  в  мире  спорта, по-видимому,
соответствуют  таким  потребностям, как  тренированная  локомоция, справедливость  в  агрессии, беззастенчивая
самореклама  и  потенциальная  маску-линная  сексуальность. Невротическая  тревога  избегается  за  счет  сосре-
доточения на ограниченных целях, вписывающихся в рамки закона».
Сегодня  среди  российских  подростков  существует  многообразие  типов  с  определяющейся  идентичностью: тип
законопослушный, ориентирующийся на нормативность и самоограничение; тип отчужденный, ориентирующийся
на  интеллектуальную  и  социальную  независимость; тип  агрессивно  отчужденный, ориентирующийся  на  утвер-
ждение  себя  через  нарушение  нормативности  и  др. Тенденции, определяющие  формирование  типов  социальных
ориентации подростков как значимых для притязаний на признание, следует выявлять и изучать в соответствии с
каждым поворотом социальной ситуации, изменяющей общественное умонастроение.

Половая  идентификация.

  Именно  в  отрочестве  человеку  предстоит  интенсивно  осваивать  мужские  и  женские

роли. Подростки  бессознательно  и  сознательно  наблюдают  за  взрослыми, чтобы  усвоить  внешнее  поведение  и
внутренний  духовный  статус  мужчины  или  женщины. При  этом  им  нужны  не  только  образцы  поведения
представителей  каждого  отдельного  пола, но  и  образцы  взаимодействий  мужчин  и  женщин. Современные
подростки  имеют  возможность  знакомиться  с  взаимоотношениями  мужчин  и  женщин  не  только  в  жизни  и
искусстве, но также в бульварной литературе и кино. Наряду с прекрасным об-
413


background image

 разом  рыцаря, героя, супермена, настоящего  мужчины  мальчик  может  найти  образцы  мужского  поведения  в
демонстративном  мачо, в  холодном  убийце, в  безудержном  и  агрессивном  задире. Такой  же  широкий  диапазон
женских ролей предстает перед девочкой.
Половая  идентификация  обостряет  в  подростке  его  рефлексивные  способности  на  становление  новых, более
взрослых отношений с ровесниками обоих полов. Но все это пока лишь новые тенденции. Подросток только лишь
выходит из детства.
Помимо поведения, связанного с общением мужчин и женщин, подросток ориентируется на их профессиональные
виды деятельности. В наше время почти каждая профессия может быть деятельностью мужчины и женщины, что
ставит подростка в позицию ответственности перед индивидуальным выбором именно своего дела в жизни.

Психологическое время личности.

 Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют

его  прошлое  и  будущее - область  предполагаемого. Мир  его  понятий  и  представлений  переполнен  не
оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества.
Девочка-подросток  пишет  рефлексивный  самоотчет  на  тему  «Какой  я  вижу  себя  в  прошлом,  настоящем  и
будущем?».
«Жизнь человека делится на три этапа: прошлое, настоящее и будущее. В каждом из этих этапов мы себя видим по-
разному.
Прошлое - это детство. Оно было счастливым, беззаботным и веселым. В детстве мне все прощали, покупали много
игрушек, с  которыми я очень любила играть. Я верила в Бабу Ягу, в Кощея Бессмертного  и в других  сказочных
героев. Также очень любила слушать и читать сказки. В детстве у меня было много друзей и мне нравилось играть
с ними. Но особенно любила я в детстве праздники. Любимым моим праздником был, конечно же, Новый год. Под
Новый  год  мама  клала  под  елку  подарок.  Я  тогда  верила,  что  этот  подарок  принес  Дед  Мороз.  Еще  я  любила  в
детстве играть в куклы. Их у меня было очень много, и всем я тогда придумывала имена. Вообще, в то радостное
время  было  так  много  интересного. Вспоминая  красочные  отрывки  своего  детства, я  вижу  себя  счастливой,
любознательной и беззаботной.
Наступили школьные годы. Появилось много хлопот, проблем и забот. Теперь у меня меньше свободного времени.
Нужно учить  уроки, помогать маме по хозяйству, а на игры и развлечения времени почти нет. Но несмотря ни на
что,  все  же  хорошо  ходить  в  школу.  В  школе  можно  общаться  с  друзьями,  забыть  с  ними  неприятности  и
житейские проблемы. Однако не все одноклассники меня понимают, не с каждым можно поговорить. Но я очень и
не расстраиваюсь, честно говоря. У меня кроме школы есть много друзей, которые уважают и понимают меня.
Я бы, конечно, хотела  улучшить свое  настоящее. Например, я хочу, чтобы цены понизились, чтобы можно было
купить все необходимое для школы, для себя. А вообще, много чего нужно изменить в нашей жизни.
Каким я представляю себе будущее? Счастливым и радостным. Но мое будущее во многом зависит и от меня. Я
стараюсь лучше учиться, чтобы в будущем поступить в институт, найти себе работу по вкусу. Также я хочу, чтобы
у  меня  была  хорошая  и  дружная  семья. Еще  у  меня  есть  одна  мечта, она, быть  может, покажется  несколько
странной.  Все  дело  в  том,  что  я  очень  люблю  кошек,  а  мама  больше  двух  держать  не  хочет.  И  вот  я  мечтаю  в
будущем  завести  себе  много-много  кошек.  Еще  я  хочу,  чтобы  в  будущем  у  меня  было  столько  же  друзей,  как
сейчас, или даже больше». Наташа, 15 лет.
414
Мир  подростка  насыщен  идеальными  настроениями, выводящими  его  за  пределы  обыденной  жизни, реальных
взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчиво и неодинаково
не только при сравнении разных культур, но и в пределах одной культуры. Однако это не должно заслонять опреде-
ляющий признак подростка: если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь
и сейчас», то представления подростка распространяются  на сферу возможного будущего. Подросток постепенно
начинает  брать  на  себя  позиции  взрослого.  Объектом  самых  важных  его  размышлений  становятся  будущие  воз-
можности, связанные  с  ним  лично: выбор  профессии, ориентировка  на  супружество, стремление  уметь
взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья,
такими, как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Социальное пространство.

 Для  подростка социальное пространство  предстает  в реальности общения, а также  в

самостоятельно существующей в ней реальности обязанностей и прав.
Общение для  подростка - исключительно значимая  деятельность  и  условия  бытия, имеющие для  него особенный
смысл.
Содержание  общения  отражено  в  специфике  вербального  языка  подростков  и  в  невербальных  язычных  формах.
Языковая культура подростков содержит стремление к нескольким тенденциям: 1) овладеть системой словесных и
невербальных  знаков, образующих  язык, выступающий  в  значениях  родной  культуры; 2) овладеть  системой
словесных  и  невербальных  знаков, образующих  язык  подростковой  субкультуры; 3) развить  в  себе  способность
оперировать в социальном пространстве среди реальных людей (сверстников и взрослых) значениями современной
(а иногда и ушедшей) системы словесных знаков, придавая отдельным значениям уникальные смыслы и тем самым
утверждая себя как неповторимую личность.
Конечно, овладевая значениями языка, отрок испытывает чрезвычайные трудности, которые могут приводить его в


background image

отчаяние. Однако  он  вновь  и  вновь  прорывается  в  реальность  социального  пространства, выражаемого  многими
уровнями  речевой  культуры. При  этом  одни  подростки  легко  прекращают  попытки  проникнуть  в  верхние  этажи
значений  языка, обесценивая  неясные  для  них  смыслы, другие  стремятся  проникнуть  в  многообразие  мира
значений духовной культуры человечества и придать им свои индивидуальные смыслы.
Следует  специально  указать  на некое «залипание» части подростков  в  празднословии  и  сквернословии. Реализуя
потребность  в  общении, некоторые  подростки, чтобы  удержать  внимание  собеседников, затевают  суетные,
бессмысленные беседы, не контролируя ход своих
415


background image

 мыслей  и  не  имея  конечной  цели  -  о  чем  и  ради  чего  они  говорят.  Этот  способ  общения  через  говорение,  ради
говорения  может  стать  отвратительной  привычкой  и  остаться  в  обиходе  взрослого  человека. Также  в  обиход
общения взрослого человека может войти и сквернословие.
Речевая  культура  каждого  нового  поколения  подростков  может  быть  показателем  общего  развития  духовности
нации. Эта простая мысль доступна уму и духовному строю подростков - важно только вовремя довести ее до их
сознания.
Особое  значение  и  смысл  обретают  для  подростков  обязанности  и  права, которые  существуют  в  социальном
пространстве отношений взрослых и отдельно - в подростковой субкультуре.
Помимо  расширения  физического  жизненного  пространства, отрочество  становится  периодом, когда  человек
начинает  сознательно  формулировать  свои  ценностные  ориентации. Отрок  стремится  быть  социально
ориентированным  и  быть  «как  все»  в  отношении  к  нормативному  поведению.  В  то  же  время  он  стремится
утвердить  свою  уникальность,  быть  «лучше,  чем  другие»,  настаивает  на  том,  чтобы  его  «не  путали  с  другими».
Соединение  двух  тенденций - быть «как  все» и, стало  быть, уметь  следовать  нормативному  поведению  и
одновременно  быть «иным», чем  другие, создает  для  подростка  большую  напряженность  при  выборе  своего
поведения. Подросток  нередко  становится  приверженцем  асоциального  поведения, что  утверждает  его  в  соб-
ственных глазах.
Сальвадор  Дали  в  отрочестве  отличался  неудержимым  стремлением  заявить  о  себе  через  вычурные  нарушения
нормативности.
«...Моя  сверхиндивидуальность  проявлялась  в  антисоциальных  наклонностях. С  начала  учебы  на  бакалавра  они
обрели  форму  абсолютного  фанатизма, мистифицирующего  и  противоречивого. Случайность  придавала
театральность любым моим действиям, закрепляя тем самым мою собственную легенду...
...Чтобы  удивить  товарищей, я  придумал  нападать  на  них  по  вечерам  при  выходе  из  колледжа. Жертвами
становились дети слабее меня. Первое нападение я совершил на мальчика лет тринадцати, который, как животное,
пожирал свой хлеб и шоколад: кусок хлеба, кусок шоколада, кусок хлеба, кусок шоколада- и эта автоматичность с
самого начала раздражала меня. Кроме того, он был некрасив, а его шоколад дурного качества. Я возненавидел его.
Делая вид, что поглощен чтением книги... я незаметно подошел к нему. Моя жертва видела меня, но, ничегошеньки
не  подозревая,  продолжала  глотать  свой  полдник.  Я  немного  выждал,  оставив  себе  свободу  передвижения  и
наблюдая, как он жадно  уплетает  еду в своей  отвратительной, раздражающей манере. Потом внезапно я  отвесил
ему сильную затрещину, так что хлеб и шоколад отлетели прочь. Он был удивлен и так долго соображал, что это с
ним  случилось,  что  я  успел  убежать  подальше.  Он  не  стал  догонять  меня,  а  нагнулся,  чтобы  подобрать  еду  и
продолжить полдник.
Безнаказанность моего удара подогрела мою дерзость. Я уже не мог не нападать. Злоба и презрение не играли уже
никакой роли, мной овладела лишь тяга к приключениям и к осуществлению намеченного...»
Через некоторое время Сальвадор напал на ученика-скрипача, которому завидовал и которым восхищался из-за его
таланта. «Мигом подскочив к нему, я сильно пнул его ногой в зад и прыгнул на футляр скрипки, растоптав его на
куски... Нас окружили
416
ученики, а  проходивший  мимо  учитель  литературы  решил  вмешаться  и  спросил, что  произошло. И  тут  из  моей
ушибленной головы (он был избит жертвой. -

В.М.)

 родилась на свет удивительная выдумка.

- Я только что растоптал его  скрипку, чтобы  наконец неопровержимо доказать ему превосходство живописи  над
музыкой.
Мой  ответ  был встречен в безмолвии, сопровождаемом неясным шепотом и смешками. Возмущенный профессор
спросил:
- Но как ты доказал это?
- Ботинками.
На сей раз вокруг нас раздался шум. Профессор жестом восстановил тишину и сказал почти с отеческим упреком:
- Это ничего не доказывает и не имеет никакого смысла.
- Мне отлично известно, - отчеканил я каждый слог, - что это не имеет смысла для большинства моих товарищей и
даже для большинства профессоров, зато могу вас уверить, что мои ботинки так не думают»

(Дали С. Указ. соч.).

Нарушение  подростками  нормативного  поведения  в  общении - явление  весьма  нередкое. Мы  можем  вспомнить
множество примеров из автобиографий известных людей и художественной литературы. Нарушение подростками
нормативного поведения в предметном мире и в природе распространено также весьма широко.
В  предметном  мире (среди  вещей, окружающих  нас) и  в  природе  можно  наблюдать  подростковый

вандализм:

разрушение  и  уничтожение  предметов, растений, животных. В  городах  это  марание  фасадов  домов, оград
химическими  красителями, срывание  телефонов-автоматов  и  многое  другое. В  сельской  местности  это
«деревенские  шутки» подростков. Так, в  одной  подмосковной  деревне  подростки  за  ночь  сняли  калитки  у  всех
односельчан (и у самих себя в том числе), сложили кучей и все это обмотали проволокой. (То-то было всем хлопот
на следующий день!) В то же время именно у подростков начинает формироваться отношение к предметному миру
и природе как ценности, входящей в содержание культуры человека.


background image

Отрок Николай Бердяев стремился к порядку в предметном мире. «Я любил устраивать свою комнату и выделять ее
из  всей  квартиры,  не  выносил  никаких  посягательств  на  мои  вещи.  С  детства  собирал  свою  собственную
библиотеку»

(Бердяев Н. Самопознание).

Вхождение  в  социальное  пространство  при  развитой  рефлексии  позволяет  отроку  проникнуть  в  глубины  своей
индивидуальности. Одни подростки начинают тяготеть к существованию внутри защищающего группового «Мы»,
другие - к  автономности  не  только  во  внешнем, но  и  во  внутреннем  мире. Тонкие  отроческие  рефлексии,
отраженные  в  автобиографических  документах, открывают  многообразие  позиций  отрока  в  отношении  к
нормативности социального пространства и особенностям своего внутреннего мира.
В четырнадцать лет Николай Бердяев ощущал в себе особый субъективный мир, «который я противополагал миру
объективному. Иногда мне казалось, что я никогда не вступлю в «объективный» мир. Каждый человек имеет свой
особый внутренний
417