Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 9059
Скачиваний: 155
нить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.
Особое влияние на поведение подростка оказывает его семейное положение. Мальчики из полных семей в
ситуациях депривации реализации их притязаний на признание гораздо чаще проявляют адекватно нелояльное
поведение: агрессивное и игнорирующее. Мальчики, воспитываемые матерью без отца, более пассивны по
сравнению со сверстниками из полных семей - они чаще ведут себя лояльно. В то же время они проявляют
большую лабильность поведения - они более ориентированы на поведение, направленное на преодоление ситуации
фрустрации. Эти отроческие особенности поведения в ситуациях депривации реализации притязания на признание
проявляются в отношении ко всем окружающим: взрослым и сверстникам.
Специально следует указать на зависимость поведения отрока при депривации реализации притязаний на
признание от его самосознания, от его религиозности или сикулярности. В зависимости от семейных ориентации на
религию идет не только наполнение структурных звеньев самосознания и его эмоциональное освещение, но и
усвоение определенных стереотипов поведения. Так, отроки из семей с православной религиозной ориентацией при
депривации чаще, чем их сверстники из семей неверующих, ориентируются на поведение, направленное на снятие
ситуации фрустрации (адекватные и неадекватные лояльные реакции). При этом отроки из религиозных семей
проявляют меньше пассивных реакций: при видимом внутреннем напряжении сил предпринимаются попытки к
разрешению конфликтной ситуации мирным путем. Таким образом, социальная ситуация (состав семьи) и духовная
позиция (религиозность) в большей мере определяют самосознание и самооценку отрока, что ведет к
формированию детерминированного этими обстоятельствами типа поведения.
Оценки могут также быть направлены не на личность подростка, а на долженствование. «Так надо», «Так принято»,
«Я должен» - позиции, которые могут приниматься без критики и ложиться в основу ценностных ориентации и
поведения подростка. Чувство исполненного долга, правильно выбранного поведения в соответствии с усвоенной
нормативностью может приносить удовлетворение собой и быть наградой в притязании на признание. Однако в
отрочестве по большей части любая самооценка носит неустойчивый характер. Это обстоятельство оставляет
подростка мало защищенным от внешних воздействий.
Притязание на признание в отрочестве распространяется на такие ориентации в мире, как приобретение
эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; развитие духовности и интеллектуального
потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости; выбор и подготовка к профессии; подготовка к браку и
412
семейной жизни. В последнее время в России стала формироваться еще одна ориентация для отроков -
приобретение экономической независимости. Человек по своей природе - субъект экономических отношений.
Производство и потребление как экономические категории начинают интересовать подростков. Деньги как
капитал, но больше как средство потребления становятся предметом интереса многих подростков. Отроки
стремятся освоить доступное им пространство в сфере производства и потребления и реализовать свои притязания
в этой области. Названные ориентации будоражат ум и чувства отроков, мешают приобрести уверенность в себе.
В каждой культуре формируются преобладающие типы демонстрируемого поведения и притязаний на признание.
Так, среди молодых американцев с рано определившейся идентичностью Э. Эриксон выделил тип тинейджера
(мужского пола). Согласно Э. Эриксону, «он робок, особенно с женщинами, и скуп на эмоции, как будто бережет
себя для чего-то. Однако его редкие ухмылки показывают, что он в основном доволен собой. Среди сверстников
может быть шумным и неистовым; с младшими детьми -добр и осторожен. Его цели не четко определены; они
имеют некоторое отношение к действию и движению. Его идеальные прототипы в мире спорта, по-видимому,
соответствуют таким потребностям, как тренированная локомоция, справедливость в агрессии, беззастенчивая
самореклама и потенциальная маску-линная сексуальность. Невротическая тревога избегается за счет сосре-
доточения на ограниченных целях, вписывающихся в рамки закона».
Сегодня среди российских подростков существует многообразие типов с определяющейся идентичностью: тип
законопослушный, ориентирующийся на нормативность и самоограничение; тип отчужденный, ориентирующийся
на интеллектуальную и социальную независимость; тип агрессивно отчужденный, ориентирующийся на утвер-
ждение себя через нарушение нормативности и др. Тенденции, определяющие формирование типов социальных
ориентации подростков как значимых для притязаний на признание, следует выявлять и изучать в соответствии с
каждым поворотом социальной ситуации, изменяющей общественное умонастроение.
Половая идентификация.
Именно в отрочестве человеку предстоит интенсивно осваивать мужские и женские
роли. Подростки бессознательно и сознательно наблюдают за взрослыми, чтобы усвоить внешнее поведение и
внутренний духовный статус мужчины или женщины. При этом им нужны не только образцы поведения
представителей каждого отдельного пола, но и образцы взаимодействий мужчин и женщин. Современные
подростки имеют возможность знакомиться с взаимоотношениями мужчин и женщин не только в жизни и
искусстве, но также в бульварной литературе и кино. Наряду с прекрасным об-
413
разом рыцаря, героя, супермена, настоящего мужчины мальчик может найти образцы мужского поведения в
демонстративном мачо, в холодном убийце, в безудержном и агрессивном задире. Такой же широкий диапазон
женских ролей предстает перед девочкой.
Половая идентификация обостряет в подростке его рефлексивные способности на становление новых, более
взрослых отношений с ровесниками обоих полов. Но все это пока лишь новые тенденции. Подросток только лишь
выходит из детства.
Помимо поведения, связанного с общением мужчин и женщин, подросток ориентируется на их профессиональные
виды деятельности. В наше время почти каждая профессия может быть деятельностью мужчины и женщины, что
ставит подростка в позицию ответственности перед индивидуальным выбором именно своего дела в жизни.
Психологическое время личности.
Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют
его прошлое и будущее - область предполагаемого. Мир его понятий и представлений переполнен не
оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества.
Девочка-подросток пишет рефлексивный самоотчет на тему «Какой я вижу себя в прошлом, настоящем и
будущем?».
«Жизнь человека делится на три этапа: прошлое, настоящее и будущее. В каждом из этих этапов мы себя видим по-
разному.
Прошлое - это детство. Оно было счастливым, беззаботным и веселым. В детстве мне все прощали, покупали много
игрушек, с которыми я очень любила играть. Я верила в Бабу Ягу, в Кощея Бессмертного и в других сказочных
героев. Также очень любила слушать и читать сказки. В детстве у меня было много друзей и мне нравилось играть
с ними. Но особенно любила я в детстве праздники. Любимым моим праздником был, конечно же, Новый год. Под
Новый год мама клала под елку подарок. Я тогда верила, что этот подарок принес Дед Мороз. Еще я любила в
детстве играть в куклы. Их у меня было очень много, и всем я тогда придумывала имена. Вообще, в то радостное
время было так много интересного. Вспоминая красочные отрывки своего детства, я вижу себя счастливой,
любознательной и беззаботной.
Наступили школьные годы. Появилось много хлопот, проблем и забот. Теперь у меня меньше свободного времени.
Нужно учить уроки, помогать маме по хозяйству, а на игры и развлечения времени почти нет. Но несмотря ни на
что, все же хорошо ходить в школу. В школе можно общаться с друзьями, забыть с ними неприятности и
житейские проблемы. Однако не все одноклассники меня понимают, не с каждым можно поговорить. Но я очень и
не расстраиваюсь, честно говоря. У меня кроме школы есть много друзей, которые уважают и понимают меня.
Я бы, конечно, хотела улучшить свое настоящее. Например, я хочу, чтобы цены понизились, чтобы можно было
купить все необходимое для школы, для себя. А вообще, много чего нужно изменить в нашей жизни.
Каким я представляю себе будущее? Счастливым и радостным. Но мое будущее во многом зависит и от меня. Я
стараюсь лучше учиться, чтобы в будущем поступить в институт, найти себе работу по вкусу. Также я хочу, чтобы
у меня была хорошая и дружная семья. Еще у меня есть одна мечта, она, быть может, покажется несколько
странной. Все дело в том, что я очень люблю кошек, а мама больше двух держать не хочет. И вот я мечтаю в
будущем завести себе много-много кошек. Еще я хочу, чтобы в будущем у меня было столько же друзей, как
сейчас, или даже больше». Наташа, 15 лет.
414
Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных
взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчиво и неодинаково
не только при сравнении разных культур, но и в пределах одной культуры. Однако это не должно заслонять опреде-
ляющий признак подростка: если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь
и сейчас», то представления подростка распространяются на сферу возможного будущего. Подросток постепенно
начинает брать на себя позиции взрослого. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие воз-
можности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь
взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья,
такими, как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.
Социальное пространство.
Для подростка социальное пространство предстает в реальности общения, а также в
самостоятельно существующей в ней реальности обязанностей и прав.
Общение для подростка - исключительно значимая деятельность и условия бытия, имеющие для него особенный
смысл.
Содержание общения отражено в специфике вербального языка подростков и в невербальных язычных формах.
Языковая культура подростков содержит стремление к нескольким тенденциям: 1) овладеть системой словесных и
невербальных знаков, образующих язык, выступающий в значениях родной культуры; 2) овладеть системой
словесных и невербальных знаков, образующих язык подростковой субкультуры; 3) развить в себе способность
оперировать в социальном пространстве среди реальных людей (сверстников и взрослых) значениями современной
(а иногда и ушедшей) системы словесных знаков, придавая отдельным значениям уникальные смыслы и тем самым
утверждая себя как неповторимую личность.
Конечно, овладевая значениями языка, отрок испытывает чрезвычайные трудности, которые могут приводить его в
отчаяние. Однако он вновь и вновь прорывается в реальность социального пространства, выражаемого многими
уровнями речевой культуры. При этом одни подростки легко прекращают попытки проникнуть в верхние этажи
значений языка, обесценивая неясные для них смыслы, другие стремятся проникнуть в многообразие мира
значений духовной культуры человечества и придать им свои индивидуальные смыслы.
Следует специально указать на некое «залипание» части подростков в празднословии и сквернословии. Реализуя
потребность в общении, некоторые подростки, чтобы удержать внимание собеседников, затевают суетные,
бессмысленные беседы, не контролируя ход своих
415
мыслей и не имея конечной цели - о чем и ради чего они говорят. Этот способ общения через говорение, ради
говорения может стать отвратительной привычкой и остаться в обиходе взрослого человека. Также в обиход
общения взрослого человека может войти и сквернословие.
Речевая культура каждого нового поколения подростков может быть показателем общего развития духовности
нации. Эта простая мысль доступна уму и духовному строю подростков - важно только вовремя довести ее до их
сознания.
Особое значение и смысл обретают для подростков обязанности и права, которые существуют в социальном
пространстве отношений взрослых и отдельно - в подростковой субкультуре.
Помимо расширения физического жизненного пространства, отрочество становится периодом, когда человек
начинает сознательно формулировать свои ценностные ориентации. Отрок стремится быть социально
ориентированным и быть «как все» в отношении к нормативному поведению. В то же время он стремится
утвердить свою уникальность, быть «лучше, чем другие», настаивает на том, чтобы его «не путали с другими».
Соединение двух тенденций - быть «как все» и, стало быть, уметь следовать нормативному поведению и
одновременно быть «иным», чем другие, создает для подростка большую напряженность при выборе своего
поведения. Подросток нередко становится приверженцем асоциального поведения, что утверждает его в соб-
ственных глазах.
Сальвадор Дали в отрочестве отличался неудержимым стремлением заявить о себе через вычурные нарушения
нормативности.
«...Моя сверхиндивидуальность проявлялась в антисоциальных наклонностях. С начала учебы на бакалавра они
обрели форму абсолютного фанатизма, мистифицирующего и противоречивого. Случайность придавала
театральность любым моим действиям, закрепляя тем самым мою собственную легенду...
...Чтобы удивить товарищей, я придумал нападать на них по вечерам при выходе из колледжа. Жертвами
становились дети слабее меня. Первое нападение я совершил на мальчика лет тринадцати, который, как животное,
пожирал свой хлеб и шоколад: кусок хлеба, кусок шоколада, кусок хлеба, кусок шоколада- и эта автоматичность с
самого начала раздражала меня. Кроме того, он был некрасив, а его шоколад дурного качества. Я возненавидел его.
Делая вид, что поглощен чтением книги... я незаметно подошел к нему. Моя жертва видела меня, но, ничегошеньки
не подозревая, продолжала глотать свой полдник. Я немного выждал, оставив себе свободу передвижения и
наблюдая, как он жадно уплетает еду в своей отвратительной, раздражающей манере. Потом внезапно я отвесил
ему сильную затрещину, так что хлеб и шоколад отлетели прочь. Он был удивлен и так долго соображал, что это с
ним случилось, что я успел убежать подальше. Он не стал догонять меня, а нагнулся, чтобы подобрать еду и
продолжить полдник.
Безнаказанность моего удара подогрела мою дерзость. Я уже не мог не нападать. Злоба и презрение не играли уже
никакой роли, мной овладела лишь тяга к приключениям и к осуществлению намеченного...»
Через некоторое время Сальвадор напал на ученика-скрипача, которому завидовал и которым восхищался из-за его
таланта. «Мигом подскочив к нему, я сильно пнул его ногой в зад и прыгнул на футляр скрипки, растоптав его на
куски... Нас окружили
416
ученики, а проходивший мимо учитель литературы решил вмешаться и спросил, что произошло. И тут из моей
ушибленной головы (он был избит жертвой. -
В.М.)
родилась на свет удивительная выдумка.
- Я только что растоптал его скрипку, чтобы наконец неопровержимо доказать ему превосходство живописи над
музыкой.
Мой ответ был встречен в безмолвии, сопровождаемом неясным шепотом и смешками. Возмущенный профессор
спросил:
- Но как ты доказал это?
- Ботинками.
На сей раз вокруг нас раздался шум. Профессор жестом восстановил тишину и сказал почти с отеческим упреком:
- Это ничего не доказывает и не имеет никакого смысла.
- Мне отлично известно, - отчеканил я каждый слог, - что это не имеет смысла для большинства моих товарищей и
даже для большинства профессоров, зато могу вас уверить, что мои ботинки так не думают»
(Дали С. Указ. соч.).
Нарушение подростками нормативного поведения в общении - явление весьма нередкое. Мы можем вспомнить
множество примеров из автобиографий известных людей и художественной литературы. Нарушение подростками
нормативного поведения в предметном мире и в природе распространено также весьма широко.
В предметном мире (среди вещей, окружающих нас) и в природе можно наблюдать подростковый
вандализм:
разрушение и уничтожение предметов, растений, животных. В городах это марание фасадов домов, оград
химическими красителями, срывание телефонов-автоматов и многое другое. В сельской местности это
«деревенские шутки» подростков. Так, в одной подмосковной деревне подростки за ночь сняли калитки у всех
односельчан (и у самих себя в том числе), сложили кучей и все это обмотали проволокой. (То-то было всем хлопот
на следующий день!) В то же время именно у подростков начинает формироваться отношение к предметному миру
и природе как ценности, входящей в содержание культуры человека.
Отрок Николай Бердяев стремился к порядку в предметном мире. «Я любил устраивать свою комнату и выделять ее
из всей квартиры, не выносил никаких посягательств на мои вещи. С детства собирал свою собственную
библиотеку»
(Бердяев Н. Самопознание).
Вхождение в социальное пространство при развитой рефлексии позволяет отроку проникнуть в глубины своей
индивидуальности. Одни подростки начинают тяготеть к существованию внутри защищающего группового «Мы»,
другие - к автономности не только во внешнем, но и во внутреннем мире. Тонкие отроческие рефлексии,
отраженные в автобиографических документах, открывают многообразие позиций отрока в отношении к
нормативности социального пространства и особенностям своего внутреннего мира.
В четырнадцать лет Николай Бердяев ощущал в себе особый субъективный мир, «который я противополагал миру
объективному. Иногда мне казалось, что я никогда не вступлю в «объективный» мир. Каждый человек имеет свой
особый внутренний
417