Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 4391
Скачиваний: 48
Когда я через некоторое время снова зашел в кабинет В.О., то застал ту же
картину — врач и больной по-прежнему сидели друг перед другом и молча-
ли. Случай меня озадачил, и я рассказал о нем П.Б. Ганнушкину — мол, что
это В.О: сидит на приеме и молчит?" "А молчит, значит так надо; не всегда
следует с больным разговаривать; нужно и помолчать", — сказал П.Б.".
Беседа с психически больными постоянно затрагивает такие сторо-
ны их психического состояния или личной жизни, о которых они гово-
рить не хотят. Контекст беседы, словесные и мимические реакции боль-
ного почти всегда подсказывают врачу, что подходит момент, когда сле-
дует проявить в вопросах осторожность или деликатность. Если боль- i
ной не хочет говорить о своем психическом состоянии, каких-то его сто-
ронах или обстоятельствах своей прошлой жизни, то задавать ему пря-
мые вопросы с целью их выявления — чаще всего пустое или даже вред- '
мое дело. Такие вопросы или мешают установлению доверительных от- I
ношений между врачом и больным, или же подрывают их, если они уже
существуют. Целесообразнее заговорить с больным на нейтральную для
него тему, вводить в нее вопросы, лишь косвенно затрагивающие то, о
чем он прямо говорить не хочет, и лишь слегка попытаться выявить со-
держание скрываемых фактов. В других случаях можно использовать
ряд последовательных вопросов, первые из которых касаются опреде-
ленной темы лишь в самой общей форме и лишь последующие — конк-
ретизируют ее. Так, П.Б.Ганнушкин, желая выяснить интимную жизнь
больного, формулировал свой первый вопрос так: "Как Вы относитесь
к женщинам (мужчинам)?". Если больной отвечал на этот вопрос охот-
но, следовал вопрос: "Какое место в Вашей жизни занимают женщины,,
(мужчины)?". Оба эти достаточно нейтральных вопроса позволяли со-1
ставить общее представление об отношении больного к затронутой теме
и, в зависимости от обстоятельств, прекратить расспрос или же, напро-1
тив, продолжить его.
В беседе с психически больными недопустимы слащавость, лицеме-
рие, фамильярность, ирония, снисходительный тон. О том, как могут ре-
агировать больные на подобные фотэмы обращения, свидетельствуют
следующие примеры. Когда одного больного спросили о том, кто из вра-
чей лечил его раньше в одном из научно-исследовательских институтов
психиатрии, тот нехотя ответил: "Ну женщина, вы ее, наверное, хорошо
знаете, такая, с картонной улыбкой". В другом случае интеллигентная
больная сказала своему лечащему врачу после того, как она была пред-
ставлена на консультацию известному профессору: "Лучше бы он дал
мне в морду, чем так со мною разговаривать". Профессор расспраши-
282
вал больную в иронически-насмешливом тоне. Недопустимы обман боль-
ного и недоверие к тому, что он сообщает врачу. Примером наиболее
непростительного и вместе с тем достаточно распространенного обмана
больных является положение, при котором врач, обследующий психи-
чески больного, представляется ему каким угодно врачом, но не психи-
атром. Такая недостойная игра в прятки всегда приносит только вред.
За исключением больных, страдающих тяжелым органическим слабоу-
мием, остальные больные в своем подавляющем большинстве не только
легко и точно улавливают интонации беседы с ними, но и способны по
одному содержанию задаваемых им вопросов быстро догадаться, кто их
собеседник и за кого принимают их самих. Во время беседы врач может о
чем-то умолчать, даже дать уклончивый ответ, как и в обыденной жизни,
высказать мысль, не имеющую однозначного толкования, но ни в коем
случае не следует идти на прямой обман. "Прямой неправды душев-
нобольной не забудет и не простит, в последнем случае врач надолго,
если не навсегда, потеряет всякий престиж в глазах пациента" (П.Б.Ган-
нушкин, 1924). Больных угнетает, обескураживает, оскорбляет, раздра-
жает, озлобляет недоверие врача к тому, что они ему сообщают. Недове-
рие врача не обязательно высказывается словами. Оно очень часто про-
является в ответных репликах или интонациях врача, в его мимике и
манере держать себя. Все это не укрывается от глаз сознательных боль-
ных, которые зачастую наблюдают за своими собеседниками куда более
внимательно, чем те за больными. Недоверие врача к сообщаемым
больными фактам чаще всего встречается при стертых формах психичес-
ких болезней. В этих случаях жалобы и высказывания больного не соот-
ветствуют представлениям врача об особенностях проявления той или
иной болезни. Крайним случаем такого недоверчивого отношения вра-
ча к словам больного является представление, что больной "притворяет-
ся" с корыстными целями. Анализ врачебных ошибок свидетельствует,
что при дифференцировке легких и тяжелых психических расстройств
последние, как правило, диагностируются как легкие, но не наоборот.
За исключением немногочисленных ситуаций, в первую очередь экспер-
тных, когда психиатр может встретиться с аггравацией или с различны-
ми формами симуляции, в основе даже самых незначительных жалоб пси-
хически больных лежат реальные причины.
Неправильный расспрос, в частности, недоверие врача к тому, что
ему сообщают о своем состоянии больные, наряду с оскорбляющим их
достоинство поведением среднего и младшего медицинского персо-
нала — наиболее частая причина агрессивных действий больных.
283
Для успеха беседы немаловажное значение имеют внешние формы
поведения врача. Первоначально они должны быть, пожалуй, сдержан-
ными. Излишняя экспрессивность, особенно когда с ее помощью хотят
подчеркнуть мягкость, доброжелательное отношение, доброту и т.д.,
надеясь тем самым поскорее завоевать расположение больного, очень
часто подводит, так как при этом легко утрачиваются естественность,
простота и правдивость, столь ценимые психически больными. В случа-
ях расспроса больного, находящегося в состоянии психоза, сдержанная
манера поведения врача оправдывает себя на всем протяжении беседы.
При расспросе сознательных больных она в последующем меняется в
зависимости от обстоятельств. Дело в том, что у каждого психиатра су-
ществуют, если использовать слова П.Б.Ганнушкина, свои достоинства
и недостатки, каждый отражает в беседе самого себя со всеми своими
душевными качествами. Когда больной ближе узнает врача, начинает
чувствовать или просто осознает, что ему хотят помочь, он способен
очень многое простить врачу и относится великодушно к его человечес-
ким, да и к профессиональным промахам. Только вот злоупотреблять
этим великодушием врачу не следует. Если врач вдумчив, он всегда
сумеет почувствовать, где и в чем он допустил при беседе ошибку.
Приступая к расспросу больного, всегда следует учитывать его от-
ношение к собеседованию. У очень многих больных, составляющих кон-
тингенты как большой, так и малой психиатрии, по отношению к психи-
атру существует недоверие, настороженность, нередко просто нежела-
ние подвергаться обследованию. У одних такое отрицательное отноше-
ние к беседе обуславливается выраженными психопатологическими рас-
стройствами, в первую очередь бредом; у других (с пограничными и близ-
кими к ним состояниями) — аномальными чертами характера, например,
такими, как ранимость, обидчивость, робость или, напротив, самоуве-
ренность, упрямство, капризность, склонность к раздражительности и
реакциям оппозиции, нередко убежденность в том, что к психиатру их
направили зря, в частности, когда предшествующее лечение у врачей
других специальностей оказывалось безуспешным и т.д. Немалое значе-
ние в нежелании подвергнуться психиатрическому обследованию имеет
и специфический психологический фактор. "Психиатров часто боятся,
за ними оказывается какая-то власть, сущность и границы которой пони-
маются совершенно неправильно" (П.Б.Ганнушкин, 1964).*
Беседу с психически больным, вне зависимости от его состояния,
вначале следует всегда проводить без посторонних — родственников
или знакомых.
* Ганнушкин П.Б. Избр. труды. М.: Медицина, 1964, с. 259.
284
Нередко психиатры, особенно молодые, перед началом беседы об-
ращаются к больным со словами, предназначенными их успокоить: "не
волнуйтесь, возьмите себя в руки, сосредоточьтесь, не спешите" и т.д.
Эффект от подобных слов очень часто бывает прямо противоположный
тому, какой бы хотели получить. Не следует также прерывать речь боль-
ного подобными словами с целью ее активизации, когда он уже что-то
начал говорить. Лучший способ побудить больного говорить — внима-
тельно слушать его. Потребность высказаться перед врачом существу-
ет, в явной или в скрытой форме, у всех или почти у всех больных. Не-
редко больные и в начале беседы, и на ее протяжении могут заплакать.
Многие психиатры начинают их при этом успокаивать. Здесь проявля-
ется и сочувствие к больному, и стремление завоевать проникновенны-
ми, как кажется врачу, увещеваниями его расположение. Не следует ус-
покаивать больного. Пусть поплачет. Во-первых, — это определенный
симптом: ведь, как правило, плачут больные с легкими психическими
расстройствами. Во-вторых, — и это немаловажное обстоятельство, —
после того, как больной выплачется, ему в большинстве случаев ста-
новится легче. Совсем не редкость, когда выплакавшийся больной го-
ворит затем о себе лучше, чем до этого.
Какой-либо схемы расспроса не существует. Содержание задавае-
мых врачом вопросов и их последовательность определяются психичес-
ким состоянием больного и привходящими условиями. В тех случаях,
когда больной обращается к психиатру по собственной инициативе, — а
это обычно свидетельство малой выраженности психических расстройств
и сохранности в различной степени критического отношения к своему
состоянию, — расспрос можно начинать фразой: "Почему Вы решили
обратиться к психиатру?". В связи с тем, что очень многие постепенно
или вяло развивающиеся психические болезни вначале почти постоянно,
а скорее — всегда сопровождаются соматическими расстройствами, рас-
спрос часто можно начинать с выяснения физического состояния больно-
го. Если у больного имеется направление от врача другой специальнос-
ти, отмеченные в нем факты могут стать отправной точкой беседы. Важ-
но, чтобы первоначальное ее содержание, по возможности, касалось бы
того, что может заинтересовать больного, и в то же время носило бы
обыденный характер. У одних больных такой разговор может продлить-
ся минуты, у других — затянуться. Умение перейти от начальных "нейт-
ральных" вопросов к собственно расспросу о психическом состоянии
требует определенного опыта. При расспросе любого больного лучше
идти от выявления более легких психических расстройств, например,
285
характеризующих настроение, к выявлению более тяжелых, если, ко-
нечно, сам больной сразу не заговорит о последних. Легче всего полу-
чить сведения от больных с манифестным психозом и выраженным
слабоумием: расстройств много, они отчетливы, и хотя бы о какой-то
части психического статуса врач может получить нужные ему сведения.
Сложнее всего расспрос больных с пограничными и близкими к ним со-
стояниями, а также больных с начальными симптомами бреда и слабоу-
мия. Расстройств мало, они часто "прикрыты" домыслами больных о
своем состоянии и их сообщениями о всякого рода бытовых деталях,
которые легко сбивают начинающего врача с толку.
Больных с манифестными психическими расстройствами (депрес-
сивными, маниакальными, с преобладанием галлюцинаций, с растерян-
ностью, с продуктивными формами помрачения сознания и т.д.) обычно
можно расспрашивать при помощи прямо поставленных вопросов. Ис-
ключение составляют многие больные с бредом. Здесь часто встречает-
ся та или иная степень недоступности, и вопросы, во всяком случае вна-
чале, лучше задавать в косвенной форме, как бы "наталкивая" боль-
ного на желание рассказать то, что он пытается скрыть. Так, если у
больного заподозрен бред ущерба, то целесообразно вначале спросить
его о доме, о квартире, о соседях. Редко больной с бредом ущерба удер-
жится, чтобы не сказать при этом, что вот, мол, с соседями немного не
повезло — хулиганят. Содержание "хулиганства" и составит цель даль-
нейшего расспроса — выяснения, в чем же это проявляется конкретно.
Следует помнить, что очень многие больные в состоянии психоза и без
него, вне зависимости от уровня своего интеллектуального развития и
полученного ими образования, говорят о существующих расстройствах
(бреде, депрессии, деперсонализации, растерянности и т.д.) весьма од-
нотипно, используя примерно одни и те же слова, а нередко и выраже-
ния. Если, например, больной говорит: "Зачем Вам это знать?", "Я знаю
и Вы знаете"; "Там все написано!"; "Вам и так все известно" — опре-
деление статуса как бредового является наиболее вероятным.
Психиатру необходимо запечатлевать в своей памяти различные
картины болезненных состояний. Это запечатление должно быть преиму-
щественно слуховым, чему помогают сами больные.
Об одних и тех же симптомах они часто говорят по-разному, но в
этом "разном" очень нередко, если не всегда, можно отметить сходные
выражения, определяющие то или иное расстройство. Улавливание на
слух и запоминание таких сходных выражений, своего рода словесных
"матриц", помогает достоверному определению того или другого симп-
тома. Более того, рассказывая о своем психическом состоянии, больные
нередко дают поразительно точные образные определения существую-
щим у них психическим расстройствам: "У меня эфемерное состояние"
(больной с деперсонализацией); "Я умом разговариваю" (больная с
психическими автоматизмами); "Эта черная полоса в моей жизни" (боль-
ной сдепрессией); "Повторяющиеся моменты" (больной с пароксизмаль-
ными расстройствами) и т.д. Психиатр может использовать подобные
высказывания не только как диагностический признак, но и как словар-
ный элемент расспроса больного. Образные сравнения и точные слова,
которые употребляются больными для определения своего состояния, как
правило, близки и понятны им. Поэтому введение их в вопросы, задава-
емые врачом, вполне допустимо. Это можно делать при расспросе как
больных, находящихся в состоянии психоза, так и при расспросе боль-
ных с легкими и пограничными психическими расстройствами. Пользо-
ваться такими словами психически больных следует осторожно, не пере-
гружать ими свою речь и всегда избегать повторения шаблонных житей-
ских изречений, которые нередко употребляют больные.
Если врач сумел выявить характер основных расстройств и доста-
точно определенно знает, что еще может сообщить ему больной, то по-
зволительно задавать вопросы, на которые он сам хотел бы или мог бы
ответить. Такого рода "предвосхищающие" вопросы больные обычно
расценивают положительно, считая, что собеседник их хорошо пони-
мает. Для больных с пограничными состояниями умело поставленный
"предвосхищающий" вопрос — свидетельство высокой профессиональ-
ной квалификации врача и залог того, что их (больных) понимают пра-
вильно. Поэтому такие вопросы не должны бить мимо цели. Их следует
использовать, уже достаточно разобравшись в состоянии больного, т.е.
не в начале беседы. Если у врача появляется хоть малейшее сомнение
в целесообразности "предвосхищающего" вопроса, самое лучшее — не
задавать его. При расспросе многих больных, особенно с легкими пси-
хическими расстройствами, правомерны повторные, уже задававшиеся
вопросы, в том числе и такие, в которые вводятся слова из ответа боль-
ного на предыдущий вопрос: "Вы сказали... повторите это еще раз".
Больной обычно (если только это не больной с бредом параноидной
структуры) воспринимает такой повторный вопрос доброжелательно и,
отвечая повторно, нередко дает более детальный и точный ответ, от чего
выигрывают обе стороны.
Тщательный расспрос, внимание к самым, казалось бы, незначитель-
ным жалобам больного — одна из тех важных причин, в силу которых
287
286
определенная часть больных, в том числе и с психическими расстрой-
ствами, предпочитает лечиться у гомеопатов, а в ряде случаев — у лиц,
даже не имеющих медицинского образования. Последние нередко явля-
ются хорошими наблюдателями, а часто и психологами. Они обраща-
ются к "я" пациента, сопереживают ему, входят в его интересы, настро-
ение, желания. Поэтому они нередко помогают больным с теми погра-
ничными психическими болезнями, где дипломированный врач может
оказаться бессильным.
Беседу с больным часто следует направлять, задавая уточняющие
вопросы. Делать это надо осторожно и не всегда сразу же после того,
как больной сообщил тот или иной факт. Во многих случаях, в первую
очередь при расспросе больных с пограничными или легкими психичес-
кими расстройствами, целесообразнее вначале выслушать больного, а
затем, выделив основные уточняющие вопросы, задавать их. Большое
число уточняющих вопросов, задаваемых сразу же по ходу беседы с це-
лью выявить психопатологические тонкости, определенно мешают вы-
явлению целостной клинической картины. Кроме того, обилие уточня-
ющих вопросов сбивает больного с мысли и утомляет его. В первую оче-
редь, уточняющие вопросы имеют своею целью иллюстрировать конк-
ретным примером то или иное расстройство, о котором говорит боль-
ной. В других случаях врач просит объяснить ему, что больной подра-
зумевает под тем или иным своим высказыванием. Например, что озна-
чают слова больного, когда он говорит: "За мною вся Москва ходит".
Продолжительность диагностической беседы колеблется в весьма ши-
роком диапазоне времени — обычно от 10
:
—15 минут до часа, редко
несколько более. При прочих равных условиях первоначальный диаг-
ностический расспрос больных с симптомами манифестного психоза
обычно не следует затягивать. Ведь основная цель такого расспроса —
определение главных психопатологических симптомов, определяющих
статус больного. Однако, в зависимости от привходящих условий, бе-
седа здесь может и затянуться. Расспрос больных с пограничными со-
стояниями почти всегда требует времени.
Продолжительная беседа утомляет. Утомляет не только врача, но и
больного. О том, что больной во время беседы может устать, следует по-
мнить всегда. Расспрос прежде всего ведется в интересах больного, а не
в интересах врача, преследующего, например, цель научной разработки
вопросов психиатрии. Расспрос всегда следует приноравливать к пси-
хическому состоянию больного. Больной имеет право изнурять врача воп-
росами. Врач, если клиническая картина болезни в целом ему ясна, должен
отложить выяснение психопатологических тонкостей до другого раза.
288
"Была ли, и какая именно, система в опросе больных Ганнушкиным?
Ее можно определить одним словом: индивидуализация. С одним боль-
ным он разговаривал до часа, другому задавал два-три вопроса. Одно-
го больного он слушал молча, не прерывая и почти не задавая вопро-
сов, высказывания другого больного он направлял, уточнял, корриги-
ровал. Тема разговора не всегда бывала о болезни и редко начиналась
со стандартного вопроса — "На что жалуетесь?". С иными больными
Ганнушкин вел разговор на тему, казалось, не относящуюся к болезни:
о положении дел в учреждении, где работает больной, о литературе, о
неслужебных интересах больного, даже о московских новостях. Не все-
гда впервые присутствующему на приеме молодому врачу были ясны
смысл и цель такой беседы. Еще в работе "Постановка вопроса о гра-
ницах психического здоровья" Ганнушкин писал, что совершенно не
важна наличность симптома, а имеет значение лишь общая — каче-
ственная и количественная оценки — это составляло цель расспроса
больного, к этому была приноровлена методика расспроса, каждый раз
индивидуализированная, чуждая шаблона и схемы".*
Умелый расспрос психически больного обеспечивает не только ус-
пех в получении необходимых врачу клинических фактов. Это в очень
большом числе случаев одновременно и положительное психическое
влияние. Сознательные психические больные всегда, а больные с пси-
хозами нередко хорошо запоминают, как с ними разговаривали. Диаг-
ностическая беседа для очень многих больных становится одновремен-
но и началом психотерапевтического воздействия. Умение сочетать в
диагностической беседе с психически больным оба эти направления
всегда отличали лучших психиатров.
Расспросу как основному методу исследования в психиатрии необ-
ходимо обучаться не менее настойчиво, чем обучаются различным мето-
дам исследования в других разделах клинической медицины. Пожалуй,
даже более настойчиво, так как искусство беседы много сложнее любо-
го другого метода. Овладение расспросом подразумевает умение зада-
вать точные вопросы в наиболее приемлемой для разных больных форме
на протяжении всей беседы, и как результат — получение сведений, по-
зволяющих делать соответствующие медицинские и другие выводы.
Желание врача овладеть методом расспроса неотделимо от необходимо-
сти познать в какой-то степени самого себя, чтобы установить, какие
свойственные врачу характерологические черты мешают его общению с
'
Кербиков О.В., Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964,
с. 19.
19-587
289
больным, а какие, напротив, помогают такому общению. Постоянное
самонаблюдение — неотъемлемая черта психиатров. Некоторые харак-
терологические свойства врачей-психиатров, затрудняющие расспрос,
такие как напористость, нетерпение, при желании чаще удается корри-
гировать. Другие— например, склонность к иронии, самонадеянность,
прямолинейность, категоричность, упрямство, чувство своего превос-
ходства, корригируются с очень большим трудом. Но и наличие, каза-
лось бы, положительных качеств характера не всегда помогает расспро-
су. Чувство юмора считается одним из ценных человеческих свойств.
Очень часто оно сосуществует с терпимостью, мягкостью, покладистос-
тью и добротой. Но далеко не во всех случаях юмор помогает в беседе.
Так, при расспросе больных с шизоидными чертами характера или, боль-
ных подростково-юношеского возраста юмор в беседе — почти всегда
наносит вред. Доброжелательная заинтересованность и способность к
сопереживанию всегда отличали лучших психиатров. Однако любое из
этих качеств может проявиться "в избытке" и обернуться фальшью, ко-
торая тотчас будет замечена больным. Поэтому психиатр, желающий
научиться расспросу, должен постоянно вести как бы две линии в своем
исследовании —линию исследования больного и линию анализа своего
собственного поведения и высказываний. Сделанные во время беседы
промахи часто нетрудно заметить и тотчас своевременно скорригиро-
вать. В других случаях промахи становятся очевидными лишь позже, и
их всегда следует запоминать. Опыт облегчает психиатру такое двойное
наблюдение, и оно производится со временем без труда.
Начинать беседу, как об этом уже говорилось, лучше в сдержанных
тонах. Такая манера позволяет скрыть свои личные недостатки. Сдер-
жанность лучше всего компенсировать точными и нешаблонными воп-
росами, т.к. они быстро дают возможность больному почувствовать или
просто понять, что за внешней сухостью кроется знание дела и нестан-
дартный подход,— то, что больные всегда ценят более всего. Раз боль-
ной это почувствовал, врач может держаться свободнее. Больной готов
не заметить огрехи беседы.
Научиться расспросу самостоятельно — трудное дело. Ему начина-
ющий психиатр должен во многом учиться у своих старших товарищей.
Для этого необходимо усваивать не только то, как они анализируют бо-
лезненные расстройства, на что обычно молодые врачи устремляют в
первую очередь свое внимание, а в неменьшей степени следить, как они
добывают сведения для этого своего последующего анализа. На первых
порах можно пользоваться некоторыми техническими приемами, заим-
290
ствованными у тех, кто хорошо ведет расспрос. Ограничиваться этим
нельзя. 'Это все равно, что ходить в одежде с чужого плеча. Необходимо
выработать, а затем совершенствовать свою манеру расспроса, прино-
ровленную и к имеющимся знаниям, и к своим человеческим качествам.
Во время расспроса врач всегда наблюдает за больным. Мимика,
движения, речь, манера держать себя как сами по себе, так и возникаю-
щие в ответ на задаваемые больному вопросы, дают врачу представле-
ние не только о психическом состоянии пациента. Очень часто с их помо-
щью врач способен предугадать неожиданный поворот в содержании
беседы, вовремя и правильно на это отреагировать, получить представ-
ление о том, какие новые вопросы и в какой форме следует задавать
больному. Очень часто уже по одному внешнему виду больного врач
способен в общих чертах дать правильную оценку его настоящего пси-
хического состояния, а в ряде случаев высказать правильные диагности-
ческие предположения: гиперметаморфоз (сверхотвлекаемость внимания,
т.е. непроизвольное, кратковременное привлечение внимания к предме-
там и явлениям, обычно не замечаемым) и аффект недоумения позволяют
думать о растерянности; сохранность внешних форм поведения и неболь-
шого числа привычно шаблонных речевых оборотов у лиц пожилого
возраста — заподозрить наличие расстройств памяти и т.д.
Р а с с п р о с и н а б л ю д е н и е — взаимодополняющие методы
исследования в психиатрии. И тем не менее именно расспрос имеет реша-
ющее значение в обследовании и разрешении вопросов диагностики. О
том, что психиатр должен "слухом" запечатлевать различные картины
психических болезней, говорилось выше. Это положение подтверждает-
ся в эксперименте (R.E.Kendell, 1973). Пятиминутная беседа с группой,
состоящей из 28 больных, была записана на видеомагнитофон, магнит-
ную пленку, воспроизводилась в виде обычной записи. Затем эти три
формы сведений были представлены группе квалифицированных психи-
атров. Те из психиатров, которые имели в своем распоряжении только
запись на магнитной пленке или обычную запись, обнаружили точность
диагностических решений, не отличавшуюся от той, которую показали
психиатры, просмотревшие видеофильм. При этом оказалось, что 44%
признаков, которые были выделены в качестве важных для постановки
диагноза теми, кто использовал видеофильм, относились к особенностям
поведения. Последние не были известны остальным двум группам психи-
атров. Но так как диагнозы тех, кто пользовался магнитной записью или
просто читал содержание бесед с больными, и диагнозы тех, кто смотрел
видеофильм, были одними и теми же и ставились с одинаковой убежден-
291
19*