Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 4436
Скачиваний: 48
ностью, было сделано заключение, что признаки, относящиеся к поведе-
нию, были вообще излишними, и что психиатры, как правило, опирают-
ся в своей диагностике на то, что они слышат от больных, и не слишком
на то, как себя больные ведут.
Первоначально расспрос в большинстве случаев имеет своей целью
выявление клинических факторов, раскрывающих психическое состоя-
ние больного в данный момент. Хорошо написанный и правильно квали-
фицированный психический статус дает возможность не только целенап-
равленно собирать затем анамнестические сведения, но во многих слу-
чаях позволяет делать и правильные диагностические предположения.
"П.Б.(Ганнушкин) рассказывал, что в первые годы работы в клинике,
ведя амбулаторный прием, он и С.А.Суханов не раз состязались в том,
чтобы, описав статус больного, поставить диагноз и только потом уже,
собрав анамнез, проверить правильность своего предположения. П.Б.
пришел к убеждению, что хорошо собранный статус в достаточной мере
говорит о диагнозе. Когда в последующие годы П.Б. докладывали боль-
ных, его внимание особенно оживлялось, когда история болезни подхо-
дила именно к этой части."*
Обычно анамнестические сведения собирают, идя от прошлого боль-
ного к его настоящему. Иногда, например, у больных с бредовыми рас-
стройствами, анамнестические сведения собирают, идя от настоящего к
прошлому. Канвой анамнестического расспроса являются события обы-
денной жизни больного с момента его рождения. На них накладываются
в хронологической последовательности выявляемые психопатологичес-
кие расстройства. В психиатрии, в противоположность другим медицин-
ским дисциплинам, часто очень трудно разграничить анамнез жизни и
анамнез болезни. При эндогенных заболеваниях, психопатиях,токсико-
маниях, олигофрениях, во всех случаях раннего начала психической
болезни жизнь и болезнь тесно переплетаются между собой, а характери-
зующие их сведения становятся единым целым. В таких случаях некото-
рые психиатры (А.В.Снежневский) говорят о б и о г р а ф и ч е с к о м
а н а м н е з е . Обнаруживая в прошлом больного психическое расстрой-
ство, психиатр в своем расспросе следует за ним, отмечая последующие
особенности его проявлений, видоизменений, усложнения другими пси-
хопатологическими симптомами и одновременно оценивает их влияние
на различные стороны жизни больного. Постепенно анамнез приближа-
ется к настоящему психическому состоянию и сливается с ним. Настоя-
* Шульман Е.Д. Амбулаторный прием П.Б.Ганнушкина. — В кн.: Труды
психиатрической клиники I ММИ. М.-Л.: Биомедгиз, 1934, с. 32.
292
щее психическое состояние — это своего рода завершающий кадр, сня-
тый крупным планом. В анамнезе следует искать прежде всего расстрой-
ства того круга, которые существуют у больного в настоящее время.
Одновременно выявляют возможность существования в прошлом как
расстройств, относящихся к более тяжелому кругу поражения, так и рас-
стройств более легкого круга, чем те, что обнаруживаются в статусе.
При сборе анамнестических сведений необходимо выяснить особен-
ности препсихотической (преморбидной) личности больного и те харак-
терологические изменения, которые в ней произошли за время болезни.
Отмечают особенности реагирования прежде здоровой и в последую-
щем больной личности на различные жизненные обстоятельства, в час-
тности, на психические травмы. Описание личности больного человека
в ее статике и динамике, пожалуй, самый трудный раздел психиатри-
ческого анамнеза. Легче всего получить схему характера — "добрый,
покладистый, общительный, энергичный" и т.д. Желательно стремить-
ся к тому, чтобы эти столь общие для многих совершенно разных лю-
дей черты имели свои индивидуальные признаки. Поэтому сведения о
характере следует выявлять не с помощью прямо поставленных вопро-
сов "был общителен, замкнут" и т.д., а на основании вопросов, осно-
ванных на знании фактов повседневной жизни больного — в кругу се-
мьи, по месту учебы или работы, в условиях различных жизненных об-
стоятельств и т.д. Именно при описании личности больного от психиат-
ра в наибольшей степени требуется "понимание людей, как результат
глубокого знания жизни" (W.Griesinger).
При сборе анамнеза обращают внимание не только на перенесен-
ные соматические болезни и другие экзогенные вредности, например,
алкоголизм, но и на то, какое влияние они оказывали на психическое
состояние больного. В связи с тем, что в возникновении и развитии
многих психических болезней важное значение имеют так называемые
критические возрастные периоды — пубертатный, инволюционный, стар-
ческий, при сборе анамнестических сведений им всегда уделяется осо-
бое внимание. Введение в психиатрическую практику лечения психо-
тропными средствами обязательно требует подробного сбора терапев-
тического анамнеза.*
Во многих случаях субъективный анамнез обладает очень высокой
степенью достоверности. Больные поразительно точно, с соблюдением
хронологической последовательности, описывают имевшиеся у них в
прошлом психопатологические расстройства и сообщают другие анам-
' Термин "Терапевтический анамнез" введен Г.А.Захарьиным.
293
нестические сведения. Кроме того, об очень многих психических нару-
шениях можно узнать лишь от самих больных. О чем больные никогда не
в состоянии сообщить полные и объективные сведения, так это о своих
характерологических особенностях. Однако и здесь они могут привести
отдельные факты, о которых не знает никто. Вместе с тем на сведения,
сообщаемые больными о своем прошлом, постоянно оказывают влияние
существующие у них в период расспроса психические расстройства. Это
влияние может быть столь значительным, что сбор анамнеза превраща-
ется по существу в описание настоящего психического статуса больно-
го. Именно поэтому, субъективный анамнез всегда необходимо допол-
нить данными анамнеза объективного. "В целом ряде случаев... объек-
тивный анамнез является решающим для установления того или иного
клинического диагноза".*
С целью получения о бъ ек ти в н ы х св ед ен и й о больном про-
изводят расспрос лиц его ближайшего окружения — родственников,
знакомых, сослуживцев. Такой расспрос, особенно родных, необходи-
мо проводить с соблюдением большинства тех же правил, что и расспрос
психически больных. Наиболее полные сведения чаще всего сообщают
матери; о больных пожилого возраста — дочери. Расспрос родственни-
ков следует вести по одиночке. При их совместном расспросе вопрос,
адресованный к одному из них, часто вызывает одновременный ответ
другого родственника, стремление уточнить ответ того, кто говорит с
врачом, обращение за ответом родственника, которому адресован воп-
рос, к другому родственнику и т.п. Все это запутывает беседу и удли-
няет ее. Нередко при совместном расспросе родственников между ними
возникают разногласия, споры, обвинения друг друга в невниматель-
ном отношении к больному в прошлом и т.д.
При сборе о б ъ е к т и в н о г о а н а м н е з а врач сверяет правиль-
ность фактов, сообщенных ему больным, и получает те сведения, о ко-
торых больной по той или иной причине ничего не сказал или о кото-
рых он умолчал, несмотря на то, что такие вопросы ему задавались.
Последовательность сбора объективного анамнеза различна. Расспрос
можно вести в хронологической последовательности от прошлого к
настоящему. Однако во многих случаях расспрос можно начинать и с
выяснения особенностей настоящего психического состояния больного.
Такая последовательность в сборе объективных сведений имеет опре-
деленные преимущества. Начиная расспрос родственника с выяснения
особенностей настоящего психического состояния больного, психиатр
Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М: Медицина, 1964, с. 31.
тем самым делает цель расспроса наиболее понятной родственнику. Тем
более, что родственник, сопровождающий больного, сплошь и рядом
является также инициатором визита больного к психиатру. Родствен-
ник понимает, что с близким ему человеком происходит что-то необыч-
ное. Он хочет знать, что это такое, какова причина возникновения нео-
бычных явлений, и узнав, что речь идет о болезненном психическом
состоянии, ждет его диагностической оценки. В задачу же психиатра
входит не только получение необходимых ему о больном сведений, но и
одновременное выявление степени понимания родственником имеющих-
ся в настоящее время у больного расстройств. Врач как бы оценивает в
такой беседе психический статус лица, сообщающего ему объективные
анамнестические сведения. Поэтому во время беседы родственнику сле-
дует дать возможность полнее высказаться. Не следует забывать, что
среди родственников психически больных не так уж и редко встреча-
ются психические отклонения, которые должны обязательно учитывать-
ся, так как от этого зависят степень достоверности объективного анам-
неза, доверительность отношений между врачом и родственником, спо-
собность родственника оказывать на больного нужное влияние, успеш-
ность проведения больному терапии в условиях амбулатории и т.д. Рас-
спрашивая родственника, правомерно разъяснить ему смысл ряда зада-
ваемых врачом вопросов и дать объяснение по поводу доступных его
пониманию психических расстройств, наблюдаемых у больного. Не
бывает родственников, которые бы совсем ничего не понимали в состо-
янии больных. Даваемые врачом разъяснения позволяют родственнику
стать как бы соучастником диагностического процесса. Родственник
понимает, что ему верят и что его сведения важны. У него появляется
доверие к врачу. Все это активизирует его прошлые воспоминания о
больном, позволяет сообщать новые анамнестические сведения, до это-
го забытые или казавшиеся не стоящими внимания.
Вместе с тем необходимо помнить, что не существует родственни-
ков, чьи наблюдения, оценки и реакции на поведение и высказывания
больных не нуждались бы в коррекции. Та или иная степень недопонима-
ния родственником существующих у больного расстройств связана не
только с особенностями его психического склада, но и с отсутствием у
него нужного опыта в знании болезни близкого человека. Важное значе-
ние имеет темп развития болезненного процесса. Вяло протекающие пси-
хические болезни, проявляющиеся преимущественно постепенными ха-
рактерологическими изменениями, особенно при наличии врожденного
психопатического склада, когда болезнь, по выражению П.Б.Ганнуш-
294
295
кина, "как бы вырастает из характера", представляют очень большие
затруднения для их правильной оценки, даже в тех случаях, когда боль-
ные являются родственниками врачей-психиатров.
Расспрос о генеалогии больного лучше производить под конец бе-
седы, когда между врачом, с одной стороны, больным и его близкими —
с другой, устанавливаются доверительные отношения. Значительная
часть не только самих больных, но и их близких нередко уклоняются от
разговоров на эту тему, а также способны сообщить неправду, несмот-
ря на хорошее знание истинного положения вещей. Врач всегда должен
показать родственнику, а в ряде случаев и самому больному, почему
его интересует этот вопрос: во-первых, знание генеалогии помогает ус-
тановлению правильного диагноза, что всегда имеет для родственника
первостепенное значение, ибо ассоциируется с правильным лечением;
во-вторых, знание генеалогии позволяет врачу обоснованнее говорить
о прогнозе болезни — о чем его обычно спрашивают вслед за вопросом
о диагнозе. В действительности сбор анамнестических сведений почти
всегда начинается с выяснения генеалогических данных. Такому поло-
жению много способствует принятая в психиатрии форма написания
истории болезни: раздел, касающийся генеалогии, предваряет анамнез
жизни и болезни.
Объективный анамнез — самостоятельный раздел истории болезни.
Описываемые в нем факты не должны объединяться, а тем более пере-
мешиваться с фактами, получаемыми при расспросе больного. Всегда
необходимо точно знать, что сам больной говорит о себе и что о нем
говорят знающие его люди. Если существуют объективные сведения со
слов ряда лиц, их можно объединить в один анамнез, но при условии,
что врач выделяет сведения, сообщаемые каждым расспрашиваемым.
При этом один анамнез, наиболее полный, берется за основу, а осталь-
ные анамнестические сведения вносятся в него по ходу описания. При
таком "сводном" анамнезе обязательно следует знать, что говорят о
больном его родные — это характеризует их самих.
В тех случаях, когда психическо,е заболевание проявляется в
сравнительно легкой форме — без симптомов психоза, — в амбула-
торных условиях целесообразнее первым расспрашивать больного.
При наличии манифестного психоза первым лучше расспрашивать
родственника. Смотря по обстоятельствам, по окончании диагности-
ческого расспроса врач сообщает свои рекомендации или одному
родственнику (состояние выраженного психоза и отсутствие у боль-
ного сознания болезни), или же, что встречается много чаще, род-
296
ственнику (предварительно обо всем уведомленному) и больному,
приглашая для этого обе стороны для совместного заключительного
разговора.
Клиническому психиатрическому исследованию помогает ознаком-
ление врача с письмами больных, их дневниками и самоописаниями бо-
лезненных расстройств, а также с различными видами их художествен-
ной творческой деятельности (рисунки, стихи и т.п.).
Физическое (соматическое) обследование поступившего в стацио-
нар больного вначале производится самим психиатром. Оно начинает-
ся с общего осмотра всего тела больного. В целом осмотр мало отлича-
ется от такового, производимого в клинике внутренних болезней. Не-
которое отличие состоит, пожалуй, в более внимательном исследова-
нии всей поверхности кожи больного. Здесь могут быть обнаружены
кровоподтеки и следы различных повреждений, в том числе порезов,
имеющих разную давность, что и необходимо отметить. Следует опи-
сать расположение и некоторые особенности татуировки, если она име-
ется. Осмотр шеи позволяет обнаружить следы странгуляционной бо-
розды. Всегда следует осмотреть голову больного — не только кожу
лица, но и кожу волосистой части, а также язык и слизистую полости
рта (рубцы, наличие следов прикусов). Следует обратить внимание на
состояние костной системы. Это позволяет обнаружить скрытые их по-
вреждения. Если есть возможность, по ходу исследования выясняют
причины обнаруженных симптомов; если такой возможности нет, необ-
ходимые данные получают от близких больного или от медицинского
персонала, имевшего с больным дело до его поступления в стационар.
Психиатрическая история болезни
История болезни — учетно-оперативный документ, составляемый в
стационарных и амбулаторных медицинских учреждениях: предназна-
чен для регистрации сведений о болезни, ее диагнозе, развитии, исходе,
лечебно-профилактических мероприятиях, проведенных больному за
время его лечения и наблюдения медицинским учреждением. История
болезни — не только м е д и ц и н с к и и, но также — н а у ч н ы й и
ю р и д и ч е с ки й докум ен т .
Основу психиатрической истории болезни составляют данные
субъективного и объективного анамнезов, психический статус и днев-
ники наблюдений, ведущиеся врачом и дополняемые сведениями, полу-
чаемыми со слов и по записям среднего медицинского персонала. Не-
редко врач пополняет дневник наблюдений, пользуясь устными сведе-
297
ниями, получаемыми от младшего медицинского персонала, а также от
лиц, посещающих или сопровождающих больного. Психиатрическая
история болезни, особенно составляемая в стационаре, всегда отлича-
ется значительным объемом, что связано с особенностями метода иссле-
дования, проявлениями и продолжительностью психических болезней.
Форма письменного изложения получаемых врачом сведений, отра-
жающих психический статус больного и его анамнез, зависит от усло-
вий, в которых происходит расспрос (амбулаторно или в стационаре),
а также от личных качеств врача, в первую очередь его способности
воспринимать услышанное, умения отбирать нужные клинические фак-
ты и запоминать их. Не следует забывать, что психиатрический расспрос
постоянно влечет за собой утомление врача и как следствие — сниже-
ние его впечатлительности к тому, что ему говорит больной. Поэтому
каждый психиатр вырабатывает свою собственную манеру записи све-
дений, получаемых им от больного и близких ему лиц.
В амбулаторных условиях, где расспрос больного обычно непродол-
жителен, а цель — определение в первую очередь особенностей его пси-
хического статуса, на основании которого принимаются практические
решения — лучше записать все или почти все полученные о больном
сведения после того, как беседа с ним окончена. В условиях стациона-
ра, где составляется развернутая история болезни и где необходимо
собрать подробные анамнестические сведения, врач обычно не в состо-
янии запомнить все, о чем говорит ему больной. При стационарном ис-
следовании позволительно, а часто просто необходимо, делать по ходу
беседы отдельные записи, представляющие своего рода конспект анам-
неза, на основе которого позже составляется подробное описание кар-
тины болезни. Однако эта возможность зависит от обстоятельств, опре-
деляющихся в первую очередь состоянием больного. Этот способ обыч-
но используется при сборе субъективных анамнестических сведений.
На основании полученных о больном фактов (субъективный и
объективный анамнезы, описание психического статуса, результаты ла-
бораторно-инструментального исследования и др.) составляется исто-
рия болезни.
В паспортной части психиатрической истории болезни всегда сле-
дует указать не только адрес больного, но и адреса его ближайших род-
ственников, а в ряде случаев хороших знакомых или сослуживцев.
При написании психиатрической части истории болезни — анамнеза
и психического статуса — нельзя пользоваться психиатрической терми-
нологией, которая дает квалификационную оценку психическим рас-
298
стройствам. Дело в том, что психиатры сплошь и рядом вкладывают в
используемые ими термины свое особое содержание, а это приводит к
тому, что за терминами скрываются понятия, лишенные единства. Опи-
сательный метод делает историю болезни объективным документом, цен-
ность которого не утрачивается со временем.* В тех случаях, когда врач
совершает диагностические ошибки при первоначальном анализе забо-
левания в связи с тем, что неправильно квалифицирует то или иное рас-
стройство, он в состоянии найти эти свои ошибки при последующем ана-
лизе непредвзято описанных им фактов. Описательный метод позволяет
создать индивидуальную картину заболевания. При написании истории
болезни желательно использовать простые выражения, избегать слов,
заимствованных из иностранных языков, метафор, образных сравнений.
В тех случаях, когда сам больной употребляет слова и выражения, точно
характеризующие его состояние, их следует вводить в текст. Однако
злоупотреблять этим также не следует.
Если анамнез пишется по достаточно определенной схеме, в основу
которой кладется развитие симптомов болезни, соотнесенное с жизнью
больного в их хронологической последовательности, то для описания
психического статуса всегда выбирается индивидуальный план. Он оп-
ределяется особенностями психического состояния больного. В психи-
ческом статусе может соблюдаться лишь известная последовательность
в изложении клинических фактов. Следует стремиться начинать описа-
ние психического статуса с тех расстройств, которые являются в кар-
тине болезни основными. Если они отражаются на внешнем облике боль-
ного, в частности на его поведении, то это желательно отметить прежде
всего. Затем переходят к описанию субъективных расстройств. Одни
психиатры предпочитают описание психопатологических симптомов по
группам: например, сначала излагаются особенности аффекта, затем —
бреда, затем — двигательных нарушений и т.д. Другие — описывают
расстройства в той последовательности, в какой о них говорят сами
больные. Оба эти способа могут сочетаться. В первом случае представ-
ляется возможность точнее выявить детали психического состояния, но
само описание будет более схематичным и субъективным, так как сам
* Н.М.Жариков — заведующий кафедрой психиатрии им. С.С.Корсако-
ва, любезно предоставил возможность ознакомиться с несколькими истори-
ями болезни, написанными первым ординатором клиники С.Н.Успенским в
1887 году. В историях болезни все психопатологические симптомы излага-
лись в описательной форме. Их ретроспективная квалификация с позиций
современных знаний не представляла затруднений.
299
психиатр группирует расстройства. Во втором — есть риск пропус-
тить отдельные нарушения, но вместе с тем статус будет написан с боль-
шей объективностью, в нем точнее отразится целостная, не члененная
на детали картина болезни. Второй способ написания психического
статуса удобнее для опытного психиатра.
Не следует перегружать статус упоминанием тех расстройств, ко-
торые отсутствуют. В одних случаях о том, что их нет, свидетельству-
ют сведения, сообщенные больным о своем прошлом и настоящем. Это
касается, например, состояния ясности сознания, памяти, интеллекта и
т.д. В других — отсутствие психопатологических симптомов основы-
вается на вопросах, призванных их выявить — наличие бреда, галлю-
цинаций, припадков и т.д. Когда врач прямо пишет о том, что больной
"бреда не высказывает, галлюцинации отрицает", он тем самым поми-
мо желания придает своему исследованию большую убедительность и
этим способен притупить и свое собственное внимание и, особенно,
внимание другого врача в отношении тех расстройств, которые боль-
ные могут первоначально скрыть. Лучше уж писать об отсутствии того
или иного расстройства, используя обороты, выражающие сомнение —
"идей о постороннем воздействии как будто нет".
При написании истории болезни психиатры нередко используют сло-
ва, лишенные точного смысла, или слова, являющиеся канцеляризма-
ми. Употребление тех и других во всех случаях ухудшает качество на-
писанного, а в части случаев просто приносит вред. Вот некоторые из
таких слов, без которых история болезни всегда выигрывает.*
" Ад екв а тн ы й , н е а д е к в а т н ы й " применяется для характери-
стики эффективности, ответов или поведения больного: "аффективно
адекватен, ответы адекватные (неадекватные), поведение неадекватно
ситуации" и т.д.
" Д и с т а н ц и я " применяется обычно для характеристики поведе-
ния больного во время беседы с врачом: "держится без чувства ди-
станции".
" К о н т а к т и р у е т , к о н т а к т н ы й , к он т а к т " применяются с
целью показать манеру больного разговаривать с врачом, другими боль-
ными, реже с обслуживающим персоналом; часто сочетаются со слова-
ми "формально" и "по существу" (см. ниже); "контакт формальный, кон-
тактирует охотно с больными, по существу неконтактен".
* В клинике кафедры психиатрии ЦИУ, руководимой А.В.Снежневским,
существовал список слов и выражений, которые считались неприемлемыми
при написании историй болезни.
300
"Ф о р м а л ь н ы и" предназначается для определения качества от-
ветов больного, его критического отношения, особенностей общения:
"ответы формальные, формально относится к своему состоянию, фор-
мален в общении".
" С в о е о б р а з н ы и" употребляется для качественных характери-
стик самых различных феноменов: "статус больного полон своеобра-
зия; высказывания (мышление и речь), поведение, манера держать
себя — своеобразны".
"Н е л е п ы и" чаще всего употребляется для качественной оценки
бреда и поведения: "поведение нелепо, высказывает нелепый бред".
" Я р к и й , к р а с о ч н ы й " обычно используются для качественной
оценки бреда, галлюцинаций, некоторых форм помрачения сознания:
"яркий бред величия, красочные (яркие) галлюцинации, красочно опи-
сывает свой полет в космос".
"По с у щ е с т в у , не по су щ е с т в у" эти слова используют
чаще всего для характеристики высказываний больного: "речь, ответы
не по существу, контакт по существу".
" П ы ш н ы и" используется обычно для характеристики бреда: "выс-
казывает пышный бред величия".
" В к л ю чи л с я " обычно используется для определения деятельно-
сти больного в стенах больницы, реже — по выписке больного домой:
"включился в трудовые процессы, в трудовые процессы включить не
удается".
"Н аш б о л ь н о й " — оборот, подчеркивающий доверительность.
" З а яв л я ет " — слово, которое часто призвано подчеркнуть такую
манеру высказывания больного, в которой имеется неуместное или даже
вредящее в деле оказания ему медицинской помощи, притязание: "заяв-
ляет, что ему пора выписываться, прекратить лечение, что ему незачем
включаться в трудовые процессы".
" Я к об ы" — слово, свидетельствующее о скрытом или явном не-
доверии врача к тому, что ему сообщает больной или его близкие; чаще
всего относится к таким расстройствам, как бред, галлюцинации, при-
падки, амнезия: "якобы высказывал бредовые идеи, якобы были при-
падки, якобы ничего не помнит о случившемся".
"Д е м о н с т р а т и в н ы и", " д е м о н с т р и р у е т " — слова, очень
часто содержащие либо моральное осуждение — "демонстративно от-
казывается от приемов пищи, участия в трудовых процессах, обсле-
дования", "демонстрирует свое безразличие", либо подразумеваю-
щие притворство, обычно не лишенное корысти: "демонстративно со-
общает о якобы бывших у него галлюцинациях".
301