Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 4458
Скачиваний: 48
неглубокого аффективного уровня (субдепрессия — но не гипомания!)
или же эти непсихотические расстройства возникают изначально, про-
фессиональная надстройка должна обязательно — хотя и в разной степе-
ни — приниматься во внимание лечащим врачом. Она всегда способна
оказать помощь при психотерапии. Иногда знания больных врачей ока-
зываются полезными и при назначении им лекарственной терапии. Это
касается в первую очередь или даже исключительно тех врачей, которые
заболевают не в первый раз и уже испытали на себе действие различных
психотропных и иных препаратов. Вместе с тем, мнение больного психи-
атра о назначаемых ему лекарствах имеет значение лишь тогда, когда
оно правильно соотносится с особенностями его психического состоя-
ния, оценка которого всегда должна относиться к компетенции лечаще-
го врача. Сам больной не может делать по этому поводу решающего
заключения, сколь бы правильными ни казались его соображения. В оп-
ределении психического состояния больного товарища, в вопросах ре-
жима, лекарственной терапии и т.д. лечащий врач всегда обязан быть
хозяином положения и основываться на собственном опыте или, при
необходимости — на опыте других врачей. При лечении больных психи-
атров в тот период болезни, когда у них отсутствуют симптомы психоза,
во всех случаях необходима психотерапия. При ее проведении всегда
следует учитывать имеющуюся у врача "профессиональную надстрой-
ку" и его собственный опыт болезни. Мнение Н.В.Эльштейна (1961),
согласно которому у заболевших врачей зачастую наблюдается пере-
оценка тяжести своего заболевания, может быть распространено и на
психиатров, прежде всего на тех, кто заболел в первый раз. Обычно,
если не всегда, это больные с расстройствами, близкими к пограничным.
Молодые психиатры нередко склонны диагностировать у себя эндоген-
ный процесс; зрелые врачи, особенно в состояниях субдепрессии — со-
судистое заболевание головного мозга "с прогрессирующим" распа-
дом памяти и "неизбежным" слабоумием. У легко болеющего психиатра
почти всегда существуют ипохондрические переживания, нередко чрез-
вычайно тягостные. Психотерапевтические беседы, пожалуй, не долж-
ны проводиться с акцентом на методических приемах, а иметь своей за-
дачей прежде всего вызвать заболевшего на откровенный разговор. Из
спонтанных высказываний больного, как всегда, можно почерпнуть важ-
ные дополнительные сведения и о проявлениях заболевания в прошлом,
о которых до этого он мог умолчать, и о настоящем психическом состоя-
нии, выявить оценку и отношение психиатра к разным периодам своей
болезни и к заболеванию в целом, вскрыть существующие установки в
382
отношении лечения, перспектив на будущее и т.д. Непринужденный раз-
говор о себе позволяет также лучше представить больного как человека.
Заболевшего врача обычно беспокоит вопрос о прогнозе его заболе-
вания и нозологический диагноз. Если болезнь исчерпывается непсихо-
тическим уровнем расстройств, почти всегда с чистой совестью можно
говорить о благоприятном прогнозе. Если больной перенес приступ пси-
хоза и в последующем правильно его оценивает, лучше, не распростра-
няясь о диагнозе болезни, обратить его внимание на факторы, которые
определенно свидетельствуют о благоприятном прогнозе. Такие факто-
ры существуют всегда. Целесообразно учитывать в генезе болезни зна-
чение привходящих моментов. Врачи, и в их числе психиатры, достаточ-
но часто склонны объяснять возникновение своей болезни внешними об-
стоятельствами. Не стоит их разубеждать в таком мнении. При нозологи-
ческой оценке пограничных расстройств можно ограничиться диагнозом
"астено-невротическое или невротическое состояние". Очень многие
психиатры в своей практике часто пользуются такой диагностикой, ве-
рят в нее и считают нетяжелой. В зависимости от обстоятельств можно
говорить о неврозе. Если больной перенес явное депрессивное состояние —
лучше говорить о депрессии циклотимического уровня или о циклоти-
мии. Опять-таки психиатры сами нередко предпочитают этот диагноз и
пользуются им для оценки своего состояния. В случаях приступов эн-
догенного процесса лучше или "облегчить" нозологический диагноз —
например, употреблением прилагательного "атипичный" (всегда "уда-
ляющего" заболевание от шизофрении), или сослаться на относитель-
ность точного разграничения болезней, учитывая действительно суще-
ствующие в психиатрии разногласия в вопросах нозологии.
Психиатра, перенесшего приступ эндогенного заболевания, в том
числе и процессуального, особенно сопровождавшегося депрессивны-
ми расстройствами, всегда следует "передержать" в больнице. Это в
большей степени гарантирует стабильность последующего его состоя-
ния, в частности, нормализацию настроения. Кроме того, психиатр дол-
жен находиться под постоянным врачебным наблюдением в связи с воз-
можными из-за болезни переменами в своей жизни, в том числе измене-
нием прежнего социального статуса. Лечащий врач постоянно должен
иметь в виду необходимость последующего поддерживающего лечения
больного и заранее четко обговорить с ним этот вопрос. Перенесшие
психическое заболевание врачи-психиатры, особенно молодые, часто не
соблюдают назначаемое им в амбулаторных условиях лечение. Здесь
необходим постоянный контроль.
383
Психически больному врачу должна быть предоставлена возмож-
ность самому выбирать себе лечащего врача на время амбулаторного
лечения. Им обязательно должен быть психиатр, которому больной до-
веряет и в профессиональном отношении, и как человеку. Личные свой-
ства лечащего врача нередко имеют для психически больного врача пер-
востепенное значение. Контроль за поддерживающим лечением должен
быть неукоснительным. Всякая попытка самолечения, к которому так
склонны врачи, должна вовремя и умело пресекаться.
Отношение врачей к среднему медицинскому персоналу
Как и во всех лечебных учреждениях, в психиатрической больнице
врач общается непосредственно со своими пациентами сравнительно
мало. Доверяя больных среднему и младшему медицинскому персона-
лу, он должен быть уверен, что с ними не произойдет никаких неприят-
ностей за время его отсутствия и все сделанные им назначения будут
выполнены. Но в психиатрических стационарах средний и отчасти млад-
ший медицинский персонал наделен еще и особыми, не существующи-
ми в других лечебных учреждениях обязанностями. "Прежде всего надо
отметить принцип наблюдения, надзора за больными. Между врачом и
больным ... есть средостение, известным образом заполненное простран-
ство. Я имею в виду .младший и средний персонал, имеющийся в каж-
дом психиатрическом учреждении и играющий в психиатрическом
обиходе — скажу прямо — громадную, первостепенную роль. Этот
персонал не только выполняет лечебные назначения врача-психиатра
(включая сюда же и свое моральное влияние), но прежде всего наблю-
дает за больным, делится своими наблюдениями с врачом; роль этого
персонала в психиатрических учреждениях совершенно иная, чем в
остальных клиниках. Без такого наблюдения через этот вспомогатель-
ный персонал правильное изучение душевнобольного совершенно не-
возможно и всегда будет неполным. Этот принцип объективного наблю-
дения, конечно, полезен и применяется всегда, но в психиатрических
учреждениях он введен в систему"!*
Психиатр может не только эффективно использовать в своей рабо-
те клинические факты, сообщаемые ему средним персоналом — в чем-
то он может просто учиться у него. Это касается умения наблюдать пси-
хически больного человека, находить к нему подход, учиться приемам
Ганнушкин П.Б. Психиатрия, ее задачи, объем, преподавание. М., 1924,
м
обращения, разговора и т.д. История психиатрии дает тому немало при-
меров. Ph.Pinel, например, считал своим идейным наставником (как в
отношении специальных знаний, так и в проведении реформы содержа-
ния больных) надзирателя из Бисетра —Пюссена: "Мог ли я пренебре-
гать запасом идей и наблюдений, собранных в течение длинного ряда
лет таким человеком, каким был Пюссен", — писал Ph.Pinel.* Хорошо
подготовленный средний медицинский персонал всегда может пополнить
знания врача.
При повседневном общении с психически больными опытная меди-
цинская сестра способна не только отметить, но и правильно оценить
Особенности тех психопатологических расстройств, которые в силу раз-
ных причин, в том числе и по недостатку опыта, остаются незамечен-
ными врачом или же неверно им трактуются. Более того, наблюдение
повседневной жизни больных в отделении позволяет персоналу увидеть
больных с той стороны, которая характеризует их собственно челове-
ческую сущность. Нередко персонал судит о психически больных как о
людях гораздо более правильно, чем это способны сделать врачи. По-
этому врачу-психиатру никогда не следует пренебрегать сведениями,
которые сообщает ему средний и младший медицинский персонал, ви-
дящий жизнь больных в отделении как бы "изнутри", сам являющийся
непосредственным участником этой жизни.
"В первые годы врачебной деятельности, — расказывал А.В.Снежневс-
кий, — мне случилось работать в отделении, где была очень опытная старшая
сестра. В это время здесь находилась больная с депрессией, состояние кото-
рой, по моему мнению, улучшалось. Я сообщил об этом старшей сестре и
добавил: "Она начала улыбаться". Однако скоро старшая сестра подошла ко
мне и сказала: "Нехорошо она улыбается, переведите ее в надзорную палату".
Я был очень удивлен, но рекомендацию выполнил. Через несколько дней,
находясь в наблюдательной палате, эта больная совершила серьезную суици-
дальную попытку. Так я узнал, чем могут осложниться "улыбающиеся" деп-
рессии. В другой раз другая сестра сказала мне: "Вот у Вас двое больных, а Вы
знаете, какими они были до болезни людьми?" И она тут же перечислила мне
особенности личности каждой больной. Ее характеристики были совершен-
но правильными. Так я узнал, что психически больные и в психозах продол-
жают сохранять свои прежние человеческие свойства. Позже я заметил, что
опытные сестры в своем общении с больными всегда учитывают личность
больного".
Очень важной стороной в деятельности среднего медицинского пер-
сонала являются разговоры с больными. Тем большую цену приобрета-
* Каннабих Ю.В. История психиатрии. С. 157.
25-587
с. 13—14.
384
385
ет персонал, чем больше он умеет молчать. Важно как можно больше
слушать больных и наблюдать их, в случае необходимости осторожно
задавая им вопросы. Результаты своих наблюдений и содержание выс-
казываний больных средний медицинский персонал сообщает врачу в
устной или письменной форме (дневник наблюдений за больными). Очень
часто важные перемены в состоянии больных первым подмечает сред-
ний и младший обслуживающий персонал. А.В.Снежневский как-то
рассказал, что в больнице "Никольское", где ему в молодости пришлось
работать, был опытный фельдшер. Каждое утро он встречал заведую-
щего отделением кратким отчетом о том, что произошло в отделении за
время его отсутствия. Очень часто такой отчет начинался словами:
"Сегодня такие-то больные спутаны". Фельдшер понимал это слово по-
своему, но заведующий знал, что у названных больных произошло оп-
ределенное ухудшение психического состояния и что их надо осмотреть
в первую очередь. В некоторых случаях этот фельдшер был способен
не только первым отметить ухудшение психического состояния больно-
го, но и дать такому ухудшению правильную прогностическую оценку.
Так, например, он говорил: "Больному стало хуже — он начал убор-
ные мыть; теперь долго не поправится, да и с собой может что-нибудь
сделать". Отмеченный симптом, по словам А.В., всегда свидетельство-
вал о том, что речь идет о больном с тревожной депрессией, сочетаю-
щейся с ажитацией, выраженным бредом самообвинения и (или) обви-
нения. В настоящее время статус таких больных часто определяется как
депрессивно-параноидный.
На вопросы больных об их состоянии среднему медицинскому пер-
соналу следует отвечать лишь в тех случаях, когда больному явно луч-
ше и этот факт точно известен из сообщения врача. Ответ должен толь-
ко подтвердить то, что больному уже и так известно: "Да, против пре-
жнего состояние улучшилось, Вы же сами видите..." Чаще всего боль-
ной удовлетворяется таким ответом. Если же он начинает задавать уточ-
няющие вопросы, нужно поступить так же, как и тогда, когда явных
перемен к лучшему нет — сослаться на свою неосведомленность и
посоветовать обратиться за разъяснением к врачу.
/
В деле выполнения врачебных назначений, ухода, наблюдения и над-
зора за психически больными среднему медцинскому персоналу необ-
ходимы такие же личные качества, как и самому врачу-психиатру: спо-
собность понимать больного человека, терпение, самообладание, сооб-
разительность и т.д. "Профессия служителя требует ... громадного тер-
пения, самопожертвования, самообладания и сообразительности"
(E.Kraepelin, 1912).
Врач не может рассчитывать на то, что предоставленный в его рас-
поряжение средний медицинский персонал будет по своим личным ка-
чествам и специальным знаниям с самого начала удовлетворять необ-
ходимым условиям. В идеале врач должен сам создавать себе помощ-
ников, с которыми ему предстоит работать, и уметь закрепить в них вы-
работанные необходимые свойства. Для этого необходимо прежде все-
го знать своих людей — знать не только уровень профессиональной
подготовки и личные качества, но также интересы, настроения, семей-
ную жизнь, прошлое, надежды на будущее и т.д. Такое знание достига-
ется заинтересованностью, доброжелательностью и доступностью само-
го врача. Средний медицинский персонал необходимо не только учить
профессиональным навыкам, но и воспитывать его. Лучшим способом
обучения и воспитания является личный пример. Прежде, чем врач ста-
новится авторитетом в глазах своих сотрудников, они должны поверить
в него как в человека и как в специалиста. Как о человеке — о враче
судят по его характеру, где очень важной чертой является постоянство
эмоционально-волевых качеств и способность к самодисциплине; как о
специалисте — по умению обращаться с больными и помогать им. Если
характер врача при всех своих положительных свойствах отличается
неуравновешенностью, ему никогда не завоевать доверия и уважения
большинства тех скромных и надежных людей, от которых зависит
быстрое и умелое выполнение его указаний. У плохого и нерадивого
врача или у врача, который не умеет держать себя в руках, персонал
очень скоро усваивает его пороки.
Но если врач — специалист своего дела, обладает самодисциплиной
и характером, налицо важнейшие предпосылки к тому, чтобы пользо-
ваться авторитетом в глазах своих подчиненных. В этом случае врач
способен побудить вверенный ему персонал действовать по собственной
инициативе в необходимом для интересов дела направлении, а это —
гарантия того, что он будет должным образом выполнять свои обязанно-
сти и в отсутствие врача. Авторитет врача всегда повышается, если пер-
сонал уверен, что им интересуются и что его работу ценят. Важно, чтобы
средние и младшие медицинские работники верили не только в своего
врача, но и в себя. Вера в себя повышает моральное состояние людей.
Одной из наиболее доступных форм профессионального обучения
психиатрами среднего медицинского персонала является совместная ра-
бота во время врачебных обходов. Здесь представлена не только воз-
можность показать на конкретных, а потому запоминающихся примерах
' особенности различных психопатологических состояний и их видоизме-
386
387
нение в процессе лечения, но и обучить персонал тому, как надо разгова-
ривать и вообще обращаться с психически больными. Утренние "пятими-
нутки" с чтением дневников наблюдения и совместным обсуждением со-
стояния больных также помогают персоналу с пониманием относиться к
наблюдаемым ими картинам болезни. Одна из главных задач профессио-
нального обучения психиатром среднего медицинского персонала —
научить его понимать особенности психического состояния больных и,
по возможности, предугадывать направление его видоизменений, влеку-
щих за собой те или инь!е отрицательные последствия. Конечно, средний
медицинский персонал должен знать клиническую нозологию. Однако
главные его знания в области клиники должны касаться особенностей
настоящего психического состояния больных, так как в первую очередь
им определяется почти вся работа среднего персонала. Средний меди-
цинский персонал должен уметь видеть основные положительные изме-
нения психического состояния больных, вызванные лечением. Это важ-
но, во-первых, потому, что с изменением состояния больного меняются
методы обращения с ним, надзора и ухода, а кроме того, средний меди-
цинский персонал становится при этом не только свидетелем, но и соуча-
стником общего дела, способен видеть результаты затраченного им тру-
да. Совместная работа с ее успехами и неудачами помогает создать вза-
имопонимание, взаимодоверие, взаимоуважение у всех ее участников.
Врачебная тайна
Врачебная тайна — определенное поведение медика в отношении
всего виденного и слышанного им от пациента при оказании ему лечеб-
ной помощи, в том числе и в форме совета. Необходимость соблюдения
врачебной тайны вытекает из доверия, которое оказывают медику (пси-
хиатру) лица, обращающиеся к нему за помощью. Без такого доверия
верное понимание больного и, стало быть, правильное его лечение зат-
руднительно, а то и вовсе невозможно. Психиатр должен ценить и сохра-
нять оказанное ему доверие. Он должен уметь держать при себе не только
то, что он слышал и видел, но и все то, о чем он может лишь догадывать-
ся. Однако вопрос о врачебной тайне касается не только психиатра и
больного. Это еще и важная общественная проблема. Обязанность со-
хранять врачебную тайну не является абсолютной. Она может быть на-
рушена в том случае, когда ее сокрытие несет угрозу интересам обще-
ства или отдельных его индивидуумов. Прежде всего, существуют об-
стоятельства, когда раскрытия врачебной тайны от медика (психиатра)
388
требует закон. В психиатрии такие обстоятельства чаще всего возника-
ют в ситуациях экспертного характера, а также в случаях, когда речь
идет о возможности выполнять некоторыми лицами определенные про-
фессиональные обязанности. Сообщения, требуемые законом, должны
делаться психиатром либо органам здравоохранения, либо органам след-
ствия и суда. За пределами этих, регулируемых законом, случаев лежит
область, где медик (психиатр) руководствуется профессиональным, в том
числе и индивидуальным, пониманием своего медицинского (врачебно-
го) долга. Здесь наиболее часто встает вопрос о сообщении факта суще-
ствования психической болезни третьим лицам, интересы которых дан-
ная болезнь может затронуть: родителям — относительно болезни детей;
мужу или жене — относительно болезни супруга; руководителям учреж-
дения — в отношении сотрудника и т.д. В подобных ситуациях имеет
значение, при каких условиях делается такое сообщение. Если врач (пси-
хиатр) приглашен руководителями учреждения или к нему обратились
родители больного, то он должен сообщить им о факте болезни и на-
сколько болезнь угрожает их интересам. Если же к врачу обратился сам
больной, обязанность информировать о его болезни третьих лиц возника-
ет лишь в том случае, если необходимо оградить интересы этих третьих
лиц, а другого способа к ограждению их интересов не существует.
Психические болезни,
психически больные, психиатры, психиатрия
Одним из наиболее частых, а потому и важных проявлений различ-
ных форм медицинской патологии является боль, заставляющая людей
страдать. Что бы ни говорили стоики, боль — худшее из всех зол. Обще-
принятого, в том числе и клинического, определения боли не существу-
ет, хотя данное слово не только встречается в медицине очень часто, но и
всякий раз употребляется к месту. Совсем не случайно одним из первых
вопросов, с которыми врачи любой специальности обращаются к боль-
ным, является фраза: "Что болит?" Боль — субъективное расстройство,
но, тем не менее, и врачи, и особенно их пациенты способны почти всегда
не только констатировать боль, но и различить две ее главные формы —
боль физическую и боль психическую или, как нередко говорят сами боль-
ные, боль моральную. Кроме того, больные люди в состоянии достаточ-
но четко дифференцировать особенности тягостного, порой мучительного
для них болевого ощущения. Физическую боль они определяют такими сло-
вами, как "ноющая", "дергающая", "стреляющая", "сверлящая", "распи-
389
рающая" и т.д. Психическая боль также имеет свои оттенки. Первона{
чально она проявляется смутным ощущением того, что в привычный хо/
психических процессов — мыслительных и чувственных — вторглось-
что-то неопределенное, непонятное, необычное. Это ощущение всегда'
тяготит или же просто пугает. В других случаях — иногда с самого нача-
ла, иногда в последующий период болезни — возникшая психическая
боль поддается достаточно точной субъективной оценке. Говорят о не-
понятных тревожных предчувствиях, тягостном чувстве неопределенно-
го недовольства собой, окружающими или тем и другим одновременно,
бессилии и безволии, которые трудно или невозможно преодолеть, обед-
нении прежних интересов, желаний, потребностей—вплоть до их полно-
го исчезновения, ощущении потери жизненной перспективы, убежденно-
сти в бесполезности своей жизни не только в настоящее время, но и в «|
прошлом и в будущем, чувстве безысходности с ощущением жизненного
краха и т.д. Эти ощущения всегда в той или иной степени сопровождают-
ся чувством обесценивания своего существования — вплоть до появле-
ния нежелания жить, а в некоторых случаях — отвращения к жизни. Ко-
нечно, как у соматически больных, так и у душевнобольных, могут сосу-
ществовать обе формы боли. Правомерно даже сказать, что многие со-
матические болезни постоянно сопровождаются психической болью. Этот
факт отмечен не только врачами, но и представителями высокой литера-
туры — достаточно вспомнить повесть Л.Н.Толстого "Смерть Ивана
Ильича". Однако при соматических болезнях психическая боль никогда
не достигает той интенсивности, как при душевных болезнях и, кроме
того, она в основном носит преходящий характер.
О том, что душевные болезни сопровождаются психической болью,
психиатры знали давно. I.Guislain( 1835) первым отметил тот факт, что
уже в начале болезни у очень многих больных появляется психическая
(моральная) боль — douleur morale. Последующие исследователи —
E.Zeller (1838), W.Griesinger (1845), H.Neuiman (1859), H.Schule (1880)
подтвердили сделанное I.Guislain'oM наблюдение. Описанные ими сим-
птомы психической боли не оставляют сомнений в том, что все они явля-
ются проявлениями различных форм депрессий. Конечно, не одни толь-
ко эмоциональные расстройства сопровождаются психической болью.
Самые различные психопатологические симптомы, возникающие в на-
чале психической болезни — навязчивость, деперсонализация, дереали-
зация, различные формы бреда, галлюцинации и т.д. — сопровождаются
психической болью. "Клинический опыт свидетельствует, что бред и гал-
люцинации могут быть причиной очень сильной моральной (душевной)
390
боли".* Однако психическая боль, сопутствующая перечисленным пси-
хопатологическим расстройствам, всегда имеет большую интенсивность,
если, как это часто бывает, он,и сопровождаются депрессивным аффектом.
К настоящему времени установлено, что психические болезни, при
которых начальным психопатологическим расстройством является деп-
рессия, относятся по преимуществу к группе эндогенных заболеваний.
Однако выраженные и длительные депрессивные расстройства встре-
чаются также в начале и в последующем развитии самых различных со-
матически обусловленных психических болезней: при токсикоманиях
(алкоголизм, барбитуратизм и др.), эпилепсии, психических расстрой-
ствах, возникающих в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы,
сифилисе головного мозга, различных симптоматических психозах и др.
Даже при прогредиентно развивающихся органических заболеваниях,
влекущих за собой при отсутствии лечения или же независимо от него
развитие тотального слабоумия и летальный исход, в начале болезни
возникает интенсивная психическая боль, способная, в частности, выз-
вать самоубийство больного. Такие дебюты встречаются при прогрес-
сивном параличе (Ф.Е.Рыбаков, A.Bostroem) и особенно часто — при
хорее Гентингтона (Э.Я.Штернберг, 1963).
Душевная боль, сопутствующая психическим болезням, так же, как
и боль физическая, овладевает сознанием больного и в той или иной сте-
пени подавляет свойственные ему прежде мысли, желания, представле-
ния и т.д.: "Зрачок духовного глаза сужается, и до сознания доходит
только единственный видимый им предмет — душевная боль, на кото-
рую обращено все внимание".** Справедливость этих слов выдержала
испытание временем: "Существование психической боли сужает поле
сознания вплоть до полного его выключения" (P.Leonardon, 1969).
При соматических болезнях физическая боль, особенно интенсивная
и мучительная, обычно не бывает продолжительной. Возможно, поэто-
му при соматических заболеваниях подавление психических функций
сравнительно редко бывает значительным и продолжительным. Кро-
ме того, соматически больной человек, даже в случаях хронических,
в том числе смертельных, болезней, остается прежней личностью. Во
всяком случае, обычно его психическое "я" не претерпевает значи-
тельных изменений. Не исключено, что именно эти два обстоятель-
ства позволяют человеческому духу противостоять телесной болезни.
История дает тому многочисленные подтверждения.
* I.Garneau, I.M.Diner. Acte de Colloque tenu le 17 octobre 1986 au Duglas
Hall, p. 65.
** Гризингер В. Душевные болезни. СПб., 1875, с. 36.
391