ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8031
Скачиваний: 64
Одно из основных направлений в дискуссии об абортах касается особо щекотливой
этической проблемы
:
можно ли прибегать к обману ради вполне нравственной
цели
?
Вопрос об отношении к принципу
"
цель оправдывает средства
"
возник в
связи с тем
,
что в стране появилась целая сеть клиник
"
проблемной беременности
".
В публикуемых объявлениях эти клиники как будто бы предлагают свои услуги
женщинам
,
желающим сделать аборт
.
На самом же деле их цель
-
предотвращать
прерывание беременности
:
они совсем не производят абортов
,
даже в случаях
изнасилования
,
инцеста или угрозы для здоровья женщины
.
Чтобы достичь своей
цели
,
пациенток обычно устрашают изображениями окровавленных зародышей
,
выброшенных в мусорное ведро
,
и искаженной статистикой осложнений при
современных методах прерывания беременности
,
стараются удержать женщин от обращения в те клиники
,
где действительно производят аборты
.
Сторонники запрещения абортов считают
,
что ради сохранения жизни нерожденного ребенка стоит несколько
отойти от норм безупречной морали и прибегнуть к обману
(
к тому же в таких клиниках обходятся без прямой
лжи
-
вам никто прямо не скажет
,
будто здесь делают аборты
);
ссылаются на то
,
что в определенных
исторических ситуациях обман заслуживает одобрения
(
например
,
когда с его помощью переправляли
беглых рабов на Север перед гражданской войной в США или спасали евреев от нацистов в Европе
).
Кроме
того
,
деятельность таких клиник стараются оправдать как необходимый противовес тому
,
что делают
учреждения
,
производящие аборты
,
поскольку лишь немногие из этих учреждений могут дать беременной
женщине взвешенную консультацию
.
Противники тактики
,
применяемой в клиниках
"
проблемной беременности
",
указывают на то
,
что последние
,
вводя пациентку в заблуждение и оттягивая момент
,
когда она попадает в клинику
,
где ей могут сделать
аборт
,
фактически подвергают риску ее здоровье
,
так как аборты наименее опасны на самых ранних сроках
беременности
.
Помимо этого
,
многие видят в попытках удержать женщину от аборта путем устрашения и
обмана особую форму принуждения
,
ограничивающую свободу выбора
.
Новые методы преодоления бесплодия
Когда экстракорпоральное оплодотворение и перенос гамет в маточную трубу стали обычными процедурами
,
а использование донорских яйцеклеток превратилось из теоретической возможности в факт медицинской
практики
(
см
.
гл
. 5),
возникло много щекотливых вопросов
.
В ряде случаев дискуссии по этим вопросам
приводили к серьезным разногласиям внутри католической церкви
.
Так
,
некоторые католические
медицинские учреждения объявили
,
что они будут игнорировать наложенный Ватиканом запрет на все
формы искусственного оплодотворения и переноса зародышей
,
так как считают своим долгом помочь
бесплодным парам
(Lewis, 1987).
В других случаях успехи медицины неожиданно породили ряд
непредвиденных проблем
,
как видно из приводимого ниже примера
.
В настоящее время в нескольких медицинских центрах производят аборты с необычной целью
-
не для
прерывания беременности
,
а для ее сохранения
.
Эта на первый взгляд парадоксальная ситуация возникает в
случаях многоплодной беременности
,
при которой у женщины образуются больше плодов
,
чем она может
благополучно доносить
(
к такому результату нередко приводит применение препаратов
,
стимулирующих
овуляцию
).
Например
,
у одной женщины в матке оказалось восемь плодов
,
и ее предупредили
,
что они все
погибнут
.
если не принять надлежащих мер
.
С согласия пациентки был произведен так называемый
селективный аборт
-
шесть плодов элиминировали
,
так что осталось только два
.
Беременность удалось
сохранить
,
и женщина родила здоровую двойню
.
Селективный аборт осуществляют с помощью миниатюрной иглы
,
вводимой под контролем ультразвука в
грудную полость плода
,
когда тот еще не достиг размеров большого пальца
.
Через иглу вспрыскивают
вещество
,
останавливающее работу сердца
,
в результате чего плод гибнет и впоследствии рассасывается
.
В случае восьми зародышей особой проблемы не видно
:
ясно
,
что все они погибнут
,
если их не трогать
.
Однако были и такие случаи
,
где речь шла о селективном аборте ради удобства родителей
-
например
,
желательно бьшо уменьшить число близнецов с четырех до двух
. (
По иронии судьбы подобные ситуации
иногда возникали у бесплодных женщин
,
вынужденных прибегнуть к экстракорпоральному оплодотворению
,
в
этих случаях в маточные трубы для повышения шансов на успех переносят сразу несколько эмбрионов и
большинство из них обычно не выживает
.)
Если в отдельных ситуациях считать селективный аборт морально
оправданным
,
то где провести черту допустимого
.
Предположим
,
женщина в результате процедуры
оплодотворения
in vitro
зачинает двойню
,
а потом решает
,
что ей нужно только одного ребенка
;
этично ли
будет абортировать один из развивающихся плодов
?
А что
,
если женщина
,
беременная двумя или тремя
близнецами
,
захочет избавиться от плодов женского пола и родить только мальчика
?
Возникает также близкий по сути вопрос о судьбе неиспользованных оплодотворенных яйцеклеток
,
сохраняемых в замороженном виде вплоть до успешного завершения беременности после оплодотворения
in
vitro.
Если супруги не собираются больше иметь детей
,
то подлежат ли эти оплодотворенные яйцеклетки
звучит особенно
неубедительно потому
,
что последних никак не
назовешь
"защитниками
человеческой жизни
",
хотя они и запрещали
аборты
.
("
предэмбрионы
")
уничтожению
?
Одни рассматривают такую практику как род убийства
,
другие же видят в
ней единственное разумное решение вопроса
.
Есть также мнение
,
что замороженные предэмбрионы следует
предлагать другим супружеским парам
,
неспособным осуществить зачатие даже с помощью современных
методов
.
В случае развода супругов ситуацию может еще больше усложнить спор о том
,
кому
"
принадлежат
"
такие эмбрионы
(
сейчас подобного рода конфликты уже рассматриваются в судах
).
В прошлом мало кто выдвигал этические возражения против использования донорской спермы для
искусственного осеменения
(
хотя католическая церковь и ортодоксальный иудаизм осуждают эту практику по
религиозным мотивам
).
Однако аналогичное использование донорских яйцеклеток для оплодотворения
in
vitro
и перенос их в маточные трубы вызвало гораздо больше возражений морального порядка
.
Действительно ли различие ситуаций столь велико
?
Многие считают
,
что оно в самом деле весьма
значительно
:
для извлечения яйцеклеток необходима хирургическая операция
,
тогда как сперму можно
получить просто путем мастурбации
;
кроме того
,
донора яйцеклеток обычно подвергают на протяжении
недели или дольше воздействию гормонов
,
чтобы за один цикл образовалось шесть и больше яйцеклеток
вместо одной
.
При этом риск в целом невелик
,
но все же есть опасность чрезмерной стимуляции яичников
,
приводящей иногда к их увеличению и даже разрыву
.
Для доноров спермы никакой сравнимой опасности не
существует
.
Критическое отношение вызывает использование донорских яйцеклеток без оплаты
:
в этом усматривают
дискриминацию женщин
,
так как донорам спермы почти всегда платят
.
В тех учреждениях
,
где донорство не
оплачивается
,
утверждают
,
что благодаря этому гуманный акт предоставления гамет не превращается в
куплю-продажу
;
однако мнения по этому поводу сильно расходятся
. (
Сейчас
,
в середине
1990-
х гг
.,
в
большинстве американских клиник
,
использующих донорские яйцеклетки
,
доноры получают плату
,
обычно
порядка
500-1000
долларов
.)
Поскольку никто
,
по-видимому
,
не осуждает мужчин
,
отдающих сперму за
деньги
,
не проявляется ли в этом этический двойной стандарт
?
С донорскими яйцеклетками связан еще один трудный и пока не разрешенный вопрос
:
что произойдет
,
если
женщина
,
отдавшая яйцеклетку
,
вдруг потом предъявит иск о признании своих прав на ребенка
?
Ведь она
как-никак его биологическая мать
-
от нее он получил половину своего генетического материала
...
По поводу
такой ситуации еще нет ни этического
,
ни юридического ответа
,
но возникновение подобных судебных дел
нетрудно предвидеть
.
Большинство клиник
,
использующих донорские яйцеклетки
,
пытаются избежать
затруднений
,
предлагая каждой женщине-донору написать расписку об отказе от всех притязаний на детей
,
зачатых при участии ее яйцеклеток
.
Пока еще не было случая проверить юридическую силу этих расписок
.
На другую чашу весов ложатся мнения тех
,
кто видит в имплантации донорских клеток важный шаг вперед в
борьбе с бесплодием
,
дающий надежду отчаявшимся бездетным парам
.
Сторонники этого метода полагают
,
что хотя прогресс медицины нередко порождает новые этические проблемы
,
это не дает оснований
отказываться от использования ее новейших достижений
.
Эти люди
,
в частности
,
указывают на то
,
что
донорские яйцеклетки во многих случаях позволили бы обойтись без суррогатных матерей
.
Кроме того
,
говорят они
,
в случае бесплодия любые меры
,
помогающие обрести желанного ребенка
,
можно считать
морально приемлемыми
.
Мы привели лишь несколько примеров сложных этических проблем
,
связанных с
использованием достижений современной медицинской науки
.
Ее дальнейшие успехи
-
если
,
скажем
,
появится практическая возможность по желанию получать потомков того или другого пола
-
несомненно
приведут к еще большему обострению споров по вопросам морали
.
Суррогатное материнство
Моральные и юридические проблемы
,
связанные с практикой суррогатного материнства
,
оказались особенно
сложными
.
В США пока
(
к
1991
г
.)
не принято законов
,
запрещающих суррогатное материнство
,
а недавние
судебные решения в Кентукки и Мичигане подтвердили юридическую силу заключаемых по этому поводу
соглашений
.
Соответствующие проекты законов были внесены на рассмотрение законодателей по меньшей
мере в
19
штатах
,
и можно ожидать
,
что хотя бы некоторые попытки регулирования или запрещения
суррогатного материнства найдут свое отражение в юридических нормах
.
Противники суррогатного материнства считают
,
что оно превращает детей в подобие товара
,
создавая
ситуацию
,
в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков
;
они
утверждают также
,
что материнство становится при этом договорной работой
,
поэтому стремление к выгоде
может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон
.
Кроме того
,
многие
феминистки думают
,
что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин
,
а некоторые церковные
группы усматривают в ней дегуманизирующую
,
безнравственную тенденцию
,
подрывающую святость брака и
семьи
.
Существуют также опасения
,
что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать
необходимость отдать
"
своего
"
ребенка после установления той связи с ним
,
которая создалась во время
9-
месячной беременности и родов
(
даже если вначале женщине казалось
,
что она сможет расстаться с таким
ребенком без особых переживаний
).
Сторонники использования суррогатных матерей
,
конечно
,
смотрят на эту практику совсем по-иному
.
Они
указывают на то
,
что для семьи
,
бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод
,
это
единственный способ получить ребенка
,
который будет генетически
"
своим
"
для мужа
.
Они отмечают также
,
что подобная процедура
,
позволяющая произвести на свет желанное дитя
,
по сути дела не так уж сильно
отличается от усыновления
.
По их мнению
,
это не коммерциализация деторождения
,
а глубоко человечный
акт любви и сотрудничества
.
Этот акт связан
,
конечно
,
с потенциальными опасностями для суррогатной
матери
,
но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск
;
таким образом
,
решение о
заключении контракта не будет для нее более рискованным
,
чем для многих других женщин
,
выбирающих
себе не совсем безопасные занятия
.
Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин
;
они утверждают
,
что
женщина
,
добровольно решившая стать суррогатной матерью
,
получает за выполнение этой роли
достаточную материальную компенсацию
,
а также моральное удовлетворение от приносимой обществу
пользы
.
Сравнительно мало было сказано о ребенке в таких ситуациях
.
Ребенок может унаследовать от суррогатной
матери генетические дефекты
(
за исключением довольно редких случаев
,
когда в ее матку имплантируют
оплодотворенную
in vitro
яйцеклетку от той самой женщины
,
вместо которой для вынашивания плода
пришлось нанять другую
).
Некоторые из таких дефектов
,
к сожалению
,
не могут быть выявлены
современными методами
.
Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной
матери
-
например
,
если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо
питаться
.
Столь же важны
,
но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка
.
Если
ребенку объяснят
(
или он случайно узнает
),
что его родила не мать
,
а другая женщина
,
не станет ли это для
него источником проблем или тягостных переживаний
?
А если контакты ребенка с этой женщиной будут
продолжаться и после его рождения
(
так бывает
,
когда суррогатная мать
-
родственница или близкий семье
человек
),
то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем
?
Неудивительно
,
что при таком множестве вопросов специальная комиссия Американского общества по
борьбе с бесплодием
(1986)
выразила по поводу
"
суррогатного материнства
" "
серьезные сомнения
этического характера
,
которые не могут быть сняты
,
пока не будет получено достаточных данных для оценки
опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры
".
Ввиду этих сомнений упомянутое общество
рекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клинического эксперимента при
соблюдении следующих условий
:
1.
Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на
суррогатных матерей
,
на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей
.
2.
Особое внимание следует уделить тому
,
чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное
согласие на процедуру
,
располагая всей необходимой информацией
.
3.
Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных
заболеваний и генетических дефектов
.
4.
Оплата услуг специалистов
-
врачей
,
адвокатов и др
. -
должна ограничиваться обычными для них
гонорарами
;
они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей
процедуры
.
Несмотря на такие рекомендации
,
в ряде случаев суррогатное материнство будет
,
несомненно
,
организовано
на менее строгих условиях
(
и менее профессионально
).
Сейчас уже очевидно
,
что для некоторых женщин
,
предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей
,
главным стимулом служат деньги
,
и это может
толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни
.
Известны
случаи
,
когда бесплодные супружеские пары
,
подыскивая подходящую для такой роли женщину
,
пытались
склонить к согласию на это кого-либо из родственниц
.
С другой стороны
,
беспринципные или недостаточно
серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи
,
иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на
подборе суррогатных матерей
,
что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов
.
И все же
,
как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов
,
польза от такого способа преодоления
бесплодия неоценима
.
Разнообразные этические вопросы
,
рассмотренные в этой главе
,
связаны с индивидуальными и
общественными суждениями о надлежащем поведении в области секса и продолжения рода
.
В прошлые
эпохи считалось
,
что на каждый из этих вопросов есть только один верный ответ
.
Сегодня же мы понимаем
,
что правильность тех или иных ответов относительна
,
так как все больше знакомимся с разными религиями и
культурами
,
с самым широким спектром взглядов и многообразием форм сексуального поведения
.
Каждый
человек должен сам делать собственный выбор и не навязывать свои взгляды другим
.
ВЫВОДЫ
1.
Иудаизм рассматривает сексуальность как дар Божий и весьма одобрительно относится к
большинству ее проявлений между супругами
.
Правда
,
ортодоксальная иудейская традиция
накладывает ряд ограничений
(
например
,
осуждает аборты и применение мужских контрацептивных
средств
,
запрещает половые сношения в течение по меньшей мере
12
дней после начала
менструаций
);
однако представители консервативных и реформистских групп придерживаются
более либеральных взглядов
.
2.
Согласно официальной католической доктрине
,
сексуальные отношения допустимы только в браке
ради продолжения рода
.
Церковь считает греховными все формы добрачного и внебрачного секса
,
а
также мастурбацию
;
кроме того
,
она запрещает
"
искусственные
"
методы контрацепции
,
аборты и
развод
.
Однако многие католические лидеры в США
,
Канаде и других западных странах призывают
Ватикан к пересмотру этих положений в пользу более либерального подхода
.
3.
Взгляды протестантов по вопросам секса образуют широкий спектр
-
от весьма консервативных
позиций
,
почти неотличимых от позиции католицизма
,
до крайне либеральных концепций
,
сторонники которых поддерживают право женщин на аборт
,
допускают возведение гомосексуален в
сан священнослужителей и терпимо относятся к любому сексуальному поведению
,
если оно
укрепляет межличностные связи
.
4.
Многие люди находят
,
что позиция их церкви или синагоги в вопросах секса не вполне соответствует
их собственным нуждам
,
и перестают следовать
"
официальным
"
религиозным установкам
.
Например
,
более
70%
американских женщин-католичек детородного возраста пользуются
"искусственными
"
методами контрацепции
.
5.
Возможен этический анализ ситуаций
,
в которых возникает конфликт между какими-то двумя
наборами ценностей
.
Отражением таких конфликтов служат ведущиеся в настоящее время споры по
поводу
,
например
,
отношения к абортам
,
новых методов преодоления бесплодия
(
использование
донорских яйцеклеток
,
суррогатное материнство
),
судьбы замороженных эмбрионов
,
оказавшихся
излишними
,
и др
.
Вопросы для размышления
1.
Французские
"
абортные таблетки
" (RV-486)
оказались безопасным и недорогим средством для
прерывания беременности в первом триместре
.
Ряд небольших американских компаний готовы
были продавать эти таблетки в США
,
однако федеральное правительство не включило их в
фармакопею
-
список разрешенных лекарственных средств
.
Тем самым оно сделало препарат
RV-
486
недоступным для американцев
.
Учитывая то
,
что аборты в настоящее время в США
легализованы
,
сочтете ли вы такое решение правительства морально оправданным
?
2.
Почему христианству исторически свойственна более репрессивная и отрицательная позиция в
отношении секса по сравнению с другими религиями
?
Чем это в первую очередь обусловлено
-
религиозными убеждениями или потребностями развивающегося общества
?
3.
В настоящее время право на деторождение фактически признается абсолютным
:
никакой
государственный орган не может запретить женщине забеременеть
.
Оправдано ли это моральными
соображениями в нашем перенаселенном мире
?
Как быть
,
если женщина родила уже десяток
детей
?
А если два десятка
?
Может ли со временем создаться такая ситуация
,
когда общество будет
вправе ограничивать деторождение с помощью насильственных мер
?
4.
Возможно
,
что методы генной инженерии когда-нибудь позволят родителям по желанию выбирать
,
какими признаками будут обладать их потомки
.
Этичным ли было бы применение таких методов для
того
,
чтобы обеспечить отсутствие у ребенка наследственных заболеваний или аномалий развития
?
Либо
,
скажем
,
для того
,
чтобы ребенок имел определенные внешние признаки
,
например светлые
волосы или голубые глаза
?
Или же нам следует по-прежнему довольствоваться тем
,
что
"
выпадает
по жребию природы
"?
5.
Есть ли какое-то различие в этическом плане между искусственным осеменением спермой донора и
использованием донорских яйцеклеток
?
Или это морально эквивалентные акты
?
6.
Этично ли поведение суррогатной матери
,
передающей ребенка его биологическому отцу с
бесплодной супругой и получающей плату за свои услуги
?
А что если ей нравится быть беременной
,
но она не желает сама выращивать детей и хочет зарабатывать на жизнь подобными услугами
?
Глава
24.
Этнологический аспект