Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8031

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Одно из основных направлений в дискуссии об абортах касается особо щекотливой
этической проблемы

можно ли прибегать к обману ради вполне нравственной

цели

Вопрос об отношении к принципу

 "

цель оправдывает средства

возник в

связи с тем

что в стране появилась целая сеть клиник

 "

проблемной беременности

".

В публикуемых объявлениях эти клиники как будто бы предлагают свои услуги
женщинам

желающим сделать аборт

На самом же деле их цель

 - 

предотвращать

прерывание беременности

они совсем не производят абортов

даже в случаях

изнасилования

инцеста или угрозы для здоровья женщины

Чтобы достичь своей

цели

пациенток обычно устрашают изображениями окровавленных зародышей

,

выброшенных в мусорное ведро

и искаженной статистикой осложнений при

современных методах прерывания беременности

стараются удержать женщин от обращения в те клиники

,

где действительно производят аборты

.

Сторонники запрещения абортов считают

что ради сохранения жизни нерожденного ребенка стоит несколько

отойти от норм безупречной морали и прибегнуть к обману

 (

к тому же в таких клиниках обходятся без прямой

лжи

 - 

вам никто прямо не скажет

будто здесь делают аборты

); 

ссылаются на то

что в определенных

исторических ситуациях обман заслуживает одобрения

 (

например

когда с его помощью переправляли

беглых рабов на Север перед гражданской войной в США или спасали евреев от нацистов в Европе

). 

Кроме

того

деятельность таких клиник стараются оправдать как необходимый противовес тому

что делают

учреждения

производящие аборты

поскольку лишь немногие из этих учреждений могут дать беременной

женщине взвешенную консультацию

.

Противники тактики

применяемой в клиниках

 "

проблемной беременности

", 

указывают на то

что последние

,

вводя пациентку в заблуждение и оттягивая момент

когда она попадает в клинику

где ей могут сделать

аборт

фактически подвергают риску ее здоровье

так как аборты наименее опасны на самых ранних сроках

беременности

Помимо этого

многие видят в попытках удержать женщину от аборта путем устрашения и

обмана особую форму принуждения

ограничивающую свободу выбора

.

Новые методы преодоления бесплодия

Когда экстракорпоральное оплодотворение и перенос гамет в маточную трубу стали обычными процедурами

,

а использование донорских яйцеклеток превратилось из теоретической возможности в факт медицинской
практики

 (

см

гл

. 5), 

возникло много щекотливых вопросов

В ряде случаев дискуссии по этим вопросам

приводили к серьезным разногласиям внутри католической церкви

Так

некоторые католические

медицинские учреждения объявили

что они будут игнорировать наложенный Ватиканом запрет на все

формы искусственного оплодотворения и переноса зародышей

так как считают своим долгом помочь

бесплодным парам

 (Lewis, 1987). 

В других случаях успехи медицины неожиданно породили ряд

непредвиденных проблем

как видно из приводимого ниже примера

.

В настоящее время в нескольких медицинских центрах производят аборты с необычной целью

 - 

не для

прерывания беременности

а для ее сохранения

Эта на первый взгляд парадоксальная ситуация возникает в

случаях многоплодной беременности

при которой у женщины образуются больше плодов

чем она может

благополучно доносить

 (

к такому результату нередко приводит применение препаратов

стимулирующих

овуляцию

). 

Например

у одной женщины в матке оказалось восемь плодов

и ее предупредили

что они все

погибнут

если не принять надлежащих мер

С согласия пациентки был произведен так называемый

селективный аборт

 - 

шесть плодов элиминировали

так что осталось только два

Беременность удалось

сохранить

и женщина родила здоровую двойню

.

Селективный аборт осуществляют с помощью миниатюрной иглы

вводимой под контролем ультразвука в

грудную полость плода

когда тот еще не достиг размеров большого пальца

Через иглу вспрыскивают

вещество

останавливающее работу сердца

в результате чего плод гибнет и впоследствии рассасывается

.

В случае восьми зародышей особой проблемы не видно

ясно

что все они погибнут

если их не трогать

.

Однако были и такие случаи

где речь шла о селективном аборте ради удобства родителей

 - 

например

,

желательно бьшо уменьшить число близнецов с четырех до двух

. (

По иронии судьбы подобные ситуации

иногда возникали у бесплодных женщин

вынужденных прибегнуть к экстракорпоральному оплодотворению

в

этих случаях в маточные трубы для повышения шансов на успех переносят сразу несколько эмбрионов и
большинство из них обычно не выживает

.) 

Если в отдельных ситуациях считать селективный аборт морально

оправданным

то где провести черту допустимого

Предположим

женщина в результате процедуры

оплодотворения

 in vitro 

зачинает двойню

а потом решает

что ей нужно только одного ребенка

этично ли

будет абортировать один из развивающихся плодов

А что

если женщина

беременная двумя или тремя

близнецами

захочет избавиться от плодов женского пола и родить только мальчика

?

Возникает также близкий по сути вопрос о судьбе неиспользованных оплодотворенных яйцеклеток

,

сохраняемых в замороженном виде вплоть до успешного завершения беременности после оплодотворения

 in

vitro. 

Если супруги не собираются больше иметь детей

то подлежат ли эти оплодотворенные яйцеклетки

звучит особенно
неубедительно потому

,

что последних никак не
назовешь
"защитниками
человеческой жизни

",

хотя они и запрещали
аборты

.


background image

("

предэмбрионы

") 

уничтожению

Одни рассматривают такую практику как род убийства

другие же видят в

ней единственное разумное решение вопроса

Есть также мнение

что замороженные предэмбрионы следует

предлагать другим супружеским парам

неспособным осуществить зачатие даже с помощью современных

методов

В случае развода супругов ситуацию может еще больше усложнить спор о том

кому

 "

принадлежат

"

такие эмбрионы

 (

сейчас подобного рода конфликты уже рассматриваются в судах

).

В прошлом мало кто выдвигал этические возражения против использования донорской спермы для
искусственного осеменения

 (

хотя католическая церковь и ортодоксальный иудаизм осуждают эту практику по

религиозным мотивам

). 

Однако аналогичное использование донорских яйцеклеток для оплодотворения

 in

vitro 

и перенос их в маточные трубы вызвало гораздо больше возражений морального порядка

.

Действительно ли различие ситуаций столь велико

Многие считают

что оно в самом деле весьма

значительно

для извлечения яйцеклеток необходима хирургическая операция

тогда как сперму можно

получить просто путем мастурбации

кроме того

донора яйцеклеток обычно подвергают на протяжении

недели или дольше воздействию гормонов

чтобы за один цикл образовалось шесть и больше яйцеклеток

вместо одной

При этом риск в целом невелик

но все же есть опасность чрезмерной стимуляции яичников

,

приводящей иногда к их увеличению и даже разрыву

Для доноров спермы никакой сравнимой опасности не

существует

.

Критическое отношение вызывает использование донорских яйцеклеток без оплаты

в этом усматривают

дискриминацию женщин

так как донорам спермы почти всегда платят

В тех учреждениях

где донорство не

оплачивается

утверждают

что благодаря этому гуманный акт предоставления гамет не превращается в

куплю-продажу

однако мнения по этому поводу сильно расходятся

. (

Сейчас

в середине

 1990-

х гг

., 

в

большинстве американских клиник

использующих донорские яйцеклетки

доноры получают плату

обычно

порядка

 500-1000 

долларов

.) 

Поскольку никто

по-видимому

не осуждает мужчин

отдающих сперму за

деньги

не проявляется ли в этом этический двойной стандарт

?

С донорскими яйцеклетками связан еще один трудный и пока не разрешенный вопрос

что произойдет

если

женщина

отдавшая яйцеклетку

вдруг потом предъявит иск о признании своих прав на ребенка

Ведь она

как-никак его биологическая мать

 - 

от нее он получил половину своего генетического материала

... 

По поводу

такой ситуации еще нет ни этического

ни юридического ответа

но возникновение подобных судебных дел

нетрудно предвидеть

Большинство клиник

использующих донорские яйцеклетки

пытаются избежать

затруднений

предлагая каждой женщине-донору написать расписку об отказе от всех притязаний на детей

,

зачатых при участии ее яйцеклеток

Пока еще не было случая проверить юридическую силу этих расписок

.

На другую чашу весов ложатся мнения тех

кто видит в имплантации донорских клеток важный шаг вперед в

борьбе с бесплодием

дающий надежду отчаявшимся бездетным парам

Сторонники этого метода полагают

,

что хотя прогресс медицины нередко порождает новые этические проблемы

это не дает оснований

отказываться от использования ее новейших достижений

Эти люди

в частности

указывают на то

что

донорские яйцеклетки во многих случаях позволили бы обойтись без суррогатных матерей

Кроме того

,

говорят они

в случае бесплодия любые меры

помогающие обрести желанного ребенка

можно считать

морально приемлемыми

Мы привели лишь несколько примеров сложных этических проблем

связанных с

использованием достижений современной медицинской науки

Ее дальнейшие успехи

 - 

если

скажем

,

появится практическая возможность по желанию получать потомков того или другого пола

 - 

несомненно

приведут к еще большему обострению споров по вопросам морали

.

Суррогатное материнство

Моральные и юридические проблемы

связанные с практикой суррогатного материнства

оказались особенно

сложными

В США пока

 (

к

 1991 

г

.) 

не принято законов

запрещающих суррогатное материнство

а недавние

судебные решения в Кентукки и Мичигане подтвердили юридическую силу заключаемых по этому поводу
соглашений

Соответствующие проекты законов были внесены на рассмотрение законодателей по меньшей

мере в

 19 

штатах

и можно ожидать

что хотя бы некоторые попытки регулирования или запрещения

суррогатного материнства найдут свое отражение в юридических нормах

.

Противники суррогатного материнства считают

что оно превращает детей в подобие товара

создавая

ситуацию

в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков

они

утверждают также

что материнство становится при этом договорной работой

поэтому стремление к выгоде

может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон

Кроме того

многие

феминистки думают

что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин

а некоторые церковные

группы усматривают в ней дегуманизирующую

безнравственную тенденцию

подрывающую святость брака и

семьи

Существуют также опасения

что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать

необходимость отдать

 "

своего

ребенка после установления той связи с ним

которая создалась во время

 9-

месячной беременности и родов

 (

даже если вначале женщине казалось

что она сможет расстаться с таким

ребенком без особых переживаний

).


background image

Сторонники использования суррогатных матерей

конечно

смотрят на эту практику совсем по-иному

Они

указывают на то

что для семьи

бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод

это

единственный способ получить ребенка

который будет генетически

 "

своим

для мужа

Они отмечают также

,

что подобная процедура

позволяющая произвести на свет желанное дитя

по сути дела не так уж сильно

отличается от усыновления

По их мнению

это не коммерциализация деторождения

а глубоко человечный

акт любви и сотрудничества

Этот акт связан

конечно

с потенциальными опасностями для суррогатной

матери

но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск

таким образом

решение о

заключении контракта не будет для нее более рискованным

чем для многих других женщин

выбирающих

себе не совсем безопасные занятия

.

Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин

они утверждают

что

женщина

добровольно решившая стать суррогатной матерью

получает за выполнение этой роли

достаточную материальную компенсацию

а также моральное удовлетворение от приносимой обществу

пользы

.

Сравнительно мало было сказано о ребенке в таких ситуациях

Ребенок может унаследовать от суррогатной

матери генетические дефекты

 (

за исключением довольно редких случаев

когда в ее матку имплантируют

оплодотворенную

 in vitro 

яйцеклетку от той самой женщины

вместо которой для вынашивания плода

пришлось нанять другую

). 

Некоторые из таких дефектов

к сожалению

не могут быть выявлены

современными методами

Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной

матери

 - 

например

если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо

питаться

Столь же важны

но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка

Если

ребенку объяснят

 (

или он случайно узнает

), 

что его родила не мать

а другая женщина

не станет ли это для

него источником проблем или тягостных переживаний

А если контакты ребенка с этой женщиной будут

продолжаться и после его рождения

 (

так бывает

когда суррогатная мать

 - 

родственница или близкий семье

человек

), 

то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем

?

Неудивительно

что при таком множестве вопросов специальная комиссия Американского общества по

борьбе с бесплодием

 (1986) 

выразила по поводу

 "

суррогатного материнства

" "

серьезные сомнения

этического характера

которые не могут быть сняты

пока не будет получено достаточных данных для оценки

опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры

". 

Ввиду этих сомнений упомянутое общество

рекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клинического эксперимента при
соблюдении следующих условий

:

1. 

Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на

суррогатных матерей

на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей

.

2. 

Особое внимание следует уделить тому

чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное

согласие на процедуру

располагая всей необходимой информацией

.

3. 

Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных

заболеваний и генетических дефектов

.

4. 

Оплата услуг специалистов

 - 

врачей

адвокатов и др

. - 

должна ограничиваться обычными для них

гонорарами

они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей

процедуры

.

Несмотря на такие рекомендации

в ряде случаев суррогатное материнство будет

несомненно

организовано

на менее строгих условиях

 (

и менее профессионально

). 

Сейчас уже очевидно

что для некоторых женщин

,

предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей

главным стимулом служат деньги

и это может

толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни

Известны

случаи

когда бесплодные супружеские пары

подыскивая подходящую для такой роли женщину

пытались

склонить к согласию на это кого-либо из родственниц

С другой стороны

беспринципные или недостаточно

серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи

иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на

подборе суррогатных матерей

что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов

И все же

,

как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов

польза от такого способа преодоления

бесплодия неоценима

.

Разнообразные этические вопросы

рассмотренные в этой главе

связаны с индивидуальными и

общественными суждениями о надлежащем поведении в области секса и продолжения рода

В прошлые

эпохи считалось

что на каждый из этих вопросов есть только один верный ответ

Сегодня же мы понимаем

,

что правильность тех или иных ответов относительна

так как все больше знакомимся с разными религиями и

культурами

с самым широким спектром взглядов и многообразием форм сексуального поведения

Каждый

человек должен сам делать собственный выбор и не навязывать свои взгляды другим

.

ВЫВОДЫ

1. 

Иудаизм рассматривает сексуальность как дар Божий и весьма одобрительно относится к

большинству ее проявлений между супругами

Правда

ортодоксальная иудейская традиция


background image

накладывает ряд ограничений

 (

например

осуждает аборты и применение мужских контрацептивных

средств

запрещает половые сношения в течение по меньшей мере

 12 

дней после начала

менструаций

); 

однако представители консервативных и реформистских групп придерживаются

более либеральных взглядов

.

2. 

Согласно официальной католической доктрине

сексуальные отношения допустимы только в браке

ради продолжения рода

Церковь считает греховными все формы добрачного и внебрачного секса

а

также мастурбацию

кроме того

она запрещает

 "

искусственные

методы контрацепции

аборты и

развод

Однако многие католические лидеры в США

Канаде и других западных странах призывают

Ватикан к пересмотру этих положений в пользу более либерального подхода

.

3. 

Взгляды протестантов по вопросам секса образуют широкий спектр

 - 

от весьма консервативных

позиций

почти неотличимых от позиции католицизма

до крайне либеральных концепций

,

сторонники которых поддерживают право женщин на аборт

допускают возведение гомосексуален в

сан священнослужителей и терпимо относятся к любому сексуальному поведению

если оно

укрепляет межличностные связи

.

4. 

Многие люди находят

что позиция их церкви или синагоги в вопросах секса не вполне соответствует

их собственным нуждам

и перестают следовать

 "

официальным

религиозным установкам

.

Например

более

 70% 

американских женщин-католичек детородного возраста пользуются

"искусственными

методами контрацепции

.

5. 

Возможен этический анализ ситуаций

в которых возникает конфликт между какими-то двумя

наборами ценностей

Отражением таких конфликтов служат ведущиеся в настоящее время споры по

поводу

например

отношения к абортам

новых методов преодоления бесплодия

 (

использование

донорских яйцеклеток

суррогатное материнство

), 

судьбы замороженных эмбрионов

оказавшихся

излишними

и др

.

Вопросы для размышления

1. 

Французские

 "

абортные таблетки

" (RV-486) 

оказались безопасным и недорогим средством для

прерывания беременности в первом триместре

Ряд небольших американских компаний готовы

были продавать эти таблетки в США

однако федеральное правительство не включило их в

фармакопею

 - 

список разрешенных лекарственных средств

Тем самым оно сделало препарат

 RV-

486 

недоступным для американцев

Учитывая то

что аборты в настоящее время в США

легализованы

сочтете ли вы такое решение правительства морально оправданным

?

2. 

Почему христианству исторически свойственна более репрессивная и отрицательная позиция в

отношении секса по сравнению с другими религиями

Чем это в первую очередь обусловлено

 -

религиозными убеждениями или потребностями развивающегося общества

?

3. 

В настоящее время право на деторождение фактически признается абсолютным

никакой

государственный орган не может запретить женщине забеременеть

Оправдано ли это моральными

соображениями в нашем перенаселенном мире

Как быть

если женщина родила уже десяток

детей

А если два десятка

Может ли со временем создаться такая ситуация

когда общество будет

вправе ограничивать деторождение с помощью насильственных мер

?

4. 

Возможно

что методы генной инженерии когда-нибудь позволят родителям по желанию выбирать

,

какими признаками будут обладать их потомки

Этичным ли было бы применение таких методов для

того

чтобы обеспечить отсутствие у ребенка наследственных заболеваний или аномалий развития

?

Либо

скажем

для того

чтобы ребенок имел определенные внешние признаки

например светлые

волосы или голубые глаза

Или же нам следует по-прежнему довольствоваться тем

что

 "

выпадает

по жребию природы

"?

5. 

Есть ли какое-то различие в этическом плане между искусственным осеменением спермой донора и

использованием донорских яйцеклеток

Или это морально эквивалентные акты

?

6. 

Этично ли поведение суррогатной матери

передающей ребенка его биологическому отцу с

бесплодной супругой и получающей плату за свои услуги

А что если ей нравится быть беременной

,

но она не желает сама выращивать детей и хочет зарабатывать на жизнь подобными услугами

?


background image

Глава

 24. 

Этнологический аспект