Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8089

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Традиционные религиозные правила считают чрезмерно строгими не только многие миряне

но и некоторые

представители духовенства

Например

в современной католической церкви существует движение

,

выступающее за то

чтобы священникам и монахам дозволялось нарушать обет безбрачия

В каждой

конфессии есть духовные лица

проявляющие гибкость и находчивость в своих советах прихожанам

когда те

обращаются к ним по вопросам

связанным с сексом

эти пастыри склонны учитывать все важные аспекты

(религиозные

социальные

психологические и т.д

.) 

каждой конкретной ситуации

В среде американского

духовенства вообще широко обсуждается мысль о необходимости избегать

 "

навечно замороженных

"

суждений о нравственности или безнравственности тех или иных форм сексуального поведения

желателен

диалог по этим вопросам

 (Kosnik et al., 1977; Gordis, 1978; Nelson, 1978; Yates, 1988; Strackhouse, 1989/90).

Позиции других религий

Многообразие взглядов на секс не ограничивается тем

что мы можем найти в иудео-христианской

религиозной традиции

Все известные религии включают учения

касающиеся этики сексуальных отношений

,

хотя в некоторых случаях провозглашаемые нормы покажутся совершенно чуждыми большинству
представителей западных культур

Здесь мы скажем несколько слов о трех религиях

не упоминавшихся

ранее

.

Ислам был третьей из важнейших религий,зародившихся наряду с иудаизмом и христианством на Ближнем
Востоке

Его первыми приверженцами

 (

которых стали называть мусульманами

были арабы

однако

впоследствии ислам распространился среди многих неарабских народов мира

Мухаммед

 (

Магомет

),

основавший исламскую религию в

 VI 

в

н.э

., 

повлиял на позицию своих последователей в вопросах пола как

своей жизнью

так и своим учением

изложенным в Коране

 (

священной книге мусульман

). 

У Мухаммеда было

несколько жен и наложниц

и ислам весьма одобрительно относится к большинству проявлений секса

.

Безбрачие не поощряется

мужчины могут иметь до четырех жен

и секс рассматривается как дар

,

полученный от Бога

Хотя измена мужу может быть наказана смертью

 (

что до сих пор случается в таких

странах

как Саудовская Аравия и Иран

), 

по другим воп

-

росам брака и секса ислам занимает довольно терпимую позицию

Пример такого отношения

 - 

институт

временного брака

Разрешается также развод

но с соблюдением ряда детальных предписаний

Несмотря на

подобную терпимость

исламские обычаи

на взгляд Запада

явно дискриминируют женщин

Например

в

мусульманских странах(кроме Египта и Турции

женщины в публичных местах должны носить чадру

все еще

существуют гаремы

в некоторых сектах до сих пор практикуется удаление клитора и иные операции на

женских гениталиях

.

В индуизме

 - 

древнейшей из индийских религий

 - 

проявления сексуальности рассматриваются как одна из

форм духовной энергии

Поскольку в индуизме представлено много разных подходов к жизни

он включает

ряд различных философий

касающихся секса

Например

те

кто выбирает путь Кармы

 (

стремление к

удовольствию

), 

проявляют большую открытость и восприимчивость по отношению к сексу

Об этом

свидетельствует

 "

Кама Сутра

" - 

книга

написанная одним индуистским духовным лицом в

 IV 

в

до н.э

., 

в

которой подробно обсуждаются техника поведения и позы во время полового акта

Другие

избравшие путь

Дхармы

 (

нравственной жизни

или Мокши

 (

освобождения от непрерывного цикла перевоплощений путем

отказа от физических удовольствий и страстей

), 

стремятся к половому воздержанию в определенные

периоды своей жизни с целью сосредоточиться на поисках внутреннего знания или покоя

Однако безбрачие

не играет в индуизме центральной роли

и большинство индуистских священослужите-лей вступают в брак

.

Буддизм был основан в Индии в

 V 

в

до н.э

Согласо буддистскому учению

важнейшую неотъемлемую часть

земной жизни составляет страдание

От мирского страдания избавляет духовное и нравственное

самоочищение

поэтому безбрачие веьсма желательно

В реальной жизненной практике оно признается

обязательным для священослужи-телей и поощряется у монахов

однако остальные люди

исповедующие

буддизм

обычно вступают в брак и не должны отказываться от сексуальных удовольствий

Интересно

что

буддизм

считая проституцию низким родом занятий

не осуждает ее

он исходит из убеждения

что

проститутки всего лишь отрабатывают свою

 "

карму

", 

которая определяет их судьбу в следующем

перевоплощении

.

Рассмотренные здесь три религии во многом отличаются от иудаизма и христианства по своим позициям в
области секса

и тем не менее ими руководствуются миллионы людей в разных странах мира

.

Роль этических представлений при решении проблем
секса и репродукции

Очевидно

что люди основывают свои решения в области секса не только на религиозных

взглядах

но и на множестве иных соображений

Например

некоторые решения


background image

определяются главным образом личными вкусами и предпочтениями

Человек может

спрашивать себя

: "

Привлекателен ли данный объект

 (

или акт

)? 

Есть ли у меня

настроение

Подходит ли для этого время и место

и т.п

Такого рода вопросы этически

нейтральны

т.е

о нравственном выборе

 ("

хорошо или дурно

") 

речь может идти здесь не в

большей мере

чем при решении

заказать ли молочный коктейль или стоит ли посмотреть

какой-то фильм

.

Другие решения

касающиеся секса

определяются личными или социальными

ценностями и их относительным приоритетом в наших глазах

Здесь люди могут ставить

вопросы типа

 "

правильно ли я поступаю

?", "

честно ли это

?" 

или

 "

не может ли это

показаться обидным партнеру

Это уже этические вопросы

так как они касаются

морального качества

 (

вашей правоты или неправоты

совершаемых действий

В отличие

от принятия моральных решений

всецело основанных на религии

 (

т.е

на вере

), 

этические

решения требуют рационального мышления

Это особенно важно потому

что наиболее

трудны те нравственные проблемы

где нужно сделать выбор не между

 "

белым

и

"черным

", 

а между разными ценностями

вступающими в конфликт

Конечно

есть люди

,

которые делают свой выбор на смешанной основе веры и разума

.

Существуют значительные различия в способах разрешения этических конфликтов

.

Например

Кинзи и его коллеги нашли

что в

 40-

х и

 50-

х гг

нашего века представления

людей о

 "

надлежащем

сексуальном поведении обычно зависело от уровня их

образования

Люди

окончившие только начальную школу

как правило

считали

допустимым те половые акты

которые

 "

естественны

"; 

обычное половое сношение

одобрялось

тогда как мастурбация

орально-генитальные контакты и гомосексуальные

отношения считались сомнительными или отвергались

В отличие от этого для людей со

средним и неполным средним образованием критерием при оценке сексуального
поведения обычно служила респектабельность

И наконец

для получивших образование в

колледже чаще всего главным становился в те годы третий критерий

 - 

действительно ли

люди любят друг друга

Кинзи пришел к выводу

что уровень образования влиял на этику

в области секса сильнее

чем формальная принадлежность к тому или иному

вероисповеданию

 (Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948;KinseyetaL, 1953).

Позже

когда среднюю школу и колледж стало оканчивать больше людей

чем в

 50-

е годы

,

широкое распространение получили три другие позиции в моральной оценке сексуальных
отношений

Одни считают нравственными любые формы добровольных сексуальных

взаимодействий между взрослыми людьми в условиях уединения

по мнению других

в

этой области можно одобрить все

что способствует межличностным отношениям

,

духовному росту и развитию личности

третьи полагают

что здесь не должно быть

абсолютных правил

 - 

решения следует принимать

учитывая все особенности данной

ситуации

 (

так называемая

 "

ситуативная этика

").

Какой бы ни была позиция по отношению к сексу

решения всегда принимаются на основе

определенных ценностей

Даже если не используются понятия

 "

хорошо

или

 "

плохо

",

"правильно

или

 "

неправильно

", 

все равно часто происходит сходное сопоставление

здорового и нездорового

невротического и нормального

свободного и подавленного

В

какой мере эти оценки будут этическими

каждый решает сам

исходя из стандартов и

ценностей

которых он

 (

или она

придерживается

.

В заключительной части этой главы будет рассмотрен ряд вопросов

которые продолжают

оставаться предметом дискуссий религиозного и этического плана

Ввиду их особой

сложности мы ограничимся лишь кратким обсуждением этих проблем без подведения
каких-либо окончательных итогов

Собственные мнения читателей могут быть достаточно


background image

определенными

но полезно будет осознать и то

что многие разумные

мыслящие и

честные люди придерживаются противоположных взглядов

.

Аборты

Первые исторические упоминания об абортах относятся к периоду

отстоящему от нас на

 4600 

лет

 (

Китай

).

Отношение к абортам могло быть разным

 - 

от суровых наказаний в Ассирии до одобрения у древних греков

,

однако на протяжении почти всей письменной истории их обычно осуждали из-за риска для здоровья
женщины

Вопрос об абортах не становился важной этической проблемой до тех пор

пока современная

медицина не обеспечила их относительную безопасность

и только теперь

в последние десятилетия

по

этому вопросу разгорелась острая публичная полемика

.

В эти годы проводилось много опросов общественного мнения

и результаты их оказались удивительно

сходными

 (

рис

. 23.1): 

менее четверти взрослых американцев выступают против абортов при любых

обстоятельствах

примерно столько же считают

что женщина всегда имеет право сделать аборт

если того

пожелает

большинство же занимают промежуточную позицию

допускающую аборт лишь в определенных

случаях

В

 1988-1989 

гг

институт Гэллапа

, "

Лос-Анджелес Тайме

и

 "

Нью-Йорк Тайме

провели четыре

опроса по выборкам

репрезентативным для всей страны

респондентов спрашивали

при каких

обстоятельствах

по их мнению

аборты следовало бы разрешать или

наоборот

запрещать

 (Family Planning

Perspectives, 21:138-139, 1989). 

Подавляющее большинство американцев высказались в пользу легализации

абортов в тех случаях

когда беременность создает угрозу для жизни женщины

 (86-94%) 

или серьезную

угрозу для ее здоровья

 (84-86%), 

а также при высокой вероятности тяжелого порока развития у ребенка

 (60-

74%).

Существуют

по-видимому

три главные позиции по вопросу об абортах

На одном полюсе

 - 

сторонники

"сохранения жизни

", 

которые хотели бы запретить аборты при всех обстоятельствах

они полагают

что

государство не вправе поощрять гибель зародыша или плода

легализуя прерывание беременности

На

другом полюсе находятся сторонники

 "

свободного выбора

": 

они считают

что закон не должен ограничивать

свободу выбора для матери

 - 

все беременные должны иметь возможность по желанию сделать аборт

.

Промежуточную позицию занимают те

кто считает аборт допустимым только в определенных случаях

(например

когда беременность опасна для жизни матери или оказалась результатом изнасилования либо

инцеста

), 

а также те

кто полагает

что он не должен быть главным методом контроля рождаемости

.

Движение против абортов

хорошо организованное и политически активное

поддерживает главным образом

католическая церковь

Однако эту позицию занимают также ортодоксальные иудаисты

православные

христиане

некоторые неверующие люди и многие протестанты консервативного направления

Каллаган

(Callahan, 1970) 

сформулировал четыре главных довода сторонников этой позиции

:

1. 

Каждое человеческое существо

даже ребенок в утробе матери

получает право на жизнь

непосредственно от Бога

.

2. 

Человеческие существа не имеют права отнимать жизнь у других безвинных человеческих существ

.

3. 

Жизнь человека начинается в момент зачатия

.

4. 

Производить аборт на любой стадии беременности значит лишать жизни безвинное человеческое

существо

.

Многие противники абортов

не готовые признать эти доводы убедительными

согласны с аргументацией

бывшего президента Рональда Рейгана

который говорил

: "

Если мы не знаем

 [

когда начинается жизнь

индивидуума

], 

то не лучше ли нам предполагать ее уже начавшейся

Если вы увидели неподвижно лежащего

человека и не можете определить

жив он или нет

вы будете считать его живым

пока не станет ясно

что он

мертв

Так же следует рассуждать и при решении вопроса об абортах

" (Emmens, 1987).

Однако вопрос о начальном моменте человеческой жизни неоднозначен

ответ зависит от того

что мы будем

считать истинным началом

Хотя и яйцеклетка

и сперматозоид

 - 

живые клетки

оплодотворение не всегда

автоматически приводит к созданию жизнеспособного организма

К тому же большинство людей согласится

,

что зигота или даже крошечный эмбрион

 - 

еще не личность в обычном смысле этого слова

Проблема здесь

гораздо сложнее и

вероятно

носит больше философский

чем естественнонаучный характер

.

И все-таки даже те

кто не склонен признать эмбрион или плод личностью

могут быть противниками абортов

.

Эти люди часто указывают на то

что человеческий зародыш потенциально способен стать личностью и

поэтому убивать его безнравственно

фактически это значило бы лишать его права на жизнь

.

Против разрешения абортов выдвигают еще один довод

 - 

то

что эмбрион или плод будет безвинной жертвой

:

новый организм никогда не просил о том

чтобы его зачинали или рождали

но если уж он появился и живет

,

то у него есть неоспоримое право на защиту от посягательств на его жизнь

Католики

например

считают

что

человек может быть лишен жизни только тогда

когда он не безвинен

 (

смертная казнь

), 

или когда его гибель

 -


background image

непредумышленный результат каких-то других действий

 (

таких

как

 "

справедливая война

"). 

Это

 "

принцип

побочного следствия

". 

Если

скажем

из матки беременной женщины удаляют злокачественную опухоль

то

гибель плода здесь оправданна

так как она не цель

а лишь побочный результат операции

необходимой для

спасения жизни больной

Если

однако

источником опасности для жизни матери является сам плод

то его

разрушение не считают допустимым

поскольку оно было бы прямой целью предпринятого вмешательства

.

Противники абортов часто указывают также на то

что

 "

каждый ребенок может быть для кого-то желанным

"

(Emmens, 1987). 

По их мнению

логической альтернативой аборту могло бы быть усыновление ребенка

 - 

это в

нравственном отношении лучше

Хотя сторонники такого решения признают

что донашивание плода нередко

бывает связано с неудобствами

большими расходами и даже риском физического вреда для беременной

женщины

они убеждены

что относительная безопасность деторождения в наши дни и возможность оплаты

расходов приемными родителями облегчают ситуацию

Как бы то ни было

эти люди верят в нравственную

правоту своей позиции

:

"Аборты морально неприемлемы

так как это злоупотребление властью человека над самим собой

Это

уничтожение одного человеческого существа другим

а значит

 - 

подрыв самой основы человеческого

достоинства

... 

Нравственное оправдание абортов низводит всех людей на уровень некоего материала

с

потерей которого можно не считаться

" (Granfield, 1969, 

р

. 15-41).

Нетрудно понять

почему люди

придерживающиеся таких взглядов

видят в абортах форму убийства и

считают своим моральным долгом выступать против их легализации

Анна Квиндлен

 (Quindlen, 1990)

замечает

: "

Абсурдно утверждать

что это значило бы навязывать свои религиозные убеждения другим

".

Движение за легализацию абортов в последние годы тоже стало хорошо организованной и политически
активной силой

его поддерживают ряд специально созданных организаций общенационального масштаба и

десятки важнейших религиозных групп

в том числе Американская баптистская церковь

епископальная

церковь

Конвенция лютеран-баптистов

пресвитерианская церковь в США

Союз американских еврейских

колледжей и Объединенная методистская церковь

Фактически большинство церквей и религиозных

организаций США поддерживают легализацию абортов

 (Jaffe, Lindheim, Lee, 1981; Emmons, 1987).

Противники запрещения абортов выдвигают четыре главных этических агрумента

 (Callahan, 1970; Terkel,

1988):

1. 

Никто не должен быть вправе принуждать женщину к сохранению беременности против ее воли

.

2. 

Не следует производить на свет нежеланных детей

.

3. 

Аборты никогда не подвергались бы запрету

если бы законодателями не были мужчины

. (

Или

как

гласит один афоризм

, "

если бы мужчины могли беременеть

право на аборт считалось бы

священным

".)

4. 

Если женщина не вправе свободно располагать собственным телом

в том числе и контролировать

репродуктивные функции

то у нее вообще нет реальной свободы

.

Защитники права на аборт обычно исходят из того

что правительству не следует вмешиваться в частную

жизнь женщин

решая за них судьбу наступившей беременности

Они полагают

что каждая женщина должна

иметь выбор

 - 

сделать ей аборт или нет

при этом они подчеркивают

что наличие такого выбора никого не

принуждает к тому или иному решению

Кроме того

отмечается

что никто не должен по требованию закона

рисковать своим здоровьем

а между тем при полном запрещении абортов многие беременные женщины

подвергались бы опасностям

связанным с вынашиванием плода и родами

а также с криминальными

абортами

.

И наконец

противники запрета на аборты опасаются того

что

если правительству позволено будет вводить

ограничения с целью обеспечить право на жизнь каждой зиготе или каждому эмбриону

то дело может дойти

и до принудительного регулирования образа жизни беременных женщин

Кто-то потребует

например

,

запретить им курение

употребление алкоголя или напряженную физическую работу на том основании

что

все это могло бы создать риск для здоровья развивающегося плода

а тем самым и для

 "

потенциальной

человеческой личности

".

Многие из тех

кто занял либеральную позицию в отношении абортов

усматривают в философии своих

оппонентов некоторую долю лицемерия

Например

, "

либералы

спрашивают

если

 "

каждый рожденный

ребенок будет для кого-то желанным

", 

почему тогда десятки тысяч детей

 (

например

с врожденными

аномалиями или хроническими заболеваниями

не были усыновлены теми

кто так настаивает на запрещении

абортов

И почему

 "

запретители

", 

кажется

больше озабочены защитой еще не рожденных живых существ

,

чем необходимостью улучшить социально-экономическое положение массы обнищавших людей

уже

родившихся в этом мире

Еще один довод

выдвигаемый в поддержку либеральной позиции

состоит в том

,

что абортированный

 (

искусственно или спонтанно

плод не подлежит крещению или христианскому

погребению

т.е

церковь фактически не считает его человеческой личностью

 (Maguire, 1990).


background image

По некоторым вопросам

 "

либералы

расходятся в мнениях

Иногда их смущает предложение разрешить

аборт в случаях врожденных аномалий

в том числе генетических

так как не ясно

где провести

разграничительную линию

Когда у плода совсем не развивается мозг

вряд ли могут быть сомнения в

оправданности аборта

но как быть

если

например

можно ожидать лишь некоторой умственной

неполноценности без тяжелых нарушений физического здоровья

Следует ли прерывать беременность

если

врожденный дефект позволяет прожить долгую жизнь

но она будет отягощена болезнью

?

Разногласия вызывает также вопрос о том

на каких стадиях беременности еще можно производить аборты

.

Большинство

 "

либералов

считают приблизительным пределом конец

 2-

го триместра

за исключением

особых обстоятельств

 (

когда

например

в

 3-

м триместре возникает угроза для жизни матери

). 

Однако

некоторые сомневаются в допустимости абортов после окончания

 1-

го триместра

тогда как иные полагают

,

что не должно быть никаких ограничений в сроках

.

Многие люди не склонны одобрять аборты

производимые по социальным причинам и называемые буквально

"аборты ради удобства

" (abortions of convenience). 

Последнее определение очень неудачно

По выражению

одного автора

слова

 "

аборт ради удобства

звучат так

будто женщина прерывает беременность только

потому

например

что хочет иметь ребенка

рожденного под знаком Льва

а не Козерога

 (Quindlen, 1990).

Если

 13-

летняя девочка забеременела от своего приятеля-семиклассника и сделала аборт

то верно ли будет

назвать это абортом ради удобства

А если незамужняя безработная женщина

 24 

лет

едва способная

прокормить четверых детей на скудное пособие

снова забеременеет и пожелает сделать аборт

то можно ли

здесь говорить о соображениях удобства

В подобных ситуациях

 "

удобно

", 

пожалуй

может быть только

стороннему наблюдателю

...

При обсуждении моральных аспектов аборта использовалось огромное множество доводов в пользу той или
другой позиции

Какой бы ни была наша личная точка зрения

нам важно уметь распознавать те пути

аргументации в этической логике

которые на самом деле не столь логичны

как может на первый взгляд

показаться

 [

некоторые из рассмотренных примеров заимствованы у Теркела

 (Terkel, 1988)].

Один пример этого

 - 

аргумент скользкого склона

Он основан на предположении

что уже первый шаг вниз по

такому склону сам по себе как будто безобидный

неизбежно приведет к соскальзыванию все дальше и

дальше в том же направлении

Именно такого рода аргумент используют многие противники абортов

когда

говорят

что разрешение абортов

пусть даже ограниченное

прокладывает дорогу для эвтаназии

(умерщвления неизлечимых больных с целью избавить их от страданий

), 

а в дальнейшем

 - 

и для

уничтожения генетически неполноценных лиц

Еще один вариант этой аргументации

 - 

утверждение

что

легализация абортов будет разрушать общество

подрывая основы семьи и обесценивая человеческую

жизнь

многие даже сравнивали такую легализацию с массовыми убийствами в лагерях нацистской

Германии

.1

Ошибочность приведенных рассуждений связана с тем

что на самом деле дальнейшие шаги по

 "

склону

не

вытекают неизбежно из первого шага

Если вы убили муху

разве это значит

что потом вы непременно убьете

вашу кошку

?

В споре об абортах часто используют

 "

логику

и иного рода

Пример

 - 

рассуждения о матери Бетховена

Она

была больна туберкулезом и вышла замуж за человека

страдавшего сифилисом

он уже имел четверых

детей

из которых один был слепым

другой

 - 

глухонемым

а третий заразился туберкулезом

Семья жила в

условиях крайней бедности

два ребенка умерли

и если бы мать сделала тогда аборт

то мир не получил бы

одного из величайших музыкальных гениев

 - 

Людвига ван Бетховена

Теркел

 (Terkel, 1988, 

р

. 136) 

указывает

на несостоятельность такой аргументации в пользу запрещения абортов

:

"Если бы мать Бетховена имела возможность легально безопасным способом сделать аборт

она все равно

могла бы и отказаться от этого

Однако столь же неправы и сторонники легализации абортов

когда они

возражают

что зато свобода абортов

возможно

предотвратила бы рождение Адольфа Гитлера

Доводы

обеих сторон полностью игнорируют то

что у каждой женщины есть какой-то небольшой шанс родить как

гения

так и маньяка

. ... 

Обе стороны вместо столь произвольных домыслов могли бы найти немало

убедительных аргументов в свою пользу

."

Ради исторической
точности следует
заметить

что одной из

первых акций
нацистов

пришедших к

власти в Германии в

1933 

г

., 

было

запрещение абортов

.

Сравнение абортов со
зверствами нацистов