ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8089
Скачиваний: 64
Традиционные религиозные правила считают чрезмерно строгими не только многие миряне
,
но и некоторые
представители духовенства
.
Например
,
в современной католической церкви существует движение
,
выступающее за то
,
чтобы священникам и монахам дозволялось нарушать обет безбрачия
.
В каждой
конфессии есть духовные лица
,
проявляющие гибкость и находчивость в своих советах прихожанам
,
когда те
обращаются к ним по вопросам
,
связанным с сексом
;
эти пастыри склонны учитывать все важные аспекты
(религиозные
,
социальные
,
психологические и т.д
.)
каждой конкретной ситуации
.
В среде американского
духовенства вообще широко обсуждается мысль о необходимости избегать
"
навечно замороженных
"
суждений о нравственности или безнравственности тех или иных форм сексуального поведения
:
желателен
диалог по этим вопросам
(Kosnik et al., 1977; Gordis, 1978; Nelson, 1978; Yates, 1988; Strackhouse, 1989/90).
Позиции других религий
Многообразие взглядов на секс не ограничивается тем
,
что мы можем найти в иудео-христианской
религиозной традиции
.
Все известные религии включают учения
,
касающиеся этики сексуальных отношений
,
хотя в некоторых случаях провозглашаемые нормы покажутся совершенно чуждыми большинству
представителей западных культур
.
Здесь мы скажем несколько слов о трех религиях
,
не упоминавшихся
ранее
.
Ислам был третьей из важнейших религий,зародившихся наряду с иудаизмом и христианством на Ближнем
Востоке
.
Его первыми приверженцами
(
которых стали называть мусульманами
)
были арабы
,
однако
впоследствии ислам распространился среди многих неарабских народов мира
.
Мухаммед
(
Магомет
),
основавший исламскую религию в
VI
в
.
н.э
.,
повлиял на позицию своих последователей в вопросах пола как
своей жизнью
,
так и своим учением
,
изложенным в Коране
(
священной книге мусульман
).
У Мухаммеда было
несколько жен и наложниц
,
и ислам весьма одобрительно относится к большинству проявлений секса
.
Безбрачие не поощряется
;
мужчины могут иметь до четырех жен
,
и секс рассматривается как дар
,
полученный от Бога
.
Хотя измена мужу может быть наказана смертью
(
что до сих пор случается в таких
странах
,
как Саудовская Аравия и Иран
),
по другим воп
-
росам брака и секса ислам занимает довольно терпимую позицию
.
Пример такого отношения
-
институт
временного брака
.
Разрешается также развод
,
но с соблюдением ряда детальных предписаний
.
Несмотря на
подобную терпимость
,
исламские обычаи
,
на взгляд Запада
,
явно дискриминируют женщин
.
Например
,
в
мусульманских странах(кроме Египта и Турции
)
женщины в публичных местах должны носить чадру
;
все еще
существуют гаремы
;
в некоторых сектах до сих пор практикуется удаление клитора и иные операции на
женских гениталиях
.
В индуизме
-
древнейшей из индийских религий
-
проявления сексуальности рассматриваются как одна из
форм духовной энергии
.
Поскольку в индуизме представлено много разных подходов к жизни
,
он включает
ряд различных философий
,
касающихся секса
.
Например
,
те
,
кто выбирает путь Кармы
(
стремление к
удовольствию
),
проявляют большую открытость и восприимчивость по отношению к сексу
.
Об этом
свидетельствует
"
Кама Сутра
" -
книга
,
написанная одним индуистским духовным лицом в
IV
в
.
до н.э
.,
в
которой подробно обсуждаются техника поведения и позы во время полового акта
.
Другие
,
избравшие путь
Дхармы
(
нравственной жизни
)
или Мокши
(
освобождения от непрерывного цикла перевоплощений путем
отказа от физических удовольствий и страстей
),
стремятся к половому воздержанию в определенные
периоды своей жизни с целью сосредоточиться на поисках внутреннего знания или покоя
.
Однако безбрачие
не играет в индуизме центральной роли
,
и большинство индуистских священослужите-лей вступают в брак
.
Буддизм был основан в Индии в
V
в
.
до н.э
.
Согласо буддистскому учению
,
важнейшую неотъемлемую часть
земной жизни составляет страдание
.
От мирского страдания избавляет духовное и нравственное
самоочищение
;
поэтому безбрачие веьсма желательно
.
В реальной жизненной практике оно признается
обязательным для священослужи-телей и поощряется у монахов
,
однако остальные люди
,
исповедующие
буддизм
,
обычно вступают в брак и не должны отказываться от сексуальных удовольствий
.
Интересно
,
что
буддизм
,
считая проституцию низким родом занятий
,
не осуждает ее
:
он исходит из убеждения
,
что
проститутки всего лишь отрабатывают свою
"
карму
",
которая определяет их судьбу в следующем
перевоплощении
.
Рассмотренные здесь три религии во многом отличаются от иудаизма и христианства по своим позициям в
области секса
,
и тем не менее ими руководствуются миллионы людей в разных странах мира
.
Роль этических представлений при решении проблем
секса и репродукции
Очевидно
,
что люди основывают свои решения в области секса не только на религиозных
взглядах
,
но и на множестве иных соображений
.
Например
,
некоторые решения
определяются главным образом личными вкусами и предпочтениями
.
Человек может
спрашивать себя
: "
Привлекателен ли данный объект
(
или акт
)?
Есть ли у меня
настроение
?
Подходит ли для этого время и место
?
и т.п
.
Такого рода вопросы этически
нейтральны
,
т.е
.
о нравственном выборе
("
хорошо или дурно
")
речь может идти здесь не в
большей мере
.
чем при решении
,
заказать ли молочный коктейль или стоит ли посмотреть
какой-то фильм
.
Другие решения
,
касающиеся секса
,
определяются личными или социальными
ценностями и их относительным приоритетом в наших глазах
.
Здесь люди могут ставить
вопросы типа
"
правильно ли я поступаю
?", "
честно ли это
?"
или
"
не может ли это
показаться обидным партнеру
"
Это уже этические вопросы
,
так как они касаются
морального качества
(
вашей правоты или неправоты
)
совершаемых действий
.
В отличие
от принятия моральных решений
,
всецело основанных на религии
(
т.е
.
на вере
),
этические
решения требуют рационального мышления
.
Это особенно важно потому
,
что наиболее
трудны те нравственные проблемы
,
где нужно сделать выбор не между
"
белым
"
и
"черным
",
а между разными ценностями
,
вступающими в конфликт
.
Конечно
,
есть люди
,
которые делают свой выбор на смешанной основе веры и разума
.
Существуют значительные различия в способах разрешения этических конфликтов
.
Например
,
Кинзи и его коллеги нашли
,
что в
40-
х и
50-
х гг
.
нашего века представления
людей о
"
надлежащем
"
сексуальном поведении обычно зависело от уровня их
образования
.
Люди
,
окончившие только начальную школу
,
как правило
,
считали
допустимым те половые акты
,
которые
"
естественны
";
обычное половое сношение
одобрялось
,
тогда как мастурбация
,
орально-генитальные контакты и гомосексуальные
отношения считались сомнительными или отвергались
.
В отличие от этого для людей со
средним и неполным средним образованием критерием при оценке сексуального
поведения обычно служила респектабельность
.
И наконец
,
для получивших образование в
колледже чаще всего главным становился в те годы третий критерий
-
действительно ли
люди любят друг друга
.
Кинзи пришел к выводу
,
что уровень образования влиял на этику
в области секса сильнее
,
чем формальная принадлежность к тому или иному
вероисповеданию
(Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948;KinseyetaL, 1953).
Позже
,
когда среднюю школу и колледж стало оканчивать больше людей
,
чем в
50-
е годы
,
широкое распространение получили три другие позиции в моральной оценке сексуальных
отношений
.
Одни считают нравственными любые формы добровольных сексуальных
взаимодействий между взрослыми людьми в условиях уединения
;
по мнению других
,
в
этой области можно одобрить все
,
что способствует межличностным отношениям
,
духовному росту и развитию личности
;
третьи полагают
,
что здесь не должно быть
абсолютных правил
-
решения следует принимать
,
учитывая все особенности данной
ситуации
(
так называемая
"
ситуативная этика
").
Какой бы ни была позиция по отношению к сексу
,
решения всегда принимаются на основе
определенных ценностей
.
Даже если не используются понятия
"
хорошо
"
или
"
плохо
",
"правильно
"
или
"
неправильно
",
все равно часто происходит сходное сопоставление
здорового и нездорового
,
невротического и нормального
,
свободного и подавленного
.
В
какой мере эти оценки будут этическими
,
каждый решает сам
,
исходя из стандартов и
ценностей
,
которых он
(
или она
)
придерживается
.
В заключительной части этой главы будет рассмотрен ряд вопросов
,
которые продолжают
оставаться предметом дискуссий религиозного и этического плана
.
Ввиду их особой
сложности мы ограничимся лишь кратким обсуждением этих проблем без подведения
каких-либо окончательных итогов
.
Собственные мнения читателей могут быть достаточно
определенными
,
но полезно будет осознать и то
,
что многие разумные
,
мыслящие и
честные люди придерживаются противоположных взглядов
.
Аборты
Первые исторические упоминания об абортах относятся к периоду
,
отстоящему от нас на
4600
лет
(
Китай
).
Отношение к абортам могло быть разным
-
от суровых наказаний в Ассирии до одобрения у древних греков
,
однако на протяжении почти всей письменной истории их обычно осуждали из-за риска для здоровья
женщины
.
Вопрос об абортах не становился важной этической проблемой до тех пор
,
пока современная
медицина не обеспечила их относительную безопасность
;
и только теперь
,
в последние десятилетия
,
по
этому вопросу разгорелась острая публичная полемика
.
В эти годы проводилось много опросов общественного мнения
,
и результаты их оказались удивительно
сходными
(
рис
. 23.1):
менее четверти взрослых американцев выступают против абортов при любых
обстоятельствах
;
примерно столько же считают
,
что женщина всегда имеет право сделать аборт
,
если того
пожелает
;
большинство же занимают промежуточную позицию
,
допускающую аборт лишь в определенных
случаях
.
В
1988-1989
гг
.
институт Гэллапа
, "
Лос-Анджелес Тайме
"
и
"
Нью-Йорк Тайме
"
провели четыре
опроса по выборкам
,
репрезентативным для всей страны
;
респондентов спрашивали
,
при каких
обстоятельствах
,
по их мнению
,
аборты следовало бы разрешать или
,
наоборот
,
запрещать
(Family Planning
Perspectives, 21:138-139, 1989).
Подавляющее большинство американцев высказались в пользу легализации
абортов в тех случаях
,
когда беременность создает угрозу для жизни женщины
(86-94%)
или серьезную
угрозу для ее здоровья
(84-86%),
а также при высокой вероятности тяжелого порока развития у ребенка
(60-
74%).
Существуют
,
по-видимому
,
три главные позиции по вопросу об абортах
.
На одном полюсе
-
сторонники
"сохранения жизни
",
которые хотели бы запретить аборты при всех обстоятельствах
:
они полагают
,
что
государство не вправе поощрять гибель зародыша или плода
,
легализуя прерывание беременности
.
На
другом полюсе находятся сторонники
"
свободного выбора
":
они считают
,
что закон не должен ограничивать
свободу выбора для матери
-
все беременные должны иметь возможность по желанию сделать аборт
.
Промежуточную позицию занимают те
,
кто считает аборт допустимым только в определенных случаях
(например
,
когда беременность опасна для жизни матери или оказалась результатом изнасилования либо
инцеста
),
а также те
,
кто полагает
,
что он не должен быть главным методом контроля рождаемости
.
Движение против абортов
,
хорошо организованное и политически активное
,
поддерживает главным образом
католическая церковь
.
Однако эту позицию занимают также ортодоксальные иудаисты
,
православные
христиане
,
некоторые неверующие люди и многие протестанты консервативного направления
.
Каллаган
(Callahan, 1970)
сформулировал четыре главных довода сторонников этой позиции
:
1.
Каждое человеческое существо
,
даже ребенок в утробе матери
,
получает право на жизнь
непосредственно от Бога
.
2.
Человеческие существа не имеют права отнимать жизнь у других безвинных человеческих существ
.
3.
Жизнь человека начинается в момент зачатия
.
4.
Производить аборт на любой стадии беременности значит лишать жизни безвинное человеческое
существо
.
Многие противники абортов
,
не готовые признать эти доводы убедительными
,
согласны с аргументацией
бывшего президента Рональда Рейгана
,
который говорил
: "
Если мы не знаем
[
когда начинается жизнь
индивидуума
],
то не лучше ли нам предполагать ее уже начавшейся
?
Если вы увидели неподвижно лежащего
человека и не можете определить
,
жив он или нет
,
вы будете считать его живым
,
пока не станет ясно
,
что он
мертв
.
Так же следует рассуждать и при решении вопроса об абортах
" (Emmens, 1987).
Однако вопрос о начальном моменте человеческой жизни неоднозначен
:
ответ зависит от того
,
что мы будем
считать истинным началом
.
Хотя и яйцеклетка
,
и сперматозоид
-
живые клетки
,
оплодотворение не всегда
автоматически приводит к созданию жизнеспособного организма
.
К тому же большинство людей согласится
,
что зигота или даже крошечный эмбрион
-
еще не личность в обычном смысле этого слова
.
Проблема здесь
гораздо сложнее и
,
вероятно
,
носит больше философский
,
чем естественнонаучный характер
.
И все-таки даже те
,
кто не склонен признать эмбрион или плод личностью
,
могут быть противниками абортов
.
Эти люди часто указывают на то
,
что человеческий зародыш потенциально способен стать личностью и
поэтому убивать его безнравственно
:
фактически это значило бы лишать его права на жизнь
.
Против разрешения абортов выдвигают еще один довод
-
то
,
что эмбрион или плод будет безвинной жертвой
:
новый организм никогда не просил о том
,
чтобы его зачинали или рождали
,
но если уж он появился и живет
,
то у него есть неоспоримое право на защиту от посягательств на его жизнь
.
Католики
,
например
,
считают
,
что
человек может быть лишен жизни только тогда
,
когда он не безвинен
(
смертная казнь
),
или когда его гибель
-
непредумышленный результат каких-то других действий
(
таких
,
как
"
справедливая война
").
Это
"
принцип
побочного следствия
".
Если
,
скажем
,
из матки беременной женщины удаляют злокачественную опухоль
,
то
гибель плода здесь оправданна
,
так как она не цель
,
а лишь побочный результат операции
,
необходимой для
спасения жизни больной
.
Если
,
однако
,
источником опасности для жизни матери является сам плод
,
то его
разрушение не считают допустимым
,
поскольку оно было бы прямой целью предпринятого вмешательства
.
Противники абортов часто указывают также на то
,
что
"
каждый ребенок может быть для кого-то желанным
"
(Emmens, 1987).
По их мнению
,
логической альтернативой аборту могло бы быть усыновление ребенка
-
это в
нравственном отношении лучше
.
Хотя сторонники такого решения признают
,
что донашивание плода нередко
бывает связано с неудобствами
,
большими расходами и даже риском физического вреда для беременной
женщины
,
они убеждены
,
что относительная безопасность деторождения в наши дни и возможность оплаты
расходов приемными родителями облегчают ситуацию
.
Как бы то ни было
,
эти люди верят в нравственную
правоту своей позиции
:
"Аборты морально неприемлемы
,
так как это злоупотребление властью человека над самим собой
.
Это
уничтожение одного человеческого существа другим
,
а значит
-
подрыв самой основы человеческого
достоинства
...
Нравственное оправдание абортов низводит всех людей на уровень некоего материала
,
с
потерей которого можно не считаться
" (Granfield, 1969,
р
. 15-41).
Нетрудно понять
,
почему люди
,
придерживающиеся таких взглядов
,
видят в абортах форму убийства и
считают своим моральным долгом выступать против их легализации
.
Анна Квиндлен
(Quindlen, 1990)
замечает
: "
Абсурдно утверждать
,
что это значило бы навязывать свои религиозные убеждения другим
".
Движение за легализацию абортов в последние годы тоже стало хорошо организованной и политически
активной силой
:
его поддерживают ряд специально созданных организаций общенационального масштаба и
десятки важнейших религиозных групп
,
в том числе Американская баптистская церковь
,
епископальная
церковь
.
Конвенция лютеран-баптистов
,
пресвитерианская церковь в США
,
Союз американских еврейских
колледжей и Объединенная методистская церковь
.
Фактически большинство церквей и религиозных
организаций США поддерживают легализацию абортов
(Jaffe, Lindheim, Lee, 1981; Emmons, 1987).
Противники запрещения абортов выдвигают четыре главных этических агрумента
(Callahan, 1970; Terkel,
1988):
1.
Никто не должен быть вправе принуждать женщину к сохранению беременности против ее воли
.
2.
Не следует производить на свет нежеланных детей
.
3.
Аборты никогда не подвергались бы запрету
,
если бы законодателями не были мужчины
. (
Или
,
как
гласит один афоризм
, "
если бы мужчины могли беременеть
,
право на аборт считалось бы
священным
".)
4.
Если женщина не вправе свободно располагать собственным телом
,
в том числе и контролировать
репродуктивные функции
,
то у нее вообще нет реальной свободы
.
Защитники права на аборт обычно исходят из того
,
что правительству не следует вмешиваться в частную
жизнь женщин
,
решая за них судьбу наступившей беременности
.
Они полагают
,
что каждая женщина должна
иметь выбор
-
сделать ей аборт или нет
;
при этом они подчеркивают
,
что наличие такого выбора никого не
принуждает к тому или иному решению
.
Кроме того
,
отмечается
,
что никто не должен по требованию закона
рисковать своим здоровьем
,
а между тем при полном запрещении абортов многие беременные женщины
подвергались бы опасностям
,
связанным с вынашиванием плода и родами
,
а также с криминальными
абортами
.
И наконец
,
противники запрета на аборты опасаются того
,
что
,
если правительству позволено будет вводить
ограничения с целью обеспечить право на жизнь каждой зиготе или каждому эмбриону
,
то дело может дойти
и до принудительного регулирования образа жизни беременных женщин
.
Кто-то потребует
,
например
,
запретить им курение
,
употребление алкоголя или напряженную физическую работу на том основании
,
что
все это могло бы создать риск для здоровья развивающегося плода
,
а тем самым и для
"
потенциальной
человеческой личности
".
Многие из тех
,
кто занял либеральную позицию в отношении абортов
,
усматривают в философии своих
оппонентов некоторую долю лицемерия
.
Например
, "
либералы
"
спрашивают
:
если
"
каждый рожденный
ребенок будет для кого-то желанным
",
почему тогда десятки тысяч детей
(
например
,
с врожденными
аномалиями или хроническими заболеваниями
)
не были усыновлены теми
,
кто так настаивает на запрещении
абортов
?
И почему
"
запретители
",
кажется
,
больше озабочены защитой еще не рожденных живых существ
,
чем необходимостью улучшить социально-экономическое положение массы обнищавших людей
,
уже
родившихся в этом мире
?
Еще один довод
,
выдвигаемый в поддержку либеральной позиции
,
состоит в том
,
что абортированный
(
искусственно или спонтанно
)
плод не подлежит крещению или христианскому
погребению
,
т.е
.
церковь фактически не считает его человеческой личностью
(Maguire, 1990).
По некоторым вопросам
"
либералы
"
расходятся в мнениях
.
Иногда их смущает предложение разрешить
аборт в случаях врожденных аномалий
,
в том числе генетических
,
так как не ясно
,
где провести
разграничительную линию
.
Когда у плода совсем не развивается мозг
,
вряд ли могут быть сомнения в
оправданности аборта
;
но как быть
,
если
,
например
,
можно ожидать лишь некоторой умственной
неполноценности без тяжелых нарушений физического здоровья
?
Следует ли прерывать беременность
,
если
врожденный дефект позволяет прожить долгую жизнь
,
но она будет отягощена болезнью
?
Разногласия вызывает также вопрос о том
,
на каких стадиях беременности еще можно производить аборты
.
Большинство
"
либералов
"
считают приблизительным пределом конец
2-
го триместра
,
за исключением
особых обстоятельств
(
когда
,
например
,
в
3-
м триместре возникает угроза для жизни матери
).
Однако
некоторые сомневаются в допустимости абортов после окончания
1-
го триместра
,
тогда как иные полагают
,
что не должно быть никаких ограничений в сроках
.
Многие люди не склонны одобрять аборты
,
производимые по социальным причинам и называемые буквально
"аборты ради удобства
" (abortions of convenience).
Последнее определение очень неудачно
.
По выражению
одного автора
,
слова
"
аборт ради удобства
"
звучат так
,
будто женщина прерывает беременность только
потому
,
например
,
что хочет иметь ребенка
,
рожденного под знаком Льва
,
а не Козерога
(Quindlen, 1990).
Если
13-
летняя девочка забеременела от своего приятеля-семиклассника и сделала аборт
,
то верно ли будет
назвать это абортом ради удобства
?
А если незамужняя безработная женщина
24
лет
,
едва способная
прокормить четверых детей на скудное пособие
,
снова забеременеет и пожелает сделать аборт
,
то можно ли
здесь говорить о соображениях удобства
?
В подобных ситуациях
"
удобно
",
пожалуй
,
может быть только
стороннему наблюдателю
...
При обсуждении моральных аспектов аборта использовалось огромное множество доводов в пользу той или
другой позиции
.
Какой бы ни была наша личная точка зрения
,
нам важно уметь распознавать те пути
аргументации в этической логике
,
которые на самом деле не столь логичны
,
как может на первый взгляд
показаться
[
некоторые из рассмотренных примеров заимствованы у Теркела
(Terkel, 1988)].
Один пример этого
-
аргумент скользкого склона
.
Он основан на предположении
,
что уже первый шаг вниз по
такому склону сам по себе как будто безобидный
,
неизбежно приведет к соскальзыванию все дальше и
дальше в том же направлении
.
Именно такого рода аргумент используют многие противники абортов
,
когда
говорят
,
что разрешение абортов
,
пусть даже ограниченное
,
прокладывает дорогу для эвтаназии
(умерщвления неизлечимых больных с целью избавить их от страданий
),
а в дальнейшем
-
и для
уничтожения генетически неполноценных лиц
.
Еще один вариант этой аргументации
-
утверждение
,
что
легализация абортов будет разрушать общество
,
подрывая основы семьи и обесценивая человеческую
жизнь
;
многие даже сравнивали такую легализацию с массовыми убийствами в лагерях нацистской
Германии
.1
Ошибочность приведенных рассуждений связана с тем
,
что на самом деле дальнейшие шаги по
"
склону
"
не
вытекают неизбежно из первого шага
.
Если вы убили муху
,
разве это значит
,
что потом вы непременно убьете
вашу кошку
?
В споре об абортах часто используют
"
логику
"
и иного рода
.
Пример
-
рассуждения о матери Бетховена
.
Она
была больна туберкулезом и вышла замуж за человека
,
страдавшего сифилисом
;
он уже имел четверых
детей
,
из которых один был слепым
,
другой
-
глухонемым
,
а третий заразился туберкулезом
.
Семья жила в
условиях крайней бедности
,
два ребенка умерли
,
и если бы мать сделала тогда аборт
,
то мир не получил бы
одного из величайших музыкальных гениев
-
Людвига ван Бетховена
.
Теркел
(Terkel, 1988,
р
. 136)
указывает
на несостоятельность такой аргументации в пользу запрещения абортов
:
"Если бы мать Бетховена имела возможность легально безопасным способом сделать аборт
,
она все равно
могла бы и отказаться от этого
.
Однако столь же неправы и сторонники легализации абортов
,
когда они
возражают
,
что зато свобода абортов
,
возможно
,
предотвратила бы рождение Адольфа Гитлера
.
Доводы
обеих сторон полностью игнорируют то
,
что у каждой женщины есть какой-то небольшой шанс родить как
гения
,
так и маньяка
. ...
Обе стороны вместо столь произвольных домыслов могли бы найти немало
убедительных аргументов в свою пользу
."
Ради исторической
точности следует
заметить
,
что одной из
первых акций
нацистов
,
пришедших к
власти в Германии в
1933
г
.,
было
запрещение абортов
.
Сравнение абортов со
зверствами нацистов