Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 7739

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 22. 

Половые расстройства и половое

здоровье


background image

ЧАСТЬ

 5. 

КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ

Глава

 23. 

Религиозные и этические аспекты

секса и репродукции

Как отмечалось во многих разделах этой книги

принятие решений в области секса во

многом зависит как от общепринятых в данной культуре

так и индивидуальных

ценностных ориентации

При этом

по нашему мнению

не существует такого набора

ценностей или правил

который был бы приемлем для всех членов всех сообществ на все

времена

В настоящей главе мы рассмотрим два важных фактора

определяющих подход к

этим ценностям

, - 

религиозные верования и этический анализ

Мы не собираемся давать

оценку избранным на этой основе решениям трудных вопросов

а намерены лишь

исследовать те идеи

которые существенно влияли на представления и жизненную

практику в данной области на протяжении человеческой истории и продолжают оказывать
влияние поныне

.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

На тему о религии и сексе написано множество книг

и подробно рассмотреть этот вопрос

на нескольких страницах

конечно

нет никакой возможности

мы сосредоточим внимание

лишь на некоторых сходствах и различиях между определенными конфессиями

помня

также о том

что соответствующие взгляды со временем изменялись

Речь пойдет в

основном об иудаистах

католиках и протестантах

хотя несколько слов будет сказано и о

ряде других религиозных традиций

.

Иудаизм

Взгляды иудаистов на сексуальные взаимоотношения отражены в еврейской Библии

 (

которую христиане

называют Ветхим Заветом

и в Талмуде

 - 

собрании текстов

истолковывающих Библию

в частности в ее

приложении к вопросам повседневной жизни

В этих источниках сексуальность рассматривается в основе

своей как позитивная сила

которой Бог одарил человека

Такое отношение ясно выражено в Песни Песней

,

предположительно приписываемой царю Соломону

ее эротический характер очевиден из приводимого

отрывка

:

"Этот стан твой похож на пальму и груди твои на виноградные кисти

.

Подумал я

влез бы я на пальму

ухватился бы за ветви ея

и груди твои были бы вместо кистей винограда

и

запах от ноздрей твоих

как от яблоков

" (

Песнь Песней

, 7:8-9).

Согласно учению иудаизма

неуместно видеть в гениталиях человека и их функциях нечто непристойное

(Gordis, 1978), 

так как Бог сотворил Адама и Еву по своему собственному образу и подобию и высоко

оценивал свои творения

 (

Книга Бытия

, 1:27, 31). 

Кроме того

хотя главная цель сексуальных отношений

 -

размножение

 ("

Плодитесь и размножайтесь

" - 

Книга Бытия

, 1:28), 

они должны быть также источником

наслаждения

 (Franzblau, 1975; Rosenheim, 1977; Fertel, Feuer, 1979). 

Иудаизм учит

что удовольствие от секса

имеет самостоятельную ценность

независимо от его роли в продолжении рода

Однако сексуальная

активность уместна только в браке

поскольку семье придается

 "

высший религиозный смысл

" (Rosenheim,

1977).

Как видно из многих письменных источников

евреи никогда не считали

что брак существует только для

обзаведения потомством

первостепенное значение придавалось также взаимной симпатии и дружеским

отношениям между супругами

Поэтому еврейский закон требует

чтобы в браке состояли все

включая

бесплодных индивидуумов и лиц пожилого возраста

при этом закон всегда считал сексуальные отношения

между мужем и женой обязательными

В Талмуде говорится о том

насколько частыми должны быть половые

сношения в зависимости от рода занятий мужа

Например

для лиц физического труда норма составляет не

менее двух раз в неделю

а для ученых людей

 - 

не менее одного раза

желательно в пятницу вечером

(накануне еврейского субботнего дня

ввиду сакраментального характера полового акта

Талмуд

однако

,

провозглашает

что женщина имеет право отклонить сексуальные притязания мужа

и в этом случае ему


background image

запрещается проявлять какую-либо настойчивость

 (Gordis, 1978). 

Еврейским женам всегда рекомендовалось

играть активную роль в сексуальных контактах и инициировать их

если они того пожелают

Ясно

что

 2000

лет назад такие представления о женской сексуальности были довольно необычными

В структуре семьи у

древних евреев доминировали мужчины

но сейчас это

безусловно

не так

 (

в некоторых ветвях иудаизма

женщины могут даже становиться раввинами

).

Сексуальные отношения между мужем и женой относительно свободны от ограничений

Оральный и

анальный секс допускается

 (

в предположении

что эякуляция происходит только во влагалище

), 

частота

сексуальной активности не лимитирована

предполагается

что оба партнера должны при этом получать

удовольствие

Безбрачие не только не признается добродетелью

но его даже считают грехом

Поскольку

долг каждого из супругов

 - 

доставлять партнеру сексуальное удовлетворение

женщина вправе развестись с

мужчиной-импотентом или человеком

равнодушным к сексу

а мужчина

 - 

с женщиной

которая отказывается

вступать с ним в половые сношения

.

Одобряя получение радости и удовольствия от секса в браке

иудаизм вместе с тем осуждает некоторые

формы сексуального поведения

Нарушение супружеской верности считается противозаконным действием

(Левит

, 20:10). 

Отношение к добрачной половой жизни весьма неодобрительное

 (Rosenheim, 1977).

Кровосмешение запрещено

 (

Левит

, 18:6-18). 

Закон не позволяет принуждать дочерей к занятию

проституцией

хотя сама проституция

по-видимому

допускается

Закон осуждает мужские гомосексуальные

отношения

но о женских в Библии нет упоминаний

Скотоложество и педофилия тоже подлежат осуждению

.

Однако в целом иудаизму свойственно одобрительное отношение к сексу

он не выдвигает концепции

,

сходной с христианским представлением о первородном грехе

.

В Америке существует сейчас три главных разновидности иудаизма

 - 

ортодоксальный

консервативный и

реформистский

Ортодоксы придерживаются буквального понимания ветхозаветных текстов

которое очень

мало изменилось за прошедшие столетия

они решительно возражают против абортов

 (

если нет серьезной

угрозы для жизни матери

и соблюдают законы Ниддаха

запрещающие сексуальный контакт между мужем и

женой во время менструации и в первую неделю после ее окончания

 (Fertel, Feuer, 1979). 

Кроме того

,

ортодоксальный иудаизм не позволяет мужчинам практиковать мастурбацию

если она приводит к эякуляции

,

хотя специального запрета на женскую мастурбацию нет

Реформисты

приспосабливаясь к новым временам

,

отказались от многих ритуальных требований

описанных в Ветхом Завете и Талмуде

например от

положений о кошерной пище и от законов Ниддаха

Реформированный иудаизм обычно придерживается

либеральных взглядов в таких вопросах

как аборты

мастурбация и добрачная половая связь

Консерваторы

занимают промежуточную позицию

изменяя ортодоксальные положения не столь радикально

как

реформисты

.

Многие критиковали ортодокасальный иудаизм за ущемление прав женщин

Еврей-ортодокс должен

ежедневно в утренней молитве благодарить Бога

что тот не создал его женщиной

Во время службы в

синагоге женщины должны быть отделены от мужчин

 (

видимо

для того

чтобы созерцание соблазнительной

плоти не отвлекало последних от духовных мыслей

). 

Женщины не учитываются при подсчете

присутствующих на богослужении

которых должно быть не менее

 10. 

Кроме того

в ортодоксальных законах

о браке и разводе женщины рассматриваются как

 "

граждане второго сорта

", 

а законы Ниддаха определенно

объявляют женщин во время менструации нечистыми

 (Priesand, 1975).

Христианство

Христианские учения нередко умалчивали или негативно высказывались о сексе

Действительно

многие

люди полагали

 (

и до сих полагают

), 

что у христиан слово

 "

секс

чаще всего соседствует с отрицанием

 "

не

...".

Как уже говорилось в гл

. 1, 

первые христиане были евреями

и их взгляды на отношения полов перешли к ним

от иудаизма

Однако ранние ученики Иисуса

по-видимому

находились под сильным влиянием греков

,

отличавших физическую любовь от любви как духовного переживания

Этот подход резко контрастировал с

представлением иудеев

согласно которому тело и душа

 - 

взаимодополняющие части человеческой природы

,

а не антагонистические противоположности

Поскольку апостолы ожидали также

что Иисус в недалеком

будущем возвратится на Землю

чтобы принести людям спасение

 (1 

Поел

к Фессалоникийцам

, 5; 1 

Поел

к

Каринфянам

, 7:29 

и далее

), 

некоторые из раннехристианских суждений о сексе

которые представляются

сейсас негативными

тогда

вероятно

мыслились как временные ограничения

 (Kosnik et al., 1977; Nelson,

1978). 

Несколькими столетиями позже св

Августин

полагавший

что секс изначально осквернен

первородным грехом

пришел к выводу о греховности всякого полового акта

даже между супругами

Не

забывая об этих исторических моментах

мы теперь обратимся к современным христианским представлениям

о сексуальных отношениях

.

Католицизм

Позиция католической церкви базируется не только на текстах Старого и Нового Завета

но и на

высказываниях римских пап

Сексуальная активность в браке заслуживает одобрения

поскольку она нужна

для продолжения рода

но все другие формы секса осуждаются

.


background image

В

 1976 

г

Священная Конгрегация издала декларацию о Догматах Веры

В этом тексте

получившем

одобрение Папы

католическая позиция по вопросам секса была изложена несколько подробнее

Здесь

говорилось

: "

В настоящее время моральное разложение усилилось

и одним из важнейших проявлений этого

стал неудержимый рост половой распущенности

". 

Далее отмечалось следующее

:

1. 

Неверно рассматривать библейские высказывания о сексе как

 "

проявления определенной культуры в

определенный исторический период

". 

Таким образом

церковные учения прошлых веков и сегодня

сохраняют свою полную силу

независимо от того как изменилось человеческое общество

.

2. 

Даже между помолвленными

которые испытывают сильные взаимные чувства

сексуальная

активность греховна

ибо

 "

всякий генитальный акт допустим только в рамках брака

".

3. 

Все гомосексуальные акты

 "

по своей сущности предосудительны

", 

однако гомосексуальная

ориентация без совершения таких актов сама по себе не составляет греха

.

4. 

Мастурбация

хотя в Библии нет ее специального осуждения

представляет

 "

серьезное нарушение

морали

".

5. 

Целомудрие

 (

сохранение девственности или мужское безбрачие

добродетельно не только потому

,

что позволяет избежать греха

но и потому

что ведет к достижению высших духовных благ

.

В дополнение к сказанному католическая церковь запрещает развод

 (

за исключением особых обстоятельств

)

и применение искусственных методов контрацепции

 (

т.е

всех

кроме полового воздержания или учета

естественного ритма овуляции

).

В наши дни многие представители католического духовенства полагают

что некоторые из приведенных

суждений устарели

и выражают серьезные сомнения в их обоснованности

Например

в

 1977 

г

авторы

исследования

проведенного по поручению Американского католического теологического общества

,

рекомендовали при моральной оценке всякой сексуальной активности выяснять

способствует ли она

освобождению личности

обогащает ли партнера

является ли честной

социально ответственной

жизненно

полезной

доставляет ли радость

. "

Если такие качества имеются

то можно с достаточной уверенностью

оценить соответствующую половую активность как здоровую и
нравственную

" (Kosnik et al., 1977).

Епископы США и Канады на конференции по вопросам сексуальных
отношений в

 1981 

г

отмечали

что

хотя эти отношения приводят к

рождению детей

их главная роль

 "

связана с самореализацией личности

".

Кроме того

преподобный Бенедикт Эшли критиковал церковь за то

что

она

 "

не смогла дать людям реалистичные сочувственные ответы на их

действительные проблемы

"; 

он высказал мнение

что у человека

неразрывная связь между сексом и продолжением рода отнюдь не
очевидна

 (Schaeffer, 1981)'. 

Однако

когда папа Иоанн Павел

 II 

осенью

1980 

г

провел в Риме совет епископов

то

 "

это собрание

в котором

преобладало влияние Ватикана

подтвердило приоритет законов перед

сочувствием

" (Murphy, 1981), 

вопреки надеждам на то

что церковь изменит

свои позиции по некоторым важнейшим вопросам в области секса

.

В

 1983 

г

Ватикан обнародовал ряд общих установок относительно

полового воспитания

где в основном подтверждал запреты

,

провозглашенные в декларации

 1976 

г

., 

еще раз объявляя мастурбацию

"существенным нарушением морали

", 

а внебрачные половые связи

 - "

тяжелым грехом

" (The New York Times,

Dec. 2, 1983). 

Согласно этим установкам

главную ответственность за половое воспитание детей несут

родители

но помогать такому воспитанию и дополнять его могут школы

.

В

 1987 

г

церковь высказалась практически против всех современных методов

используемых для

преодоления бесплодия

включая искусственное осеменение

экстракорпоральное оплодотворение и

суррогатное материнство

.

Протестантизм

Протестантизм как отдельная ветвь христианства возникла в

 XVII 

в

., 

когда Мартин Лютер и его

последователи откололись от католической церкви

Лютер отверг многие элементы католицизма

так как

полагал

что спасение легко доступно для грешника и не зависит от праведности людей

Он описывал этот

процесс как

 "

спасение через веру

". 

Поэтому самым заметным изменением позиций по вопросам пола явилось

то

что Лютер не признавал безбрачия как пути в рай

Он поощрял вступление пасторов и монахинь в брак

,

считая

что эти люди не наделены особыми божественными полномочиями

что нет никакого религиозного

смысла в стремлении отдельного человека к особенной святости и что секс

 - 

естественный элемент

человеческой жизни

.

За несколько месяцев до этой
конференции папа Иоанн Павел

II 

вызвал сенсацию

сказав

что

мужчина повинен в

 "

мысленном

прелюбодеянии

", 

если смотрит

насвою жену с вожделением

(The New York Times, Oct. 10,
1980). 

Хотя позже папа

объяснил

что хотел лишь

освободить женщин от
унизительной роли сексуальных
объектов

многие поняли его

слова в том смысле

что даже

нормальное половое влечение
между супругами грехов

но в

глазах церкви

.


background image

В других отношениях протестантская реформация сохранила традиционные христианские взгляды по
вопросам секса

Супружеская измена

мастурбация и гомосексуальные действия по-прежнему считались

греховными

а брак рассматривался как пожизненное обязательство

Полагали

что эти нормы необходимы

для обуздания греха и беззакония

но их соблюдение не рассматривалось как путь к спасению души

Жан

Кальвин

 (1509-1564) 

создал еще одно направление

согласно которому упорядоченное развитие

общественной жизни

включая половые отношения

служило прославлению Бога в благодарность за

дарованную возможность спасения

.

Индивидуализм в идеях Лютера и Кальвина послужил основой для формирования ряда направлений внутри
протестантизма

В результате сегодня мы имеем множество ветвей

 (

деноминации

с чрезвычайным

разнообразием взглядов по вопросам пола

При этом различия мнений в пределах одной ветви почти так же

велики

как и между ветвями

.

В протестантизме обычно различают консервативные

умеренные и либеральные направления

К

консервативной группе принадлежат фундаменталисты

которые считают

что истинный христианин должен

строго придерживаться определенного набора фундаментальных

 (

по их мнению

положений библейского

учения

К этой группе относятся и евангелисты

хотя они требуют такой же степени приверженности

определенному комплексу верований

Позиции таких групп по вопросам пола

 - 

неприятие абортов и

добрачного секса

скептицизм в отношении контрацепции

резко отрицательное отношение к разводу

,

осуждение гомосексуализма

 - 

мало чем отличаются от позиций католической церкви

Что касается

умеренного протестантизма

то он придает большое значение христианскому воспитанию

при котором детей

учат быть христианами и чувствовать ценность веры в Христа

В области секса воззрения членов этой группы

могут несколько различаться

Обычно умеренные протестанты не отвергают абортов

не склонны однозначно

осуждать добрачные половые связи

признают полезность контрацепции для общества и отдельных людей

,

полагают

что развод часто бывает меньшим злом

чем тяготы неудачного брака

и более терпимо относятся

к гомосексуализму

.

Протестанты-либералы видят в христианской религии такой взгляд на мир и человеческую жизнь

который

опирается на разум и исторические традиции веры

Они не считают Библию непогрешимым источником

истины

а рассматривают ее как плод человеческих усилий найти смысл жизни

Поэтому либералам может

быть доступно совершенно новое понимание многих вопросов

связанных с сексом

.

Некоторые группы протестантов полностью придерживаются в этой области традиционных взглядов

.

Например

Свидетели Иеговы стремятся буквально следовать Библии и находить в ней все правила

сексуального поведения

Противоположную крайнюю позицию занимает Унитарно-универсалистская

ассоциация

 - 

она утверждает гуманистические ценности и уважает религиозные традиции лишь в той мере

в

какой они способствуют всесторонней самореализации человека

По мнению этой группы

подходы к

вопросам секса должны непрерывно пересматриваться в свете новых знаний и современного жизненного
опыта

.

Лишь очень немногие ветви протестантизма могут быть четко определены как консервативные

умеренные

или либеральные

Есть консервативные и либеральные просвитериане

консервативные и либеральные

квакеры

Некоторые баптисты-фундаменталисты объединились в движении против абортов с римской

католической церковью

а некоторые баптисты-либералы находятся в первых рядах борцов за права

гомосексуалистов

Обе группы считают

что их позиции в области секса имеют корни в истории их веры

и тем

не менее эти позиции диаметрально противоположны

.

В результате борьбы за пересмотр моральных ценностей многие видные протестанты были вовлечены в
полемику по вопросам секса

другие протестанты реагируют лишь тем

что постепенно

мало-помалу

становятся более открытыми для новых идей

Никто сейчас не может предсказать исхода всех столкновений

и перемен

и только одно несомненно

расхождения во взглядах будут продолжаться еще десятки лет

.

Религия и секс в перспективе

Многие люди

считающие себя религиозными

нередко сталкиваются с тем

что в вопросах

связанных с

сексом

они принимают решения

противоречащие требованиям веры

Такие внутренние конфликты

,

несомненно

возникали и в прошлые века

но сегодня эта проблема стала особенно актуальной из-за

изменений взглядов на различные формы сексуального поведения

.

Это

 "

перетягивание каната

между традиционными представлениями и современными взглядами оказывает

на людей многообразное воздействие

Некоторые искренне верующие испытывают сильное чувство вины из

-

за своих проявлений сексуальной активности

Другие вначале добросовестно стремятся следовать своей

конфессиональной ориентации

но в конце концов решают

что требования религии в отношении секса

решительно устарели

тогда эти люди начинают их полностью игнорировать или же совсем перестают

участвовать в организованной религиозной деятельности

Но есть также немало людей

которых догматы их

веры вполне устраивают

так что они готовы их поддерживать и в теории

и в жизни

.