ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8032
Скачиваний: 64
Глава
22.
Половые расстройства и половое
здоровье
ЧАСТЬ
5.
КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
Глава
23.
Религиозные и этические аспекты
секса и репродукции
Как отмечалось во многих разделах этой книги
,
принятие решений в области секса во
многом зависит как от общепринятых в данной культуре
,
так и индивидуальных
ценностных ориентации
.
При этом
,
по нашему мнению
,
не существует такого набора
ценностей или правил
,
который был бы приемлем для всех членов всех сообществ на все
времена
.
В настоящей главе мы рассмотрим два важных фактора
,
определяющих подход к
этим ценностям
, -
религиозные верования и этический анализ
.
Мы не собираемся давать
оценку избранным на этой основе решениям трудных вопросов
,
а намерены лишь
исследовать те идеи
,
которые существенно влияли на представления и жизненную
практику в данной области на протяжении человеческой истории и продолжают оказывать
влияние поныне
.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
На тему о религии и сексе написано множество книг
,
и подробно рассмотреть этот вопрос
на нескольких страницах
,
конечно
,
нет никакой возможности
;
мы сосредоточим внимание
лишь на некоторых сходствах и различиях между определенными конфессиями
,
помня
также о том
,
что соответствующие взгляды со временем изменялись
.
Речь пойдет в
основном об иудаистах
,
католиках и протестантах
,
хотя несколько слов будет сказано и о
ряде других религиозных традиций
.
Иудаизм
Взгляды иудаистов на сексуальные взаимоотношения отражены в еврейской Библии
(
которую христиане
называют Ветхим Заветом
)
и в Талмуде
-
собрании текстов
,
истолковывающих Библию
,
в частности в ее
приложении к вопросам повседневной жизни
.
В этих источниках сексуальность рассматривается в основе
своей как позитивная сила
,
которой Бог одарил человека
.
Такое отношение ясно выражено в Песни Песней
,
предположительно приписываемой царю Соломону
;
ее эротический характер очевиден из приводимого
отрывка
:
"Этот стан твой похож на пальму и груди твои на виноградные кисти
.
Подумал я
:
влез бы я на пальму
,
ухватился бы за ветви ея
;
и груди твои были бы вместо кистей винограда
,
и
запах от ноздрей твоих
,
как от яблоков
" (
Песнь Песней
, 7:8-9).
Согласно учению иудаизма
,
неуместно видеть в гениталиях человека и их функциях нечто непристойное
(Gordis, 1978),
так как Бог сотворил Адама и Еву по своему собственному образу и подобию и высоко
оценивал свои творения
(
Книга Бытия
, 1:27, 31).
Кроме того
,
хотя главная цель сексуальных отношений
-
размножение
("
Плодитесь и размножайтесь
" -
Книга Бытия
, 1:28),
они должны быть также источником
наслаждения
(Franzblau, 1975; Rosenheim, 1977; Fertel, Feuer, 1979).
Иудаизм учит
,
что удовольствие от секса
имеет самостоятельную ценность
,
независимо от его роли в продолжении рода
.
Однако сексуальная
активность уместна только в браке
,
поскольку семье придается
"
высший религиозный смысл
" (Rosenheim,
1977).
Как видно из многих письменных источников
,
евреи никогда не считали
,
что брак существует только для
обзаведения потомством
:
первостепенное значение придавалось также взаимной симпатии и дружеским
отношениям между супругами
.
Поэтому еврейский закон требует
,
чтобы в браке состояли все
,
включая
бесплодных индивидуумов и лиц пожилого возраста
;
при этом закон всегда считал сексуальные отношения
между мужем и женой обязательными
.
В Талмуде говорится о том
,
насколько частыми должны быть половые
сношения в зависимости от рода занятий мужа
.
Например
,
для лиц физического труда норма составляет не
менее двух раз в неделю
,
а для ученых людей
-
не менее одного раза
,
желательно в пятницу вечером
(накануне еврейского субботнего дня
)
ввиду сакраментального характера полового акта
.
Талмуд
,
однако
,
провозглашает
,
что женщина имеет право отклонить сексуальные притязания мужа
,
и в этом случае ему
запрещается проявлять какую-либо настойчивость
(Gordis, 1978).
Еврейским женам всегда рекомендовалось
играть активную роль в сексуальных контактах и инициировать их
,
если они того пожелают
.
Ясно
,
что
2000
лет назад такие представления о женской сексуальности были довольно необычными
.
В структуре семьи у
древних евреев доминировали мужчины
,
но сейчас это
,
безусловно
,
не так
(
в некоторых ветвях иудаизма
женщины могут даже становиться раввинами
).
Сексуальные отношения между мужем и женой относительно свободны от ограничений
.
Оральный и
анальный секс допускается
(
в предположении
,
что эякуляция происходит только во влагалище
),
частота
сексуальной активности не лимитирована
;
предполагается
,
что оба партнера должны при этом получать
удовольствие
.
Безбрачие не только не признается добродетелью
,
но его даже считают грехом
.
Поскольку
долг каждого из супругов
-
доставлять партнеру сексуальное удовлетворение
,
женщина вправе развестись с
мужчиной-импотентом или человеком
,
равнодушным к сексу
,
а мужчина
-
с женщиной
,
которая отказывается
вступать с ним в половые сношения
.
Одобряя получение радости и удовольствия от секса в браке
,
иудаизм вместе с тем осуждает некоторые
формы сексуального поведения
.
Нарушение супружеской верности считается противозаконным действием
(Левит
, 20:10).
Отношение к добрачной половой жизни весьма неодобрительное
(Rosenheim, 1977).
Кровосмешение запрещено
(
Левит
, 18:6-18).
Закон не позволяет принуждать дочерей к занятию
проституцией
,
хотя сама проституция
,
по-видимому
,
допускается
.
Закон осуждает мужские гомосексуальные
отношения
,
но о женских в Библии нет упоминаний
.
Скотоложество и педофилия тоже подлежат осуждению
.
Однако в целом иудаизму свойственно одобрительное отношение к сексу
,
он не выдвигает концепции
,
сходной с христианским представлением о первородном грехе
.
В Америке существует сейчас три главных разновидности иудаизма
-
ортодоксальный
,
консервативный и
реформистский
.
Ортодоксы придерживаются буквального понимания ветхозаветных текстов
,
которое очень
мало изменилось за прошедшие столетия
;
они решительно возражают против абортов
(
если нет серьезной
угрозы для жизни матери
)
и соблюдают законы Ниддаха
,
запрещающие сексуальный контакт между мужем и
женой во время менструации и в первую неделю после ее окончания
(Fertel, Feuer, 1979).
Кроме того
,
ортодоксальный иудаизм не позволяет мужчинам практиковать мастурбацию
,
если она приводит к эякуляции
,
хотя специального запрета на женскую мастурбацию нет
.
Реформисты
,
приспосабливаясь к новым временам
,
отказались от многих ритуальных требований
,
описанных в Ветхом Завете и Талмуде
,
например от
положений о кошерной пище и от законов Ниддаха
.
Реформированный иудаизм обычно придерживается
либеральных взглядов в таких вопросах
,
как аборты
,
мастурбация и добрачная половая связь
.
Консерваторы
занимают промежуточную позицию
,
изменяя ортодоксальные положения не столь радикально
,
как
реформисты
.
Многие критиковали ортодокасальный иудаизм за ущемление прав женщин
.
Еврей-ортодокс должен
ежедневно в утренней молитве благодарить Бога
,
что тот не создал его женщиной
.
Во время службы в
синагоге женщины должны быть отделены от мужчин
(
видимо
,
для того
,
чтобы созерцание соблазнительной
плоти не отвлекало последних от духовных мыслей
).
Женщины не учитываются при подсчете
присутствующих на богослужении
,
которых должно быть не менее
10.
Кроме того
,
в ортодоксальных законах
о браке и разводе женщины рассматриваются как
"
граждане второго сорта
",
а законы Ниддаха определенно
объявляют женщин во время менструации нечистыми
(Priesand, 1975).
Христианство
Христианские учения нередко умалчивали или негативно высказывались о сексе
.
Действительно
,
многие
люди полагали
(
и до сих полагают
),
что у христиан слово
"
секс
"
чаще всего соседствует с отрицанием
"
не
...".
Как уже говорилось в гл
. 1,
первые христиане были евреями
,
и их взгляды на отношения полов перешли к ним
от иудаизма
.
Однако ранние ученики Иисуса
,
по-видимому
,
находились под сильным влиянием греков
,
отличавших физическую любовь от любви как духовного переживания
.
Этот подход резко контрастировал с
представлением иудеев
,
согласно которому тело и душа
-
взаимодополняющие части человеческой природы
,
а не антагонистические противоположности
.
Поскольку апостолы ожидали также
,
что Иисус в недалеком
будущем возвратится на Землю
,
чтобы принести людям спасение
(1
Поел
.
к Фессалоникийцам
, 5; 1
Поел
.
к
Каринфянам
, 7:29
и далее
),
некоторые из раннехристианских суждений о сексе
,
которые представляются
сейсас негативными
,
тогда
,
вероятно
,
мыслились как временные ограничения
(Kosnik et al., 1977; Nelson,
1978).
Несколькими столетиями позже св
.
Августин
,
полагавший
,
что секс изначально осквернен
первородным грехом
,
пришел к выводу о греховности всякого полового акта
,
даже между супругами
.
Не
забывая об этих исторических моментах
,
мы теперь обратимся к современным христианским представлениям
о сексуальных отношениях
.
Католицизм
Позиция католической церкви базируется не только на текстах Старого и Нового Завета
,
но и на
высказываниях римских пап
.
Сексуальная активность в браке заслуживает одобрения
,
поскольку она нужна
для продолжения рода
.
но все другие формы секса осуждаются
.
В
1976
г
.
Священная Конгрегация издала декларацию о Догматах Веры
.
В этом тексте
,
получившем
одобрение Папы
,
католическая позиция по вопросам секса была изложена несколько подробнее
.
Здесь
говорилось
: "
В настоящее время моральное разложение усилилось
,
и одним из важнейших проявлений этого
стал неудержимый рост половой распущенности
".
Далее отмечалось следующее
:
1.
Неверно рассматривать библейские высказывания о сексе как
"
проявления определенной культуры в
определенный исторический период
".
Таким образом
,
церковные учения прошлых веков и сегодня
сохраняют свою полную силу
,
независимо от того как изменилось человеческое общество
.
2.
Даже между помолвленными
,
которые испытывают сильные взаимные чувства
,
сексуальная
активность греховна
,
ибо
"
всякий генитальный акт допустим только в рамках брака
".
3.
Все гомосексуальные акты
"
по своей сущности предосудительны
",
однако гомосексуальная
ориентация без совершения таких актов сама по себе не составляет греха
.
4.
Мастурбация
,
хотя в Библии нет ее специального осуждения
,
представляет
"
серьезное нарушение
морали
".
5.
Целомудрие
(
сохранение девственности или мужское безбрачие
)
добродетельно не только потому
,
что позволяет избежать греха
,
но и потому
,
что ведет к достижению высших духовных благ
.
В дополнение к сказанному католическая церковь запрещает развод
(
за исключением особых обстоятельств
)
и применение искусственных методов контрацепции
(
т.е
.
всех
,
кроме полового воздержания или учета
естественного ритма овуляции
).
В наши дни многие представители католического духовенства полагают
,
что некоторые из приведенных
суждений устарели
,
и выражают серьезные сомнения в их обоснованности
.
Например
,
в
1977
г
.
авторы
исследования
,
проведенного по поручению Американского католического теологического общества
,
рекомендовали при моральной оценке всякой сексуальной активности выяснять
,
способствует ли она
освобождению личности
,
обогащает ли партнера
,
является ли честной
,
социально ответственной
,
жизненно
полезной
,
доставляет ли радость
. "
Если такие качества имеются
,
то можно с достаточной уверенностью
оценить соответствующую половую активность как здоровую и
нравственную
" (Kosnik et al., 1977).
Епископы США и Канады на конференции по вопросам сексуальных
отношений в
1981
г
.
отмечали
,
что
,
хотя эти отношения приводят к
рождению детей
,
их главная роль
"
связана с самореализацией личности
".
Кроме того
,
преподобный Бенедикт Эшли критиковал церковь за то
,
что
она
"
не смогла дать людям реалистичные сочувственные ответы на их
действительные проблемы
";
он высказал мнение
,
что у человека
неразрывная связь между сексом и продолжением рода отнюдь не
очевидна
(Schaeffer, 1981)'.
Однако
,
когда папа Иоанн Павел
II
осенью
1980
г
.
провел в Риме совет епископов
,
то
"
это собрание
,
в котором
преобладало влияние Ватикана
,
подтвердило приоритет законов перед
сочувствием
" (Murphy, 1981),
вопреки надеждам на то
,
что церковь изменит
свои позиции по некоторым важнейшим вопросам в области секса
.
В
1983
г
.
Ватикан обнародовал ряд общих установок относительно
полового воспитания
,
где в основном подтверждал запреты
,
провозглашенные в декларации
1976
г
.,
еще раз объявляя мастурбацию
"существенным нарушением морали
",
а внебрачные половые связи
- "
тяжелым грехом
" (The New York Times,
Dec. 2, 1983).
Согласно этим установкам
,
главную ответственность за половое воспитание детей несут
родители
,
но помогать такому воспитанию и дополнять его могут школы
.
В
1987
г
.
церковь высказалась практически против всех современных методов
,
используемых для
преодоления бесплодия
,
включая искусственное осеменение
,
экстракорпоральное оплодотворение и
суррогатное материнство
.
Протестантизм
Протестантизм как отдельная ветвь христианства возникла в
XVII
в
.,
когда Мартин Лютер и его
последователи откололись от католической церкви
.
Лютер отверг многие элементы католицизма
,
так как
полагал
,
что спасение легко доступно для грешника и не зависит от праведности людей
.
Он описывал этот
процесс как
"
спасение через веру
".
Поэтому самым заметным изменением позиций по вопросам пола явилось
то
,
что Лютер не признавал безбрачия как пути в рай
.
Он поощрял вступление пасторов и монахинь в брак
,
считая
,
что эти люди не наделены особыми божественными полномочиями
,
что нет никакого религиозного
смысла в стремлении отдельного человека к особенной святости и что секс
-
естественный элемент
человеческой жизни
.
За несколько месяцев до этой
конференции папа Иоанн Павел
II
вызвал сенсацию
,
сказав
,
что
мужчина повинен в
"
мысленном
прелюбодеянии
",
если смотрит
насвою жену с вожделением
(The New York Times, Oct. 10,
1980).
Хотя позже папа
объяснил
,
что хотел лишь
освободить женщин от
унизительной роли сексуальных
объектов
,
многие поняли его
слова в том смысле
,
что даже
нормальное половое влечение
между супругами грехов
,
но в
глазах церкви
.
В других отношениях протестантская реформация сохранила традиционные христианские взгляды по
вопросам секса
.
Супружеская измена
,
мастурбация и гомосексуальные действия по-прежнему считались
греховными
,
а брак рассматривался как пожизненное обязательство
.
Полагали
,
что эти нормы необходимы
для обуздания греха и беззакония
,
но их соблюдение не рассматривалось как путь к спасению души
.
Жан
Кальвин
(1509-1564)
создал еще одно направление
,
согласно которому упорядоченное развитие
общественной жизни
,
включая половые отношения
,
служило прославлению Бога в благодарность за
дарованную возможность спасения
.
Индивидуализм в идеях Лютера и Кальвина послужил основой для формирования ряда направлений внутри
протестантизма
.
В результате сегодня мы имеем множество ветвей
(
деноминации
)
с чрезвычайным
разнообразием взглядов по вопросам пола
.
При этом различия мнений в пределах одной ветви почти так же
велики
,
как и между ветвями
.
В протестантизме обычно различают консервативные
,
умеренные и либеральные направления
.
К
консервативной группе принадлежат фундаменталисты
,
которые считают
,
что истинный христианин должен
строго придерживаться определенного набора фундаментальных
(
по их мнению
)
положений библейского
учения
.
К этой группе относятся и евангелисты
,
хотя они требуют такой же степени приверженности
определенному комплексу верований
.
Позиции таких групп по вопросам пола
-
неприятие абортов и
добрачного секса
,
скептицизм в отношении контрацепции
,
резко отрицательное отношение к разводу
,
осуждение гомосексуализма
-
мало чем отличаются от позиций католической церкви
.
Что касается
умеренного протестантизма
,
то он придает большое значение христианскому воспитанию
,
при котором детей
учат быть христианами и чувствовать ценность веры в Христа
.
В области секса воззрения членов этой группы
могут несколько различаться
.
Обычно умеренные протестанты не отвергают абортов
,
не склонны однозначно
осуждать добрачные половые связи
,
признают полезность контрацепции для общества и отдельных людей
,
полагают
,
что развод часто бывает меньшим злом
,
чем тяготы неудачного брака
,
и более терпимо относятся
к гомосексуализму
.
Протестанты-либералы видят в христианской религии такой взгляд на мир и человеческую жизнь
,
который
опирается на разум и исторические традиции веры
.
Они не считают Библию непогрешимым источником
истины
,
а рассматривают ее как плод человеческих усилий найти смысл жизни
.
Поэтому либералам может
быть доступно совершенно новое понимание многих вопросов
,
связанных с сексом
.
Некоторые группы протестантов полностью придерживаются в этой области традиционных взглядов
.
Например
,
Свидетели Иеговы стремятся буквально следовать Библии и находить в ней все правила
сексуального поведения
.
Противоположную крайнюю позицию занимает Унитарно-универсалистская
ассоциация
-
она утверждает гуманистические ценности и уважает религиозные традиции лишь в той мере
,
в
какой они способствуют всесторонней самореализации человека
.
По мнению этой группы
,
подходы к
вопросам секса должны непрерывно пересматриваться в свете новых знаний и современного жизненного
опыта
.
Лишь очень немногие ветви протестантизма могут быть четко определены как консервативные
,
умеренные
или либеральные
.
Есть консервативные и либеральные просвитериане
,
консервативные и либеральные
квакеры
.
Некоторые баптисты-фундаменталисты объединились в движении против абортов с римской
католической церковью
,
а некоторые баптисты-либералы находятся в первых рядах борцов за права
гомосексуалистов
.
Обе группы считают
,
что их позиции в области секса имеют корни в истории их веры
,
и тем
не менее эти позиции диаметрально противоположны
.
В результате борьбы за пересмотр моральных ценностей многие видные протестанты были вовлечены в
полемику по вопросам секса
;
другие протестанты реагируют лишь тем
,
что постепенно
,
мало-помалу
становятся более открытыми для новых идей
.
Никто сейчас не может предсказать исхода всех столкновений
и перемен
,
и только одно несомненно
:
расхождения во взглядах будут продолжаться еще десятки лет
.
Религия и секс в перспективе
Многие люди
,
считающие себя религиозными
,
нередко сталкиваются с тем
,
что в вопросах
,
связанных с
сексом
,
они принимают решения
,
противоречащие требованиям веры
.
Такие внутренние конфликты
,
несомненно
,
возникали и в прошлые века
,
но сегодня эта проблема стала особенно актуальной из-за
изменений взглядов на различные формы сексуального поведения
.
Это
"
перетягивание каната
"
между традиционными представлениями и современными взглядами оказывает
на людей многообразное воздействие
.
Некоторые искренне верующие испытывают сильное чувство вины из
-
за своих проявлений сексуальной активности
.
Другие вначале добросовестно стремятся следовать своей
конфессиональной ориентации
,
но в конце концов решают
,
что требования религии в отношении секса
решительно устарели
;
тогда эти люди начинают их полностью игнорировать или же совсем перестают
участвовать в организованной религиозной деятельности
.
Но есть также немало людей
,
которых догматы их
веры вполне устраивают
,
так что они готовы их поддерживать и в теории
,
и в жизни
.