Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13866

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Наша цель должна состоять в том, чтобы, подвергаясь

различным убеждениям, мы не стали ни излишне доверчивыми,
ни циничными. Некоторые считают, что поддаваться
убеждению – значит проявлять слабость. К нам взывают:
«Думайте сами!» Но что такое закрытость информационному
влиянию? Добродетель или проявление фанатизма? Можно ли
сочетать внимание к мнению окружающих и открытость их
влиянию с критическим отношением к убеждающим призывам?

Чтобы быть открытым влиянию окружающих, мы можем

согласиться, что любой встреченный нами человек в чем-то
превосходит нас. Каждый человек, с которым я могу
встретиться, имеет опыт, в чем-то превосходящий мой
собственный, а потому мне есть чему поучиться у него. Общаясь
с этим человеком, я надеюсь пополнить свои знания и
одновременно поделиться с ним тем, что знаю сам.

Чтобы научиться критически мыслить, мы должны

присмотреться к результатам изучения «инокуляции». Вы
хотите научиться сопротивляться убеждению, но при этом не
утратить способность воспринимать надежную информацию?
Будьте активным и критически настроенным слушателем.
Заставьте себя искать контраргументы. Прослушав речь
политика, обсудите её с друзьями. Иными словами, не
ограничивайтесь только пассивным слушанием. Реагируйте на
услышанное. Если сообщение не способно выдержать серьёзный
анализ, тем хуже для него. Если способно, его влияние на вас
будет более продолжительным.


background image

ГЛАВА 8. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ

В нашем мире не только 6 миллиардов индивидуумов, но и

200 национально-государственных образований, 4 миллиона
общин местного значения, 20 миллионов экономических
организаций и сотни миллионов иных формальных и
неформальных групп – влюбленные пары, семьи, прихожане
разных церквей, мужские компании, собравшиеся, чтобы
поговорить о своих делах. Как все эти группы влияют на
индивидуумов?

Некоторые группы – это всего лишь находящиеся рядом

люди. Ежедневная пробежка Тауны близка к завершению. Умом
она понимает, что должна пробежать дистанцию до конца, но
тело умоляет её о пощаде. Она находит компромисс и
возвращается домой энергичной походкой. На следующий день
ситуация повторяется с той лишь только разницей, что рядом с
ней бегут двое её друзей. Тауна пробегает дистанцию на две
минуты быстрее. «Неужели я бежала быстрее только потому,
что рядом со мной были Гейл и Рэчел?» – удивляется она.

Воздействие групп нередко бывает и более впечатляющим.

Студенты-интеллектуалы общаются с такими же, как они,
интеллектуалами, что приводит к взаимному обогащению
сторон. Молодые люди, склонные к правонарушениям,
общаются между собой, следствием чего становится усиление
их антисоциального поведения. Однако

как именно

группы

влияют на установки? И какие факторы приводят к тому, что
группы принимают разумные или нелепые решения?

Наконец, индивиды тоже влияют на свои группы. Созданный

в 1957 г. и ныне ставший уже классическим фильм «12
разгневанных мужчин» начинается с того, что 12
настороженных мужчин-присяжных, участвующих в процессе
по обвинению в убийстве, собираются в специально отведенной
для них комнате. Стоит жара. Присяжные устали, между ними
практически нет разногласий, и им не терпится побыстрее
вынести приговор: признать подсудимого подростка виновным в


background image

нанесении смертельного ранения своему отцу. Однако один
член жюри, индивидуалист, роль которого исполняет Генри
Фонда, отказывается голосовать «за». По мере того как
продолжается эмоциональное обсуждение обстоятельств дела,
присяжные один за другим изменяют свое решение, и это
продолжается вплоть до достижения консенсуса: «Не виновен».
В реальной судебной практике случаи, когда один член жюри
присяжных склоняет на свою сторону остальных, редки, но тем
не менее историю творит меньшинство, которому удается
повести за собой остальных. Что помогает меньшинству – или
эффективному лидеру – быть убедительным?

Мы рассмотрим эти в высшей степени интересные явления

последовательно, одно за другим. Но начнем с самого начала:
что такое группа и почему группы существуют?

ЧТО ТАКОЕ ГРУППА

Ответ на этот вопрос представляется очевидным, но только

до тех пор, пока несколько человек не сравнят свои
определения. Можно ли назвать группой людей, которые вместе
бегают трусцой? Будут ли группой пассажиры какого-либо
авиарейса? Относится ли термин «группа» к людям, имеющим
общую цель и полагающимся друг на друга? Или он относится
только к тем, кто каким-то образом организован? Или к тем, чьи
отношения продолжаются какое-то время? Именно с этих
разных позиций и подходят социальные психологи к
определению понятия «группа» (McGrath, 1984).

Специалист по групповой динамике Марвин Шоу

утверждает, что всем группам присуще одно общее качество: их
члены взаимодействуют друг с другом (Shaw, 1981). Поэтому он
определяет

группу

 как коллектив, образованный двумя или

большим числом людей, взаимодействующих друг с другом и
влияющих друг на друга. Более того, замечает социальный
психолог из Австралийского национального университета Джон
Тёрнер, группы воспринимают себя как «мы» в отличие от всех
остальных, воспринимаемых ими как «они» (Turner, 1987). Так


background image

что люди, которые вместе бегают трусцой, – это самая
настоящая группа. Причины, по которым возникают группы,
могут быть самыми разными: это и потребность принадлежать к
какому-либо сообществу, и потребности в информации, в
признании, в достижении определенных целей.

По определению Шоу, студенты, одновременно работающие

в компьютерном классе за индивидуальными компьютерами, –
это не группа. Несмотря на то что они находятся в одном
помещении (т. е. физически вместе), это скорее совокупность
индивидов, нежели группа, члены которой взаимодействуют
друг с другом. (Не исключено, однако, что каждый из них
является членом какой-либо группы, находящейся в данный
момент «за кадром».) Порой нет четкой границы между
совокупностью не связанных друг другом индивидов в
компьютерном классе и групповым поведением, характерным
для взаимодействующих друг с другом людей. В некоторых
случаях люди, просто одновременно присутствующие в одном и
том же месте, оказывают взаимное влияние друг на друга.
Например, во время матча болельщики одной команды
воспринимают друг друга как «мы» в отличие от болельщиков
другой команды, которые для них – «они».

В этой главе мы рассмотрим три примера подобного

группового влияния:

социальную фасилитацию, социальную

леность

и

деиндивидуализацию

. Эти феномены могут

проявляться и при минимальном взаимодействии – то, что мы
называем «минимальными групповыми ситуациями». Затем мы
обратимся к трем примерам социального влияния в группах,
участники которых взаимодействуют между собой: к

групповой

поляризации, «огруппленному» мышлению

и

влиянию

меньшинства

.

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ

Давайте начнем с самого простого вопроса социальной

психологии: влияет ли на нас сам факт присутствия другого
человека? Словосочетание «сам факт присутствия» означает,


background image

что люди не соревнуются друг с другом, не вознаграждают и не
наказывают друг друга, и, по сути, они вообще ничего не
делают, кроме того, что присутствуют в качестве пассивных
зрителей или «соисполнителей». Влияет ли присутствие
пассивных наблюдателей на то, как человек бежит трусцой,
ест, печатает на клавиатуре или сдает экзамен? Поиск
ответа на этот вопрос – своего рода «научный детектив».

ПРИСУТСТВИЕ ДРУГИХ

Более века назад психолог Норман Триплетт,

интересовавшийся велосипедными гонками, заметил, что
спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда,
когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в
коллективных заездах (Triplett, 1898).

Прежде чем предать гласности свою догадку (что в

присутствии других людей человек работает более
производительно), Триплетт провел лабораторный эксперимент
– один из первых в истории социальной психологии. Дети,
которым было велено наматывать леску на катушку удочки с
максимально возможной скоростью, в присутствии
соисполнителей справлялись с этим заданием быстрее, чем
поодиночке.

В дальнейшем было экспериментально доказано, что в

присутствии других людей испытуемые быстрее решают
простые примеры на умножение и вычеркивают из текста
определенные буквы. Присутствие других благотворно
сказывается и на точности выполнения заданий на моторику,
например удерживании в определенном положении с помощью
металлического стержня десятицентовой монеты, помещенной
на вращающийся диск проигрывателя (F. W. Allport, 1920;
Dashiell, 1930; Travis, 1925). Этот эффект, названный

социальной фасилитацией

, наблюдается также и у животных.

В присутствии других особей своего вида муравьи быстрее
разрывают песок, а цыплята поедают больше зерен (Bayer, 1929;
Chen, 1937). Спаривающиеся крысы более сексуально активны в
присутствии других сексуально активных пар (Larsson, 1956).