Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13890

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ли вы лично когда-либо с дискриминацией?» утвердительно
ответили 22% респонденток в возрасте от 65 лет и старше и 50%
респонденток в возрасте от 28 до 34 лет (Hunt, 2000). Чем можно
объяснить эту разницу?»

Аналогичное отрицание личных

неприятностей

в сочетании

с признанием дискриминации в отношении той

группы

, к

которой они принадлежат, свойственно и безработным,
лесбиянкам, не скрывающим своей сексуальной ориентации,
афроамериканцам и представителям проживающих в Канаде
национальных меньшинств (Dion & Kawakami, 1996; Perrott et
al., 2000). Люди более чувствительны к дискриминации той
группы, к которой они принадлежат, чем к ущемлению их
личных интересов. Это

расхождение в оценке групповой и

личной дискриминации

(термин предложен Дональдом Тэйлором

и его коллегами – Taylor et al., 1990; Ruggiero, 1999) позволяет
индивидам поддерживать представление о том, что они
контролируют свою профессиональную деятельность и
взаимоотношения с другими людьми. (Интересно отметить, что
подобные расхождения в оценках проявляются не только в
отношении дискриминации: люди склонны считать, что такие
факторы, как, например, экономический спад или подорожание
медицинских услуг, на них самих отразятся менее болезненно,
чем на окружающих. Moghaddam et al., 1997).

В мире за пределами стран западной демократии

дискриминация женщин проявляется даже в б

о

льших

масштабах:

– В мире две трети детей, никогда не учившихся в школе, –

девочки (United Nations, 1991).

– В Саудовской Аравии женщины не имеют права водить

машину (Beyer, 1990).

– В Афганистане в конце 90-х гг. в XX в. женщины стали

жертвами «самых жестоких за всю историю репрессий» (Schulz
& Schulz, 1999). Неграмотные, нищие, они постоянно


background image

подвергались телесным наказаниям, жили в постоянном страхе и
не имели никакой медицинской помощи.

– В некоторых странах Азии родители идут на чудовищные

по своей жестокости деяния ради того, чтобы у них не было
дочерей. В Южной Корее среди новорожденных мальчиков на
14% больше, чем девочек, а в Китае – на 18%. В результате
прерывания нежелательных (поскольку должны были родиться
девочки) беременностей и умерщвления новорожденных
девочек в Китае и в Индии мир недосчитался 76 миллионов
женщин… Вы только вдумайтесь в эту цифру – 76 миллионов…
(Klasen, 1994; Kristof, 1993).

И все-таки гендерная и расовая дискриминация в

современном мире не такое распространенное явление, каким
она была ещё четыре десятилетия назад (рис. 9.4).

Рис. 9.4.

 Рост числа сторонников равноправия гомосексуалистов в сфере

труда (по данным Института Гэллапа, Emerging Trends, 1997)

Тем не менее исследователи, использующие методики,

чувствительные к скрытым формам предвзятости, продолжают
повсеместно выявлять её. А в некоторых частях света гендерные
предрассудки принимают поистине ужасающие формы. А это
значит, что от нас требуется внимательное отношение к
проблеме предрассудков и точное знание причин их
возникновения.


background image

РЕЗЮМЕ

Стереотипы

– это

представления

о другой группе,

представления, которые могут быть верными и неверными; они
могут быть также результатом чрезмерного обобщения, но
одновременно могут и содержать в себе некое «рациональное
зерно».

Предрассудок –

это предвзятая негативная

установка

.

Дискриминацией

называется неоправданно негативное

поведение

. Терминами

расизм

и

сексизм

обозначаются

проявления предвзятых установок индивида, предвзятое
поведение или репрессивная институционализированная
практика (даже если следование предрассудкам
непреднамеренное).

Стереотипные убеждения, установки, основанные на

предрассудках, и дискриминационное поведение уже очень
давно отравляют человеческое существование. Судя по тому,
как американцы в течение последних 40 лет отвечают на
вопросы интервьюеров во время проведения опросов
общественного мнения, их предрассудки в отношении женщин и
чернокожих сограждан существуют ныне в скрытых формах.
Тем не менее использование чувствительных методик и
косвенных способов оценки установок индивидов и их
поведения все же выявляют живучие гендерные стереотипы и
весьма значительное количество замаскированной расовой и
гендерной предвзятости. Хоть предрассудки и утратили былую
очевидность, они все ещё дают о себе знать.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРЕДРАССУДКОВ

Какие социальные условия благоприятствуют

предрассудкам? Как общество поддерживает их?

У предрассудков есть несколько источников, ибо они

исполняют несколько функций. Предрассудок может выражать
наше ощущение собственного Я и добиваться расположения
общества. Он может защищать наше Я от беспокойства,
вызванного неуверенностью в собственной безопасности или
внутренним конфликтом. Поддерживая то, что доставляет нам


background image

удовольствие, и противодействуя тому, что не доставляет его,
предрассудок может также благоприятствовать нашему
интересу к самим себе. Начнем с обсуждения того, как
предрассудок может защищать самооценку и социальный
статус.

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

С

ОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ПРЕДРАССУДКИ

Принцип, который следует запомнить:

социальное

неравенство – благодатная почва для предрассудков

. Хозяева

считают рабов ленивыми, безответственными и
безынициативными, т. е. они приписывают им именно такие
черты, которые оправдывают рабство. У историков нет единого
мнения о том, какие именно силы создают социальное
неравенство. Но когда оно возникает, предрассудки помогают
оправдать экономическое и социальное превосходство тех, в
чьих руках богатство и власть. Скажите мне, какие
экономические отношения связывают две группы, и я предскажу
межгрупповые установки. Стереотипы оправдывают социальное
неравенство (Yzerbyt et al., 1997).

«Предрассудки невозможно искоренить, они живут до тех

пор, пока не исчезнут сами собой по той или иной причине.

Уильям Хазлитт

(1778-1830), «О предрассудках»«

Примерам несть числа. До недавнего времени предрассудки

сильнее ощущались в тех регионах, в которых когда-то
существовало рабство. В XIX в. европейские политики и
писатели оправдывали захватническую политику
империалистических государств тем, что народы, населяющие
колонии, «ниже по уровню развития», «нуждаются в защите» и
представляют собой «бремя», которое эти государства
вынуждены нести (G. W. Allport, 1958, р. 204-205). Четыре
десятилетия тому назад социолог Элен Мейер Хакер писала о
том, как стереотипные представления об афроамериканцах и о
женщинах помогают оправдывать более низкий социальный
статус и тех и других: многие считают и чернокожих, и женщин


background image

умственно неполноценными, слишком эмоциональными,
примитивными и довольными своим подчиненным положением.
Афроамериканцы – «низшая раса», женщины – «слабые».
Положение, которое занимают афроамериканцы, – именно то,
что им и нужно, а женщины должны заниматься домашним
хозяйством.

При таком подходе разделение сексизма на «враждебный» и

«благожелательный», предложенное Питером Гликом и Сьюзн
Фиске, можно распространить и на прочие предрассудки. Мы
воспринимаем другие группы как компетентные или
привлекательные, но редко – как компетентные

и

привлекательные. Мы уважаем компетентность тех, чей статус
выше нашего собственного, и симпатизируем тем, кто смирился
со своим более низким, чем наш, статусом. По мнению Фиске и
её коллег, в США уважают выходцев из Азии, евреев,
целеустремленных афроамериканцев, женщин и
гомосексуалистов, но сказать, что им симпатизируют, нельзя
(Fiske et al., 1999). Афроамериканцы и американцы испанского
происхождения, как правило, занимающие подчиненное
положение, женщины, не стремящиеся делать карьеру,
женственные гомосексуалисты и инвалиды традиционно
считаются менее компетентными, но их любят за
эмоциональность, духовность, артистизм или за успехи в спорте.

«Человеку свойственно ненавидеть тех, кому он причиняет

зло.

Тацит

, Агрикола»

Когда возникают конфликты, установки легко «подгоняются»

под поведение. Люди нередко воспринимают своих врагов как
«недочеловеков» и деперсонифицируют их с помощью ярлыков.
Во время Второй мировой войны японцы стали «узкоглазыми
япошками», а после её окончания превратились в
«интеллигентных, трудолюбивых японцев». Установки
удивительно адаптивны. Как уже не раз отмечалось в
предыдущих главах, акты насилия формируют соответствующие
установки.