ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13731
Скачиваний: 41
стимулирование сотрудничества и обращаться к
альтруистическим чувствам людей.
Когда люди конкурируют за ограниченные ресурсы,
человеческие отношения нередко тонут в море предрассудков и
враждебности. Результаты знаменитых экспериментов
Музафера Шерифа свидетельствуют о том, что конкуренция, в
которой победа одного означает поражение другого, быстро
превращает незнакомых людей во врагов, порождая
несдерживаемую воинственность даже у мальчиков, которые в
иных условиях вполне контактны.
Конфликты возникают и тогда, когда люди чувствуют, что с
ними поступают несправедливо. Согласно теории баланса,
«справедливость» для людей – это распределение
вознаграждения пропорционально вкладам. Конфликты
возникают, если люди выражают несогласие с оценкой их
вкладов, а следовательно и с тем, что вознаграждения
распределены справедливо.
Нередко конфликты содержат лишь небольшое рациональное
зерно действительно несовместимых друг с другом целей,
окруженное толстым слоем искаженного восприятия
конфликтующими сторонами мотивов и целей друг друга. Часто
конфликтующие стороны зеркально воспринимают друг друга.
Если обе стороны считают, что «мы стремимся к миру, а они
мечтают о войне», каждая из них может относиться к другой
так, что в конце концов спровоцирует её на демонстрацию
враждебности и получит подтверждение своих ожиданий.
Международные конфликты нередко подпитываются иллюзией
«злонамеренный лидер – хороший народ».
ПРИМИРЕНИЕ
Деструктивный конфликт – порождение сил зла. Однако
есть силы, способные разрешить конфликт конструктивно.
Что же это за силы, создающие мир и гармонию?
Выше было рассказано о том, как социальные ловушки,
конкуренция, воспринимаемая несправедливость и искаженное
восприятие разжигают конфликты. Картина, конечно,
мрачноватая, но не безнадежная. Бывает, – если вражда
превращается в дружбу, – что сжатые кулаки превращаются в
ладони, протянутые для рукопожатия. Внимание социальных
психологов сосредоточено на четырех стратегиях, помогающих
врагам стать друзьями. Их легко запомнить как четыре «К»
примирения: контакт, кооперация, коммуникация и консилиация
(умиротворение).
КОНТАКТ
Что произойдет, если два конфликтующих человека или две
конфликтующие группы вступят в тесный контакт? Поможет ли
это им лучше узнать друг друга и проникнуться взаимной
симпатией? Может быть, да, а возможно, и нет. Из главы 3 нам
известно, что негативные ожидания делают наши суждения
пристрастными и вызывают самоосуществляющееся
пророчество. Но нам также известно и другое (см. главу 11):
территориальная близость в сочетании со взаимодействием,
ожиданием этого взаимодействия или сам факт присутствия
индивида способны усилить симпатию. Из главы 4 мы узнали,
что вульгарный расизм – в полном соответствии с тезисом
«установки есть следствие поведения» – пошел на убыль после
того, как было покончено с десегрегацией. Если сейчас этот
принцип социальной психологии кажется очевидным,
вспомните, что именно так всегда и бывает после того, как что-
то становится нам известно. В 1896 г. тезис о том, что
десегрегация может повлиять на расовые установки, отнюдь не
казался Верховному суду США очевидным. В то время
очевидным казалось совсем другое, а именно:
«законодательство не в силах искоренить расовые инстинкты»
(из вердикта по делу «Плесси против Фергюсона»).
«Нам больше известно о войне и о том, как убивать, чем о
мире и о том, как жить. Генерал
Омар Брэдли
(1893-1981),
бывший начальник генштаба армии США»
В США в течение последних трех десятилетий сегрегация и
расовые предрассудки шли на убыль одновременно. Можно ли
утверждать, что межрасовые контакты стали причиной
улучшения установок? Повлияли ли они на тех, кто на
собственном опыте узнал, что такое десегрегация?
У
ЛУЧШАЕТ ЛИ ДЕСЕГРЕГАЦИЯ РАСОВЫЕ УСТАНОВКИ
?
Школьная десегрегация принесла вполне реальную,
поддающуюся измерению пользу, в частности, в колледжах
увеличилось число чернокожих студентов и выпускников
(Stephan, 1988). Привела ли десегрегация в таких сферах, как
образование, проживание и работа, также к благоприятным
социальным
результатам? Однозначно ответить на этот вопрос
нельзя.
С одной стороны, результаты многих исследований,
проведенных вскоре после того, как по окончании Второй
мировой войны началась десегрегация, позволяют говорить о
существенном улучшении отношения белых американцев к
афроамериканцам. Межрасовые контакты способствовали
уменьшению предрассудков; сказанное в одинаковой мере
относится к служащим и посетителям супермаркетов, к морякам
торгового флота, к чиновникам правительственных учреждений,
к офицерам полиции, к людям, живущим по соседству, и к
студентам (Amir, 1969; Pettigrew, 1969). Так, незадолго до
окончания Второй мировой войны в армии были частично
десегрегированы несколько стрелковых рот (Stouffer et al.,
1949). Когда был проведен опрос, оказалось, что в тех ротах,
которых не коснулась десегрегация, её одобряют 11% белых
солдат, а в тех, где она была проведена частично, – 60%.
Аналогичные результаты были получены Мортоном Дойчем
и Мэри Коллинз, которым, словно по специальному заказу,
представилась прекрасная возможность провести полевое
исследование (Deutsch & Collins, 1951). В соответствии с
законом, принятом в штате Нью-Йорк, город Нью-Йорк
десегрегировал муниципальное жилье, и представители разных
рас начали селиться в одних и тех же домах. На другом берегу
Гудзона, в Нью-Арке, белые и чернокожие граждане получали
муниципальные квартиры в разных домах. После проведения
опроса оказалось, что белые женщины, жившие по соседству с
афроамериканцами, значительно более активно поддерживали
десегрегацию и отмечали, что их отношение к чернокожим
улучшилось. Гипертрофированные стереотипы не выдержали
столкновения с реальностью. Одна из респонденток сказала:
«Мне это даже нравится. Я поняла, что они такие же люди, как
мы».
Результаты научных исследований, подобные этим, повлияли
и на решение о десегрегации школ, принятое Верховным судом
США в 1954 г., и на движение за гражданские права,
развернувшееся в 1960-е гг. (Pettigrew, 1986). Что же касается
результатов изучения школьной десегрегации, то они оказались
менее оптимистическими. Изучив все доступные публикации,
Уолтер Стивен пришел к выводу: десегрегация не оказала
существенного влияния на расовые установки (Stephan, 1986).
Что касается афроамериканцев, то для них наиболее ощутимым
следствием десегрегации среднего образования явилось
увеличение шансов на обучение в десегрегированных (или
предназначенных преимущественно для белых) колледжах, на
проживание в десегрегированных домах и микрорайонах и на
работу в десегрегированных организациях.
Многие программы обмена студентами тоже оказались не
очень результативными в том, что касается позитивного влияния
на отношение студентов к принимающим странам. Например,
когда энергичные американские студенты обучаются во
Франции и живут вместе с другими американцами, их
стереотипы в отношении Франции остаются практически
неизменными (Stroebe et al., 1988). То же самое можно сказать и
о ненависти руандийских хуту к их соседям, тутси, которая не
уменьшилась, несмотря на контакт между этими племенами, и о
сексизме многих мужчин, живущих в постоянном контакте с
женщинами. Возможно, люди способны с большей легкостью
демонстрировать презрительное отношение к гомосексуалистам
или иммигрантам, которых видят впервые в жизни, но они могут
относиться с пренебрежением и к тем, кого регулярно
встречают.
Так что в некоторых случаях десегрегация способствует
изживанию предрассудков, а в некоторых – нет. Это
несовпадение результатов разожгло «детективный азарт»
исследователей. В чем причина? До сих пор мы рассматривали
все случаи десегрегации вместе. В реальной же жизни
десегрегация реализуется разными способами и в разных
условиях, сильно отличающихся друг от друга.
В
КАКИХ СЛУЧАЯХ ДЕСЕГРЕГАЦИЯ УЛУЧШАЕТ РАСОВЫЕ
УСТАНОВКИ
?
Может ли количество межрасовых контактов быть одним из
факторов? Судя по всему, – да. Чтобы понять, с кем дети данной
расы обедают, бездельничают и разговаривают, исследователи
посетили десятки десегрегированных школ. Контакты зависят от
расовой принадлежности. Белые преимущественно общаются с
белыми, чернокожие – с чернокожими (Schofield, 1982; 1986).
Школьные программы, нацеленные на выявление способных
детей, нередко способствуют ресегрегации: появляются классы,
в которых академически успешные белые дети составляют
большинство.
Дружба.
Более обнадеживающие результаты первых
исследований свидетельствуют о том, что, в отличие от
совместного обучения в школах, совместная работа (служащие
магазинов), служба в армии и совместное проживание с
присущими им многочисленными межрасовыми контактами
весьма существенно снижают уровень противостояния,
характерный для начальных межгрупповых контактов.
Аналогичные результаты получены и при изучении
продолжительных личных контактов между белыми и
чернокожими заключенными или между белыми и чернокожими
девушками, которые вместе отдыхают в десегрегированном
летнем лагере (Clore et al., 1978; Foley, 1976). Что же касается