ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13718
Скачиваний: 41
Какой вывод можно сделать из всех этих исследований,
общее количество которых, по данным Друкмана и Бьёрка,
составляет 818 (Druckman & Bjork, 1994)? Дети, обучающиеся в
сотрудничестве, приобретают не только академические знания,
но и кое-что другое. По мнению Славина и Роберта Купера,
обучение в сотрудничестве «благоприятствует академическим
успехам всех учащихся и одновременно улучшает
внутригрупповые отношения между детьми, принадлежащими к
разным расам и этническим группам». Аронсон пишет о том,
что «дети, обучающиеся в условиях взаимозависимости по
“методу мозаики”, лучше относятся друг к другу, больше любят
свою школу и имеют более высокие самооценки, чем дети,
обучающиеся по традиционным методикам» (Aronson, 1980, р.
232).
{
Сотрудничество и мир.
Исследователи идентифицировали
более 40 миролюбивых сообществ – сообществ, в которых
вообще нет или практически нет зафиксированных случаев
насилия. Анализ 25 из них, в том числе и сообщества амишей
[Амиши – христианская секта, отделившаяся в XVII в. от секты
менонитов. Предпочитают простую одежду и простую пищу и
равнодушны к благам цивилизации. Занимаются
преимущественно сельским хозяйством. –
Примеч. перев.
], дом
которых представлен на этой фотографии, позволяет говорить о
том, что мировоззрение большинства из них основано
преимущественно не на конкуренции, а на сотрудничестве.
(
Источник
: Bonta, 1997)}
Обучение в сотрудничестве благоприятствует и расцвету
межрасовых дружеских отношений. Дети, принадлежащие к
национальным меньшинствам, начинают лучше учиться
(возможно, потому, что им помогают одноклассники). По
окончании экспериментов многие педагоги продолжают
работать по методикам, предполагающим сотрудничество
учащихся (D. W. Johnson et al., 1981; Slavin, 1990). «Очевидно,
что из всех известных нам сегодня способов улучшения
межрасовых отношений в десегрегированной школе обучение в
сотрудничестве – самый эффективный», – писал Джон Мак-
Конахи, специалист по межрасовым отношениям (McConahay,
1981).
Уместно ли в данном случае выражение «Так я и знал»? Ведь
в 1954 г,, в то самое время, когда Верховный суд США
принимал решение о десегрегации школ, Гордон Оллпорт
выражал мнение многих социальных психологов, говоря, что
«Предрассудки… можно победить с помощью равноправных
контактов между представителями большинства и меньшинства,
добивающимися достижения общих целей» (Allport, 1954, р.
281). Эксперименты по обучению в сотрудничестве подтвердили
пророческие слова Оллпорта и внушили оптимизм Роберту
Славину: «Спустя 30 лет после того, как Оллпорт заложил
основы обучения в сотрудничестве и сформулировал его
принципы, у нас наконец появились практические, доказавшие
свою эффективность методы, с помощью которых теория
контакта может быть внедрена в десегрегированных школах»
(Slavin, 1985).
«Парниковый эффект, разрушение озонового слоя и
глобальный экологический кризис – вот что более всего
угрожает этой стране и всему миру… Потребуется
беспрецедентное по своим масштабам сотрудничество. Но мы
знаем, что нужно делать. Вице-президент
Альберт Гор
, 1989»
Итак, сотрудничество и равноправные контакты оказывают
позитивное влияние на подростков в летнем лагере, на
управленцев промышленных предприятий, на студентов
колледжей и на школьников. Можно ли распространить этот
принцип на все человеческие отношения независимо от их
уровня? Способствуют ли объединению семей такие совместные
действия, как обработка земли, ремонт старого дома или
плавание на небольшом парусном судне? Благоприятствуют ли
общинной идентификации возведение хозяйственных построек,
хоровое пение или совместное подбадривание своей футбольной
команды? Улучшится ли взаимопонимание между странами,
если они станут сотрудничать в сфере науки, в освоении
космоса, если они объединят свои усилия в борьбе с голодом и
за сбережение природных ресурсов, если граждане разных стран
будут общаться и дружить друг с другом? Есть немало
свидетельств в пользу того, что на все эти вопросы можно
ответить утвердительно (Brewer & Miller, 1988; Desforges et al.,
1991; 1997; Deutsch, 1985; 1994). А это значит, что перед нашим
разобщенным миром стоит важная задача – признать, что у нас
есть общие экстраординарные цели, определить их и
разработать план совместных действий, направленных на их
достижение.
Г
ЕНЕРАЛИЗАЦИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК
Если у нас есть и сотрудничество, и равноправные контакты с
некоторыми членами другой группы, распространим ли мы свое
расположение к этим людям на всю группу в целом? Если у нас
установились хорошие отношения с кем-либо из другой группы,
значит ли это, что мы и ко всей группе тоже относимся
позитивно? Если североирландские фермеры, католики и
протестанты, объединяют усилия, чтобы сделать свой труд
более производительным, или сообща поддерживают команду
регбистов из Ольстера, играющую с французами, можно ли
рассчитывать на то, что они вообще станут лучше относиться ко
всем протестантам (или ко всем католикам)? Судя по всему, да,
если:
– другие члены нашей группы тоже показывают примеры
дружеских отношений с членами другой группы (Wright et al.,
1997);
– мы воспринимаем тех членов другой группы, с которыми
дружим, скорее как её типичных представителей, а не как
исключения (Desforges et al., 1997);
– мы ассоциируем тех, кто нам симпатичен, с их группой
(Vivian et al., 1997; Pettigrew, 1998).
Сначала мы предпочитаем взаимодействовать с теми людьми
из другой группы, групповая идентификация которых
минимальна, т. е. с теми, кто, как нам кажется, общается с нами
из чувства симпатии, а не потому, что, будучи другими,
отличными от нас, боятся исходящей от нас угрозы. Но если мы
намерены распространить свои позитивные чувства на всю
группу, наступает момент, когда их групповая идентификация
должна стать заметной. Эффективную последовательность
стадий наглядно иллюстрирует один эксперимент, в котором
белые испытуемые с ярко выраженными расовыми
предрассудками управляли воображаемой сетью железных
дорог вместе с двумя другими испытуемыми – белым и
чернокожим (на самом деле это были помощники
экспериментатора) (Cook, 1984). Всего было проведено 40
опытов. По мере того как они вместе добивались успехов,
терпели неудачи и получали премиальные, белые испытуемые
проникались симпатией к своим новым друзьям. Когда
взаимопонимание было достигнуто, афроамериканец, чтобы
усилить генерализацию, рассказал о случаях расовой
дискриминации из собственной жизни, и его рассказ вызвал
сочувствие у белого участника. К концу этого довольно
продолжительного эксперимента испытуемые не только
прониклись искренней симпатией к своему чернокожему
партнеру, но и приобрели более позитивные расовые установки,
чем испытуемые из контрольной группы, не имевшие подобного
опыта. Итак, генерализация, проистекающая из позитивных
межрасовых контактов, может быть усилена, если
межгрупповые различия вначале не подчеркиваются, затем
признаются и, наконец, преодолеваются.
Г
РУППОВАЯ И ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ
В реальной жизни нам нередко приходится примирять
несколько идентификаций (Gaertner et al., 1998; Hewstone &
Greenland, 2000; Huo et al., 1996). Сначала мы признаем свою
идентификацию в качестве члена подгруппы (в качестве ребенка
или родителя), затем преодолеваем её и признаем свою
экстраординарную идентификацию (в качестве члена семьи).
Смешанные семьи и транснациональные корпорации заставляют
своих членов и работников задумываться над тем, кем они были
и кем стали. Можно одновременно и гордиться своим
этническим происхождением, и ощущать свою идентификацию
с тем обществом или с той страной, к которым принадлежишь.
Идентификация с подгруппой и социальная сплоченность могут
сосуществовать. Воистину, осознание собственной
принадлежности одновременно к нескольким группам – это путь
к толерантности (Brewer, 2000; Crisp & Hewstone, 1999; 2000).
Как люди, живущие в мультиэтнических культурах, сочетают
свои расовые и этнические идентификации с идентификацией
себя в качестве граждан многонациональной страны? Вот что
пишет по этому поводу Уильям Эдуард Бёркхардт Дюбуа в
своей книге «Душа черного народа»: «Американский негр
[стремится] объединить два своих Я в одно, более совершенное
и истинное Я. Но при этом он не хочет терять ни одного из двух
своих прежних Я… Он не желает африканизировать Америку…
И не хочет отбеливать свою негритянскую душу в потоке белого
американизма… Он хочет лишь одного: чтобы у него была
возможность быть одновременно и негром, и американцем» (W.
Е. В. DuBois, 1903, р. 17).
Проблема крупным планом.
Бранч Рикки, Джекки Робинсон
и десегрегация бейсбола
Те 19 слов, которые были произнесены 10 апреля 1947 г., не
только навсегда изменили лицо бейсбола, но и подвергли
испытанию некоторые принципы социальной психологии. Во
время шестой подачи мяча в показательном матче
Brooklyn
Dodgers
с лидером из низшей лиги радиокомментатор команды
Montreal Royals
Рэд Барбер зачитал заявление президента
Dodgers
Бранча Рикки: «Сегодня
Brooklyn Dodgers
выкупили у
Montreal Royals
контракт Джекки Рузвельта Робинсона, и он
немедленно приступит к исполнению своих обязанностей».
Спустя пять дней Робинсон стал первым с 1887 г. чернокожим
игроком бейсбольной команды высшей лиги. Осенью сбылась
мечта фанатов
Dodgers
: их любимая команда попала в
«Мировую серию». Робинсон, на долю которого выпали и
расистские оскорбления, и запрещенные приемы – удары мячом