Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13687

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

диагноз, легко соответствующим образом интерпретировать
начальные симптомы болезни.

Для многих известных мне врачей внутренние мотивы

выбора этой профессии – помощь людям, научная деятельность
– вскоре «перекрываются» высоким заработком. Проходит
немного времени, и радость исчезает. Основанием для
врачебной практики становится внешнее вознаграждение, и
врач, утратив внутренние мотивы, работает во имя «успеха»,
мерилом которого становится доход.

Предрасположенность в пользу своего Я присутствует

постоянно. Мы, врачи, с готовностью относим на свой счет все
удачи. Но неудачи – неверные диагнозы, безрезультатное
лечение или смерть пациента – мы приписываем чему-либо или
кому-либо другому. Нам была предоставлена неадекватная
информация или с самого начала было ясно, что человек
обречен.

Я также вижу и немало примеров «стойкости убеждений».

Даже тогда, когда людям предъявляют неопровержимые
доказательства чего-либо, например доказательства того, как
именно передается СПИД, они каким-то непостижимым
образом продолжают цепляться за ошибочные представления о
том, что болеют им только гомосексуалисты или что инфекцию
переносят комары и им следует опасаться комариных укусов. И
я спрашиваю себя: как мне более эффективно доводить до
сведения людей то, что им следует знать, чтобы правильно
действовать?

Воистину, наблюдая за установками врачей и за тем, как они

принимают решения, я чувствую себя в гигантской лаборатории
прикладной социальной психологии. Способность проникать в
суть происходящего вокруг нас, которой вооружает нас
социальная психология, бесценна, и я бы настоятельно
советовал будущим врачам изучать эту науку.

Бёртон Ф. Вандерлаан

, Chicago, Illinois

---


background image

«Наука – величайшее противоядие против энтузиазма и

суеверия.

Адам Смит

, Благосостояние наций, 1776»

Я

не

утверждаю, что научный метод способен ответить на все

вопросы, волнующие человека. Есть вопросы, на которые он не
может ответить, и способы познания, которые выходят за
пределы его компетенции. Но наука

является

одним из способов

изучения наших представлений о природе вообще и о природе
человека в частности. Предположения, возникающие под
влиянием наблюдаемых результатов, лучше всего проверять в
ходе систематических наблюдений и экспериментов, которые и
являются основой социальной психологии. Но чтобы не
заниматься тестированием тривиальных вещей, нам нужно
также и творческое воображение (изобретательная гениальность
теоретика). Однако какие бы уникальные и правдоподобные
озарения ни предложила психологическая наука, они могут быть
вдребезги разбиты психологом-исследователем, который
экспериментально проверяет конкурирующие идеи и сравнивает
их между собой. Наука – это всегда сочетание интуиции и
строго регламентированного эксперимента, творческого
озарения и скептицизма.

РЕЗЮМЕ

Диагнозы, которые ставят своим пациентам психиатры и

клинические психологи, а также методы лечения, к которым они
прибегают, подвержены влиянию воспринимаемых ими

иллюзорных взаимосвязей

. Объяснение трудностей,

переживаемых людьми, задним числом порой весьма
соблазнительно. В клинической практике объяснение

post factum

нередко становится причиной чрезмерной самоуверенности.
При контактах клиницистов с пациентами неверные диагнозы
иногда превращаются в

самоподтверждающиеся

, поскольку

клиницисты склонны вытягивать из пациентов и вспоминать из
своей практики информацию, подтверждающую именно тот
диагноз, который они хотят подтвердить.

Результаты изучения ошибок, которые так легко можно

обнаружить в интуитивных суждениях, свидетельствуют о том,


background image

насколько необходимо системное тестирование выводов,
сделанных на основании интуиции. Научный метод не может
ответить на все вопросы и сам подвержен воздействию
необъективности. Однако, к счастью, он может помочь нам
отделить истину от заблуждения.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Одна из областей психологии, наиболее интересных для

исследователя, – изучение когнитивных процессов,
сопровождающих расстройства психики. Что представляют
собой память, атрибуции и ожидания людей, пребывающих в
состоянии депрессии, а также людей одиноких, застенчивых
или склонных к болезням?

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ДЕПРЕССИЯ

Все мы знаем по собственному опыту, что люди в состоянии

депрессии склонны к негативному мышлению. Они все видят в
мрачных тонах. Для людей в состоянии тяжелой депрессии, для
тех, кто чувствует себя никчемным, кто пассивен и не
интересуется ни семьей, ни друзьями и не может нормально ни
спать, ни есть, – негативное мышление становится источником
самообмана. Их исключительно пессимистический взгляд на
жизнь приводит к тому, что они преувеличивают значение
плохих событий и недооценивают роль хороших. Вот что
говорит о себе находящаяся в состоянии депрессии молодая
женщина: «Настоящая “Я” – никчемная и неадекватная. Я не
могу продолжить начатую работу, потому что сомнения
парализуют меня» (Burns, 1980, р. 29).

И

СКАЖЕНИЕ ИЛИ РЕАЛИЗМ

?

Можно ли сказать, что все люди в состоянии депрессии

неадекватно негативны? Чтобы ответить на этот вопрос, Лорен
Аллой и Лин Абрамсон провели эксперимент, в котором
приняли участие студенты колледжа, либо находившиеся в
состоянии легкой депрессии, либо нет (Alloy & Abramson, 1979).
Исследователи просили испытуемых обратить внимание,


background image

имеется ли связь между нажатием ими кнопки и включением
света. К их удивлению, студенты в состоянии депрессии были
очень точны в определении степени их контроля над ситуацией,
чего никак нельзя было сказать о здоровых студентах: их
суждения были искажены, и они преувеличивали свои
возможности контролировать происходящее. Этот
удивительный феномен –

депрессивный реализм

, – названный

«эффектом более грустного, но более мудрого», проявляется в
различных суждениях людей об их контроле над ситуациями
или об их навыках (Ackerman & DeRubeis, 1991; Alloy et al.,
1990). Вот что пишет по этому поводу Шелли Тэйлор (Taylor,
1989, р. 214):

«Жизнь – это искусство обманываться.

Уильям Хэзлитт

(1778-1830)»

«Нормальные люди преувеличивают и свою компетентность,

и любовь к ним окружающих. Люди в состоянии депрессии –
никогда. Нормальные люди помнят свои прежние поступки в
приукрашенном виде, люди в состоянии депрессии [за
исключением переживающих глубокую депрессию] более
объективно оценивают и свои прежние успехи, и неудачи.
Здоровые люди характеризуют себя преимущественно
положительно, люди в состоянии депрессии описывают как свои
достоинства, так и недостатки. Здоровые люди склонны ставить
себе в заслугу все успешные результаты и отрицать свою вину
за неудачи. Люди в состоянии депрессии берут на себя
ответственность как за успехи, так и за неудачи. Здоровые люди
преувеличивают свои возможности контролировать то, что
происходит вокруг них. Люди в состоянии депрессии менее
подвержены влиянию иллюзии контроля. Здоровые верят в то,
что в будущем их ждет множество хороших событий и совсем
немного плохих, и эта вера настолько сильна, что может быть
названа необоснованным оптимизмом. Что же касается людей в
состоянии депрессии, то они воспринимают собственное
будущее более адекватно. Можно сказать, что практически во
всех тех ситуациях, в которых нормальные люди
демонстрируют завышенные самооценки, иллюзии контроля и


background image

необоснованный оптимизм относительно своего будущего,
люди в состоянии депрессии не проявляют подобной
предвзятости. Похоже, что термин «более грустный, но более
мудрый» действительно приложим к депрессии.»

Социальная психология в моей жизни

Познакомившись с теорией атрибуции, я был вынужден

критически оценить свои академические успехи. Я понял, что
если в некоторых случаях результаты превосходили мои
ожидания, я приписывал свой непропорционально большой
успех факторам, которые не имели ничего общего с моими
личными усилиями, – везенью, «мягкотелости» преподавателя
или слишком легким вопросам. Если же мои успехи были более
чем скромными, я нередко приписывал их действию таких
стабильных факторов, как «отсутствие способностей к данной
дисциплине». Поняв, какое влияние оказывали на меня эти
негативные мысли, я задался целью изменить свои установки и
поведение. Я начал с того, что составил перечень факторов,
связанных с моей учебой, которые я мог контролировать. И я
понял, что мои успехи напрямую зависят от того, как я
распределяю свое время, как организую его и сколько времени
трачу на занятия. Эта самооценка помогла мне сформировать
более позитивные установки относительно моих способностей и
начать лучше контролировать свое отношение к занятиям. В
результате я стал более дисциплинированным, более уверенным
в себе, а мой труд стал более производительным. Все это
пригодится мне при изучении медицины.

Тайрон Уильямс

, Wesleyan University, 1994.

---

«Если энергичный оптимист ждет, что что-то произойдет и он

получит от этого удовольствие, скорее всего, так и будет –
событие и произойдет, и доставит ему удовольствие; а у
равнодушного человека или у того, кто в состоянии депрессии,
похоже, все наоборот.

Аристотель

, Искусство риторики»