ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13687
Скачиваний: 41
диагноз, легко соответствующим образом интерпретировать
начальные симптомы болезни.
Для многих известных мне врачей внутренние мотивы
выбора этой профессии – помощь людям, научная деятельность
– вскоре «перекрываются» высоким заработком. Проходит
немного времени, и радость исчезает. Основанием для
врачебной практики становится внешнее вознаграждение, и
врач, утратив внутренние мотивы, работает во имя «успеха»,
мерилом которого становится доход.
Предрасположенность в пользу своего Я присутствует
постоянно. Мы, врачи, с готовностью относим на свой счет все
удачи. Но неудачи – неверные диагнозы, безрезультатное
лечение или смерть пациента – мы приписываем чему-либо или
кому-либо другому. Нам была предоставлена неадекватная
информация или с самого начала было ясно, что человек
обречен.
Я также вижу и немало примеров «стойкости убеждений».
Даже тогда, когда людям предъявляют неопровержимые
доказательства чего-либо, например доказательства того, как
именно передается СПИД, они каким-то непостижимым
образом продолжают цепляться за ошибочные представления о
том, что болеют им только гомосексуалисты или что инфекцию
переносят комары и им следует опасаться комариных укусов. И
я спрашиваю себя: как мне более эффективно доводить до
сведения людей то, что им следует знать, чтобы правильно
действовать?
Воистину, наблюдая за установками врачей и за тем, как они
принимают решения, я чувствую себя в гигантской лаборатории
прикладной социальной психологии. Способность проникать в
суть происходящего вокруг нас, которой вооружает нас
социальная психология, бесценна, и я бы настоятельно
советовал будущим врачам изучать эту науку.
Бёртон Ф. Вандерлаан
, Chicago, Illinois
---
«Наука – величайшее противоядие против энтузиазма и
суеверия.
Адам Смит
, Благосостояние наций, 1776»
Я
не
утверждаю, что научный метод способен ответить на все
вопросы, волнующие человека. Есть вопросы, на которые он не
может ответить, и способы познания, которые выходят за
пределы его компетенции. Но наука
является
одним из способов
изучения наших представлений о природе вообще и о природе
человека в частности. Предположения, возникающие под
влиянием наблюдаемых результатов, лучше всего проверять в
ходе систематических наблюдений и экспериментов, которые и
являются основой социальной психологии. Но чтобы не
заниматься тестированием тривиальных вещей, нам нужно
также и творческое воображение (изобретательная гениальность
теоретика). Однако какие бы уникальные и правдоподобные
озарения ни предложила психологическая наука, они могут быть
вдребезги разбиты психологом-исследователем, который
экспериментально проверяет конкурирующие идеи и сравнивает
их между собой. Наука – это всегда сочетание интуиции и
строго регламентированного эксперимента, творческого
озарения и скептицизма.
РЕЗЮМЕ
Диагнозы, которые ставят своим пациентам психиатры и
клинические психологи, а также методы лечения, к которым они
прибегают, подвержены влиянию воспринимаемых ими
иллюзорных взаимосвязей
. Объяснение трудностей,
переживаемых людьми, задним числом порой весьма
соблазнительно. В клинической практике объяснение
post factum
нередко становится причиной чрезмерной самоуверенности.
При контактах клиницистов с пациентами неверные диагнозы
иногда превращаются в
самоподтверждающиеся
, поскольку
клиницисты склонны вытягивать из пациентов и вспоминать из
своей практики информацию, подтверждающую именно тот
диагноз, который они хотят подтвердить.
Результаты изучения ошибок, которые так легко можно
обнаружить в интуитивных суждениях, свидетельствуют о том,
насколько необходимо системное тестирование выводов,
сделанных на основании интуиции. Научный метод не может
ответить на все вопросы и сам подвержен воздействию
необъективности. Однако, к счастью, он может помочь нам
отделить истину от заблуждения.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Одна из областей психологии, наиболее интересных для
исследователя, – изучение когнитивных процессов,
сопровождающих расстройства психики. Что представляют
собой память, атрибуции и ожидания людей, пребывающих в
состоянии депрессии, а также людей одиноких, застенчивых
или склонных к болезням?
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ДЕПРЕССИЯ
Все мы знаем по собственному опыту, что люди в состоянии
депрессии склонны к негативному мышлению. Они все видят в
мрачных тонах. Для людей в состоянии тяжелой депрессии, для
тех, кто чувствует себя никчемным, кто пассивен и не
интересуется ни семьей, ни друзьями и не может нормально ни
спать, ни есть, – негативное мышление становится источником
самообмана. Их исключительно пессимистический взгляд на
жизнь приводит к тому, что они преувеличивают значение
плохих событий и недооценивают роль хороших. Вот что
говорит о себе находящаяся в состоянии депрессии молодая
женщина: «Настоящая “Я” – никчемная и неадекватная. Я не
могу продолжить начатую работу, потому что сомнения
парализуют меня» (Burns, 1980, р. 29).
И
СКАЖЕНИЕ ИЛИ РЕАЛИЗМ
?
Можно ли сказать, что все люди в состоянии депрессии
неадекватно негативны? Чтобы ответить на этот вопрос, Лорен
Аллой и Лин Абрамсон провели эксперимент, в котором
приняли участие студенты колледжа, либо находившиеся в
состоянии легкой депрессии, либо нет (Alloy & Abramson, 1979).
Исследователи просили испытуемых обратить внимание,
имеется ли связь между нажатием ими кнопки и включением
света. К их удивлению, студенты в состоянии депрессии были
очень точны в определении степени их контроля над ситуацией,
чего никак нельзя было сказать о здоровых студентах: их
суждения были искажены, и они преувеличивали свои
возможности контролировать происходящее. Этот
удивительный феномен –
депрессивный реализм
, – названный
«эффектом более грустного, но более мудрого», проявляется в
различных суждениях людей об их контроле над ситуациями
или об их навыках (Ackerman & DeRubeis, 1991; Alloy et al.,
1990). Вот что пишет по этому поводу Шелли Тэйлор (Taylor,
1989, р. 214):
«Жизнь – это искусство обманываться.
Уильям Хэзлитт
(1778-1830)»
«Нормальные люди преувеличивают и свою компетентность,
и любовь к ним окружающих. Люди в состоянии депрессии –
никогда. Нормальные люди помнят свои прежние поступки в
приукрашенном виде, люди в состоянии депрессии [за
исключением переживающих глубокую депрессию] более
объективно оценивают и свои прежние успехи, и неудачи.
Здоровые люди характеризуют себя преимущественно
положительно, люди в состоянии депрессии описывают как свои
достоинства, так и недостатки. Здоровые люди склонны ставить
себе в заслугу все успешные результаты и отрицать свою вину
за неудачи. Люди в состоянии депрессии берут на себя
ответственность как за успехи, так и за неудачи. Здоровые люди
преувеличивают свои возможности контролировать то, что
происходит вокруг них. Люди в состоянии депрессии менее
подвержены влиянию иллюзии контроля. Здоровые верят в то,
что в будущем их ждет множество хороших событий и совсем
немного плохих, и эта вера настолько сильна, что может быть
названа необоснованным оптимизмом. Что же касается людей в
состоянии депрессии, то они воспринимают собственное
будущее более адекватно. Можно сказать, что практически во
всех тех ситуациях, в которых нормальные люди
демонстрируют завышенные самооценки, иллюзии контроля и
необоснованный оптимизм относительно своего будущего,
люди в состоянии депрессии не проявляют подобной
предвзятости. Похоже, что термин «более грустный, но более
мудрый» действительно приложим к депрессии.»
Социальная психология в моей жизни
Познакомившись с теорией атрибуции, я был вынужден
критически оценить свои академические успехи. Я понял, что
если в некоторых случаях результаты превосходили мои
ожидания, я приписывал свой непропорционально большой
успех факторам, которые не имели ничего общего с моими
личными усилиями, – везенью, «мягкотелости» преподавателя
или слишком легким вопросам. Если же мои успехи были более
чем скромными, я нередко приписывал их действию таких
стабильных факторов, как «отсутствие способностей к данной
дисциплине». Поняв, какое влияние оказывали на меня эти
негативные мысли, я задался целью изменить свои установки и
поведение. Я начал с того, что составил перечень факторов,
связанных с моей учебой, которые я мог контролировать. И я
понял, что мои успехи напрямую зависят от того, как я
распределяю свое время, как организую его и сколько времени
трачу на занятия. Эта самооценка помогла мне сформировать
более позитивные установки относительно моих способностей и
начать лучше контролировать свое отношение к занятиям. В
результате я стал более дисциплинированным, более уверенным
в себе, а мой труд стал более производительным. Все это
пригодится мне при изучении медицины.
Тайрон Уильямс
, Wesleyan University, 1994.
---
«Если энергичный оптимист ждет, что что-то произойдет и он
получит от этого удовольствие, скорее всего, так и будет –
событие и произойдет, и доставит ему удовольствие; а у
равнодушного человека или у того, кто в состоянии депрессии,
похоже, все наоборот.
Аристотель
, Искусство риторики»