ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13684
Скачиваний: 41
Большинство людей нервничают, когда проходят отборочное
собеседование при поступлении на очень привлекательную для
них работу, или в первый раз назначают свидание, или когда им
нужно войти в комнату, где очень много незнакомых людей,
что-то выполнить перед аудиторией, мнение которой важно для
них, или выступить с речью, причем страх перед публичным
выступлением является наиболее распространенной фобией.
Некоторые люди, и в первую очередь застенчивые или легко
смущающиеся, страшатся едва ли не всех ситуаций, в которых
возможна их оценка. Для таких людей тревожность – скорее
черта характера, чем временное состояние.
Почему мы испытываем тревожность в социальных
ситуациях? Почему некоторые люди – «пленники» собственной
робости? Барри Шленкер и Марк Лири отвечают на эти
вопросы, основываясь на теории самопрезентации (Schlenker &
Leary, 1982b; 1985; Leary & Kowalski, 1995). Как вы, возможно,
помните из материала, изложенного в главах 2 и 4, согласно
теории самопрезентации, мы жаждем представить себя в
наилучшем свете и произвести благоприятное впечатление.
Подтекст социальной тревожности прост:
мы нервничаем, когда
хотим произвести хорошее впечатление, но сомневаемся в
своей способности это сделать
. Этот простой принцип
помогает объяснить многие экспериментальные результаты,
каждый из которых наверняка находит подтверждение в вашем
собственном жизненном опыте. Более всего мы волнуемся,
когда:
– имеем дело с людьми, наделенными властью и
занимающими высокое положение, т. е. с теми, чье мнение о нас
нам небезразлично;
– в ситуациях, когда нас оценивают, например при
знакомстве с родителями жениха или невесты;
– наше чувство самоосознания обострено (застенчивые люди
постоянно находятся в таком состоянии), а наше внимание
сосредоточено на нас самих и на наших действиях;
– в центре происходящего оказывается нечто, важное для
нашего Я-образа; например, профессор университета волнуется,
представляя свои идеи на суд коллег на какой-либо
конференции;
– мы попадаем в новую или неопределенную ситуацию,
например на первый школьный танцевальный вечер или первый
официальный обед, и не очень хорошо знаем, как нужно вести
себя.
Вполне естественно, что во всех этих ситуациях мы
внимательнейшим образом стараемся делать все возможное,
чтобы «не подставить» себя: мало разговариваем, избегаем
касаться тем, в которых некомпетентны, следим за всеми своими
действиями, стараемся ни на чем не настаивать, быть
уступчивыми и улыбаться. Парадокс заключается в том, что
столь сильное желание произвести хорошее впечатление
нередко производит обратное действие (Broome & Wegner, 1994;
Meleshko & Alden, 1993). Однако со временем застенчивые люди
завоевывают большую симпатию. Они менее эгоистичны, а их
скромность, отзывчивость и деликатность дорогого ст
о
ят
(Gough & Thorne, 1986; Paulhus & Morgan, 1997; Shepperd et al.,
1995).
Застенчивость – это форма социальной тревожности, для
которой характерны самоосознание и забота о том, что
подумают окружающие (Anderson & Harvey, 1988; Asendorpf,
1987; Carver & Scheir, 1986). Люди с обостренным чувством
самоосознания, в том числе и многие подростки, в отличие от
уверенных в себе, воспринимают случайные события как
имеющие непосредственное отношение к ним самим (Fenigstein,
1984; Fenigstein & Vanable, 1992). Когда им показывают
человека, который, как им кажется, интервьюирует их (хотя на
самом деле это просто видеозапись интервьюера), они
воспринимают его как менее доброжелательного и не
интересующегося ими (Pozo et al., 1991).
{Социальная тревожность – естественное состояние человека,
когда он хочет произвести хорошее впечатление на значимых
для него собеседников}
Застенчивые, робкие люди склонны также к чрезмерной
персонификации ситуаций, а эта тенденция ведет к чрезмерной
озабоченности, а в предельных случаях – к паранойе. Они
считают, что окружающие внимательнее присматриваются к
ним и придирчивее оценивают их, чем это есть на самом деле.
Если у них не в порядке прическа или какой-то изъян на лице,
им кажется, что все это видят и оценивают их соответственно.
Более того, застенчивые люди отдают себе отчет в том, что их
самоосознание чрезмерно. Они хотели бы перестать волноваться
по поводу того, что постоянно краснеют, по поводу того, что
говорят и думают о них окружающие, или по поводу того, что
не всегда знают, что сказать.
Чтобы избавиться от чувства социальной тревожности,
некоторые люди прибегают к алкоголю. Алкоголь снижает
уровень тревожности, ибо притупляет процесс самоосознания
(Hull & Young, 1983). А это значит, что люди, у которых
самоосознание является «постоянно действующим фактором»,
особенно предрасположены к тому, чтобы пить «с горя». Если
же такие алкоголики проходят соответствующий курс лечения,
то вероятность того, что после очередной неудачи или стресса
они вновь примутся за старое, выше, чем у людей с менее
развитым самоосознанием.
Хотя тревожность и алкогольная зависимость и разные
симптомы, оба могут исполнять функцию препятствий, которые
человек создает себе сам. Сказав про себя, что я нервничаю,
смущаюсь, пребываю в депрессии или нахожусь «под парами»,
человек тем самым находит оправдание своей неудачи (Snyder &
Smith, 1986). Под защитой баррикады из симптомов Я данного
человека оказывается в полной безопасности. «Почему я не
хожу на свидания? Потому что я застенчивая и людям нелегко
понять, какая я на самом деле». Данный симптом выступает в
качестве неосознанной стратегии объяснения негативных
результатов.
А что, если предложить людям доступное альтернативное
объяснение их тревожности и возможных неудач, устранив тем
самым потребность в подобной уловке? Может быть, после
этого они перестанут быть застенчивыми? Именно это и
обнаружили Сьюзн Бродт и Филип Зимбардо, когда, пригласив в
лабораторию застенчивых и незастенчивых студенток колледжа,
попросили их поговорить с красивым мужчиной, который
исполнил роль испытуемого (Brodt & Zimbardo, 1981). Когда, в
ожидании беседы, женщины сидели в небольшой комнате.,
внезапно раздался невероятный шум. Некоторых из застенчивых
женщин (но не всех) предупредили, что этот грохот может
вызвать у них учащенное сердцебиение – наиболее характерный
признак социальной тревожности. В результате, когда эти
женщины позже разговаривали с мужчиной, у них была
возможность приписать и учащенное сердцебиение, и прочие
возникшие при этом трудности именно шуму, а не своей
застенчивости или неадекватности. По сравнению с теми
застенчивыми женщинами, которым не предложили подобного
объяснения, они держались более раскованно: активно
поддерживали разговор и задавали собеседнику вопросы. В
результате мужчина не смог отличить их от незастенчивых
женщин, в то же время тех женщин, которым ничего не было
сказано о последствиях действия шума, он сразу же определил
как застенчивых.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
В современном индустриальном мире по меньшей мере
половина смертей – последствия человеческого поведения:
курения, потребления алкоголя, наркотиков и вредной пищи,
результат реакции на стресс, гиподинамии и несоблюдения
рекомендаций врачей. Усилия, направленные на изучение и
изменение этих «поведенческих составляющих» болезней,
позволили создать новую междисциплинарную науку,
бихевиоральную медицину
. Вклад психологов в эту
пограничную науку – один из её подразделов, который
называется
психология здоровья
. Среди тех, кто занимается
этой областью психологической науки, – многие из 3900
именитых психологов, работающих в медицинских школах
США и Канады. Исследователи, специализирующиеся в области
психологии здоровья, изучают реакции людей на симптомы
заболеваний и влияние стилей объяснения и эмоций на здоровье.
Р
ЕАКЦИИ НА БОЛЕЗНЬ
Как люди приходят к выводу о том, что они больны? Как они
объясняют симптомы, которые чувствуют? Что влияет на их
готовность искать медицинскую помощь и лечиться?
Как замечают симптомы?
Не исключено, что в последнее
время вы испытывали по крайней мере один из следующих
неприятных симптомов: головную боль, боль в желудке,
насморк, мышечную боль или боль в суставах, звон в ушах,
чрезмерную потливость, учащенное сердцебиение,
головокружение, понос или запор или у вас мерзли руки
(Pennebaker, 1982). Подобные симптомы нуждаются в
объяснении. Может быть, они не стоят внимания? Или вы чем-
то больны? И недели не проходит без того, чтобы мы не
изображали из себя докторов и не ставили себе диагноза на
основании тех или иных симптомов.
Замечать сигналы, которые подают наши тела, и
интерпретировать их – это то же самое, что замечать и
интерпретировать сигналы, которые подают нам наши
автомобили. Нередко мы начинаем обращать на них внимание
только тогда, когда они становятся внятными и достаточно
выразительными. Мало кто из нас может по одному-
единственному параметру – по звуку, который издает
работающий двигатель, – сказать, нужно ли менять масло в
автомобиле. Точно так же большинство из нас не очень хорошо
разбираются в том, что касается частоты сокращения сердечной
мышцы, уровня содержания сахара в крови или артериального
давления. Люди судят о своем артериальном давлении по