Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13690

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

2000). Авторы одного аналитического исследования нашли, что
из полутора миллионов обвинительных приговоров, которые
ежегодно выносятся американскими судами, примерно 0,5% –
7500 приговоров – ошибочны, и 4500 из них – следствие ошибок
при опознании (Cutter & Penrod, 1995).

«Уверенность не является показателем достоверности.

Оливер

Уэнделл Холмс

, Сборник юридических документов»

Чтобы оценить точность воспоминаний свидетелей,

необходимо изучить общее количество их «промахов» и
«верных попаданий». Один из способов сбора подобной
информации заключается в инсценировании преступлений,
сравнимых с теми, которые совершаются в реальной жизни, и в
последующем анализе свидетельских показаний.

К настоящему времени уже проведено немало подобных

исследований, и результаты некоторых из них обескураживают.
Например, в Университете штата Калифорния (г. Хэйуорд) при
«нападении» на профессора присутствовали студенты (141
человек). Когда спустя 7 недель Роберт Бакхаут предъявил им
шесть фотографий и попросил опознать нападавшего, 60%
испытуемых выбрали фотографии невинных людей (Buckhout,
1974). Поэтому не приходится удивляться тому, что показания
свидетелей реальных преступлений иногда расходятся. Более
поздние исследования подтвердили вывод о том, что очевидцы
зачастую более уверены в себе, нежели точны в своих
показаниях. Так, студенты в среднем на 74% уверены в
правильности своих воспоминаний о человеке, посетившем как-
то аудиторию, но их воспоминания точны лишь на 55%
(Bornstein & Zickafoose, 1999).

Разумеется, одни свидетели более уверены в себе, нежели

другие. По данным Уэллса и его коллег, присяжные больше
верят именно тем свидетелям, которые уверены в себе. Так что
остается лишь сожалеть о том, что, за исключением самых
благоприятных ситуаций, например тогда, когда преступник
имеет какие-то внешние особенности, уверенность свидетелей
имеет весьма отдаленное отношение к достоверности их


background image

показаний (Lüüs & Wells, 1994; Sporer et al., 1995). У тех
свидетелей, которые, независимо от условий, при которых они
наблюдали за событием, не ошибаются при опознаниях,
интуитивная уверенность действительно коррелирует с
достоверностью показаний (Lindsay et al., 1998). Тем не менее
некоторые люди – правы они или заблуждаются – всегда ведут
себя весьма настойчиво, что, по мнению Майкла Лейппе, и
объясняет, почему ошибающимся свидетелям так часто удается
убедить суд в своей правоте (Leippe, 1994).

В 1972 г. эти выводы наверняка удивили бы членов

Верховного суда США. Как мы теперь понимаем, в своем
постановлении, отражающем позицию судебной системы США
в отношении свидетельских показаний, он допустил серьёзную
ошибку. Согласно этому постановлению, при оценке
достоверности наряду с другими факторами следует принимать
во внимание и «уровень уверенности, которую демонстрирует
свидетель» (Wells & Murray, 1983).

Наше восприятие и наша память – не видеокамеры, поэтому

нет ничего удивительного в том, что мы ошибаемся. Люди
весьма успешно узнают лицо, которое они видели на
фотографии, когда позднее им показывают этот снимок вместе с
другими. Однако к большому удивлению Викки Брюса,
исследователя из Университета города Стерлинга (штат
Колорадо), специализирующегося в этой области,
незначительные изменения угла зрения, выражения лица или
освещенности «создают проблемы для человеческого зрения»
(Bruce, 1998). Мы конструируем свои воспоминания, исходя
частично из того, что воспринимали в тот момент, а частично –
из своих ожиданий, убеждений и из того, что нам известно
сегодня (рис. Б.1 и Б.2).


background image

Рис. Б.1. Иногда видишь именно то, во что веришь.

Ожидания,

соответствующие определенной культурной традиции, влияют на

восприятие, на запоминание и на показания. В 1947 г., экспериментально

изучая распространение слухов, Гордон Оллпорт и Лео Постман

показывали разным людям эту картинку, на которой изображен белый

мужчина с лезвием бритвы в руках, и просили их рассказать об этом ещё

кому-то, кто должен был рассказать ещё кому-то и так далее. После

шести пересказов лезвие оказывалось в руке у чернокожего мужчины.

(

Источник

: Allport G. W. & Postman L. (1947, 1975)

Рис. Б.2. Ожидания влияют на восприятие.

Что нарисовано на правом

нижнем рисунке – лицо или фигура? (

Источник

: Fisher, 1968)

ЭФФЕКТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ

Процесс конструирования воспоминаний был весьма

эффектно продемонстрирован Элизабет Лофтус и её
помощниками (Loftus et al., 1978). Они показали студентам
Вашингтонского университета 30 слайдов, на которых были
последовательно представлены разные стадии наезда


background image

автомобиля на пешехода. На одном, наиболее важном, слайде
красный «Датсун» был запечатлен либо в момент остановки
перед знаком «Стоп», или перед знаком «Уступите дорогу».
Спустя некоторое время исследователи, наряду с другими
вопросами, задавали одной группе испытуемых и такой:
«Проезжал ли мимо красного “Датсуна” другой автомобиль,
пока он стоял под знаком “Стоп”«? Другой группе испытуемых
задавался тот же самый вопрос с той только разницей, что
вместо знака «Стоп» в нем упоминался знак «Уступите дорогу».
Затем обе группы смотрели слайды, представленные на рис. Б.3,
и вспоминали, какой из них они уже раньше видели. Студенты,
которым задавали вопрос, соответствующий тому, что они
раньше видели, в 75% случаев давали правильные ответы. Те
же, кому задавали вопрос, вводивший в заблуждение, давали
правильные ответы только в 41% случаев; в большинстве
случаев студенты отрицали, что видели то, что они
действительно видели, и «вспоминали» то, чего никогда не
видели.


background image

Рис. Б.3. Эффект дезинформации.

Когда испытуемым

демонстрировали один из этих снимков (с разными дорожными знаками),

а затем задавали вопрос, в котором упоминался дорожный знак,

изображенный на другом снимке, впоследствии большинство из них

«вспоминали», что видели этот дорожный знак, хотя в действительности

они никогда не видели его. (

Источник

: Loftus, Miller & Burns, 1978)

В дальнейших исследованиях, посвященных изучению этого

эффекта дезинформации

(люди «вспоминают» то, чего на

самом деле не было), Лофтус обнаружила, что после
«наводящих» вопросов (вопросов, «наводящих» на ложную
информацию) свидетели могут поверить в то, что красный свет
был на самом деле не красным, а зеленым, или в то, что у
грабителя были усы, хотя на самом деле он безусый.
Допрашивая свидетелей, полицейские и адвокаты, как правило,
задают вопросы, отражающие их собственное в

и

дение

случившегося. Именно поэтому легкость, с которой свидетели
включают ложную информацию в свои воспоминания, вызывает