ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13735
Скачиваний: 41
другому иначе: «Имей вы немного больше денег, вы были бы
чуточку счастливее?», и многие, ухмыльнувшись, кивнут
головами. Мы уверены в том, что между достатком и
ощущением благополучия существует определенная связь. Эта
убежденность исходит из того, что Джульет Шор называет
«циклом доходы – расходы», имея в виду, что люди больше
работают для того, чтобы больше покупать (Schor, 1998).
УСИЛИВАЮЩИЙСЯ МАТЕРИАЛИЗМ
Хотя нынешняя экологическая ситуация и такова, что нам
следовало бы быть скромнее в своих желаниях, материализм
[Читатели, должно быть, уже поняли, что в данном контексте
автор употребляет термин «материализм» как синоним
«вещизма», «приобретательства», «погони за материальными
благами». –
Примеч. перев.
] торжествует, и особенно это
заметно в США. Согласно результатам опроса общественного
мнения, проведенного институтом Гэллапа, 50% респондентов-
женщин, более 60% респондентов-мужчин (в целом 80%
респондентов), зарабатывающих более $75 000 в год, хотели бы
быть богатыми (Gallup Poll, 1990). Когда в 1987 г.
Roper
Organization
спрашивала у респондентов, каким должен быть их
ежегодный доход, чтобы они могли осуществить все свои
мечты, «средний американец» назвал сумму, равную $50 000. В
1996 г. она возросла до $90 000 (Schor, 1998). Считайте это
сегодняшней американской мечтой: жизнь, свобода и счастье,
купленное за деньги.
Расцвет материализма пришелся на 1970-е-1980-е гг.
Наибольшее впечатление производят результаты ежегодных
опросов, проводимых совместно Калифорнийским
университетом в Лос-Анджелесе и Советом по образованию
среди примерно 250 000 первокурсников. Количество
согласившихся с утверждением, что «очень важной» причиной
их поступления в колледж является желание «больше
зарабатывать», возросло с 50% в 1971 г. до почти 75% в 2000 г.
А количество полагающих «очень хорошее финансовое
положение» «самым важным» фактором возросло с 39% в 1970
г. до 74% в 2000 г. (рис. В.2). По сути, эти данные
свидетельствуют о катастрофическом уменьшении числа
молодых людей, считающих, что «в жизни должна быть ясная
цель». Материализм одержал победу над духовностью.
Рис. В.2. Материализм побеждает духовность.
(По данным Dey, Astin
& Korn, 1991, и ежегодных опросов более 200 000 первокурсников
американских колледжей. Общее количество респондентов – около 7
миллионов)
«Тот, кто сказал, что счастье не купишь за деньги, просто не
умеет их тратить. Реклама автомобиля
Lexus
»
Как изменились нравственные ценности! В наши дни
студенты американских колледжей из 19 целей, которых они
хотели бы добиться, на первое место ставят «очень хорошее
материальное положение». Эта цель «опережает» не только
поиск смысла жизни, но и такие цели, как «стать специалистом в
избранной области», «помогать окружающим, попавшим в
беду» и «создать семью».
В своем стремлении к материальным благам студенты
колледжей не одиноки. По мнению Роберта Франка, когда
появилось довольно много обеспеченных людей, началась
«лихорадочная погоня за роскошью». В конце 1990-х гг.
расходы на предметы роскоши росли в 4 раза быстрее, чем
расходы на все остальное. Апартаменты для молодоженов в
отеле Палм-Бич
Four Seasons
(суточное пребывание в них стоит
тысячи долларов) и номера в отеле
Aspen
(суточное пребывание
– $5500) бронировались за многие месяцы до свадеб. За 10 лет
количество яхт длиной более 150 метров удвоилось, и часовая
прогулка на многих из них стоила более $10 000. Если раньше
автомобили дороже $30 000 (по ценам 1996 г.) составляли лишь
7% от общего количества проданных транспортных средств, то к
концу века оно подскочило до 12%.
БОГАТСТВО И БЛАГОПОЛУЧИЕ
Неужели неограниченное потребление действительно
синоним «хорошей жизни»? Гарантирует ли финансовое
благополучие психологический комфорт или хотя бы
коррелирует с ним? Стали бы люди счастливее, если бы они
могли переселиться из своих скромных жилищ во дворцы,
кататься на лыжах в Альпах и путешествовать с максимально
возможным комфортом? Почувствовали бы они себя более
счастливыми, если бы на них неожиданно свалился большой
выигрыш и им предложили на выбор 12-метровую яхту,
суперсовременный дом на колесах, одежду от дизайнера,
роскошный автомобиль или домашнюю работницу в полное
распоряжение? О чем говорят результаты исследований
социальных психологов? Подтверждают они или опровергают
тезис о том, что лихорадочная погоня за роскошью делает
людей счастливее?
Действительно, есть определенная тенденция, согласно
которой в богатых странах больше удовлетворенных жизнью
людей (Diener, 2000). Например, большинство швейцарцев и
скандинавов процветают и довольны своим положением. В
бедных странах больше людей, не имеющих гарантированного
пропитания и крыши над головой. Более того, когда они
сравнивают себя с богатыми, ощущение собственной бедности
становится более острым. Тем не менее в тех странах, в которых
валовой национальный продукт на душу населения превышает
$8000, корреляции между национальным богатством и
благополучием нет (рис. В.3).
Рис. В.3. Богатство страны и благополучие её граждан.
(По данным
Всемирного банка и Обзора мировых цен за 1990-1991 гг.).
Субъективный индекс благополучия является кумулятивным
показателем счастья и удовлетворенности жизнью. (На абсциссе –
среднее количество людей (в процентах), признавших себя, во-первых,
«очень счастливыми» или «счастливыми», за вычетом тех (в процентах),
кто признал себя «не очень счастливыми» или «несчастными», и, во-
вторых, оценивших свое счастье 7 баллами или выше, за вычетом тех,
кто оценил его в 4 балла и ниже по 10-балльной шкале). (
Источник
:
Ronald Inglehart, 1997, p. 62)
Если судить по субъективному индексу благополучия, лучше
быть ирландцем, чем болгарином. Но вряд ли существенно,
какой именно доход имеет человек – доход типичного ирландца,
бельгийца, норвежца или американца. На самом же деле в 1980-
е гг. среди ирландцев стабильно оказывалось больше людей,
довольных своей жизнью, чем в Западной Германии, где
среднедушевой доход в 2 раза выше (Inglehart, 1990). Однако,
как считают Эд Дайнер и его коллеги, понятие «национальное
богатство» связано с гражданскими правами, грамотностью
населения и значительным периодом демократического
правления (Diener et al., 1995). Поэтому, чтобы выявить «более
чистую» связь между деньгами и счастьем, исследователи
попытались ответить на вопрос, где и когда одновременно с
ростом доходов людей возрастало и их благополучие.
С
ЧАСТЛИВЕЕ ЛИ БОГАТЫЕ
?
В таких бедных странах, как Индия, где много людей с
доходами ниже прожиточного минимума, относительная
материальная обеспеченность действительно прогнозирует
большее благополучие (Agryle, 1999). Как с моральной, так и с
материальной точки зрения лучше принадлежать к высшей
касте, чем к низшей. Однако в богатых странах, там, где
большинство населения имеет возможность удовлетворять свои
жизненные потребности, богатство значит на удивление мало.
Как отмечает Рональд Инглхарт, в США, в Канаде и в Европе
коэффициент корреляции между доходами и личным счастьем
«не просто поразительно мал, а пренебрежимо мал» (Inglehart,
1990, р. 242). Самые несчастные – это самые бедные. Но в жизнь
обеспеченных людей дополнительные деньги не вносят
принципиальных изменений. Обобщая результаты собственных
исследований такой проблемы, как счастье, Дэвид Ликкен
пишет: «Люди, которые ездят на работу в автобусах, надев
спецодежду, в среднем не менее счастливы, чем те, кто ездит в
собственных “мерседесах”, облачившись в деловые костюмы»
(Lykken, 1999, р. 17).
«Позднее сообщалось о том, что от Фрэнка Капачи
отказались даже старые друзья, что он был вынужден купить
специальную машину для уничтожения канцелярских бумаг,