Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13213

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

другому иначе: «Имей вы немного больше денег, вы были бы
чуточку счастливее?», и многие, ухмыльнувшись, кивнут
головами. Мы уверены в том, что между достатком и
ощущением благополучия существует определенная связь. Эта
убежденность исходит из того, что Джульет Шор называет
«циклом доходы – расходы», имея в виду, что люди больше
работают для того, чтобы больше покупать (Schor, 1998).

УСИЛИВАЮЩИЙСЯ МАТЕРИАЛИЗМ

Хотя нынешняя экологическая ситуация и такова, что нам

следовало бы быть скромнее в своих желаниях, материализм
[Читатели, должно быть, уже поняли, что в данном контексте
автор употребляет термин «материализм» как синоним
«вещизма», «приобретательства», «погони за материальными
благами». –

Примеч. перев.

] торжествует, и особенно это

заметно в США. Согласно результатам опроса общественного
мнения, проведенного институтом Гэллапа, 50% респондентов-
женщин, более 60% респондентов-мужчин (в целом 80%
респондентов), зарабатывающих более $75 000 в год, хотели бы
быть богатыми (Gallup Poll, 1990). Когда в 1987 г.

Roper

Organization

спрашивала у респондентов, каким должен быть их

ежегодный доход, чтобы они могли осуществить все свои
мечты, «средний американец» назвал сумму, равную $50 000. В
1996 г. она возросла до $90 000 (Schor, 1998). Считайте это
сегодняшней американской мечтой: жизнь, свобода и счастье,
купленное за деньги.

Расцвет материализма пришелся на 1970-е-1980-е гг.

Наибольшее впечатление производят результаты ежегодных
опросов, проводимых совместно Калифорнийским
университетом в Лос-Анджелесе и Советом по образованию
среди примерно 250 000 первокурсников. Количество
согласившихся с утверждением, что «очень важной» причиной
их поступления в колледж является желание «больше
зарабатывать», возросло с 50% в 1971 г. до почти 75% в 2000 г.
А количество полагающих «очень хорошее финансовое
положение» «самым важным» фактором возросло с 39% в 1970


background image

г. до 74% в 2000 г. (рис. В.2). По сути, эти данные
свидетельствуют о катастрофическом уменьшении числа
молодых людей, считающих, что «в жизни должна быть ясная
цель». Материализм одержал победу над духовностью.

Рис. В.2. Материализм побеждает духовность.

(По данным Dey, Astin

& Korn, 1991, и ежегодных опросов более 200 000 первокурсников

американских колледжей. Общее количество респондентов – около 7

миллионов)

«Тот, кто сказал, что счастье не купишь за деньги, просто не

умеет их тратить. Реклама автомобиля

Lexus

»

Как изменились нравственные ценности! В наши дни

студенты американских колледжей из 19 целей, которых они
хотели бы добиться, на первое место ставят «очень хорошее
материальное положение». Эта цель «опережает» не только
поиск смысла жизни, но и такие цели, как «стать специалистом в
избранной области», «помогать окружающим, попавшим в
беду» и «создать семью».

В своем стремлении к материальным благам студенты

колледжей не одиноки. По мнению Роберта Франка, когда
появилось довольно много обеспеченных людей, началась
«лихорадочная погоня за роскошью». В конце 1990-х гг.
расходы на предметы роскоши росли в 4 раза быстрее, чем


background image

расходы на все остальное. Апартаменты для молодоженов в
отеле Палм-Бич

Four Seasons

(суточное пребывание в них стоит

тысячи долларов) и номера в отеле

Aspen

(суточное пребывание

– $5500) бронировались за многие месяцы до свадеб. За 10 лет
количество яхт длиной более 150 метров удвоилось, и часовая
прогулка на многих из них стоила более $10 000. Если раньше
автомобили дороже $30 000 (по ценам 1996 г.) составляли лишь
7% от общего количества проданных транспортных средств, то к
концу века оно подскочило до 12%.

БОГАТСТВО И БЛАГОПОЛУЧИЕ

Неужели неограниченное потребление действительно

синоним «хорошей жизни»? Гарантирует ли финансовое
благополучие психологический комфорт или хотя бы
коррелирует с ним? Стали бы люди счастливее, если бы они
могли переселиться из своих скромных жилищ во дворцы,
кататься на лыжах в Альпах и путешествовать с максимально
возможным комфортом? Почувствовали бы они себя более
счастливыми, если бы на них неожиданно свалился большой
выигрыш и им предложили на выбор 12-метровую яхту,
суперсовременный дом на колесах, одежду от дизайнера,
роскошный автомобиль или домашнюю работницу в полное
распоряжение? О чем говорят результаты исследований
социальных психологов? Подтверждают они или опровергают
тезис о том, что лихорадочная погоня за роскошью делает
людей счастливее?

Действительно, есть определенная тенденция, согласно

которой в богатых странах больше удовлетворенных жизнью
людей (Diener, 2000). Например, большинство швейцарцев и
скандинавов процветают и довольны своим положением. В
бедных странах больше людей, не имеющих гарантированного
пропитания и крыши над головой. Более того, когда они
сравнивают себя с богатыми, ощущение собственной бедности
становится более острым. Тем не менее в тех странах, в которых
валовой национальный продукт на душу населения превышает


background image

$8000, корреляции между национальным богатством и
благополучием нет (рис. В.3).

Рис. В.3. Богатство страны и благополучие её граждан.

(По данным

Всемирного банка и Обзора мировых цен за 1990-1991 гг.).

Субъективный индекс благополучия является кумулятивным

показателем счастья и удовлетворенности жизнью. (На абсциссе –

среднее количество людей (в процентах), признавших себя, во-первых,

«очень счастливыми» или «счастливыми», за вычетом тех (в процентах),

кто признал себя «не очень счастливыми» или «несчастными», и, во-

вторых, оценивших свое счастье 7 баллами или выше, за вычетом тех,

кто оценил его в 4 балла и ниже по 10-балльной шкале). (

Источник

:

Ronald Inglehart, 1997, p. 62)

Если судить по субъективному индексу благополучия, лучше

быть ирландцем, чем болгарином. Но вряд ли существенно,
какой именно доход имеет человек – доход типичного ирландца,


background image

бельгийца, норвежца или американца. На самом же деле в 1980-
е гг. среди ирландцев стабильно оказывалось больше людей,
довольных своей жизнью, чем в Западной Германии, где
среднедушевой доход в 2 раза выше (Inglehart, 1990). Однако,
как считают Эд Дайнер и его коллеги, понятие «национальное
богатство» связано с гражданскими правами, грамотностью
населения и значительным периодом демократического
правления (Diener et al., 1995). Поэтому, чтобы выявить «более
чистую» связь между деньгами и счастьем, исследователи
попытались ответить на вопрос, где и когда одновременно с
ростом доходов людей возрастало и их благополучие.

С

ЧАСТЛИВЕЕ ЛИ БОГАТЫЕ

?

В таких бедных странах, как Индия, где много людей с

доходами ниже прожиточного минимума, относительная
материальная обеспеченность действительно прогнозирует
большее благополучие (Agryle, 1999). Как с моральной, так и с
материальной точки зрения лучше принадлежать к высшей
касте, чем к низшей. Однако в богатых странах, там, где
большинство населения имеет возможность удовлетворять свои
жизненные потребности, богатство значит на удивление мало.
Как отмечает Рональд Инглхарт, в США, в Канаде и в Европе
коэффициент корреляции между доходами и личным счастьем
«не просто поразительно мал, а пренебрежимо мал» (Inglehart,
1990, р. 242). Самые несчастные – это самые бедные. Но в жизнь
обеспеченных людей дополнительные деньги не вносят
принципиальных изменений. Обобщая результаты собственных
исследований такой проблемы, как счастье, Дэвид Ликкен
пишет: «Люди, которые ездят на работу в автобусах, надев
спецодежду, в среднем не менее счастливы, чем те, кто ездит в
собственных “мерседесах”, облачившись в деловые костюмы»
(Lykken, 1999, р. 17).

«Позднее сообщалось о том, что от Фрэнка Капачи

отказались даже старые друзья, что он был вынужден купить
специальную машину для уничтожения канцелярских бумаг,