Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13665

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Во что «верят» лемминги

«Представления о будущем столь безоблачны, что могли бы

смутить и Полианну. [Героиня одноименной детской книги Э.
Портер (1913), неисправимая оптимистка. Имя Полианна стало
нарицательным – символом ничем не оправданного оптимизма.

Примеч. ред.

]

Шелли Е. Тэйлор

, Позитивные иллюзии, 1989»

Линда Перлофф пишет о том, как неоправданный оптимизм

делает нас уязвимыми (Perloff, 1987). Веря в собственный
«иммунитет» против неудач, мы пренебрегаем адекватными
мерами предосторожности. Согласно данным одного опроса,
137 пар, пожелавших вступить в брак, точно предсказали, что
половина из них впоследствии разведутся, однако для себя
такую возможность большинство исключили (Baker & Emery,
1993). Сексуально активные студентки старших курсов, которые
пользуются контрацептивами нерегулярно, считают, что уж им-
то, в отличие от других женщин в их университете,
нежелательная беременность не грозит (Burger & Burns, 1988).
Люди, с усмешкой посматривающие на ремни безопасности, не
верят в то, что курить вредно, неразборчивы в связях и
напоминают нам о том, что неоправданный оптимизм, как и
гордыня, до добра не доводит.

«Боже, дай нам милость примириться с тем, что мы изменить

не в силах, мужество, чтобы изменить то, что мы можем
изменить, и мудрость, чтобы мы могли отличить одно от
другого.

Рейнхольд Нибур

, Молитва спокойствия, 1943»

{

Неоправданный оптимизм.

Большинство новобрачных

убеждены в том, что их любовь будет длиться вечно. На самом
же деле в тех странах, где господствует индивидуалистическая
культура, половина браков распадается}

Воистину, оптимизм явно более благотворен, нежели

пессимизм, в том, что касается самоэффективности, здоровья и
благополучия (Armor & Taylor, 1996). Будучи от природы
оптимистами, многие люди верят, что в будущем разные
стороны их жизни сложатся удачно, и эта вера помогает им
создавать собственное счастье и в настоящем (Robinson & Ryff,


background image

1999). Однако известная доля реализма – того, что Джулия
Норем называет «защитным пессимизмом», – может избавить
нас от опасностей, которыми чреват неоправданный оптимизм
(Norem, 2000). Сомнение в себе может «заставить шевелиться»
студентов, большинство из которых – и в первую очередь те, кто
обречен на невысокие оценки, – смотрят на предстоящие
экзамены слишком оптимистично (Prohaska, 1994; Sparrell &
Shrauger, 1984). (По мере того как приближается день
объявления результатов экзамена, этот неоправданный
оптимизм постепенно исчезает; Taylor & Shepperd, 1998.)
Слишком самоуверенные студенты склонны готовиться не очень
основательно. Их не более способные, но менее самонадеянные
товарищи, опасающиеся провала на предстоящем экзамене,
работают не покладая рук и получают более высокие отметки
(Goodhart, 1986; Norem & Cantor, 1986; Showers & Ruben, 1987).
Вывод очевиден: чтобы добиться академических и прочих
успехов, человеку необходимы в равной мере и оптимизм, и
пессимизм; первый – чтобы не терять надежды, а второй –
чтобы не терять бдительности.

«По-моему, лишь немногие люди могут сказать, что в их

семьях нормальные отношения.

Мадонна

, 2000»

ЛОЖНЫЙ КОНСЕНСУС И ЛОЖНАЯ УНИКАЛЬНОСТЬ

Нам, людям, присуще одно весьма любопытное качество –

мы склонны расширять наш Я-образ, переоценивая или
недооценивая то, в какой мере другие думают и действуют так
же, как мы. Этот феномен называется

эффектом ложного

консенсуса

. Когда речь идет о каком-либо

мнении

, мы находим

поддержку своей позиции, переоценивая степень согласия с
нами окружающих (Krueger & Clement, 1994; Marx & Miller,
1987; Mullen & Goethals, 1990). Если мы поддерживаем идею
проведения референдума в Канаде или Национальную партию
Новой Зеландии, то склонны преувеличивать количество своих
единомышленников (Babad et al., 1992; Koestner, 1993).

«Какой безрадостной была бы наша жизнь, если бы мы

никогда не льстили себе.

Ларошфуко

, Максимы, 1665»


background image

Совершая дурной поступок или демонстрируя неспособность

справиться с каким-либо делом, мы убеждаем себя, что не
ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Стоит только
человеку солгать, как он начинает нелестно думать о том, кого
обманул: «Я лгу, а чем другие лучше?» Будучи нечестными
налогоплательщиками или скрывая свое пристрастие к курению,
мы склонны преувеличивать количество людей, поступающих
точно так же. Если мы сами придерживаемся расистских
взглядов, нам начинает казаться, что и другие не свободны от
расовых предрассудков (Krueger, 1996). Следовательно, наше
восприятие стереотипов, разделяемых другими, может выявить
кое-что и о наших собственных предубеждениях.

«Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие

мы сами.

Талмуд

»

Ложный консенсус может быть следствием обобщения,

сделанного нами на основании ограниченной выборки, в состав
которой прежде всего входим мы сами (Dawes, 1990). Не
располагая другой информацией, почему бы не «спроецировать»
самих себя? Почему бы не приписать другим своего знания и не
использовать собственные реакции в качестве «подсказки» их
возможных реакций? (См. рубрику «Проблема крупным
планом»: «Горе от ума»). Мы также более склонны
ассоциировать себя с людьми, чьи установки и поведение
аналогичны нашим, и судить о мире по своим знакомым.

«Актриса Памела Ли Андерсон: «Все говорят, что я с головы

до пят – из пластмассы, и что если я подойду к радиатору, то
расплавлюсь. Да, у меня искусственная грудь, но точно такая же
грудь у всех женщин в Лос-Анджелесе».

Талберт

, 1997»

В вопросах, касающихся

способности

, или хороших

поступков, или успеха, чаще имеет место

эффект ложной

уникальности

(Goethals et al., 1991). Воспринимая собственные

таланты и моральные качества как нечто относительно
необычное, мы «работаем» на собственный имидж. Иными
словами, люди, которые злоупотребляют спиртным, но
пользуются ремнями безопасности, будут переоценивать


background image

(ложный консенсус) количество алкоголиков среди
окружающих и недооценивать (ложная уникальность) то, что
ремнями безопасности пользуются практически все водители
(Suls et al., 1988). Судя по всему, это естественный результат
нашей склонности больше приписывать себе не негативные, а
позитивные качества (Gross & Miller, 1997; Krueger, 1997;
Krueger & Clement, 1997). Чем более индивидуализировано
поведение, тем охотнее мы переоцениваем его
распространенность. (Если 20% людей – эгоисты, у них масса
возможностей для того, чтобы переоценить (сравнительно с
собственной) эгоистичность окружающих.) Иными словами,
вопреки реальности мы склонны считать, что наши пороки – это
некая норма, а наши добродетели – нечто уникальное.

ПРОЧИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕНИЯ В ПОЛЬЗУ СВОЕГО Я

Предрасположение в пользу своего Я проявляется не только в

виде самовосхваления при сравнении с другими,
необоснованного оптимизма и ложного консенсуса
относительно наших недостатков. Ручейки дополнительных
данных, говорящих о существовании такой
предрасположенности, сливаясь, образуют реку.

– Нам свойственна и «когнитивная самонадеянность». Как

станет ясно из главы 3, мы переоцениваем правильность наших
убеждений и суждений и запоминаем из своего прошлого то, что
работает на нас.

– Если нежелательный поступок нельзя ни забыть, ни

«переделать», мы, как это следует из главы 4, можем оправдать
его.

– Чем выше наше мнение о каком-либо собственном качестве

(уме, настойчивости, чувстве юмора), тем чаще мы оцениваем
других именно по этому критерию (Lewicki, 1983).

Проблема крупным планом.

Горе от ума


background image

Феномен ложного консенсуса – склонность считать, что

окружающие разделяют наши чувства и мысли, – особенно ярко
проявляется в ситуациях, когда мы ошибочно приписываем
другим те знания, которыми обладаем сами. Именно «горе от
ума» становится причиной того, что хорошо информированные
люди, полагая, будто и другим известно не меньше, начинают
вести себя соответствующим образом (Camerer et al., 1989;
Nickerson, 1999), а нам лишь остается огорчаться и удивляться,
наблюдая за тем, как умные люди совершают отнюдь не умные
поступки.

То же самое можно сказать и о педагогах, и о создателях

современных технологий: они нередко совершают ошибки,
считая, что понятное им самим будет так же понятно и
окружающим. Они ошибаются, ибо судят об осведомленности
окружающих на основании собственных знаний. Отдавая себе
отчет в том, что, в отличие от них, окружающие не являются
специалистами, они все же недооценивают, насколько
непонятными могут быть их объяснения и инструкции. Как
автор учебника, я тоже – жертва «горя от ума», а потому очень
рад, что мой редактор, никогда раньше, как и вы, не изучавший
социальной психологии, предвосхищает те вопросы, которые
могут возникнуть у вас, если я формулирую свои мысли
недостаточно четко.

Что такое «горе от ума», вы, должно быть, знаете не

понаслышке. Например, как вы думаете, сколько времени
понадобится человеку, чтобы разобраться в анаграммах «соах»
(хаос) и «фраш» (шарф)?

Возможно, поскольку ответы вам уже известны, вы, как и

участники экспериментов, проведенных Коллином Келли и
Ларри Якоби, сочтете, что вам трудно определить, сложное это
задание или нет (Kelley & Jacoby, 1996). (Предложите эти
анаграммы своему приятелю и посмотрите, справится ли он с
ними так быстро, как вы думаете). Многие из нас поражались
недогадливости участников игры «Угадай мелодию». Когда мы,
например, выстукиваем на чьей-либо руке ритм

Happy Birthday