Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13666

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Студенты тоже демонстрируют предрасположение в пользу

своего Я. Успешно сдавшие экзамен склонны считать это своей
личной заслугой, а экзамен – справедливым мерилом их знаний
(Arkin & Maruyama, 1979; Davis & Stephan, 1980; Gilmor & Reid,
1979; Griffin et al., 1983). Значительно больше склонны
критиковать его те, кто получил плохие отметки.

(– Майк, это здорово, что у тебя так много идей, но позволь мне дать

тебе совет.

– Ты должен пересмотреть свою позицию. В отличие от тебя многие

менеджеры-неудачники никогда не признают своей вины. Какие бы

убытки ни несла компания, они не виноваты!

– Какими бы плохими ни были твои проекты, ты никогда и ни в чем не

виноват.

– А кто же виноват? – Кто угодно! Смит! Твоя собака! Но только не ты!)

Представители индивидуалистических культур не склонны брать на себя

ответственность за неудачи

Знакомясь с этим исследованием, я только и делал, что

удовлетворенно твердил про себя: «Так я и знал!» Однако
подумайте и о том, как преподаватели объясняют успехи и
неудачи своих учеников. Если нет необходимости скромничать,
они с готовностью приписывают все удачи себе, а провалы –
студентам (Arkin et al., 1980; Davis, 1979). Сдается мне, что
педагоги рассуждают примерно так: «Своим “красным”
дипломом Мария обязана мне. А вот Мелинду моя помощь не
спасла от провала».

МОЖЕМ ЛИ ВСЕ МЫ БЫТЬ ЛУЧШЕ «СЕРЕДНЯКОВ»?

Предрасположение в пользу своего Я проявляется и тогда,

когда люди сравнивают себя с другими. Если прав был
китайский философ Лао Цзы, живший в VI в. до н. э., говоря,
что «никогда на свете не появится человек, который, будучи в


background image

здравом рассудке, станет напрягаться сверх своих
возможностей, расстраивать свое здоровье и переоценивать
себя», значит, большинство из нас немного «не того». Ибо, как
правило, люди полагают, что по большинству

субъективных

и

социально желательных

параметров они превосходят средний

уровень. Сказанное в первую очередь относится к ситуациям,
когда Я сравнивается не с какими-то конкретными знакомыми
личностями, а с людьми вообще (Alicke et al., 1995). Рассмотрим
несколько примеров.

– Большинство бизнесменов считают свое поведение более

этичным, чем поведение среднего бизнесмена (Baumhart, 1968;
Brenner & Molander, 1977). На вопрос «Как бы вы сами оценили
свои моральные качества по шкале от 1 до 100 (100 означает,
что человек – само совершенство)?» 50% участников
общенационального опроса ответили «90» и только 11% – «74
или менее» (Lovelett, 1997).

– 90% менеджеров, работающих в бизнесе, полагают, что

превосходят своих коллег-середняков (French, 1968). В
Австралии 86% работающих считают, что их уровень выше
среднего, и лишь 1% – что не дотягивают до него (Headey &
Wearing, 1987).

– В Нидерландах большинство учеников средних школ

считают себя более честными, настойчивыми, оригинальными,
дружелюбными и надежными, чем середняки (Hoorens, 1993;
1996).

– Большинство людей считают себя умнее своих коллег,

привлекательнее их и значительно менее склонными к
предрассудкам (Public Opinion, 1984; Wylie, 1979). По данным
опроса, проведенного Институтом Гэллапа в 1997 г., только 14%
белых американцев «оценили» свою предубежденность против
чернокожих американцев в 5 баллов или выше (по шкале от 0 до
10). Одновременно оказалось, что эта предубежденность, по их
мнению, присуща 44% других белых американцев, и они
«оценили» её в 5 баллов и выше.


background image

– Большинство взрослых считают, что помогают своим

престарелым родителям больше, чем братья и сестры (Lerner et
al., 1991).

– Жители Лос-Анджелеса считают себя более здоровыми, чем

большинство их соседей, а большинство студентов колледжей
убеждены в том, что проживут лет на 10 больше, чем
прогнозирует официальная статистика смертности (Larwood,
1978; С. R. Snyder, 1978).

Складывается такое впечатление, что любое человеческое

сообщество похоже на обитателей придуманного Гаррисоном
Кейллором Лейк Уобегон, в котором «все женщины сильны, все
мужчины красивы, а подрастающее поколение обладает
способностями выше среднего». Возможно, одно из объяснений
подобного оптимизма заключается в том, что хотя 12% людей
чувствуют себя старше своего возраста, значительно больше
тех, кто чувствует себя моложе своего возраста, – 66% (Public
Opinion, 1984). Как тут не вспомнить шутку Фрейда про мужа,
который говорит жене: «Когда один из нас умрет, я, наверное,
перееду в Париж».

«Единственное, что объединяет всех нас независимо от

возраста, пола, религиозных убеждений, экономического
статуса или этнической принадлежности, – это спрятанная
глубоко в душе вера в то, что по уровню мастерства мы
превосходим средних водителей.

Дэйв Барри

, Дэйв Барри

перешагнул пятидесятилетие, 1998»

Субъективные параметры поведения (например,

«дисциплинированный») провоцируют большее
предрасположение в пользу своего Я, нежели объективные
параметры (например, «пунктуальный»). Студенты более
склонны переоценивать свои добродетели, нежели свой
интеллект (Allison et al., 1989; Van Lange, 1991). Подавляющее
большинство жителей округа уверены, что они лично более
других озабочены сохранением окружающей среды,
голодающими и прочими социальными проблемами, однако они
при этом не считают, что делают больше других (например,


background image

тратят на это больше времени или денег) (White & Plous, 1995).
Образование не спасает от предрасположения в пользу своего Я;
подчас его демонстрируют даже социальные психологи,
считающие себя более нравственными, чем большинство их
коллег (Van Lange et al., 1997).

(– Когда я представляю себе, как будет искажена моя биография,

написанная тобой после моей смерти, меня охватывает ужас!)

Многие люди считают, что превосходят средний уровень

Субъективные качества «развязывают нам руки», когда мы

создаем собственные определения успеха (Dunning et al., 1989;
1991). Оценивая свои «спортивные способности», я думаю о
том, как играю в баскетбол, а не о тех кошмарных неделях,
когда я, игрок Малой Лиги, прятался на правом поле. Оценивая
свои «лидерские способности», я вспоминаю какого-нибудь
прославленного лидера, чей стиль похож на мой собственный.
Вкладывая свой собственный смысл в неоднозначно трактуемые
критерии, каждый из нас может счесть себя относительно
успешным. Когда приемная комиссия одного колледжа провела
опрос 829 000 старшеклассников средней школы относительно
их способности «ладить с другими» (субъективное, желаемое
качество), то их самооценки распределились следующим
образом: никто не оценил себя ниже среднего уровня, 60%
отнесли себя к 10% «наиболее способных», а 25% – к 1% самых
лучших. Мы также поддерживаем собственное мнение о себе,
признавая важным то, что у нас хорошо получается. Студенты,
успешно освоившие в течение семестра основы компьютерной
грамотности, считают, что в современном мире этот навык
необходим. Те же, чьи достижения в этой области не столь


background image

велики, скорее всего, станут презирать «зациклившихся» на
компьютерах товарищей и исключат компьютерные навыки из
числа тех, которые способны повлиять на их представление о
себе (Hill et al., 1989).

НЕОПРАВДАННЫЙ ОПТИМИЗМ

Оптимизм – источник позитивного отношения к жизни.

Джексон Браун пишет: «Каждое утро, подходя к окну, оптимист
говорит: “Доброе утро, Господи!” А пессимист, подходя к окну,
говорит: “Господи! Уже утро!”« (H. Jackson Brown, 1990, p. 79).
Многим из нас, однако, присуще то, что исследователь Нейл
Уэйнстейн назвал «неоправданным оптимизмом по поводу
будущих жизненных событий» (Weinstein, 1980; 1982). Так,
студенты Университета Ратджерса оценивают собственные
шансы на получение хорошей работы, высокой зарплаты и
покупку дома как значительно более высокие, чем у их
соучеников, а на такие негативные события, как алкоголизм,
инфаркт в возрасте моложе 40 лет или увольнение с работы, –
как значительно меньшие. В Шотландии и в США большинство
подростков старшего возраста считают, что у них самих гораздо
меньше шансов заразиться ВИЧ-инфекцией, чем у их товарищей
(Abrams, 1991; Pryor & Reeder, 1993). После разрушительного
землетрясения 1989 г. студенты, живущие на берегу залива Сан-
Франциско, все же утратили оптимизм относительно меньшей,
по сравнению с их соучениками, собственной уязвимости при
стихийном бедствии, однако спустя 3 месяца к ним вернулся их
неоправданный оптимизм (Burger & Palmer, 1991).