Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13768

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

что чем менее значимы внешние факторы, оправдывающие
нежелательные поступки, и чем большую ответственность за
них мы чувствуем, тем сильнее диссонанс и заметнее изменение
установки.

Теория самовосприятия

предполагает, что, когда наши

установки слабы, мы просто наблюдаем за своим поведением и
его последствиями и из них «выводим» установки. Одним из
интересных аспектов теории самовосприятия является «эффект
сверхоправдания»: вознаграждая людей за деятельность,
которая и так нравится им, мы рискуем превратить удовольствие
в тяжкий труд (если вознаграждение приводит к тому, что они
начинают приписывать свое поведение именно ему).
Экспериментально подтверждено, что точные прогнозы могут
быть сделаны на основании обеих этих теорий, т. е. можно
предположить, что в зависимости от конкретных условий
«работает» либо одна из них, либо другая.

ПОСТСКРИПТУМ АВТОРА

Изменяя себя через действие

Хотите, чтобы что-нибудь вошло у

вас в привычку, делайте это.

Не хотите, чтобы что-то вошло у

вас в привычку, не делайте этого.

Хотите избавиться от привычки,

делайте вместо привычного действия

что-нибудь другое.

Эпиктет

, римский философ-стоик

Изложенный в этой главе принцип, согласно которому

поведение формирует установки, преподносит нам урок, весьма
полезный в реальной жизни: если мы действительно хотим
изменить в себе что-либо, лучше не ждать озарения и не
заниматься самокопанием. Иногда необходимо начать
действовать: взяться за написание той самой статьи, сделать те
самые телефонные звонки и встретиться с тем самым человеком,


background image

даже если нам этого совсем не хочется. Именно эту способность
действия рождать энергию и имел в виду Жак Барзун, когда
советовал честолюбивым писателям браться за перо даже тогда,
когда рефлексия лишила их веры в собственные идеи: «Если вы
излишне скромны или слишком равнодушны к своему
потенциальному читателю, и все же вас просят писать, вам не
остается ничего другого, как притвориться. Заставьте себя
поверить в то, что вы хотите привлечь кого-то на свою сторону;
иными словами, придумайте какой-нибудь тезис и начните
разъяснять его… Вначале от вас потребуется некоторое усилие,
чтобы ответить на вызов, брошенный вашему умению излагать
собственные мысли, но вскоре вы заметите, что от притворства
не осталось и следа и что оно сменилось искренней
заинтересованностью. Тема завладеет вашим воображением: с
вами произойдет то, что происходит со всеми писателями,
втянувшимися в регулярную работу» (Barzun, 1975, pp. 173-174).

В феномене «установка суть следствие поведения» нет

ничего иррационального или магического. То, что подталкивает
нас к действию, способно также подтолкнуть нас и к тому,
чтобы думать. Написание эссе или исполнение роли,
противоречащих нашим убеждениям, вынуждает нас
рассматривать такие аргументы, на которые при других
обстоятельствах мы бы не обратили внимания. Не менее важно
и то, что мы лучше всего запоминаем информацию тогда, когда
активно объясняем её собственными словами. Как написал мне
один мой студент, он только тогда понял свои убеждения, когда
попытался сформулировать их. А это значит, что я как педагог и
писатель должен постоянно напоминать себе: не всегда следует
«выкладывать на стол» окончательные результаты. Значительно
лучше стимулировать собственное мышление студентов,
побуждать их вникать в суть теорий и превращать их в активных
слушателей и читателей. Даже записи, сделанные во время
лекции, усиливают впечатление от нее. Именно об этом писал
более 100 лет тому назад философ-психолог Уильям Джеймс:
«Нет никакого восприятия без реакции, никакого впечатления


background image

без связанного с ним выражения – это величайшая максима,
которую никогда не должен забывать учитель» (James, 1899).


background image

ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

До сих пор мы преимущественно обсуждали то, что

происходит в сознании индивидуума, так сказать, «под его
кожным покровом», т. е. то, что мы думаем друг о друге.
Теперь же мы переходим к рассмотрению того, что
происходит между людьми (на границе «разных кожных
покровов»), т. е. к нашим взаимным влияниям и
взаимоотношениям. Главы с 5-й по 8-ю посвящены центральной
проблеме социальной психологии – социальному влиянию.

Что это за невидимые социальные силы, которые

притягивают нас друг к другу и отталкивают друг от друга?
Насколько они могущественны? Изучение социального влияния
помогает выявлять те самые незримые рычаги, посредством
которых наши социальные миры управляют нами. Часть II
посвящена весьма тонким социальным механизмам, в том числе
связи установок и поведения с культурной традицией (глава 5),
социальному конформизму (глава 6), принципам убеждения
(глава 7), последствиям принадлежности к группе (глава 8), а
также тому, как все это вместе взятое проявляется в
повседневной жизни.

Зная о существовании этих влияний, мы можем лучше

понять, почему люди чувствуют и ведут себя именно так, а не
иначе. Мы также можем стать менее подверженными
влиянию тех, кто хочет манипулировать нами вопреки нашим
собственным желаниям, и одновременно более успешно влиять
на других.


background image

ГЛАВА 5. ГЕНЫ, КУЛЬТУРА И ГЕНДЕР

Ученым, прилетевшим на Землю из другой Галактики, чтобы

изучать вид

Homo sapiens

, не терпелось приступить к делу и

реализации своего плана: начать наблюдения над двумя
представителями этого вида, отобранными по случайному
принципу. Их первый испытуемый – Питер, адвокат из Лос-
Анджелеса, один из тех, о которых говорят, что они за словом в
карман не лезут. Питер вырос на Восточном побережье, в
Нэшвилле, а на Запад перебрался потому, что его привлек
«калифорнийский стиль жизни». После женитьбы,
завершившейся разводом, Питер женился вторично и теперь
наслаждается радостями семейной жизни, стремясь проводить
как можно больше времени с двумя своими детьми. Друзья
характеризуют его как уверенного в себе человека, склонного к
независимым суждениям, к соревновательности и некоторому
«давлению» на окружающих.

Второй объект внимания инопланетян – Томоко – живет

вместе с мужем и дочерью в японской деревне, по соседству со
своими родителями и родителями мужа. Томоко гордится тем,
что она хорошая дочь, преданная жена и заботливая мать.
Друзья говорят, что она добра, сердечна, уважительна, а все
члены большой семьи Томоко всегда могут рассчитывать на её
помощь и поддержку.

К какому выводу относительно человеческой природы

придут инопланетяне, выбравшие для изучения такую
малочисленную выборку – двух человек, разного пола и разных
культур? Решат ли они, что имеют дело с представителями
разных видов, или, напротив, удивятся тому глубокому
внутреннему сходству, которое скрывается за внешними
различиями?