Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13807

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

стало известно о том, что машины с поврежденными стеклами
обнаружены в городе на расстоянии 65 миль от Сиэтла, а на
следующий день такие машины нашлись и на расстоянии всего
лишь 45 миль от него. «Разрушитель лобовых стекол» добрался
до Сиэтла ещё засветло, и к концу дня 15 апреля в полиции
Сиэтла уже лежало более 3000 заявлений от автовладельцев, чьи
машины пострадали от его рук (Medalia & Larsen, 1958). В тот
же вечер мэр Сиэтла обратился за помощью к президенту
Эйзенхауэру.

(– Не знаю, в чем дело, но мне вдруг очень захотелось позвонить.)

В то время мне было 11 лет, и я жил в Сиэтле. Помню, как я

осматривал наш автомобиль, напуганный разговорами о том, что
в результате испытания в Тихом океане водородной бомбы над
нашим городом выпал радиоактивный дождь. Однако на
следующий день, 16 апреля, газеты намекнули, что истинным
«подозреваемым» может быть массовое внушение. После 17
апреля поток жалоб иссяк. Последующий осмотр машин с
выщербленными стеклами показал, что это самые
обыкновенные дорожные повреждения. Почему мы заметили
это только после 14 апреля? Поддавшись внушению, все
смотрели

 на

свои ветровые стекла вместо того, чтобы сесть в

машину и посмотреть

через

них.

В реальной жизни внушаемость отнюдь не всегда столь

безобидна. Такие события, как угоны самолетов, сообщения об
НЛО и даже самоубийства, нередко происходят волнообразно


background image

(см. Проблема крупным планом. Коллективные заблуждения).
По данным социолога Дэвида Филлипса и его коллег, число
самоубийств, а также дорожных аварий с фатальным исходом и
крушений частных самолетов (которые иногда являются
замаскированными самоубийствами), возрастает после
суицидов, широко освещаемых в средствах массовой
информации (Phillips et al., 1985, 1989). Так, в августе 1962 г. в
США число самоубийств превысило обычную для этого месяца
цифру на 200: 6 августа покончила с собой Мерилин Монро.
Более того, число суицидов возрастает только в тех округах, где
публикуется статистика самоубийств. Чем больше
информированность населения, тем заметнее рост трагических
инцидентов.

Проблема крупным планом.

Коллективные заблуждения

Внушаемость в массовом масштабе проявляется в виде

коллективных заблуждений – в виде спонтанного
распространения ложных убеждений. В некоторых случаях она
принимает форму «массовой истерии»: в учебных заведениях
или на производстве учащиеся и работники начинают
жаловаться на физическое недомогание без каких бы то ни было
видимых причин для этого. Как-то одна средняя школа, в
которой обучалось 2000 детей, была закрыта на 2 недели,
поскольку 170 учащихся и работников обратились к врачам с
жалобами на боли в животе, головокружение, головную боль и
тошноту. После того как специалисты обследовали все
помещения от подвалов до чердаков в поисках вирусов,
бактерий, пестицидов, гербицидов – чего-нибудь, что могло бы
объяснить болезненное состояние людей, находившихся в
школе, они не нашли решительно ничего (Jones et al., 2000). Как
и во многих других случаях массовой истерии, слухи о том, что
возникла какая-то «проблема», заставили людей обратить
внимание на собственное физическое состояние, и
повседневные, обычные симптомы оказались связанными со
школой.


background image

Социологи Роберт Бартоломью и Эрих Гуд сообщают о

других случаях массовых заблуждений, имевших место в
минувшем тысячелетии (Bartholomew & Goode, 2000). Известно,
что в Средние века в монастырях Европы время от времени
можно было наблюдать то, что называется имитационным
поведением. Тогда существовало поверье, будто животные
способны вселяться в людей, и вот в одном большом
французском монастыре одна монахиня начала мяукать, как
кошка. В конце концов «все монахини стали мяукать вместе –
ежедневно, в одно и то же время». Примерно тогда же в
немецком монастыре объявилась монахиня, которая всех кусала,
и вскоре уже и «остальные монахини этого монастыря начали
кусать друг друга». Прошло совсем немного времени, и «мания
кусания» распространилась и на другие монастыри.

В 1914 г. в Южной Африке, бывшей в то время британской

колонией, в газетах появилось ошибочное сообщение о том, что
немецкие самолеты летают над территорией страны, готовясь
совершить нападение. Маневры, о которых сообщалось, были
недоступны самолетам начала XX в., а расстояние между
Германией и Южной Африкой было непреодолимым для них.
Но это не помешало тысячам людей ошибочно принять такие
трудноидентифицируемые на фоне ночного неба объекты, как
звезды и планеты, за вражеские самолеты.

24 июня 1947 г. Кеннет Арнольд, пилотируя собственный

самолет в районе Маунт-Рейнир [

Mount Rainier –

Национальный

парк. Находится в штате Вашингтон, включает часть Каскадных
гор, в том числе самую высокую вершину штата – вулкан
Рейнир. –

Примеч. перев.

], увидел в небе 9 светящихся объектов.

Испугавшись, что перед ним – иностранные ракеты, он
попытался сообщить об этом инциденте в ФБР. Когда же
выяснилось, что офис ФБР закрыт, Кеннет отправился в
редакцию местной газеты, где и рассказал про крестообразные
объекты, перемещавшиеся, как «тарелки, брошенные на
поверхность воды». Когда потом об этом инциденте сообщило
более чем в 150 газетах агентство «Ассошиэйтед Пресс», с
легкой руки «специалистов по придумыванию» газетных


background image

заголовков термин «летающие тарелки» стал
общеупотребительным, а количество тех, кто в то лето
собственными глазами видел их в разных частях света, росло
лавинообразно.

---

Хотя не все исследователи подтверждают этот феномен –

способность самоубийц «вербовать» последователей, – он нашел
подтверждение в Германии, в одной из психиатрических клиник
Лондона, где в течение одного года покончили с собой 14
пациентов, и в одной средней школе, где в течение 18 дней было
два добровольных ухода из жизни, семь суицидных попыток и
23 ученика сказали, что думают о самоубийстве (Joiner, 1999;
Jonas, 1992). И в Германии, и в США число суицидов несколько
увеличивается после демонстрации телевизионных сериалов,
персонажи которых кончают с собой; ирония заключается в том,
что к аналогичным последствиям приводят и серьёзные
произведения, в центре которых – проблема суицида (Gould &
Shaffer, 1986; Hafner & Schmidtke, 1989; Phillips, 1982). По
данным Филлипса, подростки наиболее подвержены подобному
влиянию, что позволяет понять случающиеся время от времени
серии подростковых самоубийств.

ДАВЛЕНИЕ ГРУППЫ: ЭКСПЕРИМЕНТЫ АША

Участники экспериментов Шерифа, в которых

использовалось автокинетическое движение, сталкивались с
неоднозначной реальностью. Рассмотрим более определенную с
точки зрения восприятия проблему, с которой столкнулся
мальчик по имени Соломон Аш (1907-1996). Аш вспоминал, как
во время седера [Седер – ритуальный ужин, который
устраивается на еврейскую Пасху. –

Примеч. перев.

] спросил у

своего дяди, сидевшего рядом с ним:

««Почему дверь должна быть не заперта?» Дядя ответил: «В

этот вечер пророк Илия заходит в каждый еврейский дом и
отпивает глоток вина из приготовленной специально для него


background image

чаши». Эта новость поразила меня, и я переспросил: «Неужели
он правда приходит? И то, что он пьет, тоже правда?» – «Если
ты будешь смотреть очень внимательно, когда откроется дверь,
ты увидишь – смотри на чашу! – ты увидишь, что вина стало
чуточку меньше», – сказал дядя.

Именно это и произошло. Я впился взглядом в чашу с вином:

мне во что бы то ни стало нужно было увидеть, изменится в ней
что-нибудь или нет. Это было мучительно, и, конечно, нельзя
было быть абсолютно уверенным в этом, но мне показалось, что
что-то на самом деле произошло с вином и его уровень в чаше
немного понизился» (Aron & Aron, 1989, р. 27).

Прошли годы, и социальный психолог Аш воссоздал в своей

лаборатории ситуацию, воспоминания о которой сохранились у
него с детства. Представьте себя в роли одного из добровольных
участников эксперимента Аша. Вы сидите шестым в ряду, в
котором всего 7 человек. Сначала экспериментатор объясняет
вам, что все вы принимаете участие в исследовании процесса
восприятия и связанных с ним суждений, а затем просит
ответить на вопрос: какой из отрезков прямой, представленных
на рис. 6.2, равен по длине стандартному отрезку? Вам с первого
взгляда понятно, что стандартному отрезку равен отрезок № 2.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что все 5 человек,
которые ответили до вас, сказали: «Отрезок № 2».