ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13844
Скачиваний: 41
предшествовавшего опросу, 69% лиц старше 21 года пили
столько же, сколько 77% тех, кому ещё не исполнилось 21 года.
Согласно данным опроса, проведенного в США в 56 кампусах,
полностью воздерживаются от употребления спиртного 25%
студентов старше 21 года и только 19% студентов моложе этого
возраста. По данным Рут Энгз и Дэвида Хансона, спиртным
злоупотребляют 15% студентов старше 21 года и 24% тех, кто
моложе (Engs & Hanson, 1989). Авторы полагают, что эти
результаты – отражение реактивного сопротивления запрету.
Возможно, они также отражают и влияние ровесников. В том,
что касается алкоголизма и наркомании, ровесники не только
влияют на установки, но и снабжают спиртным и наркотиками,
создают условия для их употребления. Это помогает объяснить,
почему студенты колледжей, которые постоянно находятся в
среде своих соучеников, нередко пропагандирующих и
приветствующих употребление спиртного, пьют больше, чем их
ровесники, не связанные с колледжами (Atwell, 1986).
Феномен реактивного сопротивления убеждает нас в том, что
люди – не марионетки. Социолог Питер Бергер очень
красноречиво излагает эту мысль:
«Мы видим марионеток, танцующих на крошечной сцене:
повинуясь кукловодам, дергающим за веревочки, они двигаются
туда-сюда и исполняют предписанные сценарием маленькие
роли. Мы понимаем логику этого театра и сами участвуем в
представлении. Занимая определенное место в обществе, мы
отдаем себе отчет в том, что значит висеть на этих невидимых
нитях. В какой-то момент мы даже начинаем воспринимать себя
как настоящих марионеток. Но потом наступает прозрение, и до
нас доходит, чем театр марионеток отличается от нашей
собственной драмы. В отличие от марионеток мы имеем
возможность остановиться, оглянуться и понять всю ту
машинерию, которая приводит нас в движение. А это – первый
шаг к свободе» (Berger, 1963, р. 176).
УТВЕРЖДЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ УНИКАЛЬНОСТИ
Представьте себе мир стопроцентного конформизма, в
котором все люди мыслят и действуют одинаково. Можно ли
назвать такой мир счастливым? Если нонконформизм способен
создать дискомфорт, может ли единообразие создать комфорт?
Когда люди сильно отличаются от окружающих, им неуютно.
Но им столь же неуютно, по крайней мере в странах Запада,
когда они – точно такие же, как и все остальные. Люди
чувствуют себя лучше, если воспринимают себя как уникальных
личностей (Snyder & Fromkin, 1980). Более того, своим
поведением они отстаивают право на уникальность. Проводя
один из своих экспериментов, Снайдер убеждал студентов
Университета Пердью в том, что «10 самых важных их
установок» были либо отличными от установок 10 000
студентов, либо идентичными им (Snyder, 1980). Когда они в
дальнейшем участвовали в эксперименте по конформизму, те из
них, кого экспериментатор «лишил возможности» чувствовать
себя уникальными, более активно отстаивали свое право быть
личностями и вели себя как нонконформисты. Когда же
участники другого эксперимента слышали, что кто-то из
испытуемых формулирует установки, идентичные их
собственным, они даже меняли свою позицию, чтобы
поддержать присущее им чувство уникальности.
«Когда я нахожусь в Америке, у меня нет ни малейшего
сомнения в том, что я – еврей, но я сильно сомневаюсь в том,
что я действительно американец. Приезжая в Израиль, я твердо
знаю, что я – американец, но у меня нет никакой уверенности в
том, что я – еврей.
Лесли Фидлер
, Скрипач на крыше, 1991»
Восприятие самого себя как уникальной личности
проявляется и в «спонтанной Я-концепции». Уильям Мак-Гуайр
и его коллеги из Йельского университета сообщают: когда детей
просят рассказать о себе, они предпочитают говорить о том, что
отличает их от окружающих (McGuire & Padawer-Singer, 1978;
McGuire et al., 1979). Дети, родившиеся в других странах, более
склонны, чем другие, к упоминанию места своего рождения.
Рыжие дети чаще, чем темноволосые и блондины, по
собственной инициативе говорили о цвете волос, а худые и
тучные – о своем весе. Дети, принадлежащие к национальным
меньшинствам, не забывали сказать о своей расовой
принадлежности. Точно так же мы острее осознаем свои пол,
когда находимся в окружении лиц противоположного пола (Cota
& Dion, 1986). Недавно мне пришлось побывать на
конференции, устроенной Американской психологической
ассоциацией; поняв, что из 11 участников 10 – женщины, я сразу
же вспомнил о своей принадлежности к мужскому полу. На
следующий день во время перерыва я пошутил, сказав, что
длинной очереди в мужскую туалетную комнату сегодня не
ожидается, чем привлек внимание своей соседки к тому, на что
она раньше не обратила никакого внимания, – на гендерный
состав участников конференции.
«Самоосознание – осознание человеком самого себя как «Я»
– возможно лишь при противопоставлении его чему-то
«другому», чему-то, что не является им.
К. С. Льюис
, Проблема
боли, 1940»
Принцип, говорит Мак-Гуайр, заключается в следующем:
«Индивид ощущает себя тем и настолько, в чем и насколько он
отличается от других». Следовательно, если я – «чернокожая
женщина в компании белых женщин, я склонна думать о себе
как об афроамериканке; если же я окажусь в компании
чернокожих мужчин, то цвет моей кожи отойдет на задний план,
и я стану больше осознавать тот факт, что я – женщина»
(McGuire et al., 1978). Это признание позволяет понять, почему
любое меньшинство склонно осознавать свое отличие и реакцию
на него окружающих. Большинство, значительно менее
осознающее свою расовую принадлежность, может считать
меньшинство «излишне чувствительным». Когда мне случается
быть в Шотландии, где мой американский акцент выдает во мне
иностранца, я постоянно помню о своей национальной
принадлежности и чувствителен к тому, как реагируют на нее
окружающие.
Даже если представители двух культур очень похожи, они все
равно обратят внимание на то, что отличает их друг от друга,
какими бы незначительными ни были эти отличия. Даже самые
несущественные расхождения способны вызвать насмешку и
стать причиной конфликта. Джонатан Свифт высмеял это
явление в своем романе «Путешествие Гулливера», описав
войну между «остроконечниками» и «тупоконечниками»,
разница между которыми заключалась в том, что первые
предпочитали разбивать яйца с острого конца, а вторые – с
тупого. В мировом масштабе разница между шотландцами и
англичанами, между представителями племен хуту и тутси,
между сербами и хорватами или между католиками и
протестантами, живущими в Северной Ирландии, невелика. Но
и небольших различий достаточно для того, чтобы разгорелся
большой конфликт (Rothbard & Taylor, 1992). Нередко
соперничество с другой группой тем сильнее, чем больше она
напоминает твою собственную.
«Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого
правила нет исключения.
Малколм Форбс
, «Форбс» [Журнал
деловых кругов, освещающий вопросы менеджмента и
определяющий критерии наиболее эффективного ведения
бизнеса. Основан Б. Ч. Форбсом (1880-1954) в 1917 г. Достиг
пика популярности под руководством его сына М. С. Форбса
(1919-1990). –
Примеч. перев.
]»
Ирония заключается в том, что, хотя никто из нас не хочет
быть «белой вороной», все мы похожи друг на друга своим
желанием быть «не как все» и вниманием к тому, в какой мере
нам это удается. Однако, как следует из результатов изучения
предрасположения в пользу своего Я (глава 2), нам нужно вовсе
не любое отличие, а только отличие «в правильном
направлении». Мы стремимся не к тому, чтобы просто
отличаться от среднестатистической личности, а к тому, чтобы
быть лучше её.
{
Отстаивание собственной уникальности.
Большинство из
нас, не желая сильно отличаться от окружающих, тем не менее
подчеркивают свою индивидуальность с помощью своего
собственного стиля или одежды}
Завершая рассмотрение такого феномена, как конформизм,
хотелось бы сказать несколько слов об экспериментальном
методе, использованном при его изучении. Ситуации, которые
создавались для этого в лабораториях, отличаются от ситуаций,
возникающих в реальной жизни. Часто ли нас просят оценить
длину отрезка прямой линии или наказать кого-либо ударом
электрического тока? Сходства между психологическими
процессами, протекающими в лабораторных условиях и в
реальной жизни, не больше, чем между горящей спичкой и
лесным пожаром, иллюстрирующими один и тот же процесс –
процесс горения (Milgram, 1974). Делая обобщения на
основании простого процесса – горения спички, мы должны
проявлять осторожность, потому что лесной пожар – явление
сложное. Однако контролируемые эксперименты с горящими
спичками могут дать нам такую информацию о процессе
горения, которую не могут дать наблюдения за лесными
пожарами. Аналогично и социально-психологические
эксперименты позволяют нам проникнуть в суть поведения и
выявить такие его стороны, которые трудно выявить в реальной
жизни. Экспериментальная ситуация уникальна, но то же можно
сказать и о любой социальной ситуации. Предлагая испытуемым
различные уникальные в своем роде задания и повторяя свои
эксперименты в разных странах и в разное время, исследователи
находят общие закономерности, скрытые внешними
различиями.
РЕЗЮМЕ
Повышенное внимание социальных психологов к силе
социального давления должно дополняться не менее
пристальным вниманием к силе личности. Мы не марионетки.
Когда социальное давление становится чрезмерным, в людях
нередко пробуждается потребность в реактивном
сопротивлении, и они начинают противодействовать
принуждению, чтобы сохранить присущий им дух свободы.