ВУЗ: Смоленский областной казачий институт промышленных технологий и бизнеса
Категория: Задание
Дисциплина: Моделирование систем
Добавлен: 19.11.2018
Просмотров: 3279
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
2. Порядок выбора варианта задания контрольной работы, сдачи и защиты контрольных работ
3. Требования к оформлению и содержанию контрольных работ
4. Задания контрольной работы и методические рекомендации для их выполнения
Краткие теоретические сведения для выполнения задания контрольной работы № 1
ПРИМЕР выполнения и оформления задания № 1 контрольной работы
Краткие теоретические сведения по теме задания
Краткие теоретические сведения
Краткие теоретические сведения
Краткие теоретические сведения
Sn — заняты все п каналов.
Уравнения Колмогорова для такой системы:
Решая эту систему уравнений, легко можно получить значения р0, p1, p2 и т.д.
Предположим, что на телефонную станцию поступает в среднем 1.5 заявки в минуту, а поток обслуживании имеет интенсивность, равную 0.5 заявки в минуту. Следовательно,
λ / μ = 3. Вероятность обслуживания поступившей заявки для n каналов:
г де
Среднее число занятых каналов:
Для трех каналов (n = 3) получим следующие результаты. Вероятность обслуживания заявки Q = 0.65, что составляет 65%. При этом среднее число занятых каналов N = 1.96, что составляет 65% от всех трех каналов. Соответственно 35% поступающих в систему заявок получают отказ.
Увеличим число каналов обслуживания до 4. Получим вероятность обслуживания заявки Q = 0.79, что составляет 79%. Вероятность отказа уменьшается до 21%. Вместе с тем число занятых каналов становится равным 2.38, что составляет 60% от всего числа каналов. Мы видим, что при сравнительно небольшом снижении процента занятых каналов (с 65% до 60%) происходит существенное увеличение вероятности обслуживания — с 65 до 79%.
В случае 5 каналов Q — 89%, процент занятых каналов — 53%.
В случае 6 каналов Q = 94%, процент занятых каналов — 47%.
Подведем итоги.
При увеличении каналов с 3 до 4:
-
количество занятых каналов снижается на 5 %;
-
вероятность обслуживания возрастает на 14 %.
При увеличении каналов с 4 до 5:
-
количество занятых каналов снижается на 7%;
-
вероятность обслуживания возрастает на 10%.
При увеличении каналов с 5 до 6:
-
количество занятых каналов снижается на 6%;
-
вероятность обслуживания возрастает на 5%.
Таким образом, в динамике мы видим, что увеличение каналов с 3 до 4 является оптимальным, так как при минимальном снижении числа занятых каналов наблюдается максимальный прирост вероятности обслуживания. Дальнейшее увеличение каналов невыгодно из-за простоев в них.
Задача № 3
На автозаправочной станции имеется одна колонка и площадка, на которой могут находится одновременно не более т автомашин. Если все места на площадке заняты, то очередная машина, прибывшая к станции, не останавливается, а проезжает мимо. Аналитически было выявлено, что на автозаправочную станцию в среднем в минуту прибывает поток машин с интенсивностью λ1, а поток обслуживания с интенсивностью μ определяется длительностью заправки.
Менеджеров интересуют вероятность отказа в обслуживании и среднее время ожидания в очереди в зависимости от мест в очереди т.
Решение
Данную задачу можно представить в виде одноканальной системы с ограниченной очередью. Число мест в очереди т. Если все места заняты, то очередная заявка, поступающая в систему, получает отказ. Граф состояний такой системы показан на рис. 21.
Рис. 21
Состояния системы:
S0, — канал свободен;
S1 — канат занят, идет обслуживание, но очереди нет;
S2 — канал занят, одна заявка стоит в очереди;
S3 — канал занят, в очереди стоят две заявки;
Sm+l — канал занят, в очереди стоят т заявок. Уравнения Колмогорова для такой системы:
Решая эту систему и вводя = λ/μ, получаем: вероятность свободного канала
где k = (1, 2, 3, … m+1)
Вероятность отказа pm+1.
Среднее число заявок в очереди:
где pk+1 — вероятность того, что в очереди стоят k заявок.
Среднее время ожидания в очереди: r/λ.
Предположим, что на автозаправочную станцию прибывает в минуту в среднем одна машина. Следовательно, λ = 1.
Предположим, что длительность заправки составляет в среднем 2 мин. Следовательно, μ = 1/2.
Таким образом, ρ = λ/μ = 2.
Если число мест в очереди т = 3, то вероятность отказа рт+1 , = 51,6%, а среднее время ожидания в очереди равно 2,1 мин.
Если число мест в очереди т = 6, то вероятность отказа рт+1 , = 50,2%. а среднее время ожидания в очереди равно 5 мин.
Видно, что если ρ > 1, то при больших т вероятность отказа стабилизируется, становясь равной (ρ — 1 )/ ρ. Чтобы существенно снизить вероятность отказа, необходимо (если нельзя уменьшить ρ) переходить к многоканальным системам.
Задача № 4
В порту с одним причалом выгружаются прибывающие суда. Аналитически известны интенсивность потока заявок λ и интенсивность потока обслуживании (разгрузка судов) μ. При этом может образоваться очередь.
Менеджеров, организующих работу порта, интересуют вероятности очередей размером k и вероятность отсутствия очереди.
Решение
Данную задачу можно представить в виде одноканальной системы с неограниченной очередью. Граф состояний такой системы показан ниже.
Рис. 22.
Состояния системы:
S0 — канал свободен (очереди нет);
S1 — канал занят (идет выгрузка одного судна), но очереди нет;
S2 — канал занят, в очереди стоит одна заявка;
S3 — канал занят, в очереди стоят две заявки;
…
Sk — канал занят, в очереди стоят (k — 1) заявок. Эта система характеризуется бесконечным числом дискретных состояний.
Вероятность обслуживания без очереди (состояние S0):
p0 = 1 - ρ
Вероятность очереди из (k — 1) заявок:
Если условие ρ < 1 не выполняется, то стационарный режим в рассматриваемой системе не устанавливается: очередь при t → ∞ растет неограниченно.
Задача № 5
Имеется инструментальный склад, обслуживающий несколько цехов фирмы. Аналитически известны интенсивность потока требований на инструмент λ и интенсивность потока обслуживании μ за смену. Известны также потери в единицу времени: от простоя в очереди — п усл. ед., на содержание кладовщика — т усл. ед.
Менеджеров, организующих производственный процесс, интересует среднее время ожидания обслуживания и среднее время обслуживания при разном количестве кладовщиков s инструментального склада. Также важно найти оптимальное количество кладовщиков с учетом затрат в единицу времени на простой в очереди и на содержание кладовщика.
Решение
При работе одного кладовщика данную задачу можно представить в виде одноканальной системы обслуживания с неограниченной очередью:
При ρ > 1 очередь растет неограниченно.
При ρ < 1 имеем следующие показатели.
Вероятность отсутствия очереди:
Вероятность
очереди из (k
— 1) заявок:
Среднее время ожидания обслуживания:
Среднее время обслуживания:
При работе s кладовщиков задачу можно описать как многоканальную систему с неограниченной очередью.
Если ρ/s < 1, то существуют финальные вероятности.
Если ρ/s ≥ 1, то очередь растет до бесконечности.
При этом ρ может быть больше 1.
Предположим, что условие (ρ/s) < 1 выполнено. Тогда вероятность
Среднее число заявок в очереди:
Среднее число заявок в системе (с учетом уже обслуживающихся заявок):
Среднее время пребывания заявки в очереди:
Среднее время пребывания заявки в системе:
Предположим, что затраты в единицу времени на простой составляют 7 усл. ед., а на содержание одного кладовщика 5 усл. ед. Тогда получим следующие результаты при разном количестве кладовщиков (полагаем, что λ = 1.6, μ = 0.9, ρ = =1.77).
При s = 2: Тс = 5.11, общие затраты 7x 5.11 + 5x2 = 45.77 усл. ед.
При s = 3: Тс = 1.42, общие затраты 7х 1.42 + 5x3 = 24.94 усл. ед.
При s = 4: Тс = 1.17, общие затраты 7х 1.17 + 5 х 4 = 28.19 усл. ед.
Видно, что с экономической точки зрения выгодно держать на складе трех кладовщиков.
ЗАДАНИЕ 3
Тема: Применение метода декомпозиции при исследовании и проектировании сложных систем. Функциональные модели систем.
Варианты заданий
Задание: Применить методику декомпозиции, выделить основные функции системы, указанной в задании соответствующего варианта. Результаты декомпозиции представить в виде SADT (IDEF0) – диаграмм не менее двух иерархических уровней. Выполнить задание курсовой работы можно с помощью CASE – средства BPwin Computer Associates (взять инсталляцию можно в лабораториях кафедры «Информатизации и управления ВФ МГУТУ»), или построение SADT – диаграмм можно выполнить с помощью MS Visio или MS Word, соблюдая нотации указанного типа диаграмм.
Вариант № 1. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления маркетингом на предприятии.
Вариант № 2. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления вычислительной системой и телекоммуникациями предприятия или организации.
Вариант № 3. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления производственными запасами предприятия или организации.
Вариант № 4. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления основными производственными фондами предприятия.
Вариант № 5. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы учёта и управления транспортными средствами предприятия или организации.
Вариант № 6. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления движением денежных средств в Сберегательном (коммерческом) банке.
Вариант № 7. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы ведения документооборота на предприятии или в организации.
Вариант № 8. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы ведения государственного учёта автотранспорта (органами дорожно – транспортной службы РФ).
Вариант № 9. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы ведения документооборота регистратуры городской поликлиники.
Вариант № 10. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы ведения документооборота, сопровождающего учебный процесс в высшем учебном заведении.
Вариант № 11. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы ведения документооборота по страховой деятельности в страховой компании.
Вариант № 12. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления персоналом некоторого предприятия (организации).
Вариант № 13. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы ведения документооборота, сопровождающего оказание услуг организацией, предоставляющей услуги мобильной связи.
Вариант № 14. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы ведения документооборота, сопровождающего оказание услуг организацией, предоставляющей услуги связи и телекоммуникации.
Вариант № 15. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы планирования строительных и других виды работ, разработки соответствующей документации.
Вариант № 16. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления технологическими процессами предприятия.
Вариант № 17. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы ведения документооборота, сопровождающего учёт предоставления и оплаты коммунальных услуг.
Вариант № 18. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы учёта товарно – материальных ценностей на предприятии оптово – розничной торговли.
Вариант № 19. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления издержками производства определённого вида продукции.
Вариант № 20. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы ведения документооборота, сопровождающего учёт реализованной электроэнергии предприятием энергосбыта.
Вариант № 21. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления качеством продукции предприятия.
Вариант № 22. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления основным (вспомогательным) производством некоторого предприятия.
Вариант № 23. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления финансовыми потоками предприятия.
Вариант № 24. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления сбытом продукции предприятия.
Вариант № 25. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления оперативным планированием деятельности предприятия.
Вариант № 26. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы разработки управленческих решений по вопросам кредитования клиентов в коммерческом банке.
Вариант № 27. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления стратегическим планированием деятельности предприятия.
Вариант № 28. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления производственным потенциалом предприятия.
Вариант № 29. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы управления торговой деятельностью предприятия оптово - розничной торговли.
Вариант № 30. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы планирования и управления загрузкой производственных мощностей.
Вариант № 31. Применить методику декомпозиции и методы структурного подхода, выделить основные функции системы организации и управления информационными ресурсами предприятия.
Список тем не является окончательным. Он может быть изменён или дополнен преподавателем в соответствии с пожеланиями или предложениями студентов.
Краткие теоретические сведения
На сегодняшний день в программной инженерии существуют два основных подхода к разработке программных продуктов и АИС, принципиальное различие между которыми обусловлено разными способами декомпозиции систем. Первый подход называют функционально – модульным или структурным. В его основу положен принцип функциональной декомпозиции, при котором структура системы описывается в терминах иерархии её функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами.
Базовыми принципами структурного подхода являются:
- принцип «разделяй и властвуй»;
- принцип иерархического упорядочения;
- принцип абстрагирования;